Art Deco: различия между версиями
(Новая страница: «{{TVTropes|ArtDeco|Art Deco}} 240px|thumb|right|Любимый стиль [[Частный сыщик|великого сыщика]] {{q|Двери лифта украшены квадратными барельефами. Посередине справа — Вулкан, бог огня, одновременно кузнец. Менеджер здания как-то говорил: единственный бог с н...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|ArtDeco|Art Deco}} | {{TVTropes|ArtDeco|Art Deco}} | ||
[[Файл:Poirot_ArtDeco.png|240px|thumb|right|Любимый стиль [[ | [[Файл:Poirot_ArtDeco.png|240px|thumb|right|Любимый стиль [[Частный сыщик|великого сыщика]]]] | ||
{{q|Двери лифта украшены квадратными барельефами. Посередине справа — Вулкан, бог огня, одновременно кузнец. Менеджер здания как-то говорил: единственный бог с нормальной трудовой биографией. Напротив слева — барельеф Цереры, что отвечала в Риме за урожайность зерновых. Остальные шесть бронзовых квадратов, два сверху и четыре внизу, изображают ''Cornucopia'' — рог изобилия. Волшебная такая штучка, из которой вываливается всё, что тебе нужно, до бесконечности. Сейчас Кэсси нужен был только лифт, но рогá изобилия буксовали.|Курт Кобб, «Прелюдия»}} | {{q|Двери лифта украшены квадратными барельефами. Посередине справа — Вулкан, бог огня, одновременно кузнец. Менеджер здания как-то говорил: единственный бог с нормальной трудовой биографией. Напротив слева — барельеф Цереры, что отвечала в Риме за урожайность зерновых. Остальные шесть бронзовых квадратов, два сверху и четыре внизу, изображают ''Cornucopia'' — рог изобилия. Волшебная такая штучка, из которой вываливается всё, что тебе нужно, до бесконечности. Сейчас Кэсси нужен был только лифт, но рогá изобилия буксовали.|Курт Кобб, «Прелюдия»}} | ||
{{q|Если вы постоянно путаете, напоминаю: гномы делают ар-деко, а эльфы — [[Модерн|ар-нуво]].|шутка из рунета}} | {{q|Если вы постоянно путаете, напоминаю: гномы делают ар-деко, а эльфы — [[Модерн|ар-нуво]].|шутка из рунета}} | ||
'''Ар-деко''' (фр. Art Deco) | '''Ар-деко''' (фр. Art Deco) — декоративное искусство, ставшее популярным в 1920-30-х годах и пришедшее на смену [[Стиль модерн|стилю модерн]]. Молниеносной танковой атакой стиль захватил весь мир — вплоть до столиц мелких африканских колоний — после [[Увидеть и умереть|Париж]]ской выставки декоративного и прикладного искусства 1925 г. Первая по-настоящему всеобъемлющая мода, не только в архитектуре, но и в мебели, дизайне интерьера, одежде, ювелирных украшениях и даже в газетных шрифтах и конструкции радиоприёмников и холодильников. | ||
Для стиля характерны: любовь к простым чётким формам (круг, прямой угол, квадрат); геометрические орнаменты с явным ритмом; | Для стиля характерны: любовь к простым чётким формам (круг, прямой угол, квадрат); геометрические орнаменты с явным ритмом; сильное влияние древнегипетского и месоамериканского искусства (античность тоже, но её влияние никогда и не исчезало); оформление в неярких тонах; дорогие и современные материалы (алюминий, серебро, слоновая кость); мотивы труда и индустрии в сюжетах; любовь к изображению атлетических обнажённых людей в динамичных позах. | ||
Как и марксизм, ар-деко имел три источника | Как и марксизм, ар-деко имел три источника <s>и три составные части</s>: | ||
* [[Модерн]] | * [[Модерн]] в целом — от кубистов до футуристов. | ||
* Отрытые археологами творения древних египтян, | * Отрытые археологами творения древних египтян, инков и ацтеков. | ||
* Ромен де Тиртоф (он же Эртэ, он же [[w:Тыртов, Роман Петрович|Роман Тыртов]], [[В августе сорок четвёртого|возможны другие имена и фамилии]], 1892—1990). | * Ромен де Тиртоф (он же Эртэ, он же [[w:Тыртов, Роман Петрович|Роман Тыртов]], [[В августе сорок четвёртого|возможны другие имена и фамилии]], 1892—1990). | ||
