Участь хуже смерти

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Fate Worse than Death. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Помнишь, ты меня бросил, погребённым под обломками скалы? Я не мог пошевелиться, ничего не видел, ничего не слышал, но думать я мог. »
— Металло, Superman: The Animated Series
« Люди достаточно глупы, чтобы воображать, что со смертью проблемы кончаются… Да и не видал ты, дурень, настоящих проблем. Ничего, помрешь — увидишь. »
— Лев Прозоров, «Крикса»
Huzhesmerti.jpg

Что значит — хуже смерти? Скажете, что хуже смерти ничего быть не может? Подумайте хорошенько. Пытки!… Налоги!… Манная каша с комочками!… Улавливаете? Вообще-то, раньше так называли изнасилование; в наше же время оно, конечно, считается, но придумали много всего и похуже.

Обычно участь хуже смерти используется злодеями как угроза для тех, кого не пугает смерть, и заключается в некой ловушке (обеспечивающей постоянную агонию), в которую они собираются заключить героя. Или она используется как угроза для тех, кто ищет запретных знаний, или для гадов, покушающихся на краеугольный камень мироздания. Если жертва бессмертна, то участь ей полагается вместо смерти, и нам демонстрируется, насколько адски чуваку не повезло. Если же смертна, то, скорее всего, попросит (и, вероятно, получит) удар милосердия. Или не получит, если антагонист почему-то решил, что одной смерти мало. Или эту форму принимает жестокое милосердие: для некоторых персонажей остаться жить в заданных обстоятельствах действительно тяжелей, чем умереть.

Если сеттинг предполагает наличие загробной жизни, то участь хуже смерти может ждать персонажа после смерти. Ты думал, что умрёшь и все твои неприятности кончатся — а фигушки!

Чаще всего участь хуже смерти попадает под одну или больше из следующих категорий:

Однако бывают и более экзотичные варианты.

Также в редких случаях бывает субверсия участи хуже смерти. Яркий пример с марвелловской империей Крии. Для человека стать частью Высшего Разума — быть частью нечто в колбе однозначно была бы участью хуже смерти, но для крианца это высшая честь и мечта всей жизни, к которой каждый из них стремится.

Примеры[править]

ВНИМАНИЕ! Секция примеров безнадёжно замусорена посторонними примерами тропов Неожиданно жестокая смерть и даже Бафосная угроза. Просьба всем желающим разнести лишние примеры куда надо.

Мифология[править]

