Плохой хороший конец/Отечественная литература
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Это подстатья к статье Плохой хороший конец. Навигационные шаблоны и плашки здесь не нужны.
Примеры[править]
- И. С. Тургенев, «Бежин луг». Казалось бы, ничего не предвещало, но в последнем абзаце говорится о том, что на следующий год после описанных событий Павлуша убился, упав с лошади. «Жаль, славный был парень!».
- Олимпиада Шишкина, Смутное время — так сразу и не поймёшь, то ли этот троп, то ли противоположный. С одной стороны, вражеское нашествие и внутренняя смута, наконец, преодолены, поляков удалось изгнать, все здоровые силы России одержали победу под руководством Минина и Пожарского, и сплотились, наконец, вокруг нового царя — Михаила Романова, которому охотно готовы служить уцелевшие герои. С другой — сколько смертей, несчастий, разорений показано повсеместно, да и среди выживших лишь у немногих жизнь сложилась лучше, чем была. Да и никак не скажешь, что получившийся расклад — единственный из возможных или хотя бы лучший. Подлинным героем этой книги все-таки был князь Михаил Скопин-Шуйский, а вовсе не Михаил Романов, и не раз говорится, что, будь он жив, мог бы прекратить смуту гораздо раньше; самые худшие события последовали именно после его гибели.
- Аркадий Гайдар, «Военная тайна» — всё хорошо, все на своих местах… вот только маленького смелого Альки уже нет на свете.
- И вставной рассказ «Сказка о Мальчише-Кибальчише» — аналогично.
- Лев Кассиль, «Кондуит и Швамбрания» — концовка была бы хэппи-эндом, если бы не гибель Стёпки Атлантиды.
- Справедливости ради — Атлантида погиб не в финале пущего драматизьму для, а всё-таки пораньше. До эпилога не дожил отнюдь не один Атлантида.
- Дело вообще не в Стёпке! В книге нет и не может быть «хэппи-энда», потому что книга кончается тем, что детство кончилось, герои выросли из игр и с грустью прощаются с Швамбранией.
- Советские критики подавали — и некоторая часть советских читателей ощущала это — как «советский хэппи-энд», именно в том смысле, что главгерой радостно отказывается от фантазии в пользу созидаемой реальности.
- А. Волков «Семь подземных королей» — пополам с тропом Прощай, Алиса. Рудокопы выбрались на поверхность и зажили нормальной жизнью. Короли перевоспитаны и теперь приносят обществу пользу. Но Рамина предсказывает Элли, что та больше никогда не вернётся в Волшебную страну и не увидит своих друзей. А Железный дровосек чувствует это всем сердцем.
- Николай Носов «Незнайка в Солнечном городе» — пополам с тропом Что за фигня, автор? Волшебник вернул ослам и Листику прежний облик, в Солнечном городе всё встало на свои места. Но всё-таки жалко, что герои потеряли волшебную палочку. Ведь всё это случилось из-за ошибки в газете, и если бы этой ошибки не произошло, Незнайка может быть и не совершил бы 2го и 3его плохих поступков, а всё бы исправил и продолжил бы пользоваться своим даром, усвоив урок. Так нет же, всё по закону подлости обставили! А ещё, в последний момент Незнайка не сдержался и своим неудачным высказыванием разрушил свою дружбу с Кнопочкой. А жаль, в третьей книге она бы ему пригодилась, равно как и волшебная палочка! И почему Незнайкина совесть повела себя так непоследовательно? Когда он Листика в осла превратил — разносит, а до того, что он разрушает свою дружбу с кем то, ей нет никакого дела. Впрочем у Незнайки осталась Синеглазка и когда-нибудь он напишет ей письмо и не повторит своей ошибки. Да и ситуация с потерей волшебной палочки сглаживается тем, что в начале следующей книги показано, что за 2,5 года Цветочный город, благодаря усовершенствованиям, стал похож на Солнечный, как и мечтал Незнайка.
