Такой мрачный, что уже смешно
« | Да я сам себе в зеркале не улыбаюсь от того, что серьёзный такой! | » |
— Алёша Попович |
Вы — автор крутого боевика и вам необходимо создать крутого и мрачного антигероя (или антагониста — тоже покатит). Казалось бы, нет ничего проще! Надо сделать персонажа как можно более мрачным и злым, не особо задумываясь о проработке характера. Нарядить в чёрное кожаное пальто и дать по пистолету в каждую руку. Маловато? Пожалуй, ведь ваш антигерой должен ещё и вести себя подобающе, на то он и АНТИгерой (или АНТАгонист). Пусть он будет есть младенцев на завтрак перед миссией по спасению мира. И самое главное, он должен быть максимально груб в общении, чтобы люди от него шарахались. О! И пусть в его аудиоплеере записаны только песни группы Slipknot. Потому что это круто. Готово! Теперь пора выводить его на све… А чё в смысле он смешной?! Почему публика высмеивает персонажа в мемах? Разве она не должна восхищаться его крутизной? Ведь все любят плохих парней!
(link)
Без комментариевЕсли вы столкнулись с данной проблемой, наш любимый йунный Аффтар, поздравляем — вы только что породили на свет эджлорда!

Такой мрачный, что уже смешно или эджлорд (англ. edgelord) — это антигерой или злодей, который своим мрачным имиджем скатывается не в пафос, а в бафос. И такого персонажа публика вряд ли воспримет всерьёз из-за перебора с тёмными и острыми штампами.

По-английски слово Edge означает «(режущий) край» [а ещё «преимущество», «преобладание» или «резкий тон голоса»]. Эджлорд весь целиком состоит из бритв Оккама и действует строго по алгоритму, потому и шутят, что об него можно порезаться. Но тут есть и игра слов: англоязычный кодификатор — ёжик Шедоу (Shadow the Hedgehog) из серии игр Sonic the Hedgehog.
Отчасти противотроп — весёлый готик, который только выглядит мрачно, но способен и на позитивные эмоции.
Каков он?
Как правило, герои тропа обладают следующими признаками:
- В первую очередь, это вездесущий ПАФОС! Причем не пафос брутального героизма, а «тёмный» и построенный на нарочитой мрачности, таинственности и необъятной жестокости.
- Эджлорд обязан выглядеть мрачно и брутально, ведь на то он и эджлорд. С высокой вероятностью он наденет на себя чёрный-пречёрный прикид Тёмного Властелина или хотя бы чёрное-пречёрное пальто, иногда с лохмотьями, патронташами или пиратскими повязками. Оружие — некая гигантская пушка, огромный меч, что-то готично-пафосное вроде боевой косы или целый набор разнообразного оружия под любую ситуацию. Короче, он должен выглядеть как можно более опасным и грозным.
- Характер — картонный, трёх пересекающихся подвидов:
- ценник и мезонтрап с фирменной репликой «Whatever» и периодическими чёрными корками с отсутствующим выражением лица
- Фукусюся с грызущим реквизит «Я отомстю вам всем!»
- Задумчивый с вечным гробовым молчанием, перемежающимся псевдофилософскими монологами про
гастроном на улице Герцена и Мурманский полуостровжестокость мира, тупость обывателей, выбор меньшего зла и проч.
- Мотивация тоже соответствует:
- Движим мщением, тягой к насилию, болезненным перфекционизмом, идейным или религиозным фанатизмом. Иногда в этом узнаются комплексы, например, банальная жажда признания и славы или желание самоутвердиться, вплоть до «Хочу войти в историю как самый злобный и беспощадный злодей своего времени, ъуъ!!!».
- Если мотивация все же более-менее консенсусно-героическая, то обязательно в «тёмных» тонах, вроде «я буду защищать людей от зла любыми способами и плевать, что это неблагодарное быдло меня не оценит и не поймёт» или «я готов в лепешку расшибиться за своих близких, а на остальных мне плевать».
- Строит из себя циничного профессионала-эгоиста, который просто выполняет свою работу.
- Танцы на граблях:
- Если бы он не задалбывал сопартийцев своим не всегда уместным висельным юмором, не отмалчивался с угрюмым лицом на дружеских пирушках, не орал о своем Мрачнобоге среди соплеменников, признающих и его, но почитающих все-таки более благосклонных к людям богов земледелия, попытался смириться с утратой и жить дальше, а не картинно страдать по умершей тридцать лет назад возлюбленной, упиваясь своей «вечной любовью» — глядишь, и меньше поводов бы было для выспренних речей о «тупых обывателях, гонящих всех, кто на них не похож».
- Если бы он признавал возможность компромисса с врагом или наоборот не менял стороны по желанию левой пятки, заключая сомнительные союзы под прикрытием речей о меньшем зле, не рисковал союзниками без их согласия и знал приёмы кроме опасных и запретных — было бы меньше желающих избавиться от этого придурка, который портит планы абсолютно всем.
- Ангст! Много ангста! Эджлорд без душевных страданий — не эджлорд!
- Тяжёлое и очень трагичное прошлое. Его хату сожгли враги и/или убили родителей у него на глазах. И он постоянно об этом вспоминает и не забывает напомнить всем вокруг, или же держит в себе чтобы оставаться загадочным и непонятым.
- Похождения в настоящем тоже пропитаны ангстом по поводу жестокой реальности, заставляющей бедного эджлорда быть жестоким с ней в ответ. При этом он может совершенно не замечать решений, не приводящих к большим страданиям, то ли из-за привычки к чернушному окружению, то ли из-за морального мазохизма.
