Увесистая басня

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Anvilicious. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Автор очень навязчиво подаёт басню.
« Ибо нефиг. »
— Частая формулировка морали
« Алкоголь — это плохо. Понятненько? »
— Мистер Маки, Южный Парк
«

Мораль сей басни в том, что недостаточно иметь Хоть самый наилучший, распрекрасный инструмент Еще к нему впридачу невредно бы узнать С которого конца его хватать.

»
— Алексей Свиридов, «Басня»

Увесистая басня в отличие от большинства других разновидностей определяется не по характеру морали (зелёная, красная и тому подобные), а по способу её подачи. Для неё характерна бронебойная прямолинейность, не терпящая никаких сомнений и сравнимая с падением на голову наковальни.

Самый простой и распространённый путь придания басне веса — многократное повторение нужных элементов. Однако есть способы достичь эффекта и одним приёмом. Здесь легче всего будет использовать простую причинно-следственную связь: персонаж поступает неправильно, и с ним происходит что-то плохое как прямой результат этого действия. Если же прямых последствий демонстрировать не хочется, можно пойти несколько менее прямым путём и вложить поучение в уста персонажа, показанного перед этим рассудительным и беспристрастным. Если он с чем-то соглашается, то и вам стоит.

Наиболее часто такая манера встречается в детских произведениях, так как целевая аудитория хуже замечает тонкие нюансы (хотя и не так плохо, как думают некоторые авторы).

Отношение к этому приёму двойственное и зависит, как это часто бывает, от исполнения. Навязчивое морализаторство может только сделать хуже, особенно если автор притягивает мораль за уши или подаёт её с помощью фантастических допущений так, что теряется всякая связь с реальностью. В целом же, хотя именно ощущение навязывания авторской позиции под прикрытием развлекательного произведения является главным способом определить увесистую басню, иногда серьёзность вопроса полностью оправдывает такой к нему подход. Педаль в асфальт — когда начинается философический угар, и сюжет буквально останавливается, чтобы персонажи могли прочитать лекции о том, что такое хорошо и плохо. Как бы друг другу, но на самом деле — публике. А вот когда произведение изначально состоит из морали почти полностью как, например, религиозный текст или пропаганда, оно перестаёт относиться сюда, потому что не прикрывается развлекательностью.

Примеры[править]

Общее[править]

Театр[править]

  • Классицистические пьесы по определению. Толстая назидательность, чтобы у публики не было ни малейшего сомнения в том, что хотел сказать автор, была в то время частью стандарта.

Литература[править]

« А самое заметное (и самое зловредное) качество всех этих рукописей — навязчивая и невыносимая мораль, которая всегда неизменно помахивала на последней странице своим куцым хвостом. Какова бы ни была тема, нужно было какой угодно ценой выжать из своих мозгов нравоучение, над которым всякий религиозный и высоконравственный ум мог бы поразмыслить не без пользы. Фальшь этой морали очевидна для всякого, но это не мешает ей и по нынешний день процветать в наших школах; возможно, что они останутся в моде, покуда существует земля. Нет такой школы во всей нашей стране, где юные девицы не считали бы своим долгом заканчивать свои сочинения религиозной проповедью. И чем распущеннее какая-нибудь великовозрастная школьница, чем меньше в ней религиозного чувства, тем набожнее, длиннее и строже мораль её классных сочинений »
— Марк Твен, «Приключения Тома Сойера»
  • Г. Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома» — одно большое высказывание против американского рабовладельчества.
  • Л. Н. Толстой не был бы собой без этого тропа. Неоднократно проговорить открытым текстом, что «я хотел сказать» (в случае с «Войной и миром» — ещё и на протяжении четырёх томов), а потом ещё и написать эпилог, в котором доразжевать, что «я хотел сказать», для самых-самых-самых непонятливых? А что, можно как-то иначе?!
  • Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» соответствует вышеописанной формуле действия и последствий начиная с названия. Ницшеанец-самоучка за попытку поставить себя по ту сторону добра и зла расплачивается ссылкой в Сибирь.
  • Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи» — идея демонстрируется многократно, идея подсвечивается, ей посвящается огромный монолог, чуть не ставший тропнеймером для философического угара. Один из эталонов.
  • Многие произведения Роберта Хайнлайна страдают от тропа — иногда (с поправкой на проблему противоположных оценок) получается в целом хорошо, а иногда не очень.
  • Александр Раскин, «Приключения маленького папы»/«О том, как папа был маленьким». Такое морализаторство ещё поискать надо.
  • Лазарь Лагин, «Майор Велл Эндъю» — повесть о британском майоре, который сотрудничает с уэллсовскими марсианами. Под марсианами подразумеваются нацисты, под майором — коллаборационисты, вся повесть — сатира на квислингов. Это вполне понятно, ну зачем было вдобавок заставлять марсиан буквально пользоваться знаком свастики? Это уже пахнет тропом публика — дура!
  • Беспощадная толерантность (антология) — пожалуй, самое плохое качество худшей половины рассказов. Автор покажет басню, покажет её ещё раз, проговорит мораль устами персонажей… Тому, кто судит книгу по обложке, даже такая дотошность ничего не разъяснит. А вот того, кто на самом деле читает текст, вполне может достать.