- Евгений Шварц «Два брата» — старший брат спас младшего, младший ожил, герои благополучно вернулись домой и больше никогда не ссорились. Но Прадед Мороз всего лишь отделался лёгким испугом, не понёс никакого наказания и с очередным приходом зимы снова возьмётся за старое.
- Юрий Сотник:
- «Маска» — Гоша был освобождён из гипсового плена. Алексей, Аглая и Антон отделались лёгким испугом и избежали наказания. Но маска не была изготовлена в приемлемом для школьной выставки виде, а Сеня Ласточкин отделался лишь тем, что с ним долго не разговаривали и избежал заслуженного наказания.
- «Приключение не удалось» — уже название как бы намекает. Федя получил важный жизненный урок, заключающийся в том, что не обязательно пускаться в дальние странствия, чтобы совершать подвиги. Братья Баклановы получают по заслугам с подачи Наты. Набравшись смелости Федя срывает планы своей сестры Варвары по чтению нотаций по его адресу. Но попытка путешествия потерпела крах, а Вовка от тирании Варвары так и не освободился. Впрочем, принимая во внимание реалии тех лет, у ребят всё было впереди, как только они окончат учёбу и разъедутся кто куда по распределению, упущенное в детстве быстро будет навёрстано. И Федя сможет попутешествовать, и Вовка после своего отъезда по распределению начнёт жить в своё удовольствие вдали от Варвары, а создав собственную семью, никогда не будет применять таких методов, какие применяла она. Да и Варвара с таким характером вряд ли кому-то будет нужна.
- Юрий Томин «Шёл по городу волшебник» — Герои благополучно вернулись домой, Толик даже избежал наказания. Но вожделенного велосипеда Толик так и не получил, а волшебник не понёс никакого наказания и вполне может попробовать взять реванш. Да и судьба Зайцева остаётся неизвестной. Может он и расколдовался, когда Толик использовал последнюю спичку, чтобы всё стало по-прежнему, но напрямую об этом не говорится. В фильме «Тайна железной двери», который является экранизацией данного произведения, хотя бы 2 из этих моментов были исправлены, там и Зайцев расколдовался и волшебник лишился всех своих спичек.
- Василий Ян, «К последнему морю» — хан Батый победил всех своих врагов и создал большое и мощное государство, однако сам же признаёт, что будущее его творения туманно: русские княжества покорены, но не разгромлены, старший сын-наследник никогда не станет великим полководцем, интриги Чингизидов в далёком Каракоруме направлены явно против него, а бывшие всегда рядом самые верные и преданные друзья покинули монгольского хана. Самым же большим ударом стала смерть жены и едва рождённого сына. Собственно, это скорее конец не только книги, а всей трилогии автора про монгольское нашествие в принципе.
- Это если смотреть с точки зрения монголов, которых автор показал без всякого сочувствия. А если с точки зрения русских, хорезмийцев, китайцев, волжских булгар, венгров и многих других народов, что пострадали от них по пути к «Последнему морю», — получится, что так монголам и надо. Тут скорее Хороший плохой конец: несмотря на все потери, разорения, люди все же способны сопротивляться даже самому опасному врагу, готовы погибать, но не сдаваться.
- Иван Ефремов, «Лезвие бритвы»: злодеи наказаны, но слишком уж мрачно закончились приключения Даярама и — в значительной степени — Ивернева, чтобы конец однозначно мог считаться хорошим. В общем, «печаль моя светла» в полной мере.
- Леонид Кудрявцев «Трансформеры. Космическая Одиссея»: Бабожбаб свергнут, герои могут вернутся домой, но Микуту приходится расстаться с Поросюшкой и парой новых друзей.
- Братья Стругацкие:
- «Обитаемый остров» — Максим вроде сделал всё, как хотел: и центр взорвал, и Неизвестных отцов вот-вот свергнут, но со слов Странника понятно, что проблемы только начинаются…
- Альтернативное мнение: это хороший плохой конец. Всё пропало, Максим своей глупостью разрушил спасательную операцию земных прогрессоров, и в Стране Отцов вот-вот начнётся резня, голод и толпы безумцев от лучевого голодания. Но Максим не вешает нос, он уверен в своей правоте и в том, что со всем этим справится.
