Господа Головлёвы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Эта женщина, благодаря своей личной энергии, довела уровень благосостояния семьи до высшей точки, но и за всем тем ее труд пропал даром, потому что она не только не передала своих качеств никому из детей, а, напротив, сама умерла, опутанная со всех сторон праздностью, пустословием и пустоутробием.

»
— Суть семейной истории Головлёвых

«Господа Головлёвы» — роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, написанный в 1875-80 и опубликованный в 1880 г. Это весьма драматичная семейная сага, которая состоит из нескольких рассказов (и в каждом свой протагонист), связанных общими персонажами. Роман отличается от многих произведений автора строгим реализмом — отсутствует распространённый у Щедрина сатирико-фантастический элемент. Основная тема — лицемерие и его пагубное влияние на всё окружающее, а также на самого лицемера.

Также следует добавить, что писатель, создавая роман, паровым катком проехался по членам своей семьи, которая представляла собой форменный гадюшник. Так, Арина Петровна была срисована с матери Михаила Евграфовича, Ольги Михайловны Забелиной. Прототипом Порфирия-Иудушки послужил старший брат писателя, Дмитрий Евграфович Салтыков, с которым писатель во время работы над романом судился. Другой, любимый брат писателя, Николай Евграфович оказался прототипом Стёпки-Балбеса (вплоть до того, что письмо о смерти Стёпки практически повторяет собой письмо о смерти Николая, написанное Михаилу Евграфовичу матерью). Наконец, прототипом Павла Владимировича был ещё один брат писателя, Сергей Евграфович Салтыков.

Семейная тема была для Салтыкова-Щедрина настолько болезненной, что он пинал своих родных, и немножко даже себя, аж в двух больших романах: основные персонажи «Пошехонской старины» подозрительно похожи на Головлёвых. В принципе, автора можно понять, обнять и плакать. Помимо сомнительных родителей ему не повезло с женой: их семейная жизнь представляла собой классическое мазохистское танго, причем данжн-мастером была супруга.

Персонажи[править]

  • Порфирий Владимирович (Иудушка, как зовут его с детства: Иуда+душка) Головлёв — главный герой романа, играет важную роль во всех главах. Велеречивый лицемер и козёл, псевдомилый злодей и законопослушный злой. Средний сын в семье, любимчик в детстве. Тридцать лет прослужил в чиновниках, потом вышел в отставку. Основная черта — навязчивая и чисто внешняя «религиозность», которой он в состоянии довести любого. Его манере общения противостоять практически невозможно. Адский папаша — хоть никого не бил и не так далее, но… ему было и не надо.
  • Арина Петровна Головлёва — его мать. Талантливая стяжательница, благодаря которой сложилось богатство рода Головлёвых, единственная кормилица семейства. Подобно сыну, имеет чисто внешнюю идею — жизнь ради семьи. При этом на практике сплошь и рядом жестоко угнетает своих близких. Скверная мамочка — Степана и Павла, по сути, свела в могилу, из третьего вырастила полное чудовище (себе же на голову).
    • И чем же она их свела в могилу? Степка-балбес промотался сам, ему был выделен отличный доходный дом в столице и даже после этого Арина Петровна была готова выделить ему небольшую деревушку, если бы Иудушка не переубедил ее , у Павла было неплохое имение и бухать его никто не заставлял.
  • Владимир Михайлович Головлёв — муж Арины Петровны. Эталонный недалёкий раздолбай, больше всего любит писать стихи под Баркова. Не ставится женой ни во что, в её стяжательстве никак не участвует. К началу романа — дряхлый старик. Перед смертью искренне раскаялся во всех грехах своей бестолковой жизни и скончался, полностью умиротворённый.
  • Степан Владимирович Головлёв aka Стёпка-балбес — старший брат Иудушки, безалаберный транжира и пьяница, пария в семье. Шут, больше ничего не умеет. Пробовал быть шулером — неудачно. К моменту начала романа почти полностью деградировал как личность.
  • Павел Владимирович Головлёв — младший брат Иудушки, бледная моль и нейтральный скучный, полностью лишённый поступков. Пофигист, резкий и немногословный, склонен к алкоголизму.
  • Владимир и Пётр Головлёвы — сыновья Иудушки. Оба очень скептически относятся к отцу, при этом не мыслят своей жизни без подчинения ему.
  • Аннинька (младшая) и Любинька (старшая) Головлёвы — внучки Арины Петровны (дети её умершей дочери Анны). С детства интуитивно понимают всю гибельность духовной атмосферы, царящей в семействе, и стремятся к чему-то светлому и честному. При этом в итоге кончают не лучше остальных членов семейства.
  • Евпраксеюшка — экономка и любовница Иудушки, родившая ему третьего сына. Очень глупа, но нетребовательна и сговорчива.
  • Улита — служанка Головлёвых. Хитра и склонна к интригам.

