ПТСР

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Эта статья — о психическом расстройстве. Если вы ищете «По ту сторону рассвета», то вам сюда[1].
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Shell-Shocked Veteran. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Стрелять, метать, терять друзей, Стрелять, убивать нерождённых детей, Посылать на смерть батальоны солдат, Посылать на смерть, потом страдать, Писать стихи о весне, Вспоминая о тех, кто ещё вчера Был убит на этой войне. Был убит на этой непонятной войне. Синдром!

»
— «Афганский синдром» от группы «Инструкция по выживанию»
(песня известна в основном в исполнении «Гражданской Обороны»)
« Я только раз видала рукопашный,
Раз — наяву. И сотни раз — во сне…
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне…
»
— Юлия Друнина

Посттравматическое стрессовое расстройство (также известное, как «вьетнамско-афганско-чеченский синдром», shell shock, posttraumatic stress disorder, PTSD и др.) — психическое расстройство, порождаемое насилием и стрессом, связанным с насилием, профессиональное заболевание воинов и солдат. Вообще, в широком смысле ПТСР порождается любым событием, выходящим за рамки обыденного для человека, да и существует столько же, сколько существует человечество, однако особое внимание в литературе ему начали уделять после Первой мировой войны, когда в мясорубку тотальной войны отправилось поколение, которое выросло в мирное время и о войне знало в лучшем случае по рассказам даже не отцов, а дедов, участвовавших во франко-прусской[2]. В принципе, в истории Европы и до этого бывали тотальные войны, через которую поголовно проходило почти всё мужское население (например, Тридцатилетняя или Наполеоновские), но они обычно были всего лишь большой войной среди череды мелких войн, к которым люди привыкли с малого возраста. Что же касается более старых времён, то в Средневековье и ранее воины были профессионалами — военной аристократией или наёмниками[3], готовившимися, опять-таки, с детства. И хотя большинство людей, пострадавших от болезненных событий, включая такие суровые, как нахождение в районе под огнём артиллерии или изнасилование, от ПТСР не страдают, в массовом искусстве это расстройство широко представлено.

Как оно проявляется[править]

Пациент тревожен, постоянно на взводе, параноидален, депрессивен, его мучают дурные воспоминания о пережитом и ночные кошмары. Ему трудно общаться с людьми, кроме таких же укушенных в мозг, он агрессивен и противопоставляет себя другим людям, не пережившим то, что пережил он. Время от времени — в ответ на раздражители, напоминающие ему о пережитом, — он напрочь теряет адекватность, и тогда держите его семеро: у него может начаться вспышка беспричинного гнева, в некоторых случаях он и вовсе утрачивает связь с реальностью и ему начинают мерещиться кругом те самые враги, а поскольку больной, как правило, очень хорошо умеет убивать, получается грустно. Или смешно.

Когда оно НЕ появляется[править]

« Эскортом Джейме командовал Уолтон Железные Икры, прямой, грубоватый и твёрдый, настоящий солдат. Джейме провёл с такими всю свою жизнь. Люди вроде Уолтона убивают, когда им приказывает их лорд, насилуют, когда их кровь разгорячена боем, и грабят, когда представляется случай, но после войны возвращаются по домам, меняют копья на мотыги, женятся на соседских дочках и заводят кучу ребятишек. Эти люди подчиняются безоговорочно, но злобная жестокость Кровавых Скоморохов им не свойственна. »
— «Буря мечей»
« Лет 15 назад в журнале «Солдат удачи» была статья офицера-спецназовца про психологические проблемы «афганцев». Давно не секрет, что у очень многих, прошедших через боевые действия в Афганистане, достаточно серьёзные проблемы с психикой — как минимум, кошмары по ночам. Это даже называют «афганским синдромом». Так вот этот спецназовец утверждал, что у тех из его коллег, кто до войны долго (не менее 5 лет) и с полной отдачей занимался БИ (конкретно речь шла о каратэ), психологических травм или вообще не было, или они были в самой лёгкой форме. »
— современный пример
« Вот попытайтесь представить. Людей от семи лет учат владеть оружием. Если ещё не поняли — людей с семи лет учат убивать. Люди с детства воспитываются в обстановке, когда убийство или гибель от чужого оружия — дело совершенно, в общем-то, житейское. Не трагедия. В иных случаях убийство — вообще единственная возможная реакция. Причём зачастую вне личного, эмоционального отношения к противнику. Войны — с частотой чуть ли не смены годовых сезонов). Стычки народов и клановая вражда, и набеги. Судебные поединки. Дуэли. Турниры, наконец. Личное кладбище зачастую открывается в возрасте. который по нашим временам назвали бы «младшим школьным». И вокруг ВСЕ находят это совершенно нормальным. И это на уровне «огонь жжётся, солнышко светит днём». Даже не «дважды два четыре» — до. Самый бэкграунд. Так учили их, и тех, кто их учил, и тех, кто учил тех, кто учил…

И это, прошу отметить, без малейшего следа того надлома-надрыва, что рвёт нам душу из блатных аккордов братка или поминающего «Серррёгу» ВДВшника. Близко нет. Не больше пафоса, чем супу покушать. И тупизны никакой нету. Прибавил крестиков два-три к личному кладбищу, обтёр шпагу, перевязал раны — и пошёл писать сонет или рассуждение о природе светил. Ну или читать таковые. Если книжности пока нет — сложим красивую вису или на гуслях поиграем.