Кино[править]

  • «Аватар» — грандиозная зелёная басня, заканчивающаяся эпическим побоищем на почве взаимного непонимания. А также ввиду алчного и циничного колониализма землян и некоторого простодушного дикарского шовинизма инопланетян.
  • «Безумный Макс: Дорога ярости» — прежде всего это гуманизм, во вторую очередь феминизм. Фильм о женщинах и примкнувших к ним мужчинах, восставших против тирании, которая использует людей как вещи и плюёт на человеческие жизни, в том числе собственных бойцов.
  • Сиквелы «Матрицы» знамениты огромным для боевика количеством лекций о понятии свободы и человеческой природе.
  • Хоббит — эпопея о вреде алчности. Будешь жадничать — с большой долей вероятности рехнёшься и умрёшь смертью глупых.
  • «Большой брат» (2018) с Донни Йеном — «Детьми надо заниматься», «Делайте зарядку по утрам» и «Ученье — свет». Несколько прикручивает эту пропаганду то, что убедить других в своих идеалах «заботы и терпения» смог только продвинутый боец — кого и кулаками, но в основном внутренней уверенностью (а школьникам хватило самого факта крутизны).
    • Фильм несколько скучноват, несмотря на хорошо поставленные сцены боёв (но их мало!..), и на этом фоне троп ещё ярче выступает.
  • Кинофраншиза Форсаж — чуть ли не в каждом фильме будет хоть одна лекция Доминика Торетто о важности семьи. Пользователи сети решили превратить эту басню в мем, где Сила Семьи помогает Доминику вытворять абсурдные, но крутые вещи. Например, спасти Муфасу из Короля Льва, или одолеть Таноса за один выстрел.

Телесериалы[править]

« Если дядя мильцанер

Лупит всех не глядя — Не бери с него пример: Нехороший дядя. Если дядя много пьёт На рабочем месте, Этот дядя — идиот, Не садись с ним вместе.

»
— Авторша подписалась только ником

Мультфильмы[править]

