Art Deco: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{TVTropes|ArtDeco|Art Deco}} 240px|thumb|right|Любимый стиль [[Частный сыщик|великого сыщика]] {{q|Двери лифта украшены квадратными барельефами. Посередине справа — Вулкан, бог огня, одновременно кузнец. Менеджер здания как-то говорил: единственный бог с н...»)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|ArtDeco|Art Deco}}
{{TVTropes|ArtDeco|Art Deco}}
[[Файл:Poirot_ArtDeco.png|240px|thumb|right|Любимый стиль [[Hercule Poirot|великого сыщика]]]]
[[Файл:Poirot_ArtDeco.png|240px|thumb|right|Любимый стиль [[Частный сыщик|великого сыщика]]]]


{{q|Двери лифта украшены квадратными барельефами.  Посередине справа — Вулкан, бог огня, одновременно кузнец.  Менеджер здания как-то говорил: единственный бог с нормальной трудовой биографией.  Напротив слева — барельеф Цереры, что отвечала в Риме за урожайность зерновых.  Остальные шесть бронзовых квадратов, два сверху и четыре внизу, изображают ''Cornucopia'' — рог изобилия.  Волшебная такая штучка, из которой вываливается всё, что тебе нужно, до бесконечности. Сейчас Кэсси нужен был только лифт, но рогá изобилия буксовали.|Курт Кобб, «Прелюдия»}}
{{q|Двери лифта украшены квадратными барельефами.  Посередине справа — Вулкан, бог огня, одновременно кузнец.  Менеджер здания как-то говорил: единственный бог с нормальной трудовой биографией.  Напротив слева — барельеф Цереры, что отвечала в Риме за урожайность зерновых.  Остальные шесть бронзовых квадратов, два сверху и четыре внизу, изображают ''Cornucopia'' — рог изобилия.  Волшебная такая штучка, из которой вываливается всё, что тебе нужно, до бесконечности. Сейчас Кэсси нужен был только лифт, но рогá изобилия буксовали.|Курт Кобб, «Прелюдия»}}
{{q|Если вы постоянно путаете, напоминаю: гномы делают ар-деко, а эльфы — [[Модерн|ар-нуво]].|шутка из рунета}}
{{q|Если вы постоянно путаете, напоминаю: гномы делают ар-деко, а эльфы — [[Модерн|ар-нуво]].|шутка из рунета}}


'''Ар-деко''' (фр. Art Deco) — декоративное искусство, ставшее популярным в 1920-30-х годах и пришедшее на смену [[Стиль модерн|стилю модерн]]. Молниеносной танковой атакой стиль захватил весь мир — вплоть до столиц мелких африканских колоний — после [[Увидеть и умереть|Париж]]ской выставки декоративного и прикладного искусства 1925 г. Первая по-настоящему всеобъемлющая мода, не только в архитектуре, но и в мебели, дизайне интерьера, одежде, ювелирных украшениях и даже в газетных шрифтах и конструкции радиоприёмников и холодильников.
'''Ар-деко''' (фр. Art Deco) декоративное искусство, ставшее популярным в 1920-30-х годах и пришедшее на смену [[Стиль модерн|стилю модерн]]. Молниеносной танковой атакой стиль захватил весь мир — вплоть до столиц мелких африканских колоний — после [[Увидеть и умереть|Париж]]ской выставки декоративного и прикладного искусства 1925 г. Первая по-настоящему всеобъемлющая мода, не только в архитектуре, но и в мебели, дизайне интерьера, одежде, ювелирных украшениях и даже в газетных шрифтах и конструкции радиоприёмников и холодильников.


Для стиля характерны: любовь к простым чётким формам (круг, прямой угол, квадрат); геометрические орнаменты с явным ритмом; стилизованность и умеренный отход от реализма, сильное влияние древнегипетского и месоамериканского искусства (античности тоже, но её влияние никогда и не исчезало); оформление в неярких тонах; дорогие и современные материалы (алюминий, серебро, слоновая кость); мифологические и аллегорические сюжеты, а так же мотивы труда и техники; любовь к изображению атлетических обнажённых людей в динамичных позах.
Для стиля характерны: любовь к простым чётким формам (круг, прямой угол, квадрат); геометрические орнаменты с явным ритмом; сильное влияние древнегипетского и месоамериканского искусства (античность тоже, но её влияние никогда и не исчезало); оформление в неярких тонах; дорогие и современные материалы (алюминий, серебро, слоновая кость); мотивы труда и индустрии в сюжетах; любовь к изображению атлетических обнажённых людей в динамичных позах.