»
— Лев Прозоров. «О воинском сословии»

Когда насилие и стресс не являются для человека чем-то из ряда вон выходящим. Например:

  • Это может быть как следует мотивированный человек: фанатик, жертва пропаганды, участник какой-нибудь «народной, священной»[4]. Тем не менее, даже такой человек может заработать ПТСР, если реальность оказалась далека от ожиданий, и среди врагов оказались не только кровопийцы, желающие смерти тебе и твоим детям, но и достаточно неплохие люди (или нелюди, если это фэнтези), просто оказавшиеся по ту сторону линии фронта. Недаром настоящие, а не ряженые и не просидевшие всю войну в штабе участники Второй мировой, как правило, крайне не любят о ней говорить. Хотя, безусловно, осознание, что «воевали напрасно», усиливает ПТСР.
    • Хотя посмотрите на советскую культуру после ВМВ. Например мордобой из криминала стал чем-то совсем бытовым на что милиция не реагирует примерно никогда, а уж последствия военного и довоенного голода были такими что только к середине нулевых старшее поколение перестало клинить от упавших крох хлеба, а про толстеющих людей перестали говорить «поправился» как комплимент. Когда этим страдает вся страна то не только ПТСР ставить бессмысленно, а он пропитает культуру так что внуков пострадавших будут преследовать реакции на ужас который они сами не видели.
  • Это может быть следствием психического расстройства, когда человеку доставляет удовольствие причинять боль и страдание другим людям. Нет травмы — нет расстройства[5]. Но если кто-то смог его поймать и тщательно наказать
    • Вариант: перед нами рыцарь крови, которому нравится сражаться, особенно с достаточно сильными противниками, не умирающими с одного удара от его силушки. Ну или псих-наёмник, любящий свою работу.
  • Это может быть человек, привычный с детства к сосуществованию с этой травмой. Именно поэтому данный троп почти не встречается в античности или в Средневековье. Когда половина твоих братьев и сестёр умерла в раннем детстве от болезней, а вторая половина — от недоедания и тяжёлой работы в голодные годы, когда вокруг постоянно кто-то с кем-то воюет и люди режут друг друга, ты либо как-нибудь приспосабливаешься и привыкаешь, либо очень быстро сгораешь и умираешь, не дожив до совершеннолетия. Исключением может быть смерть близкого друга и/или любви всей жизни, как это было с Александром Македонским.
    • Педаль в пол — сорокаштучная Ваха. Вселенная полна обыденной жести выше крыши, так что даже вполне обычные люди относительно спокойно (с психологической точки зрения) переживают всё, окромя вторжения демонов и нашествия тиранид. Ну, а ветеранов ИГ или членов свит инквизиторов впечатлить ещё сложней. Хотя это можно объяснить тем, что психика искалечена у всех, причём до такой степени, что «общий фон» скрадывает индивидуальные патологии, которые часто и воспринимаются как позитивные качества, которые «жить и работать помогают». В ролевых системах по вселенной можно без проблем встретить такие таланты, как «Паранойя», «Пресыщенность», «Тёмная душа» и т. д. И это если не лезть в книжки про похождения инквизиторов-радикалов, наполненных «немного неоднозначными» личностями. Хотя присутствуют учебные заведения и подразделения, изначально направленные на «снос крыши», с практиками, которые не проходят бесследно, — даже для населения вселенной, где есть только война.
    • Впрочем, Ваха — это такой мир, в котором есть всё. И даже ПТСР. В «Боевых потерях» Абнетта, повести из цикла об Эйзенхорне, описан как раз такой случай — девятый Саметерский полк, группа ветеранов ИГ с напрочь снесённой крышей, депрессией, паранойей, мрачными воспоминаниями и бессудными расправами с теми, в ком увидели тех самых врагов.
    • Да и в реальности, судя по некоторым данным, с этим сталкивались еще во времена родоплеменного строя (хотя и списывали на проклятье, наложенное противником — но тогда все болезни списывали на проклятья).
  • Это может быть существо без эмоций, или с нечеловеческими эмоциями, или считает врагов существами низшего порядка, кем-то вроде надоедливых насекомых, которых можно давить и не париться, если мешаются.
  • Также неоднократно замечено, что в гораздо меньшей степени ПТСР обычно проявляется (хотя всё равно бывает) в армии победившей стороны, в условиях, когда сама война с точки зрения общества — справедлива и неизбежна, а вернувшийся с войны — герой. И наоборот, максимум (в процентах к вернувшимся) «афганских» или там «вьетнамских» синдромов — это результаты войн, которые в родной стране солдата воспринимаются как «ненужные», «грабительские/захватнические», «бесчеловечные», в общем, когда солдат, вернувшийся с войны, в глазах окружающих достоин не восхищения, а в лучшем случае жалости, а то и мало отличается от зека, откинувшегося с зоны.

