Заявленная способность/Литература

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья для статьи «Заявленная способность». Плашки и перенаправления не нужны.

Литература[править]

  • Роберт Льюис Стивенсон, «Остров сокровищ» — о Ливси читатели больше помнят то, что он доктор, чем то, что он Дэвид. Тем не менее, за всю книгу он никого не вылечил, да и не лечил толком, хотя докторский чемоданчик из рук не выпускает, и для медицины вокруг него всегда поле непаханое. В криптолитературном произведении «Остров без сокровищ» из этого выведена целая теория, что Ливси у Стивенсона — не тот, за кого пытается себя выдавать.
    • Обоснуй: всё необходимое для длительного систематического лечения в чемоданчик не влезет. Как бы не потребовался для этого 20-футовый морской контейнер. В чемоданчике — средства оказания первой помощи, позволяющие болящему или раненому не дать дуба сразу после возникновения проблемы: от асфиксии, кровотечения и т. п. (хотя жгут Эсмарха изобрели веком позже, мешок Амбу — и вовсе в 1956, так что не совсем ясно, что было у Ливси, что могло бы помочь в экстренной ситуации). С учётом отсутствия в те годы эффективных лекарств (кроме разве что наперстянки, действующее вещество которой используется по сей день), дальнейшая судьба больного зависела исключительно от резервов его организма.
    • Обоснуй номер два (дойлистский) — книга не про медицину, поэтому автор просто не фокусирует внимания на лечении. И, кстати, Ливси проводит осмотр Билли Бонса и даже дает верные (как потом оказалось) рекомендации. А учитывая характер ран, которые ему пришлось лечить на острове: два огнестрела (пират подстреленный у сруба и капитан), тяжелые переломы черепа и ребёр (Хантер), трудно удивляться тому, что резервов организма хватило только капитану, единственному чьи раны хотя бы жизненно важных органов не касались. При этом прогноз доктора касательно Редрута и капитана вполне себе сбылся, да и раненый при штурме пират и подхвативший малярию Мерри вполне себе здравствовали от его лечения и скопытились лишь от передоза свинца в организме.
  • «Сага о Копье» — Танис единственный из группы, кто обладает лидерской харизмой, поэтому он лидер и протагонист. А ещё он самый серый и невыразительный герой этой серии.
  • «Хроники странного королевства» — Кира представлена нам, в противовес Элмару, как воин, способный не только рубить мечом и стрелять из лука, но и думать за воина, рубящего мечом и стреляющего из лука. Но как раз к тому времени, когда масштаб событий дошёл до того, чтобы дать ей показать стратегический талант, случилось непредвиденное… «Неужели беременность может ТАК изменить дисциплинированного офицера гвардии!?», — сокрушался её муж после того, как её внезапная эскапада чуть не порушила ему все планы.
    • Не успели нам показать и умение Хаббарда располагать к себе людей. Возможно, до того, как добиться фактической неприкосновенности, он хамил окружающим чуть меньше…
  • «Гарри Поттер» — Аластор Грюм. Его описывают как легендарного мракоборца, ветерана первой магической войны, признанного параноика и опытного боевого мага. Что же мы видим в книгах? Сначала в «Кубке Огня» его берёт в плен Барти Крауч младший, далеко не самый сильный маг. Потом в «Дарах Смерти» Аластора банально убивают за кадром. Ну а разработанная и проведённая им операция Семь Поттеров это просто шедевр! Это серьёзно был лучший из лучших?
    • Всего три слова. Вольдеморт — гениальный волшебник.
  • Адмирал Эйрел Форкосиган из «Барраярского цикла». Да, красиво провёл захват Комарры, описанный автором в три строчки с минимумом конкретики, да, от одного упоминания его на должности командующего барраярским флотом при Верване цетагандийцам сделалось нехорошо, а зачитывавшийся Форкосиганом Ки Танг расплылся от счастья, да, его изучают во множестве академий, но детально автор сражения не описывает, и чем он именно так крут, решительно неясно.
    • Там же — его честь, слово и прямолинейность. Если Форкосиган появляется в кадре, то обязательно мы сейчас узнаем, как он предаёт, нарушает слово, политиканствует или чего похуже. Вариант эффекта Ворфа, заявлено, что во всё остальное время он непреклонен, как скала.
  • Заявленная тактическим гением Хонор Харрингтон на протяжении первой половины цикла брала в основном клиническим идиотизмом оппонентов (потом автор свёл всё к техническому превосходству). Педаль в пол — «Честь королевы», где великая Харрингтон победила на тяжёлом крейсере линейный. Ага, на котором было аж на две пусковые установки больше (16 против 18, притом, что мантикорские ракеты втрое эффективнее), с недоукомплектованным некомпетентным экипажем религиозных фанатиков, и только за счёт того, что командир БЧ-2, даже не доложив, в порядке инициативы хитро наколол вражескую автоматику (только потому, что оператора РЭБ у противника не было и помехи гонялись в записи. Был бы там штатный хевенский оператор РЭБ — чёрта с два бы это сработало).