Последний родник бил прямиком из старинного российского-татарского дворянского | Последний родник бил прямиком из старинного российского-татарского дворянского рода — потомков хана Тырта. В 1900 году, ещё ребёнком, Роман Петрович побывал на Всемирной выставке в [[Увидеть и умереть|Париж]]е, и ему так понравилось, что к 1912 переехал во Францию и стал работать у прославленных кутюрье. Потом сам стал прославленным, изобретя «стиль Эртэ» и положив начало ар-деко. | ||
Вплоть до 1940-х слова «стиль Эртэ» и «ар-деко» были почти взаимозаменяемы, но во время [[Великая депрессия|Великой депрессии]] и [[Вторая мировая война|ВМВ]] интерес к вычурному, эксклюзивному и дорогому [[сарказм|по непонятным причинам]] угас. После войны был перезапуск стиля, но уже под одним именем: ар-деко. | Вплоть до 1940-х слова «стиль Эртэ» и «ар-деко» были почти взаимозаменяемы, но во время [[Великая депрессия|Великой депрессии]] и [[Вторая мировая война|ВМВ]] интерес к вычурному, эксклюзивному и дорогому [[сарказм|по непонятным причинам]] угас. После войны был перезапуск стиля, но уже под одним именем: ар-деко. | ||
В литературе и кино ар-деко ассоциируется прежде всего с [[Дизельпанк]]ом. Всякие [[Воздушный авианосец|воздушные авианосцы]] и [[Подводная лодка|подводные лодки]] летают и | В литературе и кино ар-деко ассоциируется прежде всего с [[Дизельпанк]]ом. Всякие [[Воздушный авианосец|воздушные авианосцы]] и [[Подводная лодка|подводные лодки]] летают и <s>плавают</s> ходят, как завещал Роман Петрович. Ещё одно гнёздышко — [[ретрофутуризм]]. | ||
Внезапно, в последнее время данный стиль полюбился фэнтезийным [[У нас именно такие гномы|гномам]]. Учитывая, что во многих сеттингах их технический уровень уже даже для [[стимпанк]]а слишком крут, оно и неудивительно. | Внезапно, в последнее время данный стиль полюбился фэнтезийным [[У нас именно такие гномы|гномам]]. Учитывая, что во многих сеттингах их технический уровень уже даже для [[стимпанк]]а слишком крут, оно и неудивительно. | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
{{Youtube|fvrj5E_elzg|Та самая заставка телесериала о Пуаро}} | {{Youtube|fvrj5E_elzg|Та самая заставка телесериала о Пуаро}} | ||
[[Файл:Art_Deco_Christ.jpg|240px|thumb|right|Самая большая и самая знаменитая статуя в стиле ар-деко. [[Католичество_—_это_круто!|+100 к крутизне католичества]].]] | [[Файл:Art_Deco_Christ.jpg|240px|thumb|right|Самая большая и самая знаменитая статуя в стиле ар-деко. [[Католичество_—_это_круто!|+100 к крутизне католичества]].]] | ||
[[Файл:RevolutionSquare.png|240px|thumb|right|Девушка с приносящим удачу | [[Файл:RevolutionSquare.png|240px|thumb|right|Девушка с приносящим удачу петухом — ар-деко на станции Площадь Революции]] | ||
=== [[Телесериалы]] === | |||
* В телесериале BBC о [[Частный детектив|Пуаро]] ар-деко абсолютно всё: от начальных титров до любимой тросточки сыщика. Мультипликация в титрах — это просто воплощение ар-деко. | |||
** То же можно сказать и о титрах «Патера Брауна» (2012). | |||
** Титры телесериала «Виртуозы» (Hustle, 2004—2012). Ну любят аниматоры BBC в это дело. | |||
** А так же «[https://www.youtube.com/watch?v=8cWvwkqDCWQ Дживс и Вустер]» со Стивеном Фраем и Хью Лори. Определённо любят | |||
* Сериал «Крот» то же этот троп обожает — не смотря на то, что в сеттинге [[Бесславные девяностые|лихие 90-ые]], в архитектуре доминирует эстетика 20-30-ых годов — сталинский ампир, дореволюционные здания, резная мебель, декоративные часы в кабинете Часовщика и прочие трехлапые сфинксы Вавилона… | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* [[ | * [[Тёмные Начала|«Северное сияние»]] Филипа Пулмана, а главным образом экранизация «Золотой компас» (2007). | ||
