Алиса (группа)

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Концерт "Мы вместе 20 лет"

Алиса — советская и российская рок-группа, созданная в 1983 году, но настоящей славы добившаяся только с началом перестройки и важным кадровым решением, приходом нового вокалиста и автора Константина Кинчева. Зато с этих пор группа стала одной из самых знаменитых и народных в русском роке. И важной особенностью как самой группы, так и ажиотажа вокруг неё, стало появление своеобразного культа и мощной и организованной фанбазы — «Армии Алисы».

Состав[править]

Текущий состав[править]

  • Константин Евгеньевич «Доктор» Кинчев (антифанская кличка Кистя Кончев, настоящая фамилия Панфилов, а псевдоним взят в честь деда-болгарина) — вокалист и автор практически всего современного репертуара группы. В группе впервые появился в 1984 году, но очень скоро подмял её под себя и выдавил всех прочих основателей. С божьей помощью ведет группу до сих пор. Снялся в главной роли в фильме Валерия Огородникова «Взломщик», известном широко и столь же широко всеми (от создателя до Кинчева) нелюбимый. Из-за превосходной даже в нынешнем немолодом возрасте физической формы до сих пор ходит в главных секс-символах русского рока, который на этот титул ужасно беден.
    • В первой половине 1990-х в журнале «Муха» недолго выходили комиксы, в которых главным героем был Доктор, основанный на Кинчеве.
  • Пётр Самойлов — сначала гитарист, а теперь басист, единственный участник группы с 1983 года. Периодически тоже писал песни, см. ниже.
  • Дмитрий «Ослик» Парфёнов — клавишник, играет в группе 2000 года. Оказал немалое влияние на перемену звука и стиля группы в 2000-е
  • Андрей Вдовиченко — барабанщик, играет в группе с 2003 года
  • Павел Зелицкий — гитарист, играет в группе с 2018 года
  • Александр Пьянков — гитарист, пришёл в группу в 2019 году

Значимые бывшие участники[править]

  • Святослав «Алиса» Задерий (1960—2011) — басист, вокалист и автор песен, собравший в 1983 году группу и в честь чьего прозвища она и была прозвана. После ухода из Алисы по причине конфликтов с Кинчевым собрал новую группу «Нате!» (можно читать и как «нате вам в борщ», и как английское «НЕНАВИСТЬ!»; название подсказал внезапно заклятый друг Кинчев)
  • Андрей «Шатл» Шаталин — гитарист и сооснователь группы, отыгравший в ней ровно 20 лет, 1983—2003
  • Михаил Нефёдов — барабанщик группы в те же 1983—2003 годы. Нет, Маше Нефёдовой не родственник, только однофамилец. Ныне играет в Электрических партизанах с бывшим гитаристом ДДТ Вадимом Курылёвым и Разных Людях Александра Чернецкого.
  • Игорь Чумычкин — гитарист группы в 1988—1993 годах, самый знаменитый и любимый фанатами бывший участник, немало сделавший для образования того самого творческого лица группы. Трагически погиб в 27 лет, выпав из окна (по некоторым версиям — в этом виноваты наркотики). С тех пор не раз и не два на концертах Константин Евгеньевич провозглашает: «Чума всегда с нами!».
  • Андрей Королёв — клавишник группы в 1989—1993. Ушёл после смерти Чумы, стал православным священником
  • Игорь Романов — гитарист группы в 2004—2018 годах, бывший участник ВНЕЗАПНО «Землян».
  • Евгений Лёвин — гитарист, пришёл в группу в 1996 году из питерской альтернативной команды НЭП.

