Металл

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Жанры метала в виде его поклонников (веб-комикс «Кожа да Кости»).[1]

У нас на сайте также есть статья про фэнтезийные металлы.

«

They can't stop us
Let 'em try
For heavy metal
We will die!

»
— Manowar, «Die for Metal»

Black Sabbath. Те, кто этот самый металл и придумали

«

Raise your horns
The volume to the right
Heavy in the morning
Metal in the night

All we pray, for metal we will die
Metal in the morning
Metal in the night

»
Powerwolf, «Catholic in the Morning… Satanist at Night»

Мéтал или метáлл — один из самых популярных жанров рок-музыки, да и музыки вообще: он одновременно достаточно необычен для обывателя и прост для восприятия. В сравнении со многими современниками жанр этот вполне еще молод. Сформировался он на основе блюз-рока в конце 1960-х годов, а название его — эффектный газетный эпитет, данный критиками творчеству группы Sir Lord Baltimore. Пусть ответы на вопрос «Кто первый из западных исполнителей заиграл этот жанр?» останутся за Википедией и поклонниками жанра, нас же, в первую очередь, интересуют жанровые особенности.

См. также Металл — это круто!, Крутая металлическая песня.

Что есть в метале[править]

  • «Стандартный» состав музыкального коллектива, как правило, пять человек: ритм- и соло-гитаристы, бас-гитарист, барабанщик и вокалист. Вопреки расхожим стереотипам о «вокалистах-фронтменах», наиболее значимая роль в группе, как правило (но не всегда), принадлежит соло-гитаристу. Вокалист же, как правило, на других инструментах не играет, но здесь есть масса исключений. Это и есть базовый состав, с которым можно играть крутые металлические песни.
    • Вокалист, который ни на чём кроме голоса не играет, вообще тоже нередко на концертах выполняет роль фронтмена: бегает по сцене, показывает «козу», кушает летучих мышей, пародирует соло-гитариста (изображая игру на микрофонной стойке) и источает пафос. А у некоторых групп устраивает настоящий цирк со смертельными номерами, акробатикой и клоунадой (в данном случае на концерт вообще ходят не ради вокала).
    • Часто встречается случай, когда у гитаристов в группе нет четкой специализации, и оба гитариста (или три, как в случае Iron Maiden) играют и ритм-, и соло-партии по необходимости.
    • А так в группе могут участвовать и клавишник, и ди-джей, и духовик, да и вообще, чем черт не шутит, целый симфонический оркестр!
    • Можно и вообще обойтись без «классических» инструментов метала: например, группа Van Canto, в которой как-то пел Йоаким Броден, использует лишь барабанную установку, предпочитая звучание гитар и прочих инструментов изображать с помощью вокалистов, а группа Apocalyptica вместо гитар играет на виолончелях.
  • Основное музыкально-техническое отличие метала от других жанров рок-музыки — эффект «дисторшн», когда амплитуда входного сигнала гитар резко ограничивается за счет электронного оборудования. В итоге звук слышится «перегруженным». То самое «Вжжжж» с долгим затуханием — это именно оно.
    • Помимо дисторшна применяются еще «овердрайв» (более «мягкое» амплитудное ограничение, когда входящая синусоида обрезается не ровно, а плавным скруглением), и «фузз» или «фазз» (эффект, почти аналогичный дисторшну, но сигнал обрезается еще сильнее, до «квадрата»). Последний был впервые получен в только-только тогда разработанных транзисторных усилителях, в то время как первые два возможны и в ламповых.
  • Ритм-гитарист, басист и барабанщик составляют ритм-секцию. Соло-гитарист имеет большую свободу действий, поэтому за все «мелодические» музыкальные партии отвечает именно он. А гитарное соло так вообще считается главным кульминационным моментом металлических песен.
  • Стандартный размер композиции — около пяти минут, поэтому на радио многие металлические композиции приходится либо обрезать, либо прерывать. Впрочем, многие жанры (например прогрессив-метал) допускают и десяти-пятнадцатиминутные песни, лишь бы сюжет позволял. А такие стили метала, как Doom, Funeral Doom и в особенности Drone Doom (который впрочем к металу имеет отношение весьма опосредственное), в этом смысле выжимают педаль в пол. Песня продолжительностью по полчаса, а то и по часу для этих жанров — обычное явление.

Распространённые штампы и стереотипы[править]

Все металлисты — брутальные патлатые качки[править]

Как говорится, на вкус и цвет! На самом деле, такая условность ранее соблюдалась в хэви-метале и многих «классических» (трэш, пауэр) и «экстремальных» (блэк, дэт) жанрах, а сейчас исполнители стали гоняться за веяниями моды. Впрочем, исполнители симфо- и готик-метала скорее больше стараются походить на лощеных аристократов, альтернативщики — на пропирсованных пацанов с раёна, фолк-металлисты одеваются в «народном» стиле тех этногрупп, под которые они косят. Да и блэк-металлисты, особенно оккультного или сатанинского рода стараются походить больше не на викингов, а на демонов, мертвецов или мраккультистов. В последнее время многие металлисты вообще выглядят как хипстеры с ближайшей улицы. Однако, так или иначе, большинство музыкантов в дресс-коде старается следовать как минимум одному правилу из классической триады «black, denim & leather».

Отдельный разговор — японские металисты. Нет, слушатели там в основном одеваются так же, как и на Западе, но вот музыканты часто трапуют, одеваясь в вычурные платья или вообще нечто невообразимое. Хорошие примеры — Мана, гитарист Malice Mizer и Moi Dix Mois, и виртуоз Хидзаки, игравший в Versailles и Jupiter.

Кстати, представительницы прекрасного пола среди металлистов тоже не такая-то уж и редкость и далеко не все эти барышни являются брутальными и суровыми бой-бабами, рычащими и рявкающими совсем как мужчины (см. пункт ниже). Финны Nightwish с Тарьей и другие симфоник-метал-группы, у которых на вокале именно девушки с мелодичным сопрано, не дадут соврать.

Основной способ исполнения вокальных партий — хриплый рык в микрофон[править]

Скорее, уже зависит от конкретного поджанра. Например, большинство хэви-металлистов поют достаточно высоким голосом, трэшеры — крутым баритоном, а исполнители околосимфонических жанров (симфоник-метал, готик-метал, пауэр-метал) вообще не чураются академического вокала. И вообще, слышали бы вы альбомы Rhapsody of Fire и последние альбомы Angra. Это металл. С прекрасным верхним тенором.

Что касается «хрипящего» вокала, то его можно разделить на скриминг (высокий хриплый крик) и гроулинг (рычащий диафрагмальный бас), причём у того и другого полно вариантов разной степени визгливости и сиплости. Вот, к примеру, вариации на тему скрима: сиплый и спокойнее обычного — грим; волчьи завывания — шрайк; сухое воронье карканье — кроукинг; очень высокий, на фальцете — фальцет-скриминг («вампирский» скрим, «Cradle of Filth» хороший пример); злобное резкое хрипение — харш; визгливые вопли а-ля «я у мамы эмо-кид» — скримо.

Кроме того, не любая музыка, где есть тяжёлые гитары и резкий вокал, автоматически становится металлом. Многочисленные разновидности хардкора, к примеру, бывают даже потяжелее и побрутальнее.

Все песни в метале — на «суровые» тематики[править]

Тоже чисто жанровая условность, а то и особенности творчества одного и того же коллектива. Например, те же Sabaton не всегда пели об истории войн и великих сражений, а Rammstein — тролльские опусы на сексуальную тематику. Вообще в классических стилях метала (хэви, пауэр, отчасти прогрессив) принято, чтобы в альбоме была хотя бы одна баллада, опционально о любви, но можно и еще о чем-нибудь возвышенно-печальном. А еще многих металистов хлебом не корми, дай пофилософствовать. Причем это подчас свойственно даже для достаточно «брутальных» стилей вроде death и black metal. Да и вообще, о тематическо-сюжетном вопросе в метале лучше расскажет расположенный ниже прикол.

