Metal Gear

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Полная коллекция игр на одном столе. Фигурка Ликвида Снейка прилагается

Metal Gear — культовая серия стелс-экшенов, разработанных под руководством геймдизайнера Хидео Кодзимы и изданных компанией Konami. Сеттинг сочетает в себе научную фантастику, альтернативную историю и затрагивает такие темы, как человеческая память, жизненный опыт, генная инженерия, искусственный интеллект и язык. Игры отличаются запутанным сюжетом, кинематографичной постановкой, большим количеством внутриигровых роликов и кат-сцен, а также отсылками на произведения массовой культуры.

Игры серии[править]

Основная линейка[править]

Metal Gear[править]

Первая часть серии, выпущенная в 1987 году для MSX2, рассказывала о сотруднике спецподразделения FOXHOUND Солиде Снейке, посланного разобраться с крепостью «Outer Heaven», созданной таинственным наёмником по прозвищу Биг Босс, который "на людях" был командиром этого самого FOXHOUND[1], и находящимся там «Metal Gear» — шагающим роботом, способным запускать ядерные ракеты из любой точки мира.

Metal Gear 2: Solid Snake[править]

Вторая каноничная игра серии, выпущенная в 1990 году для MSX2. В 1999 году государство наёмников Занзибарлэнд похитило учёного доктора Кио Марва — создателя искуственого бензина OILIX. На задание отправляют нашего старого знакомого Солида Снейка.

Metal Gear Solid[править]

Первая игра в 3D, с которой началось триумфальное шествие MGS по консолям планеты. Февраль 2005 года. Бывшие члены спецподразделения FOXHOUND захватили ядерную ракетную базу Шедоу Мозес. В числе заложников глава DARPA и племянница командира FOXHOUND. Пикантность ситуации добавляет наличие на базе шагохода Metal Gear Rex, способного использовать ядерное оружие. Требование террористов — выдать им останки Биг Босса, величайшего солдата Человечества. Разбираться с ситуаций вновь отправляют Солида Снейка, бывшего члена FOXHOUND, коротающего отставку на Аляске. В ходе игры он раскрывает немало грязных тайн и начинает понимать подоплёку событий первых двух игр.

Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty[править]

В этой игре 2 героя. Игра начинается в 2007 году на военном танкере, доставляющем шагоход Metal Gear Ray для Корпуса Морской Пехоты США. В результате действий игрока, танкер тонет, загрязняя Гудзонский Залив разлившейся нефтью. Солид Снейк считается погибшим при исполнении. Вторая часть начинается в 2009. На нефтеочистную платформу «Big Shell» проникает террористическая группировка «Сыны Свободы», под командованием бывшего Президента США, Солидуса Снейка. Разбираться с кризисом отправляют Райдена, молодого оперативника FOXHOUND. Продвигаясь по сюжету Райдену предстоит выяснить правду о событиях двухлетней давности и узнать о существовании группировки «Патриоты», теневого правительства, сосредоточившего в своих руках все нити управления мировой экономикой.

Metal Gear Solid 3: Snake Eater[править]

Грандиозный флешбек и одна из наиболее уважаемых игр серии. События переносят нас в 1964 год. Молодой оперативник ЦРУ Нэйкед Снейк получает задание спасти с территории СССР ученого-перебежчика, автора новейшей военной разработки — ядерной установки «Шагоход». К сожалению, шедшая, казалось бы, без сучка и задоринки операция летит к чертям в последний момент из-за предательства части собственного руководства, перешедшего на сторону Советов. Снейк оказывается на больничной койке и под следствием военной прокуратуры. Спустя некоторое время Правительство США (по требованию Никиты Хрущева, высказанному по телефону в ультимативной форме) санкционирует операцию «Пожиратель Змей», призванную уничтожить предателя и обезвредить "Шагоход" вместе с захватившей машину группировкой русских военных, вышедших из-под контроля Москвы. Будучи заброшен в ту же местность, где проходила предыдущая (неудачная) операция, Снейк встречает агента КНР Еву, которая постепенно раскрывает ему правду о подоплёке происходящего. В конце концов Снейку и Еве удается выполнить поставленные задачи, но цена победы для Снейка лично и обстоятельства всей истории таковы, что из молодого солдата-идеалиста Снейк превращается в убитого горем циника. В финале Нэйкед Снейк получает из рук президента награду и позывной «Биг Босс» (который в этих обстоятельствах звучит как очень жестокая издевка), и начинает свое превращение в истинного врага тайных властителей мира.

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots[править]

Год 2014. Мир перешел на модель экономики, называемую «военной». По всей планете частные военные компании сражаются с противниками нового миропорядка (формально, на самом же деле — с кем угодно, в том числе друг с другом, для экономики жизненно необходимо само продолжение военных действий). Тело и оружие каждого солдата насыщено нанороботами, позволяющими контролировать процесс централизованно и дистанционно. Солид Снейк, тем временем — глубокий старик из-за ускоренного старения клонов. С ним связывается его бывший командующий, Кэмпбелл, и просит вернуться в строй ради одной последней миссии — обезвредить снова возникшего на сцене Револьвера Оцелота, личность которого после событий MGS2 слилась с личностью погибшего Ликвида Снейка, и который теперь называет себя Ликвидом Оцелотом. Оцелот объявил своей миссией свержение существующей системы, пусть и ценой погружения мира в полный хаос, и таки реализацию проекта Биг Босса «Outer Heaven». Снейк принимает задание (хотя ему и приходится для этого облачиться в поддерживающий костюм с синтетическими мышцами, его биологическое тело уже не справляется с нагрузками в бою). По ходу дела ему приходится посетить Афганистан, Южную Америку, Восточную Европу и даже базу «Шедоу Мозес» на Аляске, где происходили события первой игры. В процессе выясняется, что практически все — и миропорядок, и мотивы Оцелота — были не совсем тем или совсем не тем, чем казались изначально. Плюс к этому Снейк узнает, что подсаженный ему еще в 2005 вирус FOXDIE мутирует, и скоро превратится в настоящее оружие массового поражения (если сам Снейк, конечно, доживет, поскольку из-за ускоренного старения жить ему остается меньше года). Игра «Guns of the Patriots» закрывает большую часть вопросов связанных с героями и организацией «Патриотов». По внутренней хронологии является финалом всей истории.

Metal Gear Solid: Portable Ops[править]

Игра 2006 года для PSP, позже была выпущена в составе коллекционного издания для PS4. События игры развиваются в 1970-м. Нэйкед Снейк, попадает в ловушку оставшихся членов отряда FOX, которые охотятся за второй половиной наследия «Философов». Находясь в плену Снейк знакомится с Роем Кэмпбэлом, пленником FOX и офицером «Зеленых Беретов». Череда событий раскрывает планы «Философов» и их противников, приводя игрока к истокам создания организации «Патриоты».