Дискография[править]

  • Энергия (1985) — самый первый альбом группы, создание которого представляло собой тот еще производственный ад, но подарившая группе первые важные песни в ее истории — «Мы вместе» и «Моё поколение»
    • Кривозеркалье (1984) и Поколение Икс (1986). Два альбома, записанные с материалом Задерия и не входящие в официальную дискографию.
    • Нервная ночь (1984). Дебютный сольный альбом Кинчева, записанный при участии Задерия на басу и Андрея Заблудовского и Алексея Мурашова из «Секрета» на гитаре и барабанах соответственно.
  • Блок Ада (1987) — альбом-альфа, подаривший слушателям «Время менять имена!», «Красное на чёрном» и «Землю».
  • Шестой лесничий (1989) — вторая альфа, родина мегахитов «Тоталитарный рэп», «Театр теней» (творческое переложение хита The Cure «Kyoto Song») и «Стерх»
  • Ст.206, ч.2 (1989) — названный в честь вменявшейся (см.ниже Красавица Икуку) Кинчеву статьи УК РСФСР «Злостное хулиганство» альбом, содержавший в том числе и материал Петра Самойлова.
  • Шабаш (1991) — Альфа Альф, записанный живьём в 1990 году альбом, который один можно послушать, чтобы получить образцовое представление того, что такое Алиса, какие песни лучшие у Кинчева и как звучал «золотой состав» (Кинчев-Самойлов-Шаталин-Чумычкин-Нефёдов-Королёв). Поместить под стекло и хранить вечно.
  • Для тех, кто свалился с Луны (1993) — самый мистический и языческий альбом группы, по роковому стечению обстоятельств ставший для Игоря Чумычкина последним.
  • Чёрная метка (1994) — альбом, содержащий несколько песен Чумы, посвящённый его памяти и впервые продемонстрировавшей группу Алиса как металл-ансамбль. Мрачен до невозможности. Весь — сплошая антиреклама наркотиков, педаль в пол выжимает песня «Умереть молодым» и клип на песню «Паскуда».
  • Джаз (1996) — лирический альбом с облегченными аранжировками и мегахитом «Дождь»
  • Дурень (1997) — альбом с еще одним мегахитом «Трасса Е-95»
  • Солнцеворот (2000) — альбом, впервые обозначивший сильный поворот Кинчева в творчестве к православному христианству.
  • Танцевать (2001) — альбом, на котором были изданы в основном ранее не выходившие песни. И одна свежая — «Веретено» — тоже ставшая суперхитом.
  • Сейчас позднее, чем ты думаешь (2003) — самый «православный» альбом группы, подаривший еще один (последний пока по времени) всем известный хит — «Небо славян».
  • Изгой (2005) — самый тяжёлый альбом «Алисы», Кинчев начинает подражать индастриал-металлу и ню-металлу, группам вроде Clawfinger и Rammstein. Тематика — социальный протест, религия, рок. Включает почти 10-минутный эпик «Солнце-Иерусалим» с лучшим для «Алисы» гитарным соло.
  • Стать Севера (2007) — уже немного полегче и помелодичнее, чем предыдущий, много медляков и почти нет социалки в текстах. Также в альбоме есть песня-коллаборация со многими культовыми и широко известными фронтменами групп русского рока «Rock-n-roll — это мы».
  • Пульс хранителя дверей лабиринта (2008) — примерно с этого альбома группа начинает играть примерно в одном и том же, не особенно меняющемся стиле где-то посередине между металлом, индастриалом и остатками старого алисовского нью-вейва.
  • Ъ (2010) — вариация нового стиля «много и металла, и индастриала»
  • 20.12 (2011) — вариация стиля «больше нью-вейва»
  • Саботаж (2012) — вариация стиля «больше металла»
  • Цирк (2014) — на альбоме официально изданы тридцать лет ждавший релиза хит «Такие дела, хозяин» и двадцать лет ждавшая эпитафия Чумычкину «Шанс»
  • Эксцесс (2016) — альбом с антиреволюционным хитом «Нае@бали» и трогательной лирической «Дети последних дней»
  • Посолонь (2019) — группа устанавливает новый личный рекорд с 11-минутным эпиком «Эшелон». Примечателен ещё и тем, что партии соло и ритм гитары записывал в одно жало новый участник группы — Павел Зелицкий

