Спойлер: различия между версиями
common>Герман Агиян2001 (→Примеры: расставил по алфавиту) |
(Новая страница: «{{Q|— Дайте мне почитать детектив, но чтобы он был по-настоящему захватывающим!<br />— Вот — это то, что вам нужно. Здесь только на самой последней странице узнаёшь, что убийца — дворецкий!|Классический пример}} {{Q|«Спойлеры!»|Ривер Сонг}} {{Q|Не выдавайте коне...») |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
[[Файл:Cover_424234.jpg|240px|thumb|right|Страшный спойлер для советских детей]] | [[Файл:Cover_424234.jpg|240px|thumb|right|Страшный спойлер для советских детей]] | ||
{{Video|DE9NsrKzSq8|Spike dies!}} | {{Video|DE9NsrKzSq8|Spike dies!}} | ||
'''Спойлер''' (''спойлер'') | '''Спойлер''' (''спойлер'') — раскрытие деталей сюжета (или даже развязки!) до того, как зритель насладится художественным произведением. Ужасная вещь, способная накликать беду на того, кто ее произнес. | ||
Источник [[драма|драмы]].<br /> | Источник [[драма|драмы]].<br /> | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
* Википедия: «Сюжет фильма в статье рекомендуется описывать полностью, включая важные сюжетные ходы и концовку». Полнота информации, видите ли, важнее чувств читателя. Компромиссный | * Телепередача «Один день с Кириллом Набутовым» про «Улицы разбитых фонарей-2» (примерно 1999—2000 г.). Показывали съёмки серии «Всё это рок-н-ролл», а заодно и раскрыли, кто убийца. А сюжет строился — кто из свидетелей врёт (к середине серии по некоторым эпизодам уже стало понятно). | ||
* Э. Блайтон «Тайна вора-невидимки», точнее издание 1993 г. издательства «Совершенно секретно». Обложка книги (художник М. Борисов, иллюстратор И. Иванюк) заранее раскрывает эту тайну. | |||
* Мультсериал [[My Little Pony|«Мои маленькие пони»]], серия ''A Bird in the Hoof'' (дословно «Птица в копытах», по смыслу можно перевести и как «Забота о несчастной птичке» или как-то похоже), а перевели (в дубляже канала «Карусель») «Птица Феникс», сразу разрушив всю интригу. Впрочем, про дубляж от «Ракосели» даже на этой вики сказано много «хорошего». Вообще говоря, сериалу не повезло с переводом не только на Великий и Могучий, а потому смотреть его можно и нужно исключительно в оригинале. | |||
* «[[Турецкий гамбит]]». Очень важное лицо, которое в самом начале фильма разговаривает слишком узнаваемым голосом Казановы из «Ментов» оставляет мало сомнений о том, кто же является неуловимым турецким агентом. | |||
* Википедия: «Сюжет фильма в статье рекомендуется описывать полностью, включая важные сюжетные ходы и концовку». Полнота информации, видите ли, важнее чувств читателя. Компромиссный вариант — помещать спойлеры в скрытом по умолчанию блоке, который любой желающий может развернуть — забраковали как несоответствующий правилам. Короче, или вообще не читайте википедийные статьи, или проматывайте разделы «Сюжет» и «Персонажи», если уж совсем приспичило. | |||
** Хотя есть статьи, где описание сюжета (не только фильма) дается очень кратко и/или завершается на самом интересном месте. | ** Хотя есть статьи, где описание сюжета (не только фильма) дается очень кратко и/или завершается на самом интересном месте. | ||
** Кстати, копирайтерам-авторам описаний фильмов/мультфильмов/аниме для сайтов иногда тяжело найти общий язык с заказчиком. Т. | ** Кстати, копирайтерам-авторам описаний фильмов/мультфильмов/аниме для сайтов иногда тяжело найти общий язык с заказчиком. Т. е. по идее надо написать о чем произведение, но при этом не сказать лишнего. Но вот у заказчика может быть совсем свое видение — он может потребовать полного описания, или почти полного описания. | ||
* Один (печально) известный [[Тролль|ютубер]] в конце своего полного негодования видео по поводу выхода [[Grand Theft Auto/GTA V|GTA V]] на ПК продемонстрировал всем одну из плохих концовок. Просто потому, мол, что все нормальные люди на тот момент давно прошли эту игру на консолях, ну а «тупые пэкашники» должны страдать, давая всем спойлеры '''давно''' вышедшей игре. | |||
