Final Fantasy XIV: спойлерная подстатья

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!


Эта страница была создана как отстойник для спойлеров к основной сюжетной линии двух последних дополнений. Всё, что касается сюжета Shadowbringers и Endwalker, просьба писать сюда и не выносить в статьи о тропах в качестве примеров. Сами тропы там и здесь могут дублироваться, если их примеры есть и по актуальному сюжету, и в других частях игры. Спойлеры к побочным заданиям можно помещать в основную статью, желательно под соответствующую разметку.

  • Антизлодей — как минимум Эмет-Селк, как максимум все аскиане, и не их вина, что за тысячелетия в расколотом мироздании они слегка поехали кукухой.
  • Антинигилист — в первую очередь Хайделин, во вторую Воин Света/Тьмы. Финал Endwalker вообще олицетворяет столкновение нигилизма с антинигилизмом в масштабах Вселенной.
  • Апокалиптический маньяк и апокалиптический бедняжка — в Endwalker: соответственно Фанданиэль и Метейон/Певчая Конца.
  • Арка, изменившая многое — сразу несколько штук, благо сюжет дли-и-инный, но стоит отметить эпизод между Stormblood и Shadowbringers: оказывается, аскиане устраивают Катастрофы, чтобы сливать осколки (параллельные миры) с Истоком (основной мир, где происходят события игры), при этом на Истоке "всего лишь" происходит Катастрофа, а обитатели осколка гибнут без следа. И да, одним из инструментов для организации Катастроф были империи: нынешняя Гарлеанская, древняя Аллаганская и кто знает, какие ещё. Инструментом, и не более того. Все разговоры о "величии" и "славе" — шелуха.
  • Арсенал Чехова — трижды в Endwalker: сначала союзные фракции и группировки присылают отряды для экспедиции в Гарлемалд, потом все, кому мы когда-то помогли, отзываются на нашу просьбу поделиться артефактами для запуска космического корабля, и наконец, когда Воин Света остаётся один посреди абсолютного отчаяния в Ультима Туле, каждый его шаг сопровождается ободряющей репликой из прошлого, позволяющей сделать следующий.
  • Без пяти полуночная спецспособность — магия творения, которую Воин Света вспоминает из своей предыдущей инкарнации. Благодаря тому, что он не полностью возродившийся Древний, а только его осколок, можно работать с энергией динамиса, и для начала вытащить Гитлодея с Аидом из посмертия, а потом и всех своих друзей из небытия.
  • Великий фильтр — каждая инопланетная цивилизация, которую Метейон и её "сёстры" встречали на своём пути, либо была уже вымершей, либо находилась в процессе гибели. Причины в каждом конкретном случае были разные: конфликты, эпидемии, осознание неизбежности тепловой смерти Вселенной, усталость от вечной идеальной жизни и так далее. Толсто намекается на то, что как минимум в одном из миров триггером для начала мировой войны послужило прибытие самой Метейон: нация, с которой она вышла на контакт, истолковала это событие как признак своей "избранности" и попыталась завоевать другие.
  • Великолепный мерзавец — Эмет-Селк, специалист по созданию и разрушению империй, самый "цельный", харизматичный и здравомыслящий из лидеров аскиан, на истинные цели которого легко закрыть глаза, пока он элегантно и жестоко о них не напомнит. Без сильных чувств — вы ведь не ненавидите крошки, которые надо смести со стола? И наверняка искренне не понимаете, с чего бы это крошкам ненавидеть вас.
  • Вирусное превращение — Песнь Забвения вызывает этот эффект у всех жителей планеты, поддавшихся сильным негативным эмоциям: страху, гневу, отчаянию и так далее. Древние теряли контроль над своей магией, непроизвольно создавая ужасных монстров, а после Раскола разумные существа сами начали превращаться в таких. Естественно, у свидетелей одного превращения часто начиналась цепная реакция, испугаться ведь так естественно.
  • Горизонт отчаяния — Метейи свили за ним гнездо, и это даже не метафора. Осознание того, что все разумные существа в известной Вселенной или уже мертвы, или обречены на вымирание, способно мощно ударить по душевному здоровью, особенно если его обладатель по уровню развития не выше ребёнка, но знает, что поиск и контакт с инопланетянами — смысл всей его жизни. Карты сложились идеально, в результате имеем экзистенциальную угрозу вселенского же масштаба.
  • Долгоиграющий злодей — большинство аскиан, учитывая их способность переселяться из тела в тело, способны уползать раз за разом.
