GRIS

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
GRIS
Грис.jpg
Общая информация
ЖанрПлатформер, Инди-игра
Год выхода13.12.2018
РазработчикNomada Studio
ИздательDevolver Digital
ПлатформыPC, Nintendo Switch
Режимы игрыОдиночная игра

GRIS — сюрреалистический инди-платформер, выпущенный Nomada Studio 13 декабря 2018 года. Примечательна красивой «акварельной» графикой, чарующей музыкой, а ещё тем фактом, что в ней нет никаких текстов и сюжет придется немного расколоть самостоятельно.

Что же здесь происходит?

Игра начинается с того, что некая синеволосая девочка (возможно, её и зовут Грис) дремлет в ладонях гигантской статуи, изображающей длинноволосую красавицу. Кто-то напевает мелодию, Грис просыпается и поёт в ответ. Внезапно с Грис что-то происходит (это один из двух моментов в игре, когда Грис открывает глаза), Статуя рассыпается, а Грис падает… куда-то. В фантасмагорический мир, покрытый руинами каких-то зданий.

Процесс игры заключается в том, что Грис раз за разом должна добираться до этой Статуи, по пути собирая некие звёздочки. Каждый раз, когда это происходит, окружающий мир изменяется, Статуя частично восстанавливается, как и разрушенные здания. А собранные звёздочки, одна за другой, формируют лестницу, уходящую куда-то в небеса.

Единственный враг (да и тот больше препятствие) — это живая тень Страдание (назовём её так). Страдание появляется в игре три раза. В первый раз Страдание принимает облик птицы, которая своими криками пытается отогнать Грис (умереть в игре невозможно). Во второй раз Страдание разрушает почти восстановленную Статую, затем оборачивается гигантским угрём и гоняется за Грис, пытаясь поглотить — но ничего не выходит.

И в третий раз Страдание появляется под конец игры — аккурат в момент, когда Грис заканчивает «лестницу в небо». На сей раз Страдание предстаёт в образе бесформенной массы с лицом Грис. Страдание разрушает весь мир, превращая его в белизну. Но Грис добирается до обломков Статуи и своей песней восстанавливает её. Страдание пытается этому помешать, но в последний момент Статуя тоже начинает петь, тем самым рассеивая Страдание и восстанавливая мир. Грис целует Статую на прощание, та с плачем отпускает девочку на «лестницу в небо». Грис уходит.

В игре есть коротенький секретный ролик, в котором Грис и красавица, которую изображает Статуя, играют в каком-то саду. Как мама с дочкой. Всё это, а так же вечно закрытые глаза Грис позволяют предположить вот что: На самом деле Грис мертва, а происходящее в игре — это метафорическое изображение того, как мама пытается принять этот факт и отпустить Грис, что в итоге и происходит. Или же наоборот мертва мать, а Грис пытается справиться с болью утраты. А может быть ничего из этого, а что-то совершенно другое.

Тропы и штампы

(link)

Трейлер игры.
  • Босс-сменщик — по факту Грис противостоит только Страдание, которая просто принимает различные облики.
  • Видеоигры поощряют доброту — яркий образчик.
  • Геометрическое чудовище — не то чтобы чудовища. Но помимо разных прочих существ, в мире игры водятся странными существа кубической формы. С одним из них главная героиня подружилась на лесном уровне. Кроме того подавляющего у большинства здешних деревьев квадратные кроны. А во второй главе протагонистка получает способность превращать своё платье в тяжёлый каменный куб, тоже, в некотором роде, становясь «геометрической».
  • Глаза и волосы одного цвета — у главной героини.
  • Деколоризация-реколоризация — в начале игры мир представляет из себя пустые белые руины на белом же фоне. Но по мере прохождения главная героиня возвращает в мир краски (но одной за уровень), наполняя его цветом, жизнью и деталями.
  • Добро — это выгодно и Потому что вы были добры ко мне — лесной друг доверился Грис потому, что она накормила его яблоками (квадратными). И он очень щедро отблагодарил её за проявленную доброту.
  • Жанровая гамма — педаль в пол: с каждым уровнем она вполне органично меняется.
  • Жуткие птички — в первое своё появление преследующий Страдание принимает облик гигантской чёрной птицы и пытается помешать продвижению Грис, отбрасывая её громкими криками.
  • Закольцованная сцена — игра начинается и заканчивается пением Грис на руке статуи.
  • Зловещая органная музыка — играет во время песчаных бурь в пустыне.
  • Оммаж — разработчики признали, что обитатели леса были вдохновлены работами Хаяо Миядзаки (в частности, «Принцесса Мононоке» и «Мой сосед Тоторо»).
  • Падение с высоты — неоднократно происходит с главной героиней на протяжении всей игры.
  • Пейзажное порно, пополам с мозгодробиловкой — прекрасные и одновременно фантасмагорические пейзажи.
  • Предзнаменование — чёрные бабочки следуют за Грис задолго до появления Страдания, частью которого и являются.
  • Плач одинокой женщины — именно так поёт Грис.
  • Пять стадий принятия неизбежного — на каждом из пяти уровней игры имеется секретная ачивка, названная в честь одной из стадий принятия неизбежного. На первом «Отрицание», на втором «Гнев», не и так далее до «Принятия». Получить их, в общем-то не сложно, но для этого нужно знать, что делать. Для «Гнева», к примеру, требуется разрушить три статуи в строго определённом порядке.
  • Синдром поиска глубинного смысла — что же нам показали? Процесс прихода в норму психики пережившей сексуальное насилие женщины? Или её окончательный разрыв с реальным миром? Пробуждение находящегося в коме человека? Или прощание ребенка с воображаемым другом — той самой Грис — в период взросления? Или же это своеобразное Чистилище? Ответов не будет — в этом и прелесть игры. Выбирайте любой из вариантов или придумайте своё объяснение увиденному. Или же просто наслаждайтесь игрой так же, как восхищаются в Лувре таинственной улыбкой Джоконды — в конце-концов, в искусстве не всегда нужны объяснения.
  • Слезогонка в формате А теперь мне пора: просто спрошу — кто после прохождения этой игры не плакал?
  • Тьма есть зло — Страдание принимает разные облики, но во всех своих ипостасях оно — угольно-черного цвета.
  • Эвкатастрофа и Час Быка — Грис отчаянно поёт, чтобы отогнать Страдание, но море тьмы поглощает её. И в этот момент ей начинает подпевать гораздо более мощный голос Статуи, который рассеивает Страдание.

Примечания