Арда

Материал из Posmotreli
Arda
Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание! Это мастер-статья ко всему творчеству Толкина об Арде. Властелин Колец, Хоббит, Сильм и т. д. — должны быть подстатьями к этой.

«

— Я понимаю, если бы написали книгу по The Battle for Middle-earth. Это бы стало бессцеллером (sic!) на все времена. — А есть ведь такая книга — «Властелин Колец» называется. В трёх томах. — От ЕАgames? книга-то?… А вообще… как можно книгу издавать целой корпорацией? — Да нет, от одного малоизвестного автора — Джона Рональда Руэла Толкина, он её как-то 50 лет назад написал.

»
— С Баша
Надгробие Толкина и его жены

Арда — мир, придуманный Дж. Р. Р. Толкином и, по замыслу автора, представляющий собой Землю в вымышленную древнюю эпоху. В этом мире находится субконтинент Средиземье, соответствующий Европе, на котором и разворачивается наибольшая часть событий в книгах Толкина. Кроме Средиземья, в Арде первоначально находилась благословенная земля Аман, которая впоследствии была удалена из кругов мира, и полуостров Белерианд, крайняя западная оконечность Средиземья, затонувшая в конце Первой эпохи. Не забываем и про остров Нуменор, существовавший во Вторую эпоху.

Самая мякотка толкиновского лора[править]

В наши дни не все читали толкиновское наследие полностью. А многие посмотрели только экранизации (где налицо не самое скрупулёзное следование канону), и это притом, что «Сильмариллион» не экранизирован, а без него картина явно неполна. Ещё меньше народу осилило массу толкиновских черновиков (на минуточку, это 12 томов «Истории Средиземья» плюс ещё несколько отдельных книг). В результате у не знающих сеттинга (или неверно его понявших) наблюдается незнание азов. Это порождает популярные заблуждения (например, «Толкин — это строго чёрно-белая мораль!», «Толкин и сцепление с реальностью — две вещи несовместные!») и недоумённые вопросы — например, про орлов связанные с непониманием отличий толкиновской «Светлой стороны» от «Тёмной» и с парадоксом образа врага. Среди ЧАВО — и такие: «Почему эти Светлые просто раз навсегда не раскатают Тёмных, если те настолько „слабее, неконструктивнее и хуже“?.. А если Тьма настолько серьёзна и опасна — чего тогда стоят тщательно расписываемые „величие и прекрасность“ Светлых, и почему Тьма ещё не скушала этих мажоров без соли и без лука?.. А почему толкиновские орки действительно представляют серьёзную опасность, если они настолько трусливы, ненадёжны, жестоки и непроходимо тупы?»

Чтобы самостоятельно выяснить правильные ответы на все эти вопросы, нужно прочитать «всего Толкина» (в редкостно хороших — т. е. не самых известных — переводах, а лучше в оригинале), в том числе тексты, изданные посмертно, доведённые до ума уже сыном писателя Кристофером и его соавторами. Не мешает ознакомиться и с изданными в оригинале сборниками толкиновских писем, черновиков и набросков, чтобы выяснить мелкие детали и вычленить их из навала авторских «рассуждений о том о сём», в том числе о лингвистике, религии и философии. На выходе получится примерно вот что…

  • Прежде всего, светлые силы по природе своей связаны множеством необходимых и неизбежных ограничений (в частности, этим и отличаются от своего древнего врага). В особенности они никогда не стали бы использовать подход в духе «Цель оправдывает средства», он буквально ослабил бы светлых — и магически, и порой даже физически, а тёмные силы оттого нарастили бы свою мощь. А у Тёмных этакий подход — попросту фирменная фишка.
  • Тёмные же силы располагают мощным гнусным мистическим ресурсом, замешанным на пороках душ разумных существ (например, Единое Кольцо «слеплено» не только из проклятого золота, но и как раз из такой духовной субстанции). Ну, собственно, это и есть та самая пресловутая сказочная «нечистая» сила. Причём использование этого ресурса, конечно же, по определению запретно для светлых; да большинство из них и не прикоснётся к ТАКОМУ! Однако находятся любители поэкспериментировать (в такие метили и Боромир, и Денетор, но первый опомнился, а второму не довелось…), дескать, «А чё такого, авось прокатит! Сделаем дело — а потом, по миновании нужды, откажемся!». Ни разу это не кончилось ничем хорошим.
  • Толкиновские орки — носители фатального неизлечимого проклятия, созданного Морготом (местным Сатаной); они — зомбированная, морально и нейропсихически искалеченная, глубоко противоестественная «злая раса». Чем и обусловлена ограниченная полноценность их интеллекта (сколь бы умные экземпляры средь них ни попадались), сниженная социальная ответственность и тяга к беспределу… Орки рождаются — или плодятся в спецплодильнях?! — уже готовыми, гарантированными плохими. Куда интереснее такой феномен, как совсем добровольные сторонники Тьмы — например, люди восточных племён, охотно перешедшие на её сторону. Феномен неоднократно упомянут, «обозначен», суггестирован — но, к сожалению, детали (т. е. самое любопытное) почти не показаны. Однако «на намёках» можно многое вычислить…
    • Более того, возможен и вариант, что орки вообще что-то вроде биороботов, с грубыми реакциями, но лишённые свободы воли. Свободы воли у них действительно нет, в том смысле, что они не могут отказаться служить Тьме. Они так запрограммированы изначально. Так же, кстати, и эльфы не могут «испортиться» — они вполне могут быть сволочами на личном уровне, и таких за историю Арды было немало, но они никогда не будут добровольно служить Тьме. На это способны только валар, майар и люди.
  • У Тёмных фактически царит тоталитаризм (он этим термином в тексте прямо не назван, но суть очевидна…), который принудительно сплачивает их, превращает их в грозное военное (видимо, порой и политическое) оружие. Надо полагать, есть среди Темных и искренние фанатики, а также хладнокровно сделавшие ставку на этот метод «шахматисты». Но он же порой и выступает своеобразной их слабостью, как минимум потому, что тоталитаризм всегда косен, заштампован. Тем более что Тёмные вынуждены быть безжалостными ко всем подряд, и к своим тоже (а под их знамёна во множестве стекаются такие кадры, которым это ещё и в кайф). Тёмные творят злодеяния — калечат и извращают среду обитания, а населяющих её разумных существ регулярно мучают, пытают, унижают и эксплуатируют — потому что от этого они крепнут, усиливают свою мистическую силу. Ну и ещё ловят кайф, конечно.
    • А у Светлых тоталитаризм под запретом, и неоднократно подсвечено, что при этом в их среде много искусных, благодетельных правителей и компетентных командиров, под которыми народам живётся хорошо (это всё-таки не реальное Средневековье, не Навозные века, в которых простолюдинами откровенно «подтирались» сильные мира сего). Так что Тёмным на этом фоне нечем прельстить население Западных Земель (оно в основной массе своей отлично понимает, что под властью Тёмных ему не будет лучше), остаётся только переть на Светлых военной силой, пытаясь «чисто нагнуть»…
    • Но при этом неоднократно показано, что многие защитники Света — в веках, в поколениях — позволяют себе лелеять в своих душах личные пороки и оттого хвататься за непозитивные и неполезные практики (настойчиво подчёркивается, что они этим позорят и ОСЛАБЛЯЮТ свою же сторону). И даже с единством у Светлых иногда существенная напряжёнка: чего стоит только одно многовековое взаимное предубеждение между эльфами и гномами! Леголас и Гимли в итоге подружились именно ВОПРЕКИ этому печальному феномену, ПРЕОДОЛЕВ его, а до того посматривали друг на друга косо.
  • Кроме того, часто бывает так, что Злу не постичь Добра, а Добру — Зла: у двух этих суперфракций кардинально разнятся мотивации, задачи и вообще всё. Например, конкретно Саурон в итоге (финал «ВК») погорел именно на том, что приписывал Светлым героям какую угодно мотивацию, только не такую, которая у них была на деле. По этому случаю Гэндальф заочно припечатал Саурона хлёстким определением «Мудрый глупец!».

