Металл
У нас на сайте также есть статья про фэнтезийные металлы.
« | They can't stop us |
» |
— Manowar, «Die for Metal» |
« | Raise your horns |
» |
— Powerwolf, «Catholic in the Morning… Satanist at Night» |
Мéтал или метáлл — один из самых популярных жанров рок-музыки, да и музыки вообще: он одновременно достаточно необычен для обывателя и прост для восприятия. В сравнении со многими современниками жанр этот вполне еще молод. Сформировался он на основе блюз-рока в конце 1960-х годов, а название его — эффектный газетный эпитет, данный критиками творчеству группы Sir Lord Baltimore. Пусть ответы на вопрос «Кто первый из западных исполнителей заиграл этот жанр?» останутся за Википедией и поклонниками жанра, нас же, в первую очередь, интересуют жанровые особенности.
См. также Металл — это круто!, Крутая металлическая песня.
Что есть в метале[править]
- «Стандартный» состав музыкального коллектива, как правило, пять человек: ритм- и соло-гитаристы, бас-гитарист, барабанщик и вокалист. Вопреки расхожим стереотипам о «вокалистах-фронтменах», наиболее значимая роль в группе, как правило (но не всегда), принадлежит соло-гитаристу. Вокалист же, как правило, на других инструментах не играет, но здесь есть масса исключений. Это и есть базовый состав, с которым можно играть крутые металлические песни.
- Вокалист, который ни на чём кроме голоса не играет, вообще тоже нередко на концертах выполняет роль фронтмена: бегает по сцене, показывает «козу», кушает летучих мышей, пародирует соло-гитариста (изображая игру на микрофонной стойке) и источает пафос. А у некоторых групп устраивает настоящий цирк со смертельными номерами, акробатикой и клоунадой (в данном случае на концерт вообще ходят не ради вокала).
- Часто встречается случай, когда у гитаристов в группе нет четкой специализации, и оба гитариста (или три, как в случае Iron Maiden) играют и ритм-, и соло-партии по необходимости.
- А так в группе могут участвовать и клавишник, и ди-джей, и духовик, да и вообще, чем черт не шутит, целый симфонический оркестр!
- Можно и вообще обойтись без «классических» инструментов метала: например, группа Van Canto, в которой как-то пел Йоаким Броден, использует лишь барабанную установку, предпочитая звучание гитар и прочих инструментов изображать с помощью вокалистов, а группа Apocalyptica вместо гитар играет на виолончелях.
- Основное музыкально-техническое отличие метала от других жанров рок-музыки — эффект «дисторшн», когда амплитуда входного сигнала гитар резко ограничивается за счет электронного оборудования. В итоге звук слышится «перегруженным». То самое «Вжжжж» с долгим затуханием — это именно оно.
- Помимо дисторшна применяются еще «овердрайв» (более «мягкое» амплитудное ограничение, когда входящая синусоида обрезается не ровно, а плавным скруглением), и «фузз» или «фазз» (эффект, почти аналогичный дисторшну, но сигнал обрезается еще сильнее, до «квадрата»). Последний был впервые получен в только-только тогда разработанных транзисторных усилителях, в то время как первые два возможны и в ламповых.
- Ритм-гитарист, басист и барабанщик составляют ритм-секцию. Соло-гитарист имеет большую свободу действий, поэтому за все «мелодические» музыкальные партии отвечает именно он. А гитарное соло так вообще считается главным кульминационным моментом металлических песен.
- Стандартный размер композиции — около пяти минут, поэтому на радио многие металлические композиции приходится либо обрезать, либо прерывать. Впрочем, многие жанры (например прогрессив-метал) допускают и десяти-пятнадцатиминутные песни, лишь бы сюжет позволял. А такие стили метала, как Doom, Funeral Doom и в особенности Drone Doom (который впрочем к металу имеет отношение весьма опосредственное), в этом смысле выжимают педаль в пол. Песня продолжительностью по полчаса, а то и по часу для этих жанров — обычное явление.
Распространённые штампы и стереотипы[править]
Все металлисты — брутальные патлатые качки[править]
Как говорится, на вкус и цвет! На самом деле, такая условность ранее соблюдалась в хэви-метале и многих «классических» (трэш, пауэр) и «экстремальных» (блэк, дэт) жанрах, а сейчас исполнители стали гоняться за веяниями моды. Впрочем, исполнители симфо- и готик-метала скорее больше стараются походить на лощеных аристократов, альтернативщики — на пропирсованных пацанов с раёна, фолк-металлисты одеваются в «народном» стиле тех этногрупп, под которые они косят. Да и блэк-металлисты, особенно оккультного или сатанинского рода стараются походить больше не на викингов, а на демонов, мертвецов или мраккультистов. В последнее время многие металлисты вообще выглядят как хипстеры с ближайшей улицы. Однако, так или иначе, большинство музыкантов в дресс-коде старается следовать как минимум одному правилу из классической триады «black, denim & leather».
Отдельный разговор — японские металисты. Нет, слушатели там в основном одеваются так же, как и на Западе, но вот музыканты часто трапуют, одеваясь в вычурные платья или вообще нечто невообразимое. Хорошие примеры — Мана, гитарист Malice Mizer и Moi Dix Mois, и виртуоз Хидзаки, игравший в Versailles и Jupiter.
Кстати, представительницы прекрасного пола среди металлистов тоже не такая-то уж и редкость и далеко не все эти барышни являются брутальными и суровыми бой-бабами, рычащими и рявкающими совсем как мужчины (см. пункт ниже). Финны Nightwish с Тарьей и другие симфоник-метал-группы, у которых на вокале именно девушки с мелодичным сопрано, не дадут соврать.
Основной способ исполнения вокальных партий — хриплый рык в микрофон[править]
Скорее, уже зависит от конкретного поджанра. Например, большинство хэви-металлистов поют достаточно высоким голосом, трэшеры — крутым баритоном, а исполнители околосимфонических жанров (симфоник-метал, готик-метал, пауэр-метал) вообще не чураются академического вокала. И вообще, слышали бы вы альбомы Rhapsody of Fire и последние альбомы Angra. Это металл. С прекрасным верхним тенором.
Что касается «хрипящего» вокала, то его можно разделить на скриминг (высокий хриплый крик) и гроулинг (рычащий диафрагмальный бас), причём у того и другого полно вариантов разной степени визгливости и сиплости. Вот, к примеру, вариации на тему скрима: сиплый и спокойнее обычного — грим; волчьи завывания — шрайк; сухое воронье карканье — кроукинг; очень высокий, на фальцете — фальцет-скриминг («вампирский» скрим, «Cradle of Filth» хороший пример); злобное резкое хрипение — харш; визгливые вопли а-ля «я у мамы эмо-кид» — скримо.
Кроме того, не любая музыка, где есть тяжёлые гитары и резкий вокал, автоматически становится металлом. Многочисленные разновидности хардкора, к примеру, бывают даже потяжелее и побрутальнее.
Все песни в метале — на «суровые» тематики[править]
Тоже чисто жанровая условность, а то и особенности творчества одного и того же коллектива. Например, те же Sabaton не всегда пели об истории войн и великих сражений, а Rammstein — тролльские опусы на сексуальную тематику. Вообще в классических стилях метала (хэви, пауэр, отчасти прогрессив) принято, чтобы в альбоме была хотя бы одна баллада, опционально о любви, но можно и еще о чем-нибудь возвышенно-печальном. А еще многих металистов хлебом не корми, дай пофилософствовать. Причем это подчас свойственно даже для достаточно «брутальных» стилей вроде death и black metal. Да и вообще, о тематическо-сюжетном вопросе в метале лучше расскажет расположенный ниже прикол.