Metal Gear Solid: Peace Walker[править]

Кроссплатформенная игра 2011 года. События игры разворачиваются в ноябре 1974 года в Латинской Америке, спустя 10 лет после событий Metal Gear Solid 3: Snake Eater и через 4 года после «Metal Gear Solid: Portable Ops». Нэйкед Снейк полностью рвет отношения с Правительством США и организацией «Патриоты», создав частную военную корпорацию «Militaires Sans Frontieres»(MSF). В это же время в республике Коста-Рика появляются таинственные вооруженные силы с новейшим оружием; армия носит название «Peace Sentinels». Правительство страны не в состоянии справиться с кризисом самостоятельно, но и не может обратиться к более сильным соседям. Присутствие PS нарушает баланс сил между Востоком и Западом. Поэтому правительство Коста-Рики тайно нанимает Нейкед Снейка и его вооружённую группировку, чтобы те без лишнего шума разобрались с вторжением. События игры раскрывают тайны проекта «Metal Gear» и напрямую выводят нас к подоплёке создания «Outer Heaven», страны наемников, жители которой будут воевать только за звонкую монету, не опасаясь кинжала в спину от собственных нанимателей.

Metal Gear Solid V: Ground Zeroes[править]

Игра 2014 года, закрывающая сюжетную линию «Peace Walker», являсь своеобразным приквелом к событиям «Phantom Pain». События игры связаны с попыткой Биг Босса спасти Чико и Паз из рук отряда XOF, но вся миссия оказывает одной большой ловушкой, стоившей жизней большей части оперативником MSF. После событий «Ground Zeroes» Биг Босс исчезает на несколько лет, чтобы вернуться в «Phantom Pain». С технической точки зрения игра представляет собой одну карту и одну миссию в режиме песочницы, за что журналисты прозвали её «сверхдорогой демоверсией».

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain[править]

Гранд-финал основного сюжета. События игры начинаются в 1984 году, спустя 9 лет после событий «Ground Zeroes». Биг Босс выходит из комы и оказывается в центре противостояния отряда наемников «Diamond Dogs» и старого врага XOF. Под именем Венома Снейка Биг Босс встречается со старыми друзьями и врагами, получая шанс отомстить Черепу за гибель товарищей. События игры выводят нас к самой первой «Metal Gear», переворачивая известные нам события с ног на голову.

Спин-оффы и не каноничные игры[править]

Metal Gear Rising: Revengeance[править]

Видеоигра из серии Metal Gear, которую Хидео Кодзима передал разработчикам Bayonetta и NieR — Platinum Games. Игра вышла в 2013 году. Игра представляет собой слэшер. После каждой секции выдаются данные о затраченном времени, лучшем комбо и количестве набранных «дзандацу». Так же в игру перекочевал стелс и быстрые убийства. Сюжет игры переносит нас в 2018 год — на четыре года вперед, после восстания Ликвида Оцелота.

Metal Gear (порты на NES, DOS и др.)[править]

При портировании игра была сильно переделана. Самые заметные отличия это то, что Солида Снейка с ещё двумя оперативниками (чьи личности и дальнейшие судьбы не известны) в начале игры сбрасывают в джунгли на парашюте и то что в финале нужно уничтожать суперкомпьютер, а не Метал Гир.

Snake’s Revenge[править]

Она же «Snake’s Revenge: Metal Gear 2». Неканоничный сиквел «Metal Gear» выпущенный для Северной Америки. Причем сам Хидео Кодзима узнал об этом постфактум. Несмотря на «неканоничность» сама игра сделана на хорошем уровне, а сюжет и реализацию положительно оценим сам Хидео-сан. В целом может рассматриваться как блестящий неканон. Сюжет игры крутится вокруг неназванной ближневосточной страны, в которой угадывается Иран, которая заполучила себе Metal Gear. Лейтенант Солид Снейк отправляется на задание вместе с двумя напарниками. Итогом операции «747» становится повторная ликвидация Биг-Босса, прокачавшегося до крутого киборга.

Metal Gear: Ghost Babel[править]

Еще один неофициальный сиквел «Metal Gear». В этот раз эксклюзивом для GBC. Подобно первой части, игра представляет собой top-down 2D экшен с возможностями стелса и свободы действий. События игры происходят спустя 7 лет после MG. Новый прототип «Метал Геар» под названием «Гандер» обнаружен в руках боевиков в Центральной Африке. Попытка уничтожить его силами подразделения «Дельта» оказалась неудачной и в дело вновь вступает Солид Снейк.

Metal Gear Acid[править]

Помесь пошаговой тактики и коллекционной карточной игры. Помимо боевых действий карты могут использоваться для модификации игрового стола, создавая приемущества для игрока. В компанию к Солиду Снейку выписана Телико Фридман, бой-баба из спецназа ФБР. Сюжет рассказывает о похищении кандидата в Президенты США. Жизнь сенатора террористы оценили в данные о проекте «Пифагор», секретном проекте Армии США. Спасательная операция поручена ветерану спецназа Солиду Снейку и его новой напарнице Телико Фридман, представляющей ФБР.

Metal Gear Acid 2[править]

Продолжение Acid в том же формате. В этот раз Снейк соглашается на рискованную миссию под угрозой уголовного преследования. Его задача — проникнуть в лаборатории организации «SaintLogic» и добыть ценную информацию. Надо ли говорить, что операция идёт совершенно не по плану с самого начала?

Metal Gear Survive[править]

Кооперативный «выживастик» выпущенный Konami в 2018 году, уже после ухода Хидэо Кодзимы. Игра получила негативные отзывы игроков и журналистов за чрезмерное количество микротранзакций, скучный непроработанный геймплей, требования постоянного подключения к интернету и общую неканоничность.

Адаптации[править]

Персонажи[править]

Ввиду огромного списка важных лиц вынесено в отдельную подстатью

Тропы и штампы[править]