Летосчисление Арды[править]

События, описанные в книгах Толкина, датируются по системе эпох (в одном из писем Толкина предоставлена приблизительная формула для перевода на наши деньги: 3019 г. Третьей эпохи — это примерно 6-7 тыс. лет до н. э.). Эпох пять: Предначальная, Первая, Вторая, Третья и Четвёртая (в том же письме автор размышляет, что сейчас у нас конец Шестой или начало Седьмой — в зависимости от того, принимать ли 1945 г. за победу, равнозначную победе над Сауроном).

Предначальная эпоха — это всё, что было до первого восхода Солнца и начала расы людей. Она, в свою очередь, подразделяется на годы Светильников, годы Древ, и т. д. — в зависимости от того, что тогда было главным светилом в отсутствие Солнца). В эту эпоху была сотворена Арда, Мелькор утвердил себя как первого Черного властелина, пробудилась раса эльфов, а за ними — гномы, и первые из них отправились в Аман, и там Феанор, безумный гений эльфийской расы, создал уникальные камни, в которых был заключён свет священных Древ-светил — Сильмарилли. Мелькор украл Сильмарилли, и часть эльфов по наущению их создателя Феанора свалила оттуда мстить, порезав по пути кучу своих же.

Первая эпоха, самая короткая, но самая динамичная — это война с Мелькором в Белерианде, в которой участвовали эльфы, гномы и недавно пробудившиеся и подтянувшиеся на вечеринку люди. В эту эпоху произошло очень много всего, но кончилось всё хорошим плохим концом (или плохим хорошим — смотря как его оценивать). О Первой и Предначальной Эпохах рассказывают «Айнулиндалэ», «Валаквэнта» и «Квэнта Сильмариллион» из, собственно, «Сильмариллиона», а о некоторых конкретных героях Первой Эпохи — отдельные произведения «Лэ о Лейтиан» и «Дети Хурина». А более подробно о падении последнего эльфийского оплота Гондолин можно почитать в собственно «Падении Гондолина» из сборника «Неоконченные сказания» (или отдельной книге, вышедшей в 2018 г.). Желающим подробнее изучить матчасть космогонию Арды, нравственные законы эльфов, имена эльфов и прочесть философскую беседу короля Финрода со смертной женщиной Андрет — добро пожаловать в 10-й и 11-й том «Истории Средиземья».

Вторая эпоха — это эпоха, когда Саурон подхватил у своего учителя упавшее знамя Чёрного Властелина и создал на пару с уцелевшим внуком Феанора Келебримбором (нет, тот не перешёл на сторону Тьмы — просто Саурон прикинулся «никаким не Тёмным и вовсе не Сауроном» и умело надавил на Келебримборовы пристрастия и комплексы) систему волшебных Колец Власти. Келебримбор хотел с помощью этой системы усилить эльфийских правителей и, главное, законсервировать (стагнировать) земную жизнь насколько получится, чтобы бессмертным было проще жить «в краю, где царит Увядание и Перемены»… Но у Саурона были другие планы: навыками и пассионарностью Келебримбора он цинично воспользовался (а потом Келембримбор в его глазах пережил свою полезность), а сам желал «всех отыскать, воедино созвать и единою черною волей сковать», для чего и смастерил особое, проклятое, злое, совращающее Единое Кольцо. Тем временем происходило возвышение и падение Нуменора — земли, дарованной тем людям, что сражались с Мелькором и победили его; нуменорцы возгордились, возжелали бессмертия и по наущению всё того же Саурона пошли войной на Благословенный край, за что и были покараны Эру Единым. Те же из них, кто не участвовал в этом безумии, основали два нуменорских королевства в Средиземье — Арнор и Гондор — и победили Саурона. О Второй Эпохе повествует раздел «Акаллабет» в «Сильмариллионе» и более подробно — книга «Неоконченные сказания».

Наконец, Третья эпоха — это эпоха «Властелина Колец», эпоха последнего возвышения и окончательного падения Саурона, истаивания эльфов и утверждения власти людей над Средиземьем. А Четвертая — всё, что было после: эльфы уплыли, магия ушла, добрый король Арагорн проживёт ещё лет сто, а когда он помрёт, настанет тупое банальное политиканство и войнушки людей друг с другом… В общем, Арда кончится и начнётся игра в «Цивилизацию». О Третьей Эпохе и Войне Колец рассказывает, естественно, «Властелин Колец». Ещё можно ознакомиться с «Неоконченными сказаниями» и «Историей Средиземья» с 6 по 9 том, где представлены черновики «Властелина Колец».

Пантеон Арды[править]

Толкин был набожным католиком, но обаяние фэнтезийного политеизма не обошло и его. В результате он придумал компромиссную систему: собственно Бог, с большой буквы, один, и так и зовётся, Эру, что по-эльфийски значит Единый. А все остальные боги — как бы и не совсем боги, а наполовину совет ангелов, и зовутся они Валар (то есть силы или стихии).