  • Концепт Ада, как в христианстве, так и в буддизме, состоит в том, что по итогам всех художеств, которые наколбасили некоторые товарищи, воздаяние продлится за гробом. Сначала — смерть, а потом — кое-что похуже. Определение «некоторого товарища», правда, сильно варьирует: например, под него может подпадать просто верующий по-другому. А в особо консервативных течениях — тот, кто, например, ел скоромное в пост и не покаялся за это, или работал в праздники. Или слишком любил сплетничать — за это его черти будут раскалёнными крюками за язык подвешивать. И если в буддизме и индуизме обитатель нарака тоже может умереть и переродиться где-то ещё (пусть и после настолько огромного времени, что это считай вечность), то христианский и исламский ад — это до Второго Пришествия (за отдельными и немногочисленными исключениями).
    • В серьёзном богословии (начиная от Отцов Церкви и заканчивая тем же Клайвом Льюисом) внешние атрибуты ада — крюки из ржавого железа, сковородки с тефлоновым покрытием и смола с глутаматом натрия — считаются всё же художественным образом. Дело же может обстоять двумя способами. Вариант первый: если человек при жизни жил так, как если бы Бога не было (был к Нему равнодушен, не верил в Него или, чего доброго, ненавидел), то это же он продолжит делать и после смерти… когда тот факт, что Он есть, станет уже совсем невозможно игнорировать. Проводить вечность с самым ненавистным тебе существом, при этом ты ничего не можешь сделать, кроме как постоянно пестовать и увеличивать свою ненависть — это страшно. Бледную тень этого можно попробовать уже здесь, когда два человека ненавидят друг друга, но никуда друг от друга не могут деться. Вариант второй: Бог даже ненавидящим Его не желает первого варианта, а потому, истратив все возможности примириться с богоборцем, тактично отходит в сторону и позволяет ему существовать так, как ему всю дорогу хотелось: без Себя. Но поскольку в христианстве Бог признаётся подателем всех благ, то вместе с Ним богоборец отрешается и от этих благ также — в том числе от надежды, от облегчения передышки, и так далее. Их без Бога просто не может быть — а вот богоборец, к несчастью, может.
      • Есть и третий вариант, применимый к промежутку времени между физической смертью и Страшным Судом (для которого, по верованиям христиан, Бог воскресит всех покойников во плоти). Так вот, в этом промежутке времени тела у души нет, а все страсти, которым грешник с помощью этого тела потакал — сохраняются. Алкоголика мучает сушняк, наркомана — ломка, блудника — спермотоксикоз, сплетника — чешущийся язык, убийцу — руки, жадину — параноическое желание проверить, как там кошелёк… а вот возможность все эти мании удовлетворить отсутствует. Хорошая новость: это состояние, в отличие от двух вышеописанных, временное и продлится только до Страшного Суда. Плохая новость: на Суде все эти вещи будут лечиться очень болезненно («впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня» (1Кор., 3:15)), а если даже Бог не найдёт, чем оправдать поциента (или он сам от примирения с Ним откажется), то см. предыдущий пункт.
  • Концепция сансары, разошедшаяся из индуизма через буддизм по всей Азии, а с возникновением моды на буддизм — и миру. Постоянно перерождаясь, существо крутится там из кальпы в кальпу, пока не просветлеет.
    • С христианской точки зрения паранирвана, к которой призваны стремиться буддисты, тоже являет собой сабж, ибо подразумевает буквальным образом распад личности (точнее, по буддийским понятиям, той комбинации дхарм, которая сама себе таковой личностью кажется).
  • За убийство Бальдра Локи (из скандинавской мифологии) приговорён богами к распятию на скале. Над ним висит змея, из пасти которой сочится яд, причиняющий ему невыносимую боль. Причем, боги приковали Локи не цепями, а кишками его убитого сына. Супруга Локи держит над ним чашу, куда капает яд, но время от времени чашу надо опорожнять — и тогда яд всё-таки попадает Локи на лицо, он бьётся в путах, и от этого происходят землетрясения. И сидеть ему там до Рагнарёка (который скоро).
  • Греческая мифология:
    • Прометея за похищение огня приговорили к сходной участи, что и вышеуказанного Локи: его распяли на скале, и ежедневно орёл прилетал клевать его печень. Будучи титаном (богом предшествующего олимпийцам поколения), Прометей не мог умереть: за ночь раны исцелялись и печень зарастала снова.
    • В древнегреческой мифологии особо отличившихся смертных ждало не просто царство Аида, а вечное наказание. Так, Тантал за преподнесение богам пищи из своего сына был приговорён к вечному нахождению посреди воды и с плодовыми деревьями над головой, но при попытке утолить голод или жажду вода убывала, а ветки поднимались выше. Другой смертный, Сизиф, за пленение бога смерти Танатоса был приговорён к вечному подниманию камня на вершину горы. Едва Сизиф достигал вершины, камень всегда скатывался вниз. В обоих случаях указанные преступления становились последней каплей. Оба события являлись древнегреческими мемами: «Танталовы муки» и «Сизифов труд», соответственно.
      • Не забываем о бездонной бочке, которую наполняли дочери Даная за то, что перерезали своих мужей во сне.
      • Царя Ликаона за то, что он подал богам на обед собственного сына (да что у них за мода такая?),[1] Зевс превратил в оборотня, испытывающего постоянный голод и ставшего тропнеймером для термина «ликантропия».
      • Арахна за то, что соткала материю лучше богини Афины, но изобразила на ткани непристойные сцены (по другой версии, за инцест с братом Фалангой), была превращена в паука. И обречена на вечную жизнь.
    • Однажды Гераклу пришлось защищать своего учителя, кентавра Хирона, от других кентавров при помощи стрел, пропитанных кровью гидры, но случайно попал в самого ментора. Поскольку кровь гидры — это смертельный яд, а Хирон бессмертен, кентавр был обречён на вечные мучения. Тогда Зевс смиловался над ним и забрал того на небо. Так и появилось созвездие Стрельца.
      • По другой версии, Хирон составил карту звёздного неба, оставив на нём место созвездия Стрельца для себя. Но его опередил другой кентавр, охотник Кротос, и Хирону пришлось выбирать другой участок неба, став созвездием Центавр.
    • Тесей и Пирифой, попытавшиеся украсть в жёны Пирифою ни много ни мало Персефону (жену владыки мёртвых Аида), спустились в царство Аида, а там осмелились присесть на каменный трон. И приросли к нему задницами. Правда, много лет спустя Тесея отодрал от трона (не без ущерба для приросшей к скале задницы и только с позволения богов) проходивший по своим делам Геракл, а вот Пирифой так навеки на троне и остался.