* [[Heavy Rain]] — стараниями каждого ПеКа-троллей, портящих удовольствие фанатам PS3, каждая собака знает, что убийца, мастер Оригами — {{Spoiler|Скотт Шелби.}} | |||
* Троллинг неадекватных фанатов посредством спойлера может привести к [https://korrespondent.net/world/3605399-v-ssha-muzhchynu-ubyly-yz-za-spoilera-novykh-zvezdnykh-voin плачевному итогу]. | * Троллинг неадекватных фанатов посредством спойлера может привести к [https://korrespondent.net/world/3605399-v-ssha-muzhchynu-ubyly-yz-za-spoilera-novykh-zvezdnykh-voin плачевному итогу]. | ||
==== Внутримировые примеры ==== | ==== Внутримировые примеры ==== | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
{{Q|No comments! Don't expect spoilers!|George R. R. Martin}} | {{Q|No comments! Don't expect spoilers!|George R. R. Martin}} | ||
Да, и у спойлеров бывает «педаль в асфальт»! Иногда авторы запрещают спойлерить некоторые моменты их произведений, преследуя в Сети тех, кто их выкладывает, а посвящённые поддерживают заговор молчания. | Да, и у спойлеров бывает «педаль в асфальт»! Иногда авторы запрещают спойлерить некоторые моменты их произведений, преследуя в Сети тех, кто их выкладывает, а посвящённые поддерживают заговор молчания. | ||
* DoomRL: меч Dragonslayer (отсылка к манге [[Berserk]]), чтобы взять который, нужно {{Spoiler|кто ж вам это тут скажет, ага.}} | * DoomRL: меч Dragonslayer (отсылка к манге [[Berserk]]), чтобы взять который, нужно {{Spoiler|кто ж вам это тут скажет, ага.}} | ||
* «[[Harry Potter/HP:MOR|Гарри Поттер и методы рационального мышления]]» охраняется тайным заговором тех, кто его уже прочитал, чтобы из-под серых прямоугольников не просочилось даже косвенной подсказки. | * «[[Harry Potter/HP:MOR|Гарри Поттер и методы рационального мышления]]» охраняется тайным заговором тех, кто его уже прочитал, чтобы из-под серых прямоугольников не просочилось даже косвенной подсказки. | ||
* ZUN, создатель серии игр [[Touhou]], вовсю разрешает создавать по своей вселенной коммерческие игры и хентайные (хотя в случае данной вселенной скорее юрийные) [[додзинси]], однако по-человечески просит фанатов не раскрывать концовки, чтобы у игроков была мотивация. При том что жанр игр — скролл-шутер. | |||
* Французский триллер «Дьяволицы» (по роману Буало-Нарсежака «Та, которой не стало») заканчивался титром с просьбой не выбалтывать сюжет. | * Французский триллер «Дьяволицы» (по роману Буало-Нарсежака «Та, которой не стало») заканчивался титром с просьбой не выбалтывать сюжет. | ||
* Спектакль Агаты Кристи «Мышеловка». Зрителей после финала по-человечески просят никому не рассказывать, чем дело заканчивается. И хоть бы один проболтался… А вот Википедия проболталась, да. | * Спектакль Агаты Кристи «Мышеловка». Зрителей после финала по-человечески просят никому не рассказывать, чем дело заканчивается. И хоть бы один проболтался… А вот Википедия проболталась, да. | ||
* Аналогичным ходом заканчивается фильм «Рев мыши». Авторы вежливо просят зрителя никому не рассказывать главный секрет всей истории, ибо от него зависит мир на Земле. | * Аналогичным ходом заканчивается фильм «Рев мыши». Авторы вежливо просят зрителя никому не рассказывать главный секрет всей истории, ибо от него зависит мир на Земле. | ||
* [[Undertale]]: вокруг этой игры такая спойлерофобия, что на самом популярном сайте спрайтов из игр не поместили спрайты оттуда, чтобы никому не спойлерить. | |||
* Чарльз Диккенс радикально защитил от спойлеров детективный роман «Тайна Эдвина Друда». Он {{Spoiler|умер на середине книги. Ни планов, ни набросков в архиве так и не нашли}} | * Чарльз Диккенс радикально защитил от спойлеров детективный роман «Тайна Эдвина Друда». Он {{Spoiler|умер на середине книги. Ни планов, ни набросков в архиве так и не нашли}} | ||