Где встречается[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • А. Н. Толстой, повесть «Гадюка». Ольга сперва чудом выжила после нападения бандитов, потом попала в тюрьму по ложному доносу и чудом выжила во время расстрела, потом воевала в Гражданскую…
  • Андрей Платонов, «Возвращение». Всё ничего, но публиковать такое в 1946… После этой «гнуснейшей клеветы на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой» печатать Платонова перестали уже окончательно.
  • Борис Васильев, «А зори здесь тихие…»: у Федота Васкова было залеченное ПТСР ещё с советско-финской. После того, как он в одиночку повязал остаток диверсионной группы, получил рецидив, осложнённый потерей руки и комплексом вины за гибель девушек.
  • Валентин Распутин, «Живи и помни» — предельно мрачное изображение ПТСР главного героя. Приводит к гибели его жены и нерождённого ребенка. Намекается, что и сам Андрей Гуськов уже мёртв морально, и, скорее всего, скоро станет мёртв физически.
  • Вадим в «Космопсихолухах» Ольги Громыко. Да и Ланс с трудом избавляется от ночных кошмаров.
  • «Сердце меча»: главного героя лечили от ПТСР после гибели его родного города во время войны. На начало романа у него присутствуют остаточные травматические реакции. Дальнейшие события романа: плен, издевательства, потеря близких, ложная смерть и пр. — ПТСР усугубляют и углубляют.
    • Эктор Нейгал, полководец Рива, активно спивается после выхода в отставку из-за того, что ему пришлось выполнить преступный приказ.
    • На ПТСР, полученное на войне Северином Огатой, накладывается ещё и то, как с ним и с его женой поступила родная мать Северина: чтобы отстранить сына от власти в клане, она обвинила его в дезертирстве, трусости и в том, что в плену он принял христианство.
  • Вадим Шефнер, «Военные сны»: «И снятся пожары тем, кто ослеп, и сытому снится блокадный хлеб…»
  • «История Галактики» Ливадного. ПТСР здесь накрывает практически всех рядовых участников боёв.
  • Сурен Цормудян, «Второго шанса не будет» — Илья Крест, он же Людоед. Во время ядерной войны убил капитана подводной лодки[6], отказавшегося исполнять приказ о применении ядерных ракет, и самолично произвёл пуск, уничтоживший миллионы людей. Как тут не стать совершенно поехавшим военным социопатом, от своего ПТСР отнюдь не страдающим? При всём при этом Людоед — главный положительный персонаж эпопеи.
  • Виктор «Исьемини» Ночкин, «Король-демон» — после битвы, в которой Ингви самолично порубал не один десяток человек и тролля (последствия напугали вражескую армию до полного нежелания идти в бой), а также потерял любимого коня, он начал страдать кошмарами и употреблять вино в большом количестве.
  • Алексей Пехов, «Созерцатель» — у многих персонажей прошедших войну, но особенно у Коуфорда. В борьбе с ПТСР решил пойти в священники, но его оттуда выгнали, тем не мене он не снял сутану превратившись в священника-самозванца и крутого-падре, живя рядом с полузаброшенной церковью в трущобах, куда не заглядывают настоящие священнослужители.

Зарубежная[править]

  • Морис Дрюон, «Проклятые короли»: после казни короля Эдуарда младший офицер Тауэрли, верзила с низким лбом и репутацией тупицы, вдруг слёг в постель и не переставая плакал несколько часов подряд.
  • «Властелин Колец». На предфинальном отрезке истории у Фродо не только своеобразная «пост-аддиктивная абстиненция» от Кольца («Оно ушло, ушло навсегда! Я его больше не увижу… Без него пусто и холодно…»), но и общее ПТСР.
    • А вот Пиппин и Мерри таких проблем не имели. Будучи главными героями битвы с бандитами Сарумана в Шире, они всю последующую жизнь пользовались всеобщим почётом и уважением.
    • Зато из фильма нашествие бандитов в родной край напрочь вырезали, и точки зрения простых хоббитов, они просто где-то прошлялись целый год. Как следствие, закономерный финал — все четверо сидят в кабаке за одним столом.
  • Джон Рэмбо, конечно. Собственно, первая книга вся про это.
  • Наблюдается у Гарри Поттера. Его и раньше-то жизнь не баловала, но события четвёртой книги, такие, как бойкот со стороны других школьников, гибель Седрика, пытка «Круциатусом», возрождение Волдеморта и дуэль с ним, негативно сказались на его психологическом состоянии. И как результат: в пятой части он часто пребывает в дурном настроении, нередко орёт и срывается на друзей и т. д. Дальше — больше, постоянные смерти близких ему людей (особенно тяжело воспринятые смерти Сириуса Блэка и Альбуса Дамблдора) в сочетании с непрерывным давлением со стороны усиливающихся Пожирателей Смерти превращают милого мальчика в мрачного и фаталистичного молодого человека, способного пустить в ход Непростительные заклинания. Мирную жизнь Гарри после окончания второй магической войны Мама Ро показывает только вскользь, но что-то подсказывает, что Гарри полностью не оправился от пережитого.
    • И не только у ГГ. Чего стоит, к примеру, семья Уизли, потерявшая Фреда, а особенно Джордж, совершивший самый натуральный левират с девушкой погибшего брата и назвавший сына его именем.
    • Сириус Блэк после Азкабана же!
  • Главная героиня «Голодных игр». У неё это проявляется в виде непрекращающихся ночных кошмаров, тревожности, депрессии и общего ухудшения психического состояния, чем дальше, тем больше.
    • Наставник Хеймитч Эбернети — победитель 50-х, юбилейных Голодных игр. Топит свою депрессию «в тяжёлом вине». Вернее, в виски.
  • Дэн Абнетт «Боевые потери», рассказ из цикла об Эйзенхорне, входящий во вселенную WarHammer 40,000. Наглядный пример: на планете совершена серия жесточайших убийств, причём в конце оказывается, что виноваты не приспешники Хаоса и маньяки, а целое подразделение бывших солдат, которые после всех перенесённых на службе ужасов видят скверну Хаоса в каждом и стараются очистить свой мир во славу Бога-Императора. Финал плачевен — всё подразделение уничтожается, причём Эйзенхорн их искренне жалеет.
  • Л. М. Буджолд, «Проклятье Шалиона»: Казарил в начале романа. Он только-только был освобождён из рабства на галерах, причём в рабстве ещё и подвергся жесточайшей порке и еле выжил. Потом он помаленьку вылечивается.
  • «Досье Дрездена» — у самого Гарри. Постоянные ночные кошмары, пирофобия (сожгли руку до кости), паранойя (чуть не сжёг девочку в костюме вампирши)…
  • «Цыплёнок-ястреб» Р. Мейсона. Главный герой описывает своё состояние на вьетнамской войне и после неё. Книга — автобиографическая.
  • Wildwood Boys — Кровавый Билл Адерсон. Накрыло бедолагу в Шермане. Мешал спать жене своими кошмарами, так как раз пять-шесть за ночь ее будил, чтоб узнать, живая ли она. Дополнительный уровень жути в том, что кошмары у него из-за того, чего он не сделал.