Театр[править]

«

Бог, ты видишь свой мир – лишь пепел и пламя? Вот всё, что ты заслужил – властвуй по праву. ... Отзовётся одно лишь эхо – Ни женской улыбки, ни детского смеха Не будет, отныне Ты один в холодной, мёртвой пустыне. Поздно, послушай, уже не спасет никого Властелин Ничего. Поздно…

»
— «Властелин ничего»

Литература[править]

Фанфики[править]

  • Fallout: Equestria — думаете, мутировать в облезлого зомбиподобного гуля — уже хуже не придумаешь? Есть вариант и похуже — замертво мутировать в «кантерлотского гуля». Для этого надо лишь надышаться смертельной дозой мегазаклинания «Розовое облако» и умереть — некро-реанимационный эффект сам вернёт вас к жизни в виде живого трупа, чья кожа намертво сплавляется с любой неорганической материей, будь то одежда, силовая броня, оружие (даже если оно у вас в руках) и — что ещё хуже — элементы ландшафта: многие жертвы ногами буквально вросли в асфальт, когда их застигло мегазаклинание. А если очень сильно не повезёт — заклятье разьест мозг, что гарантировано превращает жертву в классического зомби. Стало быть, вам очень повезёт, если вы просто умрёте от отравления и не воскреснете, как это случилось с принцессой Луной.
    • Оттуда же — Скуталу оставила план возмездия принцессам и прочей правящей элите Эквестрии за спровоцированную мировую войну: их Стойло (местный аналог Убежища) должно было оставаться запечатанным, пока хотя бы один из его резидентов будет жив. А так как Селестия и Луна по определению бессмертны, спроектированное как дворец для буржуазии Стойло должно было стать их вечной тюрьмой. Но не стало — Луна умерла от отравления Розовым облаком, Селестия с горя сбежала из города, а остальные пони, кто сумел добежать до убежища, умерли и реинкарнировали под действием заклинания.
    • З. В. Т. — Зелье Вынужденной Трансформации — разработано Твайлайт для превращения единорогов в эквестрийских суперсолдат-магов. По сути, так и вышло, но так как зелье было недоработано, превращение в псевдо-аликорна возможно лишь с вероятностью 50/50. В противном случае, как наглядный пример — судьба Амброзии из флэшбека 39 главы.
    • А Project Horizons в этом плане добавляет ещё два варианта:
      • Превратиться в прикованную к месту массу плоти-Хор, сплавившись с другими пони и окружением под воздействием концентрированной порчи, и будучи вынужденными непрерывно кричать.
      • Застрять в вакууме, при этом будучи бессмертной, с непрерывно восстанавливающим тело талисманом и без каких либо способов заглушить боль от иссушения заживо и невозможности дышать.
  • Чёрная книга Арды — участь Мелькора (см. раздел Зарубежные авторы) стала темнее и острее по сравнению с первоисточником. Беднягу не только заковали в заклятые кандалы, но вдобавок ослепили и короновали аналогом тернового венца.

