Внутримировой пример: различия между версиями
(Новая страница: «Все тропы, штампы и другие элементы художественных произведений так или иначе берутся из реальной жизни — одни напрямую, даже если в это трудно поверить, другие развивают зн...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Все тропы, штампы и другие элементы художественных произведений так или иначе берутся из [[Реальная жизнь|реальной жизни]] | Все тропы, штампы и другие элементы художественных произведений так или иначе берутся из [[Реальная жизнь|реальной жизни]] — одни [[Основано на реальных событиях|напрямую]], даже если в это [[Реальность нереалистична|трудно поверить]], другие развивают знакомые идеи в новые причудливые формы, но их корни по-прежнему можно разглядеть. И почему бы тогда жителям мира по ту сторону экрана или страницы не думать так же, как автор? Недаром же многие ситуации [[Тропнеймер|названы]] именно в их честь. Если же дело происходит в [[Мир четвёртой стены|типа нашем реальном мире]] или авторская вселенная полна [[Копиркин|копиркиных]] широко известных нам книг, фильмов и авторов, то очевидно, что персонажи просто не могут не знать о некоторых тропах. | ||
Предмет статьи, однако, все же отличается от [[Подсветка|подсветки]] тропа. Подсветка требует, чтобы рассказчик или персонажи намекнули «да это же *троп*», а внутримировой пример просто существует не '''в''' сюжете произведения, а '''внутри''' него. Почти всегда этот троп возникает там, где речь идет о произведении внутри | Предмет статьи, однако, все же отличается от [[Подсветка|подсветки]] тропа. Подсветка требует, чтобы рассказчик или персонажи намекнули «да это же *троп*», а внутримировой пример просто существует не '''в''' сюжете произведения, а '''внутри''' него. Почти всегда этот троп возникает там, где речь идет о произведении внутри произведения — фильме, книге, пьесе, устном рассказе или песне. Подойдет также и рассказ или воспоминания персонажа о каких-то ранее описанных событиях. | ||
* [[Камео]] | * [[Камео]] — когда персонаж-режиссёр собирается снять фильм по книге о приключениях протагониста, тот исполняет роль самого себя (Эрих Кестнер, «Маленький Макс и маленькая мисс»). | ||
* [[Не знает матчасти]] | * [[Не знает матчасти]] — один из главгероев пишет, что корабль «тянул сто узлов в час» (Лев Кассиль, «[[Кондуит и Швамбрания]]»). | ||
* [[Парадокс славы]] | * [[Парадокс славы]] — эльфы говорят на [[Конланг|канонiчной квенье]], и если в их мире родится Толкин, то «Властелин Колец» будет историческим романом ([[Метавселенная Рудазова]], Земля-1691). | ||
** Также отыграно в «[[Путь Демона|Пути демона]]» Глушановского. | ** Также отыграно в «[[Путь Демона|Пути демона]]» Глушановского. | ||
* [[Ретрофутуризм]] | * [[Ретрофутуризм]] — республика осознанно отказалась от прогресса, поэтому даже космические линкоры строит по образу и подобию того, что нарисовано в старых фантастических книгах, с вентилями и медными ручками (Чарльз Стросс, «Небо сингулярности»). | ||
* [[Самоубийственная самоуверенность]] | * [[Самоубийственная самоуверенность]] — история о [[Птичку жалко|чересчур самонадеянной птичке]], рассказанная Шурику («[[Кавказская пленница]]»). | ||
* [[Спойлерное название]] | * [[Спойлерное название]] — названия фильмов, снятых расой троллей, фактически являются пересказом их содержания вплоть до статистики по спецэффектам («[[Homestuck]]»). | ||
* [[Тарабарский язык]] | * [[Тарабарский язык]] — персонаж выдаёт себя за иностранца, неся дикую околесицу из бессмысленных звукосочетаний и исковерканных иностранных слов (Энид Блайтон, «Пятеро тайноискателей и собака»). То, что это именно околесица, он прекрасно осознаёт. | ||
