Крепкий середнячок

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Jack-of-All-Stats. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Убойная сила, защита и скорость выше среднего, никаких особых преимуществ, но и никаких слабостей.

Этот персонаж считает, что специализация — для насекомых. Свои очки навыков и характеристик он распределяет поровну, пытаясь достичь баланса. Увы — очков всегда не хватает, поэтому стать самым лучшим во всем вряд ли получится. Более того, бывает, что такой «сбалансированный» персонаж просто распыляется по мелочам и в итоге умеет все, но плохо. Но бывает, что получается крепкий середнячок, умеющий все на «хорошо», но ничего на «отлично»; он, конечно, уступает любому специализированному персонажу в его поле, но превосходит в остальных и, если очень припечет, может выполнить любую поставленную задачу. Или хотя бы продержаться до подхода специалиста, а затем помочь ему.[1]

Если у нас есть Квинтет или Банда маргиналов, то, скорее всего, товарищи на подпевке будут более специализированны, а крепким середнячком окажется Герой/Лидер: так можно дать ему поучаствовать (не обязательно выиграть) в максимальном количестве испытаний и разнообразить повествование или геймплей.

Примеры[править]

Общее[править]

  • Большинство CRPG, фэнтезийных Стратегия в реальном времени, научных фантастик и космоопер — люди, если они в сеттинге есть (пример — «Космические рейнжеры»), либо самые похожие на них из всех гуманоиды, если Homo sapiens нет или вроде бы нет (пример — «Star wars»: действие происходит «давным давно, в далёкой-далёкой галактике», и соответственно, людям там взяться неоткуда). Среднее всё, кроме, как правило, дипломатии, политики и т.п. Педаль в пол, если даже в этом деле есть кто-то хитрее и умнее.

Литература[править]

  • Рождённый туманом Брендона Сандерсона — Кельсер, владея различными видами магии, держит при себе команду узких специалистов, превосходящих его в каждом из видов.
  • «Хроники странного королевства» — тут таких кличут мультиклассами. Есть, конечно, уникумы, ухитряющиеся в каждой выбранной области достичь совершенства, но таких меньшинство. В целом, на каждую категорию навыков приходится по меньшей мере один пример «крепкого середнячка»:
    • От интеллектуального труда — Жак. Так себе бард (слабый Огонь), немного инженер (алхимик, в здешней классовой системе), вор с невостребованной в мире Дельты специализацией хакера. До кучи, обладает еще способностями воина и мага — очень крутыми, но очень узкоспециализированными.
    • От магии — мэтр Ален. По меркам Конвента Архимагов, конечно, для людей и рядовых магов он недосягаемо крут. Уступает во владении стихийной магией своей матери Алиенне и мэтру Истрану, в школе Чистого Разума — мэтрессе Джоане.
    • От воинского искусства — Виктор. Стреляет хорошо, но не как Кантор. В рукопашной весьма неплох, но уступает и Кантору, и Элмару. Прилично овладел за время освобождения Каппы навыками верховой езды и владения холодном оружием (предпочитая топоры), но, естественно, не так хорошо, как собратья по классу с Дельты. Зато, в отличие от всех вышеперечисленных, прилично разбирается в технике и умеет как водить машину, так и отремонтировать ее в случае чего.
  • «Обитатели холмов» — Орех. Не то чтобы самый сильный (а после ранения так и вовсе в хвосте, слабее только мелюзга вроде Пятика и Плошки), не то чтобы самый изобретательный, не то чтобы самый опытный — зато самый дипломатичный и выполняет роль координатора, поэтому он и лидер городка.

Кино[править]

  • «Замочить старушку» (другое название — «Игры джентльменов», в оригинале «The ladykillers»), ремейк 2005 года. Профессор представляет банде Газа Панкейка именно как специалиста широкого профиля.

Комиксы[править]

  • Marvel Comics — Серый Халк, он же Джо Фиксит. Огромен и силён, но уступает в этих параметрах Дикому (Зеленому) Халку. Разумен и хитер, но не имеет интеллекта уровня Брюса Бэннера. В дальнейшем появлялись и другие Халки (например Объединённый/ Профессор, сочетающий в себе силу Дикого, хитрость Серого, и ум Бэннера), но именно Джо Фиксит имеет наиболее усреднённые и сбалансированные параметры.