- Религиозные взгляды — на самом деле почти любые, но со своей спецификой:
- Циничный атеист, агностик или деист, считающий, что бога придумали для управления тупым стадом, а если не придумали, то ему на свое творение пофиг.
- Может быть и сатанистом или иным мраккультистом, такие религии словно специально созданы для таких, как он. Если он язычник, то выберет себе для преимущественного почитания какое-нибудь мрачное божество вроде Аида, Гекаты, Кали, Чернобога или Морены, ну или кто там за них отдувается в фэнтезийном сеттинге.
- Если исповедует монотеистическую религию, то в таком случае будет акцентировать внимание не на милосердии, любви и прощении Единого Бога, а на Его мстительности, гневе и ревности (см. также Храмовник).
- Возможно, выжатая в пол педаль мэрисьюшности.
- Обычно эджлорд специализируется на мрачных профессиях: некромант, киллер, тёмный маг, маньяк, наёмник и т. д.
- Нередко сам по себе является каким-то стереотипно-тёмным существом: оборотнем, полудемоном или натуральным демоном, представителем Прекрасного Народа, в особо запущенном случае — вампиром. Или, по крайней мере, имеет в предках кого-то из таких существ, знает об этом и втайне гордится, даже терзаясь по этому поводу напоказ.
Разумеется это не значит, что автору следует отказаться от создания мрачных героев. Ведь если персонаж прописан хорошо, то публика примет его в свои объятия. Здесь речь идёт о неудачных воплощениях графоманских фантазий.
Стоит отметить, что во времена пост- и метамодернизма образ эджлорда становится фичей, и талантливый автор может эксплуатировать данный троп ради прикола или обыгрывания штампов. Особенно если пишет пародийное произведение.
Отдельный случай если само произведение становится абсурдно мрачным, то это уже троп Ангстишка.
Внимание! В интернете 2020-х эджлордом стали называть того, кто во время беседы пытается унизить собеседников, намеренно использует дискриминационные высказывания и т. п., но не чтобы разозлить людей и вывести их на сильные эмоции (то был бы «толстый тролль»), а чтобы попытаться создать себе «крутой, грозный, мрачный, броский, властный» имидж, хотя, мягко говоря, не получается.
Примеры
Один из типажей эджлордов — Антигерой девяностых. Необязательно, но весьма часто.
Комплексные франшизы
(link)
- «Звёздные войны» — Дарт Вейдер. В фильмах выражено не столь ярко, а вот в комиксах (особенно тех, где выступает основным персонажем) он нередко давит педаль в пол.
- Дарт Малгус из расширенной вселенной — эталонный пример из палаты мер и весов.
- Лорд Скордж оттуда же. Компаньон рыцаря-джедая, которому придётся терпеть типично ситхские тараканы в голове у этого персонажа и постоянные напоминания о том, что Тёмная Сторона — это круто.
- И многих ситхов можно отнести к сабжу. Отличительные черты: чёрный кожаный костюм, чёрная-чёрная мантия, покрытое шрамами и искажённое тёмной стороной лицо со светящимися жёлтыми/красными глазами, наличие каких-либо увечий, переполненные пафосом монологи. Часто наличествует и трагическая история в прошлом, например, о неразделённой любви, суровость и беспощадность как к врагам, так и к союзникам. И просто тотальная неубиваемость, позволяющая выживать в любых ситуациях и даже при смертельных ранениях. В игре «Star Wars: The Old Republic» можно и самому отыграть такого персонажа, даже сделав подходящую внешность и соответствующе нарядившись.
- Кайло Рен из новой трилогии продавил педаль в пол и воплотил в себе худшие черты данного тропа. Чокнутый мраккультист и адепт Тёмной Стороны, фанатеющий от своего деда Дарта Вейдера и стремящийся во всем быть похожим на своего кумира. Так как он по характеру ни разу не Дарт Вейдер, выходит весьма трагикомично.
- Подчинённые ему адепты тёмной стороны, Рыцари Рен, в ряды которых входят считающий себя Мрачным Жнецом тюнибё, собиратель зловещих трофеев и палач-садист, тоже подходят под амплуа. То, что персонажи они достаточно бестолковые, только добавляет их имиджу очков натужности и нелепости.
- Кхем Вал — компаньон ситха-инквизитора из SWTOR тоже попадает под троп. Любит зло ради зла и постоянно причитать о «старых-добрых» временах, когда трава была зеленее, а ситхи — злее.
Литература
- Ник Перумов, цикл «Хранитель Мечей» — некромант Фесс, он же Неясыть, он же Кэр Лаэда, он же Аэктанн, он же Разрушитель. Картонно-задумчивый тип, вечно погруженный в мысли о принципе меньшего зла, седой и в чёрном плаще, с арсеналом оружия, режущий кошек, чтобы спасать города, и его вечно не понимает © общество.
- «Алмазный меч, деревянный меч» — Император Мельина.
- «Гарри Поттер» — лорд Волдеморт, что неоднократно подчёркивается в тексте. И псевдоним себе выбрал помрачнее-поготичнее (в переводе с французского — «полёт смерти»), и организацию свою назвал не иначе как «Пожиратели Смерти», и пафосу ради приписал себе лордский титул (он бастард знатного, но разорившегося в пух и прах магического аристократического рода), и по роду занятий — чёрный маг и лич. В общем, когда самоуверенный колдун карикатурно бесится, когда кто-то вспоминает его настоящее имя Том, то сложно не разглядеть в мрачном-премрачном Тёмном Лорде обиженного и капризного вечного подростка[1].
