Вишнёвый сад: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «'''«Вишнёвый сад»''' — пьеса в четырёх действиях за авторством Антона Павловича Чехова. Хотя пьеса изначально заявлена как комедия, смеяться здесь, по большому счёту, не над чем. == Сюжет == 37-летняя помещица Любовь Андреевна Раневская возвращается в родн...»)
 
(не показано 12 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''«Вишнёвый сад»''' — пьеса в четырёх действиях за авторством Антона Павловича Чехова. Хотя пьеса изначально заявлена как комедия, смеяться здесь, по большому счёту, не над чем.  
'''«Вишнёвый сад»''' — пьеса в четырёх действиях за авторством Антона Павловича Чехова. Хотя пьеса изначально заявлена автором как комедия, смеяться здесь, по большому счёту, не над чем.
 
Известно, что Чехов писал эту пьесу при тяжелейшем обострении туберкулёза, что и является причиной слабой связности текста.


== Сюжет ==
== Сюжет ==
37-летняя помещица Любовь Андреевна Раневская возвращается в родное имение из Парижа после пяти лет жизни за границей. У Раневской большие долги, из-за которых банк выставил всю её недвижимость на аукцион. Раневской предлагает помощь богатый купец Лопахин: он предлагает Раневской вырубить вишнёвый сад; тогда можно будет выдавать участки в аренду дачникам. Раневская и её брат, Леонид Гаев, отказываются: воспоминания о саде для них слишком дороги. Лопахин продолжает настаивать на своём проекте как на единственно верном пути.
37-летняя помещица Любовь Андреевна Раневская возвращается в родное имение из Парижа после пяти лет жизни за границей. У Раневской большие долги, из-за которых банк выставил всю её недвижимость на аукцион. Раневской предлагает помощь богатый купец Лопахин: он предлагает Раневской вырубить вишнёвый сад; тогда можно будет выдавать участки в аренду дачникам. Раневская и её брат, Леонид Гаев, отказываются: воспоминания о саде для них слишком дороги. Лопахин продолжает настаивать на своём проекте как на единственно верном пути.


Раневские продолжают вести праздный образ жизни и жить на широкую ногу. Тем не менее, проблема вскоре даёт о себе знать: на аукционе имение продаётся Лопахину, который теперь намеревается вырубить вишнёвый сад под корень и воплотить свой план в жизнь. Все уезжают: Раневская снова уезжает в Париж, Лопахин уезжает в [[Тракторная столица|Харьков]] по неотложным делам. В доме остаётся только пожилой Фирс.
Раневские продолжают вести праздный образ жизни и жить на широкую ногу. Тем не менее, проблема вскоре даёт о себе знать: на аукционе имение продаётся Лопахину, который теперь намеревается вырубить вишнёвый сад под корень и воплотить свой план в жизнь. Все уезжают: Раневская снова уезжает в Париж, Лопахин уезжает в [[Тракторная столица|Харьков]] по неотложным делам. В доме остаётся только старый лакей Фирс, прекрасно помнящий эпоху крепостного права ([[Шея мёрзнет без ошейника|а его отмену он называет «несчастьем»]]).
 
И, пожалуй, очевидно, что Фирс вскорости умрёт, и сам прекрасно это понимает. Финальная сцена пьесы, в которой старик ложится «отдохнуть» — одна из самых трогательных (и философских?) в мировой драматургии.