    • В первой части — немногим лучше. Там вражеский корабль решает подойти вплотную, чтобы уничтожить повреждённый лёгкий крейсер Хонор, и попадается на вундервафлю, которая работает исключительно на коротких дистанциях. Зачем?
  • «Крёстный отец» Марио Пьюзо: Лука Брази, лучший киллер семьи Корлеоне. В чём заключаются его навыки? Ну, разве что в том, как он глупо погиб на задании. А ещё в том, что он не слишком умён, за что хозяином немножко презираем. В экранизации пострадал и его преемник Аль Нери, которого показали в деле лишь в самом финале (Клеменца и Чиччи, честное слово, смотрелись круче).
    • На самом деле не совсем так. В романе упоминается, как однажды Лука «наказал» верхушку конкурирующей ОПГ, позволившую себе покуситься на жизнь дона, не дожидаясь приказа сверху — попросту переубивав всех, до кого дотянулся. Со стороны дона Вито было феноменальной глупостью посылать такого человека не на боевое, а на шпионское задание. Пойти и замочить Солоццо — одна задача, но совсем другая задача вербоваться к нему, втираться в доверие и тихо собирать информацию.
      • Дон Корлеоне был отнюдь не глуп. Просто ситуация оказалась весьма отчаянной. На разведку можно было послать только достаточно высокопоставленного члена семьи (простого солдата бы просто не стали слушать). Таковых было всего трое — капореджиме Тессио или Клеменца и боевик Лука Брази. Причем доверять без всяких оговорок дон Вито мог только Брази. Да, можно было отправить Клеменца, в верности которого тоже не было сомнений, но если что-то пойдет не так, башковитый и ухватистый Клеменца окажется более полезным, чем ликвидатор Брази. Так и получилось.
    • Как раз-таки в романе (а не в фильме) Лука Брази действительно пугает читателя, хотя бы своей грозной репутацией и тем, что про него рассказывают другие персонажи. Помимо вышеописанного случая, Лука Брази сжёг в печи своего новорожденного ребёнка от девушки-ирландки, аргументировав это тем, что "эта порода" не должна жить; пленил двух киллеров Аль Капоне, связал, засунул в рот кляп, одного медленно разрубил на куски тесаком, а второй от страха насмерть подавился кляпом. Брази - не столько киллер, сколько человек, которого враги семьи должны до смерти бояться, и эту роль он выполняет на отлично. Не представляю, как надо было читать, что не заметить всё перечисленное.
  • Даже в «Трёх мушкетёрах» это есть — Жюссак и Бернажу, заявленные в числе лучших фехтовальщиков Парижа, так и не продемонстрировали своих навыков. Причём если первый хотя бы выглядит искусно в проигранной дуэли, то второй был на поединке с д’Артаньяном неконкурентоспособен в принципе.
  • «Хроники Дюны» Ф. Херберта. Официальное назначение Бене Гессерит как Школы состоит в изучением управления массами. Однако на протяжении событий книг они именно что ничем и никем не управляют! И ладно бы касалось только явно перешедших грани привычной человечности квисатц хадерахов и тлейлаксу, так ведь ещё в самом начале самой первой книги Преподобная Мать Моихам признаётся в том, что Община Сестёр ничего не может поделать даже с самыми обычными феодалами…
    • Управление массами Бене Гессерит проявляется в их Миссионарии Протективе, без которой Пауль и Джессика даже не смогли бы заручиться поддержкой фрименов. Ещё задолго до описываемой войны на Арракис и другие примитивные миры высаживались ведьмы Бене Гессерит и обучали местных пророчеству о мессии, и любая гессеритка, знающая об этом, может выдать себя за этого мессию.
  • Алексей Пехов, «Хроники Сиалы». Орден Серых в глазах персонажей (и, судя по всему, в своих собственных) — чуть ли не та сила, что не даёт этому миру упасть в пропасть. На практике в оба своих появления радостно выпиливаются. И если вампир выпилился в закадровом моменте крутости и ещё после этого умудрился пару минут поуговаривать главных героев отступиться от своей цели — тут, правда, непонятно, дело в том, что он Серый, или попросту в том, что он вампир — то про случай ближе к финалу даже вспоминать не хочется (главные герои пытались оправдать произошедшее, мол, Серые были просто не готовы встретиться с магами, но выглядит неубедительно). При этом, учитывая, что, как позже становится ясно, ничего на них не держится, их роль в экосистеме не ясна в принципе, непонятно, зачем было вводить эту сторону в конфликт. Впрочем, с учётом того же факта можно привести обоснуй: круты они именно что в собственных глазах, а по факту — просто живут на остатки былой славы и щедрые пожертвования соседей; при этом, крутое оружие у них не потому, что так уж надо, а просто потому, что денег хватает и почему бы и нет. Правда, тогда непонятно, чего им сдался Рог Радуги.