- Александр Рудазов, цикл «Криабал» — Мектиг, шутки ради. Здоровенный убийца-наёмник из народа СФК викингов, с большой секирой-крушилой, который бежал из родных земель после того, как убил конунга за оскорбление. Редко говорит, почти никогда не улыбается, и почти всякая встреча с чем-то новым начинается с «Х. Мектиг ненавидел Х». За тремя исключениями: Мертиг не ненавидел мороз, тишину и цвергов. Последних даже по-своему уважал. А титанов вовсе не встречал раньше.
- «Песнь Льда и Огня» — Герольд Дейн по прозвищу «Тёмная Звезда», удостоившийся от читателей издевательского прозвища «Задротская Звезда» (англ. «Dorkstar»). Рыцарь, ломающий из себя суперкрутого злодея, преступного гения и в целом дофига опасного человека, любит напускать на себя пафосный вид и всячески понтоваться… на деле же — просто неплохой мечник с зашкаливающим самомнением, импульсивный и склонный к плетению идиотских планов и абсурдных интриг, и на этом поприще быстро сливающийся, да еще и способный без зазрения совести поднять меч на ребенка. Неудивительно, что как читатели, так и персонажи считают этого готичного самоуверенного мерзавчика нелепо-бафосным поцем, болтуном и куском картона.
- «Сага о ведьмаке» — таковым был Геральт в рассказе «Ведьмак». Крутой и мрачный охотник на нечисть в костюме, усеянном серебряными набивками, вооруженный двумя мечами, серебряной цепью и заклинаниями-Знаками, не гнушавшийся ради понтов убивать людей. В последующих повестях и романах Геральт уже совсем другой: со значительно более глубоким характером и вовсе не такой отмороженный. По-видимому, Сапковский понял, что писать про ММШ большие произведения будет уныло, а потому изменил характер персонажа, но переписывать оригинальный рассказ не стал.
- Цикл Майкла Муркока про Элрика из Мелнибонэ — собственно Элрик, как бы не кодификатор. Создал моду на антигероев с мрачным прошлым, настоящим и будущим, и вышеупомянутые Ди и Геральт (среди прочих) явно им вдохновлены. А что можно сказать о самом Элрике? Он потомственный чёрный маг из народа тёмных эльфов, у него есть кровожадный демонический меч, он имеет в Молодых Королевствах крайне зловещую (и притом заслуженно) репутацию, и много ангстует. И вообще у него стабильно все плохо, Шаблон:S.
- Клайв Баркер, «Явление тайны» — Томми-Рэй Магуайр. Изначально был просто подростком-бунтарем, «духовным сыном» злого волшебника Яффа, но уже тогда обладал асоциальными наклонностями и испытывал явно не братскую любовь к своей сестре Джо-Бет. Когда его отец вернулся, чтобы завербовать детей в свои слуги, Томми-Рэй с радостью откликнулся на его зов и стал его приспешником, помогавшим папаше-чернокнижнику создавать монстров-миньонов из людских страхов. На службе отцу начал проявлять явственные некрофильские наклонности и нездорово сдвинулся на тематике смерти и разложения, в том числе духовного. Возбуждается от лицезрения смертей и сцен унизительного секса, способен убить ради развлечения. Наложив руки на Нунций, стал таким же волшебником как Яфф, открыв в себе дар некроманта и объявив себя Человеком-Смертью, а когда добрался до Субстанции, умудрился примкнуть к чужеродным чудовищам Иад-Уроборосам, которые нормальных людей сводят с ума. При всем при этом большая часть эджлордских понтов Томми-Рэя напускная, на деле он в проявил себя как в целом некомпетентный мелкий злодейчик, движимый комплексами и при любом удобном случае плачущийся в жилетку своим близким.
Кино
- «Доктор Стрэндж» — в киноверсии вокруг глаз главгада-мраккультиста Кецилия появились огромные растрескавшиеся чернильные круги, а с лица актёра в любой из выражаемых эмоций не сходила гримаса боли, смешанной с гробовой серьёзностью (хотя он явно старается и персонажа вытягивает). И говорит Кецилий постоянно о судьбах мира и необходимости принять великое зло для всеобщего блага.
- «Майор Гром: Чумной Доктор» — собственно, Чумной доктор. Стал здесь брутальнее, чем в комиксе: ходит на дело в чёрном бронекостюме с огнемётами. Характер — готичный мститель и вигилант, уничтожающий вместе с коррупционерами и невинных. В отличие от комикса, Чумным доктором является не техномагнат Разумовский, а его телохранитель и друг детства Олег Волков, брутальный ветеран войны с мрачной суровой внешностью. Впрочем, на деле всё сложнее, это спойлер, но и истинное положение дел тоже «мрачноштанно»!
- «Хэллбой: Герой из пекла» — Карл Рупрехт Кронен. Механический зомби-нацист в чёрной «комиссарской» кожанке, в фуражке, крутой маске, с двумя выкидными мечами. Тамошний Распутин, конечно, несколько опереточный и дюже клюквенный, но типичный ММШ — именно служащий ему подручным Кронен. Персонажа любят ставить на аватарку инфантильные (и иронические) неонацисты, особенно с приставкой «языческие» и «сатано-», фанатеющие от карикатурного образа «оккультного рейха» (хотя в реале там были и христианские, и пантеистические, и языческие тенденции — да и сам Гитлер адептов всяческого «национал-оккультизма» не жаловал и в «Майн Кампф» посвятил им весьма желчную тираду).