Тропы и штампы относительно группы[править]

  • Грызть реквизит — Константин Евгеньевич это умеет, любит и практикует на каждом концерте. На «Чёрной метке» особенно.
  • Готы и панки — дружба с панками (такими как Свинья и Игорь «Панкер» Гудков, записавший «Нервную ночь») ни для кого не секрет, а вот готика в музыке Алисы слышится обычно не так открыто. Но вообще-то помимо вышеупомянутого «Театра теней» можно как минимум вспомнить песню «Завтра может быть поздно», припев который напрямую заимствован из песни группы Sisters of Mercy «First and Last And Always»
  • Красавица Икуку — группа дважды в своей истории попадала в очень некрасивую историю из-за «ослышек», причём вины Кинчева тут не было никакой:
    • 1987 год, концерт в Юбилейном, связанный с ним скандал и статья-поклёп «Алиса с косой чёлкой», начинающаяся с фразы «Хайль Гитлер… на том берегу». И годичная судебная тяжба с напечатавшей ее газетой «Смена», окончившаяся победой группы.
    • 2013 год, брошенная со сцены традиционная фраза памяти Чумычкина «Чума всегда с нами!», корреспондентом «Коммерсанта» услышанная как «Чумазые достали
  • Оммаж — в качестве такового Кинчев часто исполняет песни любимых артистов или своих покойных друзей: Высоцкого, Цоя, Майка Науменко. Принимал он также участие в трибьютах Наутилуса (с песней «Отход на север»), Машины времени («Чёрно-белый цвет») и Дюши Романова («Ком с горы»). А исполнение цоевской «Спокойной ночи» давно стало отдельным ритуалом.
  • Раскол фанатского сообщества — старые поклонники недовольны сменой жанра и тематики, особенно обилием религии и патриотизма в текстах. Зато появилось поколение фанатов, которое «Алису» другой и не помнит и воспринимает именно как крутой христианский металл.
    • И, соответственно, разные дружественные фэндомы. Если у старой «Алисы» общие фанаты были в основном с «Кино» и «Наутилусом», то теперь скорее с «Арией» и «Королём и Шутом».
  • Смена жанра: один из самых известных примеров в русском роке. Начинали с ироничной, бунтарской, но лёгкой новой волны, когда у руля встал Кинчев, постепенно стали мрачнее и более философскими — такими их запомнили старые фанаты. Но на этом не остановились, и в 2000-е практически превратились в металл-группу с текстами про религию и славянофилию.
    • Существует забавный литературный (внутримировой) пример разрыва канвы фанатами: в дилогии Антона Антонова «Пепел наших костров», написанной как раз в период смены жанра, алисоманы выступают в качестве благородных сатанистов, поклоняющихся Кинчеву как сыну Люцифера.
  • Трикстер и Шут — концертные и песенные амплуа «Доктора Кинчева»
  • Устаревшее название — «Алисой» звали Святослава Задерия, который в группе не пробыл даже до 1990-х.
  • Храмовник — многими отвернувшимися в 2000-е годы бывшими Алисоманами Кинчев воспринимается именно так.
  • Чёрно-красный — для всех опасный — в честь песни-визитной карточки группы сложилась и цветовая униформа «Армии Алисы». В миру алисоманы также славятся как бузотёры и хулинганы, а уж сколько конфликтов у них было с охраной на концертах — на Ютубе можно подборочку длиной так в часик собрать того, как Кинчев драки разнимает со сцены.