Все металлисты — сатанисты![править]

Разве что самые упоротые из блэкарей, у большинства даже в блэке зачастую сатанизм показной и стёбный. Мало того, существует не то что прохристианский металл (к примеру, отечественный «Чёрный Кофе»), но и вовсе металл в исполнении священнослужителей (яркий пример — Fratello Metallo). Есть даже и такой стиль, как unblack, aka христианский блэк — тот же грохот и хрип, только вместо аццкого сотоны воспевают его вечного соперника — Пиита Неба и Земли.

Тексты в метале примитивны и вторичны по отношению к музыке[править]

Зависит от конкретного исполнителя. Некоторые и впрямь не особо заморачивались, иные — очень даже наоборот. Например, у Cradle of Filth, особенно ранних, что ни текст — так целая поэма, написанная возвышенным слогом с кучей редких словечек. Правда, разобрать все это великолепие в истошном скриме Дэни — задача малореальная даже для англичанина, потому на всевозможных «сайтах о тяжелой музыке» (таковых было много в нулевые) раздел с текстами песен был зачастую одним из самых важных. Многие металхэды девяностых-нулевых благодаря этому даже неплохо выучили английский язык.

Метал — американский жанр[править]

Мимо. Отцы жанра почти все были британцами (название «The New Wave of British Heavy Metal» как бы намекает). В девяностые звание «самых металлических наций мира» закрепилось за скандинавами, финнами и немцами, а Восточная Европа доказала, что может в отличный folk и pagan, а также black (поляки из Behemoth, особенно их вокалист пан Адам «Nergal» Дарский, были одними из самых обсуждаемых и популярных лиц в жанре в нулевые). Очень своеобразна, богата и самобытна японская метал-сцена.[2] В США культовых и просто хороших исполнителей хватает во всех жанрах от power, heavy и thrash до brutal death metal-а (Metallica, Slayer, Manowar, Iced Earth, Dream Theater, Symphony X, Kamelot, Nile, Cannibal Corpse), но в крошечной Финляндии, где живет меньше населения, чем в одном Нью-Йорке, известных метал-групп намного больше.[3] Стереотип происходит, видимо, из-за того, что в девяностых и нулевых многие юные отечественные металисты, пресытившиеся «Арией», начинали слушать западную музыку с Nirvana (которые вообще гранж, а не метал) и Metallica (к этим претензий нет, но все же). И из-за того, что весь этот интернационал поет в основном по-английски, родного языка не чуждаются разве что в странах с достаточно большим населением и следовательно, развитым внутренним рынком (Германия, Япония, Россия).

Пятиминутка юмора[править]

Рыцарь-металлист и его меч:

  • Хэви-металлист: я возьму меч и пойду воевать за свою свободу!
  • Трэш-металлист: я возьму меч и пойду наказывать им угнетателей!
  • Спид-металлист: я возьму меч и буду крутить-вертеть финты им быстро-быстро!
  • Пауэр-металлист: я возьму этот прекрасный меч из алмазной руды и сражусь со свирепым драконом!
  • Симфо-металлист: мой меч изящен и утончён, «поёт», когда я машу им в воздухе. Он прекрасен!
  • Готик-металлист: я возьму меч и пойду воевать на дуэли за сердце своей возлюбленной!
  • Прогрессив-металлист: мой меч уникален и неповторим. Ни один кузнец больше такого не создаст!
  • Фолк-металлист: к черту твой меч, дружище! У меня есть отличнейшая дубина!
  • Пейган-металлист: Я возьму меч и обагрю его чужой кровью во имя богов!
  • Альтернативщик и нью-металлист: мой меч новый. Новый меч — это круто, мазафака! Все старые мечи — отстой!
  • Индастриал-металлист: я возьму свой меч и буду бить им по трубам, рубить провода и шуршать по стенам!
  • Металкорщик: я возьму свой меч и пойду с ним тусить с девчонками!
  • Дэткорщик: я возьму свой меч и пойду с ним на разборки!
  • Дум-металлист: у меня чудовищная депрессия. Ах, как страшно жить! Мой меч — голова моя с плеч!
  • Блэк-металлист: я возьму свой меч и пойду воевать с христианами!
  • Дэт-металлист: я возьму свой меч и пойду воевать со всем миром!
  • Викинг-металлист: я возьму свой меч, погружу его в тело христианина, а сам после смерти попаду в Валхаллу!

Поджанры и их особенности[править]

10 жанров металла за 3 минуты

Основная проблема металла как направления — крайне запутанный генезис жанров и их размытые музыкальные характеристики, благодаря которым ту или иную группу можно отнести к совершенно разным жанрам, и именно поэтому жанровая принадлежность команд — одна из основных тем для… эээ… обсуждений среди слушателей. Вообще иногда авторы шутки ради дают получившейся у них неведомой зверушке название вроде «блэк-дэт-дум-готик-грайнд-чёртегознает-метал», намекая на то, что, как говорил БГ, «Стиль — дело девятнадцатое, а мы музыку делаем». А бывает, что сделавшие себе имя как мастера одного жанра музыканты решают сменить стиль, что тоже вызывает путаницу (Theatre of Tragedy, например, или The Kovenant[4]). Здесь же мы постарались разложить жанры со своими особенностями и коллективы по полочкам. Что касается названий поджанров, то традиционно имя основного жанра пишется на втором месте, то есть, дэт-дум — это утяжелённый дум, а дум-дэт — это приготнённая дэзня. «Бит-бум — это, конечно, не бум-бит», как пел Мумий Тролль.

Примерное представление о том, как звучат те или иные жанры металла, можно получить из прикрепленного видео.

Классические жанры[править]

Iron Maiden — The Trooper. Хэви-метал из Палаты мер и весов

Второй канонический эталон хэви-метала. Judas Priest — You've got another thing comin'