  • Драконы против демонов — эпизод из Третьей Астральной Эры, когда аллаганцы пытались завоевать Мерацидию, имея на своей стороне демонические полчища. И завоевали бы, если бы Аждайя из Первого Выводка не закрыла их портал изнутри. Последствия этого решения аукнутся во второй половине Endwalker.
  • Е=const vs. Неиссякаемый источник энергии — основная проблема Древних: они великолепно умели пользоваться эфиром, который, при всей своей волшебности, подчиняется законам сохранения, но из-за своей специализации даже и не предполагали о существовании динамиса, поэтому атака, основанная на нём, оказалась для них чем-то чужеродным и непостижимым. Остановить процесс удалось, только создав эфирную сущность огромной плотности, способную стабилизировать мир, ценой жизней половины его населения. Оставшиеся в живых разошлись во мнениях по поводу того, что делать дальше: то ли восстанавливать планету, принеся в жертву вторую половину жителей (а потом воскрешать погибших за счёт эфира из плодящейся флоры и фауны), то ли превозмогать и жить дальше в новом, искалеченном мире. Столкновение сторонников этих решений послужило фундаментом для мифа о Хайделин и Зодиарке.
  • Женственное Добро, мужественное Зло — опять Хайделин и Зодиарк в мифологическом каноне, пусть и только с виду. Серия вообще любит играть этот троп как прямо, так и с подвыподвертом.
  • Жуткие птички — Метейи принимают такую форму для межзвёздных путешествий. В одной чёрной птичке ничего жуткого нет, но вот огромная стая, движущаяся как единое целое...
  • Заключённое зло — Зодиарк, основная часть которого удерживается на Луне шестью печатями, а несколько осколков разбросаны по параллельным мирам. Сам по себе он не злой, просто имеет админские права от мироздания и своим существованием сдерживает Песнь Забвения. Аскиане же не знают, что Песнь продолжается, и хотят собрать своего бога воедино, а потом с его помощью вернуть всё как было в старые добрые времена, пожертвовав для этого другими разумными расами, которые, с их точки зрения, невероятно недоразвиты.
  • Злодей спешит на помощь — Эмет-Селк сначала спасает И'штолу, потерявшуюся в эфире (чтобы мы не отвлекались на неё, а действовали согласно его замыслу), а потом проворачивает тот же фокус со всем рейдом во время сражения против Элидибуса в конце Shadowbringers. В основном из жалости к старому другу: от личности Элидибуса к тому моменту мало что осталось.
  • Злодейское самопожертвование — Фанданиэль, слившись с Зодиарком и потерпев поражение от игроков, вырывает собственное сердце, чтобы ничего не мешало Песни Забвения добить мир.
    • Последний осколок Элидибуса жертвует собой, чтобы отправить нас в прошлое ради попытки узнать истину о Песни и способе её остановить.
  • Император охреневает — бедный Варис и представить не мог, что сделают с ним после смерти. Мало того, что верность граждан была использована для создания праймала (и это при том, что борьба с их призывом была частью имперской политики), так ещё и расчленённое тело послужило основой для сети магических башен.
    • Про гарлеанского праймала поподробнее. Это Анима во всём своём кошмарном великолепии. А поскольку номинальный "призыватель" на момент её зарождения был несколько недееспособен, Фанданиэль нашёл способ сконцентрировать усилия других, и вряд ли добровольно: не зря вдоль стен зала с Анимой стоят ряды капсул размером с человека, из которых праймал тянет эфир. Похожую технологию можно видеть и в меньших башнях.
  • Искусственная экосистема — Лабиринт, целая локация с замкнутым оборотом воды и имитацией солнечного света. Строилась как опытная площадка для отработки решений по колонизации других планет, если с родной придётся эвакуироваться.
    • Лопорриты на Луне тоже содержат что-то похожее, и с той же целью.
  • Киберфауна — омикронцы так копируют интересные эволюционные находки: встретили перспективный вид, сделали робо-аналог, прикинули, какие особенности можно использовать самим с поправкой на "кибер-", оригинал выпилили, ибо выживает сильнейший, goto 1.
  • Клеймо преступника — Зеноса после всех его художеств объявили "viator", эпитетом, зарезервированным для самых страшных правонарушителей в Гарлемалде, то есть практически врагом государства. Примечательно, что с латыни это слово переводится как "странник"... а теперь вспоминаем, кем был Солус, кто был его другом в мире до Раскола, складываем два и два, понимаем, что некоторые обиды держатся эпохами.
