Мотив игральных карт

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Playing Card Motifs. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Игральные карты — это не только азарт, шулерство, гадание, фокусы и способ зарабатывания денег. Это ещё и вдохновение для создания истории, которые находят своё воплощение в литературе, живописи, кино или анимации. Так формируется мотив игральных карт. Самый простой вариант, когда кто-то из персонажей играет в карты (не важно как честно или нет), гадает или показывает фокусы. Обычно это как-то влияет на сюжет. Другой, более «сказочный» — карты являются персонажами. Еще карточные элементы могут присутствовать как декоративные элементы в зданиях, сооружениях и интерьерах.

Стандартная игральная колода состоит из четырёх мастей. Наиболее известна «французская» система: червы (♥), бубны (♦), трефы / крести (♣) и пики (♠)[1]. Полная колода содержит 13 карт каждой масти — простые от 2 до 10 и «картинки» (в литературе может встретиться термин «фигуры»): валета, даму[2], короля и туза, а также двух джокеров. Еще может встретиться термин «полуфигура», тут уж подразумевается то, как изображают королей, дам и валетов, т. е. не в полный рост (как на некоторых старинных, ныне это обычно делают на некоторых дизайнерских), а только верхнюю часть, но два раза. Редуцированная колода — 9 или 8 карт для каждой масти, простые от 6 или 7 до 10 и «картинки», без джокеров.

Цветовой код распределяет червей и бубны как красные, и а пики и трефы — чёрные[3]. Если все четыре масти используются в произведении, они представят собой символы, группы, социальные слои (как средневековые сословия или современные классы) или целые фракции. Пики могут ассоциироваться со смертью, а червы — с сердцем. А некоторые художники карт могут сделать, что черные масти — «плохие» персонажи, а красные — «хорошие», реже наоборот. Или пики — злодеи, трефы — не совсем однозначные, а красные — все хорошие. И при желании персонажей любой франшизы, как и реальных исторических личностей, можно изобразить на картах. Обычно в качестве королей, дам и валетов, джокеров, изредка — тузов (как один из вариантов В. И. Ленин на пиковом тузе в колоде «Партия. Back in USSR» от «Grimaud», остальные фигуры — политики от Сталина до Горбачева). Хотя и не только личностей, а различные стороны жизни, военные (или антивоенные), где каждая масть свой род войск (самые известные «Командирские карты»), природа (самые известные советские «Времена года»), искусство, где каждая масть — свой жанр, и т. п.

По исполнению колоды могут быть различными. От «обычных» до дизайнерско-коллекционных. Один из вариантов «пасьянсный набор» — состоит из двух колод одного шаблона, но с разной рубашкой. Чаще всего рубашки отличаются цветом при идентичном рисунке, хотя возможны и варианты. На первой колоде лицевая сторона купюры (обычно 100 долларов), на второй — обратная, любят такое оформление безымянные китайские производители дешевых карт из «стопроцентного пластика». Или на первой колоде — одна известная картина, на второй — другая того же художника. И т.п. Формат карт может быть как стандартный для этого производителя, так и меньше — от «немного поменьше» до половины карты. Последнее любили и любят как на Лениградском КЦП, так и в фирме «Пиатник». Обе колоды в одном футляре. Если набор дорогой, то футляр может быть попрочнее и хорошо оформлен. Такой набор вполне может быть у интеллигентной старушки-пенсионерки (в роде Татьяны Львовны из «Ментов», см. далее), которая в свободное время не помогает персонажам, не то гадает. Или какого-нибудь эстета-мыслителя, любителя антиквариата. Да и под колодами можно что-то спрятать. Или колода — ключ к тайне одного предыдущих владельцев (мало ли что он там зашифровал).

В колодах с французскими мастями есть еще множество устоявшихся шаблонов. Англо-американский шаблон (Anglo-American Pattern, встречается очень часто, в том числе в казино и у фокусников), парижский шаблон или французский шаблон (French Pattern, где у фигур есть имена), берлинский шаблон (Berlin Pattern), русский шаблон (Russian Pattern, он же «атласные карты»). В Европе еще любят: рейнский/дондорфский шаблон (Rhineland Pattern), голландский шаблон (Dutch pattern), шведский шаблон (Swedish Pattern), бельгийско-генуэзский шаблон (Belgian-Genoese Pattern, напоминает французский, но есть отличия, не каждый любитель карт их различит). Кроме того, есть шаблоны с территориальной привязкой. В Италии: ломбардский/миланский шаблон (Milanesi), пьемонтский шаблон (Piemontesi, можно спутать с французским) и флорентийский/тосканский шаблон (Fiorentine). Территории, входившие в состав Австро-венгрии — венский шаблон (Vienna Pattern). А еще есть польский шаблон (Polish Pattern) и швейцарско-французский шаблон (Swiss-French Pattern), соответственно, распространены в Польше, Швейцарии и Франции. На постсоветском пространстве «Атласные» и «Русский стиль» (которые придумали в Германии в начале ХХ века, известен как Russian National Historical Pattern.), а также «Барокко»/«Рококо», «Времена года», «Исторические» и «Палехъ». Существовали еще шаблоны, ходившие в соответствующих странах: датский холмблад (Holmblad Pattern), бельгийский бон гоут шаблон (Bon Gout Pattern) и греческий шаблон (Greek Pattern). Но их почти не производят (только если ограниченным тиражом, т. е. только для коллекционеров). В прочем, любой автор колоды волен играть как с теми шаблонами (вплоть до всяких деконструкций), так и полностью придумывать нечто свое. См. с картинками https://spielkarten.livejournal.com/39699.html. Очень любят дизайнеры играть с англо-американским шаблоном, особенно компания «Ellusionist», а фирма «Bycicle» уже выпускает колоды на своем оборудовании. С русским шаблоном игры тоже встречаются, но не так часто, бывали рекламные карты пива (в конце 1990-х два или три варианта, где фигуры с пивными кружками или бутылками), шуточные с изображение «в полный рост» и проч.


Карточная иерархия:

  • Туз — самый высокий ранг.
    • Самая сильная карта — туз пик, он же «карта смерти». В англо-американском шаблоне пиковый туз обычно делают выделяющимся на фоне других тузов. Традиция пошла от обязательной печати на тузе, что налог заплачен (поскольку колоды продавались без упаковки, то ставить её приходилось прямо на карте).
      • В картах французского шаблона подобным затейливым оформлением (первоначально — печатью лицензированного монополиста выпуска карт, в цену которых был включён особый налог или сбор) выделяется обычно трефовый туз. В отечественных «атласных» — бубновый. Кстати в 1990-х на российских картах Комбината Цветной печати (г. Санкт-Петербург) на пиковых тузах стали добавлять эмблему предприятия, стилизованную под печать. Своего рода отсылка к прошлому. А в «сувенирных» (такое название было в ходу на КЦ и во время СССР и в РФ), коллекционных и дизайнерских (в т. ч. от «Байсикл» или иного миррового «классика») — все тузы могут быть оформлены затейливо.
    • И он же — «единица» (в честь асса — самой мелкой древнеримской монеты, на картах французского шаблона или с французскими обозначениями фигур может обозначаться единицей, то есть «самая маленькая карта, которая побивает всех, но и сама побивается мельчайшей из оставшихся». Во многих пасьянсах / солитерах (и вариантах покера) туз соответственно может следовать и предшествовать и двойке, и королю в сборе столбца или комбинации, таким образом закольцовывая старшинство карт.
    • Как следствие, множество карточных фокусов сводится к «приключениям» четырех (реже, обычно ради иронии или шутки пяти и более тузов). Вариантов множество: от раздачи карт, когда все тузы достались одному человеку, поиска тузов в колоде до превращений мелких карт в тузы и появлений-исчезновений самих тузов. Или, как вариант мелкие карты превращаются в тузов, а то и после приключений выбранной зрителем карты тузы обнаруживаются там, где в данный момент зрители их меньше всего ждали.
  • Лицевые карты (фигуры) — это группа «придворных».
    • Король. Если собрать всех вместе, образуются четыре всадника Апокалипсиса.
      • Во Франции (во французском шаблоне до сих пор) короли носили имена. Подразумевалось, что изображались на картах исторические личности, как могли художники, так и рисовали. По нашим меркам — называли королей в честь знаменитостей. Давид (♠) — библейский царь, Карл Великий (♥) — первый император Запада, Юлий Цезарь (♦) — в представлении не нуждается, Александр Македонский (♣) — тоже известный деятель. Также встречались имена Соломон, Август, Константин Великий и Хлодвиг. Не все сразу а вместо одного-двух. Имя обычно писалось в правом верхнем углу. При использовании этого шаблона очередной производитель может не писать имена, либо написать вместо них название фирмы.
      • Если одни фокусы любят показывать с тузами, то некоторые можно переделать под королей. А кое-какие смотрятся только с королями. Но с королями их будет меньше.
    • Дама. Обычно изображается как королева (особенно если у нас карточное царство-государство в произведении). В английском варианте так и есть Queen.
      • Как и короли во французской версии имели имена: Афина Паллада (♠), Юдифь (♥), Рахиль (♦), Аргина (♣ Argine). С трефовой дамой бывали варианты Гиневра, Регина (есть версия, что Аргина — переделанная Регина), Елизавета и т. п. В принципе, имена могли меняться, вплоть до Здоровье, Свобода, Равенство и Братство.
      • У фокусника вполне может быть трюк-история, где действующими лицами будут король и королева (или даже 4 пары). Но это еще реже, чем с королями. Или у «мага» одна из дам может «править» всей колодой, эдакая «волшебная карта». По сути добавлять трюку свою «фишку» и исполнять функцию волшебной палочки. Или как вариант «угадай даму» (сейчас больше распространен «угадай туза») — карточный аналог «игры в наперстки». См. классика Х.Тамариза https://www.youtube.com/watch?v=RftMhhLFAYQ (предп. 1989 г.) В прочем, некоторые трюки с четырьмя дамами смотрятся эффектнее, чем с четырьмя тузами (а использовать королей в трюке почему-то уже не хочется)
    • Валет. В произведении может быть слугой, рыцарем, иногда принцем.
      • Во французской версии пиковым валетом был рыцарь Ожье (или Роланд), бубновым — Гектор, трефовым — тот самый Ланселот, а червовым — полководец времён Столетней войны Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир. На трефовом валете в Европе была традиция писать имя художника, создавшего колоду.
    • Кстати, если у нас карточное государство, то имена из французской колоды вполне могут быть именами персонажей-карт. Если детектив, то в непонятных последних словах жертвы (или в переговорах шпионов) могут фигурировать Афина, Юлий Цезарь и/или Ланцелот, но как иносказательные названия соответствующих карт, т. к. открытым текстом почему-то нельзя. А в указанных картах будет крыться разгадка преступления: в честь карты названа плохая организация, компромат лежит в «футляре», на котором нарисована карта, в чьей-то любимой колоде к указанной карте приклеен микрофильм с компроматом или на крапе написан некий пароль. И т.п.
  • 9 карт подданных.
    • Очень часто «подданные» — это соответствующее значению карты число значков-очков на карте. Если колода тематическая, то к значкам могут добавиться и рисунки. Обычно они «бледнее» знаков мастей. На Ленинградском Комбинате цветной печати такие колоды зачастую имели пометку «с лаковым покрытием» (самые известные «Времена года» и «Исторические»). Если колода «видовая», то вместо очков будет картинка, а значение карты определяется только по индексу.
    • В некоторых случаях эти карты могут выполнять роль карточек с цифрами.
    • Иногда, ради шутки, к картам от двойки до десятки могут добавиться и дополнительные. В роде «одиннадцатки», «двенадцадки», «пятнадцатки», «ноля», «трех-с-половинкой», а то и отрицательные значения. Время от времени встречается в мультиках, либо в живую у фокусников. Вариант в любительском мультике «Изобретатель Петров играет на скрипке» в «лив-экшн» титрах. Фокусник из червовых пятерки и десятки «делает» червовые «пятнадцатку» и «ноль». Первую он использует для появления монет по 15 копеек, вторую — для исчезновения монет. В прочем, похожие трюки есть у многих фокусников.
  • Джокеры.
    • Могут быть красный, черный, и еще какой-то, если их три и более. Могут быть один — цветным, второй черно-белым. Могут быть одинаковыми, что часто встречалось в картах Ленинградского КЦП (главное исключения — «Атласные» и «Казино»). Могут быть с надписью «Joker»/«Джокер», звездочкой в уголке, другим символом, или без обозначения (любили это на КЦП)
    • Не так уж и редко отличаются по стилистике от других карт. Особенно у производителей-однодневок. Каждый уважающий себя производитель карт может «похвастаться» своим фирменным джокером (не всегда это шут или клоун) или даже несколькими. Обычно их копируют разные сомнительные производители. Иногда перерисовывают. Или из 2-3 чужих (и узнаваемых) шутов собрать одного своего «фирменного».
    • Как один из конкретных примеров в бриджевой колоде № 163319 англо-американского шаблона компании Piatnik — три джокера: два «традиционных» с шутами (красный и черный, с надписью соответствующего цвета), а третий — экстра-джокер с табличкой, связанной с правилами игры в бридж. Аналогично встречается не только у этой компании.
    • Некоторые авторы коллекционных колод могут сделать и 4-5 джокеров в колоде, а то и десяток.
    • А еще к джокерам или даже вместо них могут добавиться «экстра-карты», карты с рекламой, календарик, карты с данными о производителе. В одних случаях могут иметь рубашку как у всей колоды, посему могут использоваться в игре (еще один джокер, на худой конец в качестве запасной — вдруг одну из карт потеряли). В 1990-х в «атласных» картах (54 листа) «питерского» КЦП было полтора червовых короля, т. е. полноценный червовый король и карта, где одна половинка (как бы верхняя) — этот же король, а вторая — краткая характеристика колоды. Аналогично встречалось в их же версии англо-американского шаблона 1997-98 гг. А бренд «Байсикл» в дизайнерские-коллекционные добавляет вообще карты для фокусов, в т. ч. и «запасных» джокеров. Зависит от колоды и ее версии. Или как минимум два джокера, которые отличаются небольшой деталью, что можно обыграть во время фокусов.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • В украинском (и не только) фольклоре встречается сюжетный ход, когда главный герой должен играть в карты с магами или даже с нечистью. Правила сводятся к тому, что играют три раза. Если ГГ выиграет хотя бы один раз — он победил. В зависимости от истории и от конкретного варианта «ставки» бывали разные. Плюс карты могут быть с секретом — игрок видит у себя одни, а бросив их на стол он видит уже другие значения.
    • Один из вариантов мультфильм Д.ЧЕркасского «Волшебник Ох». Или «Как казак счастье искал».
    • Сюжет использовал Н. Гоголь, «Пропавшая грамота». Карты были с секретом, а чтобы увидеть настоящие карты, их нужно было перекрестить.
  • Французская сказка «Барбовер Зелёная Борода, или Сказка о принце, который проиграл свою голову» (встречалась под названием «Зеленая Борода»). Принц проиграл в карты таинственному незнакомцу все деньги, коня и свою голову. Когда пришел срок платить окончательно, начались его приключения.
  • Сказка «Набожный слуга», где на героя нажаловались, будто он играет в карты, и вызвали к барину. Герой и объяснил, что колода заменяет ему молитвенник: вынет даму — вспомнит Богородицу, четверку - вспомнит 4 Евангелия, десятку — десять заповедей и т.д.