Все металлисты — сатанисты![править]
Разве что самые упоротые из блэкарей, у большинства даже в блэке зачастую сатанизм показной и стёбный. Мало того, существует не то что прохристианский металл (к примеру, отечественный «Чёрный Кофе»), но и вовсе металл в исполнении священнослужителей (яркий пример — Fratello Metallo). Есть даже и такой стиль, как unblack, aka христианский блэк — тот же грохот и хрип, только вместо аццкого сотоны воспевают его вечного соперника — Пиита Неба и Земли.
Тексты в метале примитивны и вторичны по отношению к музыке[править]
Зависит от конкретного исполнителя. Некоторые и впрямь не особо заморачивались, иные — очень даже наоборот. Например, у Cradle of Filth, особенно ранних, что ни текст — так целая поэма, написанная возвышенным слогом с кучей редких словечек. Правда, разобрать все это великолепие в истошном скриме Дэни — задача малореальная даже для англичанина, потому на всевозможных «сайтах о тяжелой музыке» (таковых было много в нулевые) раздел с текстами песен был зачастую одним из самых важных. Многие металхэды девяностых-нулевых благодаря этому даже неплохо выучили английский язык.
Метал — американский жанр[править]
Мимо. Отцы жанра почти все были британцами (название «The New Wave of British Heavy Metal» как бы намекает). В девяностые звание «самых металлических наций мира» закрепилось за скандинавами, финнами и немцами, а Восточная Европа доказала, что может в отличный folk и pagan, а также black (поляки из Behemoth, особенно их вокалист пан Адам «Nergal» Дарский, были одними из самых обсуждаемых и популярных лиц в жанре в нулевые). Очень своеобразна, богата и самобытна японская метал-сцена.[2] В США культовых и просто хороших исполнителей хватает во всех жанрах от power, heavy и thrash до brutal death metal-а (Metallica, Slayer, Manowar, Iced Earth, Dream Theater, Symphony X, Kamelot, Nile, Cannibal Corpse), но в крошечной Финляндии, где живет меньше населения, чем в одном Нью-Йорке, известных метал-групп намного больше.[3] Стереотип происходит, видимо, из-за того, что в девяностых и нулевых многие юные отечественные металисты, пресытившиеся «Арией», начинали слушать западную музыку с Nirvana (которые вообще гранж, а не метал) и Metallica (к этим претензий нет, но все же). И из-за того, что весь этот интернационал поет в основном по-английски, родного языка не чуждаются разве что в странах с достаточно большим населением и следовательно, развитым внутренним рынком (Германия, Япония, Россия).
Пятиминутка юмора[править]
Рыцарь-металлист и его меч:
- Хэви-металлист: я возьму меч и пойду воевать за свою свободу!
- Трэш-металлист: я возьму меч и пойду наказывать им угнетателей!
- Спид-металлист: я возьму меч и буду крутить-вертеть финты им быстро-быстро!
- Пауэр-металлист: я возьму этот прекрасный меч из алмазной руды и сражусь со свирепым драконом!
- Симфо-металлист: мой меч изящен и утончён, «поёт», когда я машу им в воздухе. Он прекрасен!
- Готик-металлист: я возьму меч и пойду воевать на дуэли за сердце своей возлюбленной!
- Прогрессив-металлист: мой меч уникален и неповторим. Ни один кузнец больше такого не создаст!
- Фолк-металлист: к черту твой меч, дружище! У меня есть отличнейшая дубина!
- Пейган-металлист: Я возьму меч и обагрю его чужой кровью во имя богов!
- Альтернативщик и нью-металлист: мой меч новый. Новый меч — это круто, мазафака! Все старые мечи — отстой!
- Индастриал-металлист: я возьму свой меч и буду бить им по трубам, рубить провода и шуршать по стенам!
- Металкорщик: я возьму свой меч и пойду с ним тусить с девчонками!
- Дэткорщик: я возьму свой меч и пойду с ним на разборки!
- Дум-металлист: у меня чудовищная депрессия. Ах, как страшно жить! Мой меч — голова моя с плеч!
- Блэк-металлист: я возьму свой меч и пойду воевать с христианами!
- Дэт-металлист: я возьму свой меч и пойду воевать со всем миром!
- Викинг-металлист: я возьму свой меч, погружу его в тело христианина, а сам после смерти попаду в Валхаллу!
Поджанры и их особенности[править]
Основная проблема металла как направления — крайне запутанный генезис жанров и их размытые музыкальные характеристики, благодаря которым ту или иную группу можно отнести к совершенно разным жанрам, и именно поэтому жанровая принадлежность команд — одна из основных тем для… эээ… обсуждений среди слушателей. Вообще иногда авторы шутки ради дают получившейся у них неведомой зверушке название вроде «блэк-дэт-дум-готик-грайнд-чёртегознает-метал», намекая на то, что, как говорил БГ, «Стиль — дело девятнадцатое, а мы музыку делаем». А бывает, что сделавшие себе имя как мастера одного жанра музыканты решают сменить стиль, что тоже вызывает путаницу (Theatre of Tragedy, например, или The Kovenant[4]). Здесь же мы постарались разложить жанры со своими особенностями и коллективы по полочкам. Что касается названий поджанров, то традиционно имя основного жанра пишется на втором месте, то есть, дэт-дум — это утяжелённый дум, а дум-дэт — это приготнённая дэзня. «Бит-бум — это, конечно, не бум-бит», как пел Мумий Тролль.
Примерное представление о том, как звучат те или иные жанры металла, можно получить из прикрепленного видео.
Классические жанры[править]
- Хэви-метал — альфа и омега жанра. Всему металу голова и сердце. Тот самый жанр, где «пять человек с гитаристом во главе». Возник из британского хард-рока начала 1970-х, хотя иногда указывается, что основные признаки стиля (перегруженные гитары, гудящий бурдонный бас, синкопированный ритм барабанов) появились еще в песне Ticket To Ride небезызвестных «жуков». Тем не менее, прародителями хэви-метала называют едва ли не Deep Purple на пару с Led Zeppelin, хотя сейчас их творчество и относят почти исключительно к хард-року. Часто, чтобы не разжигать холивары на тему, все подобные группы «переходного» стиля именуют общим названием «хард-н-хэви». А вот кого можно, пожалуй, по-настоящему назвать хэви-металлической командой из тех времен, так это Black Sabbath.
Примерно тогда же возникают группы Judas Priest, Uriah Heep, параллельно с ними в США — KISS, Alice Cooper и другие, и хэви-метал приобретает узнаваемые черты: средний темп, тяжелые мелодичные риффы, высокий вокал, разнообразная тематика лирики (от Апокалипсиса до любви), и т. д.
Позднее набравший популярность панк потеснил хэви-метал со сцены, но через несколько лет возникло течение «Новая волна британского хэви-метала», ярким представителем которой является, например, Iron Maiden. На рубеже XX—XXI веков классический хэви постепенно начал брать элементы из других жанров, особенно пауэр-метала, и у некоторых групп смешался с ним до неразличимости (получившийся гибрид так и называют — хэви-пауэр).- Спид-метал — в классическом варианте, являл собой просто ускоренный хэви, но позднее к нему стали примешиваться мелодизм партий, преимущество высоких вокальных партий, более агрессивная тематика текстов. Именно от этого жанра впоследствии родились два нижестоящих: трэш унаследовал от спида агрессивность и экспрессию, а пауэр — мелодичность и техничность.