Сюжет[править]

Семейный суд[править]

Арина Петровна узнаёт, что московский дом, купленный ей сыну Степану в качестве «выброшенного куска» и одновременно «родительского благословления», продан за долги.

Сам Степан направляется в Головлёво. Он понимает, что ничего хорошего в Головлёве его не ждёт, что мать его «заест» полным пренебрежением. Но больше идти ему просто некуда, что понимают и он сам, и его мать, которая очень не хочет держать его рядом с собой.

Арина Петровна решает провести семейный суд совместно с братьями Степана. Павел ведёт себя пассивно-агрессивно, устраняясь от решения судьбы Степана. Напротив, Иудушка под видом сыновней ласки продавливает собственное решение — оставить Степана без наследства и поселить его в Головлёве до самой смерти.

Степана держат в крайне стеснённых бытовых условиях (чтобы он только не умер от голода и холода). Он постепенно спивается. Однажды Степан уходит из дома куда глаза глядят и чуть не погибает. Вернувшись, окончательно деградирует и довольно быстро умирает.

По-родственному[править]

Действие происходит спустя десять лет после первого рассказа. Владимир Михайлович умер. Крепостное право отменено, и это оказало огромное влияние на Арину Петровну. Она отказалась от владения имением, разделив его между сыновьями Порфирием (которому досталась лучшая половина) и Павлом. Капитал поначалу оставила себе, но из-за интриг Иудушки почти весь потратила на округление имения, после чего Порфирий Владимирович дал ей понять, что в Головлёве она на птичьих правах.

Арина Петровна переселилась к Павлу Владимировичу. Тот принял её сносно, но быстро спился. Понимая, что после его смерти наследником будет Иудушка, Арина Петровна пытается повлиять на Павла, чтобы тот написал завещание на неё (пользуясь ненавистью Павла к Иудушке), но безуспешно. В итоге Павел умирает, и Иудушка сразу же (даже немного заранее) является в Головлёво, принимая имение.

Не желая оставаться у Иудушки, Арина Петровна перебирается в Погорелку (имение Анниньки и Любиньки), причём происходит безобразная ссора между ней и Порфирием из-за её тарантаса, который он, выжимая педаль в пол, объявил своим. Уступив, Иудушка призывает Арину Петровну сохранять родственные связи.

Семейные итоги[править]

После смерти брата Павла Иудушка становится владельцем его части головлёвского имения и самым крупным помещиком в округе. Арина Петровна обосновалась в Погорелке. Аннинька и Любинька как раз сбегают из головлёвского семейства, подавшись в актрисы.

Арина Петровна от непривычной бедности быстро деградирует и в итоге становится приживалкой Иудушки, который очень этим доволен, потому что можно без помех разыгрывать роль почтительного сына. Она часто бывает у Порфирия в Головлёве.

Сын Иудушки Владимир недавно покончил жизнь самоубийством из-за того, что Иудушка «за непочтительность» лишил его денежного довольствия. Другой сын, Пётр, проиграл полковые деньги, и покрыть недостачу он может, только взяв деньги у отца.