Манга и аниме[править]

  • One Piece — Усопп в команде Соломенной шляпы. Он умеет готовить, разбирается в медицине, не потеряется в море, может починить корабль, изобрести новое оружие, спеть, соврать, да и особенно слабым его не назвать. Хотя в команде всегда найдется кто-то, кто справится с заданием лучше и быстрее (кроме умения метко стрелять), только Усопп окажется полезным во всем.
  • Code Geass — найтмер-фреймы типа «Сазерленд». Способны использовать практически любое вооружение и броню, понятен для управления пилоту средней квалификации, хорошо держит урон и неплохо борется против более продвинутых «Глостеров» и «Гекк». Да, специальные машины вроде «Ланселота» и «Алого Лотоса» сносят «Сазерленды» пачками, но по уровню решения задач он им ни разу не уступает. Как и его оппонент «Бурай».
    • Однако, по мере развития технологий, Британия и ОЧР начали модернизацию своего парка найтмеров: У ОЧР «Гекки» и «Бураи» полностью заменили на более продвинутые и мощные «Акацуки» и «Акацики-Джукизан», а у Британии на «Винсентов» в разнообразных исполнениях (хотя в отличии от малочисленного ОЧР, и не полностью), которые остались такими же многофункциональными.
  • Watashi, Nouryoku wa Heikinchi de tte Itta yo ne! — комическая субверсия. Перерождённая ГГ просила у бога дать ей средние способности, и он дал ей это, как сам понял, а именно сделал её в 2 раза слабее сильнейшего магического существа. Но если мерить относительно людей, то она сильнее магов в 6800 раз.
  • «Основатель Тёмного пути» — пополам с нижней ступенькой Цзинь Гуанъяо. Причём автором дан весьма годный обоснуй: поскольку в детстве он не обучался основам боевого искусства и в заклинательский мир попал довольно поздно, да ещё и в сумбуре войны, то основой его боевого стиля стало заимствование. С одной стороны это дало ему весьма богатый выбор приёмов, которые он почерпнул и усвоил, присматриваясь к главам различных орденов, но с другой — ни один из этих приёмов он не смог изучить достаточно хорошо, чтобы считать его своим «коронным».
    • А вот Вэй Усянь таки полная инверсия (разумеется если учитывать ретроперспективу): он и заклинатель выдающийся, и мечник отменный, как лучник он вообще лучший в своей эпохе, а уж на тёмном пути и вовсе заткнёт за пояс кого угодно.

Видеоигры[править]

