Художественная правда: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников)
Строка 4: Строка 4:
От каких произведений следует ждать этого тропа, если в принципе не рассматривать жанр документалистики? Прежде всего, от написанных в направлении [[реализм]]а или [[натурализм]]а. [[Фантастика]] и [[фэнтези]], боевики, авторские сказки и прочие жанры неправдоподобного свойства тоже внезапно могут выдать этот троп.
От каких произведений следует ждать этого тропа, если в принципе не рассматривать жанр документалистики? Прежде всего, от написанных в направлении [[реализм]]а или [[натурализм]]а. [[Фантастика]] и [[фэнтези]], боевики, авторские сказки и прочие жанры неправдоподобного свойства тоже внезапно могут выдать этот троп.


90 % тропов из этой викии может оказаться художественной правдой. В армии вам может встретиться [[сержант Зверь]], в полиции — [[капитан Фрик]], в больнице — как [[добрый доктор]], так и [[доктор Поц]]. Ваш сосед или коллега — вполне вероятно, [[козёл]]. А может быть, [[хороший парень]]. Ваша подруга, большая сердцеедка, [[уродливо красивый|уродливо красива]]. Таксист, который вас подвозил, [[крутой в отставке]].
90 % тропов из этой викии может оказаться художественной правдой. В армии вам может встретиться [[сержант Зверь]], в полиции — [[капитан Фрик]], в больнице — как [[добрый доктор]], так и [[доктор Поц]]. Ваш сосед или коллега — вполне вероятно, [[козёл]]. А может быть, [[хороший парень]]. Ваша подруга, большая сердцеедка, [[уродливо красивый|уродливо красива]]. Таксист, который вас подвозил, — [[крутой в отставке]].


