Осознанный сон

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Осознанный сон — состояние, когда персонаж осознаёт, что находится во сне, и, как правило, использует его для чего-то, неосуществимого в реальности.

Подтроп — коллективный осознанный сон, где несколько таких персонажей попадают в общее пространство и могут как-то взаимодействовать между собой.

Родственный троп — Сноходец.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Существует сказочный сюжет с древнекитайскими корнями, в котором некто заявляет, что во сне имел беседу со значимым лицом (например, Конфуцием или Лао Цзы). На следующий день один из собеседников парирует: сегодня я говорил во сне с Конфуцием, и он сказал, что с тобой не общался.
    • Подобное рассказывают о сербском патриархе Павле. Тот вел очень простую жизнь, ходил в изношенной обуви. Как-то одна женщина сказала, что видела во сне Богородицу, которая велела ей передать батюшке деньги на новые ботинки. На что священник спросил, когда она легла спать. Получив ответ, он сказал, что лег позже, и тоже видел Богородицу. Она просила передать той женщине, чтоб та отдала эти деньги тем, кто действительно в них нуждается.[1]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Валерий Брюсов, «Теперь, когда я проснулся…» — герой-садист долгое время использовал осознанные сны как место для безнаказанного насилия. В одном из них ради развлечения убил жену. Но оказалось, что это-то как раз не сон.
  • Ю. Олеша, «Три Толстяка» — упоминается косвенно, в сцене погрома, устроенного оружейником Просперо на дворцовой кухне: «Всё стало кверху дном. Вот так бывает иногда во сне, когда снится сон, и знаешь, что это сон, и поэтому можно делать всё, что захочешь».
  • Сергей Михалков, «Сон с продолжением».
  • Братья Стругацкие, «Кто скажет нам, Эвидаттэ?..» (черновой вариант рассказа «Шесть спичек»): «„Однако, что ж это — все комната да комната… Приборы какие-то. Скучно. Пусть здесь появится человек!..“ — Сергей Сергеевич, как и многие люди, был убежден, что может, находясь в таком вот состоянии, управлять своими снами. Много раз это ему действительно удавалось, но сейчас человек не появился — комната осталась пуста.» И неудивительно — в данном конкретном случае это был не сон.
  • Дмитрий Нелин, цикл «D.R.E.A.M.E.R» — много осознанных снов, включая коллективные.
  • Макс Фрай без этого тропа не Макс Фрай.
  • Дмитрий Дримов, «Путешествие в Страну снов».
  • Алексей Пехов, цикл «Мастер Снов» — все про это.
  • Игорь Абакумов, «Модератор реальности» — с прикрученным фитильком, ибо в некоторых аспектах происходящее вполне можно назвать сабжем, но вообще там всё сложно.
  • Евгений Лукин, «Приснившийся» — про осознанный кошмар, в котором спящий прячется от ещё более страшной реальности. А протагонист, приснившийся - просто торчит за компанию без возможности сбежать, так как он - не хозяин сна, а его персонаж.
  • «Наша тайная катастрофа» Владимира Чубукова — сначала друг протагониста видит в осознанном сне некую сущность, которую принимает за своего отца, изменившегося в лунной тюрьме. Потом он научает таким снам протагониста. С этого-то всё и началось...

На других языках[править]

  • Лaвкрафт, батяня, батяня Лавкрафт! «The Dream-Quest of Unknown Kadath» в особенности.
  • Карлос Кастанеда, «Искусство сновидения» — это одна из практик, которым ГГ обучается у шамана Дона Хуана.
  • Хорхе Луис Борхес, «Круги руин» — ГГ посредством ОС пытается ввести в реальность ранее не существовавшего в ней человека, не зная, что он сам порожден чьим-то сном.
  • Князь Пустоты — Колдовская школа Завета проклята памятью основателя и каждую ночь вместо обычных снов все её представители видят и осознают наиболее кошмарные воспоминания основателя. При необходимости может использоваться и для связи.
  • «Колесо Времени» — талант Хождения По Снам. Не связан с Единой Силой (то есть, строго говоря, не является магией), но позволяет некоторым персонажам связываться друг с другом или шпионить за врагами. Особенно прокачан данный талант у айильских Хранительниц Мудрости.
  • Яцек Дукай, «Идеальное несовершенство» — моменты, когда Адам попадает в свой Дворец Памяти.
  • Керстин Гир, «Зильбер».

