Антинигилист
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Anti-Nihilist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Короче, Склихосовский! Персонаж вершит добро и справедливость по принципу «А почему бы и нет?». |
« | „Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его!“ — Жан-Поль Сартр |
» |
— Рахель Торпусман |
Обычно анти-нигилист, экзистенциалист или оптимистический нигилист это тот, кто решает быть добрым, отважным, заботливым, любящим и/или сострадательным ровно по тем же причинам, по которым Ницшеанец-самоучка является пессимистичным социал-дарвинистом, а то и апокалиптическим маньяком.
Этот персонаж следует чему-то вроде этого: «Не зацикливайся на боли. Не бойся потерь. Не ожидай счастья. Прими реальность такой, какой она является. Наслаждайся добром. Переноси страдания. Не раздувай слона из мухи. Будь бескорыстным и добрым, не ожидая награды. Мы все в конце концов станем грудой праха, так почему бы перед этим не сделать друг другу хорошо?»
Если пессимистичный нигилист предается ангсту из-за того, что «жизнь коротка, мы все умрём, и мы не сможем с этим ничего сделать, так что мы можем начинать убивать друг друга прямо сейчас!», то этот персонаж больше склоняется к версии «жизнь коротка, мы все умрём, и мы не сможем с этим ничего сделать, так почему бы… не сделать жизнь друг другу приятней? Ибо единственное, что имеет смысл, это дать другим людям понять, что лично ты, %username%, заботитесь и беспокоитесь о них, потому что то, кем вы являетесь, что имеете или можете сделать в конце концов не будет иметь никакого смысла». В крайнем случае, внешне он может поддаваться ангсту, но внутренний стержень его всё равно не даст свернуть с избранного пути и позволяет сохранить внутреннее благородство. Анти-нигилист — это тот, кто осознаёт, насколько безразличен мир, и понимая это находит смысл в чём-то, потому что они понимают насколько бессмысленна, бесцельна и пустая жизнь, если у вас его нет.
Судьба? Предназначение? Предначертание? Предопределение? Ха-ха! Ерунда на постном масле! В конце концов, даже если бы всё это было так и будущее действительно высечено на камне, то они всё равно планируют поступать именно по плану, так что к чему все эти рассуждения? С другой стороны, это же может сделать их иммунными к самосбывающемся пророчествам.
Часто по совместительству является рыцарем в ржавых доспехах, когда тот делает добро не потому, что верит, что может изменить мир к лучшему, а просто потому, что это правильно.
Антинигилизма придерживаются все без исключения франкмасоны. У 30 градуса посвящения Шотландского ритуала (Рыцарь Кадош) — даже девиз соответствующий.
Замечание: не имеет никакого отношения к нигилистам типа Базарова.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Царь Соломон, каким он предстаёт в Книге Экклезиаста. И это пройдёт!
Литература[править]
- Как ни странно, Лавкрафт. Да, вселенная в его историях чужда и равнодушна, а будущее предопределено, и на смену людям так или иначе придут разумные жуки (пауки, а вернее — грибы, похожие на членистоногих) и хтонические боги — но это не повод сложить лапки и покорно идти на дно.
- Братья Стругацкие:
- «Улитка на склоне» — Кандид. «Закономерности не бывают плохими или хорошими, они вне морали. Но я-то не вне морали! Плевать мне на то, что Колченог — это камешек в жерновах ихнего прогресса. Я сделаю все, чтобы на этом камешке жернова затормозили».
- «Хищные вещи века» — Иван рассуждал примерно так же. «Я не уеду отсюда, пока мне позволяет закон об иммиграции. А когда он перестанет позволять, я его нарушу».
- «Плоский Мир» — многие персонажи, особенно в тех, где затрагивается тема смерти или фигурирует Ваймс, который отражает реальное мнение автора.
- «Автостопом по Галактике» — сам сюжет первой книги говорит именно об этом. «42» это якобы ответ на смысл жизни и тому прочее, но сам Адамс выбрал абсолютно случайное число, просто чтобы ответ был столь абсурдным, чтобы даже читатели рассмеялись. Точно так же и персонажи в итоге приходят к выводу, что сама вселенная устроена бессмысленно и глупо, как и ответ на вопрос.