Как и марксизм, ар-деко имел три источника <s>и три составные части</s>:
Как и марксизм, ар-деко имел три источника &lt;s>и три составные части&lt;/s>:
* [[Модерн]] и авангард — от кубистов до футуристов.
* [[Модерн]] в целом — от кубистов до футуристов.
* Отрытые археологами творения древних египтян, майя и ацтеков, греческая архаика.
* Отрытые археологами творения древних египтян, инков и ацтеков.
* Ромен де Тиртоф (он же Эртэ, он же [[w:Тыртов, Роман Петрович|Роман Тыртов]], [[В августе сорок четвёртого|возможны другие имена и фамилии]], 1892—1990).
* Ромен де Тиртоф (он же Эртэ, он же [[w:Тыртов, Роман Петрович|Роман Тыртов]], [[В августе сорок четвёртого|возможны другие имена и фамилии]], 1892—1990).


Последний родник бил прямиком из старинного российского-татарского дворянского рода — потомков хана Тырта. В 1900 году, ещё ребёнком, Роман Петрович побывал на Всемирной выставке в [[Увидеть и умереть|Париж]]е, и ему так понравилось, что к 1912 переехал во Францию и стал работать у прославленных кутюрье. Потом сам стал прославленным, изобретя «стиль Эртэ» и положив начало ар-деко.
Последний родник бил прямиком из старинного российского-татарского дворянского рода — потомков хана Тырта. В 1900 году, ещё ребёнком, Роман Петрович побывал на Всемирной выставке в [[Увидеть и умереть|Париж]]е, и ему так понравилось, что к 1912 переехал во Францию и стал работать у прославленных кутюрье. Потом сам стал прославленным, изобретя «стиль Эртэ» и положив начало ар-деко.


Вплоть до 1940-х слова «стиль Эртэ» и «ар-деко» были почти взаимозаменяемы, но во время [[Великая депрессия|Великой депрессии]] и [[Вторая мировая война|ВМВ]] интерес к вычурному, эксклюзивному и дорогому [[сарказм|по непонятным причинам]] угас. После войны был перезапуск стиля, но уже под одним именем: ар-деко.
Вплоть до 1940-х слова «стиль Эртэ» и «ар-деко» были почти взаимозаменяемы, но во время [[Великая депрессия|Великой депрессии]] и [[Вторая мировая война|ВМВ]] интерес к вычурному, эксклюзивному и дорогому [[сарказм|по непонятным причинам]] угас. После войны был перезапуск стиля, но уже под одним именем: ар-деко.


В литературе и кино ар-деко ассоциируется прежде всего с [[Дизельпанк]]ом. Всякие [[Воздушный авианосец|воздушные авианосцы]] и [[Подводная лодка|подводные лодки]] летают и <s>плавают</s> ходят, как завещал Роман Петрович. Ещё одно гнёздышко — [[ретрофутуризм]].
В литературе и кино ар-деко ассоциируется прежде всего с [[Дизельпанк]]ом. Всякие [[Воздушный авианосец|воздушные авианосцы]] и [[Подводная лодка|подводные лодки]] летают и &lt;s>плавают&lt;/s> ходят, как завещал Роман Петрович. Ещё одно гнёздышко — [[ретрофутуризм]].


