Вишнёвый сад: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(не показано 6 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''«Вишнёвый сад»''' — пьеса в четырёх действиях за авторством Антона Павловича Чехова. Хотя пьеса изначально заявлена как комедия, смеяться здесь, по большому счёту, не над чем.
'''«Вишнёвый сад»''' пьеса в четырёх действиях за авторством Антона Павловича Чехова. Хотя пьеса изначально заявлена автором как комедия, смеяться здесь, по большому счёту, не над чем.


Известно, что Чехов писал эту пьесу при тяжелейшем обострении туберкулёза, что и является причиной слабой связности текста.
Известно, что Чехов писал эту пьесу при тяжелейшем обострении туберкулёза, что и является причиной слабой связности текста.
Строка 6: Строка 6:
37-летняя помещица Любовь Андреевна Раневская возвращается в родное имение из Парижа после пяти лет жизни за границей. У Раневской большие долги, из-за которых банк выставил всю её недвижимость на аукцион. Раневской предлагает помощь богатый купец Лопахин: он предлагает Раневской вырубить вишнёвый сад; тогда можно будет выдавать участки в аренду дачникам. Раневская и её брат, Леонид Гаев, отказываются: воспоминания о саде для них слишком дороги. Лопахин продолжает настаивать на своём проекте как на единственно верном пути.
37-летняя помещица Любовь Андреевна Раневская возвращается в родное имение из Парижа после пяти лет жизни за границей. У Раневской большие долги, из-за которых банк выставил всю её недвижимость на аукцион. Раневской предлагает помощь богатый купец Лопахин: он предлагает Раневской вырубить вишнёвый сад; тогда можно будет выдавать участки в аренду дачникам. Раневская и её брат, Леонид Гаев, отказываются: воспоминания о саде для них слишком дороги. Лопахин продолжает настаивать на своём проекте как на единственно верном пути.


Раневские продолжают вести праздный образ жизни и жить на широкую ногу. Тем не менее, проблема вскоре даёт о себе знать: на аукционе имение продаётся Лопахину, который теперь намеревается вырубить вишнёвый сад под корень и воплотить свой план в жизнь. Все уезжают: Раневская снова уезжает в Париж, Лопахин уезжает в [[Тракторная столица|Харьков]] по неотложным делам. В доме остаётся только пожилой лакей Фирс, прекрасно помнящий эпоху крепостного права ([[Шея мёрзнет без ошейника|а его отмену он называет «несчастьем»]]).
Раневские продолжают вести праздный образ жизни и жить на широкую ногу. Тем не менее, проблема вскоре даёт о себе знать: на аукционе имение продаётся Лопахину, который теперь намеревается вырубить вишнёвый сад под корень и воплотить свой план в жизнь. Все уезжают: Раневская снова уезжает в Париж, Лопахин уезжает в [[Тракторная столица|Харьков]] по неотложным делам. В доме остаётся только старый лакей Фирс, прекрасно помнящий эпоху крепостного права ([[Шея мёрзнет без ошейника|а его отмену он называет «несчастьем»]]).