Кино[править]

  • «Волшебная лампа Алладина» — принцесса Будур убеждает отца, что он спит и все происходит во сне. А во сне и бедняк может жениться на принцессе.
  • Комедия «Три плюс два» — сцена в цирке. Почему граждане пришли в цирк в одних трусах? Ах, это сон? Тогда ладно.
  • Российский фильм ужасов «Рассвет».
  • «Внедрение» (в прокате «Начало») — педаль в пол: большая часть событий фильма происходит в коллективных осознанных снах.
  • «Фредди против Джейсона» — в какой-то момент один из героев понимает, что он в кошмаре, насланном Фредди Крюгером, но проснуться по собственному желанию не может.
  • «Ванильное небо» — такие сны видит замороженный главгерой Дэвид.

Телесериалы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Приключения Джеки Чана» — талисман овцы позволяет гулять в виде астральной проекции и, среди прочего, проникать в чужие сны. Чтобы полноценно использовать возможности последних, сновидца требовалось убедить в том, что он спит.
  • «Время приключений» — Финн в одной из серий видел сон и, зная, что это сон, совершил астральное путешествие. А в другой серии Король Червей усыпил их с Джейком, и хоть они и понимали, что находятся во сне, долго не могли понять, как его закончить.
  • MLP — Впечатляюще сильно развита способность у принцессы Луны, способной и конструировать, и произвольно редактировать, и осознавать вообще все сны посредством уникальной врождённой абилки. Педаль в пол — ибо то же самое может проделать со сном любого другого разумного существа, как вводя в сон себя самолично, так и помогая существу осознать сон без его прерывания. В этом даже состоит её прямая должностная обязанность — для Эквестрии она выполняет роль полубогини снов, способной засечь содержимое сновидений любого поняши аки система массовой слежки и использовать разузнанное во благо: как подредактировать кошмары в более приятные сны, так и использовать их в воспитательно-назидательных целях, распутывая клубок проблем и комплексов подданного и помогая ему разобраться с причинами, от которых кошмар возник, в реальном мире, что неоднократно задействуется в сериале. Отсюда же корни имени её злодейской личины Найтмер Мун — хотя, что примечательно, как раз потенциально имбовой способностью погрузить неблагодарное понячье быдло в бесконечные кошмары она никогда не пользовалась, действуя как обычный злодей-громила с долей колдунства самопревращения. Зато именно это проделала с собой после возвращения на светлую сторону, на почве эмо-самобичевания заставляя себя ежедневно видеть один и тот же кошмар, пока это не породило способное самовоплотиться чу-чу и заставило главгероинь срочно отучать Луну от психического мазохизма.

Аниме[править]

  • «Паприка» — красивое аниме, вдохновившее Нолана снять «Начало», и тему психоделии снов раскрывает гораздо подробнее серого и мрачного блокбастера. По сюжету психологами был разработан прибор, погружающий пациента в долгое осознанное сновидение, во время которого психически проблемы становятся более заметны, и психотерапию проводить легче. Однако, один из разработчиков прибора, застрявший в нескончаемом сновидении, получил доступ к снам других пользователей и стал сводить их с ума — галлюцинировали они уже наяву.

Видеоигры[править]

