Алиса Селезнёва: различия между версиями
Оракул (обсуждение | вклад) (→Приятели: более полная версия из Неолурка) |
Оракул (обсуждение | вклад) (→Описание сеттинга: тоже из Неолурка) |
||
Строка 56: | Строка 56: | ||
В целом будущее светлое. В ранних произведениях кажется, что уже наступил коммунизм (описанный довольно забавно: например, в повести «Сто лет тому вперёд» Коля находит на улице автомат, выдающий мороженое, автомат никаких денег с Коли не требует, но при попытке перепробовать весь ассортимент обламывает его, объявив, что на улице-де холодно и, если съесть много мороженого, можно заболеть). При этом автор идеологии не касается, а достижение такого утопичного (с нашей точки зрения) мира на Земле было благодаря тому, что все люди добровольно проявили сознательность. На Земле грабить и вести незаконный бизнес стало невыгодно. В более поздних произведениях начинают появляться описания недостатков (зачастую в забавном и сатирическом виде): бюрократия, раздолбайство, коррупция, а если учесть, что действие цикла про Кору Орват происходит в том же мире, то все становится гораздо мрачнее: Патрульные крейсера охотятся на пиратские корабли, опаснейшие инопланетяне легко проходят сквозь карантин метрополии землян, полно разного рода случае попадания запрещенных и опасных инопланетных технологий не в те руки, отсутствует надлежащий контроль за перемещениями во времени. На самой Земле утопия только в развитых странах, а в Бирме и Лаосе наркобароны используют технологии 21 века для выращивания наркотиков, один грамм которых заменяет килограмм героина. Спецслужбы изгнанного с родной планеты диктатора не напрягаясь находят и похищают известного ксенобиолога, спокойно расстреливают корабли входящие в солнечную систему. Подразделение галактической службы безопасности на Земле возглавляет цыган со средним образованием, женатый на двух близняшках которые регулярно пытаются его убить. | В целом будущее светлое. В ранних произведениях кажется, что уже наступил коммунизм (описанный довольно забавно: например, в повести «Сто лет тому вперёд» Коля находит на улице автомат, выдающий мороженое, автомат никаких денег с Коли не требует, но при попытке перепробовать весь ассортимент обламывает его, объявив, что на улице-де холодно и, если съесть много мороженого, можно заболеть). При этом автор идеологии не касается, а достижение такого утопичного (с нашей точки зрения) мира на Земле было благодаря тому, что все люди добровольно проявили сознательность. На Земле грабить и вести незаконный бизнес стало невыгодно. В более поздних произведениях начинают появляться описания недостатков (зачастую в забавном и сатирическом виде): бюрократия, раздолбайство, коррупция, а если учесть, что действие цикла про Кору Орват происходит в том же мире, то все становится гораздо мрачнее: Патрульные крейсера охотятся на пиратские корабли, опаснейшие инопланетяне легко проходят сквозь карантин метрополии землян, полно разного рода случае попадания запрещенных и опасных инопланетных технологий не в те руки, отсутствует надлежащий контроль за перемещениями во времени. На самой Земле утопия только в развитых странах, а в Бирме и Лаосе наркобароны используют технологии 21 века для выращивания наркотиков, один грамм которых заменяет килограмм героина. Спецслужбы изгнанного с родной планеты диктатора не напрягаясь находят и похищают известного ксенобиолога, спокойно расстреливают корабли входящие в солнечную систему. Подразделение галактической службы безопасности на Земле возглавляет цыган со средним образованием, женатый на двух близняшках которые регулярно пытаются его убить. | ||
Многие произведения космооперные. Поэтому на многих других планетах монархия. На других — диктатура. Про правительства на Земле почти ничего не сказано. | Многие произведения космооперные. Поэтому на многих других планетах монархия. На других — диктатура. Про правительства на Земле почти ничего не сказано. И вообще есть многочисленные '''[[микротрещины в канве]]'''. | ||
* [[Hammerspace]] («Миллион приключений», «Остров ржавого лейтенанта» и др.) — [[космические пираты]], [[робот]]ы и обычные вещи прячутся в чемодане, коробке из-под шляп, портфеле и прочих не очень вместительных предметах благодаря действию уменьшающего поля. | |||
* [[Биохимических барьеров не существует]] — на Землю привозят инопланетных животных и селят в Московский зоопарк! Однако ''перед'' тем, как отлавливать животных, биологи наблюдают за ними, чтобы при перевозке и в самом Космозоо создать для них подходящие условия обитания. Пищу для транспортировки обычно запасают естественную, а в зоопарке с этим вполне справляются продвинутые синтезаторы. | |||
** Вообще-то некоторых селят в герметичных вольерах, если земной воздух им не подходит. | |||
* [[Будущее не оправдало ожиданий]] — Алиса Селезнёва родится 17 ноября 2065 года. У нас осталось 45 лет, чтобы построить будущее, в котором она жила. К слову, в «Тайне третьей планеты» это учли, и там Алиса говорит о XXII, а не XXI веке. | |||
** В 2065? Тогда в 2082 ей былобы 17, а не 12 лет. Впрочем, они все друг другу противоречат, но даже исследователь Бусыгин приводит год рождения как 2079-2080. | |||
** В повести «Гай-до» (1986) говорится, что «в начале XXI века» были открыты гравитоны, что позволило создать гравитационные двигатели. Прошло уже без малого 20 лет, а речь об открытии гравитонов пока не идёт (не говоря уже о двигателях с их применением). Но есть и успехи на этом поприще — например регистрация в 2015 году гравитационных волн. | |||
* [[Внезапная мистика]] — у цикла вообще проблемы с [[сеттинг]]ом, однако бо́льшая часть того, что читателю кажется чудом, на самом деле имеет научное (или околонаучное) объяснение. За исключением эпохи легенд, где колдовство отнюдь не выдумка, а также бабушки Алисы, которая скромно называет себя «фокусницей», но на деле творит настоящую магию. | |||
* [[Глаза переменного цвета]] — у похожих на одноглазых бесхвостых котят жителей планеты '''Брастак''' цвет глаз зависит от характера. У честных и благородных он синий или сиреневый, у задумавших или совершивших что-то недоброе (в частности, помочь пиратам) он меняется. Один из представителей этой расы, археолог Рррр: «Какой у тебя цвет глаз, такой и характер. Бывает даже, что брастак рождается с голубым глазом, но из-за плохого воспитания или по другой причине его характер портится. И тогда его глаз [[Зло уродует|желтеет. У очень плохих брастаков они становятся оранжевыми]]… Если преступник попадает в тюрьму, его выпускают, только когда глаз у него становится серым или хотя бы зеленым, — значит, он исправился». («Миллион приключений»)/ | |||
* [[Космические пираты]] - основные антагонисты в ранних произведениях. Весельчак У определенно фигурирует под кличкой, а не под настоящим именем. И он вовсе не [[добродушный толстяк]], а [[Диссонирующее имя|достаточно жестокий детина]]. Как он сам говорил о себе: «…я умею шутить, недаром меня прозвали Весельчаком. Но некоторые мои шутки кончаются слезами» (угадайте с одного раза, чьими). | |||
* [[Манипуляция возрастом]] — Алиса минимум в двух произведениях попадала в происшествия, уменьшавших её биологический возраст по сравнению с календарным: во «Второгодниках» при путешествии в прошлое за мороженым на неисправной машине времени, объективно занявшим полгода при прошедшем субьективно для самой Алисы получасе, и кратковременного ныряния во «Втором дне рождения» под работающий на полную мощность омолаживащий экран для спасения затупившего питекантропа Геракла, сдвинувшего её еще на пару недель. Именно этим, помимо хронически рваной канвы, могут объясняться противоречащие друг другу утверждения о старшинстве между Пашкой и Алисой в «Шкатулке пиратской мамаши» (Алиса старше на пять месяцев) и в «Войне с лилипутами» (Пашка старше на месяц). | |||