Фанфики[править]

  • «По ту сторону рассвета»: Берену не прошли даром десять лет партизанской войны, ранения и пытки: он на время потерял дар речи и неслабый кусок памяти. Недаром название романа образует ту же аббревиатуру. Лютиэн помогает ему справиться с этим, однако увиденное в подземелье Волчьего Острова и гибель Финрода ломают Берена надолго и так, что даже она бессильна.

Кино[править]

  • «Прощай, Кристофер Робин» — именно из-за него Алан Милн и переехал из шумного Лондона в загородный дом в лесу.
  • Рэмбо из одноимённой серии кинобоевиков страдает от этого синдрома, особенно в первом фильме, сюжет которого весь крутится вокруг его переклина. ПТСР в весьма тяжёлой форме: клаустрофобия, флэшбэки и припадки затмения, во время которых человек не соображает, что делает.
  • Тревис Бикл в фильме Мартина Скорсезе «Таксист».
  • «Майор Пейн». Обыграно в комедийном ключе.
  • «Нога» — главный герой Валера Мартынов, возвратившийся с Афгана и потерявший там ногу. Весь фильм посвящен его трудной адаптации к мирной жизни на гражданке. В конце концов стреляется.
  • «Живой» — главный герой Кир, возвратившийся со чеченской войны и потерявший там ногу, как и в фильме выше. Да, хоть большая часть сюжета и оказывается твистом Амброуза Бирса, но даже в начале становится понятно, что Кир явно попадает под троп.
  • «Мой сводный брат Франкенштейн»: Павел — инвалид чеченской войны.
  • «Легенда Багера Ванса»: Раннульф Джуну, один из главных героев, заработал этот недуг на Первой мировой войне, после чего вся его жизнь пошла под откос. К концу избавляется от расстройства благодаря 10-летнему мальчику Харди Гривсу и ментору Багеру Вансу.
  • «Железный Человек-3»: Тони Старк после событий фильма «Мстители» ПТСРит по-чёрному, в основном это проявляется в виде панических атак. В комиксах ПТСР вызван другими источниками и вдобавок отягощён алкоголизмом.
  • Тираноборец Ви, похоже, тоже страдает ПТСР — ибо пытки портят характер, особенно когда они сочетаются с биологическими опытами… По списку: тревожен — есть немного. На взводе — реакция в бою намного быстрее средней человеческой. Депрессивен — временами, (особенно когда Иви ушла от него во второй раз, после «испытания»). Параноидален — не только (и не столько) за себя, но и за Иви («Признаюсь: я каждый раз, услышав сирену, тревожился за тебя…»). Дурные воспоминания — тоже есть, и нередко (хотя кошмаров не наблюдалось… вроде). Трудности в общении — бывают. Агрессия — есть, хотя и только к членам Партии («Насилие можно использовать во благо»). Раздражители — он обычно держится внешне спокойно, но временами его прорывает. Например, в сцене знакомства с Иви он срывается на крик — «…Молвой навеки выдворенный обличитель возвратился, поклявшись выводить все проявления скверны своекорыстной, бессовестной, НЕВЕЖЕСТВЕННОЙ ВЛАСТИ!» — после чего «срывает злость» кинжалом на агитплакате партии. Другой пример временами пробивающейся агрессии — сцена фехтования с манекеном. Кстати, Иви сразу замечает его отклонение, да и сам он догадывается о нём («Вы, наверно, душевнобольной?» — «Уверен, многие так скажут… Однако с кем имею честь беседовать?»).
  • «Чистилище»: механик-танкист Богдан Клёц (Сергей Рост) — самый яркий пример. В той или иной степени ПТСР проявляется практически у всех действующих лиц.
  • «Американский снайпер»: Крис Кайл после возвращения домой испытывает симптомы ПТСР. Это проявляется нападением на собаку, которая просто играла с ребёнком, криками на акушерку и резкой реакцией на шум.
  • Сэм Кэхилл в фильме «Братья» (2009). Очень правдоподобно показан не только сам синдром, но и реакция семьи и близких на поведение главного героя. В кульминации картины педаль летит сквозь земное ядро в направлении края Солнечной системы.
  • «Киборги» — у Гида после плена и пыток.
  • Серия фильмов «Зловещие мертвецы» и сериал «Эш против зловещих мертвецов». Стоит основательно задуматься, поставив себя на место Эша, становится понятно, почему он в каждом новом фильме превращается в придурка, страдающего алкоголизмом и половой распущенностью (что в сериале наиболее полно раскрыто). Попробуй не получи предмет статьи, потеряв сестру, друзей, любимую девушку (которую еще и нужно собственноручно распилить), получив — очень мягко выражаясь — болезенную травму, да еще в довершение всего тебя обвиняют в резне.
  • «Чтобы выжить» — Коля испытывает неподдельный кайф от того, что он снова берет в руки оружие и идет на войну (пусть даже с наркомафией).
  • «Убить Дракона» — Ланцелот. Общение с тираном и садистом Драконом, лицезрение того, как этот псих унижающе покалечил своего подданого и велел казнить его сына, бой в воздухе с риском для жизни, который закончился ранением героя (а возможно, он ещё башкой ударился), а в финале — понимание, что зря он бился даром для его психики не прошли. Вот и наорал на всех и на Эльзу в том числе, которая, к слову, первая заметила, что с ним явно что-то не в порядке. В финале вызывает на бой Дракона, завидев в небе воздушного змея и теперь хрен его что остановит. Добавляет кошмара то, что психологов нет в этом сеттинге, а ещё он пролежал год практически в изоляции от людей и ПТСР развивался не замеченным.
  • «Серенада Солнечной долины»: с фитильком — Карен совершенно адекватная, но судя по реакции на гудок машины («Воздушная тревога!»), война все-таки на нее повлияла.
  • «Прятки» — дедушку, являющегося ветераном вьетнамской войны, переклинило
  • "Уличный мусор" (1986) - главарь местных бомжей Здоровяк Бронсон. После Вьетнама конкретно поехал крышей, держит всех подчинённых в ежовых рукавицах. Таскает в кобуре нож из человеческой бедренной кости. Кошмары и галлюцинации прилагаются.