- «Улитка на склоне» — Перец женился на Алевтине и унаследовал пост директора Управления, но первой же директивой по неосторожности велел покончить с собой целому отделу, и сумеет ли он отменить это решение — большой вопрос (скорее всего, нет). А ему теперь с этим жить — в особенности если учесть, как он хотел бороться с творящимся в Управлении кафкианским безумием.
- «Обитаемый остров» — Максим вроде сделал всё, как хотел: и центр взорвал, и Неизвестных отцов вот-вот свергнут, но со слов Странника понятно, что проблемы только начинаются…
- А. Иванов, «Тени исчезают в полдень». Все злодеи погибли, осуждены или бесследно пропали, возлюбленные соединились, однако Зина с маленьким сыном бросает мужа и внезапно исчезает. Судя по письму Зины, она обретается среди сектантов и готовится «принести себя в жертву», вполне вероятно, что под влиянием скрывшейся главзлодейки Пистимеи.
- Владислав Крапивин:
- «Голубятня на жёлтой поляне» — Планета избавлена от Тех, Кто Велят (судя по разговорам злодеев в более позднем романе цикла «Застава на Якорном поле», тогда им было нанесено окончательное поражение), ветерки вновь стали живыми мальчишками, а Яр нашёл своего сына Юрку, но за это отдал свою жизнь Гелька Травушкин. Грусти финалу добавляет и то, что Гелька погиб уже тогда, когда всё было кончено.
- «Тополиная рубашка» — Ржавый Хозяин побеждён, и Ржавые Ведьмы освобождены от его заклятья. Но сказка в жизни главного героя на этом закончилась и он больше не сможет летать. Кроме того, огромный тополь на улице Герцена спустя десятки лет спилили, и хотя об этом говорится в самом начале, в финале это не забывается.
- «Сказки о рыбаках и рыбках» — злодеи стёрты из реальности, но вместе с тем Женька должен покинуть свой родной мир, уйдя на Дорогу (особое пространство, находящееся снаружи всех граней Великого Кристалла и связывающее их), что означает разлуку с усыновившим его Волыновым, впрочем, с возможностью видеться иногда.
- «Острова и капитаны. Наследники» — спустя сорок лет из сороковых в восьмидесятые рукопись несчастного Арсения Курганова наконец была издана под его именем, а не присвоившего ее Олега Наклонова, Егор Нечаев сумел исправиться, вовремя оторваться от криминализирующейся «таверны», обрести друзей и найти путь в жизни, а Михаил Гаймуратов смог стать журналистом и жениться, утихомирив неуемную тоску. Вот только отчим Егора потерпел полный крах карьеры и скончался от инфаркта, а малолетний подопечный Михаила Гаймуратова Димка повесился от тоски по матери, сдавшей его снова в интернат.
- «Белый шарик Матроса Вильсона» — Стасик Скицын был спасен из-под завала Яшкой, и бояться прихода органов его семье теперь не нужно. Вот только для этого Яшке пришлось окончательно отрубить себе связь со звездой и стать обычным человеком, а на последние остатки силы организовать страшную гибель Коптелыча с его напарником.
- «Дырчатая Луна» — героям удалось предотвратить назревавшую мини-войну между берегом и кораблем-маткой и увести гигантского кузнечика Вельку в Безлюдные пространства. Но Ашотик все равно умер от тоски и безнадеги.
- «Трое с площади Карронад» — Славке Семибратову удалось помириться с лучшим другом Тимом, подружиться с задиристой Любкой и остаться в полюбившемся ему приморском городе. Вот только мать его оказалась не в силах перебороть вспыхнувшую любовь к Константину и, оставив сына, уехала обратно в Усть-Каменск.
- А. Бушков, «Охота на Пиранью» — герой выжил и отомстил, но потерял любимую жену, а злодей оказался настолько чудовищным, что причинить ему соразмерную боль просто невозможно.
- Справедливости ради, у автора всегда так — возмездие не приносит облегчения.
