Метамодернизм: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
(Доперенос)
 
Строка 1: Строка 1:
'''Метамодернизм''' — это понятие, введённое современными философами для обозначения зарождающейся стойкой традиции в современной культурной ситуации, в которой выросло целое поколение людей, лишённых искренности и ангажированности модерновых идеологий и впитавших постмодернистскую иронию с молоком матери.
'''Метамодерн''' и '''метамодернизм''' — популярные с 2010-х годов термины, которыми принято обозначать состояние культуры «после [[постмодернизм|постмодерна]]» и соответствующее этому состоянию направление в искусстве. Главной характеризующей чертой метамодернизма зачастую называют сложный баланс между искренностью и идеологической ангажированностью [[модернизм]]а и цинизмом, иронией и [[деконструкция|деконструкцией]] постмодернизма.


[[Файл:Краткое описание современности.jpg|thumb|right|Постмодернистический взгляд на сам постмодерн и метамодерн как мем.]]
Предложенный в 2010 году двумя гуманитарными теоретиками Робином ван ден Аккером и Тимотеусом Вермюленом, а впоследствии поднятый на щит английским художником Люком Тёрнером, метамодернизм до сих пор является спорным термином — современные философы и культурологи часто пеняют на недостаточную внятность понятия и нехватку у него серьёзных философских оснований. Апологеты метамодернизма в ответ широко популяризируют термин в СМИ и современных медиа. Большинство исследователей сегодня сходятся в том, что тенденции, манифестируемые сторонниками метамодернизма, действительно существуют, но могут быть описаны менее однозначным образом.


Поскольку постмодернизм характеризовался такими чертами, как деконструкция, ирония, стилизация, релятивизм, нигилизм и опровергание от общих концепций (с целью создания карикатуры), дискурс о сущности метамодернизма будет охватывать процесс возрождения искренности, надежды, романтизма, влечения и возврата к общим концепциям и универсальных истинам до тех пор, пока мы не лишимся всего того, что было усвоено нами в рамках культуры постмодернизма. Или не будет.
{{YouTube|RyRcG9OAU80|Сыендук о том, как сформировались модернизм, пост- и метамодернизм. В последнее входит такое понятие как «новая искренность».}}


Метамодерн это внеконтекстная подача эстетики, концепции или системно взаимодействующих элементов без привязки к существующим предрассудкам, мнениям или императивам, компиляция существующих теорий без привязки к ожидаемой реакции. В значительной мере логичное порождении эпохи масскульта, предшествовавшему современному структурному разрушению связи первоначального смысла и контекста подачи с неочевидными изначально выводами.
== В чём суть ==
Согласно самим теоретикам метамодернизма, метамодернистские произведения находятся в состоянии постоянного колебания между полюсами искренности и иронии, жанровой каноничности и деконструкции. Вместе с термином «метамодернизм» часто приводят понятие '''«новой искренности»''' — то есть, возвращения возможности говорить прямо и открыто после постмодернистских извращений, а также разлетевшееся по интернету слово '''«постирония»''' — ирония, подразумевающая при этом некоторую солидарность с высказываемым (в качестве примера из массовой культуры можно привести интернет-сериал «[[Внутри Лапенко]]» — его персонажи нелепы и гротескны, но изображены с большой симпатией, а их карикатурный мир оказывается во многом приятнее реальности).