* [[Мне на самом деле семьсот лет]]: | |||
** «Сто лет тому вперёд» — дед Паша, родился 12 апреля 1965 года (в экранизации — в 1950 г.) выглядит лет на 60, но ему — 117 лет (в фильме — 132 года). | |||
** «Второгодники» — Всеволод Михайлович, сосед Селезнёвых, которому 150 лет, а выглядит максимум на 70. | |||
** «Пашка-троглодит»: инопланетянин, которого Пашка встретил в палеолите — между этим тропом и бездной времени: речь о сотнях тысяч лет. При этом история его расы печальна и в духе антииммортализма: вымерли они даже не столько из-за того, что угробили свою планету, сколько из-за… Самого бессмертия, полученного в качестве побочного эффекта: спустя многие тысячи лет, все, кроме того самого инопланетянина, просто лишились какой-либо цели в жизни и в итоге покончили с собой (размножаться то ли не могли, то ли просто забыли, что так тоже можно. Тот, с кем встретился Пашка, осознал, что его это тоже ждёт, если он не найдет цели для себя, и решил заняться спасением видов, вымерших во вселенной за всю её историю, для чего намутил себе личную [[машина времени|машину времени]]. | |||
* [[Не знает сеттинга]] — больше всего в кино, мультфильмах и иллюстрациях досталось Громозеке. Как только его не изображали! | |||
* [[Простое обучение языку]]: | |||
** «День рождения Алисы» — с обоснованием: Алису обучают языку планеты Колеида с помощью гипнопедии (обучения во сне; в настоящее время методика считается крайне ограниченно работоспособной). | |||
** «Город без памяти» — в ходе полёта на Крину Пашка и Ирия учат язык во сне, сама же Алиса, прикручивая фитилёт тропа, решает учить всерьёз с помощью ''мневмокассеты'', чтобы сохранить знание на всю жизнь — «все равно три дня лететь». | |||
** В «Секрет чёрного камня» играется напрямую: Алиса за несколько дней изучает инопланетный язык, при этом находясь в рабстве в качестве пушечного мяса ([[Детям это смотреть нельзя!|очень детская книга]], [[сарказм|да]]; но в общем-то тут [[сатира]], и совсем всерьёз злоключения персонажей не воспринимаются) и не имея возможности уделять изучению языка достаточно времени. Авторский обоснуй заключается в том, что все языки людей с других планет строятся на одних принципах, а Алиса [[полиглот]] по современным меркам (для ее мира норма), к тому же знает космолингву. | |||
** Альтернативный обоснуй — местная армия, по большей части состоящая из рабов, скупаемых по всей галактике, говорит на каком-то жутком пиджине на основе космолингвы, который действительно реально при таких вводных освоить на уровне «я понимаю, меня понимают»: в конце концов, не только в интересах солдат понимать командование, но и наоборот. Хотя вообще помянутая космолингва — уже такая лингвистическая несуразица (если бы ещё она только на людей с других планет распространялась — но как говорить на одном языке могут ВСЕ представители галактического содружества, включая тех, у кого и рта-то нет… Впрочем, это совсем ненаучная фантастика, что автор никогда и не скрывал), что остальное уже мелочи. | |||
** В «Крестоносцах» прямо говорится что Алиса обладает очень сильными способностями к языкам: поговорив несколько минут с девушкой, она начинает свободно изъясняться на местном языке. | |||
* [[Прочитать о себе книгу]]: | |||
** «Секрет чёрного камня» — в прошлом известна Алиса Селезнёва как литературный персонаж и снят фильм «[[Гостья из будущего]]» с Наташей Гусевой в главной роли. Впрочем, за сто лет они, видимо, основательно забыты, так что настоящая Алиса впервые узнаёт об этом казусе от хронопутешественника Остапа Нетудыхаты. | |||
** В повести «Древние тайны» «Робот Вертер улетел на конференцию, посвященную стодесятилетию выхода в свет телевизионного сериала „Гостья из будущего“, снятого режиссером Павлом Арсеновым. Празднества по этому поводу охватили половину городов Земли, не говоря об отдаленных уголках Солнечной системы». | |||
** Педаль в космос с [[Разрушение четвёртой стены|разрушением четвёртой стены]] — в «Планете для тиранов», где Крыс заявляет Алисе: «Если я тебя убью, о чём Кир Булычёв будет писать свои книжки?» Впрочем, в этой и некоторых других поздних книгах Алиса действительно окружена ореолом межпланетной славы своих прошлых приключений (вполне соразмерной их масштаба) и книжки о ней есть даже на борту Гай-До. | |||
*** Да и в «Привидений не бывает»: «— Нет, так нельзя! — возмутилась Алиса. — Мы с вами рассказываем детскую повесть. Так вы всех читателей перепугаете! Да и не только детей — вы только посмотрите на преподавателя детского сада, на нем лица нет». | |||
* [[Терраформинг]] («Путешествие Алисы»): | |||
** На Планете Трёх Капитанов атмосферы изначально нет, но «для начала в центре планеты установлен мощный реактор, который выделяет кислород из горных пород. Сейчас здесь ещё не очень хороший воздух, но к открытию музея воздух станет самым лучшим во всей Галактике». | |||
** Специфический терраморфинг [[Венера|Венеры]] — Первый капитан участвует в проекте по смене орбиты планеты и периодов её обращения, чтобы её можно было заселить. | |||
* [[Флайер]]ы описываются как летающие автомобили для «межгорода», в частности в «Гай-До» Алиса и ее друзья летают на флайере в пустыню Сахару из Москвы. В «Сто лет тому вперед» также используются флипы — легкие одноместные флайеры вида «летающий пузырь». Вероятный механизм работы — антигравитация. | |||
* [[Химера]] — Алиса с такими существами встречается регулярно. Всех не опишешь, для всех в Космозоо клеток не хватит. | |||
** Один из самых интересных примеров — комгусь, которого вывел Пашка. «Пашка гордо смотрел на зрителей, а тем временем его творение поднялось на шесть тонких ног, кончающихся перепончатыми лапами. Серые перья комгуся кое-как прикрывали его блестящий хитиновый панцирь, прозрачные крылья были покрыты гусиным пухом, а вместо клюва из его головы высовывалось жало длиной в полметра». | |||
* [[Хронически рваная канва]] — пират Крыс оказывается то [[инсектоид]]ом, носящим синтетическую оболочку, чтобы притворяться человеком, то великим гипнотизёром (в «Сто лет тому вперед»). Кстати, о том, что он ещё и инсектоид в оболочке, там опять-таки упоминается при первом появлении пиратов. Причём в той же повести Крыс снимается в кино без грима, изображая Наполеона I и других исторических личностей. Не иначе, загипнотизировал кинокамеры. Наконец, в финале той же повести Крыс явно превращается физически, в «перекатчика». | |||
** Возможно Крыс [[метаморф]]. Алиса называет его «гипнотизёром» для Юли Грибковой, чтобы не создавать [[вывих мозга]] советской школьнице (про гипноз уже тогда знали, а попробуй объяснить как существо меняет облик за секунды по своему желанию, тем более, если сама вряд ли знаешь процесс). Зачем инсексоиду-метаморфу была нужна оболочка? Ну, [[Поднять уровень крутизны|научился меняться с времен событий «Тайны третьей планеты»]]. | |||
** При попытке построить хронологию событий канва становится не просто рваной, а порванной. | |||
** [[Необузданные догадки]] — все нестыковки исчезают, если допустить, что Кир Булычёв писал про разных Алис из параллельных вселенных. В двух книгах — «Это ты, Алиса?» и «Алиса и Алисия» — о существовании таких параллельных вселенных говорится открытым текстом, и они даже пересекаются. [https://alisa.romantiki.ru/?p=3183 Подробнее] | |||
* [[Человеко-звериный сеттинг]]: | |||
** Обитатели Заповедника Сказок — в Эпоху Легенд это было вообще обычным явлением на Земле. | |||
** Ряд планет заселён зооморфами — есть собратья археолога Р (похожие на одноглазых котят), [[ктулхуманоид]]ные чумарозцы, инопланетяне, выглядящие как медвежата, и другие. | |||
* Планета [[Шелезяка]]. «Полезных ископаемых нет. Воды нет. Растителности (sic!) нет. Населена роботами». А раньше-то всё было, вплоть до примитивной органической цивилизации, только прилетели (точнее, потерпели кораблекрушение) [[Автомат фон Неймана|автономные роботы]] и [[топливо ночного кошмара|переработали всю планету с биосферой в таких же роботов]]. Точнее, роботам биосфера была до лампочки, а довели они планету, растратив все ресурсы. Когда спохватились — оказалось поздно. | |||