Основные представители: ранние Helloween, Gamma Ray, Grave Digger, Rage, а также — советская группа «Круиз» времён Валерия Гаины. В настоящее время в чистом виде жанр почти не встречается.
- Спид-метал — в классическом варианте, являл собой просто ускоренный хэви, но позднее к нему стали примешиваться мелодизм партий, преимущество высоких вокальных партий, более агрессивная тематика текстов. Именно от этого жанра впоследствии родились два нижестоящих: трэш унаследовал от спида агрессивность и экспрессию, а пауэр — мелодичность и техничность.
- Трэш-метал — жанр возник в результате жутковатого мезальянса ускоренного хэви-метала (спид-метал) и хардкор-панка[5][6]. Название происходит не от слова «trash», сиречь «мусор», как можно было бы подумать, а от слова «thrash» — «молотить». Собственно, это слово и описывает его как жанр: обычно высокая скорость исполнения, быстрые низкочастотные риффы, пальцеломные сольные «запилы» на высоких ладах, практически повсеместное использование двойной бас-бочки, для чего барабанщики играют на установках с двумя бас-барабанами или карданом, и обычно агрессивный низкий вокал. Тексты обычно политические, социальные, философские, военные или антивоенные, любовной лирики мало или совсем нет.
Из основных представителей нельзя не отметить так называемую Большую четверку американского трэш-метала: Metallica, Megadeth, Slayer и Anthrax, «большую тройку» из Германии (Kreator, Destruction, Sodom) и раннюю Sepultura (первая всемирно известная метал-группа из Латинской Америки, между прочим). По мнению многих фанов, Металлика давно уже не трэш, ибо «продалась». А Sepultura сменила жанр на грув и ню-метал уже в конце девяностых. В России в этом жанре играли группы «Мастер», «ЭСТ», «Шах», «Фронт», «Кувалда» и, прости Г-споди, «Коррозия Металла».- Грув-метал — изначально должен быть в альтернативе, но данный жанр восходит именно к трэшу. Грув-метал — это подвид трэша, характерной особенностью которого является куда более медленный темп и синкопирование, приводящие к возникновению, собственно, эффекта т. н. грува (по-русски, кача), из-за чего именно грув-метальные песни чаще всего попадают в символические «try not to headbang challenge». Традиционно принято считать, что данный жанр рожден стараниями группы Pantera и Даймбэга Даррелла в частности, которые перешли в своей пластинке «Cowboys from Hell» от глэма к своему наиболее известному звучанию. Также именно этот жанр повлиял на появление как ню-металла, так и разновидности прог-металла джента. Известные коллективы: Pantera, Damageplan (второй проект Даррелла), Lamb of God, Machine Head, Five Finger Death Punch. В России в этом жанре работает, например, Багира.
- Кроссовер-трэш, или просто кроссовер — пограничный жанр, ядерная смесь стрит-панка или хардкора и трэш-метала. Как правило, быстрее, чем обычный трэш, и тяжелее, чем панк. Яркие представители — Exploited, Toxic Holocaust, Municipal Waste, D.R.I, «Коррозия» времен первых четырех альбомов с Боровом.
.
- Пауэр-метал. Говорим «Пауэр-метал» — подразумеваем фэнтези, тяжёлый мифрил, бодрые «запилы» гитары в сочетании с симфонической музыкой. Да и вообще, все сказочно-романтическое средневековье с драконами и эльфами. Конечно же, этим жанр не ограничивается. Основные его особенности — быстрые, мелодичные риффы, усложненные гитарные партии, чистый, зачастую академический вокал. Нередки живые концерты в сотрудничестве с симфоническими оркестрами. Подвид жанра Неоклассик-метал вообще только на гитарных партиях и держится. Пауэр отпочковался от хэви и спид-метала во второй половине восьмидесятых трудами таких исполнителей, как Helloween, Gamma Ray, Blind Guardian, Stratovarius, Running Wild, Rage. Что до неоклассического пауэр-метала, то его отцом является шведский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин.
Музыканты, исполняющие пауэр-метал, очень любят яркие, фантастические сюжеты с мистикой и тоской по романтичным эпохам. Отсюда — большая любовь к творчеству Профессора и всему фэнтези в целом. Помимо фэнтези в большом почете оказываются различные сцены сражений, как вымышленные, так и реальные (шведские баталисты Sabaton, японские поклонники Французской Революции Versailles, австрийские фанаты плащей, шпаг и романтики парусов Serenity не дадут соврать), причем в самом что ни на есть героическом ключе.
За сочетание сравнительной легкости и любви к «сказочкам» вместо обличения социальных язв и пощечин общественному вкусу был когда-то одним из самых презираемых жанров среди суровых андеграундных любителей блэка и дэза, от которых получил прозвища «flower metal» и «gay metal». К счастью, сами по себе эти радикальные товарищи составляли крикливое меньшинство. Жанр зародился в Германии, где очень любим и поныне. С течением времени выделились, так сказать, «школы» пауэра — немецкая, финская и, внезапно, итальянская. А ещё есть т. н. «американский пауэр-метал», который был одним из самых ранних проявлений жанра и который больше похож на мелодизированный и утяжелённый хэви, чем на более привычный нам европейский пауэр. Именно к нему относятся такие тяжеловесы, как Manowar и Iced Earth.
Основные представители: Blind Guardian, Hammerfall, Helloween, Gamma Ray, Stratovarius, Rhapsody (of Fire) и её многочисленные производные, Powerwolf, DragonForce (которых иногда приписывают к спид-металу) ранний Nightwish, Sabaton, Versailles, Kamelot, Эпидемия, Catharsis. - Глэм-метал. Возник в конце 70-х-начале 80-х на Западном побережье США. Под этим названием объединяют довольно разные группы, играющие в очень отличных друг от друга стилях: от полупопсового харда aka AOR до вполне себе хэви и спида. Жанр сочетает в себе элементы панка, а также сложные хуки и гитарные риффы, позаимствовав в то же время эстетику глэм-рока 1970-х. Главная отличительная черта исполнителей — имидж и тематика песен. Глэммеры отличаются тягой к эксцентричности, театральности, сексуальной раскрепощённости, что отражалось и в их ярких, вызывающих сценических образах, и в текстах песен, часто посвящённых любви, сексу, вечеринкам, веществам и прожиганию жизни — знаменитый девиз рокеров «Секс, наркотики, рок-н-ролл» относился к глэммерам более, чем к кому-либо[7]. Самый популярный жанр метала и рок-музыки вообще в США до начала 1990-х (за что был люто ненавидим и презираем всеми остальными металлистами, особенно трэшерами[8] и хардкорщиками, похлеще, чем сейчас они презирают альтернативу; с другой стороны, сами глэммеры чаще всего и не считали свою музыку металом, предпочитая говорить, что слушают рок-н-ролл или хард-рок), потом его резко сместил с музыкального Олимпа гранж (а заодно он, как и альтернатива в целом, практически вогнал в андеграунд весь метал как таковой). Основные представители того периода: в США — Van Halen (по сути, основоположник жанра), Quiet Riot, Bon Jovi, Twisted Sister, Motley Crue, Cinderella, WASP, Ratt, Firehouse, в Европе в этом жанре работали Def Leppard, Scorpions, Bonfire и Europe, а от Советского Союза можно выделить Gorky Park, Диалог и Рондо. Но, хотя с началом 90-х глэм-движение на Западе потухло, в это же время жанр обрёл бешеную популярность в Японии, которая не стихает и по сей день: такие группы как X Japan, Color и другие, знакомы каждому любителю метала из Страны восходящего солнца.