Театр[править]

  • Карло Гоцци — дилогия «Любовь к трём апельсинам» и «Зелёная птичка». Короли и их дворы титулуются по итальянским карточным мастям.
  • Жорж Бизе, "Кармен" - Фраскита и Мерседес гадают на картах, к ним присоединяется Кармен. Её подруг ждёт богатство и любовь, а сама она читает в картах смерть как себе, так и Хозе.
  • И. Стравинский и К. Ф. Рамуз, «История солдата» — главный герой играет в карты с дьяволом, чтобы избавиться от нажитых нечестным путём денег и претендовать на руку принцессы. Дьявол выигрывает каждый раунд, и в конце он держит туз пик (♠), а солдат — даму червей (♥).
  • Уильям Сароян, «Старая милая песня любви» — мошенник, влюбившись в Энн, просит её выбрать карту, и она рисует даму Червей (♥).
  • С. Маршак, «Кошкин дом»:
«

Козёл: Ты с ума сошла, коза, —
Бьёшь десяткою туза!
Коза: Что ворчишь ты, бестолковый?
Бью десяткою бубновой (♦).
Бубны — козыри у нас.
Козёл: Бубны были в прошлый раз,
А теперь наш козырь — крести (♣)!

»
— Козёл и Коза после пожара у Кошки
  • Сергей Михалков, «Смех и слёзы» — вольная адаптация Гоцци. В шахматном королевстве карты представляют собой зловредную оппозицию, желающую захватить трон.

Литература[править]

« Тройка, семёрка, туз. »
— «Пиковая дама»
Червонный Валет со своей гвардией. Экранизация Тима Бёртона.
  • А. С. Пушкин, «Пиковая дама» (♠) — название повести как лицевая карта определенной масти. Сюжет связан с картами и секретной комбинации старой графини, благодаря которому в молодости она выиграла целое состояние. [4]
  • Ганс Христиан Андерсен, «Короли, дамы и валеты» — про мальчика Вильяма и картонный дом/замок, где «обитали» карты.
  • Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес» — главная героиня наконец-то проходит через маленькую дверь, куда стремилась попасть после того, как провалилась в кроличью нору. Червонная Королева (♥), её семья, подданные и солдаты являются антропоморфными игральными картами.
    • В иллюстрациях М. Митрофанова вся страна чудес оформлена в карточной стилистике (а «Зазеркалье» — в шахматной).
  • А. Куприн, «Олеся» — мать Олеси уже позабыла, как правильно гадать на картах, но Олеся нагадала главному герою любовь «трефовой дамы» (♣), которая навлечёт на неё позор, а для главного героя окончится благополучно. «Трефовой дамой» оказалась сама Олеся.
  • А. А. Блок, поэма «Двенадцать» — «На спину б надо бубновый туз… (♦)».[5]
  • И. Ильф, Е. Петров, «Двенадцать стульев»:
«

— Вас надо гадать на даму треф (♣).
— Я всегда была червонная дама (♥).
Черновое определение вдовьей судьбы было дано уже через несколько минут. Вдову ждали большие и мелкие неприятности, на сердце у нее лежал трефовый король, с которым дружила бубновая дама (♦).
— Вот спасибо вам, мадамочка, — сказала вдова, — уж я теперь знаю, кто трефовый король. И бубновая дама мне тоже очень известна. А король-то марьяжный?
— Король? Марьяжный, девушка.

»
— Боур гадает Грицацуевой
  • Карел Чапек, «Гадалка» — пожилая иностранка привлекла внимание британских правоохранительных органов, занимаясь какими-то мутными оккультными услугами, поэтому к ней подослали сотрудницу полиции под видом дурочки. По результатам этой провокации судья влепил гадалке штраф и выслал из страны, поскольку, во-первых, пиковая десятка (♠) — это вовсе не «дальняя дорога», а «надежда», дорогу предвещает пиковый валет. Нельзя гадать, не понимая азбучных истин, это фальсификация и подделка услуги. Во-вторых — леди, которая приходила к гадалке, три года замужем за нашим полицейским комиссаром — как она может «найти богатого жениха и уехать с ним»? Тут очевидное мошенничество. Липовая «гадалка» особо и не спорила, что морочит девицам голову. Год спустя эта самая жена сбежала от полицейского комиссара к австралийскому миллионеру.
  • Дик Кинг-Смит, автор многих сказочных повестей, также написал продолжение «Бейба» — «Туз Треф». Главный герой является праправнуком известного поросёнка-овцепаса. Свою кличку он получил из-за боковой отметины в форме туза трефа (♣).
  • Борис Акунин, цикл романов об Эрасте Фандорине:
    • «Пиковый Валет» — злодей выдаёт целый монолог о символичности своего прозвища;
    • «Любовник Смерти» — все хитровские банды построены на вертикальной иерархии, где каждое звено носит такие титулы: король и дамавалет — солдаты от шестёрки до десятки. Туз — это король над королями московского преступного мира.
« — Когда стану туз, тогда другой балак пойдёт. — Князь бумажку на стол положил, принялся дальше перстнястые пальцы загибать. — Дамой у меня Смерть, так? Ты, Очко, — валет. Сало — десятка, Боцман — девятка, Авось — восьмёрка, Небось — семёрка. Огольца этого кроме как шестёркой не возьмёшь, так у меня и шестёрка имеется. А, Килька? »
  • Леонид Каганов, «Червь в Кремле» (♥). «С давних пор структура власти и достатка на Руси распределена по масти, как колоду ни тряси».
  • В. Панов, цикл «Тайный город», роман «Королевский Крест» — Колода Судьбы, могущественный артефакт в виде колоды карт (♣♦♥♠). Сила артефакта в том, что действия в разыгрываемой партии отражаются на реальность, и наоборот — определёнными действиями в реальности можно изменить ход партии, например сменив карты в своей руке.
  • Межавторский цикл «Шальные Карты»: начиная с названия цикла и заглавного мутагенного вируса, несущего как смерть, так и суперспособности:
    • Шальная Карта — инопланетный мутагенный вирус.
    • Козырная Карта — мутагенный вирус для нейтрализации Шальной Карты и возвращения жертвы к генетической норме человека. Что тоже может кончиться смертью.
    • Чёрный Козырь — доработанный вариант Козырной Карты, задуманный для планетарного геноцида носителей Шальной Карты. [6]
    • Вскрыть / перевернуть (свою) карту — начать активацию Шальной Карты в момент критического стресса.
    • Пиковая Дама (♠) — несовместимая с жизнью мутация, которой в 90 % случаев и кончается активации вируса.
    • Джокер — мутация с необратимым уходом от человеческого облика. Как правило, уродующая. Шанс мутации в Джокера для переживших активацию — тоже около 90 %.
    • Туз — мутация с получением суперспособностей. Как Джокер, так и Туз могут на поверку оказаться ещё и отсроченными Пиковыми Дамами (♠).
    • Двойка / Двушка — мутация с получением бесполезных / крайне ситуационных суперспособностей. [7]
    • Валет — британское наименование Джокеров-Тузов, т. е. изуродованных вирусом носителей суперспособностей.
    • Король-самоубийца [8] — ребёнок/подросток с Шальной Картой в латентной фазе, т. е. с 90 % шансом умереть при активации вируса. Преднамеренное доведение латентных больных до активации во многих странах наказуемо.
    • Туз в рукаве — Туз с незаметной суперспособностью, позволяющей прикидываться незаражённым (до первого анализа крови).
    • Четыре масти (♠♣♥♦) — команды участников в телешоу «Американский Герой».
    • «Пиковый туз» (♠) — вигилант в Нью-Йорке, оставлявший игральные карты (тузы пик ♠) на трупах преступников. Саму привычку и навыки для городской войны он приобрёл на Вьетнамской войне; носителем вируса при этом не является.
    • «Каталы» / Шулера (Card Sharks) — заговор с целью очищения генофонда человечества, идейные вдохновители и заказчики разработки Чёрного Козыря.
    • Аверсия с Кройдом — порождённый его организмом при очередной мутации штамм вируса мог повторно заражать уже переживших заражение со всеми вытекающими шансами и рисками. Но вместо фразы типа «пересдать карты» Кройда в данной мутации назвали Тифозным.
    • Аверсия с незаражёнными, носителями половины ДНК вируса и носителями вируса в латентной фазе — их называют «натуралами/натами», «переносчиками» и «латентными», без обращений к символике карт; при этом первым и последним подошли бы названия в духе «пустой руки» (т. е. игрок, до которого сдача карт крупье ещё не дошла) и «рубашкой вверх» (т. е. карта, чьё место на столе известно, но неизвестно её достоинство и будущая роль в игре).
  • Р. Желязны, «Хроники Амбера» — Карты Судьбы, не только символизирующие Принцев Амбера, но и служащие им системой связи и телепортационными якорями.
  • Макс Ренуар, «Дьявольские карты» — герою попадает в руки чудесная колода с портретами девушек. Каждую ночь одна из девушек оживает и приходит в гости к нему, что порождает порой не очень приятные ситуации. Так продолжается 52 ночи, после чего колода теряет свою силу. При этом у нового владельца всё начинается заново.
  • В. Крапивин, «Тополиная рубашка». Главный герой по ночам (во сне) играл с тремя ведьмами в подкидного дурака. Колода карт для игры имела свои особенности: червы и бубны были чёрные, трефы и пики — красные, были и дополнительные масти — чёрные кошки, коричневые черепа, зелёные листья. Короли, дамы и валеты в колоде изображались «нижними половинами». Сам герой также оказался изображён в этой колоде как валет масти «зелёный лист» (указание на связь с большим тополем).
  • В. Набоков, «Король, дама, валет» — главный герой (валет) соблазняет жену (дама) своего благодетеля (король).