  • Кошмар головорезафеи Ил Мхега устраивают вторгшейся вражеской армии натуральный Вьетнам. Только в окрестностях даже деревьев нет, только приторно-розовый туман, в котором и своих-то не разглядеть. А потом внезапно оказывается, что большинство своих уже превращено в кучи листьев или, например, потонуло в невзрачных лужицах. И то ли этот туман глушит звуки, то ли никто даже вскрикнуть не успел.
  • Кто ж его посадит? — опять непонятно, что делать с Зеносом. Окей, мы осудили за тяжкие преступления против империи, эм, непревзойдённого воина, рыцаря крови и человека-плюс, способного менять тела как перчатки и до кучи заключившего договор с демоном. Кто его будет ловить? А никто, у нас гражданская война на дворе, нехай шатается неприкаянный, авось сам повесится со скуки.
  • Магический щелчок пальцами — фирменный способ Эмет-Селка колдовать. Фанаты шутят, что в форме рейдового босса его руки не приспособлены для щелчков, поэтому он нам и сливает. А самому выучить такой жест можно за донат, и встречается он в местах скопления игроков с завидной регулярностью.
  • Манипуляция воспоминаниями — собственно, причина того, что Песнь Забвения стала для Древних неожиданностью: всем свидетелям "срыва" Метейон стёрли память вплоть до момента встречи с ней, так что об её истинном предназначении знал только создатель, который, очевидно, хранил всё в тайне. Воин Света не смог изменить прошлое, поскольку ход событий был предопределён, но сумел вынести оттуда информацию о том, куда бежать и что делать.
  • Мёртвые земли — Ультима Туле, скопление материализованных воспоминаний Метейон о цивилизациях, которые она встречала. После прибытия Воина Света и его команды это место постепенно становится более-менее пригодным для жизни, благодаря динамису.
  • Мы зовём его "Бармен" — хорошо выдержанный твист пополам с ретконом. Возможно, в ранних дополнениях Лахабреа, Элидибус и так далее были именами аскиан, но в текущем каноне это их должности в Совете Четырнадцати. Личные имена эти ребята предпочитают греческие, фамилий или чего-то похожего не замечено.
  • Не троньте его! Он мой! — Зенос помогает нам в бою с Певчей (ну как помогает... платформу тащит), за что наконец-то получает свою сатисфакцию на дуэли с Воином Света. Вероятно, со смертельным для себя исходом, но это не точно.
  • Непокорные, несгибаемые, несломленные — соратники Воина Света эпично отыгрывают этот троп в финале сюжетной арки Endwalker, один за другим растворяясь в динамисе, чтобы открыть путь дальше.
  • Обмен теламижуткий эпизод во время приключений в Гарлемалде, когда Зенос занимает тело персонажа игрока и идёт громить лагерь экспедиционного корпуса, а Воину Света, "выселенному" в тушку простого солдата, нужно успеть предупредить союзников. Заодно можно взглянуть на гражданскую войну в империи глазами 99% её населения.
  • Планы бытия — с фитильком, потому что такую структуру имеет только Хайделин и её окрестности (как минимум, в каждом из миров есть собственная луна). Визуально это можно представить как многожильную нить, которая на каком-то участке расплетена. До и после него пространство едино, а в его пределах расходится.
    • На момент Раскола планов было четырнадцать — Исток и тринадцать Отражений. К настоящему времени часть Отражений слилась с Истоком. Остались Первое (его мы спасаем в ходе событий Shadowbringers), Четвёртое, Восьмое, Девятое и Одиннадцатое. Плюс Тринадцатое, которое капитально загажено Тьмой и к слиянию в нынешнем состоянии непригодно.
    • Ещё есть Межпространственный Разлом, который занимает измерение "между" планами. Сквозь него можно путешествовать, там же устроил свой квазивиртуальный полигон Омега.
    • Вопрос о том, куда прибудут пришельцы из дальнего космоса, остаётся открытым. Например, гости из сеттинга Nier попали на Первый, но случайно это получилось или они целились туда намеренно — до сих пор неясно.
  • По праву создателя — вторая, менее выраженная проблема Древних, которая в конечном итоге тоже вышла им боком. Во время их расцвета преобладали создатели-прагматики, новые формы жизни проектировались ими буквально в виде искусства и безжалостно отбраковывались, если обнаруживался какой-нибудь косяк. Большинство иконических монстров сеттинг FF14 объясняет именно этим. Аскиане на момент событий игры придерживаются точки зрения создателей-скептиков, потому что и сам "акт творения", то есть Раскол, был для большинства Древних недобровольным, и результаты, то есть разумные расы, получились разнообразные, но крайне блёклые. А в некоторых из них до сих пор заперты осколки душ, которые надо бы воссоединить.