- Кроме того, годов так с 2010-х глэм обрёл некоторую «вторую волну» популярности в скандинавских странах — такие группы, как Reckless Lovе, Battle Beast и H.E.A.T., подхватили знамя и держат его по сей день.
«Пограничные» жанры[править]
Жанры, где металл смешивают с чем-то ещё.
- Симфоник-метал — жанр, производный от пауэра, только здесь основной упор сделан на симфонической составляющей, причем партии симфонистов четко вписаны в партитуру, а не являются фоновым сопровождением. Поэтому здесь правят бал средний и медленный темп, а вот столь популярный в пауэре шред и прочее гитарное рукоблудие в симфе — гости нечастые. Инструменты могут быть использованы самые разнообразные, вплоть до приведенного на сцену симфонического оркестра с дирижером, но ввиду дороговизны такого живого исполнения большинство музыкантов используют уже готовые аранжировки или же поручают имитацию оркестрового звучания клавишнику.
С тематической составляющей жанра тоже не все так просто. Это могут быть типичные для пауэра фэнтезийные сюжеты, стилизованные под поэмы, мифы и легенды народов мира, любовные истории, а то и исторические события. Отсюда и ещё одна фишка жанра — концептуальные альбомы.
За ещё одну ключевую особенность — мощный и чистый академический вокал (как правило, женский) — симфоник иногда шутливо называют «opera metal» («оперный металл»).
Известные исполнители: Therion (отцы стиля), поздний Nightwish и их экс-вокалистка Тарья Турунен, Leaves Eyes, Xandria, Apocalyptica, Trans-Siberian Orchestra, Epica, какое-то время Within Temptation (на альбомах 2000-х).
- Готик-метал — родня предыдущего, но происходит от дум-метала и готик-рока. Готик-метал и симфоник-метал тесно связаны — многие исполнители переходили туда-сюда или играли нечто среднее, но различия между ними существенные. Это и большая «задумчивость» и «камерность» звучания, меньшие торжественность и пафос, и сильная негласная любовь в большинстве своем к клавишным симфоническим инструментам — органу, клавесину, фортепиано (в то время как «симфонисты» предпочитают духовые и струнные), церковным хорам, минорному тону и… электронному шуму. Вокал может быть как академическим, так и эстрадным. Еще одна «фишка» этого жанра — вокальные пары «красавица и чудовище», когда академический женский вокал (чаще всего, сопрано, комбинируется с мужским гроулингом или басом. «Красавицей» в паре может быть и тенор.
Если вы любите песни о трагичной, и не только, любви — этот жанр для вас. Найдутся у него поклонники и среди любителей мистики и дарк-фэнтези, а то и просто мрачных и загадочных пейзажей.
Жанр появился в Британии, очень любим в Центральной и Северной Европе, бешено популярен в Японии[9] и Мексике. Основные исполнители: Lacrimosa, Type O Negative, Tiamat, Theatre of Tragedy, The Sins of Thy Beloved, Moonspell, Paradise Lost, Within Temptation (только первый альбом).
- В литературе соответствует, как не сложно догадаться, Готика. Оттуда же позаимствованы многие элементы вроде эмоциональности, преобладающего мотива грусти, церковные инструменты и т. п.
- Для тех, кому чистый готик-метал кажется слишком сложным и занудным, были группы, игравшие его с прикрученным фитильком. Как правило, структура песен у них проще, и вообще музыкально они ближе к глэму образца KISS или X-Japan, альтернативе или утяжеленному gothic rock, но, тем не менее, имиджевая и смысловая окраска — тематика самоубийств, роковой любви, вампиров, оборотней и прочей мистики присутствует в полном объеме. Кодификатор — H.I.M, определявшие свой жанр как «love metal». Другие заслуживающие внимания исполнители — Sentenced, To\Die\For, Charon, The 69 Eyes (эти особый случай: смешали вокал и мелодику готики с гитарными запилами и сексуальностью а-ля хэйр-метал 80-х). Жанр играли в основном в Финляндии (все вышеперечисленные группы — финские), но из не-финнов интересны, к примеру, — тернопольцы Холодне Сонце. Эти исполнители были крайне популярны у молодых девочек-«готок» в нулевые, которые обожали записывать их в «тру-готику» наравне с альтернативщиками Rasmus и Evanescence («Хим и Расмус» — это отдельный мем тех времен). Из-за этого их часто презирали трушные металисты, но это они зря. Исполнители-то сами по себе хорошие.
- Прогрессив-метал — один из самых сложных для исполнения жанров. Возник путем добавления металлических элементов в прогрессив-рок, перенял и усугубил все особенности оного. Как результат — сплошь и рядом встречаются нечётные размеры, смены темпа и ритма, зубодробительные пассажи на гитаре, барабанщик работает как две психованные драм-машины, скрещенные с пулеметом, инструмент басиста-прогрессивщика должен иметь ноль ладов и никак не менее шести струн (шутка)[10], сами песни могут иметь невероятную длительность и сложную внутреннюю структуру (штамп про 26-минутное гитарное соло). Как шутят металлисты, «если каждый из музыкантов в коллективе играет что-то свое, но эта отсебятина поразительным образом гармонирует с музыкой их коллег, то это настоящий прог-метал»[11].
Ввиду особой любви прогрессивщиков к концептуальным альбомам, многие песни без «бэкграунда» в сюжетно-тематическом плане бывает сложно воспринимать. Как правило, это могут быть эпические поэмы, мини-байопики, опусы с обсуждением извечных философских вопросов.
Родина жанра — Соединенные Штаты. Известные представители: Dream Theater, Opeth, Symphony X (у этих прогрессив смешан с пауэром), Lateralus, Ayreon, Tool, Leprous. - Неоклассический метал — другой не менее сложный жанр, вобравший в себя ценности и идеалы классической музыки. Зачастую может быть смежным с симфоник-металом, из-за вцелом одинаковых инструментов для построения композиций, но имеющий существенные отличия. Главные — это стилизация треков под классическую музыку с соответствующим звучанием: многочисленные гармонии, манера игры на гитаре, подобная музыке эпохи барокко и общая сложность в построении мелодий. В чистом виде жанр встречается редко. Примеры: Ингви Мальмстин, Пол Гилберт, Galneryus (совмещен с пауэр-металлом), Symphony-X (аналогично).
- Фолк-метал — представьте, что вместо симфонического оркестра в группе появляется народный ансамбль, исполняющий музыку на старых добрых этнических инструментах (могут быть волынки, укулеле, лиры, различные духовые и струнные инструменты, но в особом почете — скрипки) а вокалист для исполнения своих партий ни с того ни с сего начал использовать традиционные техники пения. Вот он, фолк-метал!
Поскольку этносов, которые хотят металлизироваться, на нашей планете много, сам этот жанр чертовски эклектичен. Несмотря на это, наиболее устойчивыми видами сего жанра считаются ориентал-метал (Ближний Восток), келтик-метал (Ирландия и Шотландия), слав-метал (Славянские страны) и латин-метал (угадайте, что), так же имеет несколько отделившихся коллективов, такие как паган-метал и викинг-метал, многие их них настолько похожи что их причисляют сразу к нескольким из этих жанров.
Основные исполнители: Subway to Sally, Tanzwut, Cruachan, Melechesh, Kranium, Eluveitie, Finntroll, Korpiklaani, Mago de Oz, Аркона, Волколак, Грай, Alestorm (у этих фолк с вкраплениями пауэра), Orphaned Land.