Понимая, что надеяться на помощь Иудушки — это «от железного попа да каменной просвиры ждать», Пётр обращается к Арине Петровне с просьбой запугать Иудушку угрозой материнского проклятия (которого тот очень боится). Она отказывается, но, когда видит отчаяние Петеньки, всё-таки проклинает Порфирия.

Племяннушка[править]

Иудушка так и не дал денег сыну. Материнское проклятие не испугало его, потому что не выглядело «настоящим». Арина Петровна умирает в Погорелке, а Петенька — по дороге в ссылку.

Аннинька приезжает в Головлёво, чтобы вступить в права управления своим имением. Жизнь там кажется ей крайне скучной, что не нравится Иудушке. Он долго удерживает её в Головлёве под всякими несущественными предлогами, а также пытается сексуально домогаться.

Только пообещав вернуться в Головлёво впоследствии, Аннинька вырывается оттуда. Под конец её нервы не выдерживают царящей там пошлости, и она приходит в исступление.

Недозволенные семейные радости[править]

Незадолго до последнего приезда Петеньки в Головлёво (рассказ «Семейные итоги») становится известно о беременности Евпраксеюшки. Это — настоящая радость для самой Евпраксеюшки, Улитушки и Арины Петровны. При этом сам Иудушка долго делает вид, что не имеет к этой беременности никакого отношения.

После рождения ребёнка он долго колеблется, но затем приходит к решению сдать ребёнка (названного Владимиром, как и умерший сын Иудушки) в воспитательный дом. Пока Евпраксеюшка в беспомощном состоянии после родов, Улитушка отвозит туда Володьку.

Выморочный[править]

Иудушка оказывается в полном одиночестве — единственной компанией ему остаётся Евпраксеюшка (Арина Петровна и Петенька уже умерли). Но она, задетая за живое исчезновением ребёнка, решает начать изводить Иудушку. И Евпраксеюшка становится первым человеком, которому это удаётся, благодаря «упорству тупоумия».

Иудушка сильно деградирует и, подобно обоим его братьям, умершим от запоя обычного, предаётся «запою праздномыслия», создавая себе искусственный мир, в котором он безжалостно обирает всех окружающих и становится день ото дня всё богаче.

Расчёт[править]

Аннинька снова приезжает в Головлёво — ослабевшая и безнадёжно больная. Она сама заявляет, что приехала умирать.

Рассказывается история Анниньки и Любиньки после того, как они покинули Головлёво и стали актрисами. Это оказалась совсем не та трудовая и чистая жизнь, о которой они мечтали. Денег, правда, хватало, но при этом девушки становились объектом назойливого мужского внимания дурного толка.

Любинька первая нашла себе покровителя, а потом практически вынудила сделать это и Анниньку. Целый год длились эти порочные отношения, пока их покровители не пропали — их застали за крупной кражей, и Любинькин покровитель Люлькин застрелился, а Аннинькин Кукишев — отправился в ссылку. Любинька и Аннинька очень много натерпелись на процессе по этому делу.

Затем всё стало ещё хуже. Следующие покровители-купчишки обращались с ними куда грубее, а затем Аннинька с Любинькой вообще пошли по рукам и были мгновенно выкинуты на улицу, стоило только им потерять товарный вид. От театра их тоже мало-помалу отстранили. В итоге Любинька предложила самоубийство, но духу выпить настой из головок от фосфорных спичек хватило только у неё одной. Аннинька осталась жива и поехала в Головлёво.

Там от обоюдной безысходности они сблизились с Иудушкой. Под влиянием Анниньки он тоже спился по-настоящему. Наконец у него запоздало проснулась совесть. Подведём итог его славных деяний: хитростью отодвинул от наследства Степана (спился и умер), лицемерием оставил Павлу незначительную часть наследства (умер, одержимый запоем), свёл в могилу мать, загнав её в нищету, лишил Владимира средств (суицид), не помог Петру избежать ареста (умер в ссылке), Володеньку отправил без ведома матери в приют, забирал всё из нищей деревни Любови и Анны (первая покончила с собой, вторая смертельно больна туберкулёзом).