Кино[править]

  • Карточные титры: ради фишки и отсылки (как вариант таковой — «игра на большие ставки») в кадре показывают «умелые руки» — фокусы с картами, на которых написано, кто работал над фильмом. Один из наиболее известных примеров — «Высокий блондин в чёрном ботинке». В сиквеле «Возвращение высокого блондина» фокусы демонстрируют содержание первой серии, показанное на картинках-картах; в роли «рук» Ж. Мажакс.
    • В некотором роде подражатели из «Самодельной фантастики». Короткометражка про космонавтов «Слово предоставляется». Титры — карточные фокусы.
    • И их же мультик «Изобретатель Петров играет на скрипке». Похоже в «Самодельной фантастике» есть свой «штатный» фокусник-манипулятор.
  • «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»: «— А я „Летающую даму“ показать могу! — Молодец! Только без карт!». А вообще то, как заведующий остро реагирует на карты и как при том профессионально тасует колоду вкупе с явными проблемами с педагогикой — это очень смешно.
  • «Блеф» — герой Челентано тот ещё шулер, в одном из эпизодов показывает точную копию комбинацию карт соперника и предлагает делить выигрыш пополам.
  • «Казино „Рояль“» (2006) — в анимированных титрах открываются два пулевые отверстия через семёрку червей (♥), обозначая 007. Да и вся начальная заставка карточно-мультипликационная, обыгрывающая англо-американский шаблон.
  • «Апокалипсис сегодня» — подполковник Килгор раскладывает карты на тела убитых вьетнамцев. Карты — с фирменной меткой его подразделения, дабы враги знали, чьих рук это дело.
  • «Ас» (или «Туз» в другом переводе, по сути: непереводимая игра слов: герой ас в своём деле, но ассоциируется с тузом, как крутой картёжник): герой — феноменальный игрок в покер, способный разгадать блеф в любой партии, при этом сам умеет блефовать и ухом не вести.
  • «Карты, деньги, два ствола» — герой обладает даром читать по лицу соперника, какие у него карты, его попытка этим воспользоваться и стала завязкой сюжета.
  • «Статский советник» — Фандорин использует карты для «визуализации» своих размышлений о подозреваемых. В первоисточнике этой детали нет.
  • «Мэверик» — главный герой выбирает из всех карт Даму Червей (♥). Это предзнаменование романтической встречи с Аннабелль Брэнсфорд.
  • «Китайский сервизъ» — титры идут под карточные манипуляции в исполнении Владислава Колмыкова. Он же дублирует некоторых актеров. Сама же история про то как некие шулеры пытаются обыграть купца Фрола Сатановского.
  • «Ловкие руки» со Сталлоне — титры на фоне рук с картами.
  • «Molly’s game».
  • «Русская игра».
  • Две экранизации вышеупомянутой пьесы Михалкова:
    • «Новые приключения Кота в сапогах».
    • «Весёлое сновидение, или Смех и слёзы».
  • Фильм-сказка «Пастух Янка» (кинопрокатный вариант — «Маринка, Янка и тайны королевского замка»): отрицательные персонажи ассоциируются с карточными королями, дамами и валетами, в которых и превращаются в финале. Титры основаны на советской карточной колоде «Театральные».
  • Смеху ради — новелла «Наваждение» из «Операции Ы и других приключений Шурика». Один из студентов превращает экзамен в подобие игры в «двадцать одно», в которую втягивается и профессор (видимо и сам не дурак поиграть). Потом профессор правда приходит в себя и отправляет студиозуса на пересдачу. Тот, сказав «Перебор», сдувает с зачётки толстый слой пыли и уходит.
  • «Вокруг света за 80 дней» (Around The World In 80 Days, 1956 г.) — тут у Филеаса Фогга главное увлечение — карточная игра в клубе в определенное время. Во время путешествия он максимально придерживается этой традиции. Играет как с попутчиками, так и сам с собой. Плюс финальные титры — джентльмены, с которыми спорил мистер Фогг, в мультяшных титрах изображены как карточные короли.
  • «Семь психопатов» — один из заглавных психопатов, вигилант по кличке «Бубновый Валет», оставляет на трупах убитых им мелких мафиози соответствующую карту. Чем и палится, когда в квартире некоего персонажа находят кучу распечатанных колод, во всех которых именно этой карты и не хватает.
  • «Дилижанс» (1939) — Хэтфилд тащит из колоды случайную карту и вытаскивает туза пик. Люк Пламмер получает в покере комбинацию «рука мертвеца». Ни тот, ни другой не доживёт до конца фильма.
  • «Иллюзия обмана» — фильм о фокусниках просто не мог обойтись без сабжа. Правда, четыре карты, с которых начались похождения команды четырёх фокусников, не из обычной колоды, а Таро. И сами эти карты тоже необычные.

