Субверсия

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Subverted Trope. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Кажется, что троп есть, а потом обнаруживается, что на самом деле нет.

Субверсия (лат. subversio, букв. «ниспровержение») — вид игры со штампом, одна из разновидностей его сознательного избегания. От аверсии отличается тем, что при аверсии аудитория ждёт штампа, руководствуясь исключительно законами жанра — штамп не появляется; а при субверсии уже в самом сюжете дан намёк, что вот оно, сейчас будет — и вроде бы поначалу так оно и происходит, но потом штамп отыгрывается совсем иначе, нежели ожидалось.

Например, если в боевике после того, как герои разгромили базу злодея в пух и прах и оставили там хлам и крошево, и зритель ждёт большого бадабума, а ничего не взрывается и никто даже не думает ничего взрывать — это аверсия тропа Рушится царство кощеево. А если нам показывают героев, минирующих базу перед отступлением, они нажимают на кнопку, гремит взрыв — но база остаётся стоять как ни в чём не бывало, или взрывается совершенно не то, что планировали, то вот она, субверсия. Не доложили взрывчатки. Или кто-то что-то перепутал. А если взрыв происходит такой, как надо, базу разносит вдребезги, вместе с героями, у которых — вот досада-то! — не получилось эффектно выйти из огненного шара, то это деконструкция.

А ещё бывает двойная субверсия: сперва кажется, что троп играется прямо, потом — что перед нами субверсия… а потом оказывается, что всё-таки прямо. В примере выше это может выглядеть так: герои минируют базу и нажимают кнопку… вместо взрыва раздаётся лёгкий чпок, зрители (а возможно, и герои) в недоумении… но тут база всё-таки рушится[1] — благодаря мастерству минёра для этого хватило и «чпока».

При добавлении в статьи примеров, которые вы считаете субверсиями, пожалуйста, объясняйте, почему это субверсия: то есть до какого момента троп играется прямо, и в чём потом состоит сюрприз. Если термин употребляется без данного примечания, то или старайтесь добавлять его (если знаете произведение достаточно хорошо[2]), или удаляйте его употребление вовсе. Не жалейте. Неверные употребления крайне часты.

Одним из удачных смоделированных примером субверсии приводит later в разборе «Евангелиона»: «Представьте, что вы пошли в магазин, и купили апельсиновый сок. Пришли домой, открыли его, а он оказался ананасовым. Вас и обманули, и вы идёте в этом случае разбираться с магазином. А теперь представьте, что внутри той же пачки с апельсиновым соком оказался мультифруктовый. То есть продавец вас как бы не совсем обманул — апельсиновый сок внутри правда есть, но он перемешан с остальными вкусами, поэтому всё равно остаётся чувство, что вас обманули. Это и есть subversion».

Тропы, сами по себе являющиеся субверсиями других тропов:

Важно: субверсия — это НЕ «разновидность», НЕ «вариант» и НЕ «версия» чего-то, люди, запомните это наконец! И не «прикрученный фитилёк» тоже!

Иначе говоря, несмотря на наличие знакомой приставки «суб», субверсия — это не «суб-версия». То есть не «под-версия», «подвид версии» или «версия версии». Если же вы искали именно «суб-версию» — это дальше по коридору: Зигзаг либо С прикрученным фитильком.


Примечания[править]

  1. Как в знаменитой сцене из «Тёмного рыцаря» — когда Джокер пытается взорвать больницу…
  2. «Спойлерность» такого уточнения не является причиной для его отсутствия. Во-первых, упоминание субверсии уже спойлерит этот момент. Во-вторых, как упоминание, так и пояснение можно убрать под спойлер на общих основаниях.