Бесконечный троп: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
м (1 версия импортирована)
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|TropesInAggregate|Tropes In Aggregate}}
{{TVTropes|TropesInAggregate|Tropes In Aggregate}}
{{Q|— Это все знают, — сказала Чхику.<br />— Это все знают, — откликнулась Ирри.|«[[A Song of Ice and Fire|Танец с драконами]]»}}
{{Q|— Это все знают, сказала Чхику.<br />— Это все знают, откликнулась Ирри.|«[[A Song of Ice and Fire|Танец с драконами]]»}}
Представьте, что вы прочли все сочинения Дарьи Донцовой… Нет.
Представьте, что вы прочли все сочинения Дарьи Донцовой. Нет, давайте будем добрее и представим, что вы просто увлекаетесь [[детектив]]ами, или [[Любовный роман|любовными романами]], или любовно-фантастическими романами, или [[фэнтези]] про [[Попаданец|попаданцев]]. Количество прочитанных книг идёт на сотни, а то и тысячи, а вот в памяти остаются не все. И вы замечаете, что книги испаряются из памяти вскоре после прочтения (наука не исключает уникумов, которые помнят всё прочитанное, даже если книг пять сотен). В книгах множество клише, авторских [[копиркин]]ых, самоповторов, [[Троп на тропе|троп сидит на тропе]] [[Буря клише|и погоняет тропом]], [[Авторский набор штампов|книги одного автора похожи как близнецы]], книги соратников по жанру тоже похожи, как близнецы на друг друга. Книг слишком много, в отдельных жанрах их счёт может идти на тысячи. Наличие одних и тех же тропов приводит к тому, что в книгах они как бы есть, но ни один читатель не будет сидеть и выделять их, а тем более запоминать.


Давайте будем добрее и представим, что вы просто увлекаетесь [[детектив]]ами, или [[Любовный роман|любовными романами]], или любовно-фантастическими романами, или [[фэнтези]] про [[Попаданец|попаданцев]]. Количество прочитанных книг идёт на сотни, а то и тысячи, а вот в памяти остаются не все. И вы замечаете, что книги испаряются из памяти вскоре после прочтения (наука не исключает уникумов, которые помнят всё прочитанное, даже если книг пять сотен). В книгах множество клише, авторских [[копиркин]]ых, самоповторов, [[Троп на тропе|троп сидит на тропе]] [[Буря клише|и погоняет тропом]], [[Авторский набор штампов|книги одного автора похожи как близнецы]], книги соратников по жанру тоже похожи, как близнецы на друг друга. Книг слишком много, в отдельных жанрах их счёт может идти на тысячи. Наличие одних и тех же тропов приводит к тому, что в книгах они как бы есть, но ни один читатель не будет сидеть и выделять их, а тем более запоминать.
То есть получается ситуация, что троп как бы и есть, ты миллион раз с ним сталкивался, но не можешь вспомнить, где его видел. А сталкивался, скорей всего, в одном из образцов массовой (она же бульварная) литературы. К кино это тоже относится, но в меньшей мере: всё же поставить фильм — это труд большого числа людей, в то время как однотипные книжки автор может клепать в одно лицо.
 
То есть получается ситуация, что троп как бы и есть, ты миллион раз с ним сталкивался, но не можешь вспомнить, где его видел. А сталкивался, скорей всего, в одном из образцов массовой (она же бульварная) литературы. К кино это тоже относится, но в меньшей мере: всё же поставить фильм — это труд большого числа людей, в то время как однотипные книжки автор может клепать в одно лицо. При этом самые затасканные штампы вроде амнезии или влюбленных, которые не знают, что они родственники, могут обильно встречаться в бульварной литературе, но практически никогда — у серьезных авторов. При этом — ирония! — только серьезные, талантливые авторы и могут подать такие штампы так, чтобы они запомнились.<ref>Амнезия была у Корвина из Эмбера и протагониста Planescape: Torment, не знали о своем родстве Турин и Ниэнор у Профессора и [[Сломанный клинок|Скэфлок и Фреда]] у Пола Андерсона, и вышло во всех случаях замечательно.</ref>


Короче говоря, это те произведения, где тропы присутствуют в избыточных количествах, но и самих романов с клише тоже избыточное количество. В итоге получается '''бесконечный троп''', который вроде есть, но которого вроде нет, а искать концы в этом море бессмысленно, да и просто невозможно.
Короче говоря, это те произведения, где тропы присутствуют в избыточных количествах, но и самих романов с клише тоже избыточное количество. В итоге получается '''бесконечный троп''', который вроде есть, но которого вроде нет, а искать концы в этом море бессмысленно, да и просто невозможно.


