Странности в первой части/Музыка

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатью-включение в основную: Странности в первой части.

Часто бывает, что на дебютном альбоме группа ещё не определилась со звучанием и составом и звучит совершенно иначе, чем потом. Поклонники могут получить разрыв шаблона, послушав ранние работы своих кумиров — или считать, что со временем те «скатились». Особенно часто это случалось с металлическими группами 1990-х, которые начинали с какого-нибудь модного в годы их юности брутального и хулиганского стиля, вроде дэт-метала, а с годами становились светлее и мягче, а то и отращивали бороду в прогрессивные/симфонические элементы.

Зарубежный классический рок[править]

  • Deep Purple. Ранние записи, ещё без Гиллана и Гловера, могут вызвать тот ещё диссонанс у человека, привыкшего к Smoke On The Water и Child In Time. Группа в то время играла скорее прогрессивный рок, а первый вокалист пел довольно низким баритоном.
  • Pink Floyd. Человеку, который знаком только с наиболее известными работами группы, сложно поверить, что дебютный альбом The Piper at the Gates of Dawn — тоже они. Да, они, только автором всех песен был Сид Барретт, которого из группы ушли за наркоту сразу после дебютного LP. Хотя на следующем A Saucerful of Secrets (1968) есть несколько его гитарных партий, а ещё он поёт в завершающей «Jugband Blues».
  • Scorpions: дебютный альбом («Lonesome crow») записан в совершенно отличном от других стиле, характерное звучание группы начало оформляться с третьего альбома («In trance»), а закончилось в пятом («Lovedrive») — с которого к группе и пришла настоящая слава. Да, кстати, тексты к ранним песням писались на немецком языке.
    • Название «Scorpions» чуть ли не насильно перенесено на группу Ульриха Рота «Down Road», в которую в 1974 влились Шенкер и Майне. Перенесено только потому, что краут-рок-проект «Scorpions», где до того обитали Шенкер и Майне, пользовался у немецкого населения чуть большей известностью. В итоге «кукушата» изжили всех остальных и стяжали свой кусочек славы.
    • Похоже на то, что и сами «Scorpions» начинают свою дискографию со второго альбома «Flight to the Rainbow». Во всяком случае, во время «прощального» тура в 2010 году на видеоэкране показывали ретроспективу-историю группы, и она начиналась именно со второго альбома.
  • Slade. Просто Slade. Как пошутил один критик, «с первым альбомом они не могли стать популярными, потому что панка ещё не существовало». Что, сложно представить себе Нодди Холдера не в цилиндре с велосипедными отражателями и цветастых сапогах на каблучищах, а в чёрной кожанке с короткой причей? То-то и оно!
  • Первые два альбома Led Zeppelin — просто очень хорошо сыгранные блюзы про любовь. Фэнтезийные мотивы появляются только на третьем альбоме, да и там они какие-то странные (с чего бы Горлуму в его-то возрасте интересоваться чужими возлюбленными?)
  • Black Flag. Репутация основателей хардкор-панка держится на первом альбоме «Damaged» (1981). Остальные альбомы ближе к металлу или вообще состоят из безудержных экспериментов.

Металл[править]