Почему так? Конечно же, потому что авторы именно из реальной жизни черпают вдохновение. Почти всё, описанное в книгах, так или иначе было.
Почему так? Конечно же, потому что авторы именно из реальной жизни черпают вдохновение. Почти всё, описанное в книгах, так или иначе было.
Строка 24: Строка 24:
* [[Старше, чем феодализм]]: «Илиада» и особенно «Одиссея» считаются историческими источниками в тех частях, где речь идет об общественных отношениях, быте, военной тактике и вооружении [[гомер]]овской эпохи.
* [[Старше, чем феодализм]]: «Илиада» и особенно «Одиссея» считаются историческими источниками в тех частях, где речь идет об общественных отношениях, быте, военной тактике и вооружении [[гомер]]овской эпохи.
** Хотя, конечно, ляпов и там навалом. Нереальные сроки осады (десять лет собирались, десять лет осаждали), откровенно сказочный политический уклад (феаки профессиональные мореплаватели, но живут в автаркии; Итака десять лет живёт без царя). Заметно, что автор повествует о временах, которые легендарны для его слушателей.
** Хотя, конечно, ляпов и там навалом. Нереальные сроки осады (десять лет собирались, десять лет осаждали), откровенно сказочный политический уклад (феаки профессиональные мореплаватели, но живут в автаркии; Итака десять лет живёт без царя). Заметно, что автор повествует о временах, которые легендарны для его слушателей.
** Греческие колесницы — именно что транспорт, а не танк, их задача — доставить [[Танк (роль)|танка]] в нужное место поля боя неуставшим. До встречи греков с персидскими колесницами по самым скромным подсчётам ещё семь веков, да и после этого они не особо рванулись перенимать передовой военный опыт.
** Греческие колесницы — именно что транспорт, а не танк, их задача — доставить [[Танк (роль)|танка]] в нужное место поля боя неуставшим. До встречи греков с персидскими колесницами по самым скромным подсчётам ещё семь веков, да и после этого они не особо рванулись перенимать передовой военный опыт.
** Хеттские и египетские колесницы времен Троянской войны — аналог тачанки: главной боевой единицей был лучник с огромным (по сравнению с пешим или конным лучником) запасом стрел. Но греки (за исключением Геракла и Одиссея) считали, что «лук — оружие трусов!»
** Хеттские и египетские колесницы времен Троянской войны — аналог тачанки: главной боевой единицей был лучник с огромным (по сравнению с пешим или конным лучником) запасом стрел. Но греки (за исключением Геракла и Одиссея) считали, что «лук — оружие трусов!»
* [[Старше, чем печать]]: то же касается японских «воинских сказаний» (гунки-моногатари): они считаются историческими источниками, потому что более ранних источников о смутах тех лет просто не сохранилось.
* [[Старше, чем печать]]: то же касается японских «воинских сказаний» (гунки-моногатари): они считаются историческими источниками, потому что более ранних источников о смутах тех лет просто не сохранилось.
** Не только японские. Таким же ценным источником сведений о раннесредневековых славянах, кельтах и скандинавах являются сказки, легенды, былины и саги. По той же причине.
** Не только японские. Таким же ценным источником сведений о раннесредневековых славянах, кельтах и скандинавах являются сказки, легенды, былины и саги. По той же причине.
* Диккенс, Тэккерей, Троллоп, Голсуорси и т.д. для британской литературы. Тургенев, Мельников-Печерский, Толстой для русской. Флоберт, Сю, Жюль Верн, Бальзак для французской.
* Диккенс, Тэккерей, Троллоп, Голсуорси и т. д. для британской литературы. Тургенев, Мельников-Печерский, Толстой для русской. Флоберт, Сю, Жюль Верн, Бальзак для французской.
* «[[Евгений Онегин]]» — художественной правды так много, что книгу стали называть «энциклопедией русской жизни».
* «[[Евгений Онегин]]» — художественной правды так много, что книгу стали называть «энциклопедией русской жизни».
** И «[[Мёртвые души]]», конечно же, по той же причине называли «поэмой, в которой Гоголь показал всю Россию».
** И «[[Мёртвые души]]», конечно же, по той же причине называли «поэмой, в которой Гоголь показал всю Россию».
* «Тіні забутих предків» украинского классика Михайла Коцюбинского. В коротенькую новеллу влезла настоящая панорама [[Мольфары и трембиты|гуцульской]] жизни, народной мифологии и обычаев.
* «Тіні забутих предків» украинского классика Михайла Коцюбинского. В коротенькую новеллу влезла настоящая панорама [[Мольфары и трембиты|гуцульской]] жизни, народной мифологии и обычаев.
* [[87th Precinct]] учитывая специфику цикла, её много, и часто она довольно неприятная. Например, человек, внезапно убитый, может [[наделать в штаны]], потому что расслабляются сфинктеры.
* [[87th Precinct]] — учитывая специфику цикла, её много, и часто она довольно неприятная. Например, человек, внезапно убитый, может [[наделать в штаны]], потому что расслабляются сфинктеры.
** Среди копов есть и неудачники, и взяточники, и расисты, и идиоты, и даже свой [[ницшеанец-самоучка]] имеется — притом в довольно неплохой разновидности. А ещё есть герои, умники, безжалостные разрыватели национальных стереотипов, красавчики-мачо и просто хорошие полицейские. Все представлены примерно в той же пропорции, что и в реальной жизни.
** Среди копов есть и неудачники, и взяточники, и расисты, и идиоты, и даже свой [[ницшеанец-самоучка]] имеется — притом в довольно неплохой разновидности. А ещё есть герои, умники, безжалостные разрыватели национальных стереотипов, красавчики-мачо и просто хорошие полицейские. Все представлены примерно в той же пропорции, что и в реальной жизни.
* [[Hyperion Cantos]]: пополам с [[Так грубо, что уже смешно]]: рассказ Мартина Силена о его временной деградации после заморозки, когда он знал только девять слов — «драть, срать, ссать, бля, черт, мудак, жопа, пи-пи и ка-ка». Такой симптом действительно часто наблюдается у людей с пораженными вследствие инсульта или травмы речевыми центрами.
* [[Hyperion Cantos]]: пополам с [[Так грубо, что уже смешно]]: рассказ Мартина Силена о его временной деградации после заморозки, когда он знал только девять слов — «драть, срать, ссать, бля, черт, мудак, жопа, пи-пи и ка-ка». Такой симптом действительно часто наблюдается у людей с пораженными вследствие инсульта или травмы речевыми центрами.
* Г. Адамов, «Тайна двух океанов». Автор при написании романа о новейшей советской подводной лодке «Пионер» активно консультировался со всеми доступными экспертами (военными, физиками, океанологами, зоологами, этнологами и т.д). В результате получилось настолько достоверно, что сотни советских мальчишек писали ему письма и просили помочь попасть после школы на службу на «Пионер».


