Очучеливание

Материал из Posmotrelisu
Версия от 01:36, 7 февраля 2022; commons>JasonRobotnik
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Чтобы показать правоту своей точки зрения, автор доводит слабые стороны противоположной точки зрения до абсурда, тем самым делая единственно правильной свой посыл.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The War on Straw. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Видеотренировка с отработкой ударов на манекене. Самый популярный комментарий: «А что делать, если у моего противника будут руки? »
— YouTube
«

Российский тренер: Моя команда совершенно не умеет играть, проигрывает всем! Как мне их научить?
Зарубежный тренер: Попробуй для начала поставить на поле чучела в форме противника, и пусть сыграют против них.
Российский тренер: Пробовали. Чучела выиграли…

»
— Так же у Мэла Брукса в «Робин Гуде»

Очучеливание — это демагогический приём. Суть в следующем: берётся какая-либо идея, а затем рассматриваются и беспощадно громятся заведомо слабые и негодные аргументы в её поддержку. После чего и сама идея объявляется разгромленной и никчёмной. Другие аргументы в её защиту, более сильные, игнорируются. Зато добавляются другие, выдуманные самостоятельно исключительно для того, чтобы тут же их опровергнуть. Получается, что автор как будто сражается с соломенным чучелом, но хвастается, что победил настоящего противника.

Очучеливание в художественных произведениях может выглядеть по-разному. Если автор хотя бы пытается быть объективным, то неудобную ему точку зрения отстаивает симпатичный в принципе персонаж, но вот аргументы, которые он приводит заведомо ослабляются по сравнению с той же полемикой в реальном мире: такой персонаж будет задавать только те вопросы, на которые автор (а стало быть, и его резонёры) знает убедительный ответ и приводить только такие доводы, которые «правильные» герои легко развенчают. Нередко это кончается тем, что симпатичный персонаж осознаёт свою неправоту (ну как, он же интеллектуально честен, потому и симпатичен, а аргументы против него — сильнее) и переходит на сторону автора и/или протагониста. Не обязательно переходит в физическом смысле — он может продолжать сражаться за ту же сторону, но симпатизирует при этом своему противнику, а не соратникам.

Достаточно часто очучеливание принимает другую, более простую форму: автор берёт какую-либо идею, которая ему не нравится, и вкладывает её в уста заведомо одиозного персонажа. В лучшем случае это благонамеренный экстремист, в худшем — полное чудовище. Персонаж творит чёрт-те что, с персонажем ни один здравомыслящий человек не согласится, а значит и с идеей такого негодяя соглашаться тоже как-то стрёмно. Профит! То, что ту же самую идею мог разделять и некто более адекватный и симпатичный читателю, игнорируется.

« Логика на уровне — вот у нас есть персонаж, и он пацифист. Почему пацифист? В смысле, почему — потому что я так сказал. Что значит, он должен хоть как-то проявлять себя, как пацифист? Ну вот же, он у нас насилует дохлого котенка. Раз так делает пацифист, значит — пацифизм зло.

А вот у нас фашист-каннибал. Он прекрасен, у него чудные кудри, он умен и он создает Чудо-Металл, Чудо-Музыку и какой же он секси… в общем, любому ясно — фашизм и каннибализм наше все.

»
— Из обсуждения одного известного примера очучеливания второго рода.

Очучеливание часто ведёт к созданию неудачной басни.

Назойливое приписывание оппонентам аргументов-чучел — признак троллинга, причем очень толстого, в глазах подкованного оппонента такой тролль выглядит идиотом, и «пригорает» только от тупости оного тролля. См. также вымышленный штамп.

Если у автора не получается расправиться даже с самостоятельно созданной, упрощенной и опошленной версией «неудобной» идеи, несмотря на обильное мазание идеологических соперников черной краской, то может выйти, что соломенный оппонент был прав.

Инверсия — «стальное чучело» (в противоположность соломенному). Как ни крути, в художественном произведении все стороны конфликта полностью контролирует автор (если только за него не пишут головные тараканы). Поэтому в каком-то смысле любая оппозиция будет чучелом. Только вот можно показать аудитории хлипкую пародию на оспариваемую идею, а можно — пафосный монумент. Если оппозиция сильна, компетентна и убедительна, и протагонисты всё равно умудряются её одолеть, особенно без читов (как бог из машины или моральный закон природы), это впечатляет куда сильнее, чем избиение младенцев, то есть, соломенных чучел. Но этот метод не так-то прост и создаёт множество возможностей для того, чтобы всё пошло слишком так: если достаточно сильных аргументов за свою сторону не найдётся, а желание доделать и опубликовать работу останется, персонажи попадут в моральный тупик, а публика начнёт болеть за Империю.

Эта статья — лишь определение термина. Пожалуйста, не приводите никаких примеров.