  • Манвэ (называемый также эпитетом Сулимо, что значит Веятель) — вала неба, воздуха и ветра, он же наместник Эру в Арде и общий как бы зам верховного.
  • Варда (чаще эпитетом Владычица Звёзд — кв. Элентари, синд. Элберет) — валиэ света, супруга Манвэ и составляет с ним пару. Эльфы более всего почитают именно её.
  • Улмо — морской вала, владыка всех рек, озёр, морей и океанов. Покровительствует людям. Его избранные герои — Туор и сын его Эарендил Мореход, тот, что первым среди смертных достиг Амана и привел воинство Валар на помощь Средиземью. Мало общается с остальными Валар, живёт в океане, а не в Валиноре. Не женат.
    • Оссэ — майа из свиты Улмо, повелитель штормов и покровитель корабелов, в частности тэлери. Успел послужить Мелькору, но раскаялся и вернулся, однако буйство натуры сохранил.
    • Уинен — майэ из свиты Улмо, покровительница морских растений и животных. Супруга Оссэ, вразумила его прекратить дурковать и не слушать Мелькора.
      • Но когда начали дурковать ограбленные Мелькором эльфы с Феанором во главе, именно Уинен немалую часть их флота потопила, когда Оссэ решил не вмешиваться.
  • Аулэ — вала-кузнец, покровитель ремёсел, творец гор и недр. Гномы более всех почитают именно его (что немудрено, так как именно он их создал, а Эру только завершил акт творения) и называют Махал.
  • Йаванна, она же Кементари — валиэ плодородия, госпожа лесов и полей, создательница энтов. Супруга Аулэ и составляет с ним пару.
  • Намо, называемый также Мандос — вала судьбы и загробного царства, которого совершенно напрасно не любят: он суровый, но няшечка. Подобно Аиду же его имя часто метонимически переносится и на его вотчину.
  • Вайрэ — супруга Мандоса. Изготавливает дивной красоты гобелены, на которых сохранена вся история Арды.
  • Ирмо, брат Мандоса, также известный как Лориэн (в честь своего обиталища, Садов Лориэна. Не тех, где правит Галадриэль — её предшественники просто назвали своё обиталище в честь прекраснейшего из всех лесов). Владыка снов и видений.
  • Эстэ — жена Ирмо. Исцеляет раны и страдания ласковым прикосновением. Правда, непонятно кому - ни одному персонажу в истории Арды не помогла.
  • Ниэнна, сестра Намо и Ирмо. Всегда в печали, много плачет и постоянно предсказывает всякие ужасы, которые непременно сбываются. Поэтому и не замужем.
    • На первом суде над Мелькором выступала в роли его адвоката.
    • Олорин - самый мудрый из Майар, состоял в свите Ниэнны, в Средиземье стал известен как Гэндальф.
  • Оромэ — вала охоты, которого особенно почитают люди востока Средиземья и лесные эльфы.
  • Вана, Вечно Юная, Королева Цветущих Цветов (это её официальный титул, если что). Младшая сестра Йаванны, жена Оромэ.
    • Ариэн — майэ из свиты Ваны, дух огня (светлый, в отличие от балрогов), кормчая корабля, везущего по небу Солнце.
  • Тулкас, он же Астальдо Доблестный — наименее могущественный, но физически самый сильный из Валар. Любитель посмеяться и подраться, он и в Арду-то заявился, чтобы набить морду Мелькору. Способен обогнать любое существо, пользующееся ногами.
  • Несса, известная как Танцовщица. Младшая сестра Оромэ, бегает быстрее всех, кроме Тулкаса. За ним и замужем. Видимо, догнал. Вместе Тулкас и Нэсса — покровители бракосочетания, как первые жених и невеста в Арде (все остальные сочетались браком ещё до её сотворения).
  • Мелькор, он же Моргот, брат Манвэ — местный сатана, единственный злой из всей компании, первый Тёмный Властелин, создатель чёрной магии, орков, троллей, драконов и всей нечистой силы.
    • Майрон, он же Аулендил, среди эльфов прозванный Гортхауром, позднее известный как Саурон — главный дракон Моргота и серый кардинал за его троном. Первоначально был талантливым кузнецом из свиты Ауле и самым важным и любимым его приближенным. Успел сделать немало хорошего до своего падения и остался велик в преданиях своего народа. Второй Тёмный Властелин, самый крутой Майа в Средиземье, по могуществу уступает только Валар. Именно его прозвищем из Второй Эпохи (Властелин Колец) и названа главная книга Толкина.

Народы и расы Арды[править]