- «Властелин Колец» — Гэндальф: «Неминуемо явится в мир иное зло, может статься, еще большее: ведь Саурон всего лишь прислужник, предуготовитель. Но это уж не наша забота: мы не призваны улучшать мир и в ответе лишь за то время, в которое нам довелось жить, — нам должно выпалывать зловредные сорняки и оставить потомкам чистые пахотные поля. Оставить им в наследство хорошую погоду мы не можем».
- Гарри Дрезден. Как бы жизнь не била его под дых с носка и сколько бы не заняло отдышаться, но в конце концов он встаёт и идёт отгонять пинками, магией и пистолетом разных чудищ от простых смертных — потому что «должен же кто-то этим заниматься», а его вера в то, что магия должна творить только добро, сильна настолько, что светом своего амулета-пентаграммы он может испепелять вампиров. И редкие моменты счастья с друзьями и любимыми он умеет ценить, как никто другой.
- «Стальная Крыса» или «Крыса из нержавеющей стали» Гарри Гаррисона — собственно протагонист Джим диГриз. Профессиональный преступник, циник и атеист до мозга костей, он с самого начала положил себе строгий запрет на убийство. Жизнь человека — краткая вспышка во тьме, продолжения ей не будет и не следует её пресекать раньше времени.
- Мо Сян Тунсю, «Благословение небожителей» — главный герой, Се Лянь, прошедший путь сверху вниз туда и обратно по нескольку раз, в итоге приходит к этой философии.
- Остин Гроссман, «Скоро я стану неуязвим» — зигзаг. Доктор Невозможный сразился в сотне битв и проиграл их все до одной, много раз терял всё, прекрасно осознаёт бессмысленность своей борьбы, но никогда не сдаётся, всегда поднимается, отряхивается и начинает заново. Единственная проблема в том, что он злодей-протагонист и стереотипный комиксовый сумасшедший гений, который стремится захватить мир.
Фанфики[править]
- «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — сам Гарри. Он знает, что не существует Бога, и во Вселенной нет смысла, но решает… сам стать таковым и оптимизировать её. Это также фундаментальное различие между ним и Волдемортом. Если тот, осознав это, решает «Почему бы не быть злым?», то Гарри — «Почему бы не быть хорошим?».
« | В законах Природы нет справедливости, директор. Нет понятия «честь» в уравнениях движения. Вселенная не добрая и не злая, ей просто всё равно. Звёздам всё равно, и солнцу, и небу. Но это не важно! Нам не всё равно! В мире есть свет, и этот свет — мы! | » |
— Гарри |
- «Fallout: Equestria» — позиция главной героини и всего произведения в целом. Пустошь — место, где принцессы Селестия и Луна были уничтожены, а оставленные без присмотра небеса «одичали» (и вообще, большую часть времени их вовсе не видно). Герои могли многократно убедиться в отсутствии каких-либо благих божественных сил (а Литлпип — ещё и похоронить кости обеих богинь). Равно как и насмотреться на неблагие «божественные» силы в лице, собственно, Богини и стремящегося к такой же судьбе Красного Глаза. А ещё в произведении есть, похоже, настоящие боги — и это Звёзды, холодные небесные существа, чьё присутствие вызывает безумие и искажает природу, а основное развлечение Звёзд — стравливать пони друг с другом и временами подбрасывать им оружие покруче. И тем не менее, герои не только не отчаиваются, но целенаправленно стремятся изменить этот враждебный мир к лучшему.
Кино[править]
- «Амели» — главная героиня, педаль в пол.
- «Мстители: Эра Альтрона» — Вижн пришел к тому же выводу, что и Альтрон: человечество обречено. Но…
« | — Люди — странный народ. Для них порядок и хаос — противоположности. Они тщатся объять необъятное. Но их порывы благородны, а этого ты не заметил. — Они обречены… — Да, но даже их недолговечность прекрасна. Для меня честь — быть с ними. |
» |
— Вижн объясняет Альтрону, в чём была его ошибка. |
- «Мио, мой Мио» — рыцарь Като объясняет герою, что если даже тот его убьет, то все равно потом придет новый злодей, и еще, и еще. Мио отвечает, что тогда появится и новый герой, чтоб бороться.