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* [[A Bridge Too Far]] самые драматические и запоминающиеся моменты фильма взяты из воспоминаний участников. Даже те, которые выглядят совершенно нереалистичными.
* [[A Bridge Too Far]] — самые драматические и запоминающиеся моменты фильма взяты из воспоминаний участников. Даже те, которые выглядят совершенно нереалистичными.
* [[My Big Fat Greek Wedding]] американские греки и вообще балканцы говорят, что да, так оно и бывает.
* [[My Big Fat Greek Wedding]] — американские греки и вообще балканцы говорят, что да, так оно и бывает.
* [[Rush]] гонщик Джеймс Хант всё время разгуливает босиком: это часть его образа эксцентричного нонконформиста и рубахи-парня. Однако это художественная правда: он действительно любил ходить босиком и являлся в таком виде даже на приёмы и встречи с VIP-персонами.
* [[Rush]] — гонщик Джеймс Хант всё время разгуливает босиком: это часть его образа эксцентричного нонконформиста и рубахи-парня. Однако это художественная правда: он действительно любил ходить босиком и являлся в таком виде даже на приёмы и встречи с VIP-персонами.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* [[Person of Interest]] если кевларовый бронежилет просто набрасывать, не застегивая, как в эпизоде «Matsya Nyaya», пуля его пробивает. Что и погубило небрежного инкассатора.
* Жанр [[процедурал]] как таковой. Вносит немного художественной правды о жизни детективов, врачей и юристов в традиционные криминальные сюжеты. К сожалению, даже лучшие представители жанра после одного-двух стартовых сезонов скатываются к традиционным условностям кино, поскольку иначе публику не удержать.
* [[Person of Interest]] — если кевларовый бронежилет просто набрасывать, не застегивая, как в эпизоде «Matsya Nyaya», пуля его пробивает. Что и погубило небрежного инкассатора.
** И да, попав даже в правильно застегнутый жилет, пуля может сломать ребра, как и случилось с Ризом.
** И да, попав даже в правильно застегнутый жилет, пуля может сломать ребра, как и случилось с Ризом.
* «[[Школа]]» Валерии Гай Германики. Во время просмотра порой забываешь, что это художественное произведение, а не видео из чьей-то реальной школы.
* «[[Школа]]» Валерии Гай Германики. Во время просмотра порой забываешь, что это художественное произведение, а не видео из чьей-то реальной школы.
** Нет, здесь [[клюква]] в самом «кислом» виде: собраны всевозможные стереотипы, страшилки и «офигительные истории» о школах и школьниках. Режиссёр и сценаристка в школе не училась, что сразу видно. В реальных школах России, если там происходит хотя бы 5 % того, что показано в этой мыльной опере, по коллективным заявлениям родителей (или даже самих школьников) происходит прокурорская проверка, по итогам которой устроителей бардака наказывают и убирают из школы. И нет, настолько страшные вещи, как в сериале, скрыть в школе невозможно, так как слухи и сплетни распространяются мгновенно, а большинство учителей всё-таки следят за этим — хотя бы классные руководительницы.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[GoShogun Toki no Etranger]] стреляя из своего тяжёлого револьвера Smith & Wesson, главгероиня повреждает руку. Художественная правда: заряженный Smith & Wesson Model 29 с длиной ствола 6½ дюйма весит больше 1,3 кг, а отдача у него, как будто тебя лягнул мустанг. Быстрая и продолжительная стрельба из него (особенно если рука стрелка маленькая и тонкая) создаёт серьёзную нагрузку на запястье и может обернуться травмой.
* [[GoShogun Toki no Etranger]] — стреляя из своего тяжёлого револьвера Smith & Wesson, главгероиня повреждает руку. Художественная правда: заряженный Smith & Wesson Model 29 с длиной ствола 6½ дюйма весит больше 1,3 кг, а отдача у него, как будто тебя лягнул мустанг. Быстрая и продолжительная стрельба из него (особенно если рука стрелка маленькая и тонкая) создаёт серьёзную нагрузку на запястье и может обернуться травмой.
* Почти в любой манге Инио Асано, независимо от того, в каком жанре он работает — хоть психологический хоррор, хоть НФ, хоть комедия — художественной правды так много, что мангаку окрестили «рупором молодого поколения».
* Почти в любой манге Инио Асано, независимо от того, в каком жанре он работает — хоть психологический хоррор, хоть НФ, хоть комедия — художественной правды так много, что мангаку окрестили «рупором молодого поколения».


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Neverending Nightmares]] в кошмаре «Разбитые мечты» можно заметить пузырьки с такими препаратами, как свинцовые таблетки, экстракт кокаина на спирту, а также капсулы мышьяка. Стоит сказать, что действие игры разворачивается на рубеже XIX-XX вв., когда такие лекарства были в каждой уважающей себя больнице.
* [[Neverending Nightmares]] — в кошмаре «Разбитые мечты» можно заметить пузырьки с такими препаратами, как свинцовые таблетки, экстракт кокаина на спирту, а также капсулы мышьяка. Стоит сказать, что действие игры разворачивается на рубеже XIX—XX вв., когда такие лекарства были в каждой уважающей себя больнице.