  • Люди — люди как люди, ничем не отличаются от нас с вами. Люди смертны, но в их случае (в отличие от гномов, например) смерть — это дар Эру, и посмертная судьба людей велика, загадочна и лежит за пределами Арды. О ней точно известно только то, что люди примут участие в сотворении нового мира после конца света.
    • Нуменорцы (атанатари, эдайн, дунэдайн) — потомки трёх племен людей, вознагражденные за то, что принимали участие в войне с Мелькором[1] (а до того в их рядах попадалось на удивление мало перебежчиков на сторону Тьмы). За это Валар им дали свою собственную благословенную землю на Западе — благоустроенный остров в океане, увеличили продолжительность жизни (первые короли жили по 400—500 лет, даже после отключения этого баффа всё равно кое-как дотягивали до 200 годов) и прибавили мудрости. Но, к сожалению, прибавки мудрости не хватило надолго, она быстро кончилась — нуменорцы возгордились, возжелали бессмертия и пошли на Валар войной по наущению Саурона, за что Эру вмешался и затопил Нуменор. В общем, это была такая местная Атлантида. Те нуменорцы, что остались в стороне от этого безумия, выжили и основали два великих королевства в Средиземье: Арнор и Гондор. Стоит отметить, что большая часть спасшихся нуменорцев были родом из нуменорской провинции Андустар, где преобладали потомки дома Беора — черноволосые и сероглазые неулыбы, своим обликом отличавшиеся от обычного для большинства нуменорцев образа светловолосого улыбчивого блондина, так как большинство переселенцев на остров были потомками дома Хадора. Родной язык нуменорцев — адунаик, от упрощения которого произошел Всеобщий язык.
    • Хоббиты (они же низушки, невелички, половинчики, хафлинги, невысоклики, полурослики — как только не переводили их альтернативное название, означающее «низкорослые»![2]). Нет, слово не образовано от homo + rabbit, по крайней мере сам Толкин так уверял; на паре внутримировых языков это слово означает «строитель нор» (hole builder), потому что хоббиты — по крайней мере те из них, что живут отдельными «расовыми» поселениями в сельской местности или на диколесье — любят строить себе подземные дома в виде этих самых нор, обычно весьма благоустроенных. Хоббиты — не совсем отдельная раса, это как бы тоже особый народ людей (хоть «людьми» они себя считать и не согласны; однако в таком их отношении к «Громадинам», т. е. обычным людям, нет ничего шовинистического). Поэтому все метафизические особенности людей распространяются и на них. Вдобавок у хоббитов имеется, как бы подтекстом, дополнительная суть: они этакое «живое продолжение матери-природы», «дети стихии (Плодородной) Земли»; посему у них такая буколическо-идиллическая культура. При этом у хоббитов всё-таки есть кое-какие «расовые черты», в не столь уж малом количестве:
      • Не только весьма пропорциональная низкорослость и коренастость, но и медленное биологическое взросление и оттого несколько продлённый по сравнению с людьми срок жизни (50-летний хоббит — он биологически как 35-38-летний человек). Совершеннолетие у них наступает только в 33 года.
      • Са-амую чуточку приострённые уши. Об этом даже не все фанаты знают (в тексте романов не упомянуто). В экранизациях (но не на всяких иллюстрациях) адекватно показано.
      • У большинства хоббитов — безбородость (а у кого подбородок и обрастает, у того поросль чахлая и недлинная). Бакенбарды возможны, хоть и не столь часты — а вот бороды стереотипный хоббит лишён; верхняя же губа у них у всех по определению голая.
      • Сверхплотная кожа на подошвах, так что большинству хоббитов не нужна обувь. При этом нога от середины голени до края подошвы покрыта густой шёрсткой, так что длинные брюки хоббитам тоже ни к чему — у них в большом ходу бриджи.
      • Природное простосердечие и почти детская непосредственность (это у них не поголовно, но очень типично).
      • Вполне половозрелый хоббит, по всем статьям и по факту — мужчина, почему-то не воспринимается чародеями (и вообще под метафизическим углом зрения) как «мужчина-воин», даже если он хорошо умеет драться. Никакой магический детектор «мужчин-воинов» не среагирует на хоббита. Это неоднократно сыграло важную роль в сюжете, но подсвечено было всего раз.
      • Небольшой бонус к стелсу (способны к бесшумному передвижению).
      • Заметный бонус к метанию («если хоббит наклоняется за камнем — все мелкие зверушки знают, что пора удирать со всех ног»(с)).
      • Солидный бонус к выносливости.
      • Природная тяга к консерватизму и скопидомству[3], плюс склонность к почитанию семейных ценностей и особому акценту на генеалогии. «Считается родством, что твой хоббит!». «Я вам не хоббит, генеалогические древа — это не моё».
      • А еще им совершенно не вредит чревоугодие, табак и алкоголь, как картошка не способна навредить картофельной грядке, табачный куст — табачной плантации, а ячмень — полю, на которой он растёт. Хоббиты этим бонусом вовсю пользуются, поэтому они стереотипно упитанные (есть и исключения), и среди них много заядлых куряг и пивохлёбов — но человеческий облик они от этого не теряют, не спиваются и не прокуриваются. А уж от чая им и подавно никаких бед не приключается — и, что характерно, хоббиты обожают его попивать.
      • Фанатское утрирование подаёт ВСЕХ хоббитов как прямо-таки «маньяков овощных культур» (оставило след и в ролевых сессиях, и в экранизациях, и в перумовском «Кольце Тьмы»). В каноне такого нездорового акцента нет — хоббитские крестьяне просто пару раз упоминают овощи как предмет забот. «Перумов рассказывал, будто все хоббиты „умирают по репе“, а фанаты-канонисты умирали от желания надавать по „репе“ Перумову…» © тусовочная шутка-натебейка
        • На 50 % это утрирование порождено режиссёрской «находкой» Джексона, где он Перегрина Тука и Мериадока Брендибака выставил унылыми овощекрадами. В каноне же подчеркивается любовь хоббитов к грибам, но, к сожалению, не уточнено, к каким именно, так как в англосаксонской кухне практически отсутствует культура употребления грибов, и для английских читателей эта черта была экзотикой на уровне пристрастия к гусеницам или подорожнику. Поэтому Толкин делянку Мэггота выставил едва ли единственным грибным местом Хоббитании. В экранизации сюжетная линия Мэггота-Бирюка была отброшена почти полностью.
      • В дополнение, а может быть, вследствие всего вышеупомянутого, у хоббитов также имеется чудовищная сопротивляемость Тьме. Смеагол прожил полтысячелетия, не порываясь властвовать при помощи Единого Кольца. Бильбо проносил Единое на себе больше полувека, и неоднократно им пользовался как банальным колечком-невидимкой, после чего добровольно, хоть и через усилие, отдал его Фродо — Боромиру хватило несколько месяцев быть просто рядом с Кольцом, чтобы поддаться искушению им единолично завладеть. Фродо в свою очередь не истаял в призрака, больше двух недель проносив в себе осколок моргульского клинка — по заявлению Гэндальфа даже великим воинам людей хватило бы нескольких дней.
    • Друэдайн — ещё одна раса низкорослых людей, выше и кряжистее хоббитов, бороды тоже не растут. Ещё более ловки и зорки, чем хоббиты. Имели собственную магию. Некоторая их часть переселилась на остров Нуменор, но за несколько столетий до его гибели вернулись на материк.
    • Беорнинги — потомки Беорна, вроде как люди, умеющие обращаться в медведей, в «Хоббите» упоминаются и его родичи и предки. Точные отношения с остальными людьми неизвестны.
  • Эльфы (изначальное самоназвание — квэнди, «Говорящие», отсюда и самоназвание их древнего языка квэнья — «Речь») — сотворены Эру до людей, и пришли в мир раньше всех других рас, за что и называются Перворожденными. Эльфы бессмертны, пока их не убьют, но даже убитые могут (за хорошее поведение) перерождаться. Но они не могут вечно жить в мире, в котором существует зло, поэтому рано или поздно все должны переехать в Аман, под крылышко Валар. По этому признаку делятся на две фракции — эльдар и авари, первые отправились в Аман, а вторые отказались от предложения Валар. Те из эльдар, которые дошли до Амана, называются высшими; недошедшие — серыми. Уже на момент сотворения они делились на три расы по склонностям и внешности:
    • Ваниар (ранее миньяр) — самый малые по численности, но зато поголовно и самые первые дошедшие до Амана. Отличаются от прочих эльдар золотым цветом волос (большинство золотоволосых эльфов имеют их в родословной). Отличаются наибольшей возвышенностью и духовностью среди эльфов. Но в тоже время самые стойкие и умелые воины. Как пришли в Аман, так там и остались, ни разу его не покидали, разве что в эпизоде с Войной Гнева.