- Бушковская же сага о Свароге:
- «Летающие острова» — Три Королевства освобождены от Глаз Сатаны, а мраккультисты «Чёрной благодати» понесли серьёзные потери после уничтожения их ячеек в Ронеро. Однако, сам Сварог был вынужден взять под свой контроль эти самые Три Королевства, принцесса Делия (из-за которой и был весь сыр-бор) мертва — а значит Ронеро ждёт династический кризис (король Конгер Ужасный смертельно болен, а его вторая дочь Арталетта в силу происхождения власть не удержит).
- «Нечаянный король» — Сварог становится тем самым Королём Королей, однако обнаруживает что этот путь неизбежно идёт через кровь и слёзы. А кроме того, на горизонте маячит Багряная Звезда — из-за которой когда-то давно случился апокалипсис, известный как Шторм.
- «По ту сторону льда» — Сварог и Ко нашли Копьё Морских Королей и уничтожили Великого Кракена. Однако злая ведьма Марута зачала ребёнка от Сварога (а отпрыск ведьмы и лара обещает быть очень опасным сочетанием) и успешно сбежала. Да и когда-то благородного пирата Джагеддина (которого вся та же Марута «охмурила» и едва не превратила в полное чудовище) всё-таки жалко.
- «Алый как снег» вбивает педаль глубже бывшей пещеры Токеранга. Да, все четыре Воплощения Великого Мастера уничтожены, Великому Мастеру во многие места отныне закрыт путь, его могущество подорвано, силам Зла нанесен сокрушительный удар, от которого им почти невозможно оправиться. Но ценой за это стала вся Странная Компания целиком, за исключением самого Сварога, гибель которой, вдобавок, пришлось в диких попыхах маскировать под авиакатастрофу, сам Сварог каждый год пьет до беспамятства в старом зале короля Лауберта, поминая их. Причем пьет так, что его приходится охранять целой группе подразделений, потому что именно в этот день король королей «слаб и беззащитен — хотя и заикаться об этом нельзя», а его верный маршал стоит под окном и слушает песню на неизвестном языке в исполнении самого короля.
- «Радиант» — жители планеты Нериады освобождены от гипноза означенного Радианта, став наконец-то не NPC-болванчиками, а нормальными людьми. Талар и Сильваны спасены от той же участи. Однако, Сварог неожиданно получает благодарность от Великого Мастера (местного, а может, и всеобщего Сатаны) — ведь теперь нериадцы обрели свободу выбора и среди них найдётся немало готовых обратиться ко Злу!
- Г. Л. Олди, «Путь меча» — Чэн и компания предотвратили вторжение Джамухи, научились разговаривать с Блистающими и твёрдо намерены научить тому же шулмусов и вообще жить долго и счастливо. Но в Кабире тем временем совместными усилиями властей, пытающихся научить людей драться насмерть, и ассасинов, окончательно поехавших на идее, что убийства — круто, началась неостановимая гонка вооружений, создано огнестрельное оружие, а конец мира разумных мечей и бескровных поединков уже близок. Это подтверждается продолжением романа, «Дайте им умереть» — где описывается тот же мир спустя века (альтернативный XX век), где от цивилизации холодного оружия ничего не осталось, а огнестрельное оружие, так и не став разумным полноценно, одержимо идеей массового самоубийства.
- Александр Рудазов, концовка «Архимага». Лэнг в руинах, такульту разрушено, все погибшие герои погибли со смыслом и получили достойное посмертие, уцелевшие — как один заняты любимым делом, у альфа-пары дом — полная чаша и пятеро желанных детей… и только проклятая финиковая косточка и «чрево Тиамат, зачем я это сказал?!» портят всё впечатление. У заглавного героя не только не получилось подняться в Боги из-за его же эгоизма и чрезмерной расчетливости (план-максимум), но даже в Высшие маги. Ради победы ему пришлось вообще отказаться от магии.
- Алексей Пехов, «Под знаком Мантикоры». Да, герои победили мятежников и Львиный Трон всё еще в руках Фонзека. Но мятежный герцог всё ещё жив, армиям короля грозит окружение превосходящими силами, так что игра только начинается.