Кино[править]

  • Вынесено в подстатью: Кино

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

  • «Белоснежка и семь гномов» — Злая королева специально не стала убивать Белоснежку, а лишь усыпила, чтобы ее закопали заживо, но обломалась: у гномов не поднялась рука ее зарыть.
  • «Легенды перуанских индейцев» — младшего брата-полубога в наказание за глупость заставили поддерживать небосвод.
  • «Книга жизни». Страна Забытых — скучное и серое место. Попавшие туда становятся унылыми, стонущими зомби. Страшней ещё и то, что такой участи заслуживают не все — её определяют не поступки человека, а то, помнят ли о нём после его смерти.
  • «Тайна Коко» — похожая картина. Друг главного героя, Мигеля, в мире мертвых, Гектор, пытался вырваться в мир живых, чтобы увидеться со своей дочерью, к тому моменту сильно постаревшей, Коко, прабабушки Мигеля. В этом мультфильме даже наглядно показывается вторая смерть обитателей мира мертвых.
  • «История игрушек»:
    • Для игрушек такая участь — быть забытым детьми и брошенным одному. Судя по четвёртому фильму — только если сама игрушка сильно привязана к своему хозяину. В противном случае сабж получает свободную жизнь.
    • Ещё хуже — быть выброшенным на помойку и сгнить там. Чем больше у игрушки деталей из пластика, тем дольше мучения.
    • Или ещё хуже — попасть в руки к Сиду, который издевается над игрушками.
    • В третьей части — Лотсо оказался привязан к решётке радиатора мусоровоза. Привязанные рядом сгнившие игрушки своим видом показывают его дальнейшую судьбу. Хотя тут спорно, т.к. веревки в любой момент могут порваться/развязаться и тогда он сможет с легкостью сбежать.
  • «Хроники Риддика: Тёмная ярость» — Антония Чиллингсворт, главная злодейка мультфильма, имеет весьма необычное хобби: её банда наёмников отлавливает наиболее известных преступников и доставляет на её корабль, где их погружают в контролируемое полустазисное состояние — они не в состоянии пошевелиться, почти не воспринимают внешние раздражители, но при этом всё ещё в сознании. Как ни странно, таким образом Антония не наказывает их, а хранит как личную коллекцию.
  • Черепашки-ниндзя (2007) — подручные императора Юатля, 3000 лет назад в результате ритуала обращённые в камень. После пробуждения в виде живых статуй сильно обиделись на своего шефа и решили сместить, прервав обратный ритуал возвращения 13 монстров в их родной мир, чтобы править Землёй, будучи бессмертными и неуязвимыми. Но стараниями черепашек они были изгнаны в другой мир за компанию вместе с монстрами, лишившись каменной формы, но сохраняя аналогичное Юатлю бессмертие.
  • «Темная Лига правосудия: Война Апокалипсиса» — победив Лигу, Дарксайд убил немногих, для остальных он придумал кое-что поинтересней: из Киборга сделал центральный процессор планеты, из Флэша — живой генератор, Бэтмену сломал волю и сделал своим стратегом, Супермена накачал жидким криптонитом, лишив сил, и отпустил а остальных искалечил и превратил в послушных киборгов.
  • «Джо-солдат: Настоящий американский герой» — по решению суда кобра-ла Командир Кобры за свои неудачи был приговорен к казни через деэволюцию и под воздействием особых спор медленно превратился в гигантскую кобру, сохранив лишь жалкие остатки человеческого разума, но все же остался в состоянии понимать, что когда-то был человеком, о чем и шипел не переставая. В мультсериале-продолжении от другой студии Серпентор превратил его в свою ручную зверушку.