Внезапно, в последнее время данный стиль полюбился фэнтезийным [[У нас именно такие гномы|гномам]]. Учитывая, что во многих сеттингах их технический уровень уже даже для [[стимпанк]]а слишком крут, оно и неудивительно.
Внезапно, в последнее время данный стиль полюбился фэнтезийным [[У нас именно такие гномы|гномам]]. Учитывая, что во многих сеттингах их технический уровень уже даже для [[стимпанк]]а слишком крут, оно и неудивительно.
Строка 25: Строка 25:
{{Youtube|fvrj5E_elzg|Та самая заставка телесериала о Пуаро}}
{{Youtube|fvrj5E_elzg|Та самая заставка телесериала о Пуаро}}
[[Файл:Art_Deco_Christ.jpg|240px|thumb|right|Самая большая и самая знаменитая статуя в стиле ар-деко. [[Католичество_—_это_круто!|+100 к крутизне католичества]].]]
[[Файл:Art_Deco_Christ.jpg|240px|thumb|right|Самая большая и самая знаменитая статуя в стиле ар-деко. [[Католичество_—_это_круто!|+100 к крутизне католичества]].]]
[[Файл:RevolutionSquare.png|240px|thumb|right|Девушка с приносящим удачу петухом — ар-деко на станции Площадь Революции]]
[[Файл:RevolutionSquare.png|240px|thumb|right|Девушка с приносящим удачу петухом — ар-деко на станции Площадь Революции]]


=== [[Телесериалы]] ===
* В телесериале BBC о [[Частный детектив|Пуаро]] ар-деко абсолютно всё: от начальных титров до любимой тросточки сыщика. Мультипликация в титрах — это просто воплощение ар-деко.
** То же можно сказать и о титрах «Патера Брауна» (2012).
** Титры телесериала «Виртуозы» (Hustle, 2004—2012). Ну любят аниматоры BBC в это дело.
** А так же «[https://www.youtube.com/watch?v=8cWvwkqDCWQ Дживс и Вустер]» со Стивеном Фраем и Хью Лори. Определённо любят
* Сериал «Крот» то же этот троп обожает — не смотря на то, что в сеттинге [[Бесславные девяностые|лихие 90-ые]], в архитектуре доминирует эстетика 20-30-ых годов — сталинский ампир, дореволюционные здания, резная мебель, декоративные часы в кабинете Часовщика и прочие трехлапые сфинксы Вавилона…


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* [[Metropolis]] — непосредственно проявляется в архитектуре и некотором антураже (яркий пример — внешность [[Девочка-робот|Человека-машины]]). Интересно, что сам фильм может считаться редким примером ар-деко (ещё и пополам с [[Эстетика декаданса|эстетикой декаданса]]) от кинематографа. Судите сами: размах, дороговизна и передовые по тем временам спецэффекты, вычурная театральность и пафос под греческую трагедию, эклектичное сочитание промышленных и футуристических мотивов со средневековыми, библейскими и готическими (машина-Молох, Вавилонская Башня, ведьма, [[Смерть с косой|Смерть]]), сильное влияние символизма в сюжете и экспрессионизма в эстетике.  
* [[Тёмные Начала|«Северное сияние»]] Филипа Пулмана, а главным образом экранизация «Золотой компас» (2007).
* [[Batman]] Тима Бёртона.
* [[Batman]] Тима Бёртона.
* «Зомби по имени Фидо».
* «Зомби по имени Фидо».
* «[[Сквозь снег]]» — поближе к голове поезда.
* «[[Сквозь снег]]» — поближе к голове поезда.
* «[[Pleasantville|Плезантвиль]]» — [[утопия]] (на самом деле нет).
* [[Утопия]] (на самом деле нет) «[[w:Плезантвиль (фильм)|Плезантвиль]]».
* «[[Arda/The_Hobbit_Trilogy|Хоббит]]» — архитектура Эребора, да и гномье оружие вполне в стиле.
* [[Arda/The_Hobbit_Trilogy|Экранизация «Хоббита»]] архитектура Эребора, да и гномье оружие вполне в стиле.
* [[Star Wars|Приквельная трилогия «Звёздных войн»]] — эстетика планеты Корускант основана именно на арт деко.
* [[Star Wars|Приквельная трилогия «Звёздных войн»]] эстетика планеты Корускант основана именно на арт деко.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериал]]ы ===