 
== Где встречается ==
== Примеры ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* [[Стандартный фэнтези-сеттинг]]. Несть числа произведениям, где в одной партии оказываются гордые, но мудрые длинноухие эльфы, коренастые и приземлённые мастеровитые гномы с топорами да щитами, низкорослые хоббиты с подозрительными кольцами, самые обычные люди со странными родинками… И они никогда не кончаются. В лучшем случае автор немного переименует персонажей.
* Детективы Дарьи Донцовой и других массовых авторов, типа Юлии Шиловой.
* Детективы Дарьи Донцовой и других массовых авторов, типа Юлии Шиловой.
* Любовные романы — здесь это тоже встречается.
* Любовные романы — здесь это тоже встречается.
* [[Любовно-фантастические романы]].
* [[Любовно-фантастические романы]].
* Романы про попаданцев.
* Множество вторичной литературы по различным игровым вселенным. Зачастую представляют собой что-то вроде рекламы, например, новой игровой фракции, или же являются своеобразным готовым «модулем» для ленивых игроков в настольные RPG, которым лень придумывать сюжет и персонажей своей очередной игры. Следовательно, литературные достоинства вторичны. Хотя здесь бывают и приятные исключения, например, во вселенной [[Warhammer 40000]] — романы Дэна Абнетта и Петера Фехервари.


==== [[Фанфик]]и ====
==== [[Фанфик]]и ====
* Фанфикшен как явление в целом.
* Фанфикшен как явление в целом.
** Хотя в нём бывают и [[Деконструкция|деконструкции]], и «[[На тебе!]]», и [[Инверсия|инверсии]], и прочие разрывы шаблона. Особенно в серьёзных фанфиках — тех самых, которые один на сотню, например, «[[Harry Potter/HP:MOR|Гарри Поттер и методы рационального мышления]]», «[[Чёрная книга Арды|ЧКА]]» или «[[По ту сторону рассвета]]».
** Хотя в нём бывают и [[Деконструкция|деконструкции]], и «[[На тебе!]]», и [[Инверсия|инверсии]], и прочие разрывы шаблона. Особенно в серьёзных фанфиках — тех самых, которые один на сотню, например, «[[Harry Potter/HP:MOR|Гарри Поттер и методы рационального мышления]]», «[[Чёрная книга Арды|ЧКА]]» или «[[По ту сторону рассвета]]».


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 31: Строка 25:
* Любая [[мыльная опера]]. Что американская, типа «[[Santa Barbara|Санта-Барбары]]», что латиноамериканская.
* Любая [[мыльная опера]]. Что американская, типа «[[Santa Barbara|Санта-Барбары]]», что латиноамериканская.
* Большинство детективных сериалов всех стран.
* Большинство детективных сериалов всех стран.
* Русские мелодрамы — по сути, аналог буржуйских мыльных опер.
* Русские мелодрамы — по сути, аналог буржуйских мыльных опер.
* Большинство [[ситком]]ов.
* [[Community]] — Эбед небезосновательно полагает, что всё вокруг — сериал. С бесконечными сериальными тропами, конечно. Прочих персонажей он изрядно этим задолбал. (Самое смешное, что, как в конце концов выясняется, это ещё и не тот сериал.)


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* Произведения Золотого века анимации (с 1920-х по 1960-е годы, некоторые циклы — «[[Pink Panther|Розовая пантера]]» или «Густав» — следовали этой же стилистике и позже), с их стандартным набором комедийных приёмов. Но работало на ура, благодаря выдумке авторов и харизме персонажей.
* Произведения Золотого века анимации (с 1920-х по 1960-е годы, некоторые циклы — «[[Pink Panther|Розовая пантера]]» или «Густав» — следовали этой же стилистике и позже), с их стандартным набором комедийных приёмов. Но работало на ура, благодаря выдумке авторов и харизме персонажей.
** Советский цикл «[[Ну, погоди!]]» — частью переосмысление парадигмы, а частью следование её традициям.
** Советский цикл «[[Ну, погоди!]]» — частью переосмысление парадигмы, а частью следование её традициям.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
Строка 45: Строка 37:
* [[Аниме категории Б]].
* [[Аниме категории Б]].