Телесериалы[править]

  • «Камен Райдер Блэйд» (2004—2005) — мотив кспользуется всеохватывающе. Есть 53 бессмертных, которые организованы по мастям игральных карт, основанных на уровнях мощности. Есть Игра, в которой сражаются бессмертные, и кто победит, тот сделает вид живых существ, который воплощает, доминирующим. В прошлой Игре победил бессмертный Человек (соответствующий двойке червей), сделав людей доминирующим видом. После событий сериала один из Райдеров стал новым Бессмертным, знаменуя начало новой Игры.
  • «Super Sentai: J.A.K.Q. Dengekitai» — бойцы отряда «сентай-рейнджеров» в этом сезоне носят позывные основанные на карточных персонажах: Красный — Туз Пик, Синий — Валет Бубен, Розовая — Дама Червей, Зелёный — Король Треф. Их начальник носит позывной «Джокер».
  • «Улицы разбитых фонарей» серия «Лекарство от скуки». Пенсионерка Татьяна Львовна, знавшая Ларина и всю его семью, любит раскладывать пасьянс «Лекарство от скуки» (кстати, под этим названием в разных источниках могут быть чуть ли не абсолютно разные пасьянсы). А заодно и подталкивает Ларина к расследованию убийства старейшего врача Черниговской, которое выглядит как самоубийство. Плюс всю серию идут отсылки и переосмысления «Пиковой дамы» А. С. Пушкина. Собственно по этому произведению ставят спектакль в театре, где ведется расследование другого дела.
  • Альтернативное продолжение «Ментов» — «Опера. Хроники убойного отдела», серия «Почерк убийцы». Некий маньяк убивает бывших и действующих сотрудников милиции и оставляет на месте преступления мелкие карты пиковой масти. Кто этот маньяк и маньяк ли, а также его ход мысли и мотивы, выясняют в конце 2-й серии.
  • «Меч» — заглавная группа вигилантов получила название благодаря своей «метке» — карте масти мечей.

Мультфильмы[править]

  • «Бременские музыканты» — «Дайте, что ли, карты в руки — погадать на короля». Глупого короля символизирует король червей (♥), и его бьёт дама пик (♠) — Атаманша. «Бит и весь его отряд» — шестёрок кроют валеты (разбойники).
    • А ещё гляньте на деревья в лесу, где стоит хибара разбойников. Они тоже напоминают знаки карточных мастей…
  • «Королевская игра» (Росссия, 1996 г., не путать с другими произведениями с похожим названием!) — карточное царство-государство, где король выдает карточных дам (в т. ч. и свою дочку) замуж.
  • «Большой секрет для маленькой компании» — на кошачьей планете всех не-кошек заключают в игральные карты и уничтожают.

Мультсериалы[править]

Кто бы мог подумать, что игральными картами можно научить новому делу?

Экранизация повести В. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» — новый матрос на «Беде» Фукс говорит на трёх языках и разбирается в картах… игральных. Для его обучения Врунгель в песне использует карты всех мастей, развесив их по всему судну, и указывает по ним Фуксу, что нужно делать.

    • В литературном первоисточнике то же самое, разве что без песни.
  • «Симпсоны» — в одном из эпизодов Гомер и Мардж находятся в кинотеатре и видят трейлер к фильму «Cards» о жизни антропоморфных игральных карт (пародия на «Тачки» от Pixar).
  • Мультсериалы по комиксам DC:
    • «Batman Beyond» — Королевская банда состоит из Короля, Королевы, Валета и Десятки, а также роботизированного парня Туза. Бэтмен в пилотном эпизоде догадывается, что все их преступления следовали мотивам игральных карт.
    • «Лига Справедливости» — эпизод «Дикие Карты». Джокер собирает банду из освобождённых им металюдей из правительственного исследовательского центра. Туз может искажать реальность, чтобы усиливать остальных четырёх членов команды.
  • «Приключения Джеки Чана» — в эпизоде, пародирующем фильмы о Джеймсе Бонде, дракон Доктора Некроза имеет власть управлять игральными картами. Он любит говорить метафорами и каламбурить на эту тему.
  • «Самурай Джек» — Эзекиэль, злодей стимпанковского Дикого Запада. Его одежда в некоторых местах покрыта карточными рисунками (даже шпоры на сапогах напоминают пики ♠). Его сверхспособность определяется тем, какая масть находится на руках. Эзекиэль — охотник за головами, который в бегах от бывшей жены, т. к. считает, что удача — это большое дело.
  • «Звёздная принцесса и силы зла» — четверо членов семьи Баттерфляй (две – истинные представительницы династии, другие две – Лже-Баттерфляи, потомки подменной королевы Фестивии Весёлой), важные для сюжета мьюнианки, воплощают карточные масти. Главная героиня, Стар Недооценённая — червы (♥), её мать Луна Бесстрашная — бубны (♦), Эклипса Королева Тьмы — пики (♠), Метеора, бывшая директриса исправительной школы св. Ольги для капризных принцесс мисс Хейнос — трефы (♣).
  • Мой шумный дом — внутримировой пример в виде комиксов про Супер-Умника(в оригинале Ace Savy). Чуть позже Линкольн нарисовал свой собственный комикс, где изобразил себя, своих сестёр и Клайда в виде супергероев на карточную тематику: Линкольн и Клайд стали Супер-Умником и Одноглазым Джеком, Лори стала Старшей картой(High Card), Лола — Дамой Бубен(Queen Diamond), Лили — Двойкой(Deuce), Луна — Тусовкой Треф(Night Club), Люси — Восьмёркой Пик(Eight of Spades), Линн — Сильной мастью(Strong Suit), Лиза — Калькулятором(Card Counter), Лени — Одиннадцать Червей(Eleven Hearts), Лана — Смыв-Роялем(Royal-Flesh), а Луан — Джокером(Joker).
  • Капитан Пронин — внук майора Пронина — у босса мафии и по совместительству нечестивого мента и до кучи начальника главного героя Остапа Тарасовича Ментуры на зубах можно заметить масти игральных карт.