== Персонажи ==
== Персонажи ==
* '''Ермолай Алексеевич Лопахин''' богатый купец, выходец из простых мужиков. На протяжении всей пьесы пытается помочь Раневской спасти своё имение от продажи. {{Spoiler|В финале выкупает имение}}
* '''Ермолай Алексеевич Лопахин''' — богатый купец, выходец из простых мужиков. На протяжении всей пьесы пытается помочь Раневской спасти своё имение от продажи. {{Spoiler|В финале выкупает имение}}.
* '''Любовь Андреевна Раневская''' помещица, крупно задолжавшая банку. От всех предложений Лопахина по спасению имения отказывается: её не отпускает ностальгия по прошлому.
* '''Любовь Андреевна Раневская''' — помещица, крупно задолжавшая банку. От всех предложений Лопахина по спасению имения отказывается: её не отпускает ностальгия по прошлому.
* '''Леонид Андреевич Гаев''' брат Любови Раневской. Также, как и Раневская, Гаев живёт прошлым и не умеет решать проблемы. Время от времени вворачивает в речь термины из бильярда.  
** IRL Фаина Фельдман (1896—1984) взяла сценическую фамилию «Раневская» именно в честь этого персонажа. Под этим [[псевдоним]]ом и прославилась.
* '''Аня Раневская''' — молодая девушка, дочь Любови Андреевной. Наивная идеалистка.  
* '''Леонид Андреевич Гаев''' — брат Любови Раневской. Так же, как и Раневская, Гаев живёт прошлым и не умеет решать проблемы. Видимо, немного не при своих (слишком много выпил шампанского в своей жизни?): время от времени вворачивает в речь термины из бильярда («Жёлтого в угол! Дуплет в середину!», и т. п.); также [[Вербальный тик|иногда совершенно не в тему произносит: «Кого?»]].
* '''Варя Раневская''' — приёмная дочь Раневских.  
* '''Аня Раневская''' — молодая девушка, дочь Любови Андреевной. [[Наивный идеалист|Наивная идеалистка]].
* '''Борис Борисович Симеонов-Пищик''' разорившийся дворянин, отчаянно ищущий возможность расплатиться с долгами (из-за чего регулярно берёт новые займы). Несмотря ни на что, Симеонов-Пищик — вечный оптимист, надеющийся на удачу.
* '''Варя Раневская''' — приёмная дочь Раневских, ведущая хозяйство.
* '''Семён Пантелеевич Епиходов''' конторщик, «обиженный судьбой». Неуклюжий и неловкий, постоянно влипает во всевозможные передряги.  
* '''Борис Борисович Симеонов-Пищик''' — разорившийся дворянин, отчаянно ищущий возможность расплатиться с долгами (из-за чего регулярно берёт новые займы). Несмотря ни на что, Симеонов-Пищик — вечный оптимист, надеющийся на удачу. Любит танцы; на балу ведёт себя как самозваный танцмейстер.
* '''Фирс''' — пожилой лакей Раневских, преданный им.
* '''Семён Пантелеевич Епиходов''' — конторщик, «обиженный судьбой». Неуклюжий и неловкий, постоянно влипает во всевозможные передряги, и за это его дразнят Тридцать Три Несчастья. Но это не единственная и даже не главная причина, почему над ним смеются. Дело в том, что скромность — не для него, и с чувством меры у него тоже проблемы: он постоянно и трагикомически пытается «произвести впечатление», бравирует тем, что читал модных авторов, позёрствует (причём самому ему кажется, что это «романтично»).
* '''Яша''' молодой лакей. Козёл, каких надо поискать: груб, циничен и нагл.
* '''Фирс''' — престарелый лакей Раневских, преданный им. Ему 87 лет.
* '''Петя Трофимов''' представитель интеллигенции. «Вечный студент» (не может окончить курс в институте; дважды был отчислен).  
* '''Яша''' — молодой лакей. Козёл, каких надо поискать: груб, циничен и нагл.
* '''Шарлотта''' — старая гувернантка Раневских. Её прошлое — одна большая загадка: у неё нет паспорта, она не знает, сколько ей лет
* '''Петя Трофимов''' — представитель интеллигенции. «Вечный студент» (не может окончить курс в институте; дважды был отчислен).
* '''Шарлотта''' — старая (в других постановках — всего лишь не юная) гувернантка Раневских. Фокусница и чревовещательница. Её прошлое — одна большая загадка: у неё нет паспорта, она не знает, сколько ей лет.