  • «Храбрая сердцем» — родители, не решайте судьбу детей за них! Именно этому посвящено множество сцен, включая десятиминутный монолог в финале. Впрочем, посыл, что юным бунтарям стоит прислушиваться к старшим, тоже присутствует, и вообще виноваты оба.
  • «Покахонтас» состоит из антирасизма чуть менее чем полностью, пробивая педалью пол в песне.
  • «Остров сокровищ» неоднократно прерывается игровыми вставками-песнями о вреде пьянства, курения, жадности, о пользе ЗОЖ и т. д. Но поскольку мульт и так абсурдистский, а сами песни — добротный музыкальный триппер, эффект наковальни смягчается.
  • Дети против волшебников — пополам с неудачной басней. Магия — это плохо, а православие — это хорошо. Чтобы стать магом, необходимо перейти моральный горизонт событий и полностью отречься от Бога. И вообще, истинные чудеса может творить только Бог и Его служители (священники и монахи), а остальное — от лукавого.[1] А русские являются нацией особенных, которые обладают «русской защитой».[2]
  • Полнометражный мультфильм про черепашек-ниндзя 2007 года — на протяжении всего мультфильма втирает басню о том, почему семья так важна и лишь благодаря командной работе можно достичь небывалых результатов. Особенно это показано на примере Рафа, который решился тайно наводить порядки в городе, прикрываясь под образом «Ночного Всевидящего».
    • Особенно сильно это заметно в неплохой игрофикации от Ubisoft, но уже на уровне игрового процесса. В игре реализована механика, в которой черепахи вместе проводят какую нибудь комбо-атаку, так сказать, оказывают друг другу помощь. И если вы хотите получить самый высокий рейтинг прохождения уровня, вам следует ими часто пользоваться как в бою, так и в преодолении препятствий. Если вы не сделаете, то на экране результатов Сплинтер будет настаивать, что вы должны постоянно юзать данную фичу, ибо «вы должны действовать как единая семья».

Мультсериалы[править]

  • Одно время в Штатах существовал закон, по которому произведения для детей должны были чему-то учить. В результате, каждый мультфильм, даже если это боевичок про гигантских роботов, воюющих с межгалактическими захватчиками, обязательно содержал какое-нибудь наставление вроде «совать пальцы в розетку плохо».
  • Южный Парк — внутримировой пример в лице детского психолога Маки. Всё время доставляет юнцам своей моралью, сопровождая фразочкой «понятненько». А вообще, авторы любят обстёбывать этот троп.
  • Рекламный ролик с одной из героинь «Вселенной Стивена» — «Kids, don’t be racist». Ну всё, перестали.

Аниме и манга[править]

  • Fairy Tail — эпичный пример превращения морали в раковую опухоль, которая изуродовала произведение и сделала его мишенью для насмешек. ФТ воспевал силу дружбы так долго и назойливо, что вусмерть задолбал половину фанатского сообщества (куда там Кишимото с его нарутотерапией). По версии автора, Дружба — это не какое-то там чудо, а непреодолимая, ультимативная мощь, которая позволяет иметь… в виду не только противников любого уровня силы, но и всё прочее: баланс, логику, ранее прописанные правила мира…
  • Shingeki no Kyojin: геноцид — это плохое решение проблем, п’нятненько? В смысле «вопрос выживания»? В смысле «коллективный Запад окружающий мир первый начал, смотрит на нас, как Империум на ксеносов, и, публично объявив „демонами“, намерен поголовно закатать в асфальт»? Отвечать своим геноцидом на чужой НЕЛЬЗЯ, машу вать [3]!!! Миротворческий посыл не выглядел бы такой неудобной басней, если бы герои как следует посовещались и внятно сформулировали, что предлагают взамен. Пока они тупо решают проблемы по мере их поступления, поэтому выглядят банальными диверсантами. Дескать, давайте найдём Эрена, обломаем его план по спасению Парадиза (уже работающий), оторвём ему башку, если по-другому не поймёт… а потом сядем думать, как жить дальше — без Стен, без сдерживающего «ядерного оружия» и с соседями, накаченными ненавистью к нам. Опять пойдут искать, с кем бы договориться — не иначе.