Телесериалы
- «Тик»
- «Парки и зоны отдыха» — друг Эйприл Орин отыгрывает троп на десять из десяти.
- «Однажды в сказке» — Лили Пейдж. Дочь, как она думает, крутой и безжалостной злодейки. С рождения проклята на постоянные несчастья. Ищет способ жестоко отомстить тем, кому обязана этим проклятьем. Для полного комплекта еще и способна превращаться в дракона и склонна драматизировать события. Но персонаж глубоко второстепенный, да и после примирения с Малефисентой заметно исправилась.
- «Уэнсдей», просто Уэнсдей, особенно в начале сериала.
- «Баффи — истребительница вампиров» — Фейт «тёмная истребительница» Лихейн. Изначально предстает как более мрачнушная версия главной героини: такая же Истребительница, как и Баффи, но жестокая, агрессивная, любящая приложиться к бутылке, ведущая достаточно беспорядочную половую жизнь (ещё и с садомазо-фетишем!) и откровенно ловящая кайф от ультранасилия. Потом совершает переход на Тёмную сторону и становится полноценной злодейкой: правой рукой мэра-чернокнижника Уилкинса. Впоследствии исправляется и окончательно переходит на сторону героев, да ещё и оказывается, что её эпатажное поведение — это напускное, связанное с детскими комплексами.
- «Во все тяжкие» — да, даже в реалистическом и преимущественно достоверном сеттинге они тоже бывают. А именно — близнецы Саламанка. Два лысых киллера-социопата молчаливого и грозно сопящего подтипа, воспитаны дядей — жестоким криминальным авторитетом, ходят в туфлях типа «казаков» с черепами, поклоняются Santa Muerte. Пристрелить агента ОБН для них недостаточно — надо зарубить топором; при этом если стрелять — то пулей, которая разворотит полчерепа (сцену с Хэнком на стоянке многие критики считают натянутой и придающей серьёзному сериалу оттенок клоунады, так что здесь, возможно, именно мрачноштанный образ близнецов подпортил сюжет; а если рассматривать братцев как ММШ внутри нарратива, то эджлордское позёрство их и сгубило). При этом сыграны убедительно и могут в самом деле вызвать ужас и саспенс своим поведением.
- «Кремень» — главный герой, пример антигероя девяностых в обоих смыслах, хоть сам сериал и 2012 года. Молчаливая и грозно сопящая версия ММШ, бывший ГРУшник с тесаком, рубящий не только беглых зеков и продажных ментов, но и безусых сержантиков с методичностью, подобной этому вашему Гаттсу. Многозначительные комментарии бывшего начальника главгероя в духе «вы пробудили зверя» только подливают масла в огонь. А ещё образ бафосный для тех, кто смотрел другой фильм с В. Епифанцевым, 1998 года…
- «Штамм» — дампир Куинланн, рождённый заражённой Хозяином женщиной и преследующий своего «отца» уже более двух тысяч лет. Бледное лицо с чудовищными шрамами, совершенно лысый череп, белые радужки глаз. Костюм и вооружение не отстают — тут и чёрное кожаное пальто, и серебряный меч за спиной (рукоять меча сделана из чьей-то берцовой кости). А ещё он говорит низким хриплым голосом.
Мультсериалы
- «RWBY» — Адам Таурус, мститель за тяжкое детство и испорченную внешность, борец за права фавнов, террорист, нацист, абьюзер и просто хороший педо… то есть челобык. Соответствует всем пунктам из описания, кроме «откровенной мерисьюшности» — на деле он скорее молодец против овец, чей потолок — гонять одиноких первокурсниц (а уже от двух бывших первокурсниц он отхватил 220 с летальным исходом).
- «Ши-Ра и непобедимые принцессы» — два из трёх главных антагонистов, Хордак и Катра. Причём у обоих это зиждется на отчаянном желании доказать, что они чего-то стоят: у первого — Хорд-Прайму, дефективным клоном которого он является и который сам под троп не подходит, а у второй — всему белу свету.
- «Битлджус» — Принц Винс, ходячая насмешка над тропом. А был ли тогда троп?
- «Madness Combat» — тут весь сеттинг такой, но главный герой Хэнк воплощает сей троп в режиме педаль в асфальт. Крутой и жестокий мужик в чёрной бандане и чёрном пальто с красными очками, вооруженный до зубов разнообразными пушками. Впоследствии он заменяет нижнюю челюсть на жуткий протез, а ближе к концу и вовсе превращается в мутанта с рукой-клешнёй. Сделано это, конечно, ради фичи.
- «Аватар: Легенда об Аанге» — таков принц Зуко поначалу. Угрюмый и вспыльчивый парень, со шрамом на поллица, сложной ситуацией в семье (отец, изгнавший Зуко и нанёс ему этот шрам, мать пропала несколько лет назад, куда более успешная и жестокая сестра в открытую посмеивается), изгой среди своего же народа, одержимый желанием поймать Аватара. Впрочем, чем дальше, тем глубже и сложнее становится образ и тем меньше остаётся от ММШ.
Комиксы
- Бэтмен, в его самой распространённой ныне трактовке. На самом деле образ за много лет претерпел кучу изменений (достаточно сказать, что Бэтс Серебряного века ходил в сером и синем, часто улыбался и шутил). Но начиная с «Возвращения Тёмного рыцаря» Миллера и «Убийственной шутки» Мура Бэтмен чаще всего типичный эджлорд: предаётся мэнгсту по убитым родителям, ходит мрачный, весь в чёрном, разговаривает коротко и хмуро, привязанностей боится. Педаль в пол продавил Грёбаный Бэтмен в миллеровском же All Star Batman and Robin, the Boy Wonder.