Иудушка впадал в запои, и ему всюду мерещились «умертвия» — призраки родных, которых он прямо или косвенно довёл до смерти. Он пробовал спасаться молитвами, но тщетно. Не вынеся угрызений совести, он холодной дождливой ночью, легко одетым, пошёл на могилу матери, дабы попросить прощения за всё. Наутро его нашли у дороги замёрзшим.

Аннинька слегла в смертельной горячке. И отправили верхового к Надежде Ивановне Галкиной — дальней родственнице, ставшей наследницей огромного головлёвского имения.

Что здесь есть[править]

  • Обыденность зла — целиком о тропе, как и большая часть творчества этого автора. Ни Порфирий «Иудушка» Головлёв, ни его мать не являются какими-то сугубыми злодеями, однако в основном именно их поступки и характер прямо или косвенно привели к смерти практически всех членов семейства, включая и самого Иудушку с матерью.
  • Антиреклама спиртного/Заливать горе:
    • Степан заливал водкой горе после разорения и постылую полуголодную жизнь в имении у матери, куда был вынужден с позором вернуться. Его пьяное состояние описывается так, что на алкоголь и глядеть страшно.
    • Павел — свою болезнь и ненависть пополам со страхом перед Иудушкой.
    • Порфирий — свою бесполезность, свою пустоту.
    • Аннинька пьёт после краха «театральной карьеры» (банального содержанства) и самоубийства сестры.
  • Бастард — Володька, сын Иудушки и Евпраксеюшки. В итоге отправлен в воспитательный дом по инициативе Иудушки, что окончательно обрекло последнего на одиночество.
  • В общем, все умерли — в самом прямом смысле: вымерло всё семейство Головлёвых без остатка, а имение перешло дальней родственнице — некой Надежде Ивановне Галкиной. К концу романа жива только Аннинька, хотя, судя по всему, её конец недалёк (туберкулёз с кровохарканьем в XIX в. умели лечить не лучше, чем сейчас — рак IV стадии) Про туберкулёз написано в статье В общем, все умерли; как это связано с горячкой — не знаю.
  • Все оттенки серого. Арина Петровна, несмотря на жестокость, единственный цельный и деятельный человек в семье, а Иудушка остаётся один расплачиваться за грехи своего непутёвого семейства. Однако их антагонистов и жертв тоже белыми не назовёшь: непутёвый бездельник и транжира Степан, горький пьяница Павел, растратчики Петя и Володя, особы довольно нетяжёлого поведения Аннинька и Любинька (начали с актрис в пошлых пьесах, закончили банальными содержанками), да и Евпраксеюшка, «девица духовного звания», т. е. дочь священника (!) — ничтоже сумняся, согласилась на блудное сожительство и прижила ребёнка с Иудушкой буквально за объедки с барского стола и возможность тырить съестное из кладовых.
  • Грызня за наследство — ещё при жизни Арины Петровны.
  • Девственность — самое дорогое — тема с «сокровищем», которое необходимо беречь, у Анниньки и Любиньки. Не сберегли. Сбежали, чтобы стать актрисами… ненадолго.
  • Жадина-говядина — Арина Петровна.
    • Однако не лишена доброты. Когда Стёпка-балбес оказался не приспособлен ни к какой службе, выделила ему хороший «кусок» — доходный дом, который можно было сдавать частями (квартиры, комнаты, углы) и жить на «нетрудовые доходы». Сын залез в долг и дом продали на аукционе. И хоть она была разгневана на неблагодарность, а также расстроена, что не узнала всё вовремя (а то бы перекупила тот дом по дешёвке), её понять можно. И пока Иудушка её не убедил заставить Стёпку отказаться от наследства и оставить из милости жить в приживалах, она думала дать сыну ещё какой-нибудь «кусок», на который он мог бы жить.