Slayer - Hell Awaits. Трэш

  • Хэви-метал — альфа и омега жанра. Всему металу голова и сердце. Тот самый жанр, где «пять человек с гитаристом во главе». Возник из британского хард-рока начала 1970-х, хотя иногда указывается, что основные признаки стиля (перегруженные гитары, гудящий бурдонный бас, синкопированный ритм барабанов) появились еще в песне Ticket To Ride небезызвестных «жуков». Тем не менее, прародителями хэви-метала называют едва ли не Deep Purple на пару с Led Zeppelin, хотя сейчас их творчество и относят почти исключительно к хард-року. Часто, чтобы не разжигать холивары на тему, все подобные группы «переходного» стиля именуют общим названием «хард-н-хэви». А вот кого можно, пожалуй, по-настоящему назвать хэви-металлической командой из тех времен, так это Black Sabbath.
    Примерно тогда же возникают группы Judas Priest, Uriah Heep, параллельно с ними в США — KISS, Alice Cooper и другие, и хэви-метал приобретает узнаваемые черты: средний темп, тяжелые мелодичные риффы, высокий вокал, разнообразная тематика лирики (от Апокалипсиса до любви), и т. д.
    Позднее набравший популярность панк потеснил хэви-метал со сцены, но через несколько лет возникло течение «Новая волна британского хэви-метала», ярким представителем которой является, например, Iron Maiden. На рубеже XX—XXI веков классический хэви постепенно начал брать элементы из других жанров, особенно пауэр-метала, и у некоторых групп смешался с ним до неразличимости (получившийся гибрид так и называют — хэви-пауэр).
    • Спид-метал — в классическом варианте, являл собой просто ускоренный хэви, но позднее к нему стали примешиваться мелодизм партий, преимущество высоких вокальных партий, более агрессивная тематика текстов. Именно от этого жанра впоследствии родились два нижестоящих: трэш унаследовал от спида агрессивность и экспрессию, а пауэр — мелодичность и техничность.
      Основные представители: ранние Helloween, Gamma Ray, Grave Digger, Rage, а также — советская группа «Круиз» времён Валерия Гаины. В настоящее время в чистом виде жанр почти не встречается.
  • Трэш-метал — жанр возник в результате жутковатого мезальянса ускоренного хэви-метала (спид-метал) и хардкор-панка[5][6]. Название происходит не от слова «trash», сиречь «мусор», как можно было бы подумать, а от слова «thrash» — «молотить». Собственно, это слово и описывает его как жанр: обычно высокая скорость исполнения, быстрые низкочастотные риффы, пальцеломные сольные «запилы» на высоких ладах, практически повсеместное использование двойной бас-бочки, для чего барабанщики играют на установках с двумя бас-барабанами или карданом, и обычно агрессивный низкий вокал. Тексты обычно политические, социальные, философские, военные или антивоенные, любовной лирики мало или совсем нет.
    Из основных представителей нельзя не отметить так называемую Большую четверку американского трэш-метала: Metallica, Megadeth, Slayer и Anthrax, «большую тройку» из Германии (Kreator, Destruction, Sodom) и раннюю Sepultura (первая всемирно известная метал-группа из Латинской Америки, между прочим). По мнению многих фанов, Металлика давно уже не трэш, ибо «продалась». А Sepultura сменила жанр на грув и ню-метал уже в конце девяностых. В России в этом жанре играли группы «Мастер», «ЭСТ», «Шах», «Фронт», «Кувалда» и, прости Г-споди, «Коррозия Металла».
    • Грув-метал — изначально должен быть в альтернативе, но данный жанр восходит именно к трэшу. Грув-метал — это подвид трэша, характерной особенностью которого является куда более медленный темп и синкопирование, приводящие к возникновению, собственно, эффекта т. н. грува (по-русски, кача), из-за чего именно грув-метальные песни чаще всего попадают в символические «try not to headbang challenge». Традиционно принято считать, что данный жанр рожден стараниями группы Pantera и Даймбэга Даррелла в частности, которые перешли в своей пластинке «Cowboys from Hell» от глэма к своему наиболее известному звучанию. Также именно этот жанр повлиял на появление как ню-металла, так и разновидности прог-металла джента. Известные коллективы: Pantera, Damageplan (второй проект Даррелла), Lamb of God, Machine Head, Five Finger Death Punch. В России в этом жанре работает, например, Багира.
    • Кроссовер-трэш, или просто кроссовер — пограничный жанр, ядерная смесь стрит-панка или хардкора и трэш-метала. Как правило, быстрее, чем обычный трэш, и тяжелее, чем панк. Яркие представители — Exploited, Toxic Holocaust, Municipal Waste, D.R.I, «Коррозия» времен первых четырех альбомов с Боровом.

Blind Guardian - Mirror Mirror. Эталон пауэра по Толкину.

.

  • Пауэр-метал. Говорим «Пауэр-метал» — подразумеваем фэнтези, тяжёлый мифрил, бодрые «запилы» гитары в сочетании с симфонической музыкой. Да и вообще, все сказочно-романтическое средневековье с драконами и эльфами. Конечно же, этим жанр не ограничивается. Основные его особенности — быстрые, мелодичные риффы, усложненные гитарные партии, чистый, зачастую академический вокал. Нередки живые концерты в сотрудничестве с симфоническими оркестрами. Подвид жанра Неоклассик-метал вообще только на гитарных партиях и держится. Пауэр отпочковался от хэви и спид-метала во второй половине восьмидесятых трудами таких исполнителей, как Helloween, Gamma Ray, Blind Guardian, Stratovarius, Running Wild, Rage. Что до неоклассического пауэр-метала, то его отцом является шведский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин.
    Музыканты, исполняющие пауэр-метал, очень любят яркие, фантастические сюжеты с мистикой и тоской по романтичным эпохам. Отсюда — большая любовь к творчеству Профессора и всему фэнтези в целом. Помимо фэнтези в большом почете оказываются различные сцены сражений, как вымышленные, так и реальные (шведские баталисты Sabaton, японские поклонники Французской Революции Versailles, австрийские фанаты плащей, шпаг и романтики парусов Serenity не дадут соврать), причем в самом что ни на есть героическом ключе.
    За сочетание сравнительной легкости и любви к «сказочкам» вместо обличения социальных язв и пощечин общественному вкусу был когда-то одним из самых презираемых жанров среди суровых андеграундных любителей блэка и дэза, от которых получил прозвища «flower metal» и «gay metal». К счастью, сами по себе эти радикальные товарищи составляли крикливое меньшинство. Жанр зародился в Германии, где очень любим и поныне. С течением времени выделились, так сказать, «школы» пауэра — немецкая, финская и, внезапно, итальянская. А ещё есть т. н. «американский пауэр-метал», который был одним из самых ранних проявлений жанра и который больше похож на мелодизированный и утяжелённый хэви, чем на более привычный нам европейский пауэр. Именно к нему относятся такие тяжеловесы, как Manowar и Iced Earth.
    Основные представители: Blind Guardian, Hammerfall, Helloween, Gamma Ray, Stratovarius, Rhapsody (of Fire) и её многочисленные производные, Powerwolf, DragonForce (которых иногда приписывают к спид-металу) ранний Nightwish, Sabaton, Versailles, Kamelot, Эпидемия, Catharsis.
  • Глэм-метал. Возник в конце 70-х-начале 80-х на Западном побережье США. Под этим названием объединяют довольно разные группы, играющие в очень отличных друг от друга стилях: от полупопсового харда aka AOR до вполне себе хэви и спида. Жанр сочетает в себе элементы панка, а также сложные хуки и гитарные риффы, позаимствовав в то же время эстетику глэм-рока 1970-х. Главная отличительная черта исполнителей — имидж и тематика песен. Глэммеры отличаются тягой к эксцентричности, театральности, сексуальной раскрепощённости, что отражалось и в их ярких, вызывающих сценических образах, и в текстах песен, часто посвящённых любви, сексу, вечеринкам, веществам и прожиганию жизни — знаменитый девиз рокеров «Секс, наркотики, рок-н-ролл» относился к глэммерам более, чем к кому-либо[7]. Самый популярный жанр метала и рок-музыки вообще в США до начала 1990-х (за что был люто ненавидим и презираем всеми остальными металлистами, особенно трэшерами[8] и хардкорщиками, похлеще, чем сейчас они презирают альтернативу; с другой стороны, сами глэммеры чаще всего и не считали свою музыку металом, предпочитая говорить, что слушают рок-н-ролл или хард-рок), потом его резко сместил с музыкального Олимпа гранж (а заодно он, как и альтернатива в целом, практически вогнал в андеграунд весь метал как таковой). Основные представители того периода: в США — Van Halen (по сути, основоположник жанра), Quiet Riot, Bon Jovi, Twisted Sister, Motley Crue, Cinderella, WASP, Ratt, Firehouse, в Европе в этом жанре работали Def Leppard, Scorpions, Bonfire и Europe, а от Советского Союза можно выделить Gorky Park, Диалог и Рондо. Но, хотя с началом 90-х глэм-движение на Западе потухло, в это же время жанр обрёл бешеную популярность в Японии, которая не стихает и по сей день: такие группы как X Japan, Color и другие, знакомы каждому любителю метала из Страны восходящего солнца.
    • Кроме того, годов так с 2010-х глэм обрёл некоторую «вторую волну» популярности в скандинавских странах — такие группы, как Reckless Lovе, Battle Beast и H.E.A.T., подхватили знамя и держат его по сей день.