- Паган-метал — то, что написано на упаковке. Подвид фолк-метала, где акцент сделан на язычестве и борьбе с христианством, часто включает элементы NSBM (National Socialist Black Metal), а также просто блэк-метала, такие как экстремалный вокал и агрессивные тексты с сильным идеологическим настроем. Обычно делается скандинавами, кельтами и славянами, то есть теми же же странами, что делают и обычный фолк-метал.
Основные представители: Eluveitie, Bathory, Heidevolk, Аркона, Волколак, Kroda, Nokturnal Mortum.
- Викинг-метал — то, что написано на упаковке. Отпочковавшийся от двух вышеназванных жанр, настолько развитый, что получил право на большую автономность от фолк- и паган-метала среди металлических направлений. Исполняется в основном коллективами из скандинавских стран. Тематика песен полностью соответствует жанру: брутальные бородатые мореплаватели с севера, персонажи скандинавской мифологии, Рагнарек, Валхалла, нехорошие христиане, которые в своё время крестили Скандинавию, и т. д. Из-за очень тонкой грани между паганом и викингом[13] часто возникают путаницы, большинство викинг-метал групп по совместительству и паган-метал группы.
Основные представители: Ensiferum, Týr, Turisas, Bathory, Heidevolk, Skalmold.
Экстремальные жанры[править]
- Блэк-метал в 1980-е отпочковался от трэша силами групп Venom (по названию альбома этой группы стиль и поименован) и Bathory. Очень быстрая и агрессивная музыка, характеризуется высоким визжащим строем гитар, наличием бласт-бита[14] и манерой пения в виде хриплого крика (скриминг). Тематика песен часто сатанинская, языческая (пэган-блэк) или просто антихристианская, да и вообще зачастую воспеваются различные аспекты нелюбви к людям — нацизм, войны, смерть и прочее. На сцене музыканты, как правило, выступают в характерной боевой раскраске — корпспейнте, и наряжены в усеянную шипами кожу (а некоторые рядятся под Рейх).
Описанная выше дефолтная смесь грохота и хрипа называется raw-black и считается true. Существуют подстили, исполнители которых стремятся сделать музыку более слушабельной, добавляя мелодичные соло, клавишные и прочее (мелодик-, симфо-, атмосферик-блэк и тому подобное). Поклонники и исполнители труъ-блэка часто в штыки воспринимают подобные добавки, считая их признаками попсы, и крайне негативно реагируют на группы, стремящиеся достичь коммерческого успеха и вообще популярности[15] (особенно ненавидят Cradle of Filth и Dimmu Borgir). Самые упоротые выпускают альбомы вообще на кассетах, в нарочито ужасном качестве и тиражом по несколько десятков (многие делают релизы размером в 666 копий, потому что Сатана).
Несмотря на ненависть к нему особо упоротых тру-блэкарей, симфо-блэк остается самым слушабельным и популярным поджанром. Отцы-основатели — Emperor с альбомами «In Nightshade Eclipse» и «Anthems to the Welkin at Dusk», настоятельно рекомендуются к прослушиванию, они действительно начали играть шикарную музыку, как только перестали убивать людей и сжигать церкви (не шутка). Cradle of Filth, Dimmu Borgir (классические альбомы), Carach Angren, Hecate Enthroned, Illnath, Anorexia Nervosa — тоже. Тематика песен в симфо-блэке также часто уходит от привычных мизантропии, сатанизма и антихристианства в готические ужастики, фэнтези, оккультизм или философию.
Особняком стоит депрессивно-суицидный блэк, на остальную блэчню не очень похожий. Композиции в этом стиле куда более медленные, очень монотонные, длинные и более мелодичные; вокал — болезненно-визжащий шрайк (это как скрим, только с характерным завыванием), тематика песен — депрессия и суицид. Стоит ли говорить, что романтизация самоубийства для этого жанра характерна весьма и весьма? Впрочем, намного чаще они подают суицид без прикрас со всеми кровавыми подробностями.
Второй поджанр, стоящий особняком — NSBM, он же национал-социалистический блэк-метал (national socialist black metal). Считается, что «национал-социализм — это логическое продолжение политического и духовного инакомыслия, присущего блэк-металу». История его появления скрыта во мраке, но считается, что основы подобной идеологии заложил сам Варг Викернес, первой известной группой в этом жанре стали соотечественники Гитлера Absurd, а первые ростки жанр дал внезапно в Польше. По звучанию от классического блэка отличается мало, хотя музыка имеет определенные черты паган-метала, в основном, викингского его варианта. Достаточно часто имеют стычки с ортодоксальными ребятами из-за того, что вместо сжигания церквей и воспевания Вечного Царствия Рогатого, NS-блэкари занимаются в основном разными нац.меньшинствами по заветам стран оси, а про религиозный аспект забывают. Именно они, кстати, рядятся под Рейх на концертах.
Третий поджанр, стоящий не просто отдельно, а вообще «один против всех» — unblack metal (белый метал, не-чёрный метал, христианский блэк-метал). Протест внутри протеста. По звучанию, не-черные группы максимально близки к raw-звучанию (иногда используются сэмплы церковной музыки или миди-имитация органа и церковных колоколов, что немножко сближает его с симфоник-блэком), а вот тексты посвящены христианству в целом и Иисусу Христу в частности. Фанатизм, сравнимый со средневековым, может прилагаться, но это не обязательная черта, и многие группы поют о вещах, которые чаще услышать можно в каком-нибудь лайтовом христианском роке. Интересный факт: несмотря на то, что исполнители не-черного метала находятся всегда в меньшинстве и прямо противопоставляют себя всей блэк-тусовке, среди ортодоксов они зачастую пользуются уважением просто за то, что у них «хватает смелости высказываться прямо в лицо», и лишь единицы вступают с ними в прямую конфронтацию. Также ходят слухи о том, что не-чёрный метал бывает не только прохристианский, но и проиудейский и промусульманский, но таких групп — раз-два и обчёлся.
- Дэт-метал — если коротко, это еще более злой и тяжелый трэш-метал. Википедия утверждает, что дэт — самый тяжелый для исполнения металл-жанр… с физической стороны исполнения (но далеко не всегда с технической). Считается, что впервые появился в работах групп Venom и, собственно, Death. Лидер последней, Чак Шульдинер, считается «отцом» стиля. Насилие, смерть, кровькишки, сатанизм (чаще — образно-показушный) — типичные темы для лирики. В музыке же дэт-метал почти такой же быстрый, как и трэш, риффы еще более агрессивные и менее мелодичные (хотя прото-дет и ранние группы любили вставлять разнообразные минорные последовательности, что и было основным отличием от трэша), барабанщики активно пользуются бласт-битом, вокал, как правило, экстремально низкий (гроулинг). Известные представители: Death, Cannibal Corpse, Obituary, ранний Therion.
Тем не менее, в конце 1980-х от дэта отпочковалось направление, которое уже вполне можно слушать простому человеку — это мелодик-дэт-метал (MDM). Как нетрудно догадаться, характеризуется куда большей мелодичностью и расположением к слушателям. Многие исполнители в этом жанре вообще звучат как хэви или пауэр, от дэта у них только экстремальный вокал и изредка отдельные музыкальные ходы вроде бластбитов. Жанр часто становится «переходным» от классических стилей к более экстремальным и тяжелым для начинающих металистов. Известные представители: Dark Tranquillity, In Flames, Arch Enemy (примечательны женщиной на вокале[16][17]), Children Of Bodom, поздние Amon Amarth, Dethklok (да, и они тоже). В то же время что и мелодик, от дэта отпочковался брутал-дэт — темнее и острее классического, гораздо менее слушабелен для неподготовленных, зачастую находящийся на границе с гор-грайндом.