  • Minecraft — зачарование брони на защиту. Защищает хуже специальных чар (взрывоустойчивости, защиты от огня, защиты от снарядов), но это с лихвой компенсируется тем, что защищает практически от всего.
    • Туда же зачарование меча на остроту вместо небесной кары или бича членистоногих. Да, зомби или пауку будет не так больно, но больнее будет им обоим.
    • Железные инструменты — разумный баланс скорости, прочности и редкости материала.
  • Battlefield 4 — автомат ACE-23 и его укороченная версия ACE-21-CQB. Не самый точный, не самый скорострельный и не самый стабильный ствол. При этом не имеет ярко выраженных недостатков и подходит к большинству игровых ситуаций.
    • Сюда же можно отнести штурмовые винтовки HK416 и L85A2.
  • The Elder Scrolls — тут у людей несколько подрас, и в качестве крепкого середнячка выступают имперцы.
    • Не совсем. Имперцы в первую очередь занимают нишу лидеров и дипломатов. В пятой части из них сделали торговцев (скидка в магазинах изначально).
    • Интересен вариант данмеров: хотя плюсы к характеристикам у них обычно «воровские», но и мечами помахать могут, и в магии знают толк.
    • И класс «бард» в первой части.
  • Марио в большинстве игр имени себя. Настолько, что даже был троп-неймером на TvTropes.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — люди как раса. Все характеристики по 8, ни плюшек, ни тарашек.
    • Ярчайший пример — меч под названием «меч», который можно снять со трупа второй по счёту противницы в яме на Острове Отчаяния. По отдельности все его характеристики — слегка выше среднего. Однако в сочетании друг с другом и силой персонажа в 20 они выводят это оружие в топ по чистому DPS для ближнего боя, уступая только Фальшиону Криггирда, доступному только в финале игры. Ещё одно прекрасно сбалансированное оружие — Молот Железного Клана; при тех же условиях са-амую капельку уступает мечу с ОО в DPS, при этом имея такие плюшки, как неразрушимость и бонус к точности, вот только добыть его, не пройдя три четверти сюжета, не выйдет.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic — джедай-страж. Дерётся на 4, силой владеет хоть не так хорошо, как консул, но лучше джедая-хранителя.
  • Star Wars Jedi: Fallen Order — зигзаг: с одной стороны, уровнем фехтования, владением Силой и общими достижениями Кэл совсем не блещет и почти полностью меркнет по сравнению со своими «конкурентами» из других игр по вселенной Star Wars. Однако надо учитывать, что в тех играх нам доводилось примерять роль или совсем уж эпичных и уникальных персон вроде Ревана и Митры, или в край сильных (и Сильных) индивидов типа Старкиллера, или же просто очень талантливых во многих вещах, одаренных, как Кайл или Джейден. Но на фоне среднестатистического джедая Кэл совсем не теряется, а смотрится более чем достойно, как для недоученного и долгие годы скрывающегося падавана.
  • Star Wars: Republic Commando — Скорч, Сев и Фиксер. Дело в том, что каждый из них назван специалистом в своей области — взрывчатке, снайперстве и хакерстве соответственно. Тем не менее, всех троих можно посылать на любые их этих задач, и справляться они будут одинаково хорошо.
  • The Lord of The Rings: The Battle for Middle-Earth: Изенгард.
  • Armored Warfare (до 0.19) — американские «Абрамсы». По вооружению и броне стоят посередине между убойными, но хрупковатыми танками советской школы и очень крепкими, но паршивенько вооружёнными ОБТ Европы. Впрочем и в новых реалиях американские ОБТ остались в прежнем амплуа.