  • Дебютный альбом Amorphis был тяжёлым дэт-металом, второй — полегче (дум+дэт+народная мелодика), третий — ещё легче (дум уже переходит в прогрессивщину), а к концу десятилетия даже гроула почти не осталось, и группа зазвучала как-то вроде «грустный хэви с клавишными». Причём именно такой её запомнило как бы не большинство фанатов, и когда они с новым вокалистом снова потяжелели и добавили гроула, многие тосковали уже по «странностям в середине карьеры» (хотя для старых фэнов это было возвращение к классике). Впрочем, у этой Amorphis вообще нет жанра и группа, в полном соответствии с названием, постоянно меняется.
  • Apocalyptica же! Первый альбом состоял целиком из кавер-версий песен «Металлики»; на втором отдали дань и другим группам схожих жанров + прошла проба пера; третий альбом стал по факту первой полностью самостоятельной работой (два кавера не в счёт); на четвёртом четыре виолончели превратились в трио + барабан; на пятом — песни с вокалом (бывшие до этого уделом синглов).
  • Первые два альбома Blind Guardian («Batallions of Fear» и «Follow the Blind») — с фитильком: отличия не радикальные, но это скорее спид-метал, чем пауэр, и где же знаменитый вокал Ханси Кюрша? Ханси стал брать уроки пения между вторым и третьим альбомами, и это очень заметно.
    • А еще со своей привычной тематикой — песни по мотивам фантастики, фэнтези и мифологии — группа определилась только ко второму альбому. На первом альбоме тяжелый мифрил тоже присутствует, но есть и невероятная для более поздних альбомов социалка, например заглавная «Batallions of Fear» об алчных советских и американских политиках, устраивающих войны по всему земному шару ради геополитических интересов. С точки зрения современного поклонника слова вроде «Star wars begin now/ His bombs come exploding/ To bring back the death of the night»[1], «With hands full of blood/ He talks about peace/ With snake poisoning tongue/ He’s praying» или «El Salvador and Vietnam\ You soon fast forget\ But you satisfy on Afghanistan» больше подходят каким-нибудь остросоциальным треш-металлистам, а не легендарным «сказочникам». Туда же и антиклерикальная «The Martyr», исполняемая от лица Иуды с явным намеком на современных христиан.
  • Аналогично и Helloween. Только эти солиста сменили. Первого — нет, не прогнали, он продолжил наяривать на гитаре.
  • Katatonia. По мнению многих, самая депрессивная группа планеты. Первый альбом представлял собой мрачно-эпичный дум-дэт с гроулом, второй стал проще, грязнее и депрессивнее, песни стали длиннее и однообразнее, а релизная версия альбома вообще была выпущена без мастеринга. А потом вокалист отказался от гроула и группа с каждым новым альбомом стала все дальше уходить в сторону депрессивного и до мурашек грустного прогрессив-рока.
  • Известные готы Lacrimosa только в 1995-м заиграли металл. До этого Тило Вольф практически в одиночку строчил альбомы тихого печального дарквэйва.
  • Nightwish — первый альбом «Angels Fall First» — единственный альбом, где можно услышать мурлыканье пение Туомаса.
  • Pantera после Cowboys from Hell усиленно делали вид, что глэм-периода в их творчестве никогда не существовало.
  • Первые два альбома Sabaton («Fist for Fight» и «Metallizer» — последний де-юре считается третьим, но де-факто записали его ещё за 5 лет до релиза!) не имели никакого отношения к военно-исторической тематике, а были вполне обычным металлом с назгулами и Люцифером.
  • В ранних записях Therion нет ничего симфонического, просто старая добрая тяжесть.
  • Tiamat в первые годы играли дэт, начиная с Wildhoney готик-дум (чем и прославились), а с годами вообще ударились в готик-рок.
  • А кто-нибудь пробовал слушать Type O Negative, икон иронично-эротичной готики, до 1993 года? То был скорее сырой и грубый трэш-металл, да ещё с дичайшим эпатажем (чего стоит анальное отверстие Питера Стила на обложке альбома Origin of Feces!). Пройдёт всего пара лет, и музыкой этих парней можно будет укладывать девушек в постель штабелями.
  • Первый альбом Within Temptation «Enter» записан в стиле готик-метал — с дуэтом «красавицы и чудовища», медленной тяжёлой музыкой, мрачными клавишными. Начиная со второго — симфоник-метал, а в последние годы вообще скорее электроник-рок.