- Вадим Панов, «Анклавы» — да, человечество в целом нашло выход из цивилизационного тупика, запустила заново Мировое колесо Традиции и прорвалось к иным мирам. Только вот в процессе открытия звездных врат несколько поехала география Земли, большая часть планеты обратилась в руины, погибли сотни миллионов людей (в безопасности оказались только заранее собранные на базе прорыва люди)… Среди героев жертвует собой ломщик Чайка, Грязнов и Ляо исчезают в пещере уходящей Традиции, гениальный инженер Рустем, спроектировавший Станцию прорыва, сходит с ума, его возлюбленная Матильда ненавидит свою подругу Патрицию, которая сама сознает груз вины за огромные жертвы за прорыв к звездам.
- Ник Перумов, «Кольцо Тьмы» — продолжаются традиции Толкина (см. ниже). Олмер убит — но по сути успел победить, в чисто военном смысле. Зато обломался Мелькор (примеривавшийся к тому, чтобы начать напрямую действовать через Олмера), погибель мира предотвращена — но миром теперь правят завоеватели. Герои спасли вселенную, но проиграли войну.
- Продолжение, «Адамант Хенны» — опять же мир спасён, но Фолко ослеп, и вся компания вышвырнута в другой мир.
- «Воин Великой Тьмы» — Трогвара по итогу его деяний вызывают на ковер Молодые боги, и лишь эвакуация к Ракоту Восставшему спасает его ценой преобразования в нечто демоническое на службе у Владыки Тьмы. Сестра его Арьята становится королевой Халлана, но кто ей вернет половину жизни, проведенную в темницах и изгнании?
- Концовка «Войны Мага» — большинство второстепенных героев погибают, главным ненамного лучше: Император становится духом-хранителем Эвильина и другом Ракота, а свою возлюбленную и сына может видеть лишь изредка являясь во снах; Фесс засыпает, покуда вселенная не изменится, Аэсоннэ спит, охраняя его. А Клара Хюммель, словив ангст от такой глобальной катаклизмы, засовывает куда подальше свои специфические представления о кодексе боевых магов Долины, и пытается отделаться от пережитого за ролью матери и домохозяйки. Как дальше выясняется, от прошлого так просто не отмахнуться…
- «Часовой ключ» — Василиса-таки встаёт на часовой круг. Пусть и не с Рубиновым ключом.
- Марина и Сергея Дяченко, «Ведьмин век»: героям в итоге удалось вернуться к началу событий, живыми, невредимыми, любящими… и с полным набором воспоминаний о неслучившихся чудовищных событий, которые, однако, скорее всего повторятся в новом временном витке.
- «Авантюрист» — Третья Сила окончательно и бесповоротно заперта в своем пространстве, Чонотакс Оро потерпел полное поражение, Тория сумела выйти из забвения безумия и вновь обрести себя. Но главный герой так и не освободился от проклятия Судьи и через 24 часа неминуемо умрет.
- Николай Вагнер, «Сказка» — Елизар освобождён и возвращается в родное царство к своей невесте Альмаре—душе. Вот только он не знает, что Альмара пожертвовала свою красоту и молодость чтобы спасти его и теперь идёт рядом с ним в образе старушки. Когда внучка спрашивает у бабушки узнал ли Елизар свою невесту бабушка отвечает, что это неважно. Ведь девочка не жалеет отрицательного персонажа, ей жалко главных героев. Значит сказка справилась со своей задачей, нет смысла продолжать.
- Владимир Горбачёв, «Торжество побеждённого» — Аттила Карака Вар и его головорезы мертвы, но они успели спровоцировать войну между ожесточившимися инопланетянами и совершенно неготовыми, отвыкшими от войн землянами будущего.
- Клавдия Лукашевич, «Сиротская доля» — после долгих невзгод и лишений главная героиня выходит замуж за хорошего человека, а его семья, невзирая на мезальянс, с радостью принимает ее как родную. Но дядя Наташи, ее самый близкий и дорогой человек, умирает в одиночестве, не успев узнать о счастье племянницы.