    • Эталоном же является номинально лёгкий, а по факту единственный в своём роде средний танк VFM 5. И броня у него есть, и мобильность с обзором не ущербные, и огневой мощью не обделён. Короче, в состоянии как нагло лезть на обладателей маленьких пушек, так и сбежать от обладателей пушек больших. В новых реалиях остался близок к этому.
    • В ту же копилку идёт и вершина развития лёгких танков — PL-01. Хорошая мобильность (быстрее двигаются разве что разведчики-ББМ), отличная защита от автопушек и кумулятивных боеприпасов (да и подкалиберы регулярно рикошетят от башни), наконец 6-зарядная кассета 120 мм боеприпасов не позволяет себя чувствовать обделённым.
    • M2 Bradley. Обладает неплохим обзором, умеренной мобильностью и вооружением. При этом сносно выдерживает автопушки, имеет динамическую защиту против кумулятивных боеприпасов и на ПТУРы есть управа.
    • OF-40 — умеренно бронированный, скорострельный танк с возможностью гибкой кастомизации (целых 4 ячейки под оборудование, когда у одноклассников их 2-3).
    • В новых реалиях к сабжу близки семейство Т-80 и поздние китайцы — получились именно что средние танки: умеренно бронированные, неплохо вооружённые и достаточно подвижные.
    • С оговорками — Т-15 «Армата»/«Барбарис». Практически безальтернативна в ситуациях, когда нужно раздать ОЧЕНЬ МНОГО дакки и не сдохнуть под достаточно плотным огнём (читай, для выполнения большинства сложных ачивок в PvE). Безусловно, более-менее крепкие ОБТ (вроде «старшей сестры» Т-14 Армата) окажутся не в пример живучее, а профильные автопушечные (М48 Gau-8, Leclerc T40) или ракетные (M113 Hellfire, 9П163-3) дамагеры убойнее, но универсальность решает.
  • Total War — по большей части войны ведутся армиями таких середнячков, достаточно сильных, чтобы спокойно стаптывать орды крестьян и ополчения и достаточно дешевых и многочисленных, чтобы расправиться с немногочисленными элитными отрядами врага. Так что наладив в своих городах выпуска первых более-менее качественных стрелков-копейщиков-всадников проще на этом и остановиться и строить элитные казармы только в самых крупных городах, иногда отнятых вашими легионами «середнячков» у оплошавшего супостата. Зачастую в таких городах элитные казармы уже есть.
  • Франшиза Bare Knuckle (aka Streets of Rage) — Адам Хантер и Аксель Стоун.
  • War Thunder — семейство британских истребителей Spitfire. В меру быстрые, неплохо маневрируют, вооружение на среднем уровне.
  • Серия S.T.A.L.K.E.R. — бронекостюм «Булат». Да, экзоскелет выигрывает у него по бронезащите и грузподъёмности, а научные костюмы типа «Севы» — а защите от аномалий, радиации и использовании артефактов. Но как универсальное решение, «Булат» является отличным выбором до самого конца игры (разве что в финале «Зова Припяти» экзоскелет наконец-то становится крутым и практичным одновременно).
  • Command & Conquer: Red Alert — ракетный эсминец Союзников. ПВО и ПЛО в одном флаконе, управляемые ракеты достаточно дальнобойны и хорошо поражают бронетехнику и строения. Лишь против пехоты эсминец откровенно не очень.
  • Red Alert 2 — БМП Союзников. По умолчанию является средненькой ПВО и противотанковой машиной. Но в зависимости от посаженной пехоты БМП может трансформироваться очень во многое — от тесла-танка до ремонтной машины.