- «Чудо-Женщина» — несмотря на все художества людей во времена Первой Мировой, принцесса-супергероиня Диана, она же Чудо-Женщина, заступилась за них и спасла человечество от уничтожения богом войны Аресом.
- «Довод» — Нил. Знает что будущее предопределено и он в конце умрет, но так как мир будет существовать еще долго, то это того стоит.
Телесериалы[править]
- «Светлячок» (2002) — Мэл боролся в войне против правительства за свободу. Он проиграл и смирился с этим. Но всё же отказывается становиться рабом или бандитом, даже если все вокруг намерены вынудить его кому-то подчиниться или действовать против своих принципов, чтобы выжить, он остаётся капитаном Малькольмом Рейнольдсом.
- «Касл» (2009) — Кейт в конце серии про замороженную в криостате отрубленную голову высказалась в таком духе.
- «Вавилон 5» — рейнджер Маркус, который своими взглядами откровенно раздражает строгих военных.
- Star Trek — неотъемлемая часть мира, вся Федерация, — или по крайней мере Земля, — населена именно таковыми. Так как нет нужды, то нет и никакого смысла в накоплении. Так как они переросли глупые суеверия, то и в отношении к религии тоже нет никакого смысла. И поскольку во Вселенной достаточно места, то нет никакого смысла в том, чтобы воевать или покорять других. Жизнь нацелена на личные достижения или счастье. Они просто выходят на улицу и идут к своей цели, будь то исследование Галактики или основание фермерской колонии.
- «Доктор Кто» — особенно двенадцатый Доктор. К тому времени, как он появился, он уже успел пережить жесточайшие войны, все виды мучений, которым может подвергнуться бессмертный, у которого нет поддержки семьи или друзей, чьи люди-помощники один за другим уходят так или иначе — но он всё ещё продолжает путешествовать по Вселенной, помогая другим.
- «Игра Престолов»:
- Сирио Форель и его идеология «не в этот раз».
- 7 сезон, 6 эпизод, Берик Дондаррион и Джон Сноу:
« | Джон: За что ты сражаешься? |
» |
- «В лучшем мире» — в середине третьего сезона к такому мировоззрению приходят главные герои. Они узнали о правилах загробной жизни, а значит, после смерти почти наверняка попадут в Худший мир, и этого не изменишь — так почему бы до тех пор не спасти от него столько людей, сколько возможно?
- «Орвилл» — главный герой Эд Мерсер. По его мнению любая цивилизация должна осознать в определенный момент, что они не центр вселенной и жить в мире со всеми остальными. Судя по всему, полный материалист, осуждает веру крилов в их бога, жестокие традиции мокланцев и геноцидальные планы кейлонцев.
- «Красный Карлик» — деконструкция. Робот/Симулянт Инквизитор дожил до тепловой смерти вселенной и осознал, что единственной ценностью во вселенной является достойно прожитая жизнь. Поэтому он путешествовал во времени и удалял из реальности людей которые недостойны своей жизни. При этом Риммера и Кота он признал достойными (какая жизнь такое и достоинство), а вот Листера и Крайтона нет.
- В другой серии когда Крайтон своим кризисом среднего возраста вызвал кризис среднего возраста у вселенной, он начинает рассуждать как в шапке статьи, выведя вселенную из кризиса.
Мультфильмы[править]
- Frozen 2 — именно таких воззрений придерживаются лейтенант Матиас и его отец. Постепенно к такому приходит Анна.
Мультсериалы[править]
- «Футурама» — в одной из серий Бендер встречает целый монастырь представителей сабжа.
- «Гравити Фолз» (2012) — вся предпоследняя серия о Мэйбленде об этом. А в конце даже цитируется Жан-Поль Сартр, один из основоположников экзистенциализма.
- «RWBY» — такой становится к четвёртому сезону идеалистка Руби. В письме сестре она признаётся, что, лишь обойдя пешком пол-мира, по-настоящему поняла, каким жутким местом он является — и именно поэтому никогда не оставит попыток сделать его хоть капельку лучше.
- «Лагерь „Кэмп“» от той же студии — вожатый Дэвид. Как показал конец первого сезона, он прекрасно понимает, что детям наплевать на лагерь, но продолжает стараться.
