Плохой хороший конец/Зарубежная литература
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Это подстатья к статье Плохой хороший конец. Навигационные шаблоны и плашки здесь не нужны.
Примеры[править]
- «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта: герой благополучно вернулся домой и больше не попадал в неприятности. Но остался несчастным, ибо теперь ненавидит человечество, даже родную семью (все они напоминают ему омерзительных еху), тоскуя по обществу благородных гуигнгнмов.
- «Остров доктора Моро» Герберта Уэллса заканчивается примерно тем же: главный герой остался одинок и мучился кошмарами, поскольку люди напоминали ему омерзительных чудовищ острова. Судя по всему, автор был большим поклонником Свифта.
- А. Дюма:
- «Три мушкетёра» — канонический пример: злодейка Миледи получила по заслугам, но перед этим успела отравить возлюбленную д’Артаньяна. Сам д’Артаньян получил повышение до лейтенанта — но его друзья вышли в отставку, а их дружба прервалась на двадцать лет, и на эти же двадцать лет намертво застрял на своей должности и сам д’Артаньян.
- «Граф Монте-Кристо». Казалось бы, герой достиг своих целей — все виновные наказаны, невинно страдавшие вознаграждены, молодые влюблённые воссоединились. Но! Месть не приносит удовлетворения, Мерседес покидает Эдмона навсегда, и даже от богатства он отказывается, не в силах вернуть ощущение утраченного счастья.
- Есть и альтернативное мнение: там почти классический хэппи-энд. Есть намек, что он хочет подарить всё Гайдэ, и прямым текстом говорит, что собирался покарать себя. Но слова наложницы переубеждают графа, и он понимает, что бог решил его простить, даровав ему любовь Гайдэ.
- Оскар Уайльд, «Звёздный мальчик»: «Но правил он недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся он испытанию — и спустя три года он умер. А преемник его был тираном».
- О. Генри любил этот троп:
- «Фараон и хорал» — бездомный, весь долгий осенний день безуспешно пытавшийся попасть в тюрьму и перекантоваться зиму там, всё же получил желаемое. Правда, на момент прихода полицейского он уже решил с утра пойти устроиться извозчиком и начать новую жизнь… Но хотя бы не замёрзнет.
- «Последний лист» — старый спившийся художник помер от пневмонии (которую в те времена не умели лечить). Но свой шедевр всё же нарисовал! И девчонка пойдёт на поправку.
- Профессор Толкин тоже обожал этот троп. По хронологии описанных событий:
- «Лэйтиан (Освобождение), или Сказание о Берене и Лютиен»: Берен и Лютиэн отвоевали у Моргота Сильмарилл и поженились, но ради этого Финрод Фелагунд жертвует собой, Берен остался без руки, а Лютиэн становится смертной;
- «Сильмариллион»: Моргот побеждён, но полуостров Белерианд разрушен и погружается под воду, Сильмарилы утрачены (один «фью-фью» вместе с Эарендилем, другой «бульк-бульк», третий в толще гор), а большая часть эльфов уходит в Валинор;
- «Хо́ббит, или Туда́ и обра́тно»: Дракон побеждён, гномы отвоевали королевство, но победа достигнута дорогой ценой — погибают многие воины, в том числе Торин и его племянники, Фили и Кили, а впоследствии Бильбо теряет репутацию почтенного хоббита среди соседей и начинает слыть среди всех хоббитов, кроме своей родни, чем-то вроде местного сумасшедшего, пусть и знатного и богатого, от которого просто так не отворотишься (подсвечено в начале сиквела — да, да, того самого, под названием «Властелин Колец»).
- «Властелин Колец»: Саурон побеждён, но Фродо так и не может полностью излечиться от ран, Третья Эпоха заканчивается, снова большая часть ещё остававшихся эльфов (и Фродо с Гэндальфом) уходят в Валинор, и последние остатки волшебства покидают мир (какое-то время часть эльфов и гномы ещё живут в Средиземье, но подчёркивается, что это ненадолго).