    • Нолдор (ранее татьяр) — более многочисленны. Отличаются самым высоким ростом и статью среди эльфов, а также чёрными волосами (правда, потомки Махтана были рыжеволосыми, в том числе его дочь Нэрданель и её сыновья Маэдрос, Амрод и Амрас). Отличались наибольшей склонностью среди эльфов к ремёслам и изобразительному искусству. Но также и вспыльчивым и часто конфликтным характером. Феанор происходит именно из этих эльфов, как и его семь сыновей. Большая часть нолдор вернулась в Средиземье отбирать Сильмариллы у Моргота, что закончилось для большинства летально. К третьей эпохе (Хоббит и LOtR) их там осталось очень мало. Их язык — нолдорин (точнее, нолдоринский квэнья) был запрещён Тинголом, и им волей-неволей пришлось сначала для общения с другими эльфами, а потом и между собой перейти на синдарин.
    • Тэлери (ранее нэньяр) — самый многочисленный и легкомысленный эльфийский народ. Делятся просто на огромное число племён. Большая часть авари происходят из тэлери. Разобщение было вызвано тем, что по пути в Аман очень многие из них часто задерживались и отделялись в пути. Отличались самым хрупким сложением среди эльфов, тёмными или серебристого цвета волосами, любовью к пению и танцам, самые лучшие мореплаватели среди эльфов. Дошедшие до Амана сохранили название тэлери, подданные короля Тингола и прочие живущие в Белерианде назывались синдар. Тингол, Лютиэн, Кирдан Корабел, Келеборн происходят из синдар. Именно их язык — синдарин — и стал «общеэльфийским».
      • Нандор — часть тэлери, не дошедшие до Белерианда, долгое время жили по берегам Андуина. От синдар отличались самой примитивной культурой, жили в лесах охотой и собирательством. «Лесные эльфы стереотипные», от которых пошло 100500 имитаций в позднейших фэнтези. Они нередко смешивались с более поздними переселенцами из авари. Эльфы Лихолесья и Лотлориэна фактически и были в основном нандор (большинство настоящих синдар Белерианда было истреблено в первую эпоху, а немалая часть мигрировала после войны в Аман).
    • Авари — некоторая их часть сумела в первую эпоху добраться до долины Андуина, в основном они принадлежали к татьяр и были родственны нолдор. Отличались замкнутостью и нередко враждебностью к эльдар. Их называют также «тёмными» эльфами, но не потому, что они злые, а потому, что они непросвещённые. Родных диалектов у них также несколько, и Толкин в подробностях их не разрабатывал; язык межнационального общения у них синдарин.
  • Гномы — если предыдущие две расы сотворил Эру, то гномов создал Аулэ, а Эру им только души выдал. Поэтому гномы стоят как бы особняком и от эльфов, и от людей. Гномы делятся на семь родов, но в подробностях Толкин описывает только род Дурина (Дарина, Дьюрина), который и послужил прототипом стандартных фэнтезийных гномов. Родной язык гномов — кхуздул, или гномий, которому они очень редко учат посторонних (поэтому кхуздул часто называют тайным языком). Понимают кое-что в магии, но уступают эльфам, с которыми, кстати, находятся в напряжённых отношениях. Приверженцы монументального подземного строительства в квадратно-треугольном стиле с налётом гигантомании. У них даже в качестве украшений идет «вязь» с ломанными прямоугольными линиями и петлями, по возможности никаких округлостей. Организованные в многоярусные «горизонты» огромные подземные залы, колоннады и арки, не позволяющие помещениям схлопнуться под тяжестью горных массивов, хитроумные системы световых колодцев, дающие освещение в труднодоступные места (а во Вторую Эпоху — и волшебные световые кристаллы), доступ свежего воздуха — обо всем этом гномы смогут позаботиться. Немудрено, что основные народности гномов сконцентрированы в гористых местностях — цепь Мглистых гор, Одинокая гора, Синие горы. Предпочитают жить и работать в подземных городах, если их оттуда не выгонят фатальные обстоятельства.
    • В Сильмариллионе упоминаются малые гномы, но это не отдельная раса гномов, а потомки изгнанников из прочих гномских родов, прогнанные за лень и прочие непотребства, в изгнании обмельчали и растеряли свою культуру. Позднее были истреблены ради забавы эльфами — те уже просто не рассматривали их в качестве разумных существ, пока не встретились с обычными гномами, но к тому времени от малых гномов остались лишь Мим и его сыны.
    • Особо стоит упомянуть, что Дурин был не только первым проснувшимся из гномов, но и наиболее долго прожившим (за что заслужил прозвище «Бессмертный», Deathless) — по минимальным прикидкам, две с половины тысячи лет, десятикратно больше остальных гномов. Также это имя носили шестеро его потомков, удивительно похожие на него способностями и личностью, вплоть до того, что гномы считали их его перерождениями.
  • Майар — меньшие духи-служители, ничем от Валар не отличающиеся, но более слабые (но более могущественные, чем смертные и эльфы). Каждый майа принадлежит какому-то Вала (см. выше), которому служит или служил; например, Саурон — майа Мелькора, а до того — Аулэ. Большая их часть остаётся в Амане и выбирается в Средиземье только по приказу, среди тех же, что живут там постоянно, известны:
    • Истари, или Маги — посланники Валар в Средиземье, майар, заключённые в человеческое тело и во всём подобные людям, кроме срока жизни. Имеют няшную цветовую маркировку, которая косвенно указывает на характер их магических сил. К ним принадлежали: Саруман (Белый), Гэндальф (Серый, потом Белый), Радагаст (Бурый/Карий), и два синих мага (Алатар и Палландо), о которых мало что известно.
      • Также у Толкина есть намёки, что могли быть и другие Истари, либо более слабые и поэтому особо не упомянутые, либо пришедшие в другие земли (известные пятеро пришли именно на Север Средиземья).
    • Орлы — гигантские, разумные, служат Манвэ (и нет, сразу на них полететь было нельзя).
    • В ранних версиях разрабатывалась концепция фэйри — низших майар, совсем слившихся с природой, и их потомков. Могли принимать человекоподобных облик, являясь в виде прелестных созданий, и тогда их зачастую путали с эльфами. Потомки фэйри и вовсе воплощались окончательно и духовную сущность заметно теряли, становясь вполне плотскими существами, привязанными к Арде. Среди невоплотившихся фэйри в основном упоминаются духи рек (Речная Женщина, хозяйка реки Ивий Вьюн, мать Золотинки, хозяйка реки, в которой утонула эльфийка Нимродель (эта река впоследствии получила имя своей жертвы; к гибели эльфийки приложила руку фэйри-хозяйка водного объекта, т. к. Нимродель её серьезно потревожила). Среди воплотившихся фэйри — Золотинка, жена Тома Бомбадила, Тинфанг Трель — менестрель, некая таинственная фэйри, на которой будто бы женился хоббит из рода Туков, обладавший ещё довольно высоким ростом для своего народа.
    • Совсем особенной была майэ Мелиан, жена синдарского короля Тингола и мать Лютиэн, которая после смерти мужа развоплотилась обратно в форму духа и исчезла из Средиземья.
  • Энты — пастыри деревьев, древообразные гигантские гуманоиды. Созданы Йаванной с позволения Эру Илуватара после случая с гномами, как своего рода симметричный ответ в защиту природы. Некоторые энты деревенеют с возрастом и частично теряют разум, становясь из добрых существ нейтральными и полуразумными — хуорнами. Разговаривают на своём языке, состоящем из шелестов и скрипов; из-за крайней энтской неторопливости и обстоятельности даже банальное «привет, я подсяду? как дела?» на этом языке может затянуться на несколько часов.
  • Великаны — по одной из версий «Утраченных сказаний», вообще первое поколение людей. Позднее упомянуты только в «Хоббите» и пояснениях. В Третью Эпоху жили на северных перевалах Туманных Гор, отличались стихийным характером, но Гэндальф мог с ними договариваться.
    • Возможно их квенийское название — раукар, «демоны» (по-шведски это слово означает каменные столбы, которые в сумерках или ночью могут напомнить великана; этот элемент содержится в квенийском названии балрогов — валараукар).
    • У Питера Джексона стали какими-то элементалями, зато заметно больше и эпичнее.
  • Том Бомбадил, единственный и неповторимый. Развесёлый балагур и добродушный толстяк с длинной бородой, в шляпе с пером, ярко-синей куртке и жёлтых сапогах, разговаривает песнями и стихами. Реально неизвестно кто, ответа на этот вопрос Толкин не оставил сознательно: то ли аватара кого-то из Валар (чаще всего считается, что Аулэ) или даже Самого Эру (этот вариант Профессор опровергал), то ли чужой, неардынский айну — но никак не меньше, потому что Кольцо Всевластья, даже майар дающее по мозгам, на Тома не оказывает никакого эффекта. Женат на Золотинке.
    • Одна из версий называет Тома даже воплощением… самого Толкина в придуманном им же мире!