    • Иудушка — педаль в пол, натуральный скупой рыцарь. Если мать обирала чужих людей ради богатства своей семьи, то сын грабил родственников, притом что был вполне зажиточным. Такое ощущение, что занимался этим из спортивного интереса.
  • Злодейское попрекание — Степан Владимирович, возвращаясь в Головлёво и размышляя о своей незавидной судьбе, вспоминает свою тётку Веру Михайловну, «которая из милости жила в головлёвской усадьбе у братца Владимира Михайлыча и которая умерла „от умеренности“, потому что Арина Петровна корила её каждым куском, съедаемым за обедом, и каждым поленом дров, употребляемых для отопления её комнаты».
  • Инцест — Иудушка делал очень явные намёки племяннице Анниньке.
  • Лицемер:
    • Религиозное лицемерие — стиль жизни Иудушки (педаль в пол и практически кодификатор тропа для русской классики).
    • Лицемерие «заботливой матери семейства» — Арины Петровны.
    • Затем применяется Евпраксеюшкой против самого Иудушки как единственное возможное оружие против него.
  • Несчастливый конец — у всех Головлёвых, кроме Владимира Михайловича.
  • Обвинить в самоубийстве — Петруша Головлёв обвиняет Иудушку в самоубийстве своего брата Владимира (после того, как Владимир женился без благословения отца, Порфирий Владимирович перестал высылать сыну деньги, обрекая того вместе с женой на голодное существование, чего он выдержать не смог).
    • Главный ужас этой истории — сын Володя, завися от отца материально, известил его в письме о своём желании жениться на одной милой девушке. Получил ответ в стиле «возражений не имею», женился… и вмиг лишился денежной помощи от отца. Почему? Письмо было недостаточно почтительным, сын имел глупость написать «хочу жениться», а не «милый папенька, покорнейше прошу Вашего дозволения жениться». Папенькин ответ «хочешь — так женись» отнюдь не следовало понимать как разрешение и благословение! В общем, сам дурак сынок, если не понял, что папа обиделся. Так дураком и помер сын Володя — руки на себя наложил. Какая-то очень уж изуверская шутка для человека, у которого всего ДВА сына, а не дюжина…
  • Природа отдохнула — никто из детей Арины Петровны не унаследовал её стяжательского таланта.
  • Промотавшийся аристократ:
    • Степан — педаль в пол (подробности по ссылке).
    • Пётр промотался буквально — проиграл в карты казённые деньги и был сослан.
    • Любинька и Аннинька.
  • Смерть равносильна искуплению/Искупление равносильно смерти — конец Иудушки.
  • Ушёл достойно — отец семейства Владимир Михайлович, недалёкий, легкомысленный, ничтожный подкаблучник, увлекающийся сочинением пошлых стихов, перед смертью искренне раскаялся во всех грехах своей бестолковой и развратной жизни и скончался, примирившись с Богом, полностью умиротворённый.
  • Яблоко от яблони далеко падает — Аннинька и Любинька (а также, возможно, их мать). С детства тянутся к честной трудовой жизни вопреки всему, что их окружает.
  • Яблоко от яблони недалеко падает — Степан Владимирович любовью к безделью очень напоминает отца, Иудушка своим стяжательством — мать (хотя занимается мелочами, будучи лишён её приобретательского таланта).