- «Рик и Морти» — весь мультсериал пропитан философией экзистенциализма. Да, существует бесконечное количество миров, и обязательно будет существовать мир, где твой двойник будет страдать. Да, земные представления о морали не верны для многих инопланетян. Но это не повод унывать и впадать в депрессию. Смысл жизни мы должны найти сами. К примеру, у Рика это — найти сычуаньский соус.
Комиксы[править]
- Watchmen — Роршах безусловно является таковым. Вместо того, чтобы отказаться от каких-то правил из-за своего нигилизма, он наоборот начинает следовать им, не отклоняясь от них ни при каких обстоятельствах. Собственно, Мур изображал его не как нигилиста, а как правого радикала — американского ультрапатриота, ненавидящего либералов и тех, кто сюсюкается с преступностью, уважающего Комедианта из-за схожести в политических взглядах, а в свободное от геройств время читающего газету квазинацистской идеологии.
- Да и его психолог выбирает в конце концов ту же самую точку зрения. Когда жена говорит ему не вмешиваться в уличную драку, тот отвечает, что это всё не значит ничего, но это же единственное, что он может сделать, чтобы помочь… А затем они и половина Нью Йорка погибают.
- А вот Доктор Манхеттен — уже спорно, так как он не совсем человек.
- Бэтмен и Супермен тоже поддерживаются такой позиции. Особенно это заметно в комиксах «Убийственная шутка» и «Блистательный Супермен».
- Харли Квин. Философия её жизни гласит: «Жизнь бессмысленна, так что веселись пока можешь», в отличии от философии Джокера, которая гласит «Жизнь бессмысленна, так что козли настолько сильно настолько это возможно». Но с её психозом всё становится запутаннее.
Веб-комиксы[править]
Аниме и Манга[править]
- Berserk — Гатс. «Даже без великой мечты человек способен жить дальше»
- «Tengen Toppa Gurren Lagann» — весь сюжет и даже основная идея произведения вертится вокруг противостояния главных героев, настроенных именно так, против своих противников, являющихся их полными противоположностями.
- «Евангелион» — Каору Нагиса. «Петь — хорошо. Пение приносит радость».
- «Тетрадь дружбы Нацумэ» — главный герой. Всё чего он хочет — это видеть улыбки на лицах других людей.
- «Tegami Bachi» — главный герой Лаг Синг.
- «Fate/Stay Night» (UBW) — Эмия Широ.
- «Attack on Titan» — Микаса Аккерман. «Мир — жестокое, и в то же время прекрасное место.»
- «Girls' Last Tour» же! Смачнейшая пощёчина с элементами роуд-муви всем нигилистическим посылам постапокалипсисов конечного вымирания вроде «Технолайза» и «Конца Евангелиона» — последние остатки неизбежно исчезающего человечества не только с добротой, достоинством тропа и любопытством изучают артефакты со всех этапов развития своей исчезнувшей цивилизации и знакомятся с её более преуспевающими соседями, но также обрели на свой остаток жизни полную свободу воли, духа и действий от злобы на несправедливый мир, войн и соответствующего уклада, которая их набедокуревшим предкам и во сне не снилась. Финал в не меньшей степени умиротворительный.
Видеоигры[править]
- Pillars of Eternity — философия многих персонажей. Особенно для ходячего спойлера, Иовары, которую казнила инквизиция именно за то, что она узнала, что боги были созданы искусственно, и по сути во Вселенной нет никакого смысла. Тем не менее она верила, что лучше узнать правду, чтобы найти свой путь в мире.
- Spore — барды. «В жизни нет ни цели, ни смысла. Вселенная — одна большая шутка. Нас всех разыграли. Так что мы будем просто веселиться!»
- В этом, пожалуй, и заключается главный посыл серии Dark Souls. Пусть мир и находится на пороге Конца Света, но это не повод опустить руки. Лучше поставить перед собой цель и стремиться к ней, даже если на пути встретятся трудности. Только благодаря целеустремлённости наш герой может сопротивляться опустошению. И пережив не одну сотню смертей, наш герой наконец продлевает Эру Огня. Так что да, местное «опустошение» является метафорой отчаяния, а Полые — это отчаявшиеся люди, которые забросили свою цель.