Телесериалы[править]

  • «Место встречи изменить нельзя»: Промокашка заработал ПТСР на зоне.
    • Откуда информация? Поведение Промокашки (агрессия, взвизгивания и прочее) лишь показное, типичное для слабохарактерных и не очень уголовников. И ведут они себя так, чтобы казаться опасными психами, к которым лучше не лезть.
  • «Пуаро» в версии ВВС. Артур Гастингс страдает от ПТСР в первых сериях. У Агаты Кристи в «Загадочном происшествии в Стайлзе» Гастингс находится в отпуске по ранению. Первая мировая ещё не закончилась, указана дата убийства: 17 июля 1917 года. В книге упомянуто, что после второго ранения Гастингсу плохо спалось и снились кошмары. В «Убийстве на поле для гольфа» сказано, что бравый капитан воевал под Ипром и стал Офицером Ордена Британской империи (примерно как получить два Георгиевских креста в России). Сценаристы ВВС сложили два плюс два.
  • «Касл»: Кейт Беккет получила ПТСР, едва не погибнув после покушения.
  • «Шерлок»: именно ПТСР толкает Уотсона стать помощником детектива. Майкрофт, впрочем, даёт необычную трактовку: «Война вовсе не преследует вас. Вам не хватает её. С возвращением».
  • «Казнить нельзя помиловать»: в разной мере проявляется почти у всех героев, однако у Лаптева — сперва ментора главной героини, а потом — помешавшегося вигиланта — просто педаль в асфальт.
  • «Защита свидетелей» — в финале антизлодей-ветеран (имя было бы спойлером; симптомы проглядывались и раньше). Ему говорят: «Тебя бы — да в мирных целях!». Он отвечает: «А такие, как я, нашей стране в мирных целях что-то не нужны!!».
  • Российский сериал забыл название — трагикомичный вариант. Солдат, потерявший в Афганистане руку, в бесславные девяностые устраивается сторожем в магазин. В тот же вечер приезжают братки за «данью». «Афганец» угрожает бандитам топором и едва не приходит с ножом на перестрелку, когда один из братков достаёт пистолет. Впоследствии кассирша, спасшая ветерана от расправы, укоряет его: «На других можешь хоть с бензопилой лезть. А этим хозяин сам велел платить».
  • Раст Коул из «Настоящего детектива». Дочка погибла в автокатастрофе, семью сохранить не удалось, а работа в наркополиции довела его до психушки — такого он там насмотрелся и такого наделал. В итоге он мучается проблемами со сном, зависимостью от лекарств, алкоголя и веществ, нигилистическими взглядами на мир и галлюцинациями.
  • Японский мини-сериал «Принц суши!»: напрямую это не говорится, но «боязнь рыбьих глаз» у главного героя — это явно оно: тут и флэшбеки при виде раздражителя (конкретно — рыбьих глаз, ассоциирующихся у него с гигантской меч-рыбой, убившей его родных), и срыв башки, и неконтролируемая агрессия с последующими пробелами в памяти… Но, поскольку сериал комедийный, получается очень смешно.
  • «Острые козырьки» — Томми Шелби, ветеран Первой мировой. Пока он чем-то напряжённо занят — всё более-менее нормально. Стоит ему чуть отвлечься и разгрузить мозги — здравствуйте, ночные кошмары, галлюцинации, депрессия и заливание всего этого бухлом, а то и опиумом.

Мультфильмы[править]

  • Дональд Дак, согласно одной из фанатских теорий, страдает ПТСР. Во времена Второй мировой войны Дисней выпускал мультфильмы с его участием, и, можно сказать, что Дональд — «ветеран» войны. Однако война сломала психику Дональда, хоть Дональд и до войны не держал себя в руках, после неё он стал просто буйнопомешанным, готовым искрошить своего врага в клочья. Так, в двух комиксах о нём из 1938 и 1945 года, про то как Дональд ходил во сне и воровал еду из своего холодильника, реакция на свой лунатизм существенно отличается, ведь если в комиксе 1938 года он просто удивляется этому факту, то в послевоенном комиксе Дональд пытается убить Билли, Вилли и Дилли, которые хотели доказать Дональду, что он лунатик, поставив на кухне петарды. Но Дональд этого не замечает. В его разъярённом сознании это были японские солдаты.
  • Самолёты — старый самолёт Шкипер, наставник главного героя — молодого самолёта Дасти Полейполе. Во Вторую Мировую Войну был старшим инструктором на авианосце. Однажды во время учебного полёта кто-то из молодых через просвет в облаках увидел внизу одинокий вражеский корабль и сагитировал остальных атаковать его. Но когда они вышли из облаков и увидели флот в полном составе, отступать было уже поздно… После боя спасательная команда выловила из моря только Шкипера. Его полностью починили, однако подняться в небо он уже не мог. Но он всё-таки взлетел, чтобы на последнем этапе гонок защитить своего ученика от Рипслингера и его подручными. Вернувшись в небо, Шкипер продолжает тренировать Дасти и даже открывает свою лётную школу [7]