- Альбер Камю, «Чума» — эпидемия чумы в оцеплённом Оране не могла быть вечной, и в конце повествования она-таки иссякла. Жители города, которые уже давно потеряли веру в будущее и были в опустошении, вновь ожили и стали радоваться. Рождество, которое пришлось как раз на окончание эпидемии, тоже немало этому поспособствовало. Да вот только если те люди, чьи семьи остались целыми, радовались на полную катушку, тем же, кто потерял родных и/или близких, уже было не настолько радужно. К ним относится и доктор Риэ, который, конечно, много смертей повидал, но под конец просто «получил под дых» — вначале от чумы умер Тарру, с которым тот уже успел породниться (и это на спаде-то эпидемии!), а потом и жена, как выяснилось, не пошла в санатории на поправку, а умерла от болезни. А ещё Коттар ложку дёгтя внёс — возвращение города к нормальной жизни заставило его перейти горизонт отчаяния и начать хаотичную стрельбу, которая привела к смерти нескольких жителей.
- Артур Хейли, «Колёса» — вроде бы у двух «главных» пар книги всё наконец-то устаканивается: Бретт Дилозанто решает окончательно порвать с автомобильной промышленностью и заняться тем, что ему по-настоящему нравится, а его девушка, Барбара, готова поддержать все его начинания. Адам и Эрика Трентоны вновь обретают гармонию в отношениях, вдобавок последняя ждёт ребёнка… но всё ли так радужно, как на первый взгляд? Отнюдь. Спасти Ролли Найта от расправы «белой» мафии не удалось, отец Барбары — прикованный к инвалидному креслу «овощ», причём живым доставляет дочери страданий не меньше, чем если бы умер. Бретт полностью осознаёт, как много сложности ждёт его на новом пути, а Адам Трентон, у которого «сегодня есть Эрика и полная смысла жизнь», уже на следующий день снова полностью сконцентрируется на работе, забыв обо всём вокруг, а ведь именно это и послужило главной причиной того, что его брак в романе дал трещину.
- Фрэнк Йерби любил использовать этот троп в исторических романах: «Изгнанник из Спарты», «Сарацинский клинок», «Сатанинский смех». В финале главгерой достигает благополучия, богатства, высокого общественного положения. Но в процессе теряет практически всё, что любил, и проходит через такие жизненные передряги, что и полученная награда его толком не радует.
- Ф. Карсак, «Горы Судьбы»/«Львы Эльдорадо»: казалось бы, Тераи Лапрад добился своего: населяющие планету Эльдорадо люди с другой планеты признаны разумными, хищническая разработка полезных ископаемых запрещена. Но в ходе боевых действий погибли его жена, девушка, в которую он влюбился по ходу повествования, двое его товарищей и сверхлев Лео.
- Рэй Брэдбери, «Нескончаемый дождь» — да, лейтенант добрался до Солнечного купола… единственный из четырех и не факт, что в здравом рассудке. Да и не померещился ли ему Солнечный купол?
- Роджер Желязны — первый цикл «Хроник Амбера» завершается просто таки эталонным Плохим хорошим концом, состоящим из целого комплекса факторов. С одной стороны: всё семейство прекратило дрязги и объединилось, Амбер спасён, силы зла побеждены, Глав-Гад-предатель-ренегат уничтожен, точка в деле об убийстве Кейна поставлена, Блейз наконец-то появился, Корвин встретился с собственным сыном Мерлином, а возня вокруг престолонаследования завершена к общему удовольствию. Но это всё только на первый взгляд. В остальном же… Восстановление Лабиринта стоило жизни Оберону. Бранд утащил за собой на тот свет любимую сестру Корвина Дейдру. Сам Корвин находится в жесточайшей депрессии: от трона отказался, предсмертное задание отца провалил, шансы на восстановление love story с Дарой пошли прахом — она его теперь ненавидит. И главное, не покидает ощущение, что у нашего опустошённого протагониста всё и дальше будет плохо. Во втором цикле «Хроник» мы узнаём: не зря казалось.