{{Nav/Основы}}
{{Nav/Основы}}

Текущая версия на 13:49, 21 декабря 2024

« Из того, что происходит или уже существует, из всего, что вы знаете, а также и не знаете, вы своей творческой фантазией создаете нечто похожее на существующее в жизни. Но это не изображение действительности, а что-то совершенно новое, более истинное, чем все живое и подлинное. И если вы сделаете это хорошо, то созданное вами тоже становится живым и обретает бессмертие. »
— Интервью Хемингуэя Дж. Плимптону

Именно то, что написано на упаковке: произведение массовой культуры описывает что-то ну прям как в реальной жизни. Профессионалы аплодируют. Публика довольна.

От каких произведений следует ждать этого тропа, если в принципе не рассматривать жанр документалистики? Прежде всего, от написанных в направлении реализма или натурализма. Фантастика и фэнтези, боевики, авторские сказки и прочие жанры неправдоподобного свойства тоже внезапно могут выдать этот троп.

90 % тропов из этой викии может оказаться художественной правдой. В армии вам может встретиться сержант Зверь, в полиции — капитан Фрик, в больнице — как добрый доктор, так и доктор Поц. Ваш сосед или коллега — вполне вероятно, козёл. А может быть, хороший парень. Ваша подруга, большая сердцеедка, уродливо красива. Таксист, который вас подвозил, — крутой в отставке.

Почему так? Конечно же, потому что авторы именно из реальной жизни черпают вдохновение. Почти всё, описанное в книгах, так или иначе было.

Иногда может пересекаться с тропами Основано на реальных событиях и Реальность нереалистична. Троп реальность подражает искусству тоже пасется где-то неподалеку.

Однако следует помнить: для того, чтобы реальность воспринималась реальной, ее нужно слегка «сгустить». Этим художественная правда и отличается от правды факта.

Рассмотрим на примере, как это работает:

«

— Ютится он, — сказала Стелла. — Стремится он. Не бриться и не мыться…
— Он, — добавил Дрозд. — Это верно. Это у вас получилась художественная правда. Сроду он не брился и не мылся.

»
Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»

Понятно, что герои несколько преувеличили в погоне за рифмой, и Хома Брут наверняка время от времени брился и мылся. Но Саша Дрозд, знающий Хому лично, легко опознал его в этом преувеличенном портрете.

Внимание! Случаев, когда произведение, основанное на реальных событиях, содержит художественную правду, слишком много, чтобы помещать сюда. Имеет смысл приводить в пример только особо выдающиеся или неожиданные.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Старше, чем феодализм: «Илиада» и особенно «Одиссея» считаются историческими источниками в тех частях, где речь идет об общественных отношениях, быте, военной тактике и вооружении гомеровской эпохи.
    • Хотя, конечно, ляпов и там навалом. Нереальные сроки осады (десять лет собирались, десять лет осаждали), откровенно сказочный политический уклад (феаки профессиональные мореплаватели, но живут в автаркии; Итака десять лет живёт без царя). Заметно, что автор повествует о временах, которые легендарны для его слушателей.
    • Греческие колесницы — именно что транспорт, а не танк, их задача — доставить танка в нужное место поля боя неуставшим. До встречи греков с персидскими колесницами по самым скромным подсчётам ещё семь веков, да и после этого они не особо рванулись перенимать передовой военный опыт.
    • Хеттские и египетские колесницы времен Троянской войны — аналог тачанки: главной боевой единицей был лучник с огромным (по сравнению с пешим или конным лучником) запасом стрел. Но греки (за исключением Геракла и Одиссея) считали, что «лук — оружие трусов!»
  • Старше, чем печать: то же касается японских «воинских сказаний» (гунки-моногатари): они считаются историческими источниками, потому что более ранних источников о смутах тех лет просто не сохранилось.
    • Не только японские. Таким же ценным источником сведений о раннесредневековых славянах, кельтах и скандинавах являются сказки, легенды, былины и саги. По той же причине.
  • Диккенс, Тэккерей, Троллоп, Голсуорси и т. д. для британской литературы. Тургенев, Мельников-Печерский, Толстой для русской. Флоберт, Сю, Жюль Верн, Бальзак для французской.
  • «Евгений Онегин» — художественной правды так много, что книгу стали называть «энциклопедией русской жизни».
    • И «Мёртвые души», конечно же, по той же причине называли «поэмой, в которой Гоголь показал всю Россию».
  • «Тіні забутих предків» украинского классика Михайла Коцюбинского. В коротенькую новеллу влезла настоящая панорама гуцульской жизни, народной мифологии и обычаев.
  • 87th Precinct — учитывая специфику цикла, её много, и часто она довольно неприятная. Например, человек, внезапно убитый, может наделать в штаны, потому что расслабляются сфинктеры.
    • Среди копов есть и неудачники, и взяточники, и расисты, и идиоты, и даже свой ницшеанец-самоучка имеется — притом в довольно неплохой разновидности. А ещё есть герои, умники, безжалостные разрыватели национальных стереотипов, красавчики-мачо и просто хорошие полицейские. Все представлены примерно в той же пропорции, что и в реальной жизни.
  • Hyperion Cantos: пополам с Так грубо, что уже смешно: рассказ Мартина Силена о его временной деградации после заморозки, когда он знал только девять слов — «драть, срать, ссать, бля, черт, мудак, жопа, пи-пи и ка-ка». Такой симптом действительно часто наблюдается у людей с пораженными вследствие инсульта или травмы речевыми центрами.
  • Г. Адамов, «Тайна двух океанов». Автор при написании романа о новейшей советской подводной лодке «Пионер» активно консультировался со всеми доступными экспертами (военными, физиками, океанологами, зоологами, этнологами и т.д). В результате получилось настолько достоверно, что сотни советских мальчишек писали ему письма и просили помочь попасть после школы на службу на «Пионер».

