Троп-бумеранг: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
(викификация) |
(Новая страница: «{{TVTropes|CyclicTrope|Cyclic Trope}} {{Вкратце|Обыграть. Деконструировать. Ниспровергнуть. Обыграть.}} Бумеранг — это метательное оружие, которое благодаря изогнутой форме возвращается обратно к метнувшему его воину. Некоторые тропы проходят своеобразную закольц...») |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
{{Вкратце|Обыграть. Деконструировать. Ниспровергнуть. Обыграть.}} | {{Вкратце|Обыграть. Деконструировать. Ниспровергнуть. Обыграть.}} | ||
[[Бумеранг]] | [[Бумеранг]] — это метательное оружие, которое благодаря изогнутой форме возвращается обратно к метнувшему его воину. | ||
Некоторые тропы проходят своеобразную закольцованную эволюцию. Например, есть у нас троп [[Добродушный толстяк]]. В ходе обрастания различными субверсиями он формирует другой архетип «Добрый и жалкий толстяк». Через некоторое время аудитория [[Обнять и плакать|привыкает и к этому архетипу]], а потому троп эволюционирует | Некоторые тропы проходят своеобразную закольцованную эволюцию. Например, есть у нас троп [[Добродушный толстяк]]. В ходе обрастания различными субверсиями он формирует другой архетип «Добрый и жалкий толстяк». Через некоторое время аудитория [[Обнять и плакать|привыкает и к этому архетипу]], а потому троп эволюционирует дальше — и теперь это [[Отвратительный толстяк]]. Когда приедаться начинают и отвратительные толстяки, троп вновь возвращается на исходную — к типажу [[Добродушный толстяк|Добродушного толстяка]]. | ||
Однако большинство таких циклов являются двусторонними и сильно колеблются между заданными крайностями, порождая множество субверсий и инверсий. | Однако большинство таких циклов являются двусторонними и сильно колеблются между заданными крайностями, порождая множество субверсий и инверсий. | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
* [[Герой]] vs. [[Антигерой]]. Эти два архетипа могут оттенять друг друга и отвоёвывать позиции в зависимости от существующих норм морали и заложенных в обществе нравственных ориентиров. При доминировании Героя Антигерой появляется как реакция на его идеализм и несерьёзность. А при доминировании Антигероя ему на смену придёт [[Деконструкция|Деконструированный]] Герой. | * [[Герой]] vs. [[Антигерой]]. Эти два архетипа могут оттенять друг друга и отвоёвывать позиции в зависимости от существующих норм морали и заложенных в обществе нравственных ориентиров. При доминировании Героя Антигерой появляется как реакция на его идеализм и несерьёзность. А при доминировании Антигероя ему на смену придёт [[Деконструкция|Деконструированный]] Герой. | ||
* Коммунисты. В западной культуре бумеранг нарезает круги между [[Красно-коричневая сволочь|Красно-коричневой сволочью]] пополам с [[Клюква|Клюквой]] и [[Благонамеренный экстремист|Благонамеренными экстремистами]], попутно задевая [[Товарищ-коммунист]]. Поначалу определяющим фактором положения тропа была [[Холодная война]] как таковая. Многое зависело от того, как именно складывались отношения между Советским Союзом и западным блоком. Начиная с 1991 года после развала СССР представления о коммунистах не развивались. Культура потеряла возможность демонстрировать злодеев-коммунистов, так как нет смысла показывать людей, опирающихся на несуществующую систему. | * Коммунисты. В западной культуре бумеранг нарезает круги между [[Красно-коричневая сволочь|Красно-коричневой сволочью]] пополам с [[Клюква|Клюквой]] и [[Благонамеренный экстремист|Благонамеренными экстремистами]], попутно задевая [[Товарищ-коммунист]]. Поначалу определяющим фактором положения тропа была [[Холодная война]] как таковая. Многое зависело от того, как именно складывались отношения между Советским Союзом и западным блоком. Начиная с 1991 года после развала СССР представления о коммунистах не развивались. Культура потеряла возможность демонстрировать злодеев-коммунистов, так как нет смысла показывать людей, опирающихся на несуществующую систему. | ||
* [[Полицейский-ковбой]]. Может быть как [[протагонист]]ом, так и [[антагонист]] | * [[Полицейский-ковбой]]. Может быть как [[протагонист]]ом, так и [[антагонист]]ом — в зависимости от того, насколько пользуется уважением образ законопослушного полицейского. | ||
* [[Светлее и мягче]] vs. [[Темнее и острее]]. В жанре, удовлетворяющим одни ожидания, работа, нацеленная на противоположные, может вызвать фурор. Что в свою очередь создаст толпы [[Эпигонство|эпигонов]], способных одним лишь числом качнуть маятник в другом направлении. | * [[Светлее и мягче]] vs. [[Темнее и острее]]. В жанре, удовлетворяющим одни ожидания, работа, нацеленная на противоположные, может вызвать фурор. Что в свою очередь создаст толпы [[Эпигонство|эпигонов]], способных одним лишь числом качнуть маятник в другом направлении. | ||