- «Гарри Поттер и узник Азкабана» — казалось бы, всё сложилось хорошо: у Гарри появился любящий его крёстный, дело 12-летней давности окончательно раскрыто, дружба Сириуса и Люпина восстановлена… но побег Питера — это даже не бочка, а цистерна дёгтя, поскольку он накрыл медным тазом надежду официально оправдать Сириуса, а сам Питер сыграл немалую роль в возрождении Сами-Знаете-Кого.
- Да и вообще говоря, серия в целом под этот троп тоже вполне подходит — конец у неё безусловно хороший, но вот количество мрачных деталей в виде смертей целого ряда любимых персонажей неприятный осадочек-таки оставляет.
- Эпилог седьмой книги пытается сбить эту самую горечь, однако для части фанатов, сие действие было неуместно.
- А. Сапковский:
- «Ведьмак» — Вильгефорц и Бонарт убиты, Стефан Скеллен арестован и осуждён на смерть, Эмгыр вар Эмрейс отказался от своих планов на Цири. Однако вся «дружина» Геральта погибает в ходе атаки замка Стигга; позже, в Ривии — и сам Геральт с Йеннифэр заодно (но с ними всё не так однозначно), а Цири пропадает в другом мире. А, да, ещё Век волчьей пурги не отменён, и способ спасения человечества от него никто не придумал и не собирается.
- Впрочем, трилогия игр по саге многое всё же исправила.
- «Сага о Рейневане» — да, Рейнмар вышел живым из каменного мешка, где ему суждено было провести остаток лет, и даже нашёл свою любовь, а Биркарт Грелленорт получил своё. Но ни Ютты, ни Самсона больше нет в живых, каноник Беесс лишился должности и уже не сможет прикрыть Рейнмара от козней епископа Конрада — который не понёс даже символического наказания… И гуситская революция разгромлена. И хотя Шарлей и может наконец отправиться в свою землю обетованную — Константинополь, но роковая судьба Константинополя уже предначертана…
- «Ведьмак» — Вильгефорц и Бонарт убиты, Стефан Скеллен арестован и осуждён на смерть, Эмгыр вар Эмрейс отказался от своих планов на Цири. Однако вся «дружина» Геральта погибает в ходе атаки замка Стигга; позже, в Ривии — и сам Геральт с Йеннифэр заодно (но с ними всё не так однозначно), а Цири пропадает в другом мире. А, да, ещё Век волчьей пурги не отменён, и способ спасения человечества от него никто не придумал и не собирается.
- Филип Пулман, «Тёмные начала» — таковы концовки каждой книги трилогии: Роджер принесён в жертву; Лира в коме, Ли Скорсби и Джо Парри мертвы; мир спасён, но спасители навеки разлучены.
- Трилогия «Первый закон»: Король Севера Бетод побеждён, гуркам не удалось взять столицу Союза, принцесса Тереза отдалась королю Джезалю. И тем не менее, воссоединение Логена и Ферро не состоялось, Джезаль не смог жениться на Арди, Баяз полностью взял его под контроль, да и неизвестно, что стало с Логеном в конце. Будет известно только в продолжении. Как выяснилось в «Красной стране» — выжил.
- В принципе, и остальные книги Аберкромби из цикла «Земной круг» заканчиваются на подобной ноте. «Лучше подавать холодным», «Герои» и «Красная страна».
- Майк Резник, «Чёрная Леди» — герои находят Чёрную Леди и узнают её тайну… Но Рубен Венциа гибнет, а образцово порядочный инопланетянин Леонардо теряет работу и репутацию, становится вором и опускается на самое дно.
- Дж. Мартин, «Умирающий свет» — Джаантони Айронджейд сумел окончательно победить в себе вековые предрассудки своей планеты и постиг любовь, сумасшедшие традиционалисты из клана Брейт перебиты, Верхний Кавалаан ждёт неизбежное движение по пути прогресса — но очарование его культуры, увы, исчезнет вместе с её свинцовыми мерзостями, а главный герой едва ли переживёт дуэль на мечах.