  • Акула вуду — Револьвер Оцелот всё-таки сподобился объяснить, откуда у него псевдорусское погоняло «Шалашаска». Нет, «шалашовка» тут ни при чём — обоснуй ещё веселее. Полученная от моджахедов кличка — сплав криво слепленных слов «шарашка» (за то, что вёл допросы) и «шашка» (за героизм на поле боя). Вторая половина — ещё куда ни шло («меч героя», как комментирует Биг Босс). Но связывать грушника, начавшего служить при Хрущёве, со сталинскими шарашками — очень странное решение.
    • Мистику из второй части в MGS4 решили обосновать повсеместным засильем наномашин. По факту, сменили одно сильное колдунство на другое. Почему Вамп не дохнет? Наномашины, сынок! Вот отключим их — тогда он кони двинет! Как Оцелот стал Ликвидом? Это он сделал умышленно ради хитрого плана. Пользовался гипнотическими техниками и теми же наномашинами.
  • Анархист — главзлодей MGR:R сенатор Армстронг. Полагает, что лишь при помощи анархии, Америка будет страной истинной свободы, где каждый человек сможет контролировать свою судьбу.
  • Анахронизм — выше крыши, особенно в тех частях, которые являются предысторией предыдущих игр. Обоснуй — это не наш мир, там всё по другому.
  • Антизлодей/Благонамеренный экстремист — Биг Босс, он же Нейкед Снейк. Легендарный солдат, один из основателей современных сил специального назначения, сначала служит своей стране, а затем становится одним из основателей нового мирового порядка, уходит со службы, чтобы создать государство для солдат, где ими не будут помыкать бесчестные политиканы — и в конце концов всю жизнь занимается терроризмом и борьбой с гидрой, которую сам же и вскормил, а все его попытки создания утопии остаются в руинах.
    • Metal Gear Rising: Revengeance — главгад игры сенатор Армстронг. Он и правда верит, что своими действиями сделает Америку «вновь великой» и по настоящему свободной. Вот только Райден с ним категорически не согласен, и не без причин.
  • Антипиратская фича — в MGS, когда Снейку нужно выйти на связь с Мэрил, полковник подсказывает, что частота для связи с ней написана на обратной стороне коробки с игрой. Хотя подумаешь, 200 вариантов перебрать… На самом деле, всего 15.
  • Армия из одного человека: занятная субверсия. Снейка называют «армией из одного человека», но воевать открыто против целых отрядов ему сложно.
    • Впрочем, в сеттинге полно персонажей, которые вполне попадают под троп.
  • Бафосное имя — возможно, пример бафоса-нежданчика, а, может, изначальная задумка авторов. Попробуйте не улыбнуться, узнав, что позывной героя — Твёрдый Змей, а его злого брата-близнеца, соответственно, Жидкий Змей.
    • Именно поэтому не стоит переводить имена героев, и произносить только как Солид Снейк и Ликвид Снейк.
  • Белая рубашка смерти — Босс в белом камуфляже на поле белых цветов.
  • Бесполезное спецподразделение — Отряд XOF. Вроде бы и элитный отряд Скаллфейса, но про тактические отступления и перегруппировку явно не слышали, нормально обыскивать помещения не умеют от слова «совсем», да и в целом как противники ничем, кроме экипировки, не превосходят простых русских солдат из Афгана/наёмников из Африки.
    • Next Generation Special Forces — спецназ на подтанцовке у «FOXHOUND». В теории — крутые вояки. По факту — лохи в камуфляже.
  • Билингвальный бонус — MGSV:TFP — половина действия игры разворачиваются в Афганистане, где вояки переговариваются на русском языке, половина — в Африке, где говорят на киконго. За точность африканского языка сказать сложно, но русский на достаточно высоком уровне, хотя явно видно, что и сценаристы, и некоторые актеры озвучки не имели постоянной языковой практики.
    • MGR:R — периодически от противников Райден будет слышать довольно клюквенную ругань. На практически чистом русском!
  • Босс-будильник — первый босс в MGR:R (Metal Gear RAY), хоть и огромен, убивается не так уж и сложно и скорее представляет из себя повторение пройденного в туториале. Второй босс (Сэм) — непобеждаемый. Третий босс, LQ-84I — даром что промежуточный, уже бросает серьезный вызов — если игрок до сих пор не освоил механику парирования и не понял ее важность, он должен будет сделать это здесь, иначе робопес будет раз за разом рвать Райдена на либерийский флаг, отправляя игрока на перезагрузку.
  • Бой-баба — Мистраль
  • Брутальный лысый — Питон. И Бродяга.
  • Вдохновенная речь — Босс произносит вдохновенную речь перед их со Снейком последним противостоянием: «Один останется жив, другой умрёт. Ни победы, ни поражения. Тот, кто выживет, продолжит сражаться. Такова наша судьба. Выживший унаследует титул Босса, а для того, кто носит титул Босса, бой не прекращается никогда. Даю тебе десять минут. <…> Пусть это будут лучшие десять минут нашей жизни, Джек!» Да, она мотивирует своего ученика на то, чтобы тот убил её. Не спрашивайте.
  • Великолепный мерзавец — Револьвер Оцелот и сенатор Армстронг.
    • Также и сам Биг Босс (Нейкид Снейк).
  • Верность до конца — Босс верна своей стране до совершенно невероятных пределов самоотверженности, несмотря на то, что эта страна регулярно обходилась с ней весьма некрасиво.
    • В каком-то смысле — и её ученик Снейк/Биг Босс по отношению к ней самой. В конце концов, он умер на её могиле.
    • Члены отряда «FOXHOUND» остались верны своему лидеру — Ликвиду Снейку, даже когда то пошел против родного правительства.
  • Война — это круто — краеугольный камень взглядов Сандаунера. «Посмотри, сколько всего хорошего дала война. Новые технологии, рабочие места, общая цель».
  • Воссоединиться в смерти — после гибели Босс, если переключиться на режим просмотра «от первого лица», можно увидеть призрачные формы её и её погибшего возлюбленного.
    • Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots — вариация на тему. Старый, седой Биг Босс, он же Нейкед Снейк, бывший ученик Босс, приходит на кладбище, где она похоронена. Он умирает и просит своего клон-сына: «Окажи мне услугу… Отведи меня к ней». С трудом добравшись до надгробия Босс, он говорит, что наконец понял, что двигало ею, и встаёт, чтобы в последний раз отсалютовать могиле горячо любимой наставницы. Отдав ей последнюю честь, Биг Босс падает и после длинного философского монолога о тщетности всей своей борьбы тихо умирает, прислонившись к надгробному камню Босс. Извините, мне что-то в глаз попало…
  • Вот это поворот! — Визитная карточка игр. Сюжет меняется совершенно непредсказуемо, враги становятся друзьями, а друзья — врагами. Регулярный конец-переворот — прилагается.
  • Всё пошло слишком так — Реактивный Сэм и другие наёмники «Десперадо» снова и снова убеждают Райдена, что он лишь нацепил маску героя, а на деле — чудовище и маньяк. Райден согласился, перестал подавлять свою кровожадность. На том «Десперадо» и закончилось.
  • Вывих мозга:
    • Metal Gear Solid V: Phantom Pain. Пролог: После того, как вы выберете новую внешность протагонисту игры, и подтвердите свой выбор, начнётся ТАКАЯ «наркомания», что впечатления от неё, не отпустят вас, как минимум месяц.
