Гостья из будущего

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Гостья из будущего
Guest from the Future.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСССР
КиностудияКиностудия им. М. Горького
РежиссёрПавел Арсенов
Автор сценария
  • Кир Булычёв
  • Павел Арсенов
Когда вышел1985
Продолжительность64 мин. (317 мин.)
В главных ролях:
Наташа ГусеваАлиса Селезнёва
Алёша Фомкин Коля Герасимов
Вячеслав Невинныйкосмический пират Весельчак У
Михаил Кононовкосмический пират Крыс

«Гостья из будущего» — советский детский пятисерийный телевизионный художественный фильм, снятый на киностудии имени Горького в 1983—84 гг. кинорежиссёром П. Арсеновым по мотивам фантастической повести К. Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1977) и по его же сценарию. Это один из самых популярных детских художественных фильмов за всю историю советского и российского кинематографа, и он смело может считаться культовым. Премьера прошла 25-29 марта 1985 г. по Первой программе ЦТ СССР в дни весенних каникул.

Персонажи[править]

  • Алиса Селезнёва (роль исполняет Наташа Гусева) — девочка из будущего.
  • Коля Герасимов (Алёша Фомкин) — школьник 6-й «В» класса из ХХ века. «Понимаете… я за кефиром пошёл, а тут…».
  • Юля Грибкова (Марьяна Ионесян) — одноклассница Коли Герасимова и подруга Алисы.
  • Фима Королёв (Илья Наумов) — одноклассник и лучший друг Коли, любитель детективов и добродушный толстяк.
  • Прочие ученики 6-го «В»:
    • Коля Сулима (Антон Суховерко).
    • Коля Садовский (Семён Бузган).
    • Боря Мессерер (Алексей Муравьёв).
    • Мила Руткевич (Екатерина Авербах).
    • Катя Михайлова (Елена Коляскина).
    • Альбина Фетисова (Мария Баукина).
    • Лена Домбазова (Наталия Шанаева).
  • Космические пираты-метаморфы:
    • Крысс/Крыс (Михаил Кононов, как в истинном обличье, так и большее время фильма) — мозг шайки. А также злодей с тростью — пока остаётся в человеческом облике, постоянно носит с собой массивный мужской зонтик-трость.
    • Весельчак У (Вячеслав Невинный, аналогично) — громила-исполнитель и отвратительный толстяк.
  • Сотрудники Института времени:
  • Дед Павел (Владимир Носик) — Павел Полосков, обыватель XXI века.
  • Алик Борисович (Георгий Бурков) — врач больницы, где лежали Алиса и Юля. Долго пытается рассказать девочкам историю о поездке на Азов с другом. Его постоянно что-то прерывает, в итоге суть истории так и остается неизвестной ни девочкам, ни зрителям.
  • Шурочка (Мария Стерникова) — медсестра в больнице.
  • Бабушка Юли Грибковой (Людмила Аринина), крутая бабуля.
  • Инна Кирилловна Герасимова (Татьяна Божок) — мама Коли.
  • Марта Эрастовна Скрыль (Наталья Варлей) — тренер детской спортшколы, бой-баба.
  • Алла Сергеевна (Екатерина Васильева) — учительница английского языка.
  • Эдуард Александрович (Вячеслав Баранов) — учитель физкультуры по прозвищу «Илья Муромец».
  • Профессор Селезнёв (Юрий Григорьев) — директор КосмоЗоо, папа Алисы.
  • Электрон Иванович (Игорь Ясулович) — сотрудник КосмоЗоо.
  • Наполеон (озвучивают Е. Герасимов и И. Ясулович) — говорящий козёл-мутант.
  • Ишутин (Андрей Градов) — трусливый обыватель из XX века, по книге — повар.

Сюжет[править]

«Stranger Things» для советских детей!

Как-то два обычных японских московских школьника, Коля и Фима, обнаружили в подвале самую что ни на есть настоящую машину времени. Коля понажимал на кнопочки и попал в XXI в. Вдоволь насмотревшись на светлое коммунистическое будущее, он заглянул и в космопорт.