* Михаил Юрьевич Лермонтов защитил от спойлеров свою новеллу «Штосс», погибнув на дуэли. Сохранились лишь пометки в записной книжке, из которых следует, что написано примерно 3/4 текста, и дальше должны быть некие ''доктор'' и ''окошко''. | * Михаил Юрьевич Лермонтов защитил от спойлеров свою новеллу «Штосс», погибнув на дуэли. Сохранились лишь пометки в записной книжке, из которых следует, что написано примерно 3/4 текста, и дальше должны быть некие ''доктор'' и ''окошко''. | ||
Строка 38: | Строка 37: | ||
=== Спойлероустойчивость === | === Спойлероустойчивость === | ||
Ещё один интересный параметр. Показывает способность произведения оставаться интересным после спойлера. В редких случаях спойлеры способны приманить потенциального потребителя. | Ещё один интересный параметр. Показывает способность произведения оставаться интересным после спойлера. В редких случаях спойлеры способны приманить потенциального потребителя. | ||
* Детективы как | * Детективы как жанр — самая низкая. | ||
* | * Doom — крайне высокая. На фиг не нужен этот меч, что знаешь про него, что не знаешь — играть одинаково интересно. | ||
* «[[Harry Potter/HP:MOR|Гарри Поттер и методы рационального мышления]] | * «[[Harry Potter/HP:MOR|Гарри Поттер и методы рационального мышления]]» — крайне низкая. По крайней мере, научно-популярная ценность улетучивается, ибо «знание задним числом обесценивает науку». Автору данной правки повезло читать по мере онгоинга — от спойлеров у него был IDDQD. | ||
* [[Homestuck]] — Полная [[Инверсия]], только со всеми спойлерами можно понять всю многогранную историю целиком, люди даже держат вики! | * [[Homestuck]] — Полная [[Инверсия]], только со всеми спойлерами можно понять всю многогранную историю целиком, люди даже держат вики! | ||
* [[Star Wars/Star Wars: Knights of the Old Republic|Star Wars: Knights of the Old Republic]] | * [[Star Wars/Star Wars: Knights of the Old Republic|Star Wars: Knights of the Old Republic]] — крайне высокая, даже знание того, что потерявший память протагонист игры — {{Spoiler|Дарт Реван}}, еще до начала игры ничуть не портит удовольствие при прохождении игры. А может быть, наоборот, добавляет драматизма, потому что многие эпизоды и реплики в таком случае меняют звучание. | ||
* Игры с интересным, разнообразным геймплеем и множеством вариантов прохождения. Или просто с хорошим, интересным сюжетом и геймплеем. Даже после взрыва нефтяной вышки многие игроки вновь и вновь возвращаются на выжженные рукотворным солнцем пустоши. Как и знание о разумности махпелл не снижает удвольствие от перепрохождения 'рейнджеров'. И, разумеется, многие игроки уже во время эксперимента по засовыванию аномального материала в реактор сталкиваются со спойлером, в которм им показывают мир, в который им предстоит отправиться в конце игры. {{Spoiler|Каскадный резонанс}}, впрочем, можно считать спойлером, ибо начало рабочего дня ничего плохого не предвещало, и даже расхаживающий с чемоданом мужик в синем костюме не выглядел подозрительно… | * Игры с интересным, разнообразным геймплеем и множеством вариантов прохождения. Или просто с хорошим, интересным сюжетом и геймплеем. Даже после взрыва нефтяной вышки многие игроки вновь и вновь возвращаются на выжженные рукотворным солнцем пустоши. Как и знание о разумности махпелл не снижает удвольствие от перепрохождения 'рейнджеров'. И, разумеется, многие игроки уже во время эксперимента по засовыванию аномального материала в реактор сталкиваются со спойлером, в которм им показывают мир, в который им предстоит отправиться в конце игры. {{Spoiler|Каскадный резонанс}}, впрочем, можно считать спойлером, ибо начало рабочего дня ничего плохого не предвещало, и даже расхаживающий с чемоданом мужик в синем костюме не выглядел подозрительно… | ||
Строка 50: | Строка 49: | ||