Мультсериалы[править]

  • Флиппи в мультсериале Happy Tree Friends. Педаль в пол — спровоцировать его может всё.
  • RWBY — после событий 3-го тома кошмары заработала вся заглавная четвёрка, кроме Блейк, у которой недолеченный синдром ещё с первого.
  • «Жизнь с Луи» — Энди Андерсон, отец главного героя. Ветеран Второй мировой, морпех в отставке, он вспыльчив и постоянно рассказывает про бои на Тихом океане и про Омаха-бич. Несмотря на явную комедийную направленность персонажа, симптомы ПТСР вполне очевидны.
  • «Первобытный» (2019) — тираннозавриха Клык обзавелась им после событий второго эпизода. Несколькими сериями позже вид обычного земляного червячка вызвал у неё паническую атаку, напомнив о том кошмарном заплыве по реке, полной змей.

Комиксы[править]

  • Главный герой комикса Better Days получил ПТСР после войны в Заливе.
  • «Watchmen» — Комедиант проявляет все признаки оного.

Веб-комиксы[править]

Аниме и манга[править]

  • Neon Genesis Evangelion — в ходе войны с Ангелами таковой появляется у Синдзи Икари. А у Мисато тянется уже 15 лет с того времени, когда она была в возрасте Синдзи.
  • Last Exile — Алекс Роу.
  • Fate/Zero — именно тот случай, когда «воевали зря». Кирицугу с пугающей чёткостью демонстрируют, что все убитые им люди погибли напрасно. Остаток жизни (небольшой: старые раны дают о себе знать) он проживает в глубоком ПТСР… Но передав сыну свой идеал, он всё же обретает мир перед смертью.
  • «Волчий дождь» — Квент Яйден, переживший гибель родного города и семьи.
  • «Звуки Небес» — Фелиция Хайдеман. Во время битвы при Вит-Эн-Ане единственная выжила из своего экипажа и провела много времени в «компании» скелета времён Третьей мировой. После этого её периодически накрывает.
  • Metroid — столкнувшись с Ридли, героиня, из-за настигших её подавленных воспоминаний об уничтожении её дома, оказывается полностью сломлена, и только её приемная семья приводит её в себя.
  • Gakkougurashi! — Юки Такэя выжила в условиях зомби-апокалипсиса в школе. Вследствие пережитого шока смерти одноклассников и учителей развивается психогенная амнезия и шизофрения (в её восприятии зомби-апокалипсиса не было, и школа всё так же работает). К финалу происходит переклин и осознание ужасающей реальности.
  • Full Metal Panic! — Сосукэ Сагара.
  • Area 88 — в OVA 1985 года именно предмет статьи превращает намечающийся плохой хороший конец в очень даже плохой: Шин, осознавший, что уже не сможет вырвать войну из себя, в последний момент отказывается от Рёко и решает вернуться в Аслан, где в этот момент повстанцы как раз уничтожают соединение наёмников, в котором Шин служил.
    • К слову именно сабж стал причиной появления на базе Микки, прошедшего Вьетнам. При том, что, как он сам замечал, возможность вернуться к мирной жизни у него была — но не было желания.
    • А Борис «Ангел Смерти» начинает страдать от кошмаров после потери своего звена.
  • Monster — редкий случай демонстрации выхода из ПТСР с помощью психолога (а не встревания в ещё большую переделку или такой-то матери) на примере Рихарда Брауна. Хотя флешбэки всё равно до конца пройти не успели… ПТСР, кстати, не военного происхождения, а появился после того, как Рихард в пьяном состоянии (на самом деле нет) застрелил 17-летнего парня (маньяка и убийцу) и в результате лишился работы и семьи.
  • Houseki no kuni — после похищения Антарктицит у Фосс начинаются флешбэки и кошмарные сны, а после замены всех выступающих частей тела, включая голову и вовсе едет крыша.
  • Rurouni Kenshin — в манге и аниме-адаптации главный герой Кэнсин Химура иногда превращается в машину для убийств Баттосая, как бы возвращаясь во времена гражданской войны. Все признаки ПТСР на лицо. Причём однажды, чтобы успокоить Кэнсина, понадобился офицер, который камандовал им в те смутные времена.
  • Bungou Stray Dogs — воспоминания Ёсано-сан о её пребывании в качестве военного медика в зоне боевых действий весьма смахивают на предмет статьи. Достаточно сказать, что закончилось всё полубезумной (в смысле, что она уже наполовину обезумела) попыткой уничтожения базы и нахождением в одиночной камере в абсолютно невменяемом состоянии, а так же то, что с тех пор эта волевая женщина до одури боится вновь оказаться под началом главы Портовой Мафии, который тогда был её непосредственным командиром.