Комиксы[править]

  • Суперзлодей Джокер основан именно на данной игральной карте. В некоторых интерпретациях, безумный клоун использует её как визитку. В ранних история он мог частично позиционироваться не столько как шут, а как маньяк-картежник.
  • Marvel — мутант Гамбит, несмотря на то, что его способность превращать потенциальную энергию тела в кинетическую распространяется на любой предмет, в бою предпочитает использовать в качестве оружия именно игральные карты. Что неудивительно, учитывая его авантюрно-криминальное прошлое.
    • А Меченый, насколько это известно из другой, коллекционной игральной карточки, может использовать сабж в качестве оружия.
  • «Земля Королей» и вселенная 13 карт в целом — вся об этом.
  • Подборка комиксов-карикатур из «Крокодила» https://zen.yandex.ru/media/kanal_karikatur/prikliucheniia-igralnyh-kart-v-sssr-19301990-5fd3963c0b82510af5078288

Манга, аниме, ранобэ[править]

  • «Hunter × Hunter»: Хисока использует заточенные карты в качестве оружия и носит одежду украшенную карточными символами. В манге его реплики часто сопровождают карточные масти — что-то типа причудливых смайликов с туманным смыслом. А его образ отчётливо отсылает к Джокеру (как к карте, так и к персонажу DC Comics), да и характер подстать — хитрый, загадочный и непредсказуемый трикстер, верный только себе и меняющий сторону в зависимости от своих довольно-таки переменчивых желаний.
  • Cardcaptor Sakura — зигзаг: Скорее с картами Таро.
  • Black Clover: Чёрный клевер в названии — это на самом деле трефы. Другие королевства в этом мире называются «Diamond» (бубны), «Spade» (пики) и «Heart» (червы).
  • JoJo’s Bizarre Adventure/JoJolion — доминирует в именах женской половины семьи Хигашиката. Дочери Хато и Дайя названы в честь мастей «Hearts» и «Diamonds» соответственно (черви и бубны, ♥ и ♦). Цуруги, которого воспитывают как девочку, носит имя японской масти «меч» (пики, ♠). Наконец, их мать носит имя Каато — явная отсылка на слово «Карта».
  • One Piece:
    • Пиковые Пираты. Капитан команды — Эйс (то есть туз), старпом — Дьюс (то есть, двойка), а в символике используется значок пиковой масти, ♠.
    • Пираты Кайдо. Бедствия символизируют старшие карты (Кинг — король, Квин — дама, Джек — валет), Числа — младшие карты (Яки — четвёрка, Гоки — пятёрка, Нанги — семёрка, Хатча — восьмёрка, Юки — десятка), члены Летающей Шестёрки названы в честь карточных игр (за исключением X Дрейка, чьё имя может быть отсылкой к десятке), а не входящий в команду, но работающий на Кайдо Донкихот Дофламинго — Джокер (прозвище у него такое).
    • Пираты Донкихота. Как уже упоминалось выше, прозвище их капитана, Донкихота Дофламинго — Джокер, а кроме того команда разделена на четыре армии по числу карточных мастей, и глава каждой армии носит имя, отсылающее к испанскому названию этой масти. Армией треф командует Требол, армией пик — Пика, армией бубен — Диаманте, а армией червей сначала командовал Коразон, а потом капитан Пиратов Сердца, Трафальгар Ло.

Видеоигры[править]

  • Классификация MMO-игроков по Бартлу.
  • «Deltarune» же!
  • «Need for Speed: Carbon» — в богатом районе Палмонта, занятом Дариусом, есть казино, где в центре вывески находится карта пикового туза (♠).
  • «Fallout: New Vegas» — один из солдат в первом разведывательном батальоне НКР носит прозвище «Десятка пик» (♠): изначально при вступлении в батальон он хотел назваться «Тузом пик», потому что эта карта символизирует смерть, но его командир дал ему прозвище «Десятка», потому что тот был ещё молод и неопытен.
    • Также для игры было выпущено коллекционное издание, в котором помимо всего прочего присутствовала карточная колода, в которой все карты ассоциировались с персонажами игры, а карточные масти — с фракциями. Так, червы (♥) — это НКР, трефы (♣) — Легион Цезаря, бубны (♦) — жители Стрипа, пики (♠) — жители Фрисайда, а 2 карты джокеров — Бенни и Курьер.
  • «Mercenaries» — в первой части список целей назывался «Колода 52», и каждая цель называлась именем карт по старшинству.
    • Во второй части новообразованная ЧВК имеет эмблему в виде пикового туза (♠) с черепом.
  • Отменённая This Is Vegas — в Лас-Вегасе правят четыре крупные организации, названные по карточным мастям: Червы (♥) — олицетворение Вегаса 70-х, с розовым блеском и клоунами, Бубны (♦) — богачи, могущие позволить себе всё что захотят, Трефы (♣) — завсегдатаи клубных вечеринок, думающие о своём внешнем виде и месте для тусовок, и Пики (♠) — преступная организация с нелегальными связями. Главный герой мог выполнять задания организаций, повышать доверие и носить одежду с их символикой (что открывало доступ к миссиям одной организации и закрывало к остальным).
  • The Binding of Isaac — в игре есть расходуемые карты. Черви (♥) ассоциируются, само собой, с сердцами, пики (♠) — с ключами, трефы (♣) с бомбами, а бубны (♦) — с монетами. Также есть Джокер, телепортирующий героя в комнату Дьявола, и карта «Король-самоубийца», убивающая персонажа (отсылка к королю червей, который выглядит так, будто вонзает меч себе в голову).
  • Gray Matter. Призраки подсознания — во время игры за Сэм на загрузочных экранах показываются карты — тузы соответствующих мастей.
  • Golden Sun: Dark Dawn. В японской версии имена злодеев представляют троп: имя Бладоса отсылка на пики (а именно их символ находится на коленях его одежды), Чалис именуется"Сердце" (а на её платье есть вырез в форме сердца), а Арканус "Туз", намекая на то, что среди всех троих он самый непростой.

Визуальные романы[править]

  • Amnesia: Memories — руты доступных бисёнэнов названы по карточным мастям: Син — червы (♥), Икки — пики (♠), Кент — трефы (♣), Тома — бубны (♦). Однако прошлое героини и причины её амнезии открывает Укё, джокер (J).

Настольные игры[править]

  • «Красная Земля» — Движения ассоциируются с карточными мастями. Белое (монархизм, офицерство и дворянство, монотеистическая религия, кодекс чести, спесь, сословное деление, строгая иерархия) — червы (♥). Красное (марксизм, рабочий класс, коллективизм, атеизм, бюрократия, обезличивание человека, железная «пролетарская» власть Партии) — бубны (♦). Зелёное («народный социализм», традиционализм, крестьянство, обычай, суеверия и язычество, агрессия к чужакам, слепое следование народным традициям, враждебность к технологиям) — трефы (♣). Чёрное (анархизм, деклассированные элементы, свободная воля, удача, бессмысленное насилие, преступность, отрицание любых авторитетов даже тогда, когда они полезны) — пики (♠).
    • В системе Savage Worlds, для которой и создан этот сеттинг, карточные игры тоже играют важную роль. Инициатива определяется тасовкой карт, шанс перебросить кубик зависит от наличия у игрока покерных фишек (покер что, не карточная игра?), а персонажи игроков и важные NPC называются «дикими картами» или «козырями».
  • Deadlands. Картёжники — разновидность магов, которые выстраивают свои заклинания как расклады карт в руке. Кроме того, в момент активации заклинания в руке картёжника появляются призрачные карты.
  • А еще на «казиношных» фишках (в том числе и для игр дома) любят рисовать карточные масти.