- Неудивительно, что именно эту его черту пародируют чаще всего, продавливая её в магму. В различных пародиях («Лего. Фильм», «Как это должно было закончиться», «Batmetal») Бэтси намеренно сделан таким эджлордом, что уже просто обхохочешься.
- Каратель, само собой. Брутальный и жестокий боец в длинном пальто и с бронежилетом-черепом на груди, не дающий врагам шанса выжить. Для Marvel это был один из первых таких персонажей, оттого проба пера получилась весьма успешной.
- А также Ворон из одноимённой серии. Все элементы налицо: мрачность, ангст, непобедимость и почти неуязвимость, жестокая месть врагам. Впрочем, обыграно достаточно удачно, чтобы над ним не смеялись, а полюбили его именно таким.
- Комикс-продолжение мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге»: Тёмный, он же Му Чи Гу Чи Ла Пу Чи Третий, и не называйте его настоящее имя, один из первых учеников Тоф в магии металла. Скорее даже намеренная пародия на троп.
- Самый тупой в мире маг — в общем-то, в пародийном комиксе, обстёбывающем штампы героического и эпического фентези, таких персонажей хватает, но особо выделяется чернокнижник Браззель и все нордведы. Последние — пополам с соседним тропом.
- Requiem Chevalier Vampire — вообще все персонажи, кроме лемурианцев. Особо выделились мраккультисты Клавдия, Мортис и Блэк Саббат, все капитанши пираток-вурдалачек (хотя и среди них выделяется капитанша «дэт-металл пиратов») и вампирский господарь Дракула и его жена графиня Батори. Некоторые, вроде хана Атиллы и антипаладина Турима заходят в своей мрачноштанности до такого уровня, что начинают придерживаться особого антинравственного кодекса поведения — считать красоту уродством, а добродетель — извращением. Неудивительно, что на их фоне Генрих и Отто (на минуточку, нацистский преступник и комендант концлагеря) выглядят едва ли не святыми.
- Top Cow Universe — мафиози Джеки Эстакадо (с ручными миньонами и тентаклями) и бывший пастор Том Джадж (с полу-ручным выводком демонов). Лор вселенной, построенный на каббале, «балансе света и тьмы» и прочем сектантском бла-бла-бла, очень способствует формированию сабжа.
- «Бесобой» — протагонист: бывший ВДВшник, весь в магических наколках, с капюшоном на лице и ручным бесёнком.
- Sin City — Марв. Добро с огромными кулачищами. После войны[2] страдает от жёсткого ПТСР (правда страдает, не наслаждается), горстями пьёт сильнодействующие лекарства, десятками убивает разных отморозков и регулярно сомневается в себе: не превратился ли он в поехавшего маньяка. Нет, не превратился: все, кого он с наслаждением убил, этого определённо заслужили. А хорошим людям Марв всегда рад помочь, даже во вред себе.
Аниме, манга и ранобэ
- Канеки Кен же! Можно сказать, главный эджлорд от мира аниме и русскоязычный кодификатор тропа. Заделался из вечно ангстующего книжного червя в одного из сильнейших гулей с психическими отклонениями. По совместительству — персонаж многочисленных интернет-мемов и главный символ субкультуры «Dead Inside».
- Хотя ради справедливости отметим, что такое впечатление Канеки оставляет лишь в аниме, где многое повырезали и утрировали. В манге до подобного эджлордства он не докатился, и, учитывая, что ему пришлось пережить, его можно понять.
- Ну как посмотреть, как посмотреть. Тотальная смена личностных установок по три раза за каждую мангу на фоне типа очередной травмы, с новым стилем волос каждый раз, — это именно то, что принято называть «edgy». Большую часть времени он скорее цветущий божий одуванчик или просто Синдзи, да. Но вот, например, когда он в очередной раз психанул и переобулся, стал следователем с выкрученным усердием, то его чёрный прикид, чёрная шевелюра и очочки вкупе с внезапной циничностью сделали из него олицетворение тропа. Любовь к Кафке и прочей немецкой философии не выпячивается, но утверждается. Понять можно симпатию к нему автора, менее бафосно не становится.
- Хотя ради справедливости отметим, что такое впечатление Канеки оставляет лишь в аниме, где многое повырезали и утрировали. В манге до подобного эджлордства он не докатился, и, учитывая, что ему пришлось пережить, его можно понять.
- «Bungo Stray Dogs» — Акутагава Рюноске. Стильный готичный прикид и внешность под стать — галочка. Детство в трущобах, в значительной мере повлиявшее на характер мрачного поехавшего социал-дарвиниста — галочка.
Стендспособность, идеально подходящая для убийства (и, к тому же, обладающая чёрно-красной расцветкой), вследствие чего мафия использует его как исключительно мощного киллера — галочка. Тёмный пафос вперемешку со стремлением доказать всем своё превосходство — галочка. И это только первый сезон. Примечательно, что автор, в честь которого он назван, тоже писал не о розовых пони, но был гораздо более тонким человеком. - «Kill la Kill» — безбашенная и столь же «эджи» Рюко Матои, чей образ эдж-леди дополняется красновато-чёрной внешностью и превозмоганием. Впрочем, поскольку аниме очень стёбное, то восприятию не мешает.