- Солер из Асторы. Ни разу не унывает о своём проклятии, и на протяжении всей игры он занимается поиском своего солнца. Впрочем, тут деконструкция, потому что Солер впадает в депрессию от того, что он не смог найти солнце. Солер может стать полым, если найдёт Личинку Света сам, тогда он скажет, что нашёл своё солнце. Если протагонист не даст ему найти Личинку, забрав её первым, тогда Солер конечно расстроится немного, но поисков не бросит и полым не станет, что подтверждает возможность его вызова на бой с Гвином. Антинигилистический мотив - если ты нашёл что искал, то рискуешь потерять после этого и смысл жизни, не обретя нового. Та самая притча про дорогу и храм.
- Persona 3 — главный герой. Сами герои продолжают бороться, несмотря на наступающий конец света. Подсвечено в опенинге для Portable-версии игры: «I believe, so strongly, that tomorrow never falls away» — поётся в первой строчке.
- Собственно любого протагониста этой серии, в той или иной степени, можно считать антинигилистом. В 3, 4 и 5 частях, из-за лучшей проработки персонажей это более хорошо заметно. Пусть у протагонистов и есть некоторые возможности отыгрывать и другие амплуа, но канонично именно этот отыгрыш является истинным.
- Особенно показателен момент в Persona 5 Royal, где протагонист объединяется со своим бывшим сопартийцем и соперником, а после врагом - Акечи, в котором явно прослеживаются черты нигилиста, дабы противостоять "идеальному", но иллюзорному миру нового злодея. Очень хорошо передан момент, что оба персонажа прекрасно понимают и осознают не самую красивую изнанку реальности, но при этом все равно предпочитают сражаться именно за неё, пусть и по разным причинам.
- Собственно любого протагониста этой серии, в той или иной степени, можно считать антинигилистом. В 3, 4 и 5 частях, из-за лучшей проработки персонажей это более хорошо заметно. Пусть у протагонистов и есть некоторые возможности отыгрывать и другие амплуа, но канонично именно этот отыгрыш является истинным.
- Kingdom Hearts — главный герой Сора. Как и многие вышеупомянутые, умеет находить хорошее даже в самых плохих людях и Несуществующих.
- Final Fantasy VI — вторая половина сюжета игры представляет собой противостояние героев-антинигилистов с поехавшим нигилистом Кефкой. Уж чего там стоила сцена, где перед финальным боем Терра устраивает ему философские дебаты.
- Весь характер ёжика Соника так и кричит об этом.
- Metal Gear — басня всея серии, главный водораздел по нравственности и её мерило у действующих лиц. Да, многие из них так или иначе страдали, пожинают, ПТСРят или даже выращены от концепции войны, однако в стремлении остановить войну как общественный институт и развязывающую её систему, возможность окозлиться или даже становление экстремистом-миротворцем является далеко не самым плохим исходом, а то и самым правильным из вариантов для относительно-положительного персонажа. В то время как нигилисты-милитаристы, окончательно поступившиеся принципами перед сложным решением проблемы, не только терпят поражение от героев, но и ничего кроме расширения сферы страданий и пострадавших, до которых выше упомянутый уклад не добирается, не добиваются. И заколдованный круг насилия сеттинга из истории в историю идёт по циклу Молоха, временами замедляясь или откладываясь усилиями тех самых антинигилистов, что не лишает мир прикладных ОБЧР надежды на отдалённое решение проблемы.
Настольные игры[править]
- Planescape — Мрачная Клика. Считают, что в Мультивселенной нет смысла, но помогают бедным и лечат безумцев.
Музыка[править]
« | So you must carry this light into the darkness
You shall be a star unto the night You will find hope alive among the hopeless That is your purpose to this life
Defend the weak and innocent Let truth and honor always guide you Let courage find a life within
Act not in hatred or in spite Be to this world as a perfect knight Even if it means your life |
» |
— The Crüxshadows — Sophia |
Прочее[править]
« | Это наш предвестник. Он несёт хорошие новости. |
» |
— Послание мёртвой расы |
Реальная жизнь[править]
« | Будем готовы к тому, что на добро нам ответят злом. По духовному закону, как ночь за днём — за добром всегда следует зло. Святые Отцы образно говорят, что мы очень часто получаем «за манну — желчь». Это — от Господа. Это проверка нашей готовности мужественно, вопреки всему делать добро. | » |
— Святитель Игнатий (Брянчанинов) субвертирует троп |
- Вся философия экзистенциализма по сути именно троп, и выросла в том числе и из работ следующего человека.