По мнению некоторых, хорошему произведению спойлер сильно не навредит. В пример можно привести классику (поднимите руку, кто, впервые смотря/читая «[[Гамлет]]а», «[[Ревизор]]а» или «[[Евгений Онегин|Евгения Онегина]]», уже не был наслышан заранее, чем там кончится?), а также любимые книги и фильмы, которые люди перечитывают/пересматривают по несколько раз. В исторических романах тоже заранее известно, чем все кончилось. Да и вообще, во всем жанре трагедии спойлером является ''сам жанр''. | По мнению некоторых, хорошему произведению спойлер сильно не навредит. В пример можно привести классику (поднимите руку, кто, впервые смотря/читая «[[Гамлет]]а», «[[Ревизор]]а» или «[[Евгений Онегин|Евгения Онегина]]», уже не был наслышан заранее, чем там кончится?), а также любимые книги и фильмы, которые люди перечитывают/пересматривают по несколько раз. В исторических романах тоже заранее известно, чем все кончилось. Да и вообще, во всем жанре трагедии спойлером является ''сам жанр''. | ||
Не забудем и о приквелах. Они по определению спойлерны, однако же читатели и зрители получают от них удовольствие. Вспомним хоть вторую трилогию «Звездных | Не забудем и о приквелах. Они по определению спойлерны, однако же читатели и зрители получают от них удовольствие. Вспомним хоть вторую трилогию «Звездных войн» — прекрасно понимаешь, чем закончится, а смотришь все равно с удовольствием. И надеешься, что «Чапаев не утонет». | ||
Иногда знание финала даже способно доставить дополнительное удовольствие (когда начинаешь подмечать [[Арсенал Чехова|детали]], на которые иначе не обратил бы внимание). Хотя этого можно достичь и простым перечитыванием/пересматриванием, а при первом ознакомлении испытать изумление от неожиданной развязки. | Иногда знание финала даже способно доставить дополнительное удовольствие (когда начинаешь подмечать [[Арсенал Чехова|детали]], на которые иначе не обратил бы внимание). Хотя этого можно достичь и простым перечитыванием/пересматриванием, а при первом ознакомлении испытать изумление от неожиданной развязки. | ||
Строка 58: | Строка 57: | ||
В конце концов, как ни странно, существуют люди, которых спойлерный элемент может привлечь к произведению. Всё-таки сухой пересказ сюжета не заменит красочного повествования. | В конце концов, как ни странно, существуют люди, которых спойлерный элемент может привлечь к произведению. Всё-таки сухой пересказ сюжета не заменит красочного повествования. | ||
Но главное, некоторые спойлерофобы способны объявить спойлером что | Но главное, некоторые спойлерофобы способны объявить спойлером что угодно — не главный поворот, не разгадку тайны, а абсолютно любую информацию о сюжете. Даже если она была во всех трейлерах и анонсах. И устроить истерику, обматерив того, кто проспойлерил им ужасную тайну, что Гарри Поттер окажется волшебником. | ||
== См. также == | == См. также == |
Версия 20:05, 26 марта 2022
« | — Дайте мне почитать детектив, но чтобы он был по-настоящему захватывающим! — Вот — это то, что вам нужно. Здесь только на самой последней странице узнаёшь, что убийца — дворецкий! |
» |
— Классический пример |
« | «Спойлеры!» | » |
— Ривер Сонг |
« | Не выдавайте конец — у нас нет другого! | » |
— Альфред Хичкок |
(link)
Spike dies!Спойлер (спойлер) — раскрытие деталей сюжета (или даже развязки!) до того, как зритель насладится художественным произведением. Ужасная вещь, способная накликать беду на того, кто ее произнес.
Источник драмы.
Примеры
- Телепередача «Один день с Кириллом Набутовым» про «Улицы разбитых фонарей-2» (примерно 1999—2000 г.). Показывали съёмки серии «Всё это рок-н-ролл», а заодно и раскрыли, кто убийца. А сюжет строился — кто из свидетелей врёт (к середине серии по некоторым эпизодам уже стало понятно).
- Э. Блайтон «Тайна вора-невидимки», точнее издание 1993 г. издательства «Совершенно секретно». Обложка книги (художник М. Борисов, иллюстратор И. Иванюк) заранее раскрывает эту тайну.