«Пограничные» жанры[править]

Жанры, где металл смешивают с чем-то ещё.

Therion - To Mega Therion. Симфоник-метал

  • Симфоник-метал — жанр, производный от пауэра, только здесь основной упор сделан на симфонической составляющей, причем партии симфонистов четко вписаны в партитуру, а не являются фоновым сопровождением. Поэтому здесь правят бал средний и медленный темп, а вот столь популярный в пауэре шред и прочее гитарное рукоблудие в симфе — гости нечастые. Инструменты могут быть использованы самые разнообразные, вплоть до приведенного на сцену симфонического оркестра с дирижером, но ввиду дороговизны такого живого исполнения большинство музыкантов используют уже готовые аранжировки или же поручают имитацию оркестрового звучания клавишнику.
    С тематической составляющей жанра тоже не все так просто. Это могут быть типичные для пауэра фэнтезийные сюжеты, стилизованные под поэмы, мифы и легенды народов мира, любовные истории, а то и исторические события. Отсюда и ещё одна фишка жанра — концептуальные альбомы.
    За ещё одну ключевую особенность — мощный и чистый академический вокал (как правило, женский) — симфоник иногда шутливо называют «opera metal» («оперный металл»).
    Известные исполнители: Therion (отцы стиля), поздний Nightwish и их экс-вокалистка Тарья Турунен, Leaves Eyes, Xandria, Apocalyptica, Trans-Siberian Orchestra, Epica, какое-то время Within Temptation (на альбомах 2000-х).

Классики готик-метала Type O Negative

  • Готик-метал — родня предыдущего, но происходит от дум-метала и готик-рока. Готик-метал и симфоник-метал тесно связаны — многие исполнители переходили туда-сюда или играли нечто среднее, но различия между ними существенные. Это и большая «задумчивость» и «камерность» звучания, меньшие торжественность и пафос, и сильная негласная любовь в большинстве своем к клавишным симфоническим инструментам — органу, клавесину, фортепиано (в то время как «симфонисты» предпочитают духовые и струнные), церковным хорам, минорному тону и… электронному шуму. Вокал может быть как академическим, так и эстрадным. Еще одна «фишка» этого жанра — вокальные пары «красавица и чудовище», когда академический женский вокал (чаще всего, сопрано, комбинируется с мужским гроулингом или басом. «Красавицей» в паре может быть и тенор.
    Если вы любите песни о трагичной, и не только, любви — этот жанр для вас. Найдутся у него поклонники и среди любителей мистики и дарк-фэнтези, а то и просто мрачных и загадочных пейзажей.
    Жанр появился в Британии, очень любим в Центральной и Северной Европе, бешено популярен в Японии[9] и Мексике. Основные исполнители: Lacrimosa, Type O Negative, Tiamat, Theatre of Tragedy, The Sins of Thy Beloved, Moonspell, Paradise Lost, Within Temptation (только первый альбом).

С этого начинала каждая вторая девушка-готка или металлистка в нулевые.

    • В литературе соответствует, как не сложно догадаться, Готика. Оттуда же позаимствованы многие элементы вроде эмоциональности, преобладающего мотива грусти, церковные инструменты и т. п.
    • Для тех, кому чистый готик-метал кажется слишком сложным и занудным, были группы, игравшие его с прикрученным фитильком. Как правило, структура песен у них проще, и вообще музыкально они ближе к глэму образца KISS или X-Japan, альтернативе или утяжеленному gothic rock, но, тем не менее, имиджевая и смысловая окраска — тематика самоубийств, роковой любви, вампиров, оборотней и прочей мистики присутствует в полном объеме. Кодификатор — H.I.M, определявшие свой жанр как «love metal». Другие заслуживающие внимания исполнители — Sentenced, To\Die\For, Charon, The 69 Eyes (эти особый случай: смешали вокал и мелодику готики с гитарными запилами и сексуальностью а-ля хэйр-метал 80-х). Жанр играли в основном в Финляндии (все вышеперечисленные группы — финские), но из не-финнов интересны, к примеру, — тернопольцы Холодне Сонце. Эти исполнители были крайне популярны у молодых девочек-«готок» в нулевые, которые обожали записывать их в «тру-готику» наравне с альтернативщиками Rasmus и Evanescence («Хим и Расмус» — это отдельный мем тех времен). Из-за этого их часто презирали трушные металисты, но это они зря. Исполнители-то сами по себе хорошие.

Dream Theater - Metropolis Part 2: Scenes From a Memory. Весь альбом, прогрессив иначе слушать бессмысленно

  • Прогрессив-метал — один из самых сложных для исполнения жанров. Возник путем добавления металлических элементов в прогрессив-рок, перенял и усугубил все особенности оного. Как результат — сплошь и рядом встречаются нечётные размеры, смены темпа и ритма, зубодробительные пассажи на гитаре, барабанщик работает как две психованные драм-машины, скрещенные с пулеметом, инструмент басиста-прогрессивщика должен иметь ноль ладов и никак не менее шести струн (шутка)[10], сами песни могут иметь невероятную длительность и сложную внутреннюю структуру (штамп про 26-минутное гитарное соло). Как шутят металлисты, «если каждый из музыкантов в коллективе играет что-то свое, но эта отсебятина поразительным образом гармонирует с музыкой их коллег, то это настоящий прог-метал»[11].
    Ввиду особой любви прогрессивщиков к концептуальным альбомам, многие песни без «бэкграунда» в сюжетно-тематическом плане бывает сложно воспринимать. Как правило, это могут быть эпические поэмы, мини-байопики, опусы с обсуждением извечных философских вопросов.
    Родина жанра — Соединенные Штаты. Известные представители: Dream Theater, Opeth, Symphony X (у этих прогрессив смешан с пауэром), Lateralus, Ayreon, Tool, Leprous.
  • Неоклассический метал — другой не менее сложный жанр, вобравший в себя ценности и идеалы классической музыки. Зачастую может быть смежным с симфоник-металом, из-за вцелом одинаковых инструментов для построения композиций, но имеющий существенные отличия. Главные — это стилизация треков под классическую музыку с соответствующим звучанием: многочисленные гармонии, манера игры на гитаре, подобная музыке эпохи барокко и общая сложность в построении мелодий. В чистом виде жанр встречается редко. Примеры: Ингви Мальмстин, Пол Гилберт, Galneryus (совмещен с пауэр-металлом), Symphony-X (аналогично).

Finntroll

  • Фолк-метал — представьте, что вместо симфонического оркестра в группе появляется народный ансамбль, исполняющий музыку на старых добрых этнических инструментах (могут быть волынки, укулеле, лиры, различные духовые и струнные инструменты, но в особом почете — скрипки) а вокалист для исполнения своих партий ни с того ни с сего начал использовать традиционные техники пения. Вот он, фолк-метал!
    Поскольку этносов, которые хотят металлизироваться, на нашей планете много, сам этот жанр чертовски эклектичен. Несмотря на это, наиболее устойчивыми видами сего жанра считаются ориентал-метал (Ближний Восток), келтик-метал (Ирландия и Шотландия), слав-метал (Славянские страны) и латин-метал (угадайте, что), так же имеет несколько отделившихся коллективов, такие как паган-метал и викинг-метал, многие их них настолько похожи что их причисляют сразу к нескольким из этих жанров.
    Основные исполнители: Subway to Sally, Tanzwut, Cruachan, Melechesh, Kranium, Eluveitie, Finntroll, Korpiklaani, Mago de Oz, Аркона, Волколак, Грай, Alestorm (у этих фолк с вкраплениями пауэра), Orphaned Land.