Тропы вокруг романа[править]

  • Изменившаяся мораль. Аннинька и Любинька играют в театре, за это их дядя (Иудушка), бабушка (Арина Петровна), поп и даже последние крепостные крестьяне считают «белетными» (проститутками). Казалось бы — ну играют девушки в театре, почему к ним такое отношение? Внезапно, субверсия. Дело в том, что сёстры играют не в приличном театре вроде МХАТа или «Сатирикона» (на момент написания повести уже существовали весьма респектабельные Малый, Александрийский и Михайловский театры), а в пошлейшем кабаре с непристойными песенками и «оголением» тела (в современном сеттинге можно бы было сравнить со стриптизёршами в каком-нибудь ночном клубе). Неудивительно, что впоследствии идут по рукам.
    • К сожалению, такова была судьба многих актрис, потому что попасть в питерские и московские театры было, понятное дело, непросто, а в провинции (да часто и в столичных театрах, если нет совершенно выдающегося дарования или везения) актрисы превращались в содержанок, актёры — в циничных алкоголиков. Об этом много писали Островский, Чехов, Куприн, Амфитеатров и т. д. И тот же Салтыков-Щедрин показывает, что девушки пошли на сцену ради «святого искусства», а во что это выльется, знать не знали.
  • Неприемлемый финал — изначально роман должен был закончиться главой «У тихой пристани», где Иудушка женится на Евпраксеюшке и спокойно доживает свой век в родовом поместье. Но потом писатель отказался от этой главы и роман окончился смертью Иудушки.
  • Обнять и плакать — Аннинька, Любинька и актёр Милославский 10-й. Он молча любил Анниньку, но из-за безденежья не решался объясниться, а когда она уже стала проституткой, прислал ей письмо, «в котором настоятельно предлагал ей руку и сердце». «Аннинька прочла письмо и заплакала. Целую ночь она металась, была, как говорится, сама не своя, но наутро послала короткий ответ: „Для чего? для того, что ли, чтоб вместе водку пить?“»
  • Опозоренное в веках имя — уменьшительно-ласкательное «Иудушка». Стало синонимом слащавого, вкрадчивого и безгранично подлого человека. Ленин дразнил так Троцкого, чем очень его раздражал.
  • Россия, которую мы потеряли — аверсия. Показано крайне скучное и неромантичное существование богатой дворянской семьи — именно тот случай, когда принято писать о красивой жизни.
  • Эффект альфы — за этот титул конкурируют «История одного города» и «Господа Головлёвы».

Цитаты[править]

  • Не надо думать, что Иудушка был лицемер в смысле, например, Тартюфа или любого современного французского буржуа, соловьем рассыпающегося по части общественных основ. Нет, ежели он и был лицемер, то лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежествен без границ, сутяга, лгун, пустослов и, в довершение всего, боялся черта. Все это такие отрицательные качества, которые отнюдь не могут дать прочного материала для действительного лицемерия. (Здесь «действительное лицемерие» понимается в несколько узком смысле, как лицемерие какой-то политической или философской системы, поэтому автор и отказывает в нём Иудушке).
  • Бывают минуты, когда человек, который дотоле только существовал, вдруг начинает понимать, что он не только воистину живет, но что в его жизни есть даже какая-то язва. Откуда она взялась, каким образом и когда именно образовалась — в большей части случаев он хорошо себе не объясняет и чаще всего приписывает происхождение язвы совсем не тем причинам, которые в действительности ее обусловили. Но для него оценка факта даже не нужна: достаточно и того, что язва существует. Действие такого внезапного откровения, будучи для всех одинаково мучительным, в дальнейших практических результатах видоизменяется, смотря по индивидуальным темпераментам. Одних сознание обновляет, воодушевляет решимостью начать новую жизнь на новых основаниях; на других оно отражается лишь преходящею болью, которая не произведет в будущем никакого перелома к лучшему, но в настоящем высказывается даже болезненнее, нежели в том случае, когда встревоженной совести, вследствие принятых решений, все-таки представляются хоть некоторые просветы в будущем.
  • Пошлость имеет громадную силу; она всегда застает свежего человека врасплох, и, в то время как он удивляется и осматривается, она быстро опутывает его и забирает в свои тиски. Всякому, вероятно, случалось, проходя мимо клоаки, не только зажимать нос, но и стараться не дышать; точно такое же насилие должен делать над собой человек, когда вступает в область, насыщенную празднословием и пошлостью. Он должен притупить в себе зрение, слух, обоняние, вкус; должен победить всякую восприимчивость, одеревенеть. Только тогда миазмы пошлости не задушат его.

Адаптации[править]

  • Чёрно-белый фильм «Иудушка Головлёв» 1933 г.
  • Телеспектакль «Господа Головлёвы» 1978 г.
  • Фильм «Господа Головлёвы» 2010 г.
  • Спектакль Серебренникова «Господа Головлёвы» 2012 г., с Кравченко и Мироновым.
  • Спектакль театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова «Господа Г…» (с 2005)