- «Хроники Края» — каждая трилогия этой серии заканчивается на такой ноте:
- Трилогия о Прутике: конец света предотвращён, но погибло очень много друзей и родных Прутика, Санктафракс пришлось отцепить.
- Трилогия о Квинте: Квинт и Марис вместе, однако их отцы погибли, воздушные пираты сильно потрепаны во время чистки, а Квинт не имеет возможности быть капитаном собственного корабля и вынужден продолжить обучение в рыцарской академии. Дальше всё будет только хуже.
- Трилогия о Плуте: Вольная Пустошь отстояла независимость, шрайки практически полностью уничтожены, гоблины избавились от правителей-тиранов. Однако, Вольная Пустошь изрядно потрёпана войной, старый Нижний город уничтожен мощной бурей, а лекарство от Каменной Болезни так и не удалось найти.
- «Трилогия Бартимеуса» — эталон жанра. Из хорошего: почти вся разложившаяся верхушка Британии не дожила до конца, воинство Ноуды повержено вместе с самим Ноудой, сформировалось новое правительство из простолюдинов, чернокнижников поадекватнее и даже последних выживших волшебников. Из грустного — народный спаситель Натаниэль мёртв и наверняка будет всеми забыт, спокойная жизнь Бартимеуса продлится отнюдь не долго, новая власть не имеет поддержки среди жаждущего насилия и крови населения, репутация страны под вопросом, и начинают подниматься новые, воистину инфернальные силы — от беспринципных революционеров, готовых убивать всех ради «общего блага», и ушедших в подполье остатков старой элитки до управляемой апокалиптическими маньяками России и ужасного культа Нигилантов, стремящегося устроить конец света.
- «Голодные игры»: с одной стороны, столько персонажей не дожили до победы революции, а сколько ещё, хоть и дожили, но радикально изменились… С другой, революция, хоть и очень дорогой ценой, победила, и страна приступила к активному восстановлению (как и выжившие герои). Но и эта малина портится жирнейшими намёками на дальнейшую жёсткую тиранию уже нового режима и репрессии в отношении доминирующего при предыдущем класса.
- Да и главная героиня по окончании войны жила долго, но не сказать чтоб очень счастливо.
- Маргарет Уэйс, «Звезда Стражей», окончание главной трилогии — ужасный главгад побеждён, истинный король взошёл на галактический трон… но всё это достигнуто ценой жизни одного из трёх главных героев, разбитым сердцем второго и смертями ещё пары персонажей, второстепенных, но тоже достаточно ярких.
- «Князь Пустоты», концовка первой трилогии — планы Консульта сорваны, и Три Моря объединяются под знамёнами Аспект-Императора, дабы остановить Второй Армагеддон. Однако Найюр окончательно сделал поворот налево, Ахкеймион поссорился с Келлхусом и отправился в изгнание, а впереди мир ждёт 13 лет кровавых Объединительных войн.
- А вот во второй трилогии имеем полноценный несчастливый конец.
- Ричард Лаймон, «Странствующий цирк вампиров» — главный герой и его подруга выжили, победили злодеев и полюбили друг друга… но их друг Расти достался на ужин вампиру, его сестра Битси пропала без вести, а многие злодеи (в том числе и тот самый главгад-вампир, прятавшийся в катафалке) ушли от наказания.
- Нил Гейман, «История с кладбищем» — организация Мастеров-На-Все-Руки повержена, и поэтому Никто Оуэнс может безбоязненно отправляться в большой мир. Вот только при этом ему придётся расстаться со своими друзьями-призраками, приёмными родителями и опекуном-вампиром Сайласом. Ещё погибла добрая волчица-оборотень мисс Лупеску. Ну и вишенка на торте — в процессе победы над злодеями Никто поссорился со своей подругой детства Скарлетт, а чтобы девушка смогла оправиться от пережитого ужаса, Сайлас стёр ей все воспоминания о герое.
