Изменение реальности

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Reality Warper. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Сделать бывшее — небывшим, а небывшее — бывшим. »
— Элеонора Раткевич, «Джет из Джетевена»

Изменение реальности — одна из наиболее могущественных сверхспособностей. Как понятно из названия, позволяет управлять самой реальностью, одним лишь усилием воли меняя мир вокруг — в большей или меньшей степени. Нередко персонажи с такой способностью становятся виновниками неких глобальных катаклизмов или очень значимых событий, которые могут затрагивать порою не только целые планеты, а целые вселенные, или даже мультивселенные.

Проявляться изменение реальности может по-разному — от изменения окружающей обстановки и управления действиями персонажей и вероятностями различных последующих событий, до объединения/разъединения вселенных, создания альтернативных миров и временных линий и управления базовыми законами мироздания.

Важно помнить, что изменение реальности, как способность — это не путешествие во времени ради создания нужного временного парадокса и не обычное взаимодействие с окружающими объектами. Персонаж, изменяющий реальность, не нуждается в путешествии через время или физическом контакте с изменяемыми объектами. Впрочем, наиболее глобальные примеры изменения реальности, как правило, невозможно или практически невозможно совершить путем путешествий во времени или же обычного физического взаимодействия.

Частные случаи — Кнопка сброса, Всесильная бюрократия, Творчество меняет реальность.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Технически говоря, все боги-творцы могут изменять реальность. А порой — и не только творцы, но и боги разрядом поменьше. Объемы изменений, соответственно, тоже ниже.
  • Таинство покаяния понимается в православии именно как это самое. Есть православные предания о том, как бесы, ищущие в своих документах грехи, за которые человек должен был отправиться в ад, не находили их, потому что грешник в этих грехах раскаялся (то есть от души хочет не иметь с ними ничего общего) и считается фактически новым человеком. Nota bene: корреляция с процедурой церковной исповеди непрямая, хотя подразумевается, что в идеале должна бы быть… но таинство покаяния было установлено намного позже основания христианской церкви.
    • Таинство крещения тоже смывает все грехи, совершённые до крещения. А таинство соборования — все забытые грехи или (здесь мнения расходятся) те, которые привели к той болезни, при которой соборуются.
    • Вообще в православной церкви (и в католической тоже) семь таинств, и в каждом из них происходит изменение реальности. По взаимодействию священника, совершающего таинство, и Самого Бога.
      • Причем тут вообще реальность? Грех человеку списывают. Но факт греха никуда не исчезает. Убитый остается убитым, изнасилованная - изнасилованной. Что за ересь вы тут развели?
    • Изменением реальности также можно считать пострижение в монахи и освящение воды (либо того, что освящается святой водой).
      • В случае монашества изменяется скорее личность, а не реальность.

Литература[править]

