Art Deco

Материал из Posmotrelisu
Версия от 10:20, 24 ноября 2021; commons>Конь Бледный (→‎Реальная жизнь)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Art Deco. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Любимый стиль великого сыщика
« Двери лифта украшены квадратными барельефами. Посередине справа — Вулкан, бог огня, одновременно кузнец. Менеджер здания как-то говорил: единственный бог с нормальной трудовой биографией. Напротив слева — барельеф Цереры, что отвечала в Риме за урожайность зерновых. Остальные шесть бронзовых квадратов, два сверху и четыре внизу, изображают Cornucopia — рог изобилия. Волшебная такая штучка, из которой вываливается всё, что тебе нужно, до бесконечности. Сейчас Кэсси нужен был только лифт, но рогá изобилия буксовали. »
— Курт Кобб, «Прелюдия»
« Если вы постоянно путаете, напоминаю: гномы делают ар-деко, а эльфы — ар-нуво. »
— шутка из рунета

Ар-деко (фр. Art Deco) — декоративное искусство, ставшее популярным в 1920-30-х годах и пришедшее на смену стилю модерн. Молниеносной танковой атакой стиль захватил весь мир — вплоть до столиц мелких африканских колоний — после Парижской выставки декоративного и прикладного искусства 1925 г. Первая по-настоящему всеобъемлющая мода, не только в архитектуре, но и в мебели, дизайне интерьера, одежде, ювелирных украшениях и даже в газетных шрифтах и конструкции радиоприёмников и холодильников.

Для стиля характерны: любовь к простым чётким формам (круг, прямой угол, квадрат); геометрические орнаменты с явным ритмом; стилизованность и умеренный отход от реализма, сильное влияние древнегипетского и месоамериканского искусства (античности тоже, но её влияние никогда и не исчезало); оформление в неярких тонах; дорогие и современные материалы (алюминий, серебро, слоновая кость); мифологические и аллегорические сюжеты, а так же мотивы труда и техники; любовь к изображению атлетических обнажённых людей в динамичных позах.

Как и марксизм, ар-деко имел три источника и три составные части:

Последний родник бил прямиком из старинного российского-татарского дворянского рода — потомков хана Тырта. В 1900 году, ещё ребёнком, Роман Петрович побывал на Всемирной выставке в Париже, и ему так понравилось, что к 1912 переехал во Францию и стал работать у прославленных кутюрье. Потом сам стал прославленным, изобретя «стиль Эртэ» и положив начало ар-деко.

Вплоть до 1940-х слова «стиль Эртэ» и «ар-деко» были почти взаимозаменяемы, но во время Великой депрессии и ВМВ интерес к вычурному, эксклюзивному и дорогому по непонятным причинам угас. После войны был перезапуск стиля, но уже под одним именем: ар-деко.

В литературе и кино ар-деко ассоциируется прежде всего с Дизельпанком. Всякие воздушные авианосцы и подводные лодки летают и плавают ходят, как завещал Роман Петрович. Ещё одно гнёздышко — ретрофутуризм.

Внезапно, в последнее время данный стиль полюбился фэнтезийным гномам. Учитывая, что во многих сеттингах их технический уровень уже даже для стимпанка слишком крут, оно и неудивительно.

Примеры

Та самая заставка телесериала о Пуаро

Самая большая и самая знаменитая статуя в стиле ар-деко. +100 к крутизне католичества.
Девушка с приносящим удачу петухом — ар-деко на станции Площадь Революции


Кино

  • Metropolis — непосредственно проявляется в архитектуре и некотором антураже (яркий пример — внешность Человека-машины). Интересно, что сам фильм может считаться редким примером ар-деко (ещё и пополам с эстетикой декаданса) от кинематографа. Судите сами: размах, дороговизна и передовые по тем временам спецэффекты, вычурная театральность и пафос под греческую трагедию, эклектичное сочитание промышленных и футуристических мотивов со средневековыми, библейскими и готическими (машина-Молох, Вавилонская Башня, ведьма, Смерть), сильное влияние символизма в сюжете и экспрессионизма в эстетике.
  • Batman Тима Бёртона.
  • «Зомби по имени Фидо».
  • «Сквозь снег» — поближе к голове поезда.
  • «Плезантвиль» — утопия (на самом деле нет).
  • «Хоббит» — архитектура Эребора, да и гномье оружие вполне в стиле.
  • Приквельная трилогия «Звёздных войн» — эстетика планеты Корускант основана именно на арт деко.

Телесериалы

  • В телесериале BBC о Пуаро ар-деко абсолютно всё: от начальных титров до любимой тросточки сыщика. Мультипликация в титрах — это просто воплощение ар-деко.
    • То же можно сказать и о титрах «Патера Брауна» (2012).
    • Титры телесериала «Виртуозы» (Hustle, 2004—2012). Ну любят аниматоры BBC в это дело.
    • А так же «Дживс и Вустер» со Стивеном Фраем и Хью Лори. Определённо любят
  • Вавилон-Берлин — эпоха располагает!
  • Сериальная версия «Тёмных начал» тоже несёт в себе элементы этого стиля.
  • «Основание» по Азимову — Императорский дворец, и вообще часто встречается на Транторе.
  • Сериал «Крот» то же этот троп обожает — не смотря на то, что в сеттинге лихие 90-ые, в архитектуре доминирует эстетика 20-30-ых годов — сталинский ампир, дореволюционные здания, резная мебель, декоративные часы в кабинете Часовщика и прочие трехлапые сфинксы Вавилона…*

Мультфильмы

  • Мультфильмы о Супермене, снятые Максом Флейшером на студии «Paramount» в 1940-х, соединяют эстетику ар-деко с ретрофутуризмом (который во время выхода мультфильмов был ещё без приставки «ретро-»).

Мультсериалы

Видеоигры

  • Bioshock, от архитектуры и интерьеров до дизайна интерфейса. Даже финальный босс выглядит как статуя в стиле ар-деко.
  • Fallout, особенно третья часть (говорите что угодно о сюжете, но вот художники Bethesda не зря едят свой хлеб) и DLC «Dead Money».

Настольные игры

  • Warhammer — гномы ближе к концу существования франшизы. Особенно хорошо заметно в обоих частях Vermintide, где можно наведаться в гномьи крепости, а во второй части Бардин может заделаться Железоломом. Харадроны в Age of Sigmar и вовсе стесняться перестали.

Реальная жизнь

  • Сталианс, он же «сталинский ампир». Ликвидирован лично Н. С. Хрущёвым Г. М. Маленковым.
    • На самом деле принадлежность сталинской архитектуры к ар-деко — тема активных споров в профильных кругах: эклектика второй половины девятнадцатого-начала двадцатого века, классицизм и неоисторическиое направление западной архитектуры повлияли на него куда заметнее, чем ар-деко. Самым известным исключением считается московская станция метро Маяковская.
    • Скульптура и декоративное искусство (рельефы, мозаики, фрески и пр.) советского модернизма 1960-80х годов — могут быть ближе к западному ар-деко, чем его более академичные сталинские современники.