Музыка[править]

  • «Motorhead» же! Их знаменитый альбом «Ace of Spades» (♠), с одноименным хитом, исполнение которого Лемми «несколько надоело».
  • «Король и Шут» — «Джокер», «Валет и Дама».
  • Стинг — «Shape Of My Heart» (♥). Герой рассматривает игру в карты не как способ заработка или путь к славе, а как средство вычисления определённого алгоритма удачи. На русский язык песня переводится с трудом и бафосом (образ моих червей).
  • Procol Harum — «King of Hearts» (♥). Любовь мужчины и женщины как карточная игра. Используется аналогичная Стингу игра слов: «The King of Hearts no more, but the King of the Broken-Hearted!»
  • Skyclad, по понятным причинам, не могли не обыграть — и в «Little Miss Take» героиня, помимо того, что удостоилась эпитета «queen of heart» (♥), «dealt me a pack of lies» (deal a pack — сдать колоду, pack of lie — много лжи аналогично русскому «наврать с три короба»).
  • The Alan Parsons Project — философская сюита «The Turn of a Friendly Card».
  • Тарья Турунен — «Anteroom of Death». «Двое сошлись в драматичном противостоянии, / Кто ты: Джокер, Король или Дама? / Выкладывай свои карты так, как они идут, / Пришёл победить — но потеряно всё». Да, посиделки со Смертью здесь именно за карточным столом.
  • Пластинка «Карточный Домик», СССР 1988, поют Лариса Долина, Михаил Боярский, Виктор Резников (он же и автор песен). См. https://www.vinylselect.ru/product/12190/
  • Песни с одноимённым названием (House of Cards) написали Radiohead (In Rainbows, 2007) и Scorpions (Return to Forever, 2015).
  • «Журавль по небу летит» из фильма и спектакля о Бумбараше — «Хлопоты бубновые, пиковый интерес».
  • «Hitobashira Alice» в исполнении почти всех криптонских вокалоидов. Мейко — пики (♠), Кайто — бубны (♦), Мику — трефы (♣), Рин и Лен — червы (♥).
    • Сюда же песня «Joker» в исполнении Камуи Гакупо.

Изобразительное искусство[править]

Эстрада и цирк[править]

  • Карточные фокусы. Тысячи их. И много всего, что с ними связано.
    • Можно условно поделить на две категории. Первая — где масть и значение карты играют какую-то роль. Самый частый вариант — зритель выбрал карту, после чего начинаются её «приключения». Второй — на масти и значения никто не смотрит (а на сцене и не очень-то видно), а карты используются как предметы, которые могут появляться и исчезать в товарных количествах, а еще через раз превращаться в различные вещи.
    • А бывает, что в фокусе картами и не пахнет, но «ящики» оформлены в карточном стиле. Одна из «семейных черт» династии Уилсонов. Как один из номеров «распиливание-протыкание картами», где вместо привычных мечей и лезвий используются гигантские карты и копья со значками мастей.
    • Как следствие, в цикле «магических телешоу» может быть один «карточный» выпуск. Или больше.
    • И не только развлекательных передач. Если передача об истории жанра, то вполне могут быть выпуски и о картах. В документальном цикле «Grand illusions» (1998 г.) было 2 выпуска «Карточные фокусы» и один «Фокусник и шулер».
  • Слейтинг, флориши, кардистри, декоративное манипулирование картами, «владение колодой», «карточное жонглирование». Может присутствовать как «фишка» в карточных фокусах. Так или иначе, но проводятся соревнования, где только ловкость рук и никаких фокусов.
  • А еще фокусники-манипуляторы любят изображать на афишах карты. От банальных тузов, выигрышных покерных комбинаций и произвольных карт, летающих в разные стороны до изображения себя в роли карты. Одна из самых известных афиш Й.Цмека середины ХХ века, где он представлен королем червей http://www.zauber-pedia.de/index.php?title=Datei:Zmeck-Prospekt.jpg, аналогично А.Карташкин в книге «Праздник с чудесами» (там, где обычно помещают портрет автора, идет карта-шарж), Пол Дэниелс (не путать с другими Дэниелсами, особенно с иллюзионистами!) — джокер. А если смотрим «магическое» телешоу (или обучающую фокусам передачу, именно обучающую, а не «борющуюся с магократами»), то как минимум через раз в заставке и оформлении будут присутствовать карты (в живую или «мультяшные» — не важно), плюс будет как минимум один номер с игральными картами.
  • Мнемотехника — угадывать можно многое, в том числе и карты. Иногда это даже проще.
  • Реже — применение карт в других жанрах.
    • Как вариант — эквилибрист использует в номере крупные карты (из досок), строя из них карточный домик и что-то удерживая на лбу. Конкретный пример эквилибристы на катушках Смит и Компания (Канада), в других вариантах известны как Смит и Сосье. Строят из карт (размером с лист А1) «домик» в 3 этажа. После чего один из артистов выполняет трюке на «крыше» этого «домика», в т. ч. и с использованием катушек
    • Или в номере дрессировщика животные «играют в карты». Существовали «карты для слонов».

Реальная жизнь[править]

А что он должен в руке держать — домино?
Роспись храма Святого Николая.
  • В 1871—75 в Москве орудовала шайка мошенников «Клуб червонных валетов» (♥). Эти ребята умудрились продать англичанину дом генерал-губернатора!
  • В Российской империи на робы каторжан нашивали лоскут в виде ромба, чтобы в заключенного было легче целиться в случае побега. Этот ромб получил прозвище «бубновый туз» (♦). (Ср. у Блока).
  • Шестёркой на уголовном жаргоне называют/ли самых малозначимых членов шайки, «мальчиков на побегушках». Это происходит от младшей карты редуцированной колоды. Собственно, перекочевало в разговорную речь.
    • Татуировки с короной, украшенной всеми карточными мастями (♣♦♥♠), и звание «король всех мастей» означают, что их обладатель находится на самом дне тюремной иерархии и подвергается всем формам сексуального насилия. Сарказма обитателям мест не столь отдалённых не занимать.
  • Якудза — дословно «восьмёрка, девятка, тройка», что в местной карточной игре означает проигрышную комбинацию.
  • Игральные карты часто использовались армией США как символика подразделений ещё со Второй мировой войны. Особенно популярен был пиковый туз (♠) как символ смерти. Во время войны во Вьетнаме даже наладили выпуск специальных колод только из пиковых тузов — солдаты носили их на шлемах или клали на тела убитых противников.
    • «Пиковый туз» — прозвище 231-й эскадрильи КМП,
    • Стереотипного ганстера 1930-х годов на артах изображают в костюме, с «томпсоном» в руке, в шляпе-борсалино — и часто с пиковым тузом (♠) за лентой шляпы. Сложно сказать, произошел ли этот стереотип от каких-то реальных повадок гангстеров (хотя бы киношных) или просто манеру американских солдат во Вьетнаме некритично перенесли на гангстеров.
  • Звание аса (лётного или танкового дела) произошло от французского названия туза (as, единица). Отсюда же — любовь к пиковой масти (♠), означающей смерть. Недаром туз пик сделали своим символом асы Люфтваффе из JG.53.
  • Ходят сведения, будто бы Великая Французская революция сделала единицу картой, по достоинству превосходящей короля — это, по идее, символизировало возвышение низших чинов общества над королями. Но хотя революционерам эта идея была по нраву, они не были первыми — туз был старшим ещё в XVI веке, в игре «трёхкарточный брэг», а по некоторым сведениям — ещё раньше, с XIV века.
    • По другим легендам, «единичка» стала считаться старшей картой с лёгкой руки придворного французского остряка, заметившего, что «ас» (мелкая римская монета, «копеечка») в колоде находится ниже всех прочих карт, а вот в грешной нашей жизни жизни денежки бывают сильнее короля!
  • На руинах базилики Святого Николая в Мирах Ликийских (ныне Демре, Турция) публика может наблюдать остатки росписи с орнаментами, составленными из карточных мастей. Здесь аверсия: базилика была возведена в VIII веке, за несколько столетий до того, как эти фигуры стали использоваться в игральных картах (во «французской колоде»). Предположительно, в те времена эти изображения символизировали священные орудия Страстей Христовых.
    • Что интересно, в православных кругах ходит легенда, будто масти игральных карт — насмешка над Страстями Христовыми (трефы — крест, бубны — гвозди, пики — копьё, червы — губка с уксусом), а трефы — это не французское «trefle», а еврейское «треф» (идиш. ‏טרײף), некошерное — будто бы так обозвали Крест Христов. Найти зарубежные упоминания легенды не удалось.
    • Так или иначе, но некоторые зарубежные фокусники-кардисты в своих учебных материалах (книги, видеофильмы) предупреждают, что встречаются зрители, которые по каким-то причинам на дух не переносят карты. В данном случае подразумевается выступление в ресторане, на корпоративе и пр., где между артистом и зрителем дистанции очень мало. Почему те зрители не любят карты — по религиозным, псевдорелигиозным, политическим или иным причинам, — не каждый маг говорит. Обычно сводится к совету в духе «фокуснику лучше держаться подальше от таких фанатиков и даже не пытаться их переубедить». Далее обычно у каждого фокусника-«учителя» есть свой вариант — как выступать, если в помещении находится такой хейтер. Обычно «фанатик» себя быстро раскрывает.
  • Выражение «втирать очки», т. е. выдавать желаемое за действительное («очковтирательство»). Одна из версий происхождения — так игрок, который жульничал, «дорабатывал» карты, которые ему сдали. Из тройки он мог сделать туза, стерев-«втерев» верхние и нижние очки, а из шестёрки — восьмёрку, доклеив дополнительные. Насколько способ рабочий (даже при картах образца XVIII—XIX вв.) — вопрос спорный. Возможно, что кто-то так попробовал схитрить, попался, «схлопотал», а история пошла в народ, обрастая подробностями.
    • Есть еще версия (насколько правдоподобная — ?), что слово «липовый» и производные от него произошло от доклеивания очков. А приём/добавленное очко/«доработанная» карта называлась липок. Кстати, есть еще версия, что липок — вообще доработанная карта для мошенничества, где что-то к чему-то приклеивается, либо другой вариант «доработки».
      • Скорее всего, здесь хвост машет собакой. Прилагательное, которое должно образоваться от слова «липок» — «липковый», а не «липовый». Скорее уж сама поддельная карта получила такое название от уже существующего фразеологизма. Версии с печатями, которые вырезали из липы, или с подделкой кипарисовых икон из Святой Земли выглядят гораздо убедительнее.
  • Французское выражение "карточный король". Означает руководителя, который только номинально возглавляет, но фактически не руководит. Иногда может пересекаться с таким явлением, как зиц-председатель.
  • Множество проектов для After Effects с игральными картами. Для создания фильмов/роликов, связанных с картами. Про игроков (не важно честных или не очень), про фокусы, про гадания и проч. Как вариант «рыбы» https://www.youtube.com/watch?v=X6Yx_SIQHVE. И еще множество футажей разной степени годности в роде https://www.youtube.com/watch?v=_Xf3ug9EPz0 https://www.youtube.com/watch?v=Ql5iAteTe7c