Тропы и штампы в творчестве[править]

  • Антиреклама наркотиков — помимо ВСЕЙ «Чёрной метки» это ещё и «Шанс», написанный в те же годы, но выпущенный только в 2014 году
  • Большая нерезиновая деревня vs Город, которого нет — вся жизнь Кинчева проходит между родной Москвой и прославившим его Ленинградом-Питером. Затейливым отношениям между этими городами посвящены сразу две песни группы — «Энергия» и «Трасса Е-95».
  • Братушки-славяне — «Непокорные». «Здесь стояли насмерть ратью под напором хищной тати мои братья — сербы да болгары».
  • Герой-бунтарь — лирический герой «Экспериментатора», причём в редком неразрушительном варианте.
  • Гулаги и рабы, оно же Красно-коричневая сволочь — «Тоталитарный рэп». Антифашист-протагонист, если вслушаться в детали («вариант реконструкции церкви под склад»[1], «где крутит свои диски пулемётчик Ганс»[2]), ещё и антисоветчик. Впрочем, последнее скорее всего просто не в ладах с оружием.
  • Замороженный Север/Мистическая Сибирь — «Пляс Сибири».
  • Зловещая луна — в серии комиксов от «Мухи» (не считая «Чёрной метки», там совсем другие герои) Доктору противостоят зловещие персонажи родом с Луны.
  • Зловещий музыкант — одна из тем, проходящих красной нитью через Чёрную метку, состоит в том, что рок-н-ролл — это судьба, и отнюдь не благостная. В эти годы Кинчев даже полюбил декламировать со сцены (с ошибками) «Волшебную скрипку» Николая Гумилёва, которая вся про это. Да и вообще, чёрная метка из названия — это гитарный медиатор!
    • В комиксе «Чёрная метка» раскрывается дополнительно — с песни шута начинается шабаш тёмных сил. Что характерно, сам шут этого стремится избежать, и тогда его место занимает герой Кинчева.
  • Зов — «Как-то раз по весне ранней / Поманила пожар-птица / На дороги земли дурня / К солнцу тропы искать» — «Дурень» с альбома «Чёрная метка».
    • Связана ли эта песня с триумфальным квестом «Дурака и солнца» с «Дурня» — отдельный вопрос.
  • Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты — текст песни «Лодка» является переводом стихотворения Су Ши, китайского поэта аж XI века.
  • Морской волк — «Синий предел».
  • Мусульмане плохие, Безыдейные террористы, Полные чудовища — «Звери», песня, написанная Кинчевым под впечатлением от бесланского теракта. В концертном варианте там есть строчка «Зверя лечит только отстрел!», которая, однако, на альбоме звучит как «Цепь да клетка зверю в удел»
  • Принять оскорбление как комплимент — «Всё это рок-н-ролл» состоит из этого ЦЕЛИКОМ, но самый меметичный, конечно, следующий куплет:
«

Ну а мы, ну а мы — педерасты, Наркоманы, фашисты, шпана, Как один, социально опасны И по каждому плачет тюрьма Мы пена в мутном потоке Пресловутой «Красной волны»[3] — Так об этом пишут газеты, А газеты всегда правы!

»
— В версии Бригады С поют автор, Джоанна Стинрей, Гарик Сукачёв, Сергей Высокосов, Юрий Шевчук и Вячеслав Бутусов
  • Революция не по-детски, она же Высокоточный матснаряд — «Нае@али».
    • Также «Власть» c явным На тебе! ДДТ — «Оранжевые сопли — очкариков сны в предчувствии гражданской войны». Примечательно, что написано ещё в 2008 г.
  • Топливо ночного кошмара — в промышленных количествах! «Шабаш», «Ветер водит хоровод», вся «Чёрная метка», но педаль в пол выжимает все равно «Шестой лесничий» и его обложка с шестью ободранными до мускул лицами в луже крови. И ведь дозволили опубликовать!
  • Эпоха тьмы — именно в ней начинается история песни «Дурак и солнце». Педаль в асфальт — в стране дурака не осталось зрячих!

Примечания[править]

  1. Нацистская Германия не вела активной антирелигиозной борьбы.
  2. Дисковые пулеметы были распространены в советской армии, а немцы использовали в основном магазинную и ленточную подачу боеприпасов.
  3. Пресловутая «Красная волна» — это сборник русского рока, изданный на Западе. «Алиса» там тоже была. Властям это очень не понравилось.