    • Существует, однако мнение, что игра попросту не доделана минимум на треть (ну не хватило Кодзиме срока в 5 лет, свалился он в ад разработки!) — отсюда и многие неувязки.
    • Да вообще вся серия успешно ломает мозг.
  • Выйти на замену — суть операции «Big Shell» из MGS 2. Главной задачей нападения была имитация событий на Шедоу Мозес с целью создания нового Солида Снейка.
  • Героическое упорство: Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots — сцена с микроволновым коридором. До конца Снейк добирается с исчерпанной полоской здоровья, на одной силе воли.
  • Героическое самопожертвование — Босс. Адский, адский пример, так как она жертвует не только своей жизнью, но и добрым именем, добровольно идя на то, чтобы история запомнила её не героиней, которой она на самом деле была, а изменницей Родине и полным чудовищем.
    • Грей Фокс, жертвует собой чтобы Солид Снейк смог уничтожить Metal Gear REX.
    • С прикрученным фитильком — Молчунья, перед тем, как покинуть протагониста.
  • Героический антагонист — Босс. Всё, что она делала, она делала ради мира на Земле и по приказу своей страны. Она ещё и мессианский архетип — крайне редкий случай для антагониста.
  • Герой и наставница — Снейк и Босс, с прикрученным фитильком. Что Снейк любит свою наставницу больше всего на свете, ясно любому. Как именно он её любит — остаётся недосказанным, но намекается, что он к ней неровно дышал и в романтическом плане тоже. По крайней мере, сам Кодзима, рассказывая об отношениях Снейка и Босс, употребляет среди прочего слово «коибито», «возлюбленная».
  • Герой-любовник — согласно одной из трактовой секретной концовки MGS IV таковым является Солид Снейк.
  • Говорить пословицами и поговорками — Мэй Лин любит цитировать китайские пословицы и различные цитаты известных людей.
  • Горизонт отчаяния — когда герой вынужден убить свою обожаемую наставницу/приёмную мать, думая, что она переметнулась к врагам. Что хуже, после этого герой узнаёт, что она была совершенно ни в чём не виновна, и ими обоими просто цинично манипулировало правительство. Неудивительно, что в 4-й части, по прошествии многих лет, бедняга говорит: «С того самого дня, когда я убил Босс, я был уже мёртв».
  • Гранд-финал — Metal Gear Solid V: Phantom Pain: по игровой хронологии это не финал (хронологически последней стала четвёртая часть), но если продолжения и последуют, то будут скорее неживой франшизой: Хидэо Кодзима покинул проект.
    • Собственно Metal Gear Solid 4 с точки зрения хронологии основной серии также является гранд-финалом всея MGS.
    • К нему вплотную подходит Солид Снейк, в финале четвертой части. К счастью ему успевают сообщить, что вирус уже обезврежен и мир больше не нуждается в его услугах.
  • ГЭС:
    • Metal Gear Solid 3: Snake Eater — узнав в финале истинную подоплёку событий, герой впадает в ГЭС пополам с Горизонтом отчаяния, которые в итоге приводят его к повороту налево кругом.
    • Metal Gear Rising: Revengeance. — Райден впадает в уныние и отчаяние, когда узнает, что вражеские головорезы, которых он упоенно нарезал ломтиками, вовсе не злодеи, а обманутые люди, которые вовсе не горят желанием лезть в бой с киборгом-супербойцом, но настоящие злодеи контролируют их разум.
  • Дети-солдаты: Грей Фокс, Чико, Райден, Нуль, множество безымянных детей.
    • В MGSV Биг Босс пытается реинтегрировать детей-солдат в нормальное общество, но им удается дважды успешно сбежать с базы, второй раз — навсегда.
    • MGR:R — ЧВК Desperado и World Marshal буквально похищают детей из стран третьего мира, чтобы сделать из них киборгов для собственного пользования.
Все Снейки, исключая Веном Снейка, были детьми-солдатами.
  • Добро — это паршиво: Босс из Metal Gear Solid 3 сочувственно пожимает Шепард(у) руку:
    • Ей пришлось убить отца своего ребёнка;
    • Ей пришлось навеки расстаться с новорождённым сыном;
    • Из-за служебного эксперимента она утратила способность иметь детей;
    • Ей пришлось изобразить из себя предательницу и перебежчицу;
    • Ей едва не пришлось выколоть глаз собственному любимому ученику;
    • Ей пришлось вынудить этого самого ученика себя убить;
    • Наконец, она, будучи героем и живой легендой, полностью разрушила свою репутацию, во имя предотвращения войны взяв на себя чужую вину, и её собственная страна запомнит её как изменницу Родине и полное чудовище.
      • Традицию продолжает Солид Снейк. Его кидали, предавали, подставляли, а под завесу едва не превратили в ходячую биологическую бомбу. К счастью Биг Босс подоспел вовремя…
      • В MGSV спасение Илая и прочих детей, с развитием сюжета приводит к весьма неприятным последствиям. Примерно то же с Хьюи.
      • Metal Gear Rising — внутримировой пример: таковы убеждения Армстронга и Сэма. Сенатор считает, что мирная, сытая жизнь развращает людей, делает их слабыми и в итоге ведёт цивилизацию к гибели. А Сэм просто видит, что «добро» и «зло» в этом мире мало чем различаются. «Кто защитит слабых от защитника слабых?»
  • Достойный противник — Реактивный Сэм для Райдена.
    • Ранее — Задорнов, для Биг Босса. Тем более, что несмотря на то, что они находились по разные стороны поля боя, отношения были почти дружескими.
  • Дружба начинается с поражения — такова точка зрения геймплея MGSV. Снейк может захватить каждого (буквально) своего противника к себе на базу, и тот пораженный крутостью Биг Босса, непременно станет его верным соратником, начнёт делать всё лучшее, на что способен для его частной армии. Исключений нет, со временем к сотрудничеству склоняются абсолютно все. Больная мама или девушка на родине? Плевать. Биг Босс жестоко перебил всех твоих друзей и соратников, а тебя одного посчитал полезным и захватил себе? Чёрт с ними, у Diamond Dogs печеньки вкусней.
  • Дыра в сюжете:
    • Metal Gear Solid 5. Один из напарников главного героя, Quiet (Молчунья), не может говорить по-английски, ведь в этом случае активируется паразит в её горле, настроенный на английскую речь, и убьёт всех вокруг. Вот только ей ничего не мешает общаться невербальными способами. Написать на листке бумаги, набрать на клавиатуре компьютера, да хоть азбукой Морзе отстучать.
      • Она это и делает — говорит на языке индейцев навахо.
        • Один фанат высказал безумное предположение, что она даже думать не решается на английском. В любом случае — она могла бы передавать информацию через Code Talker’а.
          • Правда, тогда непонятно, на каком языке она думает\делает баллистические расчёты и что мешает ей общаться на этом языке?
  • Закадычные враги — Солид Снейк и Грей Фокс относятся друг к другу по-товарищески. И это при том, что оба когда-то стояли по разные стороны баррикад и как минимум раз всерьёз дрались насмерть.