* [[Это не луна!]]: | |||
** «Путешествия Алисы» — живая планета и живая туманность. | |||
** В других книгах — корабль-астероид, корабль-бродячая планета и малый и большой космические дракончики. | |||
* [[Ужас у холодильника/Русскоязычная проза|Ужас у холодильника]] — многое можно списать на будущее и нечеловеческую психологию инопланетян, но… | |||
** Некоторые планеты, явно не задуманные как что-то плохое, по здравом размышлении выглядят форменными [[мир-помойка|мирами-помойками]]. На Вестере, скажем, ни у кого не вызывает вопросов ситуация, когда отец семейства фактически убивает жену и ломает психику ребенку (возможно, правда, не на всем Вестере — но в явно развитой стране). Вряд ли автор хотел этого, но вышло, что вышло. | |||
*** Крыс устроил экологическую катастрофу на Блуке, пытаясь замести следы… Но кто-то с тем-же успехом мог устроить ее по тем самым причинам, о которых думали ушаны: слишком хотеть денег, чтобы задумываться о том, что его товар может навредить экологии планеты. Или просто по безалаберности. Или честно заблуждаясь. И может устроить в будущем (похоже, что никакого урока ушаны из того случая не извлекли). И мог уже устроить: как правило, проблема инвазивных видов все-таки работает не так, и если на планету попало что-то не то несколько месяцев назад, не факт, что это успело как-то проявиться. Все-таки, в свободном порту меры досмотра и карантина нужны сильнее, чем где бы то ни было, а на Блуке их то ли вовсе нет, то ли они основаны на личной интуиции таможенника. | |||
** «Секрет чёрного камня». Судя по тому, как изображено действие порошка, которым пользуется [[Крутая бабуля|бабушка Алисы]], это даже не наркотик, а просто [[Отрава|яд]]: у здоровенной каменной космической [[чу-чу]]ндры вызвал приступ судорог и рвоту (всё же, максимально похоже именно на это, а не на то, что она «живот надорвала от смеха»: вряд ли у этой штуки вообще достаточно сложная нервная система или ее аналог, чтобы испытывать веселье). Конкретно в той ситуации (надо было заставить чу-чундру выплюнуть корабль, при этом не убив её) было как нельзя кстати, но использовать нечто подобное, чтобы заставить зал смеяться над неудачным номером… Попахивает [[Цирк ужасов|цирком ужасов]]. Впрочем, если это все-таки наркотик — не сильно лучше. Возможно, правда, что «нужно для выступлений» — просто универсальная отмазка касательно всего, что есть в арсенале бабушки Алисы, но тогда зачем ей этот порошок на самом деле — [[вечная загадка]]. А вообще ужасов в повести хватает (несмотря на гротескное преувеличение проблем, ситуация на самом деле крайне невесёлая, и не только на отшибе), но по большей части сразу. | |||
** «Дежурные злодеи» у Булычёва — [[космические пираты]], и если у Весельчака У и Крыса сюжетная броня, то участи рядовых авантюристов космических трасс вроде Дуча или Дикаря во Вселенной, где космических пиратов «давным-давно истребили» (как обнаруживается — не всех) — не позавидуешь… | |||
*** Учитывая, что Дикаря угрожали сбить, наплевав на заложника у него на корабле (да, скорее всего, это был блеф, но были ведь какие-то причины думать, что Дикарь поведется на этот блеф)… Проделывать весь путь до холодильника не обязательно. | |||
* Судя по «Ржавому фельдмаршалу», до событий повестей мир пережил какое-то крайнее военное напряжение. Наверное, это все-же не была ядерная Третья Мировая (в самой книге есть опровержение), но какая-то Вторая Холодная со всеми вытекающими была явно. | |||
** Тем не менее, США в книгах подозрительно обходят упоминаниями: если и встречается англосакс, то из Британии или Австралии, а Америки как будто и нет вовсе. Видимо, Америку пусть и не разбомбили, но свели до второстепенного статуса. | |||
== Повести и рассказы про Алису == | == Повести и рассказы про Алису == |
Версия 02:14, 16 апреля 2022
Алиса Игоревна Селезнёва — главная героиня цикла детских фантастических книг Кира Булычёва «Приключения Алисы» и их экранизаций.
Книги и фильмы про Алису — это добрая околонаучная фантастика с путешествиями в космосе и во времени. Несколько поколений читателей и зрителей на её приключениях выросли, а для тех, кто постарше, это нередко было вообще первое знакомство с фантастикой, а для тех, кто помладше, это приятное ностальгическое ретро из времён космической романтики. Можно сказать, это была единственная мультимедийная фантастическая франшиза в СССР. Да и в современной России у неё мало найдётся конкурентов того же масштаба (десятки книг, четыре полнометражных экранизации, два сериала, игры, комиксы!), вплоть до того, что в «Мире фантастики» «Алису» как-то раз назвали «русским национальным мифом».
Добрые люди составлии Викию про неё. Другие добрые люди создали её персональный сайт.
Персонажи
- Алиса Селезнёва — центральная героиня, девочка школьного возраста (в разных повестях от 8 до 12 лет), живущая в Москве конца XXI века. В свободное от учёбы время участвует в различных приключениях совместно с друзьями и/или отцом. Солнечная блондинка, обладательница неуёмного любопытства, юный биолог, друг всему живому и пацанка с манерой лезть навстречу приключениям и вечно попадать в неприятности. Вопреки нынешним традициям Young-adult — не Мэри-Сью, не избранная, и даже не центр вращения, а скорее наблюдатель и, зачастую, единственный нормальный человек среди узко мыслящих взрослых, неисправимых романтиков и просто смешных инопланетян.
Родители
- Отец: Игорь Селезнёв, выдающийся ученый, директор Космозоо (бывшего московского зоопарка).
- Мать: Кира Селезнёва, архитектор, в книгах почти не появляется — сплошные командировки.
- Надо заметить, что кое-какие детали К. Булычёв заимствовал из своей жизни.
Прочие родственники
- Бабушка Клавдия Матвеевна, балерина и танцует в Большом театре.
- Дед Алексей (муж Клавдии Алексеевны). Главное хобби — видеосъёмка любимой внучки при помощи антикварной кинокамеры.
- Двоюродная бабушка Лукреция Ивановна (сестра матери Игоря Селезнёва), крутая бабуля, ранее работала в цирке с иллюзионным аттракционом (применяет свои умения в жизни), вместе с Алисой участвовала в приключениях. По совместительству трикстер, любит представления и розыгрыши.
- Тетя Аустра. Проживает в Каугури (Латвия)
- Алиса Селезнёва (младшая) — прапраправнучка Алисы, но из XXIV века.
Домочадцы
Кроме того, в квартире Селезнёвых проживают:
- Робот-домработник Поля (в некоторых книгах — Гриша). Возможно: Поля — заводское название марки домашних роботов, а Гриша — имя, которое дали ему Селезнёвы. Либо это разные роботы (сначала был один, сломался и его заменили другим; или Полю время от времени отправляют в мастерскую на профилактику, а напрокат дают Гришу).
- Марсианский богомол — домашнее животное.
- Шуша — представитель полуразумных существ с одной из планет системы Сириуса (в диафильме 6-лапые чебурашки). Может говорить, способен к новым языкам.
- Кустики — растения (с 8-й планеты Альдебарана), которые могут ходить. Любят, когда их поливают компотом.
Приятели и другие спутники
- Пашка Гераскин. Неисправимый романтик, неугомонный авантюрист, вечный двигатель в человеческом облике, умеющий и других провоцировать на поступки, каких сами бы ни за что не совершили, постоянно во что-нибудь влипающий из-за хронической Жанровой ошибки. Увлекается множеством дел сразу, но редко что может довести до ума. Во многих повестях фактически второй главный герой, причём Алиса на его фоне поневоле становится «голосом разума» (хотя обычно сама не прочь влипнуть в приключения). Испытывает явные романтические чувства к Алисе, которая его всегда френдзонит.
