Типа я Лем

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

В современном обществе существует спрос на «умную» фантастику. Это бесспорно. Со времён 30-х гг. 20 века в этой области всё весьма сильно поменялось — «Новая Волна» в западной НФ, смена идеологического вектора с распадом СССР у нас, всё это повлияло на смену пристрастий и вкусов публики, уставшей от туповатых НФ-боевичков и однообразной беллетристики, в сторону произведений с более-менее серьёзным «месседжем», идеей которую они хотят донести до массового зрителя (хотя конечно примитивные произведения с простыми идеями и моралью тоже имеют своих ценителей, и их никто ещё не отменял). Но мало кто так же сильно повлиял на становление «новой» НФ, как фантаст, публицист, философ, футуролог, и один из величайших писателей-фантастов Польши в частности, и мира в целом, Станислав Лем.

Само собой, у любого талантливого писателя мигом отыскиваются толпы подражателей, откуда неизбежно проистекает троп касающийся любителей полемствовать, вне зависимости от того талантливых, или не совсем…

Иногда идет об руку с тропами зрители — гении и бонус для гениев.

Как быть типа Лемом

Общие положения

  • Роботы, роботы, много роботов, они везде, они повсюду, и стандартные, и совершенно невообразимых конструкций, они используются и как сюжетный элемент, и как самостоятельные персонажи, и как метафоры человеческих отношений/обществ/политических режимов, ибо цензура.
    • Кстати, сами роботы по возможности должны быть совершеннее и благороднее людей, как иначе показать несовершенство и заблуждения человека?
  • Контакт с инопланетным разумом затруднён, если вообще возможен, из-за разницы в понятийном аппарате. Среди фанов даже бытует локальный мем «Белки и улитки», по выражению из рассказа «Крыса в лабиринте».
    • А затруднён он ещё и потому что нарциссичные эгоисты земляне везде видят только себя и свою Землю, а космос им просто не нужен.
  • Философия, очень много философии, делаем протагониста мыслителем, вкладываем её в уста героям, другими словами тут её должно быть много, гораздо больше чем в творчестве тропнеймера.
  • Детективная составляющая хорошей лемовщине явно не повредит, даже наоборот, создаст необходимый саспенс. Читателю же будет интересно кто убийца, даже если им в итоге окажется робот?
  • Побольше морализаторства к месту и не к месту, даже если у самого Лема оно использовалось только как художественное средство. Мораль рулит!

Типа Лемы

Литература

  • Дэймон Найт, "Двое Лишних" - неплохой подход потипаялемствовать. На чужой планете четыре колониста обнаруживают живую инопланетную жижу, которая их успешно и захавывает, только почему-то не переваривает, а делает составной частью своего организма. Теперь беднягам нужно как-то добраться до своих, а саспенс нагнетается тем что протагонисты вступают в противостояние с парой козлов, тем самым разделяя новосозданный единый организм на две враждующие фракции. В итоге главгероям удаётся избавиться от козлов, и разъединиться на два отдельных существа. Жижа (из альтруизма?...) модифицирует их тела, и теперь они, прямо как Адам и Ева, могут дать начало новому человечеству, более совершенному, и менее импульсивному и агрессивному.

Кино

  • Солярис-2002 - Содерберг вообразил себе что типа он Лем, но не осилил, во всяком случае не до конца. Мало того что его фильм поначалу задумывался как ремейк одиозно знаменитой картины Тарковского, так ещё и насильно пропихнутая в фильм лавстори (в оригинале чувства между Кельвином и Хари и впрямь имели место, но были лишь фоном для повествования о Солярисе, а не наоборот, что бы там себе ни воображали через меру чувствительные люди, подсвечено самим автором) затмила и сам Солярис (в этой итерации газовый, Карл!), и произведение в целом... Из хорошего - атмосферность, качественные декорации, и отсутствие чисто тарковских морализаторства, философствования и богоискательства.
    • А вот сам фильм 1972 года уже под троп не подпадает, во-первых, автор книги, обидевшийся на режиссёра, "снявшего "Преступление и Наказание", только в космосе", и обозвавший его, пардон, "дураком", отрёкся от этого фильма, совершенно чуждого книге по духу, во-вторых для Типаятарковских существует отдельный троп.