* [[Batman]] Тима Бёртона. | * [[Batman]] Тима Бёртона. | ||
* «Зомби по имени Фидо». | * «Зомби по имени Фидо». | ||
* «[[Сквозь снег]] | * «[[Сквозь снег]]» — поближе к голове поезда. | ||
* | * [[Утопия]] (на самом деле нет) «[[w:Плезантвиль (фильм)|Плезантвиль]]». | ||
* | * [[Arda/The_Hobbit_Trilogy|Экранизация «Хоббита»]] — архитектура Эребора, да и гномье оружие вполне в стиле. | ||
* [[Star Wars|Приквельная трилогия «Звёздных войн»]] | * [[Star Wars|Приквельная трилогия «Звёздных войн»]] — эстетика планеты Корускант основана именно на арт деко. | ||
=== [[ | === [[Телесериал]]ы === | ||
* | * Сериальная версия «Тёмных начал» тоже несёт в себе элементы этого стиля. | ||
* [[Babylon-Berlin|Вавилон-Берлин]] — эпоха располагает! | |||
* [[Babylon-Berlin|Вавилон-Берлин]] | |||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
Строка 60: | Строка 60: | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Warhammer]] | * [[Warhammer]] — гномы ближе к концу существования франшизы. Особенно хорошо заметно в обоих частях Vermintide, где можно наведаться в гномьи крепости, а во второй части Бардин может заделаться Железоломом. Харадроны в Age of Sigmar и вовсе стесняться перестали. | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Сталианс, он же «сталинский ампир». Ликвидирован лично | * Сталианс, он же «сталинский ампир». Ликвидирован лично <s>Н. С. Хрущёвым</s> Г. М. Маленковым. | ||
{{Nav/Место действия}} | {{Nav/Место действия}} |
Версия 14:18, 26 марта 2022
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Art Deco. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |

« | Двери лифта украшены квадратными барельефами. Посередине справа — Вулкан, бог огня, одновременно кузнец. Менеджер здания как-то говорил: единственный бог с нормальной трудовой биографией. Напротив слева — барельеф Цереры, что отвечала в Риме за урожайность зерновых. Остальные шесть бронзовых квадратов, два сверху и четыре внизу, изображают Cornucopia — рог изобилия. Волшебная такая штучка, из которой вываливается всё, что тебе нужно, до бесконечности. Сейчас Кэсси нужен был только лифт, но рогá изобилия буксовали. | » |
— Курт Кобб, «Прелюдия» |
« | Если вы постоянно путаете, напоминаю: гномы делают ар-деко, а эльфы — ар-нуво. | » |
— шутка из рунета |
Ар-деко (фр. Art Deco) — декоративное искусство, ставшее популярным в 1920-30-х годах и пришедшее на смену стилю модерн. Молниеносной танковой атакой стиль захватил весь мир — вплоть до столиц мелких африканских колоний — после Парижской выставки декоративного и прикладного искусства 1925 г. Первая по-настоящему всеобъемлющая мода, не только в архитектуре, но и в мебели, дизайне интерьера, одежде, ювелирных украшениях и даже в газетных шрифтах и конструкции радиоприёмников и холодильников.
Для стиля характерны: любовь к простым чётким формам (круг, прямой угол, квадрат); геометрические орнаменты с явным ритмом; сильное влияние древнегипетского и месоамериканского искусства (античность тоже, но её влияние никогда и не исчезало); оформление в неярких тонах; дорогие и современные материалы (алюминий, серебро, слоновая кость); мотивы труда и индустрии в сюжетах; любовь к изображению атлетических обнажённых людей в динамичных позах.
Как и марксизм, ар-деко имел три источника <s>и три составные части</s>:
- Модерн в целом — от кубистов до футуристов.