- Аркаша Сапожков. Противоположность Пашки, упитанный, усидчивый, рассудительный и в доску правильный «ботан», которого, впрочем, Пашка с лёгкостью берёт на слабо.
- Фрейдистское трио: Алиса — Эго, Пашка — Ид, Аркаша — Суперэго.
- Непохожие друзья — Пашка и Аркаша. Алиса как-то замечает о них: «Совершенно непохожи, и всё-таки похожи». Сама она с каждым из них по отдельности тоже составляет пару с противоположными характерами.
- Громозека. Археолог с планеты Чумароза, внешне похожий на Ктулху. В душе при этом похож на Пашку, такой же взбалмошный чудак, только ещё с элементами ранимой няшки.
- Рррр. Инопланетный археолог, похожий на котёнка. Противоположность Громозеки, очень серьёзный и ответственный, но порой по сюжету вынужден прикидываться именно котёнком.
- Механик Филидор Зелёный. Рыжий, бородатый, показной пессимист.
- В повести «Путешествие Алисы» был ещё капитан Полосков, который ничем особенным не запомнился, а потому в мультфильм «Тайна третьей планеты» не вошёл.
- Зато засветился в «Гостье из будущего», где был назван сыном деда Павла.
- В повести «Путешествие Алисы» был ещё капитан Полосков, который ничем особенным не запомнился, а потому в мультфильм «Тайна третьей планеты» не вошёл.
- Ирия Гай и Кора Орват. Бой-бабы, эдакие вариации на тему выросшей Алисы. Первая — крутой в отставке и мама-медведица, вторая — агент космической полиции. У Орват ещё и собственная серия книг есть.
- Гай-до — говорящий и разумный корабль, некогда принадлежавший Ирии Гай. По характеру — верный слуга, сперва для Ирии, потом для Алисы с друзьями. Породил странную логическую дыру во вселенной Булычёва — правда, не сам, а из-за реакции персонажей, которые чуть в обморок не упали, обнаружив, что корабль разговаривает. Это люди, которые каждый день болтают с эмоциональными роботами и разумным такси, ага. В «Войне с лилипутами» даже ещё один корабль с такими замашками появлялся.[1]
- А не могло быть так, что удивлялись они не тому, что разговаривает космический корабль, а тому, что разговаривает объект со свалки? Логика подсказывает, что выдрать комп с корабля, отправляемого на свалку, дело нехитрое.
- Как минимум в «Планете пять-четыре» (возможно, в окончательной версии было иначе) упоминалось, что Самаон Гай положил свою жизнь и жизни членов своей семьи именно на то, чтобы создать небольшой экспедиционный корабль с полноценным ИИ. До этого возможны были только либо сверхтяжелые корабли с полноценным ИИ, либо корабли с более простой логикой. Как одно связано с другим… А кто его знает. Возможно, правда, что это касалось не всей галактики, а конкретно Вестера, который вообще планета довольно загадочная.
- Может быть, дело в качестве ИИ, насколько он будет подобен человеческому («Иначе получался обычный корабль робот»), в идеале личность идентичная человеческой. Чтобы создать такой ИИ, нужно было много оборудования (Датировка по электронике — повесть напечатана в 80-х, но идея могла прийти и раньше, когда компьютеры были более громоздкие), отсюда и требования к размеру.
- Альтернативный обоснуй — Вестер сильно отстает в развитии компьютерных технологий. Их компьютеры все еще «шкафы с перфокартами» (на Земле уже даже роботы обладают ИИ).
- Как минимум в «Планете пять-четыре» (возможно, в окончательной версии было иначе) упоминалось, что Самаон Гай положил свою жизнь и жизни членов своей семьи именно на то, чтобы создать небольшой экспедиционный корабль с полноценным ИИ. До этого возможны были только либо сверхтяжелые корабли с полноценным ИИ, либо корабли с более простой логикой. Как одно связано с другим… А кто его знает. Возможно, правда, что это касалось не всей галактики, а конкретно Вестера, который вообще планета довольно загадочная.
- А не могло быть так, что удивлялись они не тому, что разговаривает космический корабль, а тому, что разговаривает объект со свалки? Логика подсказывает, что выдрать комп с корабля, отправляемого на свалку, дело нехитрое.
- Инспектор Кром, сотрудник галактической полиции, которому периодически приходится спасать юных биологов от космических пиратов. Мечтает спровадить не в меру отважную Алису из космоса, но при этом не раз пользовался ее помощью.
- Комиссар Милодар, наглый шеф земного отделения галактической полиции, второстепенный положительный персонаж, хоть и с недостатками. Сидит безвылазно в бункере подо льдами Антарктиды, однако в виде голограммы очень любит неожиданно появляться в разных местах Земли. Был выкраден у матери цыганами и воспитан в цыганской среде.
Описание сеттинга
Время действия — конец XXI века. Место действия — почти любая планета Галактики, а также Земля в различные времена (т. к. в Институте времени есть соответствующее оборудование для хроноперемещений, т. е. машина времени).
Москва будущего — место жительства Алисы, ее друзей и родителей. Московский зоопарк превратился в КосмоЗоо, также имеется Заповедник сказок, где обитают некоторые сказочные существа из Эпохи легенд.
Эпоха легенд — существовавшая между третьим и четвертым ледниковым периодом особая эпоха, на протяжении которой на Земле обитали сверхъестественные существа, ставшие героями сказок и легенд. Довольно неплохая идея автора, чтобы писать про сказочно-фэнтезийные приключения Алисы, оставаясь в рамках научно-фантастического сеттинга. Отсутствие материальных следов объясняется тем, что работавшая тогда магия могла только имитировать создаваемые ею предметы (если наколдовать каменный замок, то он по своим свойствам будет хуже, чем построенная избушка)[2].
В целом будущее светлое. В ранних произведениях кажется, что уже наступил коммунизм (описанный довольно забавно: например, в повести «Сто лет тому вперёд» Коля находит на улице автомат, выдающий мороженое, автомат никаких денег с Коли не требует, но при попытке перепробовать весь ассортимент обламывает его, объявив, что на улице-де холодно и, если съесть много мороженого, можно заболеть). При этом автор идеологии не касается, а достижение такого утопичного (с нашей точки зрения) мира на Земле было благодаря тому, что все люди добровольно проявили сознательность. На Земле грабить и вести незаконный бизнес стало невыгодно. В более поздних произведениях начинают появляться описания недостатков (зачастую в забавном и сатирическом виде): бюрократия, раздолбайство, коррупция, а если учесть, что действие цикла про Кору Орват происходит в том же мире, то все становится гораздо мрачнее: Патрульные крейсера охотятся на пиратские корабли, опаснейшие инопланетяне легко проходят сквозь карантин метрополии землян, полно разного рода случае попадания запрещенных и опасных инопланетных технологий не в те руки, отсутствует надлежащий контроль за перемещениями во времени. На самой Земле утопия только в развитых странах, а в Бирме и Лаосе наркобароны используют технологии 21 века для выращивания наркотиков, один грамм которых заменяет килограмм героина. Спецслужбы изгнанного с родной планеты диктатора не напрягаясь находят и похищают известного ксенобиолога, спокойно расстреливают корабли входящие в солнечную систему. Подразделение галактической службы безопасности на Земле возглавляет цыган со средним образованием, женатый на двух близняшках которые регулярно пытаются его убить.
Многие произведения космооперные. Поэтому на многих других планетах монархия. На других — диктатура. Про правительства на Земле почти ничего не сказано. И вообще есть многочисленные микротрещины в канве.
- Hammerspace («Миллион приключений», «Остров ржавого лейтенанта» и др.) — космические пираты, роботы и обычные вещи прячутся в чемодане, коробке из-под шляп, портфеле и прочих не очень вместительных предметах благодаря действию уменьшающего поля.
- Биохимических барьеров не существует — на Землю привозят инопланетных животных и селят в Московский зоопарк! Однако перед тем, как отлавливать животных, биологи наблюдают за ними, чтобы при перевозке и в самом Космозоо создать для них подходящие условия обитания. Пищу для транспортировки обычно запасают естественную, а в зоопарке с этим вполне справляются продвинутые синтезаторы.
