Метамодернизм: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
0ncnjqybr (обсуждение | вклад) (Доперенос) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
''' | '''Метамодерн''' и '''метамодернизм''' — популярные с 2010-х годов термины, которыми принято обозначать состояние культуры «после [[постмодернизм|постмодерна]]» и соответствующее этому состоянию направление в искусстве. Главной характеризующей чертой метамодернизма зачастую называют сложный баланс между искренностью и идеологической ангажированностью [[модернизм]]а и цинизмом, иронией и [[деконструкция|деконструкцией]] постмодернизма. | ||
Предложенный в 2010 году двумя гуманитарными теоретиками Робином ван ден Аккером и Тимотеусом Вермюленом, а впоследствии поднятый на щит английским художником Люком Тёрнером, метамодернизм до сих пор является спорным термином — современные философы и культурологи часто пеняют на недостаточную внятность понятия и нехватку у него серьёзных философских оснований. Апологеты метамодернизма в ответ широко популяризируют термин в СМИ и современных медиа. Большинство исследователей сегодня сходятся в том, что тенденции, манифестируемые сторонниками метамодернизма, действительно существуют, но могут быть описаны менее однозначным образом. | |||
{{YouTube|RyRcG9OAU80|Сыендук о том, как сформировались модернизм, пост- и метамодернизм. В последнее входит такое понятие как «новая искренность».}} | |||
== В чём суть == | |||
Согласно самим теоретикам метамодернизма, метамодернистские произведения находятся в состоянии постоянного колебания между полюсами искренности и иронии, жанровой каноничности и деконструкции. Вместе с термином «метамодернизм» часто приводят понятие '''«новой искренности»''' — то есть, возвращения возможности говорить прямо и открыто после постмодернистских извращений, а также разлетевшееся по интернету слово '''«постирония»''' — ирония, подразумевающая при этом некоторую солидарность с высказываемым (в качестве примера из массовой культуры можно привести интернет-сериал «[[Внутри Лапенко]]» — его персонажи нелепы и гротескны, но изображены с большой симпатией, а их карикатурный мир оказывается во многом приятнее реальности). | |||
Подобная амбивалентность (автор «Манифеста метамодерниста» Люк Тёрнер сам писал, что метамодернизм предлагает «просвещенную наивность, прагматический идеализм и умеренный фанатизм») позволяет приписать к метамодернизму почти любой современный объект культуры. Тем не менее, тенденции к поиску нового языка после постмодернистского «конца искусства» действительно наблюдаются в течение нескольких десятилетий — их примером может послужить творчество русскоязычных поэтов-постконцептуалистов 1990-х-2000-х гг. (Дмитрия Воденникова, Кирилла Медведева, Данилы Давыдова и др.), искавших способа выразить в своих текстах индивидуальность после масштабных проектов Пригова, Рубинштейна и компании по деконструкции индивидуалистской литературы. Часто называют метамодернистскими и произведения современной массовой культуры — созданные после широкой популяризации постмодернистского искусства, они не игнорируют и не отрицают его, но ищут возможности вернуться к нарративности, морализму и искренности после его экспериментов. | |||
== Метамодернистские произведения в массовой культуре == | |||
=== Телесериалы === | |||
* «[[Friends|Друзья]]» | |||
* «[[Stranger Things]]» | |||
=== Мультсериалы === | |||
* «[[Время приключений]]» | |||
* «[[Обычный Мультик]]» | |||
* «[[My Little Pony: Friendship is Magic|Мой маленький пони: Дружба — это чудо]]» | |||
* «[[Удивительный Мир Гамбола]]» | |||
* «[[Рик и Морти]]» | |||
* «[[Гравити Фолз]]» | |||
* «[[Вселенная Стивена]]» | |||
* «[[По ту сторону изгороди]]» | |||
* «[[Конь БоДжек]]» | |||
* «[[Звёздная принцесса и силы зла]]» | |||
* «[[Окей, Кей О! Будем героями!]]» | |||
* «[[Утиные истории (2017)]]» | |||
* «[[Ши-Ра и непобедимые принцессы]]» | |||
* «[[Big City Greens|Семейка Грин в городе]]» | |||
* «[[Disenchantment|Разочарование]]» | |||
* «[[Metal Family]]» | |||
* «[[Amphibia|Амфибия]]» | |||
* «[[Infinity Train|Бесконечный поезд]]» | |||
* «[[The Owl House|Дом Совы]]» | |||
* «[[Harley Queen (2019)|Харли Квинн]]» | |||
=== Интернет === | |||
* «[[Внутри Лапенко]]» | |||
* «[[Бесконечное лето]]» | |||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} |
Текущая версия на 17:02, 2 ноября 2022
Метамодерн и метамодернизм — популярные с 2010-х годов термины, которыми принято обозначать состояние культуры «после постмодерна» и соответствующее этому состоянию направление в искусстве. Главной характеризующей чертой метамодернизма зачастую называют сложный баланс между искренностью и идеологической ангажированностью модернизма и цинизмом, иронией и деконструкцией постмодернизма.