Там как раз пираты хотели прикарманить миелофон[2] — техническое устройство, которое позволяет читать мысли. Миелофон был у Алисы, которая работала с ним в КосмоЗоо — читала мысли крокодила. Пираты отобрали его (прибор, а не рептилию) у Алисы. Коля, в свою очередь, с помощью Электрона Ивановича и Наполеона украл миелофон у них, рванул в Институт времени под защиту Вертера и вернулся в своё время. За ним отправились пираты Крыс и Весельчак У, которые видели Колю, а вскоре — Алиса, которая узнала имя, номер школы и класс Коли, но незнакома с ним лично.

И началась сумасшедшая охота на миелофон, осложнённая для «хороших» суперспособностью пиратов. Разумеется, хэппи-энд прилагается.

Тропы и штампы[править]

В фильме[править]

  • Ай, молодца, профессор Селезнёв. С уникального аппарата, позволяющего читать чужие мысли, которым обязательно кто-нибудь захочет воспользоваться со злым умыслом, надо было глаз не спускать. И уж точно не надо давать миелофон своей маленькой дочери, которая ходит с ним по Космозоо, то и дело оставляя его без присмотра.
    • В книге отец Алисе миелофон и не давал, она взяла его без спроса, потому и отправилась за ним в прошлое сама, надеясь, что сможет и вернуть его, и вовремя положить на место.
  • Анахронизмы — в Институте времени их полно, и Вертер пользуется ими, как и положено (гусиное перо и чернила, метла, коса).
    • На это есть фанатский обоснуй — Вертер очень любит антиквариат, тем более, что сам он — не только уборщик, но и фактически завхоз в Институте времени, сам в прошлом не бывает, зато ведёт учёт всех предметов, принесённых из прошлого сотрудниками.
    • А еще старинный троллейбус промелькнул на заднем плане. Конечно, это недочёт, но будем верить, что это пасхальное яйцо.
  • А теперь мне пора. Миелофон возвращён, космические пираты арестованы, Алиса произносит сакраментальное «Мне пора» и под первые аккорды «Прекрасного далёка» входит в машину времени, которая вернёт её в Светлое Будущее.
  • Блестящие башни и тоги как эстетика (башен нет, но тоги присутствуют), а транспорт — мгновенные «автобусы»-телепортаторы, а также флипы с флайерами.
  • Видимые выстрелы:
    • Кое-где во время съёмок использовался настоящий лазер.
      • Эффекты выстрелов делались в той же лаборатории голографии, которая сделала заставку для «машины времени». И для глаз, и для «фонарика»-бластера пиратов (сделан из фотовспышки).
    • Также при первом появлении пиратов в истинном обличье те стреляли из глаз лучами. Потом эту способность они утратили. В фильме лучи из глаз у пиратов были зелёные, а в кратком содержании серии — красные.
      • В самой дилогии ничем подобным пираты не владеют (да и метаморфом является только Крыс, так будучи по жизни инсектоидом, носит в целях маскировки антропоморфный экзоскелет)
    • Возможно, не утратили, а просто из-за их внушения разум наблюдателя производит «рационализацию» — луч из глаз воспринимается как выстрел из бластера.
  • Вундеркинд/Человек эпохи Возрождения — Алиса, во всяком случае по меркам того времени, куда перенеслась, да и нынешнего тоже.
    • Субверсия: на самом деле она — нормальный и типичный человек-плюс, не выделяющийся в развитии на фоне сверстников в её родных 2080-х. Там она отличается авантюризмом и умением легко сходиться с самыми разными людьми, гуманоидами и негуманоидами, но никак не гениальностью или силой.
    • В повести-первоисточнике фитилёк прикручен: выдающиеся успехи она делает только для школьницы. Знает нечто, что автор зовёт «высшей математикой», а школьники считают «непонятными значками», но уступает в этом учительнице математики. И обыгрывает гроссмейстера в шахматы, но потом признаётся, что смогла этого добиться только на сеансе одновременной игры, а один на один он бы её уделал.
      • Алиса вовсе не уступает Нелли в знании матана — Нелли сама признает, что ей нужно участвовать в олимпиадах. Они просто не успели выяснить, кто же ошибся в разборе того уравнения.
  • Выдуманное блюдо — брамбулет. Рецепт: берёшь обыкновенный мангустин и жаришь на петеяровом масле минут пять. Именно на петеяровом, на сливочном не получится.
    • Юля Грибкова, которой Алиса этот самый рецепт рассказывает, выжимает педаль в пол: для неё любое блюдо, которого она не знает, выдуманное. Услышала незнакомое название — и сразу: «Такого блюда нет!»