    • Гермес выказывает аверсию этого тропа и относится к своему проекту как к полноценному разумному существу, в результате чего не хочет его останавливать, когда всё идёт не так. Более того, его отвращение к прагматичному подходу сограждан привело к тому, что он счёл сошедшую с ума Метейон испытанием для них, дескать, "отбракуйте-ка ЭТО".
  • Подпитка эмоциями пополам с героической силой воли — так работает динамис: желаемый (сознательно или подсознательно) эффект срабатывает, если подкреплять его достаточно сильным и продолжительным эмоциональным настроем. Движение больших концентраций эфира вносит помехи в этот процесс, поэтому до событий Endwalker влияния динамиса на мир не отмечалось. Зато в Ультима Туле, где фоновый уровень эфира чрезвычайно низок, динамис позволяет редактировать реальность: коренные "обитатели"-симулякры излучают отчаяние и безысходность, пошатнув которую, можно перекроить небольшую область по своему желанию, например, развеяв туман или построив мостик. Правда, чтобы изменение не откатилось со временем, необходимо вложить в него буквально всего себя, остаться в нём в виде души.
  • Реинкарнация — местное посмертие: душа возвращается в Эфирное Море, какое-то время полощется там, очищаясь от остатков прижизненного эфира: памяти, черт характера, следов ментальной манипуляции и так далее, а потом перерождается в новом теле. Как размножаются души — тайна, покрытая мраком, поскольку со времён Раскола население каждого из миров явно увеличилось. На всех как-то хватает. Но души Древних обладают особой силой: сохранять изначальную личность и воспоминания между реинкарнациями. Так аскиане пополняют свои ряды: находят какого-нибудь бедолагу, в котором воплотился осколок Древнего, напоминают ему, кто он на самом деле есть, и либо вербуют, либо отправляют на перерождение, авось в следующий раз будет посговорчивее.
  • Символический цветок — эльпис ("надежда" по-гречески), который Хайделин нам дарит в начале сюжета Endwalker. Он реагирует на эмоциональный фон вокруг, меняя цвет, что является первым намёком на концепцию динамиса, а его название подсказывает, где искать специалиста по этому явлению: осколок Элидибуса вспоминает, что это не "цветок эльписа", а "цветок из Эльписа", то есть из экспериментального заповедника, где Древние испытывали новые формы жизни перед тем, как выпустить их в мир.
  • Смена антагонистаЗодиарк, которого всю предыдущую игру пиарили как Самого Главного Гада, выступает в роли первого триала в дополнении. И вот он повержен, а наши неприятности только начинаются, и что хуже всего, непонятно, кто за ними теперь стоит: второй наиболее вероятный кандидат, Фанданиэль со своими башнями, тоже уже мёртв.
  • Смертный не может быть так крут — на уровне шаблонной фразы таким вопросом задаются многие боссы, но впервые эту тему поднимает Эмет-Селк, вроде бы опознавший в Воине Тьмы старого знакомого. Напрямую озвучивает троп Элидибус в постфинале Shadowbringers, когда игрок использует магию призыва, на которую способны только Древние. И действительно, как выясняется, он тоже реинкарнация одного из членов Совета — Азем, должность, которую занимают самые беспокойные и лёгкие на подъём, призванием которых являются путешествия и приключения.
  • Тем временем в логове злодея — в последних аддонах игра этим прямо злоупотребляет, вплоть до того, что за десятиминутной катсценой следует ещё одна такая же, но уже про то, что происходит "в замке у шефа". К чести сценаристов, наблюдать за событиями всё-таки интересно.
  • Тени былого величия — основная мысль Endwalker в том, что нельзя цепляться за совсем уж былое и надо оставлять что-то позади, чтобы двигаться вперёд, пусть через страдания и горе. Позиция "любые средства хороши, чтобы сделать как было" по определению проигрышная, потому что строить надо не прошлое, а будущее.
  • Украл шоу — Эмет-Селк, начиная с первой своей сцены в конце Stormblood. Поначалу кажется комичным, но уже через несколько фраз становится понятно, что это ОЧЕНЬ серьёзный товарищ. В Shadowbringers появляется перед игроком в виде неуязвимой астральной проекции, вываливает тонну экспозиции с парой твистов чисто походя, троллит партию напропалую, складывает впечатление такого себе Великого Газуу или, если угодно, диснеевского джинна, который может всё или почти всё, но по какой-то причине предпочитает тусоваться с героями. А в кульминационный момент так же походя обламывает хитрый план по спасению Воина Света от уготованной ему участи и вежливо напоминает, что он всё же антагонист. Тут бы и героическая сила воли не помогла, если бы не очередное чеховское ружьё, висевшее на стене с позапрошлого аддона. В финальном бою активно грызёт реквизит, позже, будучи вроде как мёртвым, помогает нам победить ещё одного босса и не упускает шанса подколоть того напоследок, ни слова не произнося. Неудивительно, что фанаты скандировали "МОАР!" и в Endwalker нам таки дали моар в виде Эмет-Селка из прошлого, ещё не повидавшего некоторого дерьма, но уже знатного козла с не шибко замаскированным золотым сердцем.