- Мультсериал «Мои маленькие пони», серия A Bird in the Hoof (дословно «Птица в копытах», по смыслу можно перевести и как «Забота о несчастной птичке» или как-то похоже), а перевели (в дубляже канала «Карусель») «Птица Феникс», сразу разрушив всю интригу. Впрочем, про дубляж от «Ракосели» даже на этой вики сказано много «хорошего». Вообще говоря, сериалу не повезло с переводом не только на Великий и Могучий, а потому смотреть его можно и нужно исключительно в оригинале.
- «Турецкий гамбит». Очень важное лицо, которое в самом начале фильма разговаривает слишком узнаваемым голосом Казановы из «Ментов» оставляет мало сомнений о том, кто же является неуловимым турецким агентом.
- Википедия: «Сюжет фильма в статье рекомендуется описывать полностью, включая важные сюжетные ходы и концовку». Полнота информации, видите ли, важнее чувств читателя. Компромиссный вариант — помещать спойлеры в скрытом по умолчанию блоке, который любой желающий может развернуть — забраковали как несоответствующий правилам. Короче, или вообще не читайте википедийные статьи, или проматывайте разделы «Сюжет» и «Персонажи», если уж совсем приспичило.
- Хотя есть статьи, где описание сюжета (не только фильма) дается очень кратко и/или завершается на самом интересном месте.
- Кстати, копирайтерам-авторам описаний фильмов/мультфильмов/аниме для сайтов иногда тяжело найти общий язык с заказчиком. Т. е. по идее надо написать о чем произведение, но при этом не сказать лишнего. Но вот у заказчика может быть совсем свое видение — он может потребовать полного описания, или почти полного описания.
- Один (печально) известный ютубер в конце своего полного негодования видео по поводу выхода GTA V на ПК продемонстрировал всем одну из плохих концовок. Просто потому, мол, что все нормальные люди на тот момент давно прошли эту игру на консолях, ну а «тупые пэкашники» должны страдать, давая всем спойлеры давно вышедшей игре.
- Heavy Rain — стараниями каждого ПеКа-троллей, портящих удовольствие фанатам PS3, каждая собака знает, что убийца, мастер Оригами — Скотт Шелби.
- Троллинг неадекватных фанатов посредством спойлера может привести к плачевному итогу.
Внутримировые примеры
- «Бедная Саша» — Берёзкин откровенно спойлерит написанную им компьютерную игру сотрудникам колонии. Педаль в пол, потому что они единственные, кто в неё играет — за пределы колонии игра не выходила, а у заключённых доступа к компьютерам нет (разве что у Корявого).
Преследуемые спойлеры
« | No comments! Don't expect spoilers! | » |
— George R. R. Martin |
Да, и у спойлеров бывает «педаль в асфальт»! Иногда авторы запрещают спойлерить некоторые моменты их произведений, преследуя в Сети тех, кто их выкладывает, а посвящённые поддерживают заговор молчания.
- DoomRL: меч Dragonslayer (отсылка к манге Berserk), чтобы взять который, нужно кто ж вам это тут скажет, ага.
- «Гарри Поттер и методы рационального мышления» охраняется тайным заговором тех, кто его уже прочитал, чтобы из-под серых прямоугольников не просочилось даже косвенной подсказки.
- ZUN, создатель серии игр Touhou, вовсю разрешает создавать по своей вселенной коммерческие игры и хентайные (хотя в случае данной вселенной скорее юрийные) додзинси, однако по-человечески просит фанатов не раскрывать концовки, чтобы у игроков была мотивация. При том что жанр игр — скролл-шутер.
- Французский триллер «Дьяволицы» (по роману Буало-Нарсежака «Та, которой не стало») заканчивался титром с просьбой не выбалтывать сюжет.
- Спектакль Агаты Кристи «Мышеловка». Зрителей после финала по-человечески просят никому не рассказывать, чем дело заканчивается. И хоть бы один проболтался… А вот Википедия проболталась, да.
- Аналогичным ходом заканчивается фильм «Рев мыши». Авторы вежливо просят зрителя никому не рассказывать главный секрет всей истории, ибо от него зависит мир на Земле.
- Undertale: вокруг этой игры такая спойлерофобия, что на самом популярном сайте спрайтов из игр не поместили спрайты оттуда, чтобы никому не спойлерить.