« Неприятности начались с того самого дня, как скорый на слова и поступки Крошка появился на станции и обнаружил, что Клей, единственный среди нас, не хочет с ним играть — хотя сам утверждал, что некогда был заядлым игроком. »
— Гордон Диксон «Лалангамена»
  • В финале Клей сыграл и выиграл — только вот, как бывалый игрок, он не связывается с азартными играми, а играет только когда уверен в победе на 100 %.
  • «Танцующая с Ауте» — лорд Зимний, глава клана Атакующих. Нам на протяжении трёх книг заявляют, как он ужасно крут, «время года получило название от его имени, а не наоборот». Но каждый раз, когда доходит до дела по его прямой специальности — вооружённого насилия — он только и делает, что фейлит. Дуэль с Ашеном проигрывает, битвой с ристами командует Сергей, а не он. Вот любовник он и в самом деле крутой — это мы видим непосредственно, аж два раза. Но его клан же вроде не на битвах в постели специализируется!
    • Пример с ристами некорректен: Сергей на битвах флотов в частности, и людских войнах в целом стаю собак сжирал несколько столетий, Зимний же всю жизнь провел средь эль-ин, которые от людей отличаются кардинально (методы ведения войн у этих ребят отличаются не менее кардинально), с людьми был более-менее знаком какие-то десять лет, так что опыта и знаний для той ситуации у него нет и быть тупо не могло.
  • Юрий Брайдер, Николай Чадович «Жизнь Кости Жмуркина, или Гений злонравной любви» — заявлено, что титульный персонаж губит всё, к чему испытывает симпатию, и укрепляет всё, что ненавидит. Но буквально в романе нет никаких фантастических элементов.
  • «Загадка Ситтафорда» Агаты Кристи — об инспекторе Нарракоте сказано, что «он обладал выдержкой, рассуждал логически и уделял особое внимание деталям, что приводило его к успеху там, где другие, может быть, ничего бы и не добились». Однако этот хвалёный профессионал в ходе расследования полностью проигнорировал эпизод со столоверчением, дававший ключ к разгадке. В итоге к позору инспектора преступника вычислил другой человек. Причём даже не Пуаро или мисс Марпл, которых в данной истории вообще нет, а ничем не примечательная девица Эмили Трефусис.
  • Панов «Герметикон»: автор перечисляет способности мутантов-спорки в первой книге. «Среди порченых встречались необыкновенные силачи, однако их выносливость оставляла желать лучшего. Другие обладали потрясающей скоростью, но были слабы, как десятилетние подростки. Гибкость третьих ошеломляла, но они харкали кровью…» В действительности героям попадаются одни лишь ведьмы-гипноты. Больше никаких проявлений сверхспособностей.
  • Сергей Лукьяненко, дилогия «Звёзды — холодные игрушки». Во вселенной дилогии люди оказались единственной расой, представители которой могут пережить «джамп» — самый быстрый из известных способов сверхсветового перемещения. Почти сразу же, однако, выясняется, что люди в этом отношении не уникальны — использовать джамп могут также представители расы счётчиков и куалькуа. Позже объясняется, что до контакта с людьми Конклав пытался использовать джамп, но не преуспел, потому что корабли Конклава, совершая джамп, оказывались где угодно, только не там, где им было нужно, и уникальная особенность людей — это способность осуществлять межзвёздную навигацию для джампа. И всё бы ничего, но… эта заявленная способность противоречит тексту романов, где представитель расы счётчиков улучшает траекторию курса, рассчитываемого землянами, то есть он может осуществлять навигацию для джампа лучше, чем люди, якобы обладающие уникальным талантом к таковой навигации.
    • Никакого противоречия - люди не обладают способностью вычислять курс, а 1. не сходят с ума во время прыжка. 2. Как оказывается, осуществляют выход в заданную точку за счет какой-то там шизотерики про взаимодействие сознания с биополем вселенной. Счетчик же идеально вычислил точку выхода и момент старта, которую люди тоже на компах считали, а не в уме. А джамп он мог пережить только введя себя в состояние ментального шока (силой воли делил на ноль), и уж тем более не мог ни с чем там взаимодействовать.
  • «Голодные игры» — Пита, будучи сыном пекаря, полжизни ворочал мешки с мукой и, по идее, очень силён физически. На играх ему это помогает чуть более, чем никак.