  • 7 Seeds — Летняя команда А в полном составе, у каждого в своей степени: от относительно лёгкой у Корури и Ниджико, до достаточно тяжёлой у Анго и Рё. Появился после финального теста в их подготовке.
  • Sword Art Online - в какой-то степени троп обыгрывается у Кирито, особенно в арке GGO. В этой же арке - Синон, в возрасте 9 лет убившая грабителя его же пистолетом.
  • Goblin Slayer — ПТСР страдают практически все девушки, которым — побывав в лапах у гоблинов — не посчастливилось остаться в живых. Обычно уходят в монастырь и больше не высовывают носа из-за его стен.
  • Cosmowarrior Zero — у главного героя. В относительно легкой форме (не считая пары эпизодов, ведет себя адекватно, да и там речь шла о принятии необдуманных решений, а не о желании убить всех вокруг или забиться в угол), но очевидно присутствует. Пополам с комплексом вины выжившего: винит себя в гибели своей семьи, всех, кто служил под его началом, и как-бы не всех жертвах среди гражданских вообще.
    • Там же, Марина. Правда, не поствоенный синдром, а трудности с принятием своего нового тела. Постепенно вычухиваются совместно с тем-же Зеро за счет взаимной поддержки.
  • Captain Harlock (2013) — у заглавного персонажа. Ей богу, лучше бы уж он на людей бросался! Все-таки, ПТСР и доступ к «красной кнопке» — плохое сочетание.
  • Тоже лейдживёрс The Galaxy Railways — главный герой. Тоже в относительно лёгкой форме, но в паре серий это самое ПТСР прорывается, будь здоров, как. На пример, один раз он впал в ярость, узнав в противнике убийцу своего брата (узнавание — ступор — неконтролируемая ярость), и отметелил того почти до состояния отбивной, только чудом остановившись, чтобы не пристрелить.
  • Vinland Saga — Торфинн еженощно мучается кошмарами, в которых полуразложившиеся трупы его жертв тянут его к себе. А после того, как он обзавёлся семьёй, они приходят уже наяву и спрашивают, как он смеет быть счастливым.
    • Узнав о том, что это Флоки заказал его отца, при следующей встрече он поймал флэшбеки и (давно уже будучи убеждённым пацифистом) в состоянии аффекта чуть не зарубил того.
  • Happy Sugar Life — в первую очередь, мать Шио, сбежавшая от мужа-тирана, но сумевшая забрать лишь дочь. Становилась все более эмоционально нестабильной, отказывалась выходить из дома даже ради поиска пропитания, в аффекте запросто сама била Шио и потом же горько плакала и утешала. В результате окончательно съехала с катушек и за самовольный уход Шио из дома оставила ее на улице.
  • Simoun — Невирил отказывается пилотировать после того, как по её вине погибла её партнёрша и любовница Амурия. Ввиду характера и воспитания её травма больше похожа на капризы избалованной барыни: она не хочет покидать место службы и то гуляет по базе, то гоняет чаи, но вот брать ответственность за подчинённых или посвящать их в своих планы тоже не намерена. Впрочем, как сообщает сама Невирил во внутреннем монологе, её сердце словно умерло вместе с Амурией, и долгое время ей было просто плевать — вполне правдивая клиническая картина для депрессивного эпизода.
  • Himitsu — The Top Secret — невоенный случай тропа: один из двух главных героев — старший инспектор Маки — в начале истории явно страдает от ПТСР, который появился у него после расследования дела Каинумы, в ходе которого он не только заглянул в мозг серийного убийцы, но и был вынужден застрелить своего лучшего друга. Однако благодаря Аоки его немного «отпускает».
  • City Hunter — Рё Саэба так и до конца и не преодолел свой ПТСР.
  • Shingeki no Kyojin — Райнер же! ПТСР особо сильно обостряется в четвёртом сезоне и доводит воина/солдата до попыток самоубийства.
  • Mahou Shoujo Ikusei Keikaku (ранобэ) — в том или ином виде проявляется у многих персонажей, особенно у «Детей Кранберри», частично сохранивших воспоминания (@НянНян и Акане) и Белоснежки.
  • Belle/Красавица и дракон (2021) — Кей (старший) и Томо (младший) страдают от насилия отца настолько долго и сильно, что их ПТСР давно стал комплексным. Когда Белль дозванивается до них через сеть U, старший брат в грубой форме отказывается её слушать, потому что ему уже обещали «помочь» и «поговорить с отцом», но никто ничего так и не сделал. В итоге она закрывает собой сбежавших братьев, когда их пытается силой и угрозами вернуть в дом глава семейства, в итоге поцарапав девушке лицо. Судя по финалу, неизвестно, изменилось ли хоть что-нибудь…
« На фоне играет песня Бэлль.