Видеоигры[править]

  • Это плохо, понятно? Целая статья именно о сабже, преподносимом в виде переусложнения неугодных разработчикам путей прохождения (которые игроки всё равно выбирают, но из спортивного интереса) или вовсе введения вредно-бесполезных за исключением морали опций.
  • Смысл тот же, но другая подача в Game Dev Tycoon. В пиратской версии игры невозможно выиграть… из-за потерь от пиратства. Именно так! Внутри игры имеются специально смоделированные «игропираты», ущерб от которых становится разорительным и начисто убивает всю играбельность, если у вас не лицензионная версия.
  • В Spec Ops: The Line разработчики с упоротым упорством безальтернативно принуждают игрока делать нехорошие вещи, не давая выбора, а потом пытаются пристыдить, как будто он сам решил так поступать. И вообще гадские рельсы в таком варианте варианте — тоже детектор увесистой басни.
    • В данном случае это не баг, а фича. Единственный способ выиграть в эту игру — не играть в неё.
      • А это уже Неудобная басня: игра всё-таки стоит денег и разрабатывалась явно не для того, чтобы игроки запрашивали возврат средств.
  • Undertale — на протяжении всей игры вам будут говорить, что убивать — это плохо, и что нужно постараться подружиться со всеми, даже с вроде бы как плохими ребятами. Поэтому чтобы пройти игру на золотую концовку, необходимо отказаться от прокачки и пощадить всех, кто хочет забрать себе душу протагониста. Так что на мирном пути вам придётся вытерпеть все издевательства ваших противников аки святой, раз за разом терпя поражения из-за низкого здоровья и защиты. А уж про геноцид-рут мы промолчим. Мораль ясна и понятна: лучше оставаться милым и няшным слабачком, имеющий кучу друзей. С другой стороны, Фриск обладает имбовой способностью «РЕШИТЕЛЬНОСТИ», который обеспечивает его/её ретроактивным бессмертием и прочими полезными плюшками. Так что скорее всего басня игры носит сугубо фантастический и даже жанровый (см. Манчкин) характер, и он вряд ли был бы применим в реальной жизни.
    • В этом плане больше всего продвинулись фанаты игры, которые впадают в ярость от игроков, которые проходят нейтральный путь или геноцид. Хотя казалось бы, для полного понимания сюжета необходимо пройти игру на три концовки.
    • Фриску повезло, что в мире Андертейла все персонажи (включая злодеев) на самом деле являются добрыми бедняжками, которых надо понять и простить. В её спин-оффе, Deltarune, пацифизм не работает против короля Тёмного Мира.
  • Arma 3, дополнение Tanks — если в процессе кампании вы не допустите со своей стороны военных преступлений, то в её финале вас за это не расстреляют.
  • Stardew Valley — малый бизнес — это хорошо, а гигантские корпорации вроде ДжоДжа — это плохо. Потому что гиганты уничтожают малый бизнес. И вообще, жизнь в большом городе — полный отстой! Поэтому давайте все дружно переметнёмся в маленькую деревушку. Ведь там настоящая жизнь! А те кто работают на Джоджу либо депрессивные люди вроде Шейна, либо жадные козлы вроде Морриса.
    • Это особенно заметно в геймплее. Цены в лавке Пьера значительно ниже, чем в Джоджа Март. Хотя в той же кат-сцене показано, что Моррис даёт всем купоны на скидку и как бэ по идее они должны продавать товары дешевле. Да и вдобавок Пьер, будучи владельцем маленькой лавки, каким-то чудесным образом получает огромный ассортимент товаров на продажу, хотя по логике должно быть всё наоборот, в супермаркетах ассортимент товаров должен быть больше. Непонятно, почему для игрока цены в Джоджа марте такие завышенные? Моррис что-ли его ненавидит? Может протагонист успел попортить Моррису нервы когда он работал в корпорации? Вряд ли, Моррис с удовольствием даже предлагает игроку вступить в сотрудничество.
    • Можно вообще отказаться от реставрации клуба и начать сотрудничество с Джоджа мартом. Это весьма выгодно для ленивого игрока, который не хочет потратить дополнительные усилия на сбор узелков (а уж поверьте, это ещё тот хардкор с фармом и гриндом). В итоге игрок быстрее продвинется по сюжету, и даже улучшит жизнь в городе Пеликан благодаря финансовым вложениям. Ведь в этой игре заработать деньги можно с лёгкостью. Но и финал оставляет всё же неприятное послевкусие.
    • А ещё корпорация ДжоДжа загрязняет природу.
  • The Dark Pictures Anthology:
    • Man of Medan — не разбрасывайтесь деньгами и почаще бывайте на свежем воздухе.
    • Little Hope — Не держите в себе груз вины. Но стоит собрать побольше секретов, и выясняется, что надо еще уделять внимание детям, когда у них начинается трудный жизненный период (еще в прологе может возникнуть ощущение, что даже если Меган наберется смелости пожаловаться родным, толку от этого не будет, поскольку ее семье до нее самой нет дела).
    • House of Ashes — при возникновении крупной опасности надо оставить в сторону все разногласия и совместными усилиями бороться с этой опасностью.
  • Crisis in Kremlin 1991 года выпуска — в отличие от других геополитических симуляторов, допускающих какие угодно сценарии развития событий, здесь игра представляет собой именно тренинг на соответствие «правильной» (с т.з. разрабов) идеологии. Делаешь всё то, за что песочили советскую власть (иногда — напрасно) в перестроечной прессе — проигрываешь вдрызг; делаешь то, за что тебя похвалил бы карикатурный диссидент поздних 80х — проигрываешь мягко и с хоть какой-то надеждой на будущее. При том с логикой это не связано вообще никак — например, лучшим решением проблемы голода является… разрешение на строительство Макдональдсов. Особенно выпукло троп смотрится в современности, когда игрок, в отличие от разработчиков 91го, прекрасно знает чем закончились те или иные меры, которые можно принять в игре.
    • «Кризис в Кремле» — ремейк 2017 года развернул идеологические предпочтения на 360 180 градусов, сделав их гораздо ближе к предпочтениям типичного игрока с бывшего советского пространства, слегка отпустил гайки и чуть-чуть развязал игроку руки[4], а кроме того — теперь в нём хотя бы теоретически возможно выиграть, по-настоящему, без дураков. Но в остальном это картину не сильно-то поменяло — игра по-прежнему про нащупывание некоей единственно правильной линии, но на этот раз уже интуитивно и в ходе многочисленных перепрохождений.
      • Вышло так по той простой причине, что по части построения альтернативного таймлайна разработчики ориентировались на дэнсяопиновские реформы в Китае. Которые при всей их притягательности завязаны на чисто китайскую же специфику и даже с прикрученными ретро-костылями (вроде возможностей переиграть Венгерское восстание) выглядят в сеттинге разваливающегося СССР гораздо более фантастично, чем принятие ислама или приход к власти нео-сталинистов.