- Ялмар Тесен, «Опасное соседство» — Джин и Клиф завели роман друг с другом, а чёрного леопарда поместили в зоопарк вместо того, чтобы убить. Но люди не изменились и всё так же равнодушны к живой природе. Очень грустный конец.
- Патрик Несс, трилогия «Поступь хаоса» — да, неимоверными усилиями была прекращена война между людьми и аборигенами-спэклами, прекращена вражда «мужского» общества во главе с Мэром и «женской» террористической организации «Ответ», оба лидера с крайне неоднозначными целями — Мэр и госпожа Койл — погибли, болезнь, поражавшая женщин, ушла, а выжившие учатся сосуществовать с аборигенами, восстанавливают хозяйство и готовятся принять корабль с колонистами. Но чего всем стоило это примирение!
- Шум (излучение мыслей в головы окружающих), считавшийся проклятием и послуживший началу войны между мужчинами и женщинами и изысканиям Мэра, нужно просто принять и учиться жить с ним. Возможно, в будущем мужчины смогут закрывать свой Шум, а женщины — открывать, но пока это лишь догадки.
- Единственный настоящий город на планете разрушен и затоплен вместе со всеми запасами и ценностями.
- Из всего экипажа вспомогательного корабля выживает лишь Брэдли, добрый и искренне желающий помочь, но наименее волевой человек, к тому же огорошенный обретением Шума. Неизвестно, что будет с колонистами — очень может быть, что те не смогут принять жизнь с Шумом, когда все могут прочесть твои мысли.
- Самое тяжёлое — в конце Небо (глава спэклов) наконец мстит Тодду как олицетворению всех бед и несчастий, выстрелив в него, но приняв его за Мэра. Виола, прошедшая с Тоддом неимоверные испытания и любящая его больше жизни, готова убить его (тот не сопротивляется), но в муках отбрасывает ружьё — иначе мира уже не будет никогда. Единственным лучиком надежды видится то, что Тодд всё-таки не умер, а впал в кому и может когда-нибудь очнуться.
- Роберт Хайнлайн любит персонажей, рискующих собой для общего блага. Для мира всё заканчивается хэппи-эндом, для персонажа — пятьдесят на пятьдесят. Главный герой гибнет: «Чужак в чужой стране», «Тяжесть небес», «Прыжок в бездну», «Долгая вахта», «Линия жизни».
- Чайна Мьевиль, «Вокзал потерянных снов» — с жуткими мотыльками, сводившими с ума жителей города, покончено. Однако главные герои лишились дома, работы и вынуждены бежать из города (вдобавок у них на руках искалеченная и безумная Лин). Ягарек опозорен в глазах друзей и навсегда лишается надежды вернуть себе крылья.
- Приквел, «Железный совет», и непрямой сиквел, «Шрам», тоже могут похвастаться плохими хорошими концами.
- Корнелия Функе, «Чернильная трилогия». В последней книге «Чернильная смерть» героям удалось избавиться от главных злодеев Змееглава и Басты, остаться вместе и обеспечить мир и порядок на известных им территориях… Но цена победы оказалась очень высока — пусть на этот раз никто из них не погиб, зато они никогда уже не смогут выбраться из Чернильного мира, ибо слишком крепко вошли в его историю и не обладают нужными словами (Фенолио, единственный творец слов, меняющих реальность, утратил свой дар и не смог продолжить писать книги). Если Мо, Реза и Мэгги относительно легко смирились с таким поворотом судьбы, то тётушка Элинор по сей день страдает, переживает за оставленное ею поместье и утраченный комфорт жизни и мечтает когда-нибудь вернуться. Причинивший много горя ей и всем героям чтец Орфей сумел сбежать в северные дикие земли и может однажды вернуться, став ещё более грозным врагом. Фарид вынужден был уступить Мэгги её новому возлюбленному Дориа, не получив в итоге взамен ничего. Наконец, мир в обоих королевствах обеспечен исключительно малолетством обоих монархов, за которых правят матери. Когда они вырастут, очень даже возможно, что война между королевствами разгорится вновь.