  • Участь хуже смерти — превращение в богомерзость под действием Песни Забвения. Хуже смерти это, во-первых, из-за того, что смерть предполагает перерождение, а души поглощённых Песнью заточаются внутри мёртвого солнца и изымаются из цикла. Во-вторых, побочные задания указывают на то, что у превращённого сохраняется толика личности, которой хватает как раз на то, чтобы кое-как осознавать, что с ним происходит, но не более того, бесконечно испытывая ту негативную эмоцию, которая послужила триггером для превращения.
  • Учёный и политик — руководство Старого Шарлаяна представляет собой такую смесь бульдога с носорогом, сиречь учёного совета с парламентом. Как и ожидалось, его работа забюрократизирована по самое не могу. С другой стороны, если уж они какой-то проект утвердили, то копают на полный штык — ни один из прочих городов-государств не может похвастаться собственной замкнутой экосистемой или космической программой.
  • Ушёл достойно — Эмет-Селк в конце концов принимает и то, что Воин Света является переродившимся Аземом, и поражение от руки старого друга, и свою неправоту. Единственное, о чём он просит, — помнить о нём и о Древних в целом.
    • Субверсия с Фанданиэлем: поначалу кажется, что он уходит достойно, бросаясь в кратер Зодиарка с улыбкой на лице, но вскоре оказывается, что и умирать он пока не намерен, и козыри в рукаве у него ещё есть.
    • Зенос после поединка с Воином Света впервые за долгое время испытывает чувство глубокого удовлетворения. С таким и умереть не жалко.

(link)

Кулак полярной картошки
  • Финальный бой врукопашную — эпическая катсцена, где Зенос огребает люлей, и ладно бы от противника своей весовой категории.
  • Четыре формы любви — трое из четырёх высших пожирателей греха, которых необходимо победить по сюжету Shadowbringers, названы в честь тропа и, если подумать, извращают концепцию соответствующей формы:
    • Филия — прожорливая человекоподобная тварь в обрывках цепей, засевшая в опустошённой деревне. Видимо, близкие пытались сдержать её, когда началось превращение, но не получилось.
    • Эрос — химера из нескольких слившихся вместе животных, обитает в джунглях. Не исключено, что заражение Светом пришлось на брачный сезон.
    • Сторге — существо, напоминающее ветхозаветного ангела: белый диск в окружении крыльев. Ни понимания, ни сострадания к окружающим не выказывает, поскольку сидит в одиночестве посреди подземной пещеры и к гостям применяет атаки, названные в честь пыточных орудий.
    • Титания выбивается из категоризации, но концепция агапэ как самопожертвования к нему/ней подходит: правитель вышел против угрозы для своего народа, даже зная, чем в конце концов это может обернуться. Полного перерождения в пожирателя не произошло, но личность поменялась радикально, и больше любви к кому бы то ни было ждать не приходится.
  • Чувствительный парень и брутальный мужик — Гитлодей и Аид, два кандидата на пост последнего Эмет-Селка. Физически не так сильно различаются (у Древних вообще атлетизм был не в чести), но по профессиональным качествам стопроцентное попадание. Бисёнена с розовой косичкой Гитлодея номинировали за непревзойдённую остроту эфирного восприятия, он первым замечает в Воине Света следы Азема, и даже его копия, созданная спустя тысячи лет, сохраняет эту способность. Беловолосый козёл Аид способен горы свернуть, а потом снова их воздвигнуть и снова свернуть — ради поисков закатившегося в какую-нибудь расщелину колечка, если, конечно, кто-нибудь не укажет ему место более точно.
  • Я — это ты — Ардберт, изначально появившийся во второй половине Heavensward как лидер Воинов Тьмы, является ещё одним осколком Азема, переродившимся в Первом отражении. После того, как потоп Света удалось остановить, скитается бесплотным призраком, и только Воин Света может его видеть. Сливается с Воином Света в кульминационный момент, давая тому силы противостоять Эмет-Селку и не превратиться в пожирателя греха.