    • Вариант: брамбулет вовсе не «любимое блюдо Алисы», как пишут на алисиных вики, а просто одно из тех немногих, которые она пока научилась сама готовить. Когда кушать очень хочется, а еды совсем мало, она готова даже это съесть. В книге просто хочет рассказать подруге, что она уже умеет готовить. Это может быть такая же небылица, как и общее предсказание судьбы в самом финале.
    • Пожалуй, на уровне фиги в кармане. Бирманист Можейко, скорее всего, знал о существовании фрукта мангустина, а для читателей это нечто «не из нашего мира».
      • Для тогдашних читателей. В сытых и расслабленных двадцатых мангустин никакого вау-эффекта не имеет. Ну, экзотика, ну, нечасто встречающийся тропический фрукт, но не что-то инопланетное.
  • Глагольно-временная хронокаша — посмотрите на выражение лица Юли Грибковой, когда Алиса Селезнёва ей говорит: «Понимаешь, я буду жить через сто лет. То есть я живу через сто лет. Я еще не родилась. Может быть, я твоя внучка».
    • Про внучку Алиса говорит гораздо позже, когда Юля давно уже обо всём знает. Поэтому и реакция у неё скорее обрадованная: «Вот здорово было бы!»
  • Говорить байками — субверсия: врач Алик Борисович минут десять кряду пытается рассказать Алисе Селезневой и Юле Грибковой историю о поездке на Азов с другом, но каждый раз его что-то отвлекает. В итоге ни зритель, ни девочки так и не узнали, что там, на Азове, таки произошло.
  • Гоп-стоп-маскировка — космические пираты усыпили двух сотрудников космопорта и перевоплотились в них.
  • Дама в красном — внезапно Алиса, в нехарактерном для книжной Алисы красном платье (книжная была пацанкой и ничего, кроме шорт и комбинезонов, не признавала).
  • Декольте до пупка — такое платье в первой серии у Полины, агента из будущего в XX веке. Неудивительно, что она привлекает к себе лишнее внимание!
  • Дефенестрация — если сказать Марте Эрастовне Скрыль волшебные слова «к стене, мымра», то можно научиться летать.
  • Закадровый момент крутости — из зверушек в Космозоо на экране появляются только земной козёл-мутант Наполеон, крокодил Сеня (возможно, что инопланетный) и статуи динозавров. А всё присутствие инопланетной фауны передаётся звуками.
  • Злой двойник — иногда пираты, принимая чей-либо облик, сталкиваются с оригиналом.
  • Идиотский мяч — его ловит сама Алиса, когда оставляет такой сверхценный прибор, как миелофон, где попало. Дважды! После чего Весельчак У его практически тут же хватает. Дважды!
  • Ирония отставки — робот Вертер собирался увольняться, но погиб от пиратского луча.
    • Пасхальное яйцо — Вертер перед увольнением говорит: «Напишу сегодня заявление Литваку». М. А. Литвак — тогдашний директор Первого Творческого Объединения киностудии им. Горького. Впрочем, персонаж с фамилией Литвак чуть не просочился в канон. В фанфиках кое-где про него вспоминали.
    • Согласно книгам, Вертера починили, и он продолжил работать и веселить читателей диалогами с другими сотрудниками Института времени.
      • Согласно книгам, никакого Вертера в институте не было совсем — Коля вообще попал туда в нерабочий, выходной день, свободно вышел на улицу (так как дверь открывалась изнутри), а вот назад попал по счастливой случайности.
        • Просочился в последних редакциях книг. Появился, начиная с «Алиса и чудовище» и «Секрет чёрного камня», то есть где-то с 1999 г. Потом и история из «Сто лет тому вперёд» было как бы пересмотрена.
  • Клыкастая улыбка — а обратили ли уважаемые посмотрельцы внимание на мимику (в частности, улыбку) Крыса?
  • Кнопка берсерка — не стоило Весельчаку У называть крупную спортивную начальницу (бывшую спортсменку, продолжающую держать себя в форме) «мымрой», ой не стоило. Катапультирование через окно второго этажа тому подтверждение.
  • Крутые шкеты — Коля и его одноклассники, а также Алиса.
    • Пираты, видя приближающихся к заброшенному дому детей, делают для себя неутешительный вывод (Крыс и Весельчак У в конце XXI в. знали, что от детей можно получить «на орехи», поэтому они думали, что и в XX в. дети такие же).
      • Если придираться сильно и всерьёз — то ещё не знали. И в «Путешествии Алисы», и в «Миллионе приключений» Алиса элементарно сбегала, и приводила взрослую подмогу.
        • Имхо, огребли с активным участием Алисы, особенно в «Миллионе».
      • В книгах говорилось что оба те ещё трусы.
  • Ловушка для самозванца — Алису и Юлю, убегающих от космических пиратов-метаморфов, поймал какой-то прохожий, заподозрив, что бегут малолетние правонарушители, а взрослые преследуют их поделом.
«