- Вообще-то некоторых селят в герметичных вольерах, если земной воздух им не подходит.
- Будущее не оправдало ожиданий — Алиса Селезнёва родится 17 ноября 2065 года. У нас осталось 45 лет, чтобы построить будущее, в котором она жила. К слову, в «Тайне третьей планеты» это учли, и там Алиса говорит о XXII, а не XXI веке.
- В 2065? Тогда в 2082 ей былобы 17, а не 12 лет. Впрочем, они все друг другу противоречат, но даже исследователь Бусыгин приводит год рождения как 2079-2080.
- В повести «Гай-до» (1986) говорится, что «в начале XXI века» были открыты гравитоны, что позволило создать гравитационные двигатели. Прошло уже без малого 20 лет, а речь об открытии гравитонов пока не идёт (не говоря уже о двигателях с их применением). Но есть и успехи на этом поприще — например регистрация в 2015 году гравитационных волн.
- Внезапная мистика — у цикла вообще проблемы с сеттингом, однако бо́льшая часть того, что читателю кажется чудом, на самом деле имеет научное (или околонаучное) объяснение. За исключением эпохи легенд, где колдовство отнюдь не выдумка, а также бабушки Алисы, которая скромно называет себя «фокусницей», но на деле творит настоящую магию.
- Глаза переменного цвета — у похожих на одноглазых бесхвостых котят жителей планеты Брастак цвет глаз зависит от характера. У честных и благородных он синий или сиреневый, у задумавших или совершивших что-то недоброе (в частности, помочь пиратам) он меняется. Один из представителей этой расы, археолог Рррр: «Какой у тебя цвет глаз, такой и характер. Бывает даже, что брастак рождается с голубым глазом, но из-за плохого воспитания или по другой причине его характер портится. И тогда его глаз желтеет. У очень плохих брастаков они становятся оранжевыми… Если преступник попадает в тюрьму, его выпускают, только когда глаз у него становится серым или хотя бы зеленым, — значит, он исправился». («Миллион приключений»)/
- Космические пираты - основные антагонисты в ранних произведениях. Весельчак У определенно фигурирует под кличкой, а не под настоящим именем. И он вовсе не добродушный толстяк, а достаточно жестокий детина. Как он сам говорил о себе: «…я умею шутить, недаром меня прозвали Весельчаком. Но некоторые мои шутки кончаются слезами» (угадайте с одного раза, чьими).
- Манипуляция возрастом — Алиса минимум в двух произведениях попадала в происшествия, уменьшавших её биологический возраст по сравнению с календарным: во «Второгодниках» при путешествии в прошлое за мороженым на неисправной машине времени, объективно занявшим полгода при прошедшем субьективно для самой Алисы получасе, и кратковременного ныряния во «Втором дне рождения» под работающий на полную мощность омолаживащий экран для спасения затупившего питекантропа Геракла, сдвинувшего её еще на пару недель. Именно этим, помимо хронически рваной канвы, могут объясняться противоречащие друг другу утверждения о старшинстве между Пашкой и Алисой в «Шкатулке пиратской мамаши» (Алиса старше на пять месяцев) и в «Войне с лилипутами» (Пашка старше на месяц).
- Мне на самом деле семьсот лет:
- «Сто лет тому вперёд» — дед Паша, родился 12 апреля 1965 года (в экранизации — в 1950 г.) выглядит лет на 60, но ему — 117 лет (в фильме — 132 года).
- «Второгодники» — Всеволод Михайлович, сосед Селезнёвых, которому 150 лет, а выглядит максимум на 70.
- «Пашка-троглодит»: инопланетянин, которого Пашка встретил в палеолите — между этим тропом и бездной времени: речь о сотнях тысяч лет. При этом история его расы печальна и в духе антииммортализма: вымерли они даже не столько из-за того, что угробили свою планету, сколько из-за… Самого бессмертия, полученного в качестве побочного эффекта: спустя многие тысячи лет, все, кроме того самого инопланетянина, просто лишились какой-либо цели в жизни и в итоге покончили с собой (размножаться то ли не могли, то ли просто забыли, что так тоже можно. Тот, с кем встретился Пашка, осознал, что его это тоже ждёт, если он не найдет цели для себя, и решил заняться спасением видов, вымерших во вселенной за всю её историю, для чего намутил себе личную машину времени.
- Не знает сеттинга — больше всего в кино, мультфильмах и иллюстрациях досталось Громозеке. Как только его не изображали!
- Простое обучение языку:
- «День рождения Алисы» — с обоснованием: Алису обучают языку планеты Колеида с помощью гипнопедии (обучения во сне; в настоящее время методика считается крайне ограниченно работоспособной).
- «Город без памяти» — в ходе полёта на Крину Пашка и Ирия учат язык во сне, сама же Алиса, прикручивая фитилёт тропа, решает учить всерьёз с помощью мневмокассеты, чтобы сохранить знание на всю жизнь — «все равно три дня лететь».
- В «Секрет чёрного камня» играется напрямую: Алиса за несколько дней изучает инопланетный язык, при этом находясь в рабстве в качестве пушечного мяса (очень детская книга, да; но в общем-то тут сатира, и совсем всерьёз злоключения персонажей не воспринимаются) и не имея возможности уделять изучению языка достаточно времени. Авторский обоснуй заключается в том, что все языки людей с других планет строятся на одних принципах, а Алиса полиглот по современным меркам (для ее мира норма), к тому же знает космолингву.
- Альтернативный обоснуй — местная армия, по большей части состоящая из рабов, скупаемых по всей галактике, говорит на каком-то жутком пиджине на основе космолингвы, который действительно реально при таких вводных освоить на уровне «я понимаю, меня понимают»: в конце концов, не только в интересах солдат понимать командование, но и наоборот. Хотя вообще помянутая космолингва — уже такая лингвистическая несуразица (если бы ещё она только на людей с других планет распространялась — но как говорить на одном языке могут ВСЕ представители галактического содружества, включая тех, у кого и рта-то нет… Впрочем, это совсем ненаучная фантастика, что автор никогда и не скрывал), что остальное уже мелочи.
- В «Крестоносцах» прямо говорится что Алиса обладает очень сильными способностями к языкам: поговорив несколько минут с девушкой, она начинает свободно изъясняться на местном языке.
- Прочитать о себе книгу:
- «Секрет чёрного камня» — в прошлом известна Алиса Селезнёва как литературный персонаж и снят фильм «Гостья из будущего» с Наташей Гусевой в главной роли. Впрочем, за сто лет они, видимо, основательно забыты, так что настоящая Алиса впервые узнаёт об этом казусе от хронопутешественника Остапа Нетудыхаты.
- В повести «Древние тайны» «Робот Вертер улетел на конференцию, посвященную стодесятилетию выхода в свет телевизионного сериала „Гостья из будущего“, снятого режиссером Павлом Арсеновым. Празднества по этому поводу охватили половину городов Земли, не говоря об отдаленных уголках Солнечной системы».
- Педаль в космос с разрушением четвёртой стены — в «Планете для тиранов», где Крыс заявляет Алисе: «Если я тебя убью, о чём Кир Булычёв будет писать свои книжки?» Впрочем, в этой и некоторых других поздних книгах Алиса действительно окружена ореолом межпланетной славы своих прошлых приключений (вполне соразмерной их масштаба) и книжки о ней есть даже на борту Гай-До.
- Да и в «Привидений не бывает»: «— Нет, так нельзя! — возмутилась Алиса. — Мы с вами рассказываем детскую повесть. Так вы всех читателей перепугаете! Да и не только детей — вы только посмотрите на преподавателя детского сада, на нем лица нет».
- Терраформинг («Путешествие Алисы»):
- На Планете Трёх Капитанов атмосферы изначально нет, но «для начала в центре планеты установлен мощный реактор, который выделяет кислород из горных пород. Сейчас здесь ещё не очень хороший воздух, но к открытию музея воздух станет самым лучшим во всей Галактике».
- Специфический терраморфинг Венеры — Первый капитан участвует в проекте по смене орбиты планеты и периодов её обращения, чтобы её можно было заселить.