- Фридрих Ницше, хотя его философия зачастую носит в массовой культуре прямо противоположное значение. Меньше утилитаризма, но больше стремления жить по собственным правилам, будучи мужественными и добродетельными. Если говорить совсем просто, то Ницше отрицал не саму мораль, а ее навязывание через воспитание и внешние системы ценностей.
« | Это и Ницше с его «падающего – подтолкни!» Это значит не то, что если твой друг поскользнулся – пни его ногой. Бывают бараны, которые и так поймут. Это говорит о том, что всё отживающее надо добивать. | » |
— Тесак объясняет философию Ницше |
- Философия стоицизма предполагает не параноидальное, но логичное ожидание различных неприятностей и подлянок в нашем весьма недружелюбном мире, потому что статистика утверждает, что и люди предают, и камни случайно падают на голову с древнейших времен. При этом стоики предполагали и контроль собственных побуждений, чтобы привносить в мир хоть сколько-нибудь меньше неприятностей. Несмотря на критику со стороны предыдущего пункта, ницшеанская концепция «вечного возвращения» имела стоические истоки, чуть ли не более явные, чем шопенгауэровские.
- Стэнли Кубрик: «Самый ужасающий факт о Вселенной не в том, что она враждебна, а в том, что она безразлична. Но если мы сможем прийти к согласию с этим безразличием и принять вызов жизни в пределах смерти — сколько бы не расширял эти пределы человек — наше существование как вида может иметь смысл и подлинное удовлетворение. В бескрайнюю тьму мы должны нести свой собственный свет».
- Настоящие нигилисты, они же «активные»[2] нигилисты. Основной целью нигилистов было распространение образования среди членов неимущих сословий и женщин, они принимали активное участие в «хождении в народ», а также активно боролись с имперской сословной моралью и сражались в рядах революционного движения, за что предсказуемо были нелюбимы власть имущими и им сочувствующими, а негативный образ в духе «никого не люблю, всех убью, один останусь» в общественной памяти держится до сих пор (то же самое касается анархистов, коих IRL было довольно много среди нигилистов, так что общая судьба этих двух образов — нисколько не удивительна).
- По описанию и повадкам сюда подходят настоящие мизантропы (то есть не декларативные для галочки и не съехавшие с катушек), вроде признающих свою ненависть к роду людскому Билла Мюррея или Вуди Аллена. Такие господа обычно сводят свое общение с отдельными людьми и социумом в целом к возможному минимуму, но могут заниматься благотворительностью и/или просветительской деятельностью, чтобы вокруг не было так отвратительно.
- Билл Мюррей «настоящий мизантроп»? И Вуди Аллен? А человек который это писал, знаком со значением слова мизантроп? Ему словарь подарить?
- Строго говоря, с мизантропией оно пересекаться не обязано. Анархисты (за исключением некоторых производных движений) предлагают отправить на свалку истории единый «общественный договор» и следующую из него коллективную ответственность (оставить только личную), потому как считают, что современное человечество их переросло и более в них не нуждается. Нигилисты идут чуточку дальше и предлагают всё то же самое сделать с концепцией «авторитетности» — и отсюда вытекает весьма своеобразное отношение к просвещению, потому как без слепого доверия к чужому авторитету жить придётся своим умом.
Примечания[править]
- ↑ Происхождение фразеологизма неизвестно. Считается девизом «рыцаря без страха и упрёка» Баярда де Террайля, приписывается римскому императору Марку Аврелию («Делай что должен и свершится, чему суждено»), Льву Толстому, английскому писателю Томасу Мэлори, римскому политику и писателю Катону Старшему, библейским Аврааму и царю Соломону, Бхагавад-Гите — самой известной части древнеиндийского эпоса «Махабхарата», А. Конан Дойлу (девиз упоминается в ХХI главе романа «Сэр Найджел»).