Человек, похожий на учителя физкультуры: Отпустите их!
Юля: (прохожему) Нет, не отпускайте! (учителю) Какое у вас прозвище?
Учитель: Илья Муромец.
Юля (прохожему) Отпускайте.

»
— Ну откуда инопланетянам знать такие тонкости?
  • А ранее похожим вопросом («Как прозвище нашего физкультурника?») Коля Герасимов проверял, кто — настоящий Фима Королёв или замаскированный пират — ему звонит.
  • Иронический кастинг — физкультурнику из фильма не сказать чтоб подходит имидж Ильи Муромца. Книжному — подходит, но никто его так не называет.
  • Люди с другой планеты — два лысых босоногих инопланетных туриста с Альфа Центавра, которые говорят с необычным акцентом.
  • Машина времени — ключевой механизм в сюжете.
  • Мне на самом деле семьсот лет — дед Паша, родившийся в 1950 г.(в книге — 12 апреля 1965 года, почти ровесник Коли), выглядит лет на 60, но ему — 132 (в книге — 117 лет).
    • В рассказе «Второгодники» у Селезнёвых есть сосед, которому примерно 150 лет. Таким образом, долгожители в данном сеттинге не такая уж и редкость.
  • Музыкальный символ — разумеется, «Прекрасное далёко». При том, что песня звучит лишь в конце последней серии (в остальных сериях титры идут лишь под музыку).
  • Не в ладах с астрономией — Что такое Система Стрельца? Была упомянута в сцене в космопорту. Есть созвездие Стрельца, а в него входят несколько звезд, начина с Альфы Стрельца. Или обитаемые миры созвездия Стрельца (по земной классификации) образовали какую-то организацию? Даже для не совсем серьезных произведений Булычева уже слишком.
  • Необузданные догадки — помимо теории про «постъядерный мир Алисы Селезнёвой», известна ещё одна: Марта Эрастовна Скрыль не кто иная, как куратор Алисы. Она или сама из будущего, или сотрудничает с людьми XXI века, и её задание — следить за Алисой и в нужный момент приходить на помощь, что она и делает. Как один из вариантов, Полина приходила в прошлое, именно чтобы завербовать Марту Эрастовну, ориентируясь на уже известное будущее.
    • Для отдельной статьи на этой вики пока что мало.
  • Неправдоподобно убедительная маскировка — Алиса и Юля, пытаясь обмануть космических пиратов, вдвоём маскируются под взрослую женщину в шляпе и тёмных очках.
  • Неудачная басня — несколько раз говорится, что Коля Герасимов не прав, когда запустил машину времени (странный незнакомый механизм) без спроса. Вот только если бы он поступил правильно, то некому было бы обнаружить пиратов, предупредить об их появлении людей будущего и перехватить у них в Космозоо миелофон, который Алиса так глупо оставила на ветке.
  • Нечаянная правда — Коля Садовский в четвёртой серии: «Да, не забудьте снять маску! У вас под ней клыки!» С прикрученным фитильком — клыки во рту не у того пирата, которому он это говорит.
  • Правда Кассандры — слегка. Если дети расскажут как все было, то им не поверят или подумают, что речь идет о какой-то игре.
«