- Сергей Мусаниф, «Тёмная сторона медали» — расклад в войне с демонами, грозившей обернуться концом света, явно позволяет сделать уверенный оптимистический прогноз о победе «наших». Главный герой Кевин, тёмный лорд поневоле, но настоящий герой по сути, теперь союзник светлых сил, он жив и мечтает о последующей мирной жизни. Но, не считая того, что его психика конкретно пострадала из-за выпавших ему испытаний, он потерял практически всех близких людей (родителей, возлюбленных, друзей, союзников), кроме одного — наёмника Ланселота, это всё ещё и ненадолго. В романе, действие которого разворачивается в том же сеттинге, «Цвет мира — серый», становится известно, что как только демонов окончательно победили, местные силы света подло убили бывшего союзника. Ланселот же, хоть и сумел отомстить за друга-сюзерена, так никогда себе и не простил, что не смог уберечь его.
- Евгений Прошкин, «Загон» — у доживших до финала персонажей всё оооооочень хорошо, лучше не бывает. Вот только в предпоследней главе «революционеров» банально купили: Так кто с тобой остался? С кем революцию делать будешь? С ними? Они уже не желают. Их уже все устраивает. С этого момента твои друзья — самые лояльные граждане Республики.
- Подобного рода концовки очень любит Алан Дин Фостер, но в его романах это однозначно хороший конец, а никак не плохой хороший конец.
- «Двум смертям не бывать» Н. Шнейдер — Рамон спас Лию от сожжения и будет признан отцом её ребёнка. Кроме того он сумел сохранить более-менее приязненные личные отношения с Авгульфом и вывести из под удара Хлодия, который даст в уже своём замке приют и ему, и Эдгару, и кому угодно, кто является другом Рамона. Амикам и его семья тоже выжили и, по всей видимости, даже не очень-то были наказаны. Однако при этом Рамон был разжалован из рыцарей и потерял всю репутацию в обществе (да и в любом случае, жить ему осталось меньше года), Лия никогда не сможет вернуться домой, а брат-близнец Рамона Рихмер из-за последнего проявления мамочкиной заботы покончил с собой, так и не сумев исполнить свою мечту о турнире. Ну и как вишенка: Эдгару тоже навсегда запретили появляться в Агене — правда, ему на это пофигу, — да и душевные терзания, связанные с новой королевой, вряд ли отпустят его так легко.
- Шуваев, «Цветок камнеломки» — кончается массовым геноцидом целых народов. Выжившие же обречены жить в мире, где бандитские разборки это не перестрелки в кабаке, а полновесные боевые действия с ковровыми бомбардировками жилых районов, взятием в заложники целых городов и многотысячными нашествиями боевых роботов.
- Юрий Нестеренко — большинство романов. Герой не гибнет и получает то, чего добивался — но или не в том виде, в каком хотел, или слишком дорогой ценой, или на фоне гибели/упадка/тупика всей прочей цивилизации («или» включающее).
- Виктория Токарева «Сто грамм для храбрости» — в экранизации сюжет заканчивается тем, что главгерой просыпается в вытрезвителе… А в первоисточнике завалившийся в гости с двумя случайными «друзьями» и разнёсший квартиру дебошир после вытрезвителя таки женится и заводит ребёнка с девицей, к которой столь неудачно явился на первое свидание. Ни одна из сторон брака не ощущает, что «жизнь удалась».
- Роман Злотников, дилогия «Виват, Император» — планета все-таки не избежала Третьей мировой ядерной войны, наступила ядерная зима, значительная часть мира разрушена. Но, в общем-то, таков и был план Императора — на пепелище Россия осталась потрепанной, но сильнейшей державой на планете, подчинившей себе фактически весь мир (кроме США, которые остаются в изоляции от поддержки в назидание за развязывание войны).
- М. А. Булгаков, «Дни Турбиных» — «Господа? Как вы думаете, это пролог, к новой исторической пьесе? — Кому пролог, а кому эпилог».