  • Братья Стругацкие, «Сказка о Тройке» — Большая Круглая Печать, с помощью которой утверждаются решения, делает постановления неоспоримой реальностью. Так, когда ТПРУНЯ принимает решение о вредоносности комариного болота, она объявляет его трансцендентным, иррациональным и следовательно — несуществующим, и болото исчезает с карты, т. е. из отражённой реальности.
    • Макс Фрай, «Тихий Город» — аналогичный девайс, причём как бы не в качестве пасхалки. Впрочем, протагонист и без него способен менять реальность: «рано или поздно, так или иначе», но желаемое Вершителем случается. Чаще, конечно, поздно и иначе, но тут уж сэр Макс сам себе злой джинн.
  • А вдруг и в реальности такое случается, чем чёрт не шутит.
  • Элеонора Раткевич:
    • Цикл «Деревянный меч» — уничтожив врага в мире песен и памяти, можно полностью убрать его из истории мира, которая радикально изменится.
    • «Джет из Джетевена» — см. эпиграф.
  • В шутку использовано в романе Шекли «Варианты выбора» (Options). Один герой покупает на распродаже «изменитель реальности» за 9.95 долларов — не то чтобы ему это было нужно, но дёшево же! Они с другом активируют изменитель реальности, но не замечают никаких изменений… а вот читатель замечает, что вместо одного из них появился другой человек.
  • Сергей Лукьяненко, «Недотёпа» — в финале Трикс Солье неосознанно изменяет реальность, «отменяя» гибель своих родителей.
  • Марина и Сергей Дяченко, «Трон» — героиня попадает в сиротский приют с секретом, где девочки изменяют реальность… играя в «Я знаю пять имён».
    • А также «Vita Nostra» — в Институте специальных технологий как раз этому и учат. Правда, если плохо учишься, последствия будут печальными.
  • Ричард А. Кнаак, «Diablo: Война Греха» — нефалемы, предки людей и потомки ангелов и демонов (вернее, оных из фракции отступников, созданной Инарием и Лилит, которым надоела бесконечная война между Адом и Небесами), могли силой мысли изменить реальность. Это наглядно продемонстрировал Ульдиссиан, стерев из реальности могущественного демона Люциона (сына Мефисто, верховного демона из Изначального Зла), просто представив, что его нет. Да, просто так — «Тебя нет, ты ничто!», и Люцион исчез из всего мироздания.
  • Филип Дик:
    • «Убик» — Пат Конли появляется как персонаж, имеющий дар к прорицанию, но немногим позже выясняется, что она не просто пророчит будущее, а изменяет реальность так, чтобы предсказанные ею события сбылись.
    • «Золотой человек» — по мнению исследователей, заглавный персонаж то ли обладает сверхчеловеческой скоростью реакции, то ли модифицирует реальность… А он всего лишь воспринимает время в обратном порядке: помнит будущее, не имея ни малейшего представления о прошлом.
  • Стивен Кинг же. "Всемогущий текст-процессор".
  • Нил Стивенсон, «Анафем». Чем заняться, если у тебя и окружающих есть по балахону, по поясу и по мячу — и вы отгорожены от прочего мира на 1000 лет? В основном теоретическими изысканиями. И тысячелетники нашли-таки способ непосредственно менять прошлое и тем самым пускать настоящее по другой магистральной линии…. Именно так фраа Джад и избавился от корабля пришельцев.
  • Метавселенная Рудазова — более реальные существа могут прямо контролировать объекты с заметно меньшей реальностью. Призрак может так воздействовать на сны, человек на призрака, бессмертный на человека. Можно развивать духовную силу или насосаться силы демонической, чтобы расширить свои возможности на этом поприще, ну а богам и вовсе закон не писан.
  • Евгений Лукин, «Не верь глазам своим». Когда за дело изменения реальности берётся, причём неосознанно, третьесортный художник-авангардист, ничем хорошим для окружающих это не кончится. К счастью, простой удар кулаком позволяет вернуть всё назад.
  • «В финале Джон умрёт» Дэвида Вонга и его продолжения пропитаны этим насквозь.
  • Надежда Попова, «Тьма века сего» — самозваный Антихрист намерен стереть из истории, ни много ни мало, рождение Христа, уничтожив соответствующую ветвь Древа Миров. Его останавливают, но повредить ветвь он успел. В финале герои задаются вопросом: может быть, прошлое всё же изменилось, а они просто не могут этого заметить, поскольку их память изменилась вместе с ним?
  • Грег Иган, «Темные целые» — вся книга как раз про это, меняются базовые законы математики. Достаточно иметь компьютер и мозги и вы можете попробовать уничтожить мир. Не свой. Вот только с той стороны могут ответить аналогично.
  • в цикле Дэвида Бринна «Возвышение» есть две расы существ с особыми способностями — одни восхваляют и любят реальность и транслируют эту любовь (в космосе это позволяет быстрее путешествовать, ведь пространство лучше подчиняется, менее искривляется), другая ненавидит и отрицает — и в книге показано частное последствие: транслируя ненависть и отрицание к окружающей болотной местности, существо создает вокруг себя твердую поверхность.