Злые существа[править]

Ни одно из злых существ в Арде не было сотворено из ничего, так как один из законов этого мира — зло творить не может, только портить. Поэтому все монстры и твари являются производными от чего-либо, полученными Мелькором, Сауроном или Саруманом.

  • Орки — первоисточник подштампа «Орки Толкина». Злое племя, основа любой армии тёмных властелинов. Низкорослые, крепкие и уродливые существа, отличаются крайне мерзким характером, недисциплинированностью и патологической жестокостью, берут числом, грубой силой и безумными технологиями[4]. Боятся солнечного света. Общепринятая версия их происхождения — от испорченных Мелькором эльфов и, возможно, от принимающих орочий образ злых майар, «великих орков», хотя сам Толкин много думал на эту тему и накидал несколько альтернатив.
    • Урук-хай (един. урук) — орки, Мк. 2. Крупнее людей, сильные, умные (относительно), дисциплинированные, не боятся солнца. На орков 1.0 смотрят ещё более свысока, чем те друг на дружку, величают их не иначе как снага — «раб». Чаще всего ассоциируются с армией Сарумана, насчитывавшей большое количество этих орков (получившихся не тем путём, каким изготовлялись сауроновские!), но первое их появление — всё-таки у Саурона.
    • Гоблины — строго говоря, гоблин и орк — одно и то же существо, просто на разных языках, но конкретно по тексту гоблинами названы мелкие дикие орки Мглистых гор. Изредка записываются наёмниками на Сарумана или Саурона.
  • Тролли — по одной из версий, испорченные энты, полученные Мелькором либо Сауроном. Если энты — живое дерево, то тролли — живой камень. Души в них, однако, держатся некрепко, и с солнечным светом тролли каменеют и умирают. Тупы, некультурны, питаются всяким мясом, до которого смогут дотянуться, однако достаточно разумны (по меньшей мере, иногда), чтобы говорить, носить одежду и пользоваться мелкими аксессуарами вроде кошелька. Встречаются либо сами по себе, в диком состоянии, либо как жирное штурмовое мясо у орков.
    • Олог-хай — тролли, Мк. 2. Не боятся света, умны. Изобретены Сауроном в Третью эпоху.
  • Варги и волколаки — злобные чудовищные волки размером с телёнка или крупнее. Варги разумны или полуразумны, но не очень умны, часто выступают в качестве ездовых животных у орков. Волколаки — полностью разумны. По одной из версий, первые волколаки были майар в облике волков, а более поздние поколения, впоследствии варги — результаты скрещивания волколаков с обычными волками.
  • Драконы — вот по поводу их происхождения полная неясность. Логика подсказывает, что где-то есть/когда-то были неиспорченные существа, подобные драконам, но о них ничего неизвестно. Другая версия гласит, что первые драконы, подобно волколакам, были падшими майар, принявшими вид гигантских змеев, а поздние — их потомки (возможно, скрещивались с гигантскими червями, упомянутыми в «Хоббите»). Драконы бывают трех разновидностей, по нарастающей мощи: холодные — без крыльев и не дышат огнем, огненные — без крыльев и дышат огнем, крылатые — классические. Все драконы разумны, умны и обладают ментальными чарами, позволяющими им подчинять себе слабые разумы.
  • Назгулы, кв. Улаири — чёрные кольценосцы, рыцари смерти. Людские владыки, которых Саурон подчинил себе и превратил в нежить с помощью Девяти колец, поэтому назгулов всего девять. Сами по себе они представляют собой полубесплотных духов, внешне напоминающих чёрные прорехи в ткани реальности, но могут для придания себе вещественности облачаться в плащи и балахоны, или доспехи. Особой известностью отличаются двое из них — первый и главный, известный как Король-чародей Ангмара (Король-Призрак, Царь-Ведьмак), и второй, Кхамул Чёрный Вастак. Они владеют сильной магией, практически бессмертны и прекрасно сражаются всеми видами оружия, но их основное оружие — страх, который они внушают всему живому.
    • Меньшие призраки (подназгулёныши?). Назгулы обладают особым оружием, моргульскими клинками, которые позволяют им превращать живых в себе подобных. При ударе кончик кинжала отламывается и начинает продвигаться к сердцу жертвы; когда он достигнет цели, жертва погибает и превращается в меньшего призрака, похожего на назгула, но более слабого. Сколько у Саурона таких несчастных, неизвестно.
      • Возможно, непонятные Умертвия в Курганах дунэдаин на границе бывшего Арнора — как раз из числа таких меньших призраков. По другой версии — это призраки, порожденные не действием колдовского моргульского клинка, а какими-то чернокнижными манипуляциями Короля-Чародея из Ангмара и его приспешников — потомков Чёрных Нуменорцев, когда те еще не превратились в назгулов и являлись людьми, но к чёрной магии уже вовсю склонились.
    • Назгульские птицы — зловонные крылатые рептилии, похожие на птеродактилей. На них верхом летали по воздуху назгулы в Войну Кольца. В фильме их переделали под виверн.
  • Балроги — боевые майар Мелькора, демоны. Большие, огненные и очень страшные. Нет, необязательно рогатые — про мелкие детали их внешнего вида достоверно ничего не известно. Самые серьёзные твари из всего этого зверинца; по разным версиям их было от семи до нескольких десятков. К счастью, большая часть из них была истреблена во время конца Первой Эпохи и падения Мелькора, только один достоверно дожил до конца Третьей эпохи. Их лидер — Готмог, один из двух, известных по имени — именно в честь него потом назвали некоего Готмога, взявшего командование над мордорскими войсками на пеленнорских полях после гибели Ангмарца. Второй — Лунгортин, упоминавшийся в черновиках/набросках как участвовавший в истязании пленного Хурина.
  • Другие майар на сторону Тьмы тоже переходили. Самые известные примеры — разумеется, сам Саурон и маг-истари Саруман; также принято считать, что сауронова посыльная Тхурингвэтиль тоже была майэ.
    • Каукарэльдар (буквально «скрюченные эльфы», по смыслу напрашивается «склонившиеся») — злые создания, однако выглядящие как нормальные эльфы. Были отвергнуты Толкином на довольно раннем этапе, так что он не успел решить, должны ли это быть плохие эльфы (уже скурвившиеся и присягнувшие Морготу, но ещё не мутировавшие в орков), или падшие фейри, или кто-то ещё.