Кино[править]

  • A Bridge Too Far — самые драматические и запоминающиеся моменты фильма взяты из воспоминаний участников. Даже те, которые выглядят совершенно нереалистичными.
  • My Big Fat Greek Wedding — американские греки и вообще балканцы говорят, что да, так оно и бывает.
  • Rush — гонщик Джеймс Хант всё время разгуливает босиком: это часть его образа эксцентричного нонконформиста и рубахи-парня. Однако это художественная правда: он действительно любил ходить босиком и являлся в таком виде даже на приёмы и встречи с VIP-персонами.

Телесериалы[править]

  • Жанр процедурал как таковой. Вносит немного художественной правды о жизни детективов, врачей и юристов в традиционные криминальные сюжеты. К сожалению, даже лучшие представители жанра после одного-двух стартовых сезонов скатываются к традиционным условностям кино, поскольку иначе публику не удержать.
  • Person of Interest — если кевларовый бронежилет просто набрасывать, не застегивая, как в эпизоде «Matsya Nyaya», пуля его пробивает. Что и погубило небрежного инкассатора.
    • И да, попав даже в правильно застегнутый жилет, пуля может сломать ребра, как и случилось с Ризом.
  • «Школа» Валерии Гай Германики. Во время просмотра порой забываешь, что это художественное произведение, а не видео из чьей-то реальной школы.
    • Нет, здесь клюква в самом «кислом» виде: собраны всевозможные стереотипы, страшилки и «офигительные истории» о школах и школьниках. Режиссёр и сценаристка в школе не училась, что сразу видно. В реальных школах России, если там происходит хотя бы 5 % того, что показано в этой мыльной опере, по коллективным заявлениям родителей (или даже самих школьников) происходит прокурорская проверка, по итогам которой устроителей бардака наказывают и убирают из школы. И нет, настолько страшные вещи, как в сериале, скрыть в школе невозможно, так как слухи и сплетни распространяются мгновенно, а большинство учителей всё-таки следят за этим — хотя бы классные руководительницы.

Аниме и манга[править]

  • GoShogun: Toki no Étranger — стреляя из своего тяжёлого револьвера Smith & Wesson, главгероиня повреждает руку. Художественная правда: заряженный Smith & Wesson Model 29 с длиной ствола 6½ дюйма весит больше 1,3 кг, а отдача у него, как будто тебя лягнул мустанг. Быстрая и продолжительная стрельба из него (особенно если рука стрелка маленькая и тонкая) создаёт серьёзную нагрузку на запястье и может обернуться травмой.
  • Почти в любой манге Инио Асано, независимо от того, в каком жанре он работает — хоть психологический хоррор, хоть НФ, хоть комедия — художественной правды так много, что мангаку окрестили «рупором молодого поколения».

Видеоигры[править]

  • Neverending Nightmares — в кошмаре «Разбитые мечты» можно заметить пузырьки с такими препаратами, как свинцовые таблетки, экстракт кокаина на спирту, а также капсулы мышьяка. Стоит сказать, что действие игры разворачивается на рубеже XIX—XX вв., когда такие лекарства были в каждой уважающей себя больнице.