Фанфики[править]

  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления»: Гарри обнаруживает, что Прыский чай, который за копейки можно купить на платформе 9 3/4, способен могущественным образом менять реальность. Субверсия. На самом деле его хочется выпить только в определённый момент, что создает иллюзию того, что последующее событие вызывается его питьём. Как и в каноне Роулинг, здесь не появляются альтернативные ветви реальности, даже если использовать Маховик времени. Хорошо, он не меняет реальность, но мнению автора правки, это вызывает другую проблему. Налицо предопределенность происходящего, ведь всего лишь некий несерьезный по форме и легко доступный артефакт способен его предсказать хотя бы и в таком ограниченном виде, как выявление заранее момента, который подействует на человека как особо смешной или ошарашивающий. Это так легко и обыкновенно для мира Роулинг-Юдковского? Тогда почему не наладить предсказания (в том числе артефактами) на поток? И как тогда он заставляет действовать определенным образом (выпивать чай в нужный момент) даже опытных и умных магов незаметно для них? Это тоже так легко и обыкновенно? Тогда почему бы артефактами не заставлять их делать что-то другое? Явная сюжетная дыра. Вряд ли при наличии такой возможности ее бы не использовали. Но идем дальше. Как можно было произвести такой артефакт, который предопределяет будущее? А именно, его изобретение тоже заранее предопределено, и автор знал, что он этот чай изобретет, ведь для создания такого чая надо серьезно разбираться в предсказаниях? Допустим, что нет, и это был свободный выбор, тогда сам его создатель придумал чай не потому, что должен был. Значит он неподвластен предопределению, его воздействие на реальность определяется им самим? Тогда не сам Прыский чай меняет реальность, а его создатель. Ведь его действия по изобретению чая в реальности не были прописаны, а он их туда вписал. Или были прописаны иначе, а он их изменил.
    • Но Атлантида действительно погибла в магической катастрофе, стёршей её из реальности. Кроме того, зеркало Еиналеж — незавершённый прибор атлантов для защиты своей реальности и исполнения желаний с полным сохранением её безопасности.
  • Александр Щеголев, роман «Иван Жилин» (он же роман «Львиная охота», он же повесть «Пик Жилина») — «официальный» фанфик по «Хищным вещам века» Стругацких. В ХВВ секретные службы в лице Ивана Жилина сотоварищи гонялись за неким электронным наркотиком, именуемым «слег», и нашли его. В данном произведении тот же Иван, постаревший на 10 лет и уже не являющийся агентом спецслужб, в частном порядке охотится за неким «суперслегом». Суперслег этот, как выясняется по ходы действия, является существующим в единственном экземпляре продуктом сверхцивилизации Странников, и сабжем — при определённых условиях он воплощает в реальность мечты и фантазии человека, им владеющего. В подлинную реальность, а не в глюки в ванной. Многие пытались с его помощью устроить рай на земле, но ничего не получалось — фантазии были слишком приземлённые да непоследовательные. Но когда за дело взялся Жилин, его волей и его фантазиями в реальность воплотился Мир Полудня. Весь.

Кино[править]

  • «Тёмный город» — весь об этом, причём сразу несколькими способами.
  • Фильм «Изменяющие реальность» по Филипу Дику.

Телесериалы[править]

  • «Девять неизвестных» — изменение реальности способен совершить любой человек, в руках которого находится Великий Уравнитель. Но есть нюанс: половина изменения будет тем, чего пожелал от волшебного черепа его хозяин, а вторую половину он выстроит сам, в порядке компенсации. В итоге большинство пользователей не очень-то довольны тем, что вышло.