      • В поздних текстах упоминается, что злой дух может захватить тело эрухини — так умел делать Саурон и учил этому своих слуг. В опубликованном Сильмариллионе тоже упоминается подобное существо — тот, кто показался всем Амлахом на совете в Эстоладе, хотя Амлаха там не было. У Чигиринской такое кун-фу практикует вышеупомянутая Тхурингвэтиль, в результате чего получается вампир.
    • Фанкиль (в других текстах Фукиль или Фангли) — майа из слуг Мелькора (тогда ещё его звали Мэлько), который в ранних текстах совращал первых людей и поднял их на войну с эльфами-авари.
    • Лангон — ещё один тёмный майэ, глашатай Мэлько в ранних версиях легендариума.
  • Пауки — а вот это семейство уже не имеет отношения ни к Мелькору, ни к Саурону, потому что произошло от совсем постороннего Чу-чу по имени Унголиант (по одной из версий — непомерно крутая, по-валарски, блин, крутая сумасшедшая майа, по другой (из совсем уж ранних источников) — нечто из внемировой пустоты, чьё происхождение не могут раздуплить даже Валар). Самых разных размеров, от собаки до автобуса. Все они оппортунисты и паразиты, заводятся там, где нет власти ни у светлых сил, ни у Чёрного Властелина, и загаживают такие места окончательно. Напугали аж самого Мелькора, во какие жуткие твари.
  • Некоторые люди — как в одиночном порядке, так и целые племена.
    • Черные Нуменорцы. Являлись колдунами и как-то очень уж нездорово интересовались деятельностью ещё человекообразного Саурона, принявшего фальшивое имя Аннатар — «Даритель». Кстати, они совсем не пострадали от катаклизма со своим островом просто потому, что давно уже там не жили, а обретались со всеми своими кланами в колониях на материке, забираясь даже в самые отдаленные и неизведанные края, где никто не мог помешать их тайным делишкам. Так они оказались в гораздо более выгодном положении, чем спятившие нуменорцы-гордецы, погубившие остров и одновременно поплатившиеся за это сами. А те гордецы, попытавшиеся наехать на валар, получили неожиданное наказание. Единый учел пожелания трудящихся и… лишил их дара смерти, как они и желали, только при этом оставил томиться на неопределенно долгое время вместе с кораблями под завалами, образовавшимися в результате глобального потопа и «закругления мира», и не получат они избавления вплоть до Последней Битвы Дагор Дагорат, покуда мир снова не изменится.
  • В ранних версиях Ардианской летописи злыми были, как ни странно… коты. Толкин недолюбливал кошек в принципе, т. к. в жизни ему попадались почему-то только сиамцы и ориенталы со своеобразной внешностью, которых Профессор считал откровенно уродливыми созданиями (няшные шотландцы ему, видимо не встречались от слова совсем). По его мнению, коты являются все теми же страшными и жестокими доисторическими смилодонами и махайродами, только сильно уменьшившимися. На заре истории котов будто бы соблазнил злой майа Тевильдо в облике огромного мерзкого котяры с кровавыми клыками и светящимися глазами, и эти вероломные животные сразу переметнулись к нему на службу. Поначалу этот Тевильдо был неким прообразом Саурона, потом мыслился как один из его приспешников, потом совсем исчез, надоел автору за не особой надобностью. Эльфы, любившие и понимавшие животных с полуслова, относились с недоверием только к котам, считая их всех потенциальными предателями; даже к паукам отношение было чуть лучше, ибо они — все же изначально потомки злой твари, а коты были задуманы как добрые животные, но пали. Доходило даже до того, что загрызание кошек собаками расценивалось Толкином чуть ли не благом, ибо верные и преданные собачки с давних пор ненавидят кошек именно за предательство (любопытно, что будто бы и к волкам у них такое же отношение, хотя волки — тоже псовые… Но волки — это как бы также предатели, бросившие тень на светлое и благородное собачье семейство). Пёс Хуан изначально мыслился как победитель ближайших приспешников Тевильдо, ужасных котообразных саблезубых, а потом переквалифицирован в победителя волков Саурона (кроме одного, отправившего его на тот свет). Впоследствии коты были покараны эльфами, Тевильдо развоплощен при активнейшем участии некоего эльфа Берена (первый черновой вариант будущего Берена-человека, героя впечатляющей легенды о любви, но в отличие от него, прописан более просто и примитивно, в духе народных сказок). Приближенные «таны» Тевильдо были казнены, а мелкие сошки раскаялись и были подвергнуты уменьшению; так и появились привычные нам кошки. Однако в них еще живет дух страшных пращуров, от этого и происходит их агрессивность и склонность к кусачеству и царапачеству. Однако мелкие коты уже не тянут на воплощение зла, это, по мнению Профессора, просто безобидные лентяи и халявщики, которым только бы спать, жрать и жить за счет людей-хозяев. По крайней мере, в «Гарцующем пони» в Бри обитают именно такие экземпляры.
    • Тем не менее, в каноне осталась легенда о сорока кошках королевы Берутиэль, которые шпионили для неё, наводя страх на гондорцев. После свержения Берутиэль приговорили к изгнанию, и кошек отправили вместе с нею. Тем не менее память о зловредных кошках всё равно сохранилась в фольклоре Средиземья.
  • Непонятные науке древнейшие сущности, не то живые существа, не то духи, которые «грызут корни гор» (может, Унголиант была из них?). Есть также версии, что это могли быть майар, которые давно отпали от валар и Эру, но и к Темным Властелинам не прибились, а просто одичали и стали жить сами по себе, забыв начисто о своей изначальной духовной сути. Обычно они безобидны, т. к. им дела нет до жизни Арды на поверхности и устремлений Детей Эру.
    • Возможно, к ним же относятся духи самих гор — Гэндальф, Гимли и Арагорн думают, что Братству преодолеть Мглистые горы через перевал помешал лично Карадрас из природной «злобности» и ненависти к эльфам и гномам (а не убеждающий гору разгневаться Саруман, как в фильме, его книжный Гэндальф вообще за подозреваемого не считает).
    • В экранизации «Хоббита» выведены в виде «великих землеедов» из армии Азога.