== Что тут есть? ==
== Что тут есть? ==
* [[Бесплодный мечтатель]] Петя Трофимов, Леонид Гаев, да и вообще, практически все представители «старого мира». Классики школьной программы любили этот троп.
* [[Бесплодный мечтатель]] — Петя Трофимов, Леонид Гаев, да и вообще, практически все представители «старого мира». Классики школьной программы любили этот троп.
* [[Верный слуга]] Фирс для Раневских.
* [[Верный слуга]] — Фирс для Раневских.
* [[Вечный оптимист]] Симеонов-Пищик в долгах как в шелках, однако никогда не унывает, надеясь на удачу.
* [[Вечный оптимист]] — Симеонов-Пищик в долгах как в шелках, однако никогда не унывает, надеясь на удачу.
* [[Дойти до самоубийства]] — истинная причина, почему Раневские вернулись в Россию
* [[Единственный нормальный человек]] — в семье Раневских таковым выступает Варя.
* [[Единственный нормальный человек]] в семье Раневских таковым выступает Варя.
* [[Житель страны эльфов]] — Гаев. Чего только стоит монолог, посвящённый книжному шкафу.
* [[Житель страны эльфов]] Гаев. Чего только стоит монолог, посвящённый книжному шкафу.
* [[Знаменитая завершающая фраза]] — «Эх ты… недотёпа». {{Spoiler|Для Фирса также знаменитые последние слова.}}
* [[Знаменитая завершающая фраза]] «Эх ты… недотёпа». {{Spoiler|Для Фирса также знаменитые последние слова}}
** При этом в комнате (да и во всём имении), кроме Фирса, никого нет. Каждый читатель/зритель пьесы по-своему сам для себя отвечает на вопрос, к кому же это обращается Фирс. К самому себе? К уехавшей барыне? К дворянству в целом? К простонародью в целом? К матушке-России?..
* [[Козёл]] Яша.
* [[Козёл]] — Яша.
* [[Откровение у холодильника]] скорее всего, Трофимова отчисляли из-за его политических взглядов.
* [[Откровение у холодильника]] — скорее всего, Трофимова отчисляли из-за его политических взглядов.
* [[Парвеню]] Лопахин. Его отец и дед были крепостными крестьянами, а сам Лопахин ныне — богатый купец.
* [[Парвеню]] — Лопахин. Его отец и дед были крепостными крестьянами, а сам Лопахин ныне — богатый купец.
* [[Потому что вы были добры ко мне]] Лопахин, как может, помогает Раневской спасти имение. Потому что в юности она, важная барыня, была добра к нему, сыну разбогатевшего мужика-крестьянина.
* [[Пейсы, кашрут и день субботний]] — упоминаемый в пьесе еврейский оркестр.  
* [[Промотавшийся аристократ]] Любовь Андреевна Раневская. Но особенно выделяется Гаев, «проевший на леденцах всё своё состояние».
* [[Потому что вы были добры ко мне]] — Лопахин, как может, помогает Раневской спасти имение. Потому что в юности она, важная барыня, была добра к нему, сыну разбогатевшего мужика-крестьянина.
* [[Сотряс — не простатит, за часок пролетит]] Варя по ошибке (удар предназначался другому персонажу) сильно бьёт Лопахина палкой по голове. Героиня шутливо извиняется, и в дальнейшем никто об этом не вспоминает.
* [[Промотавшийся аристократ]] — Любовь Андреевна Раневская. Но особенно выделяется Гаев, «проевший на леденцах всё своё состояние».
* [[Символическое имя]] имя «Фирс» обозначает «преданный»
* [[Сотряс — не простатит, за часок пролетит]] — Варя по ошибке (удар предназначался другому персонажу) сильно бьёт Лопахина палкой по голове. Героиня шутливо извиняется, и в дальнейшем никто об этом не вспоминает.
* [[Чеховское ружьё]] внезапная [[субверсия]]. Ружьё упоминается, однако дальше по ходу действия оно не играет никакой роли. [[Глупость или измена?|Вот и гадай теперь, иронизировал ли это над собой Чехов, или же он просто не вкладывал особый смысл в это ружьё]].  
** Не троп. Не до сотрясения мозга же она его ударила, и сознания он не терял, просто было больно и «шишка, однако же, вскочит огромадная».
* [[Шея мёрзнет без ошейника]]
* [[Символическое имя]] — имя «Фирс» обозначает «преданный»
* [[Чеховское ружьё]] — внезапная [[субверсия]]. Ружьё упоминается, однако дальше по ходу действия оно не играет никакой роли. [[Глупость или измена?|Вот и гадай теперь, иронизировал ли это над собой Чехов, или же он просто не вкладывал особый смысл в это ружьё]].
* [[Шея мёрзнет без ошейника]]:
{{Q|pre=1|
{{Q|pre=1|
'''Фирс''': Перед несчастьем тоже было: [[Приметы и суеверия|и сова кричала, и самовар гудел бесперечь]].
'''Фирс''': Перед несчастьем тоже было: [[Приметы и суеверия|и сова кричала, и самовар гудел бесперечь]].

Версия 09:16, 17 мая 2025

«Вишнёвый сад» — пьеса в четырёх действиях за авторством Антона Павловича Чехова. Хотя пьеса изначально заявлена автором как комедия, смеяться здесь, по большому счёту, не над чем.