Мультфильмы[править]

  • «Шрек навсегда» — именно это замутил коварный Румпельштильцхен. Разумеется, в свою пользу. Но фиг бы у него это получилось без глупости Шрека

Комиксы[править]

  • Один из наиболее ярких и очевидных примеров — Алая Ведьма, персонаж издательства Marvel Comics. Она в какой-то момент потеряла контроль над своими силами, что привело, сначала, к роспуску Мстителей, гибели некоторых из них, а затем — к глобальному событию «День М», во время которого вся история была переписана, а мутанты, во главе с Магнето, стали доминирующим видом.
  • В DC comics одним из наиболее могущественных пользователей способности был Спектр, наделенный этой способностью по воле Господа этой вселенной, как и рядом других особых возможностей.
    • Импы из все той же вселенной DC Comics представляют собой целую расу существ, способных изменять реальность практически в неограниченном масштабе. Некоторые из них, например Бэт-Майт и Мистер Мксизптлк используют свои способности для собственного развлечения, и троллинга своих жертв.
    • Морфей из серии комиксов «Sandman». В плане влияния реальность он превосходит остальных Вечных, а его могущество позволяет изменять всю историю Земли практически с начала ее существования.
      • сам Морфей практически ничего не меняет, но даёт вопрошающим ключ к изменению реальности.
  • Кубик (живое воплощение Космического Куба в виде девочки) может изменить реальность — в том числе переписать историю. Это только небольшая часть ее способностей. Самый сильный пример: по просьбе Красного Черепа она переписала историю Капитана Америки, таким образом, что он всю свою жизнь был на стороне Гидры, и их тайным агентом под прикрытием (правда, позднее в комиксах оказывается, что все не так просто).
  • Некоторым образом меняет реальность и Флэш — за счет путешествия во времени, или просто обращения времени вспять при попытке обогнать скорость света, возвращается и меняет прошлое.

Аниме и манга[править]

  • Произведения о Харухи Судзумии, в частности аниме «Меланхолия Харухи Судзумии». Харухи неслабенько так умеет менять реальность, и даже чуть не создала новую, с очень неопределёнными последствиями для старой. Особую забавность добавляет, что сама она постоянно ищет вокруг сверхъестественное, создаёт его незаметно для себя, а потом умудряется не найти. Ну а остальные герои только тем и заняты, что разгребают последствия изменений. Кроме того, в "Исчезновение Харухи Судзумии" реальность меняет Юки Нагато.
  • Bleach — штернриттер V (The Visionary — фантазёр) Гремми Тумо имеет способность воплощать свои фантазии в реальность. Один из сильнейших штернриттеров в Ванденрейхе. Способен создавать всё, от огромного метеорита до новых штернриттеров и воспроизведения самого себя.
    • Более узкая и полезная специализация у Иноуэ Орихимэ: её исцеляющие способности, по словам Айдзэна, состоят в отрицании самой реальности, поэтому она может восстановить практически всё — от потерянной конечности до сожжённой половины тела.
    • Цукисима манипулирует реальностью и памятью с помощью своего Полного подчинения. Его способность — помещать себя в прошлое объекта, которого он коснулся мечом, а любимый приёмчик — сделать себя другом и благодетелем жертвы. Против Бякуи не сработало — во имя долга тот способен грохнуть любого, даже благодетеля. Цукисима был неприятно удивлён.
    • Сам Яхве способен не только видеть, но и переписывать будущее.
    • Также есть некоторые заклинания, которые позволяют «замораживать» время и телепортировать кусок пространства в другое место. Но их использование запрещено.
  • Некоторые персонажи вселенной Fate/Stay Night владеют этой способностью в той или иной степени. Там это называется Reality Marble — способность превращать кусочек нашей вселенной в иную реальность, в которой действуют правила мага.
  • Последствия повышений до богов Мадоки, а затем Хомуры
    • До этого в спиноффе Puella Magi Suzune Magica выяснилось, что с помощью контракта можно вычёркивать людей из истории. ВЫЧЁРКИВАТЬ ЛЮДЕЙ ИЗ ИСТОРИИ, КАРЛ!
  • Osananajimi wa Onnanoko ni Naare («Мой друг детства обязан стать девушкой») — королева фей. Меняет реальность так, что все абсолютно уверены, что главный герой всегда был женского пола — меняются и комната, и вещи, и фотографии, и все вокруг. Впрочем, мелкие несостыковки остаются (почему у Шиори e-mail содержит имя Иори, почему Шиори сказала своей же маме «Шуу-кун разрешил мне встречаться с ним», будто чужая), что обуславливает откат в исходное состояние.
  • JoJo's Bizarre Adventure — главный злодей 6-й части манги в какой-то момент получил способность перезапускать вселенную, чем и воспользовался. 7-й и 8-й частями, события которых происходят в перезагруженной вселенной, герои обязаны именно ему.
    • На самом деле способность его чуть сложнее, а вселенная 7-й и 8-й частей с предыдущими никак не связана.
  • Medaka Box — не один герой славится этим в той или иной степени.
    • Художник из 12 серии 2 сезона мог свободно перекрашивать реальность. Более того, синие пятна на коже сознание противника фиксировало как синяки и само себе наносил иллюзорный, но урон — так, например, погиб Кумагава Мисоги.
    • Мисоги Кумагава — король тропа. Его способность «Всё ложь» (All Fiction) может обратить в ничто ВСЁ, включая саму реальность — Кумагава может получить тяжелейшие травмы и тут же встать свежим с прежней улыбкой на лице, превратив их в ничто, а может обратить в ничто и оружие, и здания, и чувства соперника (и вот их он восстановить не может). Есть, правда, одна неприятная особенность — после каждой смерти Кумагава возвращается в класс, где его уже ждет Аджиму Наджими, истинная главная злодейка. И да, даже так Кумагава умудряется проигрывать ВСЕГДА (другое дело, что даже проигрыш он обращает себе на пользу).
  • Naze Boku no Sekai wo Daremo Oboeteinai no ka? — завязка сюжета. В результате внезапного изменения реальности победа людей в войне за господство на Земле обернулась поражением, герой Сид исчез вовсе, главный герой, простой паренек Кай единственный сохранил память о том варианте истории, но его никто не помнит. Теперь его цель — найти устроившего все это и заставить вернуть назад.