- Пантелеймон Кулеш, «Чо́рна ра́да. Хроніка 1663 року» (Черный совет. Хроника 1663 года) — для главных героев (тех из них, что вымышлены) все закончилось хорошо, но глобальные события развиваются в соответствии с реальной историей, и такого развития событий они очень не хотели (воздержимся от глобальных оценок, но по крайней мере у главных героев, в том положении, в котором они находились, были на то довольно серьезные причины).
- Генрик Сенкевич, «Огнём и мечом» — осада Збаража и битва под Берестечком выиграны, Хмельницкий запросил перемирия, Ян и Елена воссоединились. Вот только Речь Посполитая обескровлена войной, на горизонте замаячила экспансия Московского царства, а братские украинский и польский народы (так у автора) так больше и не смогли подружиться.
- Януш Пшимановский, «Четыре танкиста и собака» — война выиграна, Польша и остальная Европа возрождается после оккупации, главные герои находят любовь и возвращаются к мирной жизни… Все, кроме Василя Семена, который гибнет в самом конце книги, предельно внезапно и бессмысленно.
- Брендон Сандерсон, «Рождённый туманом» — каждая книга трилогии имеет такой конец.
- В первой империя повержена, а Вседержитель убит, да и Вин с Элендом остались вместе, вот только Кельсер погиб, и команде придётся поднимать город без него.
- Во второй Лютадель спасена, но во время битвы погибли Тиндвил, Колченог и Доксон, Сэйзед утратил веру, а из Источника вырвался на волю Разрушитель.
- В финале — Герой Веков пришёл, мир спасен, Разрушитель побеждён, а люди спаслись, но и Вин, и Эленд погибли.
- Анника Тор, тетралогия про Стефанию и Нелли Штайнер — в итоге война закончилась, сёстры сумели найти своего отца и отправляются на встречу с ним, чтобы потом уехать в Америку, где отец сможет вновь работать врачом, Стефания — продолжить учиться на врача, Нелли — брать уроки музыки. Вот только за шесть лет разлуки мать погибла в концлагере, подруга Стефании Юдит впала в безумие, в родную Вену семье возвращаться некуда и незачем, возлюбленный Стефании Свен внезапно слился, да и бросать ставших родными за шесть лет приёмных родителей было очень трудно.
- Брюс Ковилл, «Мой учитель — инопланетянин» — школьникам удается разоблачить и прогнать с Земли мистера Смита-Броксхольма, но он успевает забрать с собой Питера Томпсона.
- В продолжении оказывается, что конфликт возник из-за конспирации: Броксхольм был из тех, кто как раз ратует за продолжение существования Земли, в то время как Межгалактический совет решает вопрос о её уничтожении. Так что Питер как раз стал первым землянином в команде, что помогло инопланетянам наладить общий язык с другими землянами.
- Стивен Кинг, «Дьюма-Ки» — Эдгар и Уайрман победили непонятное (но видимо Древнее) Зло, по крайней мере обезвредили его на обозримое будущее, но дочь Эдгара убита, Уайрман уезжает в Мексику, где скоропостижно умирает от сердечного приступа, бывшая жена Эдгара не желает его знать и впереди у него — только одинокая старость.
- Ральф Питерс, «Война 2020-го года» — в результате налета на японский штаб в Баку была хакнута и уничтожена японская ПКО и часть сухопутных сил, однако ГГ погиб, СССР попал в зависимость от США за «помощь», пострадавших от «Скрэмблеров» никто никогда не вылечит, да и общую гуманитарную катастрофу в Средней Азии и в СССР в целом никто не отменял. Да и если при налете на Баку и были уничтожены «Скрэмблеры», никто не мешает ни Японии, ни США создать их снова, и устроить новый виток войн по всему миру.