Но не стоит считать, что вклад Шульдинера закончился исключительно классическим дэтом. Более поздние альбомы, в которых критики найдут приёмы джаза и импровизации, получат название техничного дэт-металла — той части дэта, где техника и сложность композиции выходит на первый план. Помимо, собственно, группы Death, здесь можно выделить Nile, Gojira и Necrophagist.
- Дум-метал отличается низкой настройкой инструментов, крайне медленным монотонным темпом и текстами, повествующими о страхе и отчаянии (само название стиля об этом и говорит). Истоки жанра восходят аж к ранним альбомам Black Sabbath, а в отдельный жанр дум сформировался в 1986 году благодаря группе Candlemass. В трад-думе используется чистый страдальческий вокал. Или просто чистый, как голос Мессайи Марколина на трех классических для дума альбомах Candlemass. Более популярный дэт-дум звучит жёстче, и в качестве вокала в нём используется гроулинг; этот подстиль зародился стараниями такой троицы, как Anathema, My Dying Bride и Paradise Lost, из которой только MDB продолжает играть дэт-дум до сих пор. Другие заслуживающие внимания исполнители — Swallow the Sun, Novembers Doom, Draconian, Saturnus. Стоит также отметить фьюнерал-дум, который давит педаль в пол в плане медлительности (самая долгая композиция в этом стиле длится 70 минут). Существуют и другие поджанры дума, характеризующиеся разной степенью обречённости и медлительности.
«Альтернативные» жанры[править]
Одни из самых спорных по уровню принадлежности к металлу жанров, появившиеся в 1990-е. Основная багофича — простота, отсутствие особо ярких «наворотов», ритмичность. А еще это самая мейнстримная группа металлических жанров. К сожалению, для многих поклонников направления существование этих жанров — уже само по себе мощнейшая кнопка берсерка, ибо считаются ими металом в режиме «Упростили и опошлили» и не признаются за метал вообще. В те самые нулевые, когда существовало много посвященных металу сайтов-агрегаторов рецензий, текстов песен и mp3, эти исполнители вообще часто бывали там запрещены, зачастую еще и с издевательскими комментариями вроде «Если они вас интересуют, то вам туда (ссылка на сайт с гей-порно)».
- Ню-метал — та же «альфа и омега» для альтернативного метала, как и хэви-метал для классического, да только ню-метал будто бы пытается отбросить все «формальности», присущие предшественнику. Был упор на мастерство и ведущую роль гитариста? К черту, у нас главным снова будет вокалист, а гитарные партии упростим, соло вообще будем демонстрировать редко. Бас-гитару нечасто слышно? А мы дадим басисту больше свободы для творчества! И гитару с пятью-шестью струнами, чтоб играл быстрее! Надоел старый добрый тенорок на вокале? Ну его, будем либо скримить в микрофон, комбинируя его с «чистым» вокалом, либо гундосить баритоном[18], а то и вообще читать рэп! И матюки! Много матюков![19] Вопросы бытия в песнях? Извечные проблемы человеческой жизни в текстах? Нет, господа! Наши песни на нигилизме и социальных проблемах держаться будут! Жизнь в нашем мерзком улье, алкоголь, наркотики, беспорядочный секс, убийства и прочая чернуха — вот о чем наши песни. И да, у нас будут клавишник с ди-джеем. Почему бы и нет?
Зародился жанр в Соединенных Штатах. Исследователи обычно делят исполнителей на три «поколения»: первое — Deftones и Korn, второе — Slipknot и Limp Bizkit, третье — Linkin Park, Disturbed, System of a Down, Papa Roach, Dope. - Индастриал-метал — если вышеназванный жанр для хардкорных металлистов «попса», то этот — стопроцентный «клубняк». Но, как ни странно, отношение к нему среди олдскульщиков гораздо терпимее, нежели к «мазафаке». Основная «фишка» жанра и его главная особенность — перегруженность электроникой и неповторимый танцевальный ритм. Если на ближайшей дискотеке будет звучать металлическая песня, это с 90 % вероятностью будет представитель жанра. В коллективах необходимыми становятся клавишники, ди-джеи, операторы драм-машин. Вокал и гитарный звук чудовищно искажается электроникой (просто послушайте гитарное соло раммштайновского «Stein um Stein» — и это гитара, а не терменвокс!).
Исполнители индастриал-метала — те еще тролли, в большинстве своем очень любят шокировать общественность табуированными тематиками, негативными человеческими эмоциями. Европейцы привнесли в сюжетно-тематическую картину жанра экстремальную сексуальность и «большую и чистую любовь в лучших проявлениях».
Появился жанр опять же в США, но приобрел значительную популярность в Центральной Европе, подарив нам такое направление, как NDH (Новонемецкая тяжесть в переводе) Важно! NDH — направление с достаточно резко очерченным звучанием и канонами, далеко не всякий немецкий индастриал-метал относят сразу сюда, да и аксакалы вроде KMFDM или Die Krupps явно не захотели бы быть причисленными к этому лику. Типичные представители индастриал-метала: Static-X, Fear Factory, Rob Zombie, Nine Inch Nails, Ministry, Мэрилин Мэнсон со своим коллективом. Из NDH можно вспомнить, конечно же, Rammstein, Oomph!, Megaherz, Eisbrecher, Stahlmann. - Металкор — попробуйте мысленно соединить хардкор-панк и трэш-метал, сдобрить его переменным звучанием скриминга и чистого вокала, «грязными» гитарными соло. От хардкора позаимствованы брейкдауны — характерные замедления. Типичные исполнители: Bullet for My Valentine, As I Lay Dying, Asking Alexandria, Amatory, Stigmata[20], поздние Everlost.
- Дэткор — а это, как несложно догадаться из названия, гибрид металкора с дэт-металлом. От первого взяты брейкдауны, от второго — бласт-бит и типичные риффы. В качестве вокала используется гроулинг, а также полный кошмар в виде гуттурала (гроулинг на вдохе), в шутку называемого по понятным причинам «хрюкинг», и пигсквилла (поросячий визг на вдохе). Стоит ли говорить, что последние два вида «пения» почти не позволяют выговорить что-то внятное?
- Грайндкор[21], он же просто грайнд. Самый неоднозначный жанр с точки зрения… всего вообще. Изначально возник на стыке краст-панка (панка со специфическим звучанием и некоторым влиянием блэка) и трэшкора (оченьоченьОЧЕНЬ быстрого хардкора) и получил название из-за специфики игры и атональных риффов, которые «врезаются» друг в друга и «перемалываются» на стыках (to grind — молоть). В связи с желанием музыкантов максимально экстремализировать саунд, впоследствии получил весьма значительное влияние со стороны экстремального метала. В целом, все подстили грайнда характеризуются крайне быстрым (в среднем, 400 bpm) и экстремальным звучанием с максимальным дисторшном и короткими композициями длинной секунд в тридцать. Именно поэтому неподготовленный человек вряд ли сможет слушать песни этого жанра дольше десяти секунд и как-то отличать их друг от друга. Вокал также малослушабельный — скрим и гроул (текстов, кроме названия трека, часто вообще нет), а так же разные эксперименты с собаками, попугаями и даже цикадами у микрофона. Классический грайнд и последующие отличаются по-панковски социальной направленностью, а гор-грайнд[22] сотоварищи, которые получили больше метального влияния, поют обо всем, о чем в приличном обществе не говорят. Да и в неприличном, зачастую, тоже. Отличительная особенность многих грайндкорщиков — страсть придумывать название музыкального стиля для каждой композиции.