Предложенный в 2010 году двумя гуманитарными теоретиками Робином ван ден Аккером и Тимотеусом Вермюленом, а впоследствии поднятый на щит английским художником Люком Тёрнером, метамодернизм до сих пор является спорным термином — современные философы и культурологи часто пеняют на недостаточную внятность понятия и нехватку у него серьёзных философских оснований. Апологеты метамодернизма в ответ широко популяризируют термин в СМИ и современных медиа. Большинство исследователей сегодня сходятся в том, что тенденции, манифестируемые сторонниками метамодернизма, действительно существуют, но могут быть описаны менее однозначным образом.
Сыендук о том, как сформировались модернизм, пост- и метамодернизм. В последнее входит такое понятие как «новая искренность».
В чём суть[править]
Согласно самим теоретикам метамодернизма, метамодернистские произведения находятся в состоянии постоянного колебания между полюсами искренности и иронии, жанровой каноничности и деконструкции. Вместе с термином «метамодернизм» часто приводят понятие «новой искренности» — то есть, возвращения возможности говорить прямо и открыто после постмодернистских извращений, а также разлетевшееся по интернету слово «постирония» — ирония, подразумевающая при этом некоторую солидарность с высказываемым (в качестве примера из массовой культуры можно привести интернет-сериал «Внутри Лапенко» — его персонажи нелепы и гротескны, но изображены с большой симпатией, а их карикатурный мир оказывается во многом приятнее реальности).
Подобная амбивалентность (автор «Манифеста метамодерниста» Люк Тёрнер сам писал, что метамодернизм предлагает «просвещенную наивность, прагматический идеализм и умеренный фанатизм») позволяет приписать к метамодернизму почти любой современный объект культуры. Тем не менее, тенденции к поиску нового языка после постмодернистского «конца искусства» действительно наблюдаются в течение нескольких десятилетий — их примером может послужить творчество русскоязычных поэтов-постконцептуалистов 1990-х-2000-х гг. (Дмитрия Воденникова, Кирилла Медведева, Данилы Давыдова и др.), искавших способа выразить в своих текстах индивидуальность после масштабных проектов Пригова, Рубинштейна и компании по деконструкции индивидуалистской литературы. Часто называют метамодернистскими и произведения современной массовой культуры — созданные после широкой популяризации постмодернистского искусства, они не игнорируют и не отрицают его, но ищут возможности вернуться к нарративности, морализму и искренности после его экспериментов.
Метамодернистские произведения в массовой культуре[править]
Телесериалы[править]
Мультсериалы[править]
- «Время приключений»
- «Обычный Мультик»
- «Мой маленький пони: Дружба — это чудо»
- «Удивительный Мир Гамбола»
- «Рик и Морти»
- «Гравити Фолз»
- «Вселенная Стивена»
- «По ту сторону изгороди»
- «Конь БоДжек»
- «Звёздная принцесса и силы зла»
- «Окей, Кей О! Будем героями!»
- «Утиные истории (2017)»
- «Ши-Ра и непобедимые принцессы»
- «Семейка Грин в городе»
- «Разочарование»
- «Metal Family»
- «Амфибия»
- «Бесконечный поезд»
- «Дом Совы»
- «Харли Квинн»