Магия в Арде[править]

Магии в её разных проявлениях к концу Третьей эпохи становится реально мало. Она есть, предыдущие поколения как следуют наследили после себя в этом плане, но магия имеет тенденцию угасать, связанные с ней артефакты — навсегда теряться или разрушаться, а квалифицированные колдуны и маги — умирать, не обучив преемников. Плюс она сложна, и неплохо бы иметь в запасе достаточно свободных лет для обучения, уметь читать книги на древних и секретных языках, иметь под рукой учителей и принадлежать к «правильной» расе.

Да, у каждой расы магия своя. Майар и Валар способны на наиболее громкие и эффектные чудеса с фейерверками и кувыркающимися горами. У эльфов магия называется чарами, и она больше построена на ментальных и духовных фокусах. Гномы специализируются на создании необычных предметов (а ещё больше этим любят развлекаться эльфы-нолдор), а наименьшие магические способности у людей; сведения о людях, овладевающих какой-либо магией, отрывочны и неконкретны (достоверно известно, что Голос Саурона овладел чёрной магией, что Беорн был оборотнем (показали прямо в книге), что мечи, которыми можно навсегда убить назгула, были выкованы людьми-волшебниками, слухи ходили о королеве Берутиэль, Фродо с кольцом в Пригорье приняли за колдуна). С другой стороны, почти ничего неизвестно о магии орков: упоминаются «нечистые орочьи руны» на болоте и «рушительные чары» на таране Гронде.

Звёздное небо[править]

Убеждённый гуманитарий Толкин был серьёзно не в ладах с естественными науками,[5] в том числе и с астрономией, поэтому полностью проигнорировал как собственное движение звёзд, так и прецессию земной оси: даже в конце Третьей Эпохи, около 8-9 тысяч лет назад по его же собственной хронологии, небо Земли выглядело заметно иначе чем сейчас. Так что звёздное небо Арды выглядит идентично небу, видимому с Земли девятнадцатого века, многие звёзды и созвездия имеют аналоги в реальном мире.

  • Анаррима — «Пламенный венец» (Северная Корона).
  • Валакирка — «Серп Валар», соответствует астеризму Ковш в созведии Большая Медведица.
    • Это созвездие было помещено на небо Вардой как вечное напоминание Морготу о могуществе Валар и их неминуемом возмездии. Также это созвездие известно как Корона Дурина, его отражение даже днём можно увидеть в озере Келед-Зарам у Восточных врат Мории, а его стилизованное изображение («семь звёзд») располагалось на Западных вратах Казад-Дума.
  • Вильварин — «Бабочка», соответствует созвездию Кассиопея.
  • Менельмакар — «Небесный меченосец» на квенья, также известно как Менельвагор (на синдарине) или Телумехтар, соответствует нашему созвездию Орион.
  • Реммират — «Звёздная сеть», соответствует звёздному скоплению, известному как Плеяды.
  • Соронумэ — «Пикирующий орёл» (созвездие Орёл).
  • Телумендил — «Любимец небес», соответствует созвездию Телец.
  • Боргиль — «Раскалённая звезда», возможно — Альдебаран или Бетельгейзе.
  • Морвинион — «Проблеск в ночи», соответствует звезде Арктур.
  • Хэллуин — «Льдисто-голубая», соответствует звезде Сириус.

Планеты[править]

Планеты совершают путь по нижним слоям Ильмена, смертельных для незащищённой плоти «воздухов», находящихся выше Висты (атмосферы Арды) и в свою очередь омываемых всемирным океаном, называемым Вайя. По крайней мере, пока Арда была плоской — что стало с Ильменом и Вайей когда Валар свернули Арду в шар, неизвестно.

  • Элеммире — «Звёздный камень», соответствует планете Меркурий.
  • Эарендил, она же Гил-Эстель — «Преданный морям»[6] и «Звезда надежды» соответственно, соответствует планете Венера.
    • Эарендил был потомком Туора и Идриль, отправился просить помощи у Валар в войне с Морготом. В награду за смелость Валар оставили ему Сильмарил и поместили вместе с кораблём Вингилотэ на небо.
  • Арда, или же Амбар «Мир, судьба» — фактически, название планеты Земля в мире Средиземья.
  • Исил/Итил «Блеск, сияние» или же Рана «Путник» — Луна, естественный спутник Арды.
  • Карниль — «Алая», соответствует планете Марс.
  • Алькаринквэ (англ. Alquarinque) — в переводе с квэнья «славная» или «чудесная», соответствует планете Юпитер.
  • Лумбар — «Приют теней», соответствует планете Сатурн.
  • Ненар (перевод неизвестен, возможно происхождение от nén «вода») и Луйниль («Голубая», luin «синий, голубой» плюс обозначающий женский род суффикс -il) — возможно — Уран и Нептун, но сомнительно, так как они оба очень тусклые, а эти звёзды упоминаются в одном ряду со значительно более яркими светилами. Даже сам Кристофер сомневался, что его отец имел в виду эти планеты.
    • Поскольку небо Арды есть аналог неба Земли, существо, обладающее более острым, чем человек, зрением и более совершенной памятью, может обнаружить на небе без оптических инструментов планету Уран и либо Цереру, либо Весту. Тот, кто способен воочию узреть Нептун, увидел бы перемещение двух десятков астероидов.

Примечания[править]

  1. На самом деле таких племён было пять, но дом Бора, по всей видимости, был полностью истреблёно ещё до окончания войны, а друэдайн не смешивались в Нуменоре с остальными, и постепенно все покинули его, вернувшись обратно в Средиземье.
  2. На вестроне (Всеобщем Языке Западных Земель Арды) — куд, мн. ч. кудук («некрупные, компактные»). На языке эльфов — перианы («в половину роста»).
  3. Она при желании преодолима. Преодолевших её «обычные» хоббиты дразнят Оголтелыми.
  4. Именно безумными и опасными — на безопасность им пофиг (в отличие от тех же эльфов). При этом особо замечено, что по мастерству они могли бы обогнать гномов, если бы применяли навыки на что-то кроме смертоубийства.
  5. Более того, местами он их откровенно презирал, считая ответственными за разрушение любимого им буколического уклада жизни и единства людей и природы.
  6. Буквально «любовник моря», eär «море» и -ndil «друг, любовник, посвятивший себя чему-либо».