    • Револьвер Оцелот не отстаёт. Получив на орехи в Шедоу Мозес, проникся уважением к Солиду.
  • Заявленная способность — Хэл «Отакон» Эмерих заявлен как эпический робототехник, создатель неимоверно крутого Метал Гир Рекса, однако в третьей части мы видим чертежи подозрительно похожего на Рекса советского шагающего танка, отправленные отцу Хэла Хью, так что по факту Рекс представляет собой лишь модернизированную и адаптированную под современные технологии советскую разработку. Педаль в пол если сравнить того же Рекса с построенным аж на 20 лет раньше Сахелантропом, сделанным всё тем же отцом Отакона. Творение сыночка сравнения с творением отца и близко не выдерживает и это при разнице-то в технологиях!
    • С фитильком — Сахелонтроп, не находясь под контролем Психо Мантиса, явно уступает Рексу.
  • Злодейский кордебалет — в каждой части обойма противников один другого харизматичнее.
  • Зло уродует: в Metal Gear Solid V: The Phantom Pain имеется скрытая механика «Демонических очков». Главный герой Снейк в конце прошлой игры переживает взрыв, в результате которого у него остаётся неоперабельный осколок в черепе (извлечение слишком опасно для мозга) и оторванная рука. Если игрок в процессе убивает вражеских солдат, животных, пленных и т. д. ему начисляется фиксированное количество «демонических» очков, после накопления которых внешний вид протагониста претерпевает изменения. На первой стадии «демонизации» осколок в черепе «вырастает», начиная напоминать демонический рог, на второй стадии «рог» становится ещё больше, а сам Снейк ходит постоянно залитый кровью. Аналогичные «добрые» поступки (нелетальное обезвреживание врагов, спасение пленных и т. д.) снижают количество демонических очков, так что обратная трансформация возможна, но их количество не может быть меньше нуля, то есть «ангелом» Снейк от добрых поступков не становится.
  • Игра за злодея: Metal Gear Solid 3: одним из главных сюжетных твистов является тот факт, что мы играем за будущего Биг Босса.
    • Впрочем, злодей ли он — весьма спорный вопрос.
  • Каждое утро делает зарядку — Реактивный Сэм. Имея из имплантов только одну кибернетическую руку (в предыстории игры и той нет), он на равных сражается с киборгами.
  • Камео — в Metal Gear Solid V при опредёленных условиях можно получить в наёмники самого Хидео Кодзиму.
    • Еще раньше он появился в Peace Walker.
    • Также частично сюда можно отнести и пятую часть серии Solid, MGSV: The Phantom Pain, но в ней, по задумке авторов, каждый игрок стоит свой собственный Внешний Рай: захочет — построит военизированную группировку с арсеналом ядерного оружия, которая не боится запачкать руки; захочет — наоборот, миротворческую организацию, которая будет заниматься в основном гуманитарными операциями и то же ядерное оружие утилизировать (иногда силой изымая его у других игроков).
  • Канонический иллюстратор — Ёдзи Синкава. Сборники его концепт-арта для МГС (и не только) — это отдельное искусство.
  • Клизменный персонаж: злосчастный «сводный брат» протагониста — Liquid Snake. До того трудноубиваем, что пока он наконец не загнулся от секретного препарата под названием «FOXDIE», некогда ему введённого — уделать его так и не получилось, он возвращался снова и снова. Жирно пародируется троп как таковой, а также ряд американских боевиков (где в финале такой же ход).
  • Козёл отпущения — чтобы не ссориться с СССР и обезопасить свою репутацию, вину за устроенный Волгиным на советской территории ядерный взрыв (Волгин сделал это, чтобы подставить США, так как в то время в советском воздушном пространстве находился американский самолёт, и радары его засекли) США сваливает на своего двойного агента, Босс. Босс ничего не остаётся, кроме как смириться и принести себя в жертву, потому что иначе между СССР и США разразится война.
  • Конец-переворот — один из эталонов такой концовки. В шоке регулярно оказываются не только игроки, но и главный герой.
    • А вообще, за это (но не только) как раз и любят всю серию и её создателя Хидео Кодзима.
  • Копиркин — таких здесь много:
    • Солид Снейк срисован с персонажа Змея Плискина;
    • Биг Босс в первых играх с постаревшего Шона Коннери;
    • Револьвер Оцелот — с Ли Ван Клифа (точнее, с его персонажей из «долларовой трилогии»). При этом Револьверу Оцелоту ещё пришпилили суперспособность Дэдшота вести огонь по своей цели из самых укромных уголков благодаря заранее просчитываемому рикошету каждой выпущенной пули.
    • Рой Кэмпбэлл — исходник, другой полковник «зеленых беретов», Самюэль Траутман, наставник Джона Рэмбо.
  • Коронная смерть. Есть у большинства персонажей, ибо Кодзима этот троп очень котирует. Наиболее примечательные:
    • Metal Gear Solid V: Ground Zeroes. Смерть Паз. Обыгрывается в саундтреке-кассете самой Паз, но, впрочем, прием «саундтрек обыгрывает сюжет» Кодзима часто использует.
    • А разве можно забыть то, КАК умирает Босс — наставница, долгое время начальница и, по сути, вторая мать Нэйкеда Снейка?! Metal Gear Solid 3: Snake Eater, БРАВО от души! Одна из сильнейших и драматичнейших сцен во всей мировой индустрии видеоигр.
    • Сам Биг Босс в MGS IV. Спас сына от самоубийства, прикончил ГлавГада всей линейки, рассказал о многих секретах и успел отдать честь своей наставнице. И всего за 25 минут.
  • Крутые:
    • Крутой бородач — Нейкед Снейк/Биг Босс.
    • Крутой гей — крутых геев нет, зато имеется ряд крутых бисексуалов.
      • Полковник Волгин. Любитель хитрых планов, пыток и задницы собственного помощника, но в целом крутой вояка.
        • С фитильком — этот помощник, скорее всего, является отцом Райдена, от которого тот унаследовал андрогенную внешность из за которой уже и его путали с женщиной.
      • Вамп. Надежный друг и натуральный кошмар в ближнем бою.
      • Доктор Стрейнджлав. Небоевой персонаж, но как учёный очень крута.
    • Крутой дедуля — Биг Босс, Солид Снейк (в ходе MGS: IV), Револьвер Оцелот.
    • Крутой киборг — MGR:R проще сказать, кто тут не киборг — Реактивный Сэм (в своей предыстории, после которой он обзавёлся кибер-рукой) и отчасти главзлодей Армстронг, который не совсем киборг, а человек с наноботами. Прочие же — Мистраль с кучей рук, Муссон, умеющий распадаться на фрагменты, и здоровенный громила Бродяга. Ну и Райден, который в плане тела ничем конкретно не выделяется, зато имеет кровожадную субличность — Джека Потрошителя, сходящую за сверхспособность.
    • Крутая лошадка — белый конь Босс в MGS3 и D-Horse в MGS:V.
    • Крутой президент — Солидус Снейк, он же Джордж Сирс.
      • А не менее крутой сенатор Армстронг лишь баллотировался в президенты.
  • Ласкает слух — музыкальные темы боссов MGR. Мало того, ещё и раскрывают характеры противников, и придают битвам ещё больше динамики!
  • Ледяной блондин — Босс и снайпер Вульф.
  • Леди-воительница — она же.
  • Лес рук — соблазнительная француженка Мистраль. Мало того, что у неё костюм с креплениями под дополнительные механические конечности, так ещё и полным-полно многоруких дронов-спутников.