  • Red Alert 3 — Советский Союз. На море превосходит Альянс (хотя проигрывает Японии), в воздухе превосходит Японию (но проигрывает Альянсу), на суше уделывает всех.
    • В принципе многие юниты Японии идут в ту же копилку за счёт трансформации — например робот ПВО легко превращается в вертолёт, а противопехотный робот — в истребитель, который к тому же не нуждается в посадочном месте на авиабазе. И пусть платой за это стала пониженная эффективность против своих союзных и советских аналогов, универсальность того стоит.
  • Космические Рейнджеры — Аннигиляторы Катаури. В некоторых руководствах по прохождению считаются самыми опасными среди всех типов клисанских кораблей. Слишком быстрые, чтобы от них было просто удрать; слишком живучие, чтобы их было просто уничтожить; слишком хорошо вооружены, чтобы их можно было игнорировать.
    • А также раса людей в Галактической Коалиции. Прибитое гвоздями третье место в пятёрке.
    • Сюда же смерши доминаторов, так как произошли от катаури.
  • Ex Machina — грузовик Урал, что даже подсвечивается самой игрой. Появляется сравнительно рано, стоит недорого, отлично кастомизируется под любой стиль игры.
    • А так же автопушка Рейнметалл — не такая убойная как дробовики, пушки или плазмомёты; не такая точная и скорострельная как КПВТ. Зато не нужно мудрить с упреждением, лезть в ближний бой или зажимать гашетку, надеясь заковырять врага до смерти.
  • The Witcher 3: Wild Hunt — доспехи родимой Школы Волка. Средняя броня без каких-то особого уклона во что-либо. Все остальные школы уже специализируются на чём-то одном (Кот — мобильность, Медведь — грубая мощь, Грифон — магия, Мантикора — эликсиры).
  • Дилогия Санитары Подземелий — штурмовая винтовка «Атас». На фоне «Вампира» у неё куда меньше магазин, а «Урагану» она проигрывает в убойности. Зато можно поставить и оптический прицел, и подствольный гранатомёт, что для конкурентов недоступно.
  • Neverwinter Nights — бард. Может и сражаться (хотя пускать его в ближний бой крайне не рекомендуется), и во врагом чем-то болезненным или неприятным швыряться, и чужие волшебные предметы использовать, и в замках ковыряться, и даже подлечить найдёт чем. А на закуску ещё и поёт усиливающую союзников (или ослабляющую противников) песню. Однако делать его главным героем и вообще отпускать в одиночку нужно весьма аккуратно.
  • Dawn of War 2 — сержант Таркус. Старательно подсвечивается — как-никак, он же матёрый ветеран тактического отделения, где солдат учат обращаться если не со всем, то с большинством видов вооружения, доступных Космодесанту.
  • Starcraft 2 — в Совместном режиме таковым является командир Свонн. Он одинаково хорошо справляется и с атакой, и с обороной. Вот только с фортифицированием дело у него чуть похуже, чем у Каракса. А армия наступления становится мощным (пусть и неповоротливым) катком лишь после набора критической массы, а до того весьма уязвима и должна полагаться на поддержку турелей, лазерной установки и войск союзника.
  • Civilization V: Brave New World — идеология Порядка (ака коммунизм). В отличии от Свободы (демократии) уверенно чувствует себя в военных действиях; однако в отличии от Автократии (фашизма) военное превосходство не является единственной предпочтительной стратегий. Главный минус — не очень подходит для небольших империй вообще и маленьких карт в частности, ну и лезть в мировые лидеры через ООН тоже не стоит. А уж для экспансионистов вроде России Порядок и вовсе то, что доктор прописал.