Джаз и авангард[править]
- Авангардный метал и во многом близкие ему метальные вариации джаз-фьюжна. Характеризуются высокой сложностью, уходом от гармоний, ладов и модальностей, повсеместной (зачастую и групповой и свободной одновременно) импровизацией, экспериментами как со структурой композиции, так и со звучанием инструментов (и даже звукоизвлечением) и абсолютной свободой в смене музыкальных жанров. Характерные представители — проекты Джона Зорна, группы Майка Паттона, Lye by Mistake. Впрочем, есть и более простые смеси джаза с металлом вроде Diablo Swing Orchestra.
Тропы и сюжетные линии, характерные для жанра[править]
- Бонус для гениев — уже Black Sabbath и Iron Maiden (а у нас — «Ария») любили щегольнуть начитанностью и ввернуть отсылку к каким-нибудь легендам, историческим событиям или классической литературе в текстах. А уж тексты иных пэганщиков или готик-металистов зачастую и вовсе абсолютно непонятны, если не читать их с условной энциклопедией «Мифы народов мира» на коленях.
- Диссонирующий стиль повествования — драйвовый хэви-металлический боевичок вполне может иметь текст из концентрированной слезогонки, юный тенор или красивая девушка с нежным голосом под оптимистичные запилы живописать радиоактивные пустоши, геноцид и ужасы войны, а брутальный дэтстер или блэкарь в корпспейнте под ураганные бластбиты вещать демоническим рыком о смысле жизни или о несчастной любви. Бывалых металистов всем вышеперечисленным уже давным-давно не удивить, но люди, от жанра далекие, порой испытывают когнитивный диссонанс, когда вслушиваются в текст или им его переводят.
- Война — это круто — очень любимая среди исполнителей-пауэрщиков подача военных действий. Одни Sabaton чего стоят. Также очень популярная тема в viking-metal и pagan-metal.
- Война — это кошмар — тоже весьма популярная тема, ибо многие группы имеют антивоенные и антимилитаристские взгляды. Нередко пересекается с предыдущим.
- В общем, все умерли — дум-металлисты очень любят такую сюжетную развязку.
- Героическая сопрано и Героический тенор — канон пауэр-метала.
- Голливудский сатанизм — на нём держится блэк-метал, но нередко проскакивает и у других групп.
- Католики плохие и православные плохие, зачастую вперемешку с Язычество — это круто! либо Сатанизм — это круто — основной мотив блэк-метала, полный историй о том, как злые христиане насильно крестили Скандинавию, Русь и другие европейские страны.
- Красавица Икуку — да постоянно, в скриме или гроуле зачастую и на русском языке ничего не понять, а уж на английском, тем более с учетом того, что для каких-нибудь финнов или скандинавов он не родной со всеми вытекающими… Красочный пример, есть и продолжения. «Обернись! Восемь рУблей!»
- Матомная бомба — невероятно любимый прием среди исполнителей ню-метала. Впрочем, некоторые другие жанры тоже могут это позволить. Тем не менее, вопреки стереотипам, большинство даже блэкеров и дэтстеров все-таки предпочитают оставаться во вполне литературном русле, хотя тексты все равно будут малопригодны для чтения на детском утреннике.
- Метал — это круто, конечно же. Об этом поётся в крутой металлической песне!
- Ниндзя-пират-зомби-робот — первопроходцы альтернативного металла, культовая группа Faith no More, играли ещё ту эклектику жанров. Причём это ещё с прикрученным фитильком — вот у их вокалиста Майка Паттона и его школьной группы «Mr.Bungle» была мешанина так мешанина!
- Да разве ж только они? Многие группы могли сочетать самые разные стили на одном альбоме или даже в рамках одной песни. И это не считая случаев жанровых экспериментов, когда один альбом мог быть в одном стиле, а следующий за ним — уже в другом.
- Пафос — да ну, метал без пафоса?
- Прекрасная сопрано — довольно часто встречается в готик-метале, а для симфоника так вообще визитная карточка.
- Проблема противоположных оценок — сетевое метал-сообщество, особенно на пике своего расцвета в нулевых, буквально раздиралось срачами. БОльшая часть, конечно, в них не участвовала, но крикливое меньшинство такое крикливое… Основные срачи:
- Те, кто принципиально слушает только отечественных исполнителей vs те, кто считает весь отечественный метал дерьмом.
- Те, кто слушает более популярные группы vs элитисты,
у которых музыка больше похожа на изнасилование отбойным молотком. Типичные тейки: «Ваши Nightwish и Rhapsody — попса, вот Therion играют настоящий симфо-метал», «Американцы не умеют играть треш, Metallica — самая переоцененная метал-группа, слушайте лучше немецкую школу — Kreator, Sodom, Destruction», «Ваши новомодные финны с итальянцами испортили power metal, настоящие волшебники — „блайнды“ и Helloween». - Те, кто слушает только рок и метал vs те, кто слушает и другую музыку.
- Поклонники более экстремальных стилей vs поклонники классических стилей vs любители ню-метала и альтернативы (которых две предыдущих группы населения ненавидели едва ли не больше, чем друг друга). Самыми радикальными были любители black metal:
« | В основном я потребляю из блэка — только старую школу а-ля ранний Mayhem, Burzum, Darkthrone, Dark Funeral, Marduk. Raw Underground Black Metal рулит. Death мтеал это вообще, на мой взгляд, чуть ли не музыка для свиней. Ненавижу! А всякие хэви и пауэр — всех их к стенке этих пафосных подонков! Не могу не отметить еще таких «свинских» составов как Sadist, Suffocation, Morbid Angel, Gorguts — всё это безусловно тупая и примитивная музыка для свиней… | » |
— Типичный комментарий блэкера-радикала (или косящего под него тролля), орфография сохранена. |
- Слезогонка — металлисты (не все, но самые классические) ужасно сентиментальные люди. И у большинства хэви-, пауэр-, симфоник- и реже трэш-групп обязательно есть в репертуаре целая россыпь лирических и просто грустных песен. Ну кто из вас не слышал Fade to Black, In My Darkest Hour, Nothing Else Matters и A Tout Le Monde? А уж готик-метал на этом вообще построен чуть менее чем полностью — одно только название одной из групп-столпов жанра говорит само за себя.
- Скример — многие исполнители экстремальных жанров, поющие скримом или гроулом, любят начинать вокальную партию в песне с истошного вопля или утробного рыка. А еще почти во всех жанрах встречаются песни со структурой «спокойное, балладное начало => резкий переход в металлическое рубилово», или «спокойный куплет — мощный металлический припев с орато и оглушительными риффами». С непривычки может и напугать.
- Стилистика декаданса — готик-металисты обожают этот троп. Симфо-металисты тоже, причем любые, начиная от Therion и заканчивая симфо-блэкерами вроде Cradle of Filth. Да и в остальных жанрах периодически встречается.
- Тяжёлый мифрил — значительная часть павера и симфоника посвящена всякого рода фэнтези, драконам, демонам и делающим из них шашлык рыцарям. Отдельный подвид — любители петь о мифологии типа Therion и Amorphis.