  • Лжерусские даже не знаю, с чего начать… Наверное с настоящего имени Револьвера Оцелота — Адамска… Или имя конструктора первых советских боевых мехов… Драго Петтровича (с двумя «т») Маднара…
    • Хидео Кодзима неоднократно говорил в интервью что-то вроде: «Это сделано нарочно. Мы целенаправленно стилизовали клюкву».
  • Масоны и Иллюминаты — Патриоты, а до них — Философы.
  • Мать солдатам — конечно же, Босс. Её бойцы даже называли себя её сыновьями.
  • Ментор: Босс — наставница и приёмная мать Нейкеда Снейка, будущего Биг Босса.
  • Мессианский архетип — и снова Босс. Увидев, как прекрасна Земля с орбиты, принимает решение пожертвовать собой ради того, чтобы на планете был мир, погибает в белой одежде на поле белых цветов, запятнанных кровью, и её смерть запускает в движение все сюжетные силы всего цикла Metal Gear Solid.
  • Наноаугментация — сенатор Армстронг. Ещё и подсвечивает своим фирменным «Nanomachines, son!».
  • Наше время +20 — большая часть игры серии.
  • Невинно выглядящий злодей — пополам с «волк в овечьей шкуре» — Владимир Задорнов, который в образе преподавателя Университета Мира Рамона Мены подрядил Биг Босса на работу в Коста-Рике.
  • Несовместимая с жизнью крутизна — Босс, наставница главгероя. Именно из-за невероятной крутости правительство боялось её до дрожи и решило от неё избавиться.
  • Неэтичный учёный — таким показан Хью Эммерих. В гробу видал любовь, привязанность и прочие безобразия. Всё ради торжества науки. Кончил плохо.
  • Никакой не босс — Сахелантроп. Т. н. главный босс, а по факту консервная банка, проходится за полторы минуты благодаря то ли багу, то ли фиче. Сразу после запуска миссии бежать к БТР, проехать в нём три метра и спрятаться за камнями, навести прицел на робота, зажать левую кнопку мыши (или кнопку геймпада) и сидеть попивать чаёк. Тот почему-то нас не видит и не двигается с места. Ну, на крайняк последние 5% хп можно добить с пары выстрелов с простенького гранатомёта.
  • Ницшеанец-самоучка — Скаллфейс из MGSV и Муссон в Metal Gear Rising: Revengeance.
  • Обнять и плакать — Кодзима явно ценитель тропа:
    • Отакон, которому постоянно не везёт с девушками. Влюбился в свою похитительницу — убита. Признался в любви сводной сестре — взаимно, но почти сразу она умерла у него на руках. Третья попытка — неудачно.
    • Солид Снейк — сирота и великолепный солдат, которого предавали столько раз, что другой бы давно сломался. В довершении его заразили особым вирусом, который может превратить его в ходячую биобомбу.
    • Босс — без комментариев (см. «добро — это паршиво»).
    • Фортуна — потеряла мужа и многих товарищей из-за своей «везучести», которая, как она считала подпитывалась за счет кражи чужой удачи. Её единственным другом оказался Вамп, который также «погиб» у неё на глазах. А в качестве гвоздя в гроб — ей сообщили, что истинный виновник гибели её отца совсем не тот, из-за мести которому она пошла на жертвы, гибель её близких была подстроена «Патриотами», а её «суперспособность» — банальный имплантат силового поля.
  • Обречённая любовь — Босс и Сорроу.
    • Здесь же — Ева и Биг Босс.
    • С прикрученным фитильком — Хью Эммерих и Стрейнджлав.
  • Однорукий воин:
    • Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots — ближе к самому концу кибер ниндзя Райден теряет даже не одну, а сразу обе руки, но продолжает нарезать врагов, держа меч в зубах и ножных манипуляторах. Да, он может держать предметы в ногах так же ловко, как и в руках — такая себе амбидекстрия в квадрате.
    • Metal Gear Solid 5: Phantom Pain — в конце Ground Zero Снейку отрывает взрывом левую руку. Впрочем, хоть какой-то дискомфорт от этого в игре испытывается лишь в прологе, где вместо руки стоит грубый протез. В основной части игры Снейк получает кибернетическую конечность, ничем не уступающую, а то и превосходящую настоящую руку.
  • Они выкололи мне глаза — Волгин приказывает Босс вырезать своему ученику глаз. И хотя ей, слава Богу, не приходится этого делать, глаза бедолага всё равно лишается: роговицу задело случайным выстрелом.
  • Оттолкнуть, чтобы спасти — Молчунья уходит с Главной базы, так как может заразить всех смертельно опасным паразитом, реагирующим на говорящих на английском. Она была специально заражена Черепом и отправлена к Биг Боссу, но влюбилась в него и при нем не сказала ни слова. Особо печальна концовка Молчуньи - в ходе песчаной бури Снейка кусает змея (смертельный каламбур, однако) и Молчунья из-за плохой видимости вынуждена продиктовать на английском местонахождение умирающего, после чего уходит навсегда и оставляет запись, в которой прощается со Снейком.
    • Здесь же — Босс, сбросившая Нейкеда Снейка с моста.
  • Офигенно большая пушка — в серии минимум дважды использовалось с рук то, что использоваться с рук не должно. Вулкан Рэйвен стрелял из 20-миллиметровой шестиствольной автопушки m61 Vulcan, полковник Волгин — из ядерного гранатомёта «Дэви Крокетт». Впрочем, и у Рэйвена, и у Евгения Борисовича рост и комплекция сильно выше обычных человеческих.
  • Парад кровавых мальчиков — пример, где это вписано в геймплей. Один из финальных боссов игры — медиум и обладает способностью призывать души умерших, кои и обрушивает на главгероя — к нему являются призраки всех тех, кого он убил на протяжении игры. Если герой проходил миссии «мирно» (игра даёт такую возможность) и никого не убивал, разве что случайно, то эта стадия будет совсем лёгкой. А чем больше у него на счету трупов, тем будет труднее.
  • Передача души: После того как Револьверу Оцелоту пересадили руку покойного Ликвида (Liquid Snake), личность Ликвида понемногу начала захватывать тело Оцелота; особенно явно это проявлялось в присутствии Solid Snake’а, которого Ликвид ненавидел. В последующих играх оказывается, что на самом деле это субверсия. Оцелот имитировал одержимость духом Ликвида как часть своих хитрых планов.
  • Не в ладах с физикой — физические способности Райдена: обладая человеческими размерами и массой 100—200 кг (кибернетическое тело), лихо швыряет через себя огромные Метал Гиры (массой в несколько сотен тонн), хватая их за самый край конечностей (что ещё больше усложняет задачу). Обоснуй в виде того же кибер-тела/силы воли тут уже не особо срабатывает.
    • Сверхскорость Реактивного Сэма (об этом сказано ниже)
  • Перекличка: Metal Gear Solid V не игра, а одна сплошная отсылка ко всему чему только можно — тут тебе и события происходят в 1984 году, и в начале игры имена Измаил и Ахав явно взяты из книги «Моби Дик», Элай со свиной головой и армией детей-солдат — «Повелитель мух»; немало вещей, уж очень напоминающих Евангелион… Перечислять можно бесконечно.