- Отрытые археологами творения древних египтян, инков и ацтеков.
- Ромен де Тиртоф (он же Эртэ, он же Роман Тыртов, возможны другие имена и фамилии, 1892—1990).
Последний родник бил прямиком из старинного российского-татарского дворянского рода — потомков хана Тырта. В 1900 году, ещё ребёнком, Роман Петрович побывал на Всемирной выставке в Париже, и ему так понравилось, что к 1912 переехал во Францию и стал работать у прославленных кутюрье. Потом сам стал прославленным, изобретя «стиль Эртэ» и положив начало ар-деко.
Вплоть до 1940-х слова «стиль Эртэ» и «ар-деко» были почти взаимозаменяемы, но во время Великой депрессии и ВМВ интерес к вычурному, эксклюзивному и дорогому по непонятным причинам угас. После войны был перезапуск стиля, но уже под одним именем: ар-деко.
В литературе и кино ар-деко ассоциируется прежде всего с Дизельпанком. Всякие воздушные авианосцы и подводные лодки летают и <s>плавают</s> ходят, как завещал Роман Петрович. Ещё одно гнёздышко — ретрофутуризм.
Внезапно, в последнее время данный стиль полюбился фэнтезийным гномам. Учитывая, что во многих сеттингах их технический уровень уже даже для стимпанка слишком крут, оно и неудивительно.
Примеры
Та самая заставка телесериала о Пуаро

Телесериалы
- В телесериале BBC о Пуаро ар-деко абсолютно всё: от начальных титров до любимой тросточки сыщика. Мультипликация в титрах — это просто воплощение ар-деко.
- То же можно сказать и о титрах «Патера Брауна» (2012).
- Титры телесериала «Виртуозы» (Hustle, 2004—2012). Ну любят аниматоры BBC в это дело.
- А так же «Дживс и Вустер» со Стивеном Фраем и Хью Лори. Определённо любят
- Сериал «Крот» то же этот троп обожает — не смотря на то, что в сеттинге лихие 90-ые, в архитектуре доминирует эстетика 20-30-ых годов — сталинский ампир, дореволюционные здания, резная мебель, декоративные часы в кабинете Часовщика и прочие трехлапые сфинксы Вавилона…
Кино
- «Северное сияние» Филипа Пулмана, а главным образом экранизация «Золотой компас» (2007).
- Batman Тима Бёртона.
- «Зомби по имени Фидо».
- «Сквозь снег» — поближе к голове поезда.
- Утопия (на самом деле нет) «Плезантвиль».
- Экранизация «Хоббита» — архитектура Эребора, да и гномье оружие вполне в стиле.
- Приквельная трилогия «Звёздных войн» — эстетика планеты Корускант основана именно на арт деко.
Телесериалы
- Сериальная версия «Тёмных начал» тоже несёт в себе элементы этого стиля.
- Вавилон-Берлин — эпоха располагает!
Мультфильмы
- Мультфильмы о Супермене, снятые Максом Флейшером на студии «Paramount» в 1940-х, соединяют эстетику ар-деко с ретрофутуризмом (который во время выхода мультфильмов был ещё без приставки «ретро-»).
Мультсериалы
- Batman: The Animated Series Брюса Тимма (и мультсериал, и фильм Бёртона сняты в том числе и под влиянием флейшеровского «Супермена»).
- Чудеса на виражах же!
Видеоигры
- Bioshock, от архитектуры и интерьеров до дизайна интерфейса. Даже финальный босс выглядит как статуя в стиле ар-деко.
- Fallout, особенно третья часть (говорите что угодно о сюжете, но вот художники Bethesda не зря едят свой хлеб) и DLC «Dead Money».
Настольные игры
- Warhammer — гномы ближе к концу существования франшизы. Особенно хорошо заметно в обоих частях Vermintide, где можно наведаться в гномьи крепости, а во второй части Бардин может заделаться Железоломом. Харадроны в Age of Sigmar и вовсе стесняться перестали.
Реальная жизнь
- Сталианс, он же «сталинский ампир». Ликвидирован лично <s>Н. С. Хрущёвым</s> Г. М. Маленковым.