Подобная амбивалентность (автор «Манифеста метамодерниста» Люк Тёрнер сам писал, что метамодернизм предлагает «просвещенную наивность, прагматический идеализм и умеренный фанатизм») позволяет приписать к метамодернизму почти любой современный объект культуры. Тем не менее, тенденции к поиску нового языка после постмодернистского «конца искусства» действительно наблюдаются в течение нескольких десятилетий — их примером может послужить творчество русскоязычных поэтов-постконцептуалистов 1990-х-2000-х гг. (Дмитрия Воденникова, Кирилла Медведева, Данилы Давыдова и др.), искавших способа выразить в своих текстах индивидуальность после масштабных проектов Пригова, Рубинштейна и компании по деконструкции индивидуалистской литературы. Часто называют метамодернистскими и произведения современной массовой культуры — созданные после широкой популяризации постмодернистского искусства, они не игнорируют и не отрицают его, но ищут возможности вернуться к нарративности, морализму и искренности после его экспериментов.
== Метамодернистские произведения в массовой культуре ==
=== Телесериалы ===
* «[[Friends|Друзья]]»
* «[[Stranger Things]]»
=== Мультсериалы ===
* «[[Время приключений]]»
* «[[Обычный Мультик]]»
* «[[My Little Pony: Friendship is Magic|Мой маленький пони: Дружба — это чудо]]»
* «[[Удивительный Мир Гамбола]]»
* «[[Рик и Морти]]»
* «[[Гравити Фолз]]»
* «[[Вселенная Стивена]]»
* «[[По ту сторону изгороди]]»
* «[[Конь БоДжек]]»
* «[[Звёздная принцесса и силы зла]]»
* «[[Окей, Кей О! Будем героями!]]»
* «[[Утиные истории (2017)]]»
* «[[Ши-Ра и непобедимые принцессы]]»
* «[[Big City Greens|Семейка Грин в городе]]»
* «[[Disenchantment|Разочарование]]»
* «[[Metal Family]]»
* «[[Amphibia|Амфибия]]»
* «[[Infinity Train|Бесконечный поезд]]»
* «[[The Owl House|Дом Совы]]»
* «[[Harley Queen (2019)|Харли Квинн]]»
=== Интернет ===
* «[[Внутри Лапенко]]»
* «[[Бесконечное лето]]»


{{Nav/Basic}}
{{Nav/Basic}}

Текущая версия на 17:02, 2 ноября 2022

Метамодерн и метамодернизм — популярные с 2010-х годов термины, которыми принято обозначать состояние культуры «после постмодерна» и соответствующее этому состоянию направление в искусстве. Главной характеризующей чертой метамодернизма зачастую называют сложный баланс между искренностью и идеологической ангажированностью модернизма и цинизмом, иронией и деконструкцией постмодернизма.

Предложенный в 2010 году двумя гуманитарными теоретиками Робином ван ден Аккером и Тимотеусом Вермюленом, а впоследствии поднятый на щит английским художником Люком Тёрнером, метамодернизм до сих пор является спорным термином — современные философы и культурологи часто пеняют на недостаточную внятность понятия и нехватку у него серьёзных философских оснований. Апологеты метамодернизма в ответ широко популяризируют термин в СМИ и современных медиа. Большинство исследователей сегодня сходятся в том, что тенденции, манифестируемые сторонниками метамодернизма, действительно существуют, но могут быть описаны менее однозначным образом.

Сыендук о том, как сформировались модернизм, пост- и метамодернизм. В последнее входит такое понятие как «новая искренность».

В чём суть[править]

Согласно самим теоретикам метамодернизма, метамодернистские произведения находятся в состоянии постоянного колебания между полюсами искренности и иронии, жанровой каноничности и деконструкции. Вместе с термином «метамодернизм» часто приводят понятие «новой искренности» — то есть, возвращения возможности говорить прямо и открыто после постмодернистских извращений, а также разлетевшееся по интернету слово «постирония» — ирония, подразумевающая при этом некоторую солидарность с высказываемым (в качестве примера из массовой культуры можно привести интернет-сериал «Внутри Лапенко» — его персонажи нелепы и гротескны, но изображены с большой симпатией, а их карикатурный мир оказывается во многом приятнее реальности).

Подобная амбивалентность (автор «Манифеста метамодерниста» Люк Тёрнер сам писал, что метамодернизм предлагает «просвещенную наивность, прагматический идеализм и умеренный фанатизм») позволяет приписать к метамодернизму почти любой современный объект культуры. Тем не менее, тенденции к поиску нового языка после постмодернистского «конца искусства» действительно наблюдаются в течение нескольких десятилетий — их примером может послужить творчество русскоязычных поэтов-постконцептуалистов 1990-х-2000-х гг. (Дмитрия Воденникова, Кирилла Медведева, Данилы Давыдова и др.), искавших способа выразить в своих текстах индивидуальность после масштабных проектов Пригова, Рубинштейна и компании по деконструкции индивидуалистской литературы. Часто называют метамодернистскими и произведения современной массовой культуры — созданные после широкой популяризации постмодернистского искусства, они не игнорируют и не отрицают его, но ищут возможности вернуться к нарративности, морализму и искренности после его экспериментов.

Метамодернистские произведения в массовой культуре[править]

Телесериалы[править]

Мультсериалы[править]

Интернет[править]