Видеоигры[править]

  • Элизабет из игры BioShock Infinite обладает не только способностью к перемещению между реальностями, но еще может и сращивать их со всеми вытекающими из этого последствиями.
  • Undertale.
  • Капрал Симона Коул из Clive Barker's Jericho попала в ВОД именно благодаря этой способности.
  • Серия The Elder Scrolls. Особенно заметно во второй и третьей частях:
    • TES II: Daggerfall — появление в концовке игры события под названием «Прорыв Дракона» или «Деформация Запада». Борьба за контроль над очень мощным камнем душ — Мантеллой (использовался как источник энергии для ОБЧР-бога) привела к тому, что произошли СРАЗУ ВСЕ возможные результаты этого события. А именно: орки были признаны гражданами Империи, три королевства поделили всю область залива между собой, Маннимарко стал богом, Подземный король воссоединился со своей душой и умер.
    • TES III: Morrowind — конечно же состояние ЧИМ. Любой, кто постиг его, становится живым богом. В предыстории игры Трибунал убил Неревара, но Вивек изменил реальность так, что этого не было, однако при этом оставил в своих же проповедях намёки на истинную версию событий.
    • В лоре упоминался ещё как минимум один Прорыв Дракона, также имеющий название «Срединный Рассвет». Произошёл он из-за группы фанатиков, известной как «Избранники Марукати». Их целью было «очистить» имперского бога Акатоша от аспектов эльфийского бога Аури-Эля. С этой целью они пытались перестроить вселенную и, судя по всему, достигли своей цели.
  • Dota 2 — Скитскурр, он же Weaver, является одним из множества ткачей мироздания, которые занимаются тем, что не дают реальности развалиться, постоянно латая ткань реальности. Конкретно Скитскурр был недоволен таким положением дел и попытался творить сам, но был замечен собратьями и отрезан от общего полотна. Казалось бы, на этом его история и могла бы закончится, но Вивер, по сути, оказался в нашем мире, со всеми необходимыми ресурсами для творчества. Осталась лишь малость: разорвать наш мир по швам.
  • Enderal. Вся магия в сеттинге — чистый сабж. В общих чертах чародейство работает так: маг, желающий, например, зажечь свечу, заглядывает в множество параллельных реальностей, ищет ту, где свеча горит и проецирует это в свою реальность. Свеча — самый простой пример, более опытные и одаренные чародеи способны творить и не такое.
  • JOJO's Bizarre Adventure : Eyes of Heaven- собственно Дио, вознесенный на Небеса так умеет.