- Отнюдь не брезгуют фэнтезийной тематикой и исполнители более брутальных жанров, например блэкеры Summoning любят Толкина, а их собратья по жанру Bal-Sagoth сами сочиняют фэнтезийные истории для песен. Альбом «Starfire Burning upon the Ice-Veiled Throne of Ultima Thule» вообще выжимает педаль в асфальт: его буклет представляет собой сборник новелл в духе Говарда, Дансени и Лавкрафта, где собственно тексты песен спорадически вкраплены в прозу и занимают в лучшем случае процентов тридцать.
- Сюда же — Тыгыдымский конь — игра триолями, довольно популярная для павера.
- Темнее и острее — эволюция жанра в восьмидесятых-девяностых. Хэви- и пауэр-метал сами по себе тяжелее уже привычного тогдашнему слушателю хард-рока. Но для трешеров середины восьмидесятых какие-нибудь Iron Maiden или Judas Priest уже были недостаточно тяжелыми и радикальными: их музыка была еще тяжелее, а в текстах меньше лирики и философии и больше ненависти, злобы, критики социальных язв выпадов против церкви и правительства. И наконец, блэк- и дэт-метал выжали педаль в пол — еще больше агрессии, еще больше ненависти, еще менее подходящая для прослушивания обычным человеком музыка. А уж brutal death metal или какой-нибудь грайндкор — это и вовсе педаль в асфальт.
- А также частая эволюция вкусов типичного металиста во времена расцвета субкультуры (с середины-конца девяностых по конец десятых). Начинаем с «Арии», «Эпидемии» или чего-то вообще не относящегося к металу («Король и Шут», «Кино»), затем в поисках чего поэкстремальнее добираемся до тяжелой альтернативы, трэша или грува. Где-то на этом этапе исчезает отторжение экстремального вокала. Затем — MDM, симфо-блэк, дэт-дум… за пару лет доходило до тру-блэка или брутал-дэта.
- Светлее и мягче — тоже было. Фолк\пэган-метал, симфо-блэк и мелодик-дэт, отпочковавшиеся от блэка и дэт-метала в середине девяностых, были по сравнению с ними более мелодичными, активно использовали чистый вокал наравне с экстремальным и вернулись к менее радикальной тематике: тут уже и философия, и мифология\фэнтези\мистика, и любовь.
- Философический угар — нередки тексты песен, состоящие из абстрактных рассуждений о Смысле Жизни, Свободе, Смерти и Судьбе. Тексты группы Death в этом плане вжимают педаль в пол. Повелось еще с классиков и сохранило актуальность и поныне. Причем абсолютно во всех жанрах.
- Юный тенор — повсеместно встречается у вокалистов в пауэр-метале.
- Этнографическое пиршество — фолк-металисты этим себе имя сделали.
Примечания[править]
- ↑ Шутка с двойным дном — Пеннивайс на протяжении всего повествования остаётся непонятного пола, потому в данном контексте выражение «не сложнее, чем отличить мальчика от девочки» приобретает новый смысл.
- ↑ Правда, всемирно популярные японские метал-группы (X Japan, Dir en Grey, exist†trace, Gazette, D, Moi dix Mois, Versailles, Deathgaze, тысячи их в самых разных жанрах) за пределами Японии котируются в основном среди разномастных анимешников и прочих отаку, а не среди ортодоксальных металистов, но их музыка как таковая не становится от этого ни плохой, ни менее оригинальной.
- ↑ Особенно если вслед за многими металлистами не считать металом популярные в США ню-метал и альтернативу.
- ↑ Впрочем, последние, перейдя на индастрил, хоть название стали писать по-другому: когда группа играла мелодик-блэк, она называлась Covenant (без «The»).
- ↑ Из-за подобного специфического сочетания, трэш является базой для практически всего экстремального металла. Причесление же самого трэша к экстремальным жанрам во многом оправдано, хотя и является предметом споров как фанатов, так и аналитиков
- ↑ К слову, подобное сочетание хэви-метал + хардкор в разных пропорциях — явление достаточно частое. При попытке прослеживания истоков, можно крышей двинуться. Например, развитие американского и британского хардкора (который стрит-панк) получило большое влияние уже сформировавшегося трэша на свой саунд и манеру риффинга — характерными примерами будут шотландские Exploited начиная с Beat the Bastards или нью-йоркские Agnostic Front начиная с 86ого года. При этом обе группы являются ярчайшими представителями хардкора.
- ↑ Кредо жанра ярче всех выразил фронтмен Twisted Sister Ди Снайдер: «выглядеть, как бабы, говорить, как мужики, играть, как засранцы!»
- ↑ Например, Дейв Мастейн расшифровывал название жанра как Gay L.A. metal, а его бывшие коллеги по «Металлике» не раз дрались по пьяни с глэммерами в барах, случись им пересечься
- ↑ Стереотип: если японская метал-группа играет не что-то околоальтернативное или около-глэмовое, то они 100 % исполняют готик-метал или симфо-пауэр с элементами готик-метала.
- ↑ На всякий случай небольшое пояснение: бас «классической» компоновки имеет всего четыре струны. Добавление дополнительных струн приводит к расширению диапазона инструмента — и усложнению техники игры. А уж если, по примеру предка-контрабаса, на грифе бас-гитары нет ладов…
- ↑ Есть мнение, что шутка относиться не столько к прогу, сколько к джазу и/или авангарду в его экстремальных проявлениях, вроде грайндкорово-саксофонных экспериментов Джона Зорна и других нетривиальных представителей фьюжна, фри-джаза и авангардной музыки. Вот там порой встречается не то, что импровизация, но даже алеоторика — прием, когда музыканты могут произвольно и независимо менять части композиции при исполнении. Прог все таки более структурированный.
- ↑ Между прочим, самый длинный клип из крутившихся на MTV.
- ↑ Отличают их, как правило, по отношению к последнему пункту тематики песен. Паган-метал ВСЕГДА идеализирует язычество, противопоставляя его христианству, к которому безусловно враждебен, викинг-метал же чаще всего избегает прямых наездов на христианство (что логично, если знать историю реальных викингов), а на языческие темы поёт в нейтрально-сказительной, в крайнем случае абстрактно-положительной (но без перехода на личности и оскорблений в сторону христиан!) манере, по типу фолка
- ↑ Двойная бас-бочка с ударами по малому барабану через долю, 180 уд./мин. на самых медленных участках.
- ↑ Бытует шутка о том, что у труЪ блэк-группы должно быть больше слов в названии, чем поклонников.
- ↑ Точнее, женщинами: с 2001 по 2014 у них рычала Анхела Госсоу, с 2014 по сей день рычит Алисса Уайт-Глаз. О том, что с 1996 по 2001 года на вокале был какой-то мужчина, никто и не вспоминает.
- ↑ Естественно, не вспоминает: хотя женский гроул нынче не такое уж редкое явление, он все же достаточно экзотичен, чтобы лучше запоминаться. Взять ту же вокалистку Jinjer, у которой такой адовый рык, что не всякий мужик так сможет.
- ↑ Из-за специфического строя гитар, который использует большая часть металлистов, баритоны в классических жанрах метала — редкость, ибо голос просто сливается с музыкальным фоном. Исключения в основном относятся либо к экстремальным жанрам, либо к сабжу
- ↑ Стоит ли говорить, почему иные недоброжелатели пренебрежительно называют этот стиль «мазафакой»?
- ↑ А теперь все вместе: «Сентяяяяяябрь гориииит, убииийца плааачет…»
- ↑ Поклонниками считается подстилем панка, а не метала, но, в целом, он представитель т. н. панк-метала, как и большинство не-джазово-авангардных экстремальных жанров.
- ↑ Путать грайндовые (например, дэт-грайнд) и коровые (например, дэт-кор) стили — большая ошибка.