Известно, что Чехов писал эту пьесу при тяжелейшем обострении туберкулёза, что и является причиной слабой связности текста.

Сюжет

37-летняя помещица Любовь Андреевна Раневская возвращается в родное имение из Парижа после пяти лет жизни за границей. У Раневской большие долги, из-за которых банк выставил всю её недвижимость на аукцион. Раневской предлагает помощь богатый купец Лопахин: он предлагает Раневской вырубить вишнёвый сад; тогда можно будет выдавать участки в аренду дачникам. Раневская и её брат, Леонид Гаев, отказываются: воспоминания о саде для них слишком дороги. Лопахин продолжает настаивать на своём проекте как на единственно верном пути.

Раневские продолжают вести праздный образ жизни и жить на широкую ногу. Тем не менее, проблема вскоре даёт о себе знать: на аукционе имение продаётся Лопахину, который теперь намеревается вырубить вишнёвый сад под корень и воплотить свой план в жизнь. Все уезжают: Раневская снова уезжает в Париж, Лопахин уезжает в Харьков по неотложным делам. В доме остаётся только старый лакей Фирс, прекрасно помнящий эпоху крепостного права (а его отмену он называет «несчастьем»).

И, пожалуй, очевидно, что Фирс вскорости умрёт, и сам прекрасно это понимает. Финальная сцена пьесы, в которой старик ложится «отдохнуть» — одна из самых трогательных (и философских?) в мировой драматургии.

Персонажи

  • Ермолай Алексеевич Лопахин — богатый купец, выходец из простых мужиков. На протяжении всей пьесы пытается помочь Раневской спасти своё имение от продажи. В финале выкупает имение.
  • Любовь Андреевна Раневская — помещица, крупно задолжавшая банку. От всех предложений Лопахина по спасению имения отказывается: её не отпускает ностальгия по прошлому.
    • IRL Фаина Фельдман (1896—1984) взяла сценическую фамилию «Раневская» именно в честь этого персонажа. Под этим псевдонимом и прославилась.
  • Леонид Андреевич Гаев — брат Любови Раневской. Так же, как и Раневская, Гаев живёт прошлым и не умеет решать проблемы. Видимо, немного не при своих (слишком много выпил шампанского в своей жизни?): время от времени вворачивает в речь термины из бильярда («Жёлтого в угол! Дуплет в середину!», и т. п.); также иногда совершенно не в тему произносит: «Кого?».
  • Аня Раневская — молодая девушка, дочь Любови Андреевной. Наивная идеалистка.
  • Варя Раневская — приёмная дочь Раневских, ведущая хозяйство.
  • Борис Борисович Симеонов-Пищик — разорившийся дворянин, отчаянно ищущий возможность расплатиться с долгами (из-за чего регулярно берёт новые займы). Несмотря ни на что, Симеонов-Пищик — вечный оптимист, надеющийся на удачу. Любит танцы; на балу ведёт себя как самозваный танцмейстер.
  • Семён Пантелеевич Епиходов — конторщик, «обиженный судьбой». Неуклюжий и неловкий, постоянно влипает во всевозможные передряги, и за это его дразнят Тридцать Три Несчастья. Но это не единственная и даже не главная причина, почему над ним смеются. Дело в том, что скромность — не для него, и с чувством меры у него тоже проблемы: он постоянно и трагикомически пытается «произвести впечатление», бравирует тем, что читал модных авторов, позёрствует (причём самому ему кажется, что это «романтично»).
  • Фирс — престарелый лакей Раневских, преданный им. Ему 87 лет.
  • Яша — молодой лакей. Козёл, каких надо поискать: груб, циничен и нагл.
  • Петя Трофимов — представитель интеллигенции. «Вечный студент» (не может окончить курс в институте; дважды был отчислен).
  • Шарлотта — старая (в других постановках — всего лишь не юная) гувернантка Раневских. Фокусница и чревовещательница. Её прошлое — одна большая загадка: у неё нет паспорта, она не знает, сколько ей лет.

Что тут есть?

«

Фирс: Перед несчастьем тоже было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.
Гаев: Перед каким несчастьем?
Фирс: Перед волей [т. е. отменой крепостного права в 1861 году].

»
— А. П. Чехов, «Вишнёвый сад»