=== [[Видеоигры]] ===
В видеоиграх, в отличие от кино или книг, есть такая вещь, как [[реиграбельность]], и в серьезных тайтлах, как ААА-блокбастерах, так и в инди, она считается правилом хорошего тона. Далеко не каждый читатель будет перечитывать книгу, а зритель — пересматривать фильм\аниме, даже понравившиеся ему, и начнет искать что-то похожее — и тут-то его и подстерегает волна одинакового треша. В то же время у геймера такое желание зачастую очень даже есть. Допустим, на дворе первая половина нулевых, и вы только что прошли свеженький хит — [[Warcraft 3]]. С большой долей вероятности вы не запустите какой-нибудь клон, вышедший на волне ее успеха, а вместо этого пойдете рубиться с ботами в скирмише, проходить кастомки или меряться APM-ом и микроконтолем с живыми игроками в мультиплеере, не так ли? А ведь многие игры прямо поощряют еще и повторные прохождения кампании — за другого персонажа\фракцию, на другую концовку, на более высокой сложности… Потому клоны высокобюджетных качественных проектов обычно проваливаются, в лучшем случае еле-еле отбивая бюджет. Но вот в казуальном гейминге явление цветет и пахнет.
* [[RTS]] на пике популярности жанра где-то в 1995—2008 годах, которые отличались друг от друга и от прародителей только названиями фракций. Просто зацените список ''хороших'' представителей жанра в соответствующей статье, а теперь осознайте, что это даже не 1\10 от выходившего треша, не запомнившегося ничем!
* И [[Шутер про войну|шутеры про Вторую мировую]] тогда же.
* И заодно одинаковые hack&slash-[[Diablo|дяблоиды]], [[Sacred|среди]] [[Dungeon Siege|которых]] [[Titan Quest|вообще]] [[Torchlight|достойные]] [[Path of Exile|тайтлы]] [[Grim Dawn|можно]] [[Divine Divinity|по пальцам]] [[Hellgate: London|пересчитать]].
* Классические квесты на излете жанра, как зарубежные, так и русские.
* Игры для социальных сетей.
* Большинство одинаковых игр для мобильных телефонов.
* Браузерные RPG нулевых.
* Абсолютно одинаковые донатные ММО-гриндилки восточноазиатского производства.
* Куча одинаковых аркад и платформеров восьмидесятых-девяностых.
* [[Инди-игры|Инди-треш]] — куча клонов успешных инди-тайтлов и олдскульных аркад\платформеров\адвенчур, пытающиеся выехать на ностальгии.
=== [[Музыка]] ===
* Попса как явление. Берем какого-нибудь известного поп-музыканта, действительно талантливого или по крайней мере оригинального, копируем стиль, пишем незатейливый текст и простейшую мелодию (лишь бы запоминалась), берем [[Мисс Фансервис|симпатичную исполнительницу]] или столь же симпатичного исполнителя (умение петь необязательно), снимаем клип с как можно большим количеством танцующих полуобнаженных девушек. Готово!
* Любой стиль на пике своей популярности превращается в это усилиями кучи эпигонов. Справедливо для чего угодно, начиная с бардовской песни и заканчивая хип-хопом. Да хоть блэк-металом!
== См. также ==
* [[Эпигонство]] — такие произведения похожи как две капли воды не только друг на друга, но и на основателей жанра.
* [[Неживая франшиза]] и [[франшиза-жвачка]] — вырождение в конвейер франшизы, некогда очень даже хорошей и на треш никак не тянущей.
{{Nav/Basic}}
{{Nav/Basic}}

Текущая версия на 11:21, 6 мая 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Tropes In Aggregate. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Это все знают, — сказала Чхику.
— Это все знают, — откликнулась Ирри.
»
— «Танец с драконами»

Представьте, что вы прочли все сочинения Дарьи Донцовой. Нет, давайте будем добрее и представим, что вы просто увлекаетесь детективами, или любовными романами, или любовно-фантастическими романами, или фэнтези про попаданцев. Количество прочитанных книг идёт на сотни, а то и тысячи, а вот в памяти остаются не все. И вы замечаете, что книги испаряются из памяти вскоре после прочтения (наука не исключает уникумов, которые помнят всё прочитанное, даже если книг пять сотен). В книгах множество клише, авторских копиркиных, самоповторов, троп сидит на тропе и погоняет тропом, книги одного автора похожи как близнецы, книги соратников по жанру тоже похожи, как близнецы на друг друга. Книг слишком много, в отдельных жанрах их счёт может идти на тысячи. Наличие одних и тех же тропов приводит к тому, что в книгах они как бы есть, но ни один читатель не будет сидеть и выделять их, а тем более запоминать.

То есть получается ситуация, что троп как бы и есть, ты миллион раз с ним сталкивался, но не можешь вспомнить, где его видел. А сталкивался, скорей всего, в одном из образцов массовой (она же бульварная) литературы. К кино это тоже относится, но в меньшей мере: всё же поставить фильм — это труд большого числа людей, в то время как однотипные книжки автор может клепать в одно лицо.

Короче говоря, это те произведения, где тропы присутствуют в избыточных количествах, но и самих романов с клише тоже избыточное количество. В итоге получается бесконечный троп, который вроде есть, но которого вроде нет, а искать концы в этом море бессмысленно, да и просто невозможно.

Где встречается[править]

Литература[править]

Фанфики[править]

Кино[править]

  • Так называемое «эксплуатационное кино».
  • Порнофильмы тоже этим отличаются. Вернее, не отличаются.

Телесериалы[править]

  • Любая мыльная опера. Что американская, типа «Санта-Барбары», что латиноамериканская.
  • Большинство детективных сериалов всех стран.
  • Русские мелодрамы — по сути, аналог буржуйских мыльных опер.

Мультфильмы[править]

  • Произведения Золотого века анимации (с 1920-х по 1960-е годы, некоторые циклы — «Розовая пантера» или «Густав» — следовали этой же стилистике и позже), с их стандартным набором комедийных приёмов. Но работало на ура, благодаря выдумке авторов и харизме персонажей.
    • Советский цикл «Ну, погоди!» — частью переосмысление парадигмы, а частью следование её традициям.

Мультсериалы[править]

  • Детские мультсериалы с обилием диалогов. Это конвейер… Приёмы кочуют от авторов к авторам. А уж одна и та же студия и подавно «сама у себя ворует, имеет право».

Аниме[править]