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • «Приключения черепашек-ниндзя» (Archie Comics): Скумбаг (Scumbug) — мутировавший в антропоморфного таракана истребитель насекомых — провёл несколько лет в канализации под завалом. Всё это время его тело заживо пожирали плотоядные черви. Тело Скумбага постепенно регенерировало, обеспечивая их постоянным запасом свежего мяса.
  • Основная Вселенная Marvel Comix: У Росомахи долгое время была традиция: каждый год, в день смерти любимой находить виновника, где бы тот не прятался и сколько бы охраны не выставлял и что-нибудь ему отрезать. Остальные 364 дня друзья Логана следили, чтобы виновник не покончил с собой.
    • Джастин Хаммер, один из основных конкурентов Железного Человека, на пороге собственной смерти от неизлечимой болезни решил подложить свинью Старку очередным коварным планом. Однако, герои быстро выбрался из затруднительного положения и полетел мстить Хаммеру на орбитальную станцию, где тот и окопался. В результате взрыва станции, замороженного Хаммера выбросило в открытый космос, где его новая тюрьма легла на курс пролетавшей мимо кометы, возвращающейся к Земле раз в столетие.
    • В альтернативной вселенной, известной как Земля-9591, участь многих героев была трагична, но судьба Брюса Баннера была действительно ужасной. Гамма-излучение превратило его не в Халка, а в бесформенное опухшее существо, неспособное даже к самостоятельному передвижению. Он всё ещё жив, и в данный момент его изучают в одной из лабораторий ЦРУ.
    • Раковая вселенная. Просто Раковая вселенная.
  • DC Comics:
    • Заключение в Фантомную Зону, которое практиковалось на гуманном Криптоне, а, потом, и самим Суперменом. Фантомная Зона — мир не особо материальный, так что на время заключения у попавших туда остается только сознание, хотя контактировать (весьма ограниченно) с другими заключенными можно посредством телепатии.
    • По сути именно такова жизнь на планете Апоколипс. Судите сами — вы живёте в антиутопическом сообществе на вулканической планете и должны безоговорочно подчинятся императору Дарксайду. Жизнь дерьмо, еда паршивая, а за малейшее неповиновение вас изобьют или подвергнут пыткам. Покончить с собой? Обломитесь друзья! Дарксайд настолько могуществен, что может вернуть вас к жизни и вы снова окажетесь в этом милом месте. А, еще небольшой момент — Дарксайд бог и полное чудовище, который одержим идеей тотального подчинения всего и вся.
    • Многие Новые Боги считают сабжем заключение в Стене Источника, которое иногда используется как наказание и самая лучшая тюрьма для не-Богов. Для самих Богов, пребывание в Стене Источника — это посмертие, но, поскольку доподлинно никому не известно, что там происходит — божественный ли это рай, ад или что-то другое, многие Новые Боги предпочли бы именно туда не попадать.
  • «No Hero» — такая судьба постигла принципиально бессмертного, но чувствующего боль Каррика Мастерсона, которого буквально швырнули в открытый космос.
    • Процесс и итог трансформации протагониста назвать участью лучше смерти язык не повернётся.
  • V значит вендетта — Льюис Протеро сходит с ума после того, как V у того на глазах сжигает его коллекцию кукол.