В подвале заброшенного московского дома в 198.. году
— Алиса, расскажи, кем мы станем когда вырастем!
— Ты, Юля, будешь визажистом.
— Что это???
— Ты, Фима, дилером систем диагностики инжекторов.
— ЧЕГО?
— Ты, Коля, системным администратором.
— ЧТО???
— А ты, Мила, колумнистом и блогером.
— Ребята, а давайте её побьём! Как человека спрашивают, а она выпендривается.

»
С Баша
  • Если не через десять лет, то через 20-30 вполне смогут побывать в Малаге, как Алиса, а то и подальше. Ее фраза, что она там выучила испанский — явный стёб над железным занавесом, ныне едва ли заметный.
  • А также смогут безо всякого особого спутника, лишь с помощью домашнего интернета установить постоянный контакт с чем угодно и кем угодно хоть в самой Австралии. Тот диалог между Колей и школьниками в космопорте уже не первое десятилетие выглядит крайне наивно.
    • А чем плох персональный спутниковый интернет, особенно, если в пару к московскому спутнику, точно такой же будет запущен из Австралии.
  • Птерозавр — робот Вертер жалуется, что один из сотрудников Института Времени привёз из мелового периода птеродактиля, «а потом оказалось, что это птерозавр, пришлось переписывать целую страницу». Увы, создатели фильма оказались не в ладах с биологией и не знали, что птеродактили — тоже птерозавры.
  • Слезогонка — гибель Вертера, прощание Алисы с 6-м «В» в самом конце сериала.
  • Смехотворные пытки — в фильме пираты пытают Колю, картинно подвешивая вверх ногами. С прикрученным фитильком, потому что смехотворны лишь по сравнению с первоисточником («Сто лет тому вперед») — там за кадром пираты отделали Колю так, что он на ногах стоять не мог.
    • Да и подвешивание вверх ногами — смехотворно только для незнающего. Инсульт так заработать — как два байта переслать.
  • Стенолаз — Весельчак У погнался за Алисой и её подругой, забежал вслед за ними в подъезд… и тут же выбежал обратно, а за ним гналась собака, желавшая его покусать (и тянувшая свою хозяйку на поводке). Спасаясь от неё, он каким-то образом пробежался по стене дома и остановился на уровне третьего этажа, стоя на выступе между этажами и держась за водосточную трубу.
  • Финальная битва (в подвале) и прибытие кавалерии — Полина, защищённая силовым полем и генератором парализующего излучения, практически леди-воительница.
  • Что это было? — почему пираты стреляли из глаз только один раз в космопорту и почему только один раз пользовались гипнозом там же? Дальше уже не могли? Кончилась мана?.. Нет ответа…
    • Возможно пираты столь долго пробыли в обличии землян, что просто разучились это делать.
      • Всё прозаичнее. К моменту съемки этих сцен ещё не был готов реквизит, в том числе и «бластер» пиратов (он у них один на двоих, к тому же).
  • Язвительный юный умник — Коля Садовский. Не просто начитан, но еще и любитель фантастики. В несколько меньшей степени — Фима Королёв.