Аркона. Да, одна из ведущих паган-метал групп мира - наши соотечественники, и они бешено популярны в Европе

  • Паган-метал — то, что написано на упаковке. Подвид фолк-метала, где акцент сделан на язычестве и борьбе с христианством, часто включает элементы NSBM (National Socialist Black Metal), а также просто блэк-метала, такие как экстремалный вокал и агрессивные тексты с сильным идеологическим настроем. Обычно делается скандинавами, кельтами и славянами, то есть теми же же странами, что делают и обычный фолк-метал.
    Основные представители: Eluveitie, Bathory, Heidevolk, Аркона, Волколак, Kroda, Nokturnal Mortum.

Bathory. Дедушки викинг-металла. Осторожно, в клипе и тексте концентрированная слезогонка, которой ньюфаги от такого жанра ожидают редко.[12]

  • Викинг-метал — то, что написано на упаковке. Отпочковавшийся от двух вышеназванных жанр, настолько развитый, что получил право на большую автономность от фолк- и паган-метала среди металлических направлений. Исполняется в основном коллективами из скандинавских стран. Тематика песен полностью соответствует жанру: брутальные бородатые мореплаватели с севера, персонажи скандинавской мифологии, Рагнарек, Валхалла, нехорошие христиане, которые в своё время крестили Скандинавию, и т. д. Из-за очень тонкой грани между паганом и викингом[13] часто возникают путаницы, большинство викинг-метал групп по совместительству и паган-метал группы.
    Основные представители: Ensiferum, Týr, Turisas, Bathory, Heidevolk, Skalmold.

Экстремальные жанры[править]

Immortal. Блэк, доведённый до абсурда

Варг Викернес, Dunkelheit (1993). Даёт в целом полное представление о блэке

Чак Шульдинер и Death

My Dying Bride. Приятной депрессии!

  • Блэк-метал в 1980-е отпочковался от трэша силами групп Venom (по названию альбома этой группы стиль и поименован) и Bathory. Очень быстрая и агрессивная музыка, характеризуется высоким визжащим строем гитар, наличием бласт-бита[14] и манерой пения в виде хриплого крика (скриминг). Тематика песен часто сатанинская, языческая (пэган-блэк) или просто антихристианская, да и вообще зачастую воспеваются различные аспекты нелюбви к людям — нацизм, войны, смерть и прочее. На сцене музыканты, как правило, выступают в характерной боевой раскраске — корпспейнте, и наряжены в усеянную шипами кожу (а некоторые рядятся под Рейх).
    Описанная выше дефолтная смесь грохота и хрипа называется raw-black и считается true. Существуют подстили, исполнители которых стремятся сделать музыку более слушабельной, добавляя мелодичные соло, клавишные и прочее (мелодик-, симфо-, атмосферик-блэк и тому подобное). Поклонники и исполнители труъ-блэка часто в штыки воспринимают подобные добавки, считая их признаками попсы, и крайне негативно реагируют на группы, стремящиеся достичь коммерческого успеха и вообще популярности[15] (особенно ненавидят Cradle of Filth и Dimmu Borgir). Самые упоротые выпускают альбомы вообще на кассетах, в нарочито ужасном качестве и тиражом по несколько десятков (многие делают релизы размером в 666 копий, потому что Сатана).

Несмотря на ненависть к нему особо упоротых тру-блэкарей, симфо-блэк остается самым слушабельным и популярным поджанром. Отцы-основатели — Emperor с альбомами «In Nightshade Eclipse» и «Anthems to the Welkin at Dusk», настоятельно рекомендуются к прослушиванию, они действительно начали играть шикарную музыку, как только перестали убивать людей и сжигать церкви (не шутка). Cradle of Filth, Dimmu Borgir (классические альбомы), Carach Angren, Hecate Enthroned, Illnath, Anorexia Nervosa — тоже. Тематика песен в симфо-блэке также часто уходит от привычных мизантропии, сатанизма и антихристианства в готические ужастики, фэнтези, оккультизм или философию.

Особняком стоит депрессивно-суицидный блэк, на остальную блэчню не очень похожий. Композиции в этом стиле куда более медленные, очень монотонные, длинные и более мелодичные; вокал — болезненно-визжащий шрайк (это как скрим, только с характерным завыванием), тематика песен — депрессия и суицид. Стоит ли говорить, что романтизация самоубийства для этого жанра характерна весьма и весьма? Впрочем, намного чаще они подают суицид без прикрас со всеми кровавыми подробностями.

Второй поджанр, стоящий особняком — NSBM, он же национал-социалистический блэк-метал (national socialist black metal). Считается, что «национал-социализм — это логическое продолжение политического и духовного инакомыслия, присущего блэк-металу». История его появления скрыта во мраке, но считается, что основы подобной идеологии заложил сам Варг Викернес, первой известной группой в этом жанре стали соотечественники Гитлера Absurd, а первые ростки жанр дал внезапно в Польше. По звучанию от классического блэка отличается мало, хотя музыка имеет определенные черты паган-метала, в основном, викингского его варианта. Достаточно часто имеют стычки с ортодоксальными ребятами из-за того, что вместо сжигания церквей и воспевания Вечного Царствия Рогатого, NS-блэкари занимаются в основном разными нац.меньшинствами по заветам стран оси, а про религиозный аспект забывают. Именно они, кстати, рядятся под Рейх на концертах.

Третий поджанр, стоящий не просто отдельно, а вообще «один против всех» — unblack metal (белый метал, не-чёрный метал, христианский блэк-метал). Протест внутри протеста. По звучанию, не-черные группы максимально близки к raw-звучанию (иногда используются сэмплы церковной музыки или миди-имитация органа и церковных колоколов, что немножко сближает его с симфоник-блэком), а вот тексты посвящены христианству в целом и Иисусу Христу в частности. Фанатизм, сравнимый со средневековым, может прилагаться, но это не обязательная черта, и многие группы поют о вещах, которые чаще услышать можно в каком-нибудь лайтовом христианском роке. Интересный факт: несмотря на то, что исполнители не-черного метала находятся всегда в меньшинстве и прямо противопоставляют себя всей блэк-тусовке, среди ортодоксов они зачастую пользуются уважением просто за то, что у них «хватает смелости высказываться прямо в лицо», и лишь единицы вступают с ними в прямую конфронтацию. Также ходят слухи о том, что не-чёрный метал бывает не только прохристианский, но и проиудейский и промусульманский, но таких групп — раз-два и обчёлся.

  • Дэт-метал — если коротко, это еще более злой и тяжелый трэш-метал. Википедия утверждает, что дэт — самый тяжелый для исполнения металл-жанр… с физической стороны исполнения (но далеко не всегда с технической). Считается, что впервые появился в работах групп Venom и, собственно, Death. Лидер последней, Чак Шульдинер, считается «отцом» стиля. Насилие, смерть, кровькишки, сатанизм (чаще — образно-показушный) — типичные темы для лирики. В музыке же дэт-метал почти такой же быстрый, как и трэш, риффы еще более агрессивные и менее мелодичные (хотя прото-дет и ранние группы любили вставлять разнообразные минорные последовательности, что и было основным отличием от трэша), барабанщики активно пользуются бласт-битом, вокал, как правило, экстремально низкий (гроулинг). Известные представители: Death, Cannibal Corpse, Obituary, ранний Therion.

Children of Bodom - не основатели, но, несомненно, одна из самых культовых и значимых групп в жанре MDM.