Серия игр F.E.A.R. - Вся сюжетная линия игр повествует о буйном призраке девочки-экстрасенса которой по силам воплощать свои кошмары в жизнь, срывать с людей плоть усилием воли и насылать галлюцинации пока это не достигает своего Апогея в третьей части

Визуальные романы[править]

  • Little Busters! — Кёске имеет полный контроль над миром, который он создал. Правда, он применяет свои силы в основном в мелочах, но кое-где эффект от его воздействия очевиден настолько, что ничего не знающий об устройстве мира Рики всерьёз начинает задаваться вопросом, насколько влиятелен его друг.
  • Never 7: The End of Infinity — третья и самая главная особенность синдрома Curé позволяет человеку превращать свои желания (или ложь, внушённую ему другими людьми) в реальность.
  • Remember 11: The Age of Infinity: Изменение реальности произошло ещё во флэшбэке из пролога игры, когда игрок убил личность Саяки, перепутав ту с Кэйко.
  • Chaos;Head/ChäoS;Child — эта способность есть у гигаломаньяков, вокруг которых крутится весь сюжет. Они могут загружать свои фантазии в реальность.

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons — ультимативная способность псионика последнего уровня. Аналог желания у магика и чуда у клирика.
  • Mage: The Ascension — линейка Мира Тьмы, идея которой и заключается в изменении реальности магами, сопротивляющихся неверию обычных смертных в возможность этого.
  • Warhammer 40,000 — влияние Варпа банально попирает законы физики, и то пока граница миров достаточно тонкая, а вот К’Тан согласно последней версии лора могли их придумывать.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation — объектам класса «Таумиэль» уметь это по канону положено. Да и среди кетеров таких хватает.
    • Один из трёх легендарных докторов, Альто Клеф, в бытность свою агентом Глобальной Оккультной Коалиции (позывной «Укулеле») специализировался именно на устранении живых существ, способных изменять реальность. Послужной список — больше ста целей. Даже работая на Фонд, он то и дело устраняет тот или иной живой объект с такими возможностями, причём зачастую даже без приказа сверху — кажется, ему это просто нравится. Самому Клефу тоже эту способность приписывают, но он-то ей как раз не обладает.
    • Из менее опасных — SCP-343, «Бог».
    • Классическая магия, используемая Синим типом — это тоже пример изменения реальности.
    • Скульпторы Реальности. Просто Скульпторы Реальности. О них достаточно сказать, что Фонд, который готов бережно содержать в целости и сохранности даже самые опасные объекты класса Кетер, уничтожает «скульпторов» без лишних разговоров.
  • Андивионский Научный Альянс использует для этого множество самых разных методик — от необычных законов природы и переписывания физики до применения других ярусов реальности и вмешательства в аксиоматику. В быту и промышленности с этим лучше справляются специальные механизмы, однако самые интересные и масштабные явления требуют участия живого разума.

Прочее[править]

  • Мышь Эйнштейна в квантовой физике — способна переделать весь мир, просто посмотрев на него.
    • А вот кот Шрёдингера съел эту мышку, заявив о том, что реальность поменять нельзя; просто перед наблюдателем открывается одна из возможных его вариаций.
  • Концепция биоцентрической Вселенной, в соответствии с которой именно разумная жизнь самим фактом своего зарождения создала Вселенную такой, какая она есть сейчас.

См. также[править]

  • Желание — схожая магическая способность, ограниченная, однако, словесной формулировкой. Скомандуешь «Ну, мне того-этого, типа» — ничего не получишь, даже если чётко представляешь, что такое «того-этого».