- Гораздо более старый и широко известный, нежели примеры выше, копиркин капитана Немо — Капитан Харлок, исключительно яркий пример условно положительного эджлорда родом из Лейдживерса. Впрочем, в последних экранизациях он даже при выкрученной до бафоса мрачности умудряется откалывать такие фортеля, что становится уже совсем не смешно — от ТАКОГО даже те, кто уволен из гестапо за жестокость, открещиваться будут.
- Naruto — Учиха Саске, разумеется. В его честь эджлордов, особенно помешанных на желании отомстить кому-нибудь за что-нибудь как единственной цели в жизни иногда называют «фукусюсями».
- Преимущественно во второй половине манги. В первых главах демонстрировал и другие эмоции, помимо «убийственной» серьёзности, да и вёл себя куда адекватней.
- Elfen Lied — Люси. Жестокая и абсолютная безжалостная к людям девушка-диклониус с раздвоением личности. Угробила кучу народа во время побега из лаборатории и с тех пор поклялась, что она убьёт всех людей на этой планете.
- Kage no Jitsuryokusha ni Naritakute! — пародийный вариант. ГГ — тюнибё откровенно фанатеющий (а судя по некоторым намёком и вовсе поехавший на нём) как раз по образу утрированного эджи-антигероя творящего добро (а заодно пафос, зло и дичь по настроению), сначала пытался таким стать в реальном мире, а когда исекайнулся — косил под такой образ уже в новом мире, подкачавшись начав по галочкам выбивать пункты уровня «пафосно засмеяться на крыше высокого здания, на фоне горящего города» и «создать организацию тайных убийц, охотящихся за мраккультистами» (изначально выдуманными от балды, но как потом оказалось — реально существующими).
- Bleach — Гриммджоу Джаггерджек. Нет, он ходит не в чёрном[3], временами и языком почесать не дурак, да и улыбается регулярно. Вот только цвет одёжки тут «корпоративный», манера речи выдаёт классического «трудного подростка», а вместо улыбки зачастую выходит оскал.
- В принципе многие другие персонажи ходят близко к тропу, но становятся несколько глубже и многограннее по мере раскрытия. У Гриммджоу же по мере раскрытия проступает только дистиллированный Ангст.
- Onepunch-Man — Гароу. Фитилёк слегка прикручен, поскольку пациент недостаточно мрачен для эджлорда и на вызовы судьбы чаще реагирует со злым весельем. А в остальном — полный набор: тёмный пафос, брутальность, цинизм, неутолимое желание «наводить справедливость» и мстить за психологические травмы детства. Бонусных баллов подкидывает готовность Гароу стать монстром во имя своей цели. Поначалу — только фигурально, но впоследствии…
- Куда более комичный пример — Соник. Пафосный и асоциальный киллер-ниндзя в тёмной одежде, который выкашивает противников целыми отрядами… а потом совсем по-детски негодует и обижается на Сайтаму, который посмел (вот наглец!) пережить их первую встречу. С того судьбоносного момента у рассерженного Соника одна цель — отчекрыжить сопернику лысую башку. Но, благодаря пофигизму и неуязвимости Сайтамы, получается смешно.
- Х. Кикути, «Ди, охотник на вампиров» — заглавный персонаж. Крутой и мрачный внешний вид? Ди — высоченный бисэйнэн в чёрном прикиде, плаще с высоким воротником и шляпе хитровыдуманного фасона а-ля ваховские инквизиторы. Мрачный род занятий и принадлежность к «монстровой» расе? Ди — охотник на нечисть и дампир, отчаянно сдерживающий свою вампирскую натуру. Характер? Настолько эталонный «мрачно-задумчивый с вечным гробовым молчанием», что даже добавить нечего. Оружие? Таки да, огромный меч плюс дофига суперспособностей на все случаи жизни.
Видеоигры
(link)
Stranger of Paradise: Final Fantasy Origin(link)
Та самая сцена- Sonic the Hedgehog — йожик Шедоу. До появления собственной сольной игры он был куда более вменяемым персонажем. Но разработчики посчитали, что анти-Сонику не хватает крутизны, что привело к заметному утрированию его характера. Заодно дали мотоцикл и огнестрел. В итоге Шедоу стал персонажем многочисленных интернет-мемов.
- Правда, после выхода Sonic Forces появился новый персонаж, который во многом превзошёл Шедоу. Знакомьтесь: шакал Инфинит, которого разработчики преподнесли как наикрутейшего суперзлодея, который помог Эггману наконец завоевать мир! Но у фанатов сложилось впечатление, что Инфинит скорее напоминает подростка, воображающего себя мега-крутым Плохим Парнем из-за травли со стороны Шедоу. В DLC нам и вправду показывают, как Инфинит на серьёзных щщах закатывает истерику после того, как Шедоу обозвал его слабаком. К слову, судя по комиксу-приквелу, Инфинит ещё до встречи с Шедоу был жестоким и грубым наёмником, который относился к своим подопечным как к мусору…
- Hatred — собственно, заглавный… злодей, за которого мы играем. Уже с первых секунд игры мы наблюдаем сцену, как он, произнося невероятно пафосный монолог о ненависти к человечеству, собирает оружие и выходит на улицу с одной лишь целью — убить всех людей. Образ патлатого металлюги в длинном пальто прилагается.
- Overwatch — Жнец (см. иллюстрацию). Псих-наёмник и крайне мрачный тип, который любит убивать людишек. Вполне вероятно, что авторы намеренно сделали его таковым ради стёба над тропом.
- God of War — Кратос, конечно же. Он живёт только ради мести. Небезызвестный игровой журналист Олег Ставицкий даже подметил, что Кратос по поведению больше напоминает подростка в пубертатном периоде.