Тем не менее, в конце 1980-х от дэта отпочковалось направление, которое уже вполне можно слушать простому человеку — это мелодик-дэт-метал (MDM). Как нетрудно догадаться, характеризуется куда большей мелодичностью и расположением к слушателям. Многие исполнители в этом жанре вообще звучат как хэви или пауэр, от дэта у них только экстремальный вокал и изредка отдельные музыкальные ходы вроде бластбитов. Жанр часто становится «переходным» от классических стилей к более экстремальным и тяжелым для начинающих металистов. Известные представители: Dark Tranquillity, In Flames, Arch Enemy (примечательны женщиной на вокале[16][17]), Children Of Bodom, поздние Amon Amarth, Dethklok (да, и они тоже). В то же время что и мелодик, от дэта отпочковался брутал-дэт — темнее и острее классического, гораздо менее слушабелен для неподготовленных, зачастую находящийся на границе с гор-грайндом.
Но не стоит считать, что вклад Шульдинера закончился исключительно классическим дэтом. Более поздние альбомы, в которых критики найдут приёмы джаза и импровизации, получат название техничного дэт-металла — той части дэта, где техника и сложность композиции выходит на первый план. Помимо, собственно, группы Death, здесь можно выделить Nile, Gojira и Necrophagist.

  • Дум-метал отличается низкой настройкой инструментов, крайне медленным монотонным темпом и текстами, повествующими о страхе и отчаянии (само название стиля об этом и говорит). Истоки жанра восходят аж к ранним альбомам Black Sabbath, а в отдельный жанр дум сформировался в 1986 году благодаря группе Candlemass. В трад-думе используется чистый страдальческий вокал. Или просто чистый, как голос Мессайи Марколина на трех классических для дума альбомах Candlemass. Более популярный дэт-дум звучит жёстче, и в качестве вокала в нём используется гроулинг; этот подстиль зародился стараниями такой троицы, как Anathema, My Dying Bride и Paradise Lost, из которой только MDB продолжает играть дэт-дум до сих пор. Другие заслуживающие внимания исполнители — Swallow the Sun, Novembers Doom, Draconian, Saturnus. Стоит также отметить фьюнерал-дум, который давит педаль в пол в плане медлительности (самая долгая композиция в этом стиле длится 70 минут). Существуют и другие поджанры дума, характеризующиеся разной степенью обречённости и медлительности.

«Альтернативные» жанры[править]

Slipknot. Мазафака как она есть

Ministry. Индастриал

Одни из самых спорных по уровню принадлежности к металлу жанров, появившиеся в 1990-е. Основная багофича — простота, отсутствие особо ярких «наворотов», ритмичность. А еще это самая мейнстримная группа металлических жанров. К сожалению, для многих поклонников направления существование этих жанров — уже само по себе мощнейшая кнопка берсерка, ибо считаются ими металом в режиме «Упростили и опошлили» и не признаются за метал вообще. В те самые нулевые, когда существовало много посвященных металу сайтов-агрегаторов рецензий, текстов песен и mp3, эти исполнители вообще часто бывали там запрещены, зачастую еще и с издевательскими комментариями вроде «Если они вас интересуют, то вам туда (ссылка на сайт с гей-порно)».

  • Ню-метал — та же «альфа и омега» для альтернативного метала, как и хэви-метал для классического, да только ню-метал будто бы пытается отбросить все «формальности», присущие предшественнику. Был упор на мастерство и ведущую роль гитариста? К черту, у нас главным снова будет вокалист, а гитарные партии упростим, соло вообще будем демонстрировать редко. Бас-гитару нечасто слышно? А мы дадим басисту больше свободы для творчества! И гитару с пятью-шестью струнами, чтоб играл быстрее! Надоел старый добрый тенорок на вокале? Ну его, будем либо скримить в микрофон, комбинируя его с «чистым» вокалом, либо гундосить баритоном[18], а то и вообще читать рэп! И матюки! Много матюков![19] Вопросы бытия в песнях? Извечные проблемы человеческой жизни в текстах? Нет, господа! Наши песни на нигилизме и социальных проблемах держаться будут! Жизнь в нашем мерзком улье, алкоголь, наркотики, беспорядочный секс, убийства и прочая чернуха — вот о чем наши песни. И да, у нас будут клавишник с ди-джеем. Почему бы и нет?
    Зародился жанр в Соединенных Штатах. Исследователи обычно делят исполнителей на три «поколения»: первое — Deftones и Korn, второе — Slipknot и Limp Bizkit, третье — Linkin Park, Disturbed, System of a Down, Papa Roach, Dope.
  • Индастриал-метал — если вышеназванный жанр для хардкорных металлистов «попса», то этот — стопроцентный «клубняк». Но, как ни странно, отношение к нему среди олдскульщиков гораздо терпимее, нежели к «мазафаке». Основная «фишка» жанра и его главная особенность — перегруженность электроникой и неповторимый танцевальный ритм. Если на ближайшей дискотеке будет звучать металлическая песня, это с 90 % вероятностью будет представитель жанра. В коллективах необходимыми становятся клавишники, ди-джеи, операторы драм-машин. Вокал и гитарный звук чудовищно искажается электроникой (просто послушайте гитарное соло раммштайновского «Stein um Stein» — и это гитара, а не терменвокс!).
    Исполнители индастриал-метала — те еще тролли, в большинстве своем очень любят шокировать общественность табуированными тематиками, негативными человеческими эмоциями. Европейцы привнесли в сюжетно-тематическую картину жанра экстремальную сексуальность и «большую и чистую любовь в лучших проявлениях».
    Появился жанр опять же в США, но приобрел значительную популярность в Центральной Европе, подарив нам такое направление, как NDH (Новонемецкая тяжесть в переводе) Важно! NDH — направление с достаточно резко очерченным звучанием и канонами, далеко не всякий немецкий индастриал-метал относят сразу сюда, да и аксакалы вроде KMFDM или Die Krupps явно не захотели бы быть причисленными к этому лику. Типичные представители индастриал-метала: Static-X, Fear Factory, Rob Zombie, Nine Inch Nails, Ministry, Мэрилин Мэнсон со своим коллективом. Из NDH можно вспомнить, конечно же, Rammstein, Oomph!, Megaherz, Eisbrecher, Stahlmann.
  • Металкор — попробуйте мысленно соединить хардкор-панк и трэш-метал, сдобрить его переменным звучанием скриминга и чистого вокала, «грязными» гитарными соло. От хардкора позаимствованы брейкдауны — характерные замедления. Типичные исполнители: Bullet for My Valentine, As I Lay Dying, Asking Alexandria, Amatory, Stigmata[20], поздние Everlost.
  • Дэткор — а это, как несложно догадаться из названия, гибрид металкора с дэт-металлом. От первого взяты брейкдауны, от второго — бласт-бит и типичные риффы. В качестве вокала используется гроулинг, а также полный кошмар в виде гуттурала (гроулинг на вдохе), в шутку называемого по понятным причинам «хрюкинг», и пигсквилла (поросячий визг на вдохе). Стоит ли говорить, что последние два вида «пения» почти не позволяют выговорить что-то внятное?
  • Грайндкор[21], он же просто грайнд. Самый неоднозначный жанр с точки зрения… всего вообще. Изначально возник на стыке краст-панка (панка со специфическим звучанием и некоторым влиянием блэка) и трэшкора (оченьоченьОЧЕНЬ быстрого хардкора) и получил название из-за специфики игры и атональных риффов, которые «врезаются» друг в друга и «перемалываются» на стыках (to grind — молоть). В связи с желанием музыкантов максимально экстремализировать саунд, впоследствии получил весьма значительное влияние со стороны экстремального метала. В целом, все подстили грайнда характеризуются крайне быстрым (в среднем, 400 bpm) и экстремальным звучанием с максимальным дисторшном и короткими композициями длинной секунд в тридцать. Именно поэтому неподготовленный человек вряд ли сможет слушать песни этого жанра дольше десяти секунд и как-то отличать их друг от друга. Вокал также малослушабельный — скрим и гроул (текстов, кроме названия трека, часто вообще нет), а так же разные эксперименты с собаками, попугаями и даже цикадами у микрофона. Классический грайнд и последующие отличаются по-панковски социальной направленностью, а гор-грайнд[22] сотоварищи, которые получили больше метального влияния, поют обо всем, о чем в приличном обществе не говорят. Да и в неприличном, зачастую, тоже. Отличительная особенность многих грайндкорщиков — страсть придумывать название музыкального стиля для каждой композиции.