* Цвета волос. От [[Золотые волосы, золотое сердце]] до [[Золотая шевелюра зла|Золотой шевелюры зла]] и обратно (особенно в паре с брюнеткой, способной [[Оттенить героя мерзавцем|оттенять светлый контраст]]). | * Цвета волос. От [[Золотые волосы, золотое сердце]] до [[Золотая шевелюра зла|Золотой шевелюры зла]] и обратно (особенно в паре с брюнеткой, способной [[Оттенить героя мерзавцем|оттенять светлый контраст]]). | ||
* [[Шкала романтизма против просвещения]] | * [[Шкала романтизма против просвещения]] — [[кодификатор]] и первопример, отец всех бумерангов. Если фигурально, то в культуре порядок Аполлона и хаос Дионисия последовательно сменяют друг друга. За просвещением Аполлона следует [[романтизм]] Дионисия, за романтизмом Дионисия позитивизм или [[реализм]] Аполлона и так далее. | ||
* [[Неформал — это здорово]] vs. [[Неформал — значит, лузер]]. В зависимости от того, к какому поколению принадлежит | * [[Неформал — это здорово]] vs. [[Неформал — значит, лузер]]. В зависимости от того, к какому поколению принадлежит автор — задолбавшемуся цивильностью и благопристойностью или, наоборот, уставшему от вседозволенности. | ||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} |
Версия 20:15, 26 марта 2022
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cyclic Trope. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
![]() | Короче, Склихосовский! Обыграть. Деконструировать. Ниспровергнуть. Обыграть. |
Бумеранг — это метательное оружие, которое благодаря изогнутой форме возвращается обратно к метнувшему его воину.
Некоторые тропы проходят своеобразную закольцованную эволюцию. Например, есть у нас троп Добродушный толстяк. В ходе обрастания различными субверсиями он формирует другой архетип «Добрый и жалкий толстяк». Через некоторое время аудитория привыкает и к этому архетипу, а потому троп эволюционирует дальше — и теперь это Отвратительный толстяк. Когда приедаться начинают и отвратительные толстяки, троп вновь возвращается на исходную — к типажу Добродушного толстяка.
Однако большинство таких циклов являются двусторонними и сильно колеблются между заданными крайностями, порождая множество субверсий и инверсий.
Примеры
- Бой-баба. В произведениях с любовной линией бумеранг пролетает между Любит сильных женщин и Она слишком сильна для меня.
- Герой vs. Антигерой. Эти два архетипа могут оттенять друг друга и отвоёвывать позиции в зависимости от существующих норм морали и заложенных в обществе нравственных ориентиров. При доминировании Героя Антигерой появляется как реакция на его идеализм и несерьёзность. А при доминировании Антигероя ему на смену придёт Деконструированный Герой.
- Коммунисты. В западной культуре бумеранг нарезает круги между Красно-коричневой сволочью пополам с Клюквой и Благонамеренными экстремистами, попутно задевая Товарищ-коммунист. Поначалу определяющим фактором положения тропа была Холодная война как таковая. Многое зависело от того, как именно складывались отношения между Советским Союзом и западным блоком. Начиная с 1991 года после развала СССР представления о коммунистах не развивались. Культура потеряла возможность демонстрировать злодеев-коммунистов, так как нет смысла показывать людей, опирающихся на несуществующую систему.
- Полицейский-ковбой. Может быть как протагонистом, так и антагонистом — в зависимости от того, насколько пользуется уважением образ законопослушного полицейского.
- Светлее и мягче vs. Темнее и острее. В жанре, удовлетворяющим одни ожидания, работа, нацеленная на противоположные, может вызвать фурор. Что в свою очередь создаст толпы эпигонов, способных одним лишь числом качнуть маятник в другом направлении.
- Цвета волос. От Золотые волосы, золотое сердце до Золотой шевелюры зла и обратно (особенно в паре с брюнеткой, способной оттенять светлый контраст).
- Шкала романтизма против просвещения — кодификатор и первопример, отец всех бумерангов. Если фигурально, то в культуре порядок Аполлона и хаос Дионисия последовательно сменяют друг друга. За просвещением Аполлона следует романтизм Дионисия, за романтизмом Дионисия позитивизм или реализм Аполлона и так далее.
- Неформал — это здорово vs. Неформал — значит, лузер. В зависимости от того, к какому поколению принадлежит автор — задолбавшемуся цивильностью и благопристойностью или, наоборот, уставшему от вседозволенности.