- Флайеры описываются как летающие автомобили для «межгорода», в частности в «Гай-До» Алиса и ее друзья летают на флайере в пустыню Сахару из Москвы. В «Сто лет тому вперед» также используются флипы — легкие одноместные флайеры вида «летающий пузырь». Вероятный механизм работы — антигравитация.
- Химера — Алиса с такими существами встречается регулярно. Всех не опишешь, для всех в Космозоо клеток не хватит.
- Один из самых интересных примеров — комгусь, которого вывел Пашка. «Пашка гордо смотрел на зрителей, а тем временем его творение поднялось на шесть тонких ног, кончающихся перепончатыми лапами. Серые перья комгуся кое-как прикрывали его блестящий хитиновый панцирь, прозрачные крылья были покрыты гусиным пухом, а вместо клюва из его головы высовывалось жало длиной в полметра».
- Хронически рваная канва — пират Крыс оказывается то инсектоидом, носящим синтетическую оболочку, чтобы притворяться человеком, то великим гипнотизёром (в «Сто лет тому вперед»). Кстати, о том, что он ещё и инсектоид в оболочке, там опять-таки упоминается при первом появлении пиратов. Причём в той же повести Крыс снимается в кино без грима, изображая Наполеона I и других исторических личностей. Не иначе, загипнотизировал кинокамеры. Наконец, в финале той же повести Крыс явно превращается физически, в «перекатчика».
- Возможно Крыс метаморф. Алиса называет его «гипнотизёром» для Юли Грибковой, чтобы не создавать вывих мозга советской школьнице (про гипноз уже тогда знали, а попробуй объяснить как существо меняет облик за секунды по своему желанию, тем более, если сама вряд ли знаешь процесс). Зачем инсексоиду-метаморфу была нужна оболочка? Ну, научился меняться с времен событий «Тайны третьей планеты».
- При попытке построить хронологию событий канва становится не просто рваной, а порванной.
- Необузданные догадки — все нестыковки исчезают, если допустить, что Кир Булычёв писал про разных Алис из параллельных вселенных. В двух книгах — «Это ты, Алиса?» и «Алиса и Алисия» — о существовании таких параллельных вселенных говорится открытым текстом, и они даже пересекаются. Подробнее
- Человеко-звериный сеттинг:
- Обитатели Заповедника Сказок — в Эпоху Легенд это было вообще обычным явлением на Земле.
- Ряд планет заселён зооморфами — есть собратья археолога Р (похожие на одноглазых котят), ктулхуманоидные чумарозцы, инопланетяне, выглядящие как медвежата, и другие.
- Планета Шелезяка. «Полезных ископаемых нет. Воды нет. Растителности (sic!) нет. Населена роботами». А раньше-то всё было, вплоть до примитивной органической цивилизации, только прилетели (точнее, потерпели кораблекрушение) автономные роботы и переработали всю планету с биосферой в таких же роботов. Точнее, роботам биосфера была до лампочки, а довели они планету, растратив все ресурсы. Когда спохватились — оказалось поздно.
- Это не луна!:
- «Путешествия Алисы» — живая планета и живая туманность.
- В других книгах — корабль-астероид, корабль-бродячая планета и малый и большой космические дракончики.
- Ужас у холодильника — многое можно списать на будущее и нечеловеческую психологию инопланетян, но…
- Некоторые планеты, явно не задуманные как что-то плохое, по здравом размышлении выглядят форменными мирами-помойками. На Вестере, скажем, ни у кого не вызывает вопросов ситуация, когда отец семейства фактически убивает жену и ломает психику ребенку (возможно, правда, не на всем Вестере — но в явно развитой стране). Вряд ли автор хотел этого, но вышло, что вышло.
- Крыс устроил экологическую катастрофу на Блуке, пытаясь замести следы… Но кто-то с тем-же успехом мог устроить ее по тем самым причинам, о которых думали ушаны: слишком хотеть денег, чтобы задумываться о том, что его товар может навредить экологии планеты. Или просто по безалаберности. Или честно заблуждаясь. И может устроить в будущем (похоже, что никакого урока ушаны из того случая не извлекли). И мог уже устроить: как правило, проблема инвазивных видов все-таки работает не так, и если на планету попало что-то не то несколько месяцев назад, не факт, что это успело как-то проявиться. Все-таки, в свободном порту меры досмотра и карантина нужны сильнее, чем где бы то ни было, а на Блуке их то ли вовсе нет, то ли они основаны на личной интуиции таможенника.
- «Секрет чёрного камня». Судя по тому, как изображено действие порошка, которым пользуется бабушка Алисы, это даже не наркотик, а просто яд: у здоровенной каменной космической чу-чундры вызвал приступ судорог и рвоту (всё же, максимально похоже именно на это, а не на то, что она «живот надорвала от смеха»: вряд ли у этой штуки вообще достаточно сложная нервная система или ее аналог, чтобы испытывать веселье). Конкретно в той ситуации (надо было заставить чу-чундру выплюнуть корабль, при этом не убив её) было как нельзя кстати, но использовать нечто подобное, чтобы заставить зал смеяться над неудачным номером… Попахивает цирком ужасов. Впрочем, если это все-таки наркотик — не сильно лучше. Возможно, правда, что «нужно для выступлений» — просто универсальная отмазка касательно всего, что есть в арсенале бабушки Алисы, но тогда зачем ей этот порошок на самом деле — вечная загадка. А вообще ужасов в повести хватает (несмотря на гротескное преувеличение проблем, ситуация на самом деле крайне невесёлая, и не только на отшибе), но по большей части сразу.
- «Дежурные злодеи» у Булычёва — космические пираты, и если у Весельчака У и Крыса сюжетная броня, то участи рядовых авантюристов космических трасс вроде Дуча или Дикаря во Вселенной, где космических пиратов «давным-давно истребили» (как обнаруживается — не всех) — не позавидуешь…
- Учитывая, что Дикаря угрожали сбить, наплевав на заложника у него на корабле (да, скорее всего, это был блеф, но были ведь какие-то причины думать, что Дикарь поведется на этот блеф)… Проделывать весь путь до холодильника не обязательно.
- Некоторые планеты, явно не задуманные как что-то плохое, по здравом размышлении выглядят форменными мирами-помойками. На Вестере, скажем, ни у кого не вызывает вопросов ситуация, когда отец семейства фактически убивает жену и ломает психику ребенку (возможно, правда, не на всем Вестере — но в явно развитой стране). Вряд ли автор хотел этого, но вышло, что вышло.
- Судя по «Ржавому фельдмаршалу», до событий повестей мир пережил какое-то крайнее военное напряжение. Наверное, это все-же не была ядерная Третья Мировая (в самой книге есть опровержение), но какая-то Вторая Холодная со всеми вытекающими была явно.
- Тем не менее, США в книгах подозрительно обходят упоминаниями: если и встречается англосакс, то из Британии или Австралии, а Америки как будто и нет вовсе. Видимо, Америку пусть и не разбомбили, но свели до второстепенного статуса.
Повести и рассказы про Алису
- «Девочка, с которой ничего не случится» (1965). Несколько рассказов про Алису дошкольного возраста. Написаны от лица проф. Селезнева, т. е. отца Алисы.
- «Ржавый фельдмаршал» (1967). Есть варианты «Остров ржавого лейтенанта» и «Остров ржавого генерала». Алиса проявляет сознательность и делает всё, чтобы помешать роботам (созданным в ХХ веке) захватить Землю. Повесть экранизирована.
- «Путешествие Алисы» (1974). Есть также вариант «Девочка с Земли». «Тайна третьей планеты» и этим всё сказано. Есть диафильм по фрагменту повести — полёт на Луну и случай с головастами (в мультфильме от них есть только лунный общепит).
- По мультфильму существует книжка-комикс (в некотором смысле первый комикс в СССР). Также есть новеллизация-пересказ мультфильма (1997 г., за авторством К. Булычёва) и аудиоспектакль примерно тех же времён (к аудиоряду мультфильма добавили слова автора и немного сдвинули музыку).
- «День рождения Алисы» (1974). Алиса и её друзья спасают планету Колеиду от страшного вируса. Экранизирован в 2009 г. Мультипликаторы добавили больше подробностей, чем в книге, а также отсылок и аллюзий с различными камео.
