Сюжет

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
« … а главное, что в нашей руке — нить. Мы не владеем ею, мы находим её случайно, и снова теряем, поверив, заслушавшись или заснув. Мы забудем о ней в философских беседах, и не вспомним про нить, если будем когда‑нибудь счастливы. »
— Хорхе Луис Борхес. «Нить сюжета»
Пирамида Фрайтага

Сюжет — это порядок событий в том виде, в котором он описан в художественном произведении. То, что было на самом деле, называется фабулой.

Для каждого произведения чрезвычайна важна мотивировка действий персонажей, потому что видимая бессмысленность действий будет загадочной совсем недолго, а затем начнёт чрезвычайно раздражать зрителя или читателя. Особенно, если авторы всё-таки поленились и ничем не заделали сюжетные дыры.

Структура сюжета

Немецкий писатель Густав Фрайтаг, живший в XIX веке, в 1863 году в своей работе «Техника драмы» предложил своё понимание структуры сюжета, позже названное «пирамидой Фрайтага». Стоит учесть, что Фрайтаг не предполагал применять эту модель к современным ему пьесам, а занимался исследованиями Шекспира и античных драм.

С точки зрения Фрайтага, сюжет состоит из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки и постпозиции (эпилога). Рассмотрим их по отдельности.

Кульминация
  1. Экспозиция — это предыстория событий, описание места действия, характеров героев, нравов общества. «Жил да был злой барон, и был у него замок. Рядом с замком был лес, в нём жили добрые разбойники, изгнанные из дома непосильными поборами злого барона» — это экспозиция.
  2. Завязка — это событие или цепи событий, изменяющих отношения между героями или развивающими описанный в экспозиции конфликт. «Однажды разбойники вышли из леса и напали на замок» — это завязка.
  3. Кульминация — высшая точка развития конфликта, самый напряжённый момент. «Барон вышел к разбойникам и начал биться с их предводителем».
  4. Развязка — это разрешение конфликта, изменение отношений между героями после кульминации. «Предводитель разбойников проткнул злого барона своим огромным сверкающим мечом. Предводитель разбойников занял замок и снизил налоги ко всеобщей радости».
  5. Эпилог (постпозиция) — описание того, что происходило после развязки. «С тех пор он справедливо правил до самой смерти».

Типы сюжетов

  • Хроникальные. Это значит, что события связаны между собой хронологическим порядком изложения и сюжет по сути совпадает с фабулой.
  • Концентрические. События связаны между собой причинно-следственными связями. События подчиняются логике развития основного конфликта.

В большей части литературных произведений отлично сосуществуют оба типа сюжета.

Классические сюжеты

Многие сюжеты со временем стали настолько распространёнными что тянут на отдельные тропы целиком. Детали конечно могут меняться, но основные элементы остаются неизменными. Чаще всего являются развитием из авторского набора штампов и студий-поджанров.

См. также