Индастриал, электроника[править]

  • Культовая электронная группа Kraftwerk окончательно оформила своё звучание только к четвёртому альбому Autobahn 1974 года. Первые три альбома в стиле краут-рок так и не переиздавались.
  • Легендарная индастриал-метал группа «Ministry» всю свою историю музыкально развивалась и меняла звучание, но дебютировала, выпустив альбом синт-попа.
  • Культовая немецкая группа «Oomph!» дебютировала, выпустив одноименный альбом целиком в стиле EBM — Electronic Body Music, чётко ритмизированной пост-индустриальной музыки, грубо говоря, тяжёлой электроники. Альбом вышел весьма достойным, но остаться бы группе лишь одной из сотен подобных, если бы не кардинальная смена звучания в следующем альбоме — вплоть до скрещивания упомянутого ЕВМ с металом. Так родилось целое направление, позже названное Neue Deutsche Härte («Новая немецкая тяжесть»), когда к новой сцене примкнула ещё одна начинающая группа «Rammstein».

Русский рок[править]

  • Говорим «Алиса», подразумеваем «Кинчев». А ведь Костя Панфилов был в группе не с самого начала, да и стиль команды изменить смог не сразу же после прихода. Ранние версии будущих хитов стоит послушать ради контраста. Как вам, к примеру, «Эй ты там на том берегу» в тишайшем, спокойнейшем и миролюбивейшем исполнении?
  • С фитильком: жанр не менялся, но оттенки отличия заметны. Первый, дебютный альбом «арийцев» «Мания Величия» записан буквально «на коленке», причем Холстинин сыграл аж за двух гитаристов, Грановский писал бас, а барабаны вообще записал не считающийся ныне музыкантом «Арии» (и не выступавший с Арией с «арийской» программой вживую) Львов. Его звучание отличается от второго — «С Кем ты?», где подавляющая часть музыки сочинена и записана дуэтом Грановский-Большаков. «Фирменный» арийский звук сформировался только в третьем альбоме, в составе гитаристов Холстинин-Дубинин-Маврин. Ну и голос Кипелова менялся — к альбому «Игра с огнём» он явно «распелся», да так, что можно встретить людей, уверенных, что три первых альбома писали с кем-то другим.
  • Альбом «Легиона» «Пророчество» резко выбивается по звучанию и идеям текстов из более раннего творчества группы, представляющего собой классический хард-н-хэви, и более поздних, все более и более скатывающихся в ура-патриотический и христианский рок.
  • Ноль — дебютный альбом «Музыка драчевых напильников» ещё не очень соответствовал привычному стилю «рок-н-ролл на баяне». Неудивительно, что в итоге на репертуар первого альбома музыканты забили, оставив разве что «Инвалида нулевой группы».
  • Питерский «Пилот» вообще в начале карьеры пел на английском и назывался «Military Jane». По легенде группа сменила язык под влиянием Шевчука.
  • Та же история и с ранним «Чайфом», когда он назывался ещё «Чай-Ф». «Будем хулиганить, будем морды бить! Нас не переделать, дуля с маком, нас не изменить!».
  • Catharsis, ныне играющие позитивный пауэр-метал с чистым вокалом, начинали… с мрачно-атмосферного death doom metal с гроулом.
  • «Пикник» без Шклярского, каким был изначально. Даже представить сложно.

Русский рэп[править]

  • Первый альбом Миши Маваши «Только правда» (2009) был типовым пацанским рэпом про разборки на районе, кидание лохов, будни мелкого криминала и курение травы, а в клипе на песню «С опозданием» исполнитель и вовсе затягивается сигаретой. Остальное творчество — типо серьёзный правый рэп с «правильным смыслом» про турнички, здоровый образ жизни и отстрел барыг вигилантом.

Русский шансон[править]

  • Первый альбом Сергея Наговицына «Полная луна» был ближе к року. Чем то похож на раннюю группу ДДТ, чем то на раннюю группу Любэ. Последующие альбомы представляют собой классический блатняк, который начал зарождаться с началом 90-х годов.
  1. Отсылка к программе СОИ ака «Звёздные войны», далее по тексту упоминается Рональд Рейган как «R. R.»