- «Миллион приключений» (1976). Повесть из 4 частей, каждая из которых представляет собой более-менее законченную историю.
- «Новые подвиги Геракла». Про биологическую станцию, на которой занимаются Алиса и её друзья. Геракл — питекантроп, привезённый из прошлого.
- «Заграничная принцесса». Приключения на безымянной планете, где до сих пор продолжается рыцарское средневековье (на поверку оказывающееся теми ещё навозными веками). Пашка отправляется туда за приключениями, а Алиса отправляется его выручать, выдавая себя за иностранную принцессу. А на самом-то деле «рыцарская планета» была просто аттракционом для туристов-экстремалов на планете Пенелопа.
- «Каникулы на Пенелопе». Приключения на планете Пенелопа — райском мире с идеально чистой и прекрасной окружающей средой. Присутствуют космические пираты и психованная разумная природа.
- «Шкатулка пиратской мамаши». Алиса с Пашкой по приглашению великого учёного по имени Рррр летят на планету Брастак на большой праздник. Но планета эта оккупирована космическими пиратами…
- Героический дельфин — дельфины Гришка и Медея с биостанции. В главе «Джинн в корабле» спасают Алису от «величайшего тирана всех времён и народов».
- «Сто лет тому вперёд» (1978). Первоисточник для телефильма «Гостья из будущего». Есть ещё диафильм про полёт Коли в будущее.
- Героический дельфин — Алиса была на Чёрном море, дельфиний словарь составляла. Там же фигурируют дельфины Гришка и Машка из школьной лаборатории.
- «Пленники астероида» (1981). Алиса и Полина вынуждены посадить космический корабль на астероид (который оказывается не совсем обычным). Кто бы мог подумать, что им уготована страшная смерть на потеху ашиклекам — обитателям загадочного объекта. Повесть является переработкой другого произведения — «Ловушка», которое было написано в соавторстве с читателями «Пионерской правды».
- «Заповедник сказок» (1985). Алиса предотвращает заговор в том самом заповеднике.
- «Козлик Иван Иванович» (1985). Ивана Ивановича (директора заповедника) превратили в козлика. Алиса отправляется Эпоху легенд, чтобы найти средство вернуть директору человеческий облик.
- «Лиловый шар» (1983). Алиса и Громозека спасают Землю от захватчиков. Точнее, захватчики вымерли много тысяч лет назад, но осталось их супероружие — лиловый шар, оставленный на Земле в Эпоху легенд. Шар изготовлен из сверхпрочного материала и содержит «вирус вражды». За некоторое время до прибытия корабля захватчиков он должен взорваться, вызвав в людях (и не только) немотивированную агрессию, ведущую к уничтожению человечества. Книга экранизирована.
- «Вокруг света за три часа» (1985). Алиса и Пашка пытаются пробудить совесть у человека, намусорившего в лесу, а потом выясняют, что тот просто не успел прибраться..
- «Узники „Ямагири-мару“» (1985). Во время каникул на тихоокеанском атолле Алиса с Пашкой оказываются заперты в батискафе внутри затонувшего японского транспорта времён Второй мировой войны. Пытаясь найти путь на свободу, они раскрывают тайну загадочных убийств морских обитателей, не дававших покоя знакомым учёным-биологам. Повесть экранизирована (кукольный мультфильм).
- «Это вам не яблочный компот!» (1986). Рассказ о биологических опытах Алисы с приятелями.
- «Второгодники» (1986). Алиса хочет порадовать соседа-долгожителя, подарив ему эскимо 1980-х гг.а, секрет которого был утерян. Для этого она самостоятельно отправляется в ХХ век за подарком. А так как машины времени нельзя включать без взрослых[3], то Алиса возвращается в своё время через несколько месяцев.
- «Это ты, Алиса?» (1986). Встреча двух кораблей «Пегас» из разных Вселенных.
- «Гай-до» (1986 — вариант «Каникулы в космосе, или Планета Пять-Четыре», написан в соавторстве с читателями газеты «Пионерская правда», переработанный и окончательный вариант — 1988 г.). Алиса и её друзья хотят поучаствовать в гонках на космических катерах. Чтобы создать свой, они отправляются на свалку «космического мусора». Там они находят разумный корабль Гай-до с трудной судьбой. Пытаясь ему помочь, ребята ввязываются в череду приключений. В книге есть и наследие предтеч-«странников», и инопланетный диктатор Зовастр, и леди-воительница Ирия Гай.
- «Чудовище у родника» (1987). Рассказ. На первобытно-общинной планете Ког рядом с родником завелось чудовище, которое лишило жителей поселка доступа к единственному источнику воды. Алиса и Пашка помогают несчастным, а чудовищем оказывается робот, защищавший инопланетный корабль и астронавта (согласно законам Азимова): «чудовище» никого не убило, а только пугало, считая аборигенов дикими животными..
- «Конец Атлантиды» (1987), продолжение «Узники „Ямагири-Мару“». Алиса и Пашка находят письмо в бутылке с координатами, спускаются под воду согласно записке и попадают в гости (или в плен) к «атлантам». Эти «атланты» — инопланетные наблюдатели с планеты Крина, а вся античная атрибутика — для конспирации, чтобы люди считали их древними богами. Правда, связь с родной планетой прервалась несколько десятилетий назад, поэтому методы, да и оборудование сильно устарели.
- «Город без памяти» (1988). Продолжение предыдущей повести, с участием персонажей романа «Гай-до». «Атлантов» отправляют домой на звездолёте «Днепр», который пропадает при таинственных обстоятельствах. Ирия Гай, Алиса и Пашка летят на поиски пропавших. На Крине герои сталкиваются не с футуристическим и высокоразвитым обществом, а с феодально-рабовладельческим строем. Алиса и её друзья раскрывают тайну деградации планеты.
- «Подземная лодка» (1989). Алиса и Пашка отправляются в подземный мир, населённый загадочными существами. Есть у них и спецзадание — найти под землёй учёного-энтомолога, который много лет назад спустился в самую глубокую пещеру. Есть тут и Империя (точнее небольшое королевство) зла с атрибутами Тиранской Республики, диктатор-сумасшедший ученый, и кавалерия — неандертальцы.
- «Клад Наполеона» (1991): Алиса решила поискать упомянутый клад в Сумлёвском озере, но использовать не водолазный костюм, а свой космический cкафандр. Под водой она встречает свою прапраправнучку из XXIV века. Действие происходит 8 октября, в субботу (предп. 2081 г.).
- «Война с лилипутами» (1992) и «Тайна рабыни Заури» (1992-4) — практически одна история, но в разных редакциях. Алиса и Пашка отправляются в микромир и обнаруживают там микропиратов. Позже они освобождают рабыню от плантаторов — семейства Панчегов.
- «Алмаз для пирата» (1992-4?)
- «Золотой медвежонок» (1993). Экспедиция привозит в Космозоо «золотого медвежонка». Все считают его неизвестным ранее инопланетным животным и не предполагают, что тот не только разумен, но и является сильным псиоником.
- «Настоящее кино» (1993). В гости приезжает дедушка Алисы со своей антикварной кинокамерой (даже во время написания рассказа данная камера была устаревшей), чтобы заснять каждый шаг Алисы на память. Алиса заряжает в камеру плёнку, которая фиксирует не изображение, а мечты.
- «Алиса и крестоносцы» (1993).
- «Излучатель доброты» (1994). Алиса и Кора Орват расследуют похищение излучателя наркоторговцами (в их светлом будущем такие ещё остались, но их мало, да и обитают они больше на отсталых планетах).
- «Дети динозавров» (1995). Алиса и ее друзья спасают динозавров с одной планеты, а пираты хотят украсть яйца динозавров, т. к. скорлупа у них золотая. Отчасти в этом виновата Алиса: по простоте душевной проболталась Крыссу, тем более она считала его окончательно исправившимся.
- «Сыщик Алиса» (1996). Алиса помогает Интерполу (точнее ИнтерГПолу — ИнтерГалактической Полиции) расследовать появления в городе разных сказочно-фэнтезийных существ.