- Чарльз Диккенс радикально защитил от спойлеров детективный роман «Тайна Эдвина Друда». Он умер на середине книги. Ни планов, ни набросков в архиве так и не нашли
- Михаил Юрьевич Лермонтов защитил от спойлеров свою новеллу «Штосс», погибнув на дуэли. Сохранились лишь пометки в записной книжке, из которых следует, что написано примерно 3/4 текста, и дальше должны быть некие доктор и окошко.
Спойлероустойчивость
Ещё один интересный параметр. Показывает способность произведения оставаться интересным после спойлера. В редких случаях спойлеры способны приманить потенциального потребителя.
- Детективы как жанр — самая низкая.
- Doom — крайне высокая. На фиг не нужен этот меч, что знаешь про него, что не знаешь — играть одинаково интересно.
- «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — крайне низкая. По крайней мере, научно-популярная ценность улетучивается, ибо «знание задним числом обесценивает науку». Автору данной правки повезло читать по мере онгоинга — от спойлеров у него был IDDQD.
- Homestuck — Полная Инверсия, только со всеми спойлерами можно понять всю многогранную историю целиком, люди даже держат вики!
- Star Wars: Knights of the Old Republic — крайне высокая, даже знание того, что потерявший память протагонист игры — Дарт Реван, еще до начала игры ничуть не портит удовольствие при прохождении игры. А может быть, наоборот, добавляет драматизма, потому что многие эпизоды и реплики в таком случае меняют звучание.
- Игры с интересным, разнообразным геймплеем и множеством вариантов прохождения. Или просто с хорошим, интересным сюжетом и геймплеем. Даже после взрыва нефтяной вышки многие игроки вновь и вновь возвращаются на выжженные рукотворным солнцем пустоши. Как и знание о разумности махпелл не снижает удвольствие от перепрохождения 'рейнджеров'. И, разумеется, многие игроки уже во время эксперимента по засовыванию аномального материала в реактор сталкиваются со спойлером, в которм им показывают мир, в который им предстоит отправиться в конце игры. Каскадный резонанс, впрочем, можно считать спойлером, ибо начало рабочего дня ничего плохого не предвещало, и даже расхаживающий с чемоданом мужик в синем костюме не выглядел подозрительно…
Альтернативная точка зрения
По мнению некоторых, хорошему произведению спойлер сильно не навредит. В пример можно привести классику (поднимите руку, кто, впервые смотря/читая «Гамлета», «Ревизора» или «Евгения Онегина», уже не был наслышан заранее, чем там кончится?), а также любимые книги и фильмы, которые люди перечитывают/пересматривают по несколько раз. В исторических романах тоже заранее известно, чем все кончилось. Да и вообще, во всем жанре трагедии спойлером является сам жанр.
Не забудем и о приквелах. Они по определению спойлерны, однако же читатели и зрители получают от них удовольствие. Вспомним хоть вторую трилогию «Звездных войн» — прекрасно понимаешь, чем закончится, а смотришь все равно с удовольствием. И надеешься, что «Чапаев не утонет».
Иногда знание финала даже способно доставить дополнительное удовольствие (когда начинаешь подмечать детали, на которые иначе не обратил бы внимание). Хотя этого можно достичь и простым перечитыванием/пересматриванием, а при первом ознакомлении испытать изумление от неожиданной развязки.
К тому же из-за спойлерофобии бывает невозможно найти полное описание сюжета фильма или книги, на которые не собираешься тратить время, а просто хочешь узнать, чем кончилось.
В конце концов, как ни странно, существуют люди, которых спойлерный элемент может привлечь к произведению. Всё-таки сухой пересказ сюжета не заменит красочного повествования.
Но главное, некоторые спойлерофобы способны объявить спойлером что угодно — не главный поворот, не разгадку тайны, а абсолютно любую информацию о сюжете. Даже если она была во всех трейлерах и анонсах. И устроить истерику, обматерив того, кто проспойлерил им ужасную тайну, что Гарри Поттер окажется волшебником.
См. также
- Спойлерный трейлер
- Спойлерный опенинг
- Спойлерное название
- Рисунки-спойлеры от Джона Аткинсона https://zen.yandex.ru/media/tihieyabloni/kratko-o-klassicheskih-proizvedeniiah-vzgliad-hudojnika-5e3d1e643ca31f61b1afe7e5