Веб-Комиксы[править]

Аниме и манга[править]

Видеоигры[править]

Визуальные романы[править]

  • Бесконечное лето — именно этим стало для Пионера бесконечное пребывание в одних и тех же семи днях.
  • Fate/Stay Night — первая из возможных плохих концовок (если во время встречи с Киреем отказаться от участия в Войне и расторгнуть контракт с Сейбер) оборачивается для Широ именно такой участью. По пути домой он попадается на глаза Илии с Берсеркером. По приказу милашки, слуга лишает ГГ руки своим кривым тесаком (точнее даже целого куска туловища: «Одно из легких улетело метров на пятьдесят»), ломает ноги. А затем словно пресом давит нижнюю часть тела ГГ в асфальт. Но Широ всё ещё в сознании. Он из последних сил выжимает из себя: "Я больше не мастер", на что садистка с невинной улыбкой отвечает «И что?». Верно подмечая, что «Может быть тебя теперь можно взять на руки», подбирает всё оставшееся и говорит, что приглашает Широ в свой замок. Вполне ожидаемо, для чего.

Настольные игры[править]

Музыка[править]

(link)

Darkness imprisoning me / All that I see / Absolute horror / I cannot live / I cannot die / Trapped in myself / Body my holding cell
«

Я рождён на границе Меж светом и тьмой, Был распят за безумные Игры с судьбой. Но нетленное тело Лежит подо льдом, А душа полыхает огнём! ... Не улететь, не уползти, не умереть, не унестись...

»
— «Жизнь в сумерках»
  • Хотя возможно, что однажды «грянет гром, серый странник придёт в этот мир, Небеса ярким пламенем вспыхнут над ним…»
  • «One» — баллада Металлики, получившая Грэмми. Текст баллады по мотивам повести Трамбо «Джонни взял ружье» написан от лица солдата, лишившегося ног и рук и ставшего глухонемым в результате подрыва на мине. Заключенного в собственном теле и мечтающего о смерти.
  • Nephew, «Åh Gud (Jeg Håber Du Holder Øje Med Mig)» — лирический герой (и автор текста) считает таковой немощную старость.
  • Wallace Band, «Алхимик» — эликсир бессмертия, созданный заглавным героем, сработал не так, как ожидалось. "Так в полном сознании экспериментатор / На вечные окаменел на года, / На площади тихой стоит эта статуя / С рецептом, как смерть победить навсегда.
  • КиШ, «Хозяин леса» — на минималках. Главгерой всё повторяет «вечная мука, вечная скука», но только потому, что стал самым сильным в округе — а так-то живёт вполне припеваючи.
  • «Красная плесень» — комедийный вариант в песне «Новелла» из десятого альбома. В конце песни Сталин говорит, что «автора этой белиберды нужно срочно расстрелять», но в последней момент предлагает заменить расстрел «на что-то более ужасное» — прививку от дифтерии.
  • Burning Witches, клип к песне «The Dark Tower» — расплатой за жестокие убийства служанок не то ради развлечения, не то — для сохранения молодости, для отмороженной аристократки становится замуровывание в башне собственного замка.
    • Это про Катержину из Комарова?

Интернет[править]

  • Веб-сериал «Confinement» — обыгрывается с юмором: Коннор готов залезть в камеру к любому Кетеру только ради того, чтобы не слушать пустопорожнюю болтовню своего приятеля Кукурузного Пастыря. Педаль в асфальт: на это согласны и другие человекообразные SCP-знакомые Кукурузного Пастыря, даже не обладающие даром бессмертия!
  • Нетсталкерская легенда о Тихом Доме, конечной точке интернета. Описания его различны, но сходятся в одном: что попасть туда — участь хуже смерти. Либо сознание растворится и сталкер пропадёт из этого мира, либо останется в ТД навсегда, познавший истину, всеведущий, но абсолютно беспомощный. Легенду обыграл Герман Шендеров в своём рассказе «Виртуальная машина». На 2ch и других имиджбордах распространялись легенды о нетсталкерах, обнаруживших путь в Тихий Дом: якобы такие группировки, как Х0Д и Семеро, успели оставить предостерегающую информацию, но сами навеки пропали.

Реальная жизнь[править]

Примечания[править]

  1. Мода как мода: эти мифы отражают отказ от человеческих жертвоприношений. Типичный драконоборческий сюжет про освобождение рыцарем/героем/богатырём девы, отданной змею — из той же оперы.