Визуальные романы[править]

Реальная жизнь[править]

  • Т-34 во время ВОВ. При всех своих недостатках, был относительно быстр, имел приличное вооружение (особенно в варианте с 85-мм пушкой) и приличную броню (которую на начало войны вообще мало что брало). А главное — был дешев и прост в конструкции, что позволяло собирать их по два-три в день на эвакуированных заводах и чинить силами экипажа за ближайшим пригорком.
    • В целом таковыми стали средние танки, уступавшие по мобильности лёгким, а по броне и вооружению — тяжёлым. Зато выигрышные в отношении «цена-качество». Нынешние ОБТ — это именно средние танки, «нарастившие» себе большие пушки и толстую броню.
  • Из тех же времён — 76-мм орудие ЗИС-3. Оно умеренно эффективно как для поддержки пехоты, так и для борьбы с танками. При этом, его ещё можно худо-бедно перемещать силами артиллерийского расчёта (не говоря уже о всяких лёгких грузовиках). И оно достаточно простое и дешёвое для массового производства.
  • Туда же — Автомат Калашникова.
    • Собственно говоря, промежуточный патрон 7,62х39 идёт в ту же копилку. Он не такой дальнобойный и точный как винтовочный 7,62х54R, он тяжелее пистолетного 7,62х25. Но для относительного лёгкого и компактного оружия для СРЕДНИХ дистанций боя и с возможностью ведения автоматического огня — это то что доктор прописал.
  • Во флоте таковыми являются фрегаты в парусную эпоху, крейсера с приходом пара, эсминцы начиная с Первой мировой и опять фрегаты (УРО) в наши дни. Принцип «убей слабого, убеги от сильного» во все поля. Плюс, данные корабли всегда можно строить в более-менее значительных количествах для восполнения потерь.
  • Сталь. Есть материалы более прочные, более твердые, более упругие, более пластичные, более легкие, более дешёвые и т. д., но именно сталь обладает наиболее практичным сочетанием этих параметров для строительства, машиностроения, инструментов и многих других целей. Тем более, что ныне существует уйма марок стали (начиная с китайской пластилиновой и заканчивая дорогими и очень прочными сплавами), так что всегда можно подобрать подходящую для ваших целей и возможностей.
  • Грузопассажирский локомотив (например ВЛ60П, ВЛ65, ВЛ80, 2ТЭ10УТ). Да, он не может таскать тяжёлые грузовые поезда и быстро водить поезда пассажирские. Но для не особо загружённых участков железных дорог универсальность ценнее.
  • В ту же копилку идут грузопассажирские автомобили типа «Газелей» сотоварищи (хотя бывают и более крупные варианты типа такого). «Чистым» грузовикам и автобусам они проиграют по вместимости, но выигрывают в универсальности.
  • Солдатские кирзовые сапоги. Да, резиновые сапоги (особенно болотники) для лазанья по грязи и болотам подойдут лучше, для похода по горам есть специализированная треккинговая обувь, голеностоп лучше поддерживают берцы, от механических повреждений лучше защитит производственная обувь со стальными «стаканами», а для быстрого бега куда удобнее кроссовки. Но только кирзачи обладают достаточными универсальностью и дешевизной, чтоб более-менее справляться со всеми вышеперечисленными задачами и при том быть широкодоступной обувью.
  • ПК как платформа (включая Mac и Linux). Очень гибкая и может эмулировать игры любых платформ, но не всегда так хорошо, как сами консоли, а бывает и с адскими багами и глюками. Консоли, напротив, не заточены под эмуляцию эксклюзивов других платформ, но «свои» идут отлично. У консолей софт заточен строго под те игры, которые для них созданы, что потребует огромных затрат ресурсов консоли на эмуляцию ПО другой консоли, когда у ПК, обеспечение более гибкое, что позволяет эмулировать другие платформы с куда меньшими затратами ресурсов процессора, и это без учета того, что ПК тупо превосходят Консоли в надежности и мощности железа из-за заточенности под долгую работу с громоздким софтом в фоновом режиме. Нет, в теории, конечно, любую платформу можно сделать такой-же универсальной, как ПК, но это нерентабельно, так как консоли, сами по себе крайне разнородны, что требует еще и разработку кучу разных эмуляторов на разные платформы, в отличие от ПК, имеющих стандартную архитектуру. Так же консоли, в отличие от ПК, еще и имеют дурное свойство очень быстро морально устаревать, зачастую не поддаваясь модернизации. У ПК напротив, срок службы идет на 15-20 лет, с возможностью модернизации комплектующих... вплоть до полной перепрошивки.
  • Технические руководители. Если менеджер прокачивает скилл руководства, а по остальным скиллам — дилетант широкого профиля, то технический руководитель весьма посредственно руководит (особенно, если работники увиливают. Заставить их раскачаться — именно что скилл руководства, который ему чужд), но имеет более высокие скиллы по всему, что нужно в проекте, причём одновременно. Прикинуть квантовый выход фотокатода, паразитные эффекты в аналоговых цепях, написать VHDL-ядро для ключевого эксперимента, .C-обработчик выхлопа макета в реальном времени, раздать это всё профильным специалистам и получить проработанный прибор, причём с минимумом поправок типа «Вы ошибаетесь, тут невозможно выйти на 15 % из-за неидеальности питов ПЗС»? Это всё один тимлид в приборостроении, который всё держит в одной голове.
  • Швейцарские ножи Victorinox/Wenger и мультитулы Leatherman — в отличие от китайских копий, представляют собой качественно сделанные многофункциональные устройства, которые, конечно, проиграют в стресс-тесте набору из ножа, нескольких отвёрток, ножниц, напильника, пилки (а во втором случае — ещё и пассатижей с кусачками), но значительно компактнее и способны справиться с большинством задач вышеупомянутого списка в полевых условиях.
  • Серый цвет в качестве маскировочного. Ни на одном из типов местности не работает отлично (кроме, разве что, города). С другой стороны, ни на одном из типов местности он не работает откровенно плохо. Недаром его предпочитали немцы, сделавшие ставку на блицкриг: когда в течение месяца приходится повоевать и в лесах, и в болотах, и в горах, и на побережье, а времени перекрашивать технику нет, универсальный серый — удачное решение. В настоящее время из тех же соображений в серый цвет нередко красят ударные вертолёты.
    • Сюда же: американская камуфляжная расцветка UCP.

Примечания[править]

  1. В принципе, если игрок с самого начала прокачки распределяет очки равномерно, у него скорее всего получится широкопрофильный дилетант, постепенно вырастающий в крепкого середнячка, а там, если получится — и в реактивного громилу. Но начало игры будет адом.