- «Привидений не бывает» (1996). В городе появляются привидения. Алиса и Пашка узнают, что призраки приходят из одного параллельного мира. Герои отправляются туда. Там оказывается Убервальд с запуганными жителями, а привидениями и прочими чудовищами командуют старые знакомые…
- «Гость в кувшине» (1996). Приключения сказочного джинна в XXI в.
- «Опасные сказки» (1997). Очередные приключения Алисы в Эпохе легенд.
- «Планета для тиранов» (1997). Алиса хочет помочь разумным ежам с планеты Уксу и вернуть их главную реликвию — золотой поезд, который забрал с собой в ссылку (согласно правилам) бывший диктатор Уксу-Ба. А на «планете наполеонов», где отбывают ссылку бывшие тираны, назревает заговор, которым руководит… Верховодит тот, на кого сразу не подумаешь. А поезд бывшим диктаторам нужен самим — чтобы расплатиться с Крыссом и Весельчаком У за побег с планеты-тюрьмы.
- Здесь и в следующей книге — массированный пробой четвертой стены: персонажи обсуждают другие книги цикла и их экранизации (именно как художественные произведения, а не их события в своей жизни), и это даже существенно влияет на сюжет. Обоснуй этому есть (по видимому, автор — тот самый «свой человек в прошлом»; позволили писать об этом ему, надо полагать, потому, что в будущем эти книги уже написаны), но все равно это происходит слишком внезапно и многим пришлось не по вкусу.
- «Секрет чёрного камня» (1999). Алиса находит чёрный камень, который по показаниям приборов, живой. Поиски заводят Алису, Пашку и Остапа Нетудыхату (попаданца из 1990-х гг.) на «планету генералов», где идет нескончаемая война между 2 единственными государствами. Армии с обеих сторон уничтожены — остались только генералы. Чтобы не потерять работу, генералы покупают детей (дешевле и легче внушать «патриотические» взгляды на «уроках ненависти») у работорговцев и бандитов.
- «Алиса и чудовище» (1999). Путешествие Алисы в Эпоху легенд, чтобы спасти своего друга Герасика из лап смертоносно распущенного королевского двора.
- «Алиса на живой планете» (2000).
- «Алиса в Гусляре» (2000). Кроссовер. Алиса отправляется в ХХ век в г. Великий Гусляр, чтобы проверить, правду ли пишет К. Булычёв, и находит приключения.
- «Вампир Полумракс» (2001). История про Палеозоо (зоопарк динозавров), где помимо выведения древних рептилий также восстанавливают и сказочных существ, живших в Эпоху легенд.
- «Сапфировый венец» (2001).
- «Заколдованный король» (2001)
- «Звёздный пёс» (2001).
- «Уроды и красавцы» (2002 — рассказ, 2004 — повесть с тем же сюжетом, возможно, что переработка рассказа наследниками автора). Приключения Алисы, Пашки и разумного корабля Гай-До на планете Холмасто, где они встречают самовлюбленных красавцев-шовинистов и вполне вменяемых разумных пауков гигантских размеров.
- «Алиса и Алисия» (2003). Последнее произведение про Алису. Алиса путешествует по параллельным вселенным, которые похожи на нашу, но слегка отличаются от неё.
Алиса и её друзья в лабиринтах истории (подцикл в цикле про Алису):
- «Древние тайны» (1999)
- «Пашка-троглодит» (1998)
- «Чулан Синей Бороды» (1999)
- «Драконозавр» (2001)
- «Принцы в башне» (2002)
Повести об Алисе для детей младшего возраста (переработки некоторых вышеперечисленных произведений):
- «Королева пиратов на планете сказок» (1997)
- «Колдун и Снегурочка» (1998)
- «Алиса на планете загадок» (1999)
- «Алиса и дракон» (1998)
- «Алиса и притворщики» (1999)
Произведения, примыкающие к циклу про Алису Селезнёву.
- «Два билета в Индию». Приключения двух инопланетян, которым помогают Юля Грибкова со своей бабушкой и Фима Королёв — персонажи «Ста лет тому вперед» (и «Гостьи из будущего»).
- В одноимённом мультфильме Романа Качанова Юлю Грибкову озвучивает О. Громова, озвучивавшая ранее Алису в его же «Тайне третьей планеты».
- «Фотография пришельца». Ричард Темпест отправляется 1980-е гг., чтобы изучить останки космического корабля (совершившего из-за неисправности хронопрыжок) и получить ключ к спасению своего брата.
Адаптации
- «Тайна третьей планеты» (1981) — рисованный мультфильм.
- Позднее были адаптации уже мультфильма: комикс 1984 г (художник Н. Орлова), новеллизация (автор К.Булычев, 1997 г.), аудиоспектакль 2002 г. (в звуковую дорожку мультфильма был добавлен текст от автора в исполнении Е.Кондратьева).
- «Гостья из будущего» — многосерийный телефильм (1984).
- «Лиловый шар» — кинофильм по одноимённой повести (1987).
- «Остров ржавого генерала» (или «Миллион приключений») — телефильм (1988).
- «Узники „Ямагири-мару“» (1990) — кукольный мультфильм.
- «Záhada tří kapitánů» (Тайна трёх капитанов) (1990) — чехословацкий телесериал.
- «Dziewczynka, której nigdy nie zdarzy się nic złego» (Девочка, с которой ничего не случится) (1994) — польский телеспектакль.
- «День рождения Алисы» (2009) — полнометражный мультфильм по мотивам одноимённой повести.
- «Алиса знает, что делать!» (2012) — мультсериал. В титрах написано, что по мотивам «Путешествия Алисы», хотя от самой книги остался только сеттинг и персонажи, а сюжеты придуманы авторами сериала.
- Аудиоспектакль по повести «Сто лет тому вперёд». Издательство: «Детское радио», 2010. В ролях: от автора — Денис Некрасов, Коля — Константин Карасик, Алиса — Елена Чебатуркина.
Видеоигры
- «Тайна Третьей планеты» (2003) — платформер.
- «Путешествие Алисы» (Step Creative Group, 2005) — квест.
- «Алиса и космический дракон» (2006) — квест.
- «Тайна Третьей планеты. Алиса и лиловый шар» (2009) — квест.
Диафильмы
- «Девочка из XXI века» По повести «Девочка, с которой ничего не случится». Сценарий Н. Берковой, художник К. Безбородов, 1977. Можно считать ретофутуризмом, т. к. там будущее ближе к представлению о нем 1960х.
- «Новые приключения Алисы из ХХI века» Сценарий Н. Берковой, художник К. Безбородов, 1978. По фрагменту «Путешествия Алисы». Выполнено в той же стилистике, что и предыдущий.
- «Заповедник сказок» по одноименной повести. Художник А. Шабалин, 1991.
- «Сто лет тому вперёд», Художник Н.Орлова, 1982 г. Фрагмент повести, где Коля путешествует по будущему.
- «Вокруг Света в три часа» (по одноименной повести). Художник В. Боголюбова, 1987 г.
Примечания
- ↑ Ватсонианский обоснуй: действие повести происходит позже, за это время земляне изучили Гай-до и скопировали технологию. А до тех пор ИИ из-за каких-то ограничений не получалось встроить именно в космический корабль.
- ↑ Момент, к слову, даже с учетом этого довольно мутный: да, манапанк с началом ледникового периода развалился, маги и магические сущности вымерли, но остальных-то почему отбросило не в навозные века, а аж в палеолит? Наиболее логичное объяснение — человеческое общество просто не пережило ледниковый период, не только и не столько из-за того, что иссякла магия, сколько просто не пережило и все тут, не было готово. У автора правки есть свое объяснение, но это хэдканон, который мало на чем основан.
- ↑ Строго говоря, в неприятности Алиса попала не потому, что накосячила с настройками, а потому, что сама машина была неисправна. Но того, что самоуправством в таких делах заниматься не стоило, это не отменяет.
Книги | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Типы книг |
| ||||||||||
Библиотека и её обитатели | Злой библиотекарь • Строгий библиотекарь • Эксцентричный библиотекарь • Книжный червь | ||||||||||
Тропы | Держать книгу вверх ногами • Кирпич • Книга по игре по книге • Книжный тайник • Костры из книг • Полка с брошюрами • Привык к книгам от скуки • Я брошу в вас книгой! | ||||||||||
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов | ||||||||||
← | Навигация |