Вокруг фильма[править]

  • Визуальный разрыв канвы, если сравнивать с другими экранизациями.
    • «Тайна третьей планеты» — одни и те же герои выглядят по-разному (даже с поправкой на разницу между кино и мультипликацией).
    • «Лиловый шар» — те же актёры играют других персонажей (кроме Алисы):
      • Учитель физкультуры «Илья Муромец» превратился в капитана Алексея (а не Филидора) Зелёного с внешностью и характером как у капитана Полозкова.
      • Папу Алисы играет не Ю. Григорьев, а Б. Щербаков, который в «Гостье…» играл одного из сотрудников Института времени.
      • И как не упомянуть И. Ясуловича и В. Носика, узнаваемых в любом гриме?
      • Исключение — В. Невинный в роли Громозеки (до этого играл Весельчака У) — все-таки совсем иной грим, костюм и манера разговаривать. Хотя фраза о том, что он когда-то «держал Алису на руках, только не помнит на каких», выглядит оммажем «Гостье…», напоминая об эпизоде с Весельчаком в больнице. Более явный оммаж — упоминание в новостях «юного археолога Коли Герасимова», возможно, что потомка того Коли.
      • Самый главный разрыв — сама Алиса. Не говоря уж про то, что Алиса — блондинка (о чем прямым текстом указывается в первоисточнике), «Лиловый шар» — повесть из «Сказочного» цикла, на момент его Алисе должно быть от шести до девяти лет. В фильме же половозрелая девица носится с кощеями и бабками-ёжками.
        • На младший школьный возраст Алисы приходились «Заповедник сказок» и «Козлик Иван Иванович», все остальные книги про Эпоху легенд связаны с вынужденным возвращением Алисы в то время, так что половозрелости можно не удивляться.
  • Всемогущий наблюдатель — в фильме его не было, но в сценарии (см. http://mielofon.rusf.ru/film/scenar/index.html) планировался фокусник-волшебник, который при помощи карточек-фотографий «рассказывает» историю, а затем лично появляется перед титрами последней серии. То есть нечто среднее между между ИОО (из дилогии «Москва — Кассиопея») и безымянным и безликим персонажем Жерара Мажакса, которого можно назвать «руки с картами» (из французской дилогии про «Высокого блондина в чёрном ботинке»).
  • За себя и за того парня — Невинный и Кононов, в первый раз появляются в фильме в образах сотрудников космопорта, затем на работников порта нападают два зеленых полупрозрачных существа в простынях-балахонах (пираты в истинном обличье, их тоже играют Кононов и Невинный) и оглушают (убивают?) при помощи лазерных лучей из глаз, а впоследствии принимают их облик. То есть пираты нашли двух подходящих по комплекции человек и под их видом начали «работать» на Земле.
    • Также Фомкин, Бурков, Носик, Стерникова, Талызина и др. играли и «своих» персонажей, и пиратов, когда те превращались в кого-то другого. (Колю, Алика Борисовича, деда Павла, сотрудников больницы, учительницу и др.)
      • Эпизод в больнице, где встретились два Алика Борисовича, был снят весьма интересно — с одного включения камеры, при этом она двигалась и не было никаких комбинированных съемок. А эффект достигался благодаря перемещениям Буркова (за Крыса и за Алика Борисовича) и последующей озвучке.
    • Спорный момент — безымянный персонаж Лысых, задержавший Алису и Юлю во время погони за ними пиратов и физруков, а позднее сделавший замечание шумящим под его окнами школьникам. Но, скорее всего, это один и тот же человек, проживающий в данном районе.
    • Разговор с самим собой — буквально в эпизодах с Электроном Ивановичем и Наполеоном (за обоих говорил Ясулович, а Электрона Ивановича он ещё и играл).
      • Кроме того, ещё козла Наполеона озвучивал Герасимов, игравший Вертера, закадровый голос в начале каждой серии — Носик, игравший деда Пашу, а один из мальчиков в космопорту говорит голосом Наумова (Фимы).