  • Печальный символ: Metal Gear Solid: Peace Walker — Снейк десять лет носит бандану своей погибшей наставницы Босс. В момент, когда он принимает окончательное решение свернуть налево, он снимает бандану и отпускает её лететь по ветру. В принципе, белый конь Босс и её автомат «Патриот» тоже считаются, но бандана — самый символичный предмет.
    • В Metal Gear Solid V: The Phantom Pain бандана Босс тоже присутствует.
  • Плохой хороший конец: Райден победил и всё такое, но сенатор Армстронг перед смертью вполне справедливо заявляет ему, что война продолжится как институт. Люди будут драться по причинам, которые они не понимают, за идеалы, в которые они не верят. И что Райден рано или поздно придёт к тем же выводам, что и он.
  • Поднял уровень крутизны — Мей Ли. Из офицера связи спецподразделения в командиры линкора в звании капитана первого ранга. Круто!
    • Мерил Сильверберг. В первой игре — псевдо-бой-девка К четвертой прокачалась до женской версии Терминатора и стала командиром спецназа.
  • Полиглот — таких хватает. Задорнов, все Снейки, Револьвер Оцелот.
    • В MGSV есть графа «Язык» у всего персонала базы. Так вот: больше половины из них (а всего их до 700 человек) знает хотя бы 4 языка. Единицы знают всего один.
  • Полное чудовище — полковник Волгин.
  • Последняя затяжка — именно так умирает Биг Босс: «Хороша [сигара]… Не правда ли?..»
  • Почему ты отстой: Metal Gear Rising: Revengeance — Райден прямо во время драки с сенатором Армстронгом:
« Типичный политик. Большие обещания, но ничего кроме разговоров. «Поднимем экономику»? Что за чушь. Все о чем ты заботишься — это как набить собственные карманы. Об этом и о своём политическом рейтинге. У тебя нет принципов, как и у всех остальных. Если Америка скатиться в дерьмо, ты будешь всего лишь опарышем, копошащимся в этой куче. »
— Райден
А на его ответ, заявляет:
« Я ошибся в тебе. Ты не жадный. ТЫ ДОЛБАННЫЙ ПСИХ! Что ты знаешь о слабости? Ты родился в достатке. Никогда не был голоден. Ты не знаешь, каково это лгать, воровать и убивать только для того, чтобы выжить! »
— Райден
  • Проблема противоположных оценок: Metal Gear Solid V — достойное завершение серии или откровенно недоделанная игра? Или и то, и то одновременно?
    • Да-да, именно так: есть мнение, что Хидео Кодзима мог намеренно заставить игроков испытывать фантомную боль (о которой и написано в названии) после окончания игры!
    • Серия Metal Gear Solid в целом. Для кого-то — великолепная постмодернистская сага, один большой оммаж западной попкультуре, органично сочетающий тропы, характерные для американских боевиков, с анимешными штампами; а также отличный запутанный сюжет, множество харизматичных персонажей и серьезная проблематика. А другие искренне недоумевают, ** что это за упоротый артхаус, и как вообще в это можно играть.
  • Промывание мозгов — MGS:V — пополам с ужасом у холодильника. Бывший ГРУшник Оцелот прекрасно знает своё дело: любой захваченный солдат самое позднее через несколько суток становится верным бойцом Алмазных Псов и приходит в натуральный восторг, когда Снейк отрабатывает на нём рукопашный бой.
  • Простой крутой смертный Солид Снейк, его отец и брат, Оцелот, и как апофеоз — Босс.
    • Metal Gear Rising Revengeance: Реактивный Сэм — обычный (вроде бы) человек, у которого всех имплантов — кибернетическая правая рука (в предыстории и той нет). И тем не менее, он на равных сражался с Райденом (у которого от живого тела остался кусок головы) и неплохо так держался против почти неуязвимого Армстронга, хоть и проиграл.
  • Профи с причудами Эл «Отакон» Эммерих — гениальный учёный, создавший много полезных изобретений (в том числе и Metal Gear REX), большой фанат игр и аниме (вдохновения для некоторых изобретений он черпал именно оттуда).
  • Профессиональный риск ментора — в Metal Gear Solid 3: Snake Eater — главному герою приказывают убить его бывшую наставницу. Он это делает, но там всё сложно и очень трагично.
  • Псевдо-бой-девка — Меррил Сильверберг в первой части. В теории — отличник боевой подготовки. В реале — новичок, которой даже заряженный пистолет доверить боязно.
    • А вот в четвертой части она бой-баба в режиме «педаль в земное ядро». Не спасает даже свадебное платье[2]
  • Псих-наёмник — Вся команда Ветров Разрушений из MGR:R принадлежат именно к этому тропу, за исключением Реактивного Сэма, который больше похож на рыцаря крови.
  • Разрушение четвертой стены: в PS1-версии Metal Gear Solid один из боссов, Психо Мантис, комментирует некоторые сейвы на карте памяти игрока («Ах вот какие игры от Konami ты любишь?..») и демонстрирует свой телекинез, двигая геймпад игрока (у дуалшоков есть функция вибрации) и «выключая приставку» (имитировал синий экран видеоканала). В самом начале игры полковник открытым текстом говорит Снейку: «Если хочешь сохранить игру, позвони на такую-то частоту». Чуть позже он скажет, что частота для связи с Мерил написана на обратной стороне коробки с игрой (такая аляповатая защита от пиратства). Примеров разрушения четвёртой стены в этой игре довольно много.
    • Вообще, принцип маскировки защиты от пиратства под какое-нибудь игровое действие (например, ввести личный код ГГ или сложную псевдохимическую формулу, узнать которые можно было, по идее, только из бумажного руководства пользователя) был весьма популярен в 90-е годы. Геймеру об источнике данных сведений, как правило, сообщалось прямым текстом — мол, поди прочти мануал.
  • Разрыв канвы фанатами — Metal Gear 2 (еще не Solid) для NES, которую делал не синтоистский Хидео Кодзима, а какие-то другие люди, и которая в итоге называется не Metal Gear 2, а Snake’s Revenge, потому как сами Konami, увидав игру, признали фейл и выпустили ее только для западного рынка. Кодзима же начал работу над настоящей Metal Gear 2 для MSX после того, как ему про Snake’s Revenge рассказал чуть ли не за кофе один из разработчиков.
  • Реткон — Кодзима вовсю пользовался этим тропом, в каждой игре дописывая информацию, изменяя события прошлых частей или заново их переосмысливая, но это не пошло на пользу сериалу: ведь из-за этого сюжет каждой новой игры поднимал больше вопросов, чем давал ответов.
  • Рыцарь крови — Биг Босс и Райден.
    • Реактивный Сэм из Metal Gear Rising — типичный пример рыцаря крови. Ты сражаешься потому что тебя заставляют, а я сражаюсь потому что я выбрал это! — сказал однажды Сэм.
  • Самоубийственно выглядящий прыжок в Metal Gear Solid 3: Snake Eater: когда Босс приказывают убить своего ученика Снейка, она вместо того, чтобы выстрелить, ломает ему руку и сбрасывает его с моста в реку. Босс знает, что Снейк прекрасно выживет после такого, и, действительно, он преотлично выплывает.
  • Сила катсцен на максимум — падение в яму во время первой схватки с Оцелотом гарантирует смерть. Однако упав в эту же яму во время катсцены после битвы, Нейкед Снейк выживает.
    • В The Twin Snakes, ремейке первой части MGS, катсцены режиссировал Рюхей Китамура по просьбе самого Хидео Кодзимы, которые выглядят очень Over the Top, в результате чего происходящее на экране безобразие очень сложно воспринимать всерьез.