* В телесериале BBC о [[Hercule Poirot|Пуаро]] ар-деко абсолютно всё: от начальных титров до любимой тросточки сыщика. Мультипликация в титрах — это просто воплощение ар-деко.
* Сериальная версия «Тёмных начал» тоже несёт в себе элементы этого стиля.
** То же можно сказать и о титрах «Патера Брауна» (2012).
* [[Babylon-Berlin|Вавилон-Берлин]] эпоха располагает!
** Титры телесериала «Виртуозы» (Hustle, 2004—2012). Ну любят аниматоры BBC в это дело.
** А так же «[https://www.youtube.com/watch?v=8cWvwkqDCWQ Дживс и Вустер]» со Стивеном Фраем и Хью Лори. Определённо любят
* [[Babylon-Berlin|Вавилон-Берлин]] — эпоха располагает!
* Сериальная версия «[[His Dark Materials|Тёмных начал]]» тоже несёт в себе элементы этого стиля.
* «Основание» по Азимову — Императорский дворец, и вообще часто встречается на Транторе.
* Сериал «Крот» то же этот троп обожает — не смотря на то, что в сеттинге [[Бесславные девяностые|лихие 90-ые]], в архитектуре доминирует эстетика 20-30-ых годов — сталинский ампир, дореволюционные здания, резная мебель, декоративные часы в кабинете Часовщика и прочие трехлапые сфинксы Вавилона…*


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
Строка 60: Строка 60:


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Warhammer]] — гномы ближе к концу существования франшизы. Особенно хорошо заметно в обоих частях Vermintide, где можно наведаться в гномьи крепости, а во второй части Бардин может заделаться Железоломом. Харадроны в Age of Sigmar и вовсе стесняться перестали.
* [[Warhammer]] гномы ближе к концу существования франшизы. Особенно хорошо заметно в обоих частях Vermintide, где можно наведаться в гномьи крепости, а во второй части Бардин может заделаться Железоломом. Харадроны в Age of Sigmar и вовсе стесняться перестали.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Сталианс, он же «сталинский ампир». Ликвидирован лично <s>Н. С. Хрущёвым</s> Г. М. Маленковым.
* Сталианс, он же «сталинский ампир». Ликвидирован лично &lt;s>Н. С. Хрущёвым&lt;/s> Г. М. Маленковым.
** На самом деле принадлежность сталинской архитектуры к ар-деко — тема активных споров в профильных кругах: эклектика второй половины девятнадцатого-начала двадцатого века, классицизм и неоисторическиое направление западной архитектуры повлияли на него куда заметнее, чем ар-деко. Самым известным исключением считается московская станция метро Маяковская.
** Скульптура и декоративное искусство (рельефы, мозаики, фрески и пр.) советского модернизма 1960-80х годов — могут быть ближе к западному ар-деко, чем его более академичные сталинские современники.


{{Nav/Место действия}}
{{Nav/Место действия}}

Версия 14:18, 26 марта 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Art Deco. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Любимый стиль великого сыщика
« Двери лифта украшены квадратными барельефами. Посередине справа — Вулкан, бог огня, одновременно кузнец. Менеджер здания как-то говорил: единственный бог с нормальной трудовой биографией. Напротив слева — барельеф Цереры, что отвечала в Риме за урожайность зерновых. Остальные шесть бронзовых квадратов, два сверху и четыре внизу, изображают Cornucopia — рог изобилия. Волшебная такая штучка, из которой вываливается всё, что тебе нужно, до бесконечности. Сейчас Кэсси нужен был только лифт, но рогá изобилия буксовали. »
— Курт Кобб, «Прелюдия»
« Если вы постоянно путаете, напоминаю: гномы делают ар-деко, а эльфы — ар-нуво. »
— шутка из рунета

Ар-деко (фр. Art Deco) — декоративное искусство, ставшее популярным в 1920-30-х годах и пришедшее на смену стилю модерн. Молниеносной танковой атакой стиль захватил весь мир — вплоть до столиц мелких африканских колоний — после Парижской выставки декоративного и прикладного искусства 1925 г. Первая по-настоящему всеобъемлющая мода, не только в архитектуре, но и в мебели, дизайне интерьера, одежде, ювелирных украшениях и даже в газетных шрифтах и конструкции радиоприёмников и холодильников.