Джаз и авангард[править]

Концерт группы Джона Зорна и группы Naked City с посильной помощью Ямацуки Ай. Уже в первые две минуты можно услышать элементы классического грайндкора, индастриала, свободной импровизации, фанка и джаза. А какие звуки здесь издает скасофон...

  • Авангардный метал и во многом близкие ему метальные вариации джаз-фьюжна. Характеризуются высокой сложностью, уходом от гармоний, ладов и модальностей, повсеместной (зачастую и групповой и свободной одновременно) импровизацией, экспериментами как со структурой композиции, так и со звучанием инструментов (и даже звукоизвлечением) и абсолютной свободой в смене музыкальных жанров. Характерные представители — проекты Джона Зорна, группы Майка Паттона, Lye by Mistake. Впрочем, есть и более простые смеси джаза с металлом вроде Diablo Swing Orchestra.

Тропы и сюжетные линии, характерные для жанра[править]

  • Бонус для гениев — уже Black Sabbath и Iron Maiden (а у нас — «Ария») любили щегольнуть начитанностью и ввернуть отсылку к каким-нибудь легендам, историческим событиям или классической литературе в текстах. А уж тексты иных пэганщиков или готик-металистов зачастую и вовсе абсолютно непонятны, если не читать их с условной энциклопедией «Мифы народов мира» на коленях.
  • Диссонирующий стиль повествования — драйвовый хэви-металлический боевичок вполне может иметь текст из концентрированной слезогонки, юный тенор или красивая девушка с нежным голосом под оптимистичные запилы живописать радиоактивные пустоши, геноцид и ужасы войны, а брутальный дэтстер или блэкарь в корпспейнте под ураганные бластбиты вещать демоническим рыком о смысле жизни или о несчастной любви. Бывалых металистов всем вышеперечисленным уже давным-давно не удивить, но люди, от жанра далекие, порой испытывают когнитивный диссонанс, когда вслушиваются в текст или им его переводят.
  • Война — это круто — очень любимая среди исполнителей-пауэрщиков подача военных действий. Одни Sabaton чего стоят. Также очень популярная тема в viking-metal и pagan-metal.
  • Война — это кошмар — тоже весьма популярная тема, ибо многие группы имеют антивоенные и антимилитаристские взгляды. Нередко пересекается с предыдущим.
  • В общем, все умерли — дум-металлисты очень любят такую сюжетную развязку.
  • Героическая сопрано и Героический тенор — канон пауэр-метала.
  • Голливудский сатанизм — на нём держится блэк-метал, но нередко проскакивает и у других групп.
  • Католики плохие и православные плохие, зачастую вперемешку с Язычество — это круто! либо Сатанизм — это круто — основной мотив блэк-метала, полный историй о том, как злые христиане насильно крестили Скандинавию, Русь и другие европейские страны.
  • Красавица Икуку — да постоянно, в скриме или гроуле зачастую и на русском языке ничего не понять, а уж на английском, тем более с учетом того, что для каких-нибудь финнов или скандинавов он не родной со всеми вытекающими… Красочный пример, есть и продолжения. «Обернись! Восемь рУблей!»
  • Матомная бомба — невероятно любимый прием среди исполнителей ню-метала. Впрочем, некоторые другие жанры тоже могут это позволить. Тем не менее, вопреки стереотипам, большинство даже блэкеров и дэтстеров все-таки предпочитают оставаться во вполне литературном русле, хотя тексты все равно будут малопригодны для чтения на детском утреннике.
  • Метал — это круто, конечно же. Об этом поётся в крутой металлической песне!
  • Ниндзя-пират-зомби-робот — первопроходцы альтернативного металла, культовая группа Faith no More, играли ещё ту эклектику жанров. Причём это ещё с прикрученным фитильком — вот у их вокалиста Майка Паттона и его школьной группы «Mr.Bungle» была мешанина так мешанина!
    • Да разве ж только они? Многие группы могли сочетать самые разные стили на одном альбоме или даже в рамках одной песни. И это не считая случаев жанровых экспериментов, когда один альбом мог быть в одном стиле, а следующий за ним — уже в другом.
  • Пафос — да ну, метал без пафоса?
    • А у некоторых групп, например Manowar, он часто переходит в бафос. Причём у Manowar его настолько много, что существует обоснованная теория, что они это нарочно.
  • Прекрасная сопрано — довольно часто встречается в готик-метале, а для симфоника так вообще визитная карточка.
  • Проблема противоположных оценок — сетевое метал-сообщество, особенно на пике своего расцвета в нулевых, буквально раздиралось срачами. БОльшая часть, конечно, в них не участвовала, но крикливое меньшинство такое крикливое… Основные срачи:
    • Те, кто принципиально слушает только отечественных исполнителей vs те, кто считает весь отечественный метал дерьмом.
    • Те, кто слушает более популярные группы vs элитисты, у которых музыка больше похожа на изнасилование отбойным молотком. Типичные тейки: «Ваши Nightwish и Rhapsody — попса, вот Therion играют настоящий симфо-метал», «Американцы не умеют играть треш, Metallica — самая переоцененная метал-группа, слушайте лучше немецкую школу — Kreator, Sodom, Destruction», «Ваши новомодные финны с итальянцами испортили power metal, настоящие волшебники — „блайнды“ и Helloween».
    • Те, кто слушает только рок и метал vs те, кто слушает и другую музыку.
    • Поклонники более экстремальных стилей vs поклонники классических стилей vs любители ню-метала и альтернативы (которых две предыдущих группы населения ненавидели едва ли не больше, чем друг друга). Самыми радикальными были любители black metal:
« В основном я потребляю из блэка — только старую школу а-ля ранний Mayhem, Burzum, Darkthrone, Dark Funeral, Marduk. Raw Underground Black Metal рулит. Death мтеал это вообще, на мой взгляд, чуть ли не музыка для свиней. Ненавижу! А всякие хэви и пауэр — всех их к стенке этих пафосных подонков! Не могу не отметить еще таких «свинских» составов как Sadist, Suffocation, Morbid Angel, Gorguts — всё это безусловно тупая и примитивная музыка для свиней… »
— Типичный комментарий блэкера-радикала (или косящего под него тролля), орфография сохранена.
  • Слезогонка — металлисты (не все, но самые классические) ужасно сентиментальные люди. И у большинства хэви-, пауэр-, симфоник- и реже трэш-групп обязательно есть в репертуаре целая россыпь лирических и просто грустных песен. Ну кто из вас не слышал Fade to Black, In My Darkest Hour, Nothing Else Matters и A Tout Le Monde? А уж готик-метал на этом вообще построен чуть менее чем полностью — одно только название одной из групп-столпов жанра говорит само за себя.
  • Скример — многие исполнители экстремальных жанров, поющие скримом или гроулом, любят начинать вокальную партию в песне с истошного вопля или утробного рыка. А еще почти во всех жанрах встречаются песни со структурой «спокойное, балладное начало => резкий переход в металлическое рубилово», или «спокойный куплет — мощный металлический припев с орато и оглушительными риффами». С непривычки может и напугать.
  • Стилистика декаданса — готик-металисты обожают этот троп. Симфо-металисты тоже, причем любые, начиная от Therion и заканчивая симфо-блэкерами вроде Cradle of Filth. Да и в остальных жанрах периодически встречается.
  • Тяжёлый мифрил — значительная часть павера и симфоника посвящена всякого рода фэнтези, драконам, демонам и делающим из них шашлык рыцарям. Отдельный подвид — любители петь о мифологии типа Therion и Amorphis.
    • Отнюдь не брезгуют фэнтезийной тематикой и исполнители более брутальных жанров, например блэкеры Summoning любят Толкина, а их собратья по жанру Bal-Sagoth сами сочиняют фэнтезийные истории для песен. Альбом «Starfire Burning upon the Ice-Veiled Throne of Ultima Thule» вообще выжимает педаль в асфальт: его буклет представляет собой сборник новелл в духе Говарда, Дансени и Лавкрафта, где собственно тексты песен спорадически вкраплены в прозу и занимают в лучшем случае процентов тридцать.
  • Сюда же — Тыгыдымский конь — игра триолями, довольно популярная для павера.
  • Темнее и острее — эволюция жанра в восьмидесятых-девяностых. Хэви- и пауэр-метал сами по себе тяжелее уже привычного тогдашнему слушателю хард-рока. Но для трешеров середины восьмидесятых какие-нибудь Iron Maiden или Judas Priest уже были недостаточно тяжелыми и радикальными: их музыка была еще тяжелее, а в текстах меньше лирики и философии и больше ненависти, злобы, критики социальных язв выпадов против церкви и правительства. И наконец, блэк- и дэт-метал выжали педаль в пол — еще больше агрессии, еще больше ненависти, еще менее подходящая для прослушивания обычным человеком музыка. А уж brutal death metal или какой-нибудь грайндкор — это и вовсе педаль в асфальт.
    • А также частая эволюция вкусов типичного металиста во времена расцвета субкультуры (с середины-конца девяностых по конец десятых). Начинаем с «Арии», «Эпидемии» или чего-то вообще не относящегося к металу («Король и Шут», «Кино»), затем в поисках чего поэкстремальнее добираемся до тяжелой альтернативы, трэша или грува. Где-то на этом этапе исчезает отторжение экстремального вокала. Затем — MDM, симфо-блэк, дэт-дум… за пару лет доходило до тру-блэка или брутал-дэта.
    • Светлее и мягче — тоже было. Фолк\пэган-метал, симфо-блэк и мелодик-дэт, отпочковавшиеся от блэка и дэт-метала в середине девяностых, были по сравнению с ними более мелодичными, активно использовали чистый вокал наравне с экстремальным и вернулись к менее радикальной тематике: тут уже и философия, и мифология\фэнтези\мистика, и любовь.
  • Философический угар — нередки тексты песен, состоящие из абстрактных рассуждений о Смысле Жизни, Свободе, Смерти и Судьбе. Тексты группы Death в этом плане вжимают педаль в пол. Повелось еще с классиков и сохранило актуальность и поныне. Причем абсолютно во всех жанрах.
  • Юный тенор — повсеместно встречается у вокалистов в пауэр-метале.
  • Этнографическое пиршество — фолк-металисты этим себе имя сделали.