См. также[править]

Примечания[править]

  1. В «немецкой» колоде бубне (♦) соответствует бубенец — Schelle; пике (♠) — зелёный лист, а трефе (♣) — жёлудь. В «английской» колоде историческое название бубны (♦) сменил ромб (diamond); пику (♠) — меч (spade, аналогично испанскому espada в традиционной колоде), а трефу (♣) — дубинка (club, аналогично испанскому bastos). Неочевидное в русском языке название масти «трефы» (♣) произошло от французского «trèfle» (клевер-трилистник) и лишь потом приобрело в антисемитской среде народную этимологию о «трефных крестах». Кстати, существуют и специальные карты, где к привычным четырем мастям добавляют еще пятую, а кое-где и на этом не останавливаются. https://spielkarten.livejournal.com/41132.html. Или https://www.youtube.com/watch?v=HdaXZpfxfhk, где пять мастей, а к королю, даме, валету добавлена принцесса, плюс у каждой масти по своему джокеру. Также относительно поздним развитием «итало-испанской» колоды являются карты Таро (вопреки эзотырическим мифам, изначально предназначенные для игры, а не для оккультно-гадательных практик), где к стандартным мастям (с рыцарями помимо валетов-пажей, что не является уникальной особенностью колоды Таро) добавлены 21 постоянный номерной козырь, а также шут, ещё позже вернувшийся в стандартную колоду в качестве джокера. А еще встречаются коллекционные карты, где привычные значки мастей изображены весьма затейливо или слегка переосмысляются. Один из самых известных примеров французская колода с киноактерами «Les Géants d’un Mythe» (1983 г.) — на мелких картах значки мастей сделаны из киноплёнки (пики), катушек с той же плёнкой (трефы), хлопушек (бубны) и микрофонов (червы). Или одна из мастей изображается совсем оригинально. Как вариант колода «Породы собак» (имеет обозначение 538—081 Карты игральные пластиковые), где вместо привычных значков треф собачьи следы. Кстати, они же есть и на остальных мастях.
  2. В итало-испанской колоде вместо неё рыцарь. Т. е. старшие карты: sota (паж/оруженосец, можем перевести и как валет), caballo (фактически — рыцарь) и rey (король). Хотя в давние времена была еще и королева (reina), но осталась только в колоде Таро. Аналогично и в немецкой колоде.
  3. Опять же, это только во французской колоде. В немецкой у каждой масти свой цвет, в итало-испанской символы мастей вообще многоцветные. Или заменяем каждую масть цветом, количество карт и их суть сохраняем, в правилах старые названия заменяем новыми и получаем «не покер». Например, для детей — Комбинат Цветной печати (С-Петербург) производил такие, «Великий воин» — наиболее характерные, а были и другие. Кроме того, при ранних попытках создать карточную видеоигру встречался вариант, когда те же 4 масти заменялись также 4-мя цветами. Сама же карта карта на мониторе представляла собой прямоугольник с цифрой или буквой нужного цвета. Встречалось в играх для Atari VCS 1970-х и ее «клонах». Также встречаются коллекционные и дизайнерские французские колоды, где автор решил каждой масти присвоить свой цвет. Может совпадать с немецкой колодой, может радикально отличаться.
  4. Что происходит в «Пиковой даме» Пушкина и во что они играют?
  5. Который, впрочем, никакого отношения к картам не имеет, а является меткой-мишенью для склонных к побегу каторжников, просто клочок яркой ткани, ясное дело, обычно квадратный.
  6. По логике перевода, подразумевается фраза о пиках (♠) в козырях, но такой идиомы вне сеттинга нет.
  7. Название появилось, когда один из выживших после мутации попал на допрос к приснопамятному сенатору МакКарти, огульно причислившему всех жертв вируса к потенциальным врагам США. Бедолага обладал бесполезной на тот момент (да и вообще) суперспособностью менять цвет кожи — только своей собственной, всей сразу в один цвет, и только на яркие «мультяшные» тона. Формально мутация же была не смертельной и не уродующей, и допрашиваемый был объявлен Тузом. На что и заявил, что если он — Туз (Ace), то не хотел бы увидеть Двушку (Deuce)!
  8. в честь известной ошибки (ставшей уже своего рода традицией) в изображении червонного короля (♥), из-за которой кажется, что тот вонзил меч себе в голову. В прочем, кое-кто шутя трактует это как король чешет в затылке мечом. А в некоторых авторских-дизайнерских колодах король изображен так, что явно видно как протыкает себе голову, художники с черным юмором могут и капельки крови дорисовать.