Прочее[править]

  • Социальная реклама на треть состоит неудачных басен и ещё на треть из темы статьи. «Наркотикам — стоп», «скажи „нет“ коррупции», «будьте осторожны при переходе улицы», «мойте руки и соблюдайте личную гигиену», «ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ!!!», «БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ/ОКРУЖАЮЩИХ!!!11» — великие изречения Капитана Очевидности нуждаются в постоянном повторении, иначе их сразу забудут. Для большей убедительности следует транслировать их через громкоговорители и телеэкраны. Главное — повторять каждые 10 минут в транспорте или в местах, где подолгу приходится стоять в очередях. Удивительно, почему это молодёжь всё чаще ходит в наушниках и уткнувшись в свои гаджеты!

Примечания[править]

  1. В каноническом православии действительно так, но с дополнением: все чудеса святых творит через них Бог, и святые не должны приписывать их себе; в книге Зерваса не так, а в мультфильме святой старец Геронда явных чудес и не творит, акцент на другом.
  2. Раньше она была «византийской защитой», но в XX веке о её наличии у других православных народов, тех же сербов и греков, нигде не сказано.
  3. У Ханджи на этой почве уже сдают нервы и не у неё одной.
  4. какова, например, возможность принять ислам, «клюнув» на письмо Хомейни?