- Правда, тот же Кратос из игры 2018-го года уже не троп.
- Devil May Cry — Вергилий. Но так как сама по себе игра в достаточной мере стёбная, эджлорд смотрится в ней вполне уместно.
- Его сын Неро в четвёртой части тоже подходит под троп. В отличие от вечно спокойного бати, Неро слишком эмоционален и истеричен, а потому презираем фанатами. За свой буйный нрав он едва не поплатился жизнью, и если бы не пришедший вовремя Данте, вся история, возможно, закончилась бы печально. К счастью, к концу игры Неро исправляется и уже в следующей части больше походит на весельчака Данте.
- Kid Icarus: Uprising — Тёмный Пит. Немногие люди догадываются, что он задуман как намеренная пародия на троп. По совместительству натебейка в сторону упомянутого выше Шедоу.
- Underfell — фанатская AU по Undertale, которую вкратце можно описать как «обычный мир, но все вокруг стали эджи».
- Fallout: New Vegas — Улисс (ирон. Улюлюсец), проверяем по пунктам: 1) Пафос мрачности и таинственности? В каждом децибеле голоса, в каждом сантиметре облика. 2) Мрачный и брутальный вид? Посмотрите и убедитесь. 3) Асоциален и необщителен? Да, одинокий странник, совсем недавно осевший в дорогих его сердцу развалинах Эштона. Циничен? Не то слово: какие бы идеалы Курьер ни поддерживал — раздавит и внушит ощущение безысходности. И философический угар в обычае его речи. 4) АНГСТИЩЕ! ПТСР после гибели Разлома и Нью-Ханаана — не шутка. 5) Рыцарские доспехи проржавели настолько, что он готов перейти моральный горизонт событий. 6) Немного о сьюшности: все показатели SPECIAL — 10/10. 7) Вообще-то он курьер, но по совместительству был и фрументарием Легиона Цезаря, должность не для идеалистов. 8) Тяжёлое прошлое, горелая хата — очевидно из сюжета Lonesome Road. 9) Жаждет не просто отомстить НКР и Легиону — сбросить две атомные бомбы на них. И Курьеру он хочет припомнить разрушение Разлома, правда, не столько с целью отомстить, сколько проучить. 10) А вот сверхъестественного в его природе ничего. Самый главный признак эджлорда: бафос. Есть? Да: многим фанатам он представился не столько мрачным философом Пустоши и альтер-эго Криса Авеллона, сколько «угорающим по феласафии» поехавшим подростком, несущим что-то маловразумительное: над его «BULL BEAR DIVIDE! BULL BEAR DIVIDE! BULL BEAR DIVIDE!»[4]. потешался не один фанат.
- For Honor — тёмный приор. Рыцарь в капюшоне, с густо подведёнными тушью глазами, с шипастым щитом и жутким фламбергом, вещающий про тьму, войну и бездну и имбующий на поле боя. И при всём этом у него фефекты фикции. DAHKNESH!
- Hollow Knight — маэстро Гримм, начиная с имени, продолжая чёрно-красным цирком ужасов и заканчивая голосом умирающего от жажды заядлого курильщика. А ещё его эта гадкая атака — превращение в иглобрюха.
- Blasphemous — главный герой. Мрачный боевой религиозный садомазохист с обетом молчания в цельнометаллическом колпаке с маской, плачущей кровью, использующий в качестве дальнобойной атаки метание собственной крови, лечащийся разбиванием аптечек (с кровью) об голову (фейспалмом) и брутально расправляющийся с мобами… которых потом, видимо, оплакивает, потому что деньги в игре называются «слёзы искупления».
- Выстебано (как и очень многое другое) в глобальном ромхаке Pokemon Clover, сделанным авторами с 4chan. Противник главгероя — до смеху мрачный подросток в черном костюме, черной шляпе, с длинным шарфом и без обуви (чтоб драматичнее было) — изо всех сил хочет превзойти своего отца, который, якобы, был еще куда более мрачным и могущественным.
- В послелиговом продолжении (где сюжета уже как на вторую игру) можно встретить того самого отца. Он держит свой гим стального типа, где играет хеви-метал, все вокруг утыкано шипами и решетками, а сам отец весь обколот партаками, носит катану и курит. Как только у нас на глазах соперник прибежит превосходить отца, тот сразу ему выдаст, что нарочно его так воспитывал, чтобы сын имел волю к жизни и вовремя сообразил, как глупо себя ведет.
- Stranger of Paradise: Final Fantasy Origin — эта игра еще не вышла на момент правки, но уже на момент своего анонса была высмеяна всеми, кому не лень. А все из-за того, что в дебютном трейлере главный герой Джек вел себя как истинный эджлорд и постоянно говорил «I must kill Chaos!». Апогеем ситуации стала вторая демоверсия игры, в которой Джек после речи героини говорит «Bullshit», достает смартфон, включает дабстеп-рок, что звучит в его наушниках, разворачивается и уходит. Как выяснилось в конце второй демки, действия происходит в мире самой первой части, а фамилия Джека — Гарланд. Да-да, даже разработчики в интервью сказали, что они создают игру про то, как протагонист станет злодеем.