Для стиля характерны: любовь к простым чётким формам (круг, прямой угол, квадрат); геометрические орнаменты с явным ритмом; сильное влияние древнегипетского и месоамериканского искусства (античность тоже, но её влияние никогда и не исчезало); оформление в неярких тонах; дорогие и современные материалы (алюминий, серебро, слоновая кость); мотивы труда и индустрии в сюжетах; любовь к изображению атлетических обнажённых людей в динамичных позах.

Как и марксизм, ар-деко имел три источника <s>и три составные части</s>:

Последний родник бил прямиком из старинного российского-татарского дворянского рода — потомков хана Тырта. В 1900 году, ещё ребёнком, Роман Петрович побывал на Всемирной выставке в Париже, и ему так понравилось, что к 1912 переехал во Францию и стал работать у прославленных кутюрье. Потом сам стал прославленным, изобретя «стиль Эртэ» и положив начало ар-деко.

Вплоть до 1940-х слова «стиль Эртэ» и «ар-деко» были почти взаимозаменяемы, но во время Великой депрессии и ВМВ интерес к вычурному, эксклюзивному и дорогому по непонятным причинам угас. После войны был перезапуск стиля, но уже под одним именем: ар-деко.

В литературе и кино ар-деко ассоциируется прежде всего с Дизельпанком. Всякие воздушные авианосцы и подводные лодки летают и <s>плавают</s> ходят, как завещал Роман Петрович. Ещё одно гнёздышко — ретрофутуризм.

Внезапно, в последнее время данный стиль полюбился фэнтезийным гномам. Учитывая, что во многих сеттингах их технический уровень уже даже для стимпанка слишком крут, оно и неудивительно.

Примеры

Та самая заставка телесериала о Пуаро

Самая большая и самая знаменитая статуя в стиле ар-деко. +100 к крутизне католичества.
Девушка с приносящим удачу петухом — ар-деко на станции Площадь Революции

Телесериалы

  • В телесериале BBC о Пуаро ар-деко абсолютно всё: от начальных титров до любимой тросточки сыщика. Мультипликация в титрах — это просто воплощение ар-деко.
    • То же можно сказать и о титрах «Патера Брауна» (2012).
    • Титры телесериала «Виртуозы» (Hustle, 2004—2012). Ну любят аниматоры BBC в это дело.
    • А так же «Дживс и Вустер» со Стивеном Фраем и Хью Лори. Определённо любят
  • Сериал «Крот» то же этот троп обожает — не смотря на то, что в сеттинге лихие 90-ые, в архитектуре доминирует эстетика 20-30-ых годов — сталинский ампир, дореволюционные здания, резная мебель, декоративные часы в кабинете Часовщика и прочие трехлапые сфинксы Вавилона…

Кино

Телесериалы

  • Сериальная версия «Тёмных начал» тоже несёт в себе элементы этого стиля.
  • Вавилон-Берлин — эпоха располагает!

Мультфильмы

  • Мультфильмы о Супермене, снятые Максом Флейшером на студии «Paramount» в 1940-х, соединяют эстетику ар-деко с ретрофутуризмом (который во время выхода мультфильмов был ещё без приставки «ретро-»).

Мультсериалы

Видеоигры

  • Bioshock, от архитектуры и интерьеров до дизайна интерфейса. Даже финальный босс выглядит как статуя в стиле ар-деко.
  • Fallout, особенно третья часть (говорите что угодно о сюжете, но вот художники Bethesda не зря едят свой хлеб) и DLC «Dead Money».

Настольные игры

  • Warhammer — гномы ближе к концу существования франшизы. Особенно хорошо заметно в обоих частях Vermintide, где можно наведаться в гномьи крепости, а во второй части Бардин может заделаться Железоломом. Харадроны в Age of Sigmar и вовсе стесняться перестали.

Реальная жизнь

  • Сталианс, он же «сталинский ампир». Ликвидирован лично <s>Н. С. Хрущёвым</s> Г. М. Маленковым.