- ↑ По терминологии выше упомянутого, изначального ницшеанства.
Добро и зло | ||
---|---|---|
Основы | Антигерой (Байронический герой) • Антизлодей • Герой • Диалектика Льда и Огня • Женственное Добро, мужественное Зло vs Мужественное Добро, женственное Зло • Заклятый враг • Злодей • Зло всегда сильнее • Изнасилование — худшее из зол vs Изнасилование — не худшее из зол • Кодекс чести • Мировоззрение • Оздоровительная порка (Оздоровительная амнезия) vs Оздоровительная порка не помогла • Семь добродетелей vs Семь смертных грехов • Сильнейший враг • Хорошие дела делают герои • Хороший, плохой, злой vs Хороший, плохой и нечто среднее • Цвет добра, цвет зла • Шкала идеализма против цинизма • Этический компас | |
Общее | Высшие силы слабо устойчивы ко злу • Граница проходит по Андуину • Добро мучительно для Зла • Добру необходимо зло • Добрый верующий, злой верующий • Злу не постичь Добра/Добру не постичь Зла • Неохота мараться • Ничего личного • Оттенить героя мерзавцем • Победитель дракона становится драконом • Простить за красивые глаза • Руссо был прав vs Гоббс был прав • Сверхъестественное зло, обыденное добро • Сотвори себе злодея (Программа «Доступный враг»)/Сотвори себе героя • Твой близкий — злодей Что такое хорошо и что такое плохо: Амбиции — это плохо vs Амбиции — это хорошо • Бедный — хорошо, богатый — плохо vs Богатый — это не плохо vs Нищее быдло • Броня — это для злодеев • Героев — хоть в монастырь, злодеев — хоть на панель • Королевства — хорошо, а империи — плохо • Неряшливый герой, опрятный злодей • Порядок — хорошо, хаос — плохо • Секс — это плохо (…но очень хочется) • Умный — это зло, тупой — это добро • Эскапизм — это плохо | |
Мораль | Все цвета спектра • Белая • Бело-серая • Серая • Чёрно-белая • Чёрно-серая • Чёрная • Серобуромалиновая
Гибкая • Готтентотская (ворон ворону глаз не выклюет • готтентотская вера) • Двойная (Разделение на свой-чужой) • Изменившаяся • Нейтральная • Протестанская • Ригидная (Чёрно-белое безумие) • Сословная Читайте также о мировоззрениях D&D. | |
Сила добра | А для меня это был вторник (добрая версия)/А чё я такого сделал-то?! (добрая версия) • Антинигилист • Всегда хорошие • Всеобщий любимец • Герой поневоле • Герой-бунтарь • Герой-недотёпа • Герой с плохой репутацией (херой) • Гладить собаку • Добрый безумец • Добрый начальник • Добрый — не значит милый • Друг всему живому • Зло — это отстой • Искупление любовью • Казался злодеем, оказался героем • Кошмар головореза • Маленький ангел • Меркантильный герой • Мессия • Моральный питомец • Народный герой • Непоколебимая чистота • Не хочу быть плохим (Белая овца) • Обыкновенный Дон Кихот • Очищение • Паршивая овца • Перевести бабушку через дорогу • Подставить другую щёку • Светлый властелин • Спаситель-разрушитель (угнетатель) • Супергерой (Шкала могущества супергероев) • Сусанин-герой • Уволен из гестапо за доброту • Хороший парень • Язвительный ангел
Свойства добра: Добро — это выгодно (Не плюй в колодец vs Проблема последней транзакции) • Добро — это паршиво (Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным) • Добро — это приятно • Добро — это скучно • Свет есть добро | |
Сила зла | В нашем мире так много зла, что из-за него шаблон распух и мешает ходить. Для зла у нас есть специально обученный шаблон | |
Неоднозначные | Для неоднозначных героев также создан отдельный шаблон. | |
Добрый X, злой X | верующий • курение • полицейский • электричество • секс | |
Добрый X, злой Y | Муж — добрый, жена — злая vs Жена — добрая, муж — злой | |
← | Навигация |