* В фильме «Последний киногерой» [[разрушение четвёртой стены]] происходит именно внутри фильма, связывая типа реальный мир и мир вымышленной кинофраншизы «Джек Слейтер». Там же мы встречаем и внутримировой пример тропа [[бюджет пишет сюжет]] | * В фильме «Последний киногерой» [[разрушение четвёртой стены]] происходит именно внутри фильма, связывая типа реальный мир и мир вымышленной кинофраншизы «Джек Слейтер». Там же мы встречаем и внутримировой пример тропа [[бюджет пишет сюжет]] — протагонист говорит Слейтеру, что тот не может умереть, пока сборы не упадут. | ||
И так далее, имя им легион. А некоторые приёмы, например [[ватсонианство против дойлизма]] или [[разрушение четвёртой стены]], идут ещё | И так далее, имя им легион. А некоторые приёмы, например [[ватсонианство против дойлизма]] или [[разрушение четвёртой стены]], идут ещё дальше — они напрямую связывают миры читателей и персонажей, открывая целое море новых возможностей для обыгрывания таких ситуаций. | ||
{{stub}} | {{stub}} | ||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} |
Версия 20:13, 26 марта 2022
Все тропы, штампы и другие элементы художественных произведений так или иначе берутся из реальной жизни — одни напрямую, даже если в это трудно поверить, другие развивают знакомые идеи в новые причудливые формы, но их корни по-прежнему можно разглядеть. И почему бы тогда жителям мира по ту сторону экрана или страницы не думать так же, как автор? Недаром же многие ситуации названы именно в их честь. Если же дело происходит в типа нашем реальном мире или авторская вселенная полна копиркиных широко известных нам книг, фильмов и авторов, то очевидно, что персонажи просто не могут не знать о некоторых тропах.
Предмет статьи, однако, все же отличается от подсветки тропа. Подсветка требует, чтобы рассказчик или персонажи намекнули «да это же *троп*», а внутримировой пример просто существует не в сюжете произведения, а внутри него. Почти всегда этот троп возникает там, где речь идет о произведении внутри произведения — фильме, книге, пьесе, устном рассказе или песне. Подойдет также и рассказ или воспоминания персонажа о каких-то ранее описанных событиях.
- Камео — когда персонаж-режиссёр собирается снять фильм по книге о приключениях протагониста, тот исполняет роль самого себя (Эрих Кестнер, «Маленький Макс и маленькая мисс»).
- Не знает матчасти — один из главгероев пишет, что корабль «тянул сто узлов в час» (Лев Кассиль, «Кондуит и Швамбрания»).
- Парадокс славы — эльфы говорят на канонiчной квенье, и если в их мире родится Толкин, то «Властелин Колец» будет историческим романом (Метавселенная Рудазова, Земля-1691).
- Также отыграно в «Пути демона» Глушановского.
- Ретрофутуризм — республика осознанно отказалась от прогресса, поэтому даже космические линкоры строит по образу и подобию того, что нарисовано в старых фантастических книгах, с вентилями и медными ручками (Чарльз Стросс, «Небо сингулярности»).
- Самоубийственная самоуверенность — история о чересчур самонадеянной птичке, рассказанная Шурику («Кавказская пленница»).
- Спойлерное название — названия фильмов, снятых расой троллей, фактически являются пересказом их содержания вплоть до статистики по спецэффектам («Homestuck»).
- Тарабарский язык — персонаж выдаёт себя за иностранца, неся дикую околесицу из бессмысленных звукосочетаний и исковерканных иностранных слов (Энид Блайтон, «Пятеро тайноискателей и собака»). То, что это именно околесица, он прекрасно осознаёт.
- В фильме «Последний киногерой» разрушение четвёртой стены происходит именно внутри фильма, связывая типа реальный мир и мир вымышленной кинофраншизы «Джек Слейтер». Там же мы встречаем и внутримировой пример тропа бюджет пишет сюжет — протагонист говорит Слейтеру, что тот не может умереть, пока сборы не упадут.
И так далее, имя им легион. А некоторые приёмы, например ватсонианство против дойлизма или разрушение четвёртой стены, идут ещё дальше — они напрямую связывают миры читателей и персонажей, открывая целое море новых возможностей для обыгрывания таких ситуаций.