  • Изменился за лето — за два года съёмок многие юные актёры изменились вполне заметно. При этом нередко в ранних сериях или эпизодах выглядят старше, чем в более поздних.
  • Кастинг-агентство «WTF?» — многие персонажи выглядят не так, как описано в книге. И вообще фильм можно считать блестящим неканоном.
  • Непреднамеренное совпадение: фильм о будущем, о тайнах, о конспирации, о наблюдении за мыслями, о том, что мир будущего не так прекрасен, как кажется… и в каком году происходит действие? 1984! Едва ли Арсенов читал Оруэлла…
  • Просочиться в канон:
    • В произведениях Булычёва, вышедших после 1985 г., появилась сотрудница Института времени Полина Метелкина. Но есть небезосновательная версия фанатов, что это две разных Полины.
      • Так оно и есть — Полина Метелкина — девушка-исследователь, с которой маленькая Алиса летала на звездолете «Арбат» («Пленники Астероида», к примеру).
    • Аналогично — Вертер, личность которого не вызывает сомнений.
  • Ремейк — на апрель 2024 года был запланирован релиз ремейка под названием «Сто лет тому вперёд». Фильм благополучно вышел, но по сути это не ремейк, а фактически отдельное произведение. Подробности в основной статье.
  • Робот — в книге эпизодически мелькал робот-уборщик, но тот только пищал и мало отличался от современного робота-пылесоса.
    • Правда, гуманоидный робот устаревшей модели служил у Полины в «Пленниках астероида». Вот только звали его Посейдоном, а пиратов (пусть и других роботов) выбивал пачками.
  • Спецдефекты — если смотреть современную реставрированную версию, то некоторые спецэффекты могут показаться спецдефектами: иногда видны лонжи, лески и тополиный пух (апрель снимали в июне).
    • Надо сказать, что телефильм в целом пострадал от недостатка бюджета. Чего стоит один телепортационный «автобус» с дешёвыми деревянными дверьми, как в хрущовке! А ещё стены Института времени и космодрома, оклеенные пенопластовыми панелями класса «потолок общепита». Характерно, что даже дети 8-12 лет в 1984 году говорили про спецэффекты как Станиславский: «не верю», хотя фильм в целом нравился.
    • Надувной крокодил, которому пришлось в компании двух аквалангистов отдуваться за бронтозавра Бронтю из первоисточника. Кстати в сценарии был дельфин и звали его, как и крокодила, Сеня.
    • В сценах полета на флипах, особенно на фоне Лубянки, часто видны тросы. Флипы изготавливались двух типов — полноразмерный для интерьерных съемок и масштабная модель для полета на подъёмном кране.
    • Лучи из глаз пиратов и выстрелы бластера нарисованы той же студией, которой принадлежит заставка с «цветными соплями» на титрах фильма и сцена полёта Коли сквозь время. Это лазерная голография. Сам бластер — модифицированная фотовспышка плюс немного фантазии.
    • В роли миелофона снимался сувенирный искусственный кристалл с ВДНХ (в комплекте с футляром), в то время как отлично подошел бы практически любой походный транзисторный приёмник из наборов для самостоятельной сборки. Мигунов нарисовал именно такой. Но ведь приёмник смотрится «не по-космооперному».
    • Ну, и главный шедевр — магниевые пакеты (обычный бенгальский огонь, но без палочки) на теле робота Вертера, которые актер самостоятельно поджигал скрытой в кулаке кнопкой для съемок сцены расстрела робота пиратами.

Примечания[править]

  1. А вот на рисунках Е. Мигунова Вертер — обычный робот со встроенным в туловище пылесосом, но с такой же причёской.
  2. В фильме пираты прилетели специально за миелофоном (одна из фанатских версий — по заданию Королевы пиратов), а в книге хотели угнать корабль с золотом. Попытка не удалась, и они решили побродить — посмотреть нету ли чего-нибудь ценного, такого, что плохо лежит.