      • Будто ролики от самого Кодзимы можно воспринимать всерьёз.
  • Скупая мужская слеза — в финале Metal Gear Solid 3 Нейкед Снейк роняет скупую мужскую слезу, стоя над могилой своей наставницы Босс. Сама Босс роняет такую же одинокую слезу перед их со Снейком последним противостоянием.
    • То же самое происходит в финале MGS IV. Здесь предсмертную слезу сперва роняет Нэйкед Снейк, а после его смерти — Солид.
  • Сменить расу в адаптации — Фортуна. В исходных арт-набросках она белая. В игре стала мулаткой.
  • Снайпер — Снайпер Вулф в Metal Gear Solid. Ну и, разумеется, сам Солид Снейк (Solid Snake). Старик The End из третьей части серии продавливает педаль в землю.
    • Ну и Молчунья конечно же.
  • Сними с предохранителя — при первой встрече Снейка с Мэрил девушка целится в героя из автомата, поставленного на предохранитель, за что тот обзывает ее «салагой». (Снейк недалек от истины: несмотря на интенсивные тренировки, Мэрил ещё ни разу не была в настоящем бою.)
    • В четвёртой части Снейк говорит то же самое Джонни, в похожей ситуации. Джонни отвечает в духе «У меня десять лет боевого опыта!». и проверяет, снят ли предохранитель, в результате Снейк его легко разоружает и говорит: «Как тебя не убили за десять лет?»
  • Стоик — Райден, Босс и Солид Снейк.
  • Суперсолдат — Братья Солид и Ликвид Снейки (и примкнувший к ним Солидус) — продукт той самой программы по созданию суперсолдат путём клонирования их генетического отца Нейкид Снейка, героя третьей части.
  • Твист Р. Л. Стайна: Metal Gear Solid — казалось бы, все сложилось как нельзя лучше: Ликвид Снейк мертв, бомбардировка Шэдоу-Мозес отменена, угроза ядерной войны миновала. Рой Кэмпбелл говорит нам, что все хорошо, а за все произошедшее безобразие несет ответственность исключительно министр обороны, который уже арестован. Но после титров выясняется, что Револьвер Оцелот был двойным агентом и работал на Солидуса Снейка, третьего клона Биг Босса, а по совместительству — президента США!
  • Убить того, кого любишь — один из наиболее масштабных по последствиям случаев. Главный герой, Нейкед Снейк, безумно любил свою наставницу Босс, любил так, как никого ни до, ни после, но вынужден был убить её по приказу государства, обвинившего её в измене. (Садистский геймплей даже принуждает игрока собственноручно нажать на спусковой крючок.) Когда же Снейк узнал, что Босс была невиновна, а он своими руками её убил, связанный с этим комплекс эмоций оставил такой колоссальный отпечаток на его личности и всей дальнейшей жизни, что из молодого идеалистичного солдата он в конце концов сделался Биг Боссом, главным гадом ранних игр серии.
    • Сама Босс тоже этого не избежала: когда-то ей пришлось убить отца своего ребёнка, чтобы спасти жизнь самому ребёнку.
    • Хьюи убил Стрейнджлав, засунув её в говорящую колонку.
  • Убойный лимонад: Неалкогольный пример в игре Metal Gear: Ghost Babel. В японском оригинале Снейк носит с собой сигареты и может, напустив в коридоре вражеской базы сигаретного дыма, заметить луч сигнализации. В американской локализации сигареты у Снейка отобрали (правда, забыли стереть дымок от сигареты на одной из заставочных картинок); теперь у него с собой маленький приборчик для напускания тумана — fogger.
  • Унылый дождь: Metal Gear Rising: Revengeance. Когда Райден впадает в ГЭС, начинает идти дождь.
  • Фанат ножей — Вамп. Не упускает случая его облизать по поводу и без.
  • Хэдканон — в силу популярности фандома и двусмысленности происходящего встречается сплошь и рядом:
    • Казухира Миллер, ближайший сподвижник Биг Босса и мастер боевых искусств отлично готовит, хорошо играет на гитаре, но ужасно поет.
    • Солид Снейк в совершенстве знает русский язык. А еще он герой-любовник почище Джеймса Бонда.
  • Черно-серая мораль — великий солдат и легенда наемников Биг Босс, конечно, постепенно превращается в полное чудовище, стремясь создать утопическое государство солдат, в котором их не станут посылать на смерть продажные политиканы — только вот его противники это спятившие участники мирового заговора, а впоследствии их моральные наследники.
  • Что за идиот! — Джонни Сасаки. В целом неплохой парень и даже хороший солдат. Но регулярно откалывает такие номера, что диву даешься, как его еще не пристрелили.
    • Чико в MGS: Peace Walker. Спалить наркоплантацию, за счет которой живет весь отряд партизан? Прийти и сдать с потрохами всех своих товарищей, пытаясь спасти свою возлюбленную из рук полного чудовища, который никогда не держит своё слово? Избить возлюбленную в обмен на обещание, что их обоих отпустят? Можем, умеем, практикуем.
  • Хроническое спинно-ножевое расстройство — Револьвер Оцелот . Предает всегда, предает везде, предает всех и вся, иногда по нескольку раз меняя стороны за одну часть игры. Косвенным образом дал название тропу: в знаменитом стёбном фанатском комиксе The Last Days of FOXHOUND (пародирующем события первой номерной игры) он ВНЕЗАПНО набрасывается на Ликвида Снейка с ножом, а потом заявляет, что это просто болезнь у него такая — ХСКР, хроническое спинно-кинжальное расстройство (Chronic Backstabbing Disorder).
    • На самом деле — с прикрученным фитильком, ибо его настоящим хозяевам он всегда верен. А его настоящие хозяева — Организация "Патриоты", а точнее Биг Босс.
  • Щитом можно бить — Сандаунер же.
  • Это встречный паровоз: Нейкед Снейк, празднуя заслуженную победу над Босс, узнаёт правду про её истинные мотивы и от ужаса делает поворот налево кругом.
    • MGS: Ground Zero в режиме «педаль в морское дно». Нет, Снейк догадывался, что спасение заложников это ловушка. И когда они вроде бы благополучно покинули ловушку, выясняется что: один из заложников — ходячая бомба, которую нужно немедля обезвреживать без наркоза. Обезвредили? Штаб-квартиру атакуют, причем вся защита деактивирована! Вам кажется, что вы унесли ноги? Ку-ку ваш заложник сообщает, что в ней вторая бомба, которая вот-вот взорвётся!
  • Этот гадкий босс:
    • Metal Gear Solid V: The Phantom Pain: Сахелантроп. Все его формы легкие, кроме последний которая убивает за один удар. Усложняется отсутствием контрольных точек.
      • В принципе, любой последний босс solid-частей. Потому что в игре про стелс нам ВНЕЗАПНО предлагается победить мастера рукопашного боя. Педаль в поле белых цветов в третьей части — досконально изучивший CQC способен очень красиво победить Босс, вот только вся остальная игра легко проходится без использования CQC в принципе.

Примечания[править]

  1. Интересный факт: время действия игры — 1995 год, и как раз 28 сентября 1995 небезызвестный наёмник Боб Денар предпринял неудачную попутку переворота на Коморрах с целью создать государство наёмников.
  2. Особенно с учётом калибра пистолета, который к нему прилагается