Примечания[править]

  1. Шутка с двойным дном — Пеннивайс на протяжении всего повествования остаётся непонятного пола, потому в данном контексте выражение «не сложнее, чем отличить мальчика от девочки» приобретает новый смысл.
  2. Правда, всемирно популярные японские метал-группы (X Japan, Dir en Grey, exist†trace, Gazette, D, Moi dix Mois, Versailles, Deathgaze, тысячи их в самых разных жанрах) за пределами Японии котируются в основном среди разномастных анимешников и прочих отаку, а не среди ортодоксальных металистов, но их музыка как таковая не становится от этого ни плохой, ни менее оригинальной.
  3. Особенно если вслед за многими металлистами не считать металом популярные в США ню-метал и альтернативу.
  4. Впрочем, последние, перейдя на индастрил, хоть название стали писать по-другому: когда группа играла мелодик-блэк, она называлась Covenant (без «The»).
  5. Из-за подобного специфического сочетания, трэш является базой для практически всего экстремального металла. Причесление же самого трэша к экстремальным жанрам во многом оправдано, хотя и является предметом споров как фанатов, так и аналитиков
  6. К слову, подобное сочетание хэви-метал + хардкор в разных пропорциях — явление достаточно частое. При попытке прослеживания истоков, можно крышей двинуться. Например, развитие американского и британского хардкора (который стрит-панк) получило большое влияние уже сформировавшегося трэша на свой саунд и манеру риффинга — характерными примерами будут шотландские Exploited начиная с Beat the Bastards или нью-йоркские Agnostic Front начиная с 86ого года. При этом обе группы являются ярчайшими представителями хардкора.
  7. Кредо жанра ярче всех выразил фронтмен Twisted Sister Ди Снайдер: «выглядеть, как бабы, говорить, как мужики, играть, как засранцы!»
  8. Например, Дейв Мастейн расшифровывал название жанра как Gay L.A. metal, а его бывшие коллеги по «Металлике» не раз дрались по пьяни с глэммерами в барах, случись им пересечься
  9. Стереотип: если японская метал-группа играет не что-то околоальтернативное или около-глэмовое, то они 100 % исполняют готик-метал или симфо-пауэр с элементами готик-метала.
  10. На всякий случай небольшое пояснение: бас «классической» компоновки имеет всего четыре струны. Добавление дополнительных струн приводит к расширению диапазона инструмента — и усложнению техники игры. А уж если, по примеру предка-контрабаса, на грифе бас-гитары нет ладов…
  11. Есть мнение, что шутка относиться не столько к прогу, сколько к джазу и/или авангарду в его экстремальных проявлениях, вроде грайндкорово-саксофонных экспериментов Джона Зорна и других нетривиальных представителей фьюжна, фри-джаза и авангардной музыки. Вот там порой встречается не то, что импровизация, но даже алеоторика — прием, когда музыканты могут произвольно и независимо менять части композиции при исполнении. Прог все таки более структурированный.
  12. Между прочим, самый длинный клип из крутившихся на MTV.
  13. Отличают их, как правило, по отношению к последнему пункту тематики песен. Паган-метал ВСЕГДА идеализирует язычество, противопоставляя его христианству, к которому безусловно враждебен, викинг-метал же чаще всего избегает прямых наездов на христианство (что логично, если знать историю реальных викингов), а на языческие темы поёт в нейтрально-сказительной, в крайнем случае абстрактно-положительной (но без перехода на личности и оскорблений в сторону христиан!) манере, по типу фолка
  14. Двойная бас-бочка с ударами по малому барабану через долю, 180 уд./мин. на самых медленных участках.
  15. Бытует шутка о том, что у труЪ блэк-группы должно быть больше слов в названии, чем поклонников.
  16. Точнее, женщинами: с 2001 по 2014 у них рычала Анхела Госсоу, с 2014 по сей день рычит Алисса Уайт-Глаз. О том, что с 1996 по 2001 года на вокале был какой-то мужчина, никто и не вспоминает.
  17. Естественно, не вспоминает: хотя женский гроул нынче не такое уж редкое явление, он все же достаточно экзотичен, чтобы лучше запоминаться. Взять ту же вокалистку Jinjer, у которой такой адовый рык, что не всякий мужик так сможет.
  18. Из-за специфического строя гитар, который использует большая часть металлистов, баритоны в классических жанрах метала — редкость, ибо голос просто сливается с музыкальным фоном. Исключения в основном относятся либо к экстремальным жанрам, либо к сабжу
  19. Стоит ли говорить, почему иные недоброжелатели пренебрежительно называют этот стиль «мазафакой»?
  20. А теперь все вместе: «Сентяяяяяябрь гориииит, убииийца плааачет…»
  21. Поклонниками считается подстилем панка, а не метала, но, в целом, он представитель т. н. панк-метала, как и большинство не-джазово-авангардных экстремальных жанров.
  22. Путать грайндовые (например, дэт-грайнд) и коровые (например, дэт-кор) стили — большая ошибка.