  • Lucid Dream — игра о девочке которая видит осознанные сновидения. Собственно, название игры и переводится с английского как «Осознанный сон».
  • «Ведьмак 3» — Кейра Мец, рассказывая Геральту о ведьмах с Кривоуховых Топей, упоминает, как в первые дни её жизни в Велене её донимали ночные кошмары. Вскоре ей это надоело, и она ночью ввела себя в состояние «сна наяву» (что, видимо, и является данным тропом) и попыталась таким образом отыскать причину своих кошмаров. Ведьмы оценили силу Кейры и решили больше с ней не связываться.
    • Сюда же сновидящая Карина Тилли
  • Pokémon — прежде всего Dream World из Black/White, и многие покемоны по лору обладают схожими возможностями.
  • Мор (2019) — осознанные сны здесь часть сюжета.
  • Трилогия Deep Sleep — замечательная деконструкция. Здесь, как только человек понимает, что на самом деле спит, сон превращается в натуральный кошмар, из которого поди выберись. А ещё здесь есть существа, которые очень любят захватывать тела спящих. Да-да, практикующий осознанные сновидения вполне рискует никогда не проснуться. Или проснуться другим человеком.
  • Warframe — Квест Второй Сон намекает уже названием. С прикрученным фитильком, но именно так изначально управляются варфреймы, служащие аватарами для операторов-детей со сверхспособностями, которые они применяют через фрейм как лазер через призму; в чём-то даже инверсия, поскольку операторы и правда спят и осознают при этом себя... однако их «сон» происходит в реальном мире, а самих себя как детей в криосне они не осознают. После завершения квеста ситуация меняется — оператор просыпается в реале и переезжает с Луны на корабль-базу своего арсенала, а для управления варфреймами осознанно переносит сознание в них посредством развития упомянутых способностей; модификация изначального положения дел, но тут уже оператор и правда полностью себя и то, что «во сне», осознаёт. После квеста, за ним следующего — ещё и серьёзно крепнет и научается самолично выходить на бой и произвольно телепортироваться в варфрейм/на корабль или из него, и сны становятся вообще не нужны.
  • Skyrim — задание «Ходячий кошмар»: чтобы избавить жителей города Данстар от постоянно мучающих их кошмаров, необходимо прорваться в логово культистов, прочитать нам книгу «Снохождение», выпить зелье, сваренное по рецепту из данной книги, и отправиться в осознанный сон, чтобы обойти барьеры в храмы Вермины (владычицы даэдра, повелевающей кошмарными снами). Обойти придётся в теле своего компаньона Эрандура, уже бывавшего в этом храме в качестве одного из лидеров культа, и пережить одно из его воспоминаний.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий, «Мои похорона, или Сон очень смелого человека» — играется зигзагом: поначалу главный герой осознает, что спит, но ничего не может поделать с собравшимися сожрать его на поминках упырями, но к концу оказывается, что в виде этих чудищ ему приснились горячо нелюбимые родственники, которым он все-таки планирует набить морды, но для этого ему главное — не просыпаться. «Как спокойно спящему бить по-настоящему!»
  • Екатерина Ачилова, «Весенняя песенка» — «Мой закон в моём владеньи, в сновидении моём!»

Реальная жизнь[править]

  • Существует целая индустрия, обслуживающая человеческую потребность пережить ОС: курсы, вебинары, гаджеты, которые, по утверждениям производителей, помогают в них войти и т. п. На самом деле, научиться входить в осознанный сон или осознаваться в обычном можно бесплатно. К примеру, загулив в яндексе Стивена Лабержа или по гайдам в интернете.
  • Отметим, что осознанные сны считались астральщиной до тех пор, пока вышеупомянутый Стивен Лаберж научно не доказал существование этого психического феномена у человека.
  • Есть и опасность осознанных сновидений для здоровья. У меня, автора данной правки, было очень мало практики (в университете аспиранты баловались попытками войти в осознанный сон), но три вида опасности точно есть: а) можно проспать гораздо дольше, чем требуется человеку; б) из-за такого "пересыпа" может очень сильно болеть голова после пробуждения; в) самое опасное: может хронически сбиться режим дня, и организму потребуется, например, спать днём, просыпаться к вечеру и бодрствовать всю ночь и утро. Естественно, это очень неудобно, и, чтобы вновь переучиться на нормальный режим сна, нужно в течение нескольких недель (!) волевым усилием, пересиливая желание поспать/бодрствовать, ложиться спать вовремя. Только тогда можно избавиться от последствий.

Примечания[править]

  1. Легенда весьма правдоподобна. «Если архиереи, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?». «Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашел возле урны, когда шел в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил — и вот, они еще долго смогут послужить».