Отец: Томо, что это за песня? Я, между прочим, работаю. Хватит меня отвлекать.
Томо стоит молча, раскачиваясь на месте взад-вперёд.
Отец сбрасывает со стола на пол стеклянную вазу с розами, ваза разбивается.
Томо молча падает на копчик, отводит взгляд вниз.
Отец: В этом дома правила устанавливаю я. Если ты не можешь их соблюдать, ты безнадёжен и бесполезен. Мне повторить?

Отец борется с Кеем. Томо всё ещё молчит, лежит на полу.
Отец: С дороги!
Кей, прикрывая Томо: Не слушай его.
Отец: ВЫ ЗАБЫВАЕТЕ, КТО ВАС В ЭТОМ ДОМЕ СОДЕРЖИТ?!
Кей: Слушай, Томо, это моя вина, не твоя. Хорошо?
Отец: Кей, тебе четырнадцать. Почему ты до сих пор не понял?..
Кей: Это моя вина.
Отец: Какая мне от тебя польза? А?!
Кей: Это я во всём виноват.
Отец: Ты обязан исчезнуть из моего дома. Пропади пропадом!
Ты бесполезен! ВЫМЕТАЙСЯ!!!

»
— Бьёт, значит, любит, да?

Видеоигры[править]

  • Субверсия в Final Fantasy VII. С первого взгляда кажется, что у главного героя ПТСР. Оказывается, что не только и не столько: среди видов тараканов в голове Клауда — куда более интересные и неизученные.
  • Mass Effect - проще сказать, у кого нет
  • Каллен Резерфорд в Dragon Age: Inquisition. Сначала беднягу несколько суток пытали демоны и убивали у него на глазах его товарищей, после чего он чуть не лишился рассудка. Через несколько лет на новом месте службы его начальница сошла с ума, и ему пришлось с ней драться, а потом пытаться сохранять порядок в городе, охваченном гражданской войной. В общем, неудивительно, что по прошествии десяти лет герой всё ещё мучается кошмарами.
    • В результате постоянных войн Кунари с Империей Тевинтер за остров Сегерон и творящейся партизанщины Воинами Тумана, очень много солдат кунари, воевавших на Сегероне, отправляют в Пар Воллен для лечения асала-таар, «болезни души», пристраивая их на мирные занятия. И лишь немногие из них возвращаются на поле боя.
  • This War of Mine: Роман является бывшим бойцом ополчения, и если слишком часто им убивать, то он от ПТСР начинает напиваться, нередко устраивая драки.
    • По наблюдениям автора этой правки, Роман не начинает буянить при убийствах. От них у него даже не меняется настроение. Он начинает чудить, если приходится голодать, либо если бывает чем-то расстроен. Например, если не помочь детям, которые ищут лекарство для больной матери.
      • Роман чаще всего буянит после получения ранений. Не забываем бэкграунд, он дезертир и трус, ценящий только СВОЮ жизнь.
  • Life is Strange — Дэвид Мэдсен.
  • Brothers in Arms — Мэтью Бейкер.
  • Overwatch — в некотором роде Бастион. С одной стороны война это его основная задача, с другой — после многих лет отключки он перезагрузился совсем другим, только вот стук дятла вызвал ассоциации с пулемётом и вернул Бастиона во времена восстания, из-за чего робот изрядно попортил пейзаж вокруг себя.
  • Stardew Valley — Кент, вернувшийся с неизвестной войны солдат, мучимый классическими «вьетнамскими флэщбеками». Так, можно, при дружбе с ним, застать сцену, где тот просит жену не готовить попкорн, так как его лопающийся звук напоминает Кенту звуки выстрелов.

Музыка[править]

  • Песня «Мой брат Каин» группы «Наутилус Помпилиус» как раз об этом: военный социопат, рвущийся устраивать армейский порядок даже на гражданке.
  • Лирический герой песни «Бой продолжается» группы «Ария». Впрочем, авторы песни вдохновлялись как раз Рэмбо.
  • Александр Розенбаум, «Я часто просыпаюсь в тишине…»
  • «Drive On» Джонни Кэша — от имени ветерана войны во Вьетнаме, который каждую ночь видит сон о том, как бросил своего лучшего друга раненым в джунглях, потому что группа должна была продолжать движение.
  • Песня «Отставной майор» (исполняет Николай Караченцев).
  • Sabaton, «To hell and back» — про Оди Мерфи, страдавшего от ПТСР и последствий ранений.
  • Гарри Топор — «Эхо войны». Совместно с двумя другими друзьями рассказывает историю трёх солдат. ПТСР только у одного из них, но зато какой — ловит образы войны в мирной жизни, боится тишину, видит трупные пятна на теле жены. После войны он лишь мечтает попасть обратно.


Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation: объект SCP-1166-RU, он же Жертва войны — это солдат-мутант из альтернативной реальности, где идёт бесконечная и бессмысленная ядерная война всех против всех. Тело бедняги заживо срослось с костюмом химзащиты, а разум поражён тяжелейшей формой ПТСР.

Реальная жизнь[править]

  • Рак с сильной химией и облучением, когда умираешь, и здоровье необратимо разрушено. Неврозы, потеря возможности нормально проводить время с товарищами и друзьями, потому как громкая музыка, запах спиртного и потеря выносливости вплоть до одышки на 2-м этаже не способствуют походам и долгим посиделкам. Да, и постоянная ломка - дозу с перепугу дали большую, потому ломает до сих пор при любом стрессе, перегреве, переохлаждении, недосыпе и пр. Уж поверьте мне, я знаю это вусё на собственном опыте! Горьком, а ещё опыт - спасибо ещё микроинсульту в 20 лет и клинической смерти в 23, - предсмертных состояний вдобавок. Это и вызывает непреходящий ПТСР уже 19-й год подряд, автобиография с подробным описанием [[1]] не для слабонервных, некрофобия и танатофобия прилагается.

Примечания[править]

  1. Также не путайте с ПТРС — после него ПТСР обычно не бывает, разве что у того, кто рядом стоял и кого мясом обрызгало. Поскольку патрон 14.5х114 шансов при попадании в организм не оставляет. Хотя у того, кто стрелял из этой дуры по цели габаритов «презренный хуманс», особенно по гражданским, особенно не по своей воле и в первый раз, тоже может начаться. ПТРС — не AMR в современном понимании! Это не оружие снайпера, это оружие противотанкиста, находящегося в первой линии, занимает нишу современных РПГ. Так что выстрелить по цели класса «Хомо сапиенс анарморед» вполне реально.
  2. Франко-прусская война закончилась в 1871 году, Первая мировая началась в 1914, а русско-японская или балканские войны европейских писателей мало волновали.
  3. В принципе, возможно, что диагноз «ностальгия», ставившийся во времена оны швейцарским наёмникам, психологическое состояние которых тогда объясняли тоской по родине, на самом деле является именно ПТСРом, просто психология как наука была ещё не готова признать подобную причину нервного расстройства.
  4. А не устроенной непонятно кем за делёж рынков: именно такие войны, от ПМВ до американских неоколониальных, и являются основным рассадником ПТСР.
  5. В смысле, конкретно этого расстройства нет, а вот других — более чем хватает.
  6. Добавляет драмы то, что оба были влюблены в одну и ту же женщину. Её Илья разыскал и тоже убил.
  7. Фигурирует в короткометражных мультфильмах "байки Мэтра"