- Tales of Berseria — главная протагонистка игры, Вельвет Кроу. Была обычной деревенской девушкой, которая заботилась о своём братике. Но в кроволунии пыталась остановить ритуал Арториаса по предотвращению появления демонов, включающий в себя пожертвование Лафицета. В итоге Вельвет стала терионом (то есть демонессой с особыми силами, которая сохранила свой разум и человеческий облик), и её отправили в тюрьму. После нескольких лет отсидки она выбралась из тюрьмы (не без помощи малахима) и стала одержимой местью Арториасу, за что она не гнушается даже прагматичным методов, получив прозвище «Владыка Бедствий». Откровенный костюмчик чёрно-красного цвета прилагается.
- Ведьмак 3: Дикая Охота, аддон «Кровь и вино» — Детлафф. Импульсивный и даже где-то инфантильный готический брюнет в чёрном кожаном прикиде и с трагической предысторией любви и отсутствием социальных навыков, в бою настолько эффективный, что совсем уже не смешно. При этом прописан настолько грамотно и обоснованно, что вызывает нешуточное сочувствие? и получается не карикатура, а форменная реконструкция образа.
Настольные игры
- Warhammer 40000 — данный троп является фишкой франшизы, учитывая далеко не радужный сеттинг и эстетику. Так что сюда можно отнести многих персонажей и даже целые фракции.
Музыка
Многие группы иронизируют над образом нарочито мрачного бунтаря не от мира сего, который даже себе в зеркало не улыбается. Причём во многих случаях это самоирония.
- Black Sabbath — Paranoid. Старше, чем интернет.
- Type O Negative — Black № 1 (Little Miss Scare-All), ироничное описание ну очень мрачной готессы. Да и многие более поздние песни вроде I don’t wanna be me к этому тяготеют, только в них Питер Стил стебал уже себя за депрессию.
- The 69 Eyes — очень многие их песни постиронично стебут стереотипных готов, воспринимающих «готику как состояние души» слишком серьёзно. Сама группа при этом придерживается скорее образа довольных жизнью готов-тусовщиков.
- Otto Dix — песня «Гот» повествует как раз о сабже статьи (это при том, что музыканты сами не прочь на себя этот имидж примерить).
- Лорд Винхетейро же!
- Angizia — Тёмный Подмастерье, заглавный герой альбома Des Winters Finsterer Gesell. Серийный убийца, вырезающий людей пачками и считающий, что таким образом карает грехи прогнившего мира, и верный только Зиме, Лесу и Лесной Деве. Готичные пафос и мизантропия в его партиях не просто прут, а откровенно фонтанируют.
- Disturbed — The Guy, маскот группы. Мускулистый парень в лохмотьях и рваных цепях, тяжёлых ботинках типа «нью-роков», с капюшоном на голове, скрытым тьмой лицом, красными глазами и демонической ухмылкой. По сюжету обычно подбивает народ на бунты и занимается прочим экстремизмом. Вообще говоря, у некоторых металлистов подобные маскоты в чести, обычно с той или иной долей иронии.
- «Эпидемия» — лирический герой песни «Чёрный маг». Вдохновлен Рейстлином из «Саги о Копье».
- «Король и Шут», «Некромант» — главный герой попадает, кажется, под все пункты описания.
Интернет
Краткая лекция о том, как НЕ надо делать антигероев.
- Creepypasta — Джефф Убийца. Кто-то выложил в сеть историю о том, как бедного подростка обидели хулиганы, из-за которых он обгорел по полной, а потом и вовсе с ума сошёл и начал убивать всех подряд. Как итог — появилась целая плеяда фанфиков и артов, где этого урода (в прямом и переносном смысле) изображают красавцем-бисёнэном, готовым переспать с какой-нибудь Мэри Сью.
- Субкультура Dead Inside весь об этом. Если вкратце, Дэд Инсайды, они же Гули, являются фанатами Токийского Гуля, которые любят играть в Dota 2. Крайне агрессивны к окружающим, за что они стали персонажами многочисленных интернет-мемов, зашедшие далеко за пределы комьюнити Dota 2. Дошло до такой степени, что любого эджи-юзера в рунете нарекают Дэд Инсайдом.
- При всём том каких-то лет десять тому назад dead inside называли всего лишь вызванную стрессом или депрессией апатию, перетекающую в ангедонию, или попросту говоря «выгорание». И если о какой-то субкультуре речь тут идти и могла, то разве что в формате компашкой таких вот «выгоревших» собраться посмотреть какое-нибудь доброе кино уровня «для всей семьи» или посидеть за настолками под чаёчек, ибо от алкоголя в таком состоянии тошнит. Никакой агрессивностью там даже и близко не пахло.
Реальная жизнь
- Да-да, именно они самые, вы правильно угадали: любая не стремящаяся вписаться в мэйнстрим субкультура может быть разделена на тех, кто просто увлекается тем или иным жанром или стилистикой, и тех, кто воспринимает её как серьёзное руководство по жизни, выдумывает некие правила, кто может быть её «истинным» членом, а кто нет, и каким он «обязан» быть. В результате субкультура обзаводится дурной репутацией, а её представители с разными взглядами на суть начинают друг другу предъявлять, что они «НЕ ТРУЪ».
Примечания
- ↑ Как шутят поттероманы: «Лорд Волдеморт — это девочка-подросток: у него есть дневник, куча безделушек, питомец, которого он обожает — и зависимость от знаменитого мальчика!»
- ↑ Какой именно — не уточняется; в местном эклектичном абстрактно-нуарном сеттинге это может быть любая война от Второй мировой до конфликта в Персидском заливе включительно, а то и вовсе вымышленная.
- ↑ После таймскипа таки ходит в чёрном — белая остаётся только куртка.
- ↑ Для понимания масштаба бедствия поясним, что это из High School DxD