И, пожалуй, очевидно, что Фирс вскорости умрёт, и сам прекрасно это понимает. Финальная сцена пьесы, в которой старик ложится «отдохнуть» — одна из самых трогательных (и философских?) в мировой драматургии.
И, пожалуй, очевидно, что Фирс вскорости умрёт, и сам прекрасно это понимает. Финальная сцена пьесы, в которой старик ложится «отдохнуть» — одна из самых трогательных (и философских?) в мировой драматургии.
Строка 15: Строка 15:
** IRL Фаина Фельдман (1896—1984) взяла сценическую фамилию «Раневская» именно в честь этого персонажа. Под этим [[псевдоним]]ом и прославилась.
** IRL Фаина Фельдман (1896—1984) взяла сценическую фамилию «Раневская» именно в честь этого персонажа. Под этим [[псевдоним]]ом и прославилась.
* '''Леонид Андреевич Гаев''' — брат Любови Раневской. Так же, как и Раневская, Гаев живёт прошлым и не умеет решать проблемы. Видимо, немного не при своих (слишком много выпил шампанского в своей жизни?): время от времени вворачивает в речь термины из бильярда («Жёлтого в угол! Дуплет в середину!», и т. п.); также [[Вербальный тик|иногда совершенно не в тему произносит: «Кого?»]].
* '''Леонид Андреевич Гаев''' — брат Любови Раневской. Так же, как и Раневская, Гаев живёт прошлым и не умеет решать проблемы. Видимо, немного не при своих (слишком много выпил шампанского в своей жизни?): время от времени вворачивает в речь термины из бильярда («Жёлтого в угол! Дуплет в середину!», и т. п.); также [[Вербальный тик|иногда совершенно не в тему произносит: «Кого?»]].
* '''Аня Раневская''' — молодая девушка, дочь Любови Андреевной. Наивная идеалистка.
* '''Аня Раневская''' молодая девушка, дочь Любови Андреевной. [[Наивный идеалист|Наивная идеалистка]].
* '''Варя Раневская''' — приёмная дочь Раневских.
* '''Варя Раневская''' приёмная дочь Раневских, ведущая хозяйство.
* '''Борис Борисович Симеонов-Пищик''' — разорившийся дворянин, отчаянно ищущий возможность расплатиться с долгами (из-за чего регулярно берёт новые займы). Несмотря ни на что, Симеонов-Пищик — вечный оптимист, надеющийся на удачу.
* '''Борис Борисович Симеонов-Пищик''' — разорившийся дворянин, отчаянно ищущий возможность расплатиться с долгами (из-за чего регулярно берёт новые займы). Несмотря ни на что, Симеонов-Пищик — вечный оптимист, надеющийся на удачу. Любит танцы; на балу ведёт себя как самозваный танцмейстер.
* '''Семён Пантелеевич Епиходов''' — конторщик, «обиженный судьбой». Неуклюжий и неловкий, постоянно влипает во всевозможные передряги, и за это его дразнят Тридцать Три Несчастья. Но это не единственная и даже не главная причина, почему над ним смеются. Дело в том, что скромность — не для него, и с чувством меры у него тоже проблемы: он постоянно и трагикомически пытается «произвести впечатление», бравирует тем, что читал модных авторов, позёрствует (причём самому ему кажется, что это «романтично»).
* '''Семён Пантелеевич Епиходов''' — конторщик, «обиженный судьбой». Неуклюжий и неловкий, постоянно влипает во всевозможные передряги, и за это его дразнят Тридцать Три Несчастья. Но это не единственная и даже не главная причина, почему над ним смеются. Дело в том, что скромность — не для него, и с чувством меры у него тоже проблемы: он постоянно и трагикомически пытается «произвести впечатление», бравирует тем, что читал модных авторов, позёрствует (причём самому ему кажется, что это «романтично»).
* '''Фирс''' — пожилой лакей Раневских, преданный им. Ему 87 лет.
* '''Фирс''' — престарелый лакей Раневских, преданный им. Ему 87 лет.
* '''Яша''' — молодой лакей. Козёл, каких надо поискать: груб, циничен и нагл.
* '''Яша''' — молодой лакей. Козёл, каких надо поискать: груб, циничен и нагл.
* '''Петя Трофимов''' — представитель интеллигенции. «Вечный студент» (не может окончить курс в институте; дважды был отчислен).
* '''Петя Трофимов''' — представитель интеллигенции. «Вечный студент» (не может окончить курс в институте; дважды был отчислен).
* '''Шарлотта''' — старая (в других постановках — всего лишь не юная) гувернантка Раневских. Её прошлое — одна большая загадка: у неё нет паспорта, она не знает, сколько ей лет.
* '''Шарлотта''' старая (в других постановках — всего лишь не юная) гувернантка Раневских. Фокусница и чревовещательница. Её прошлое — одна большая загадка: у неё нет паспорта, она не знает, сколько ей лет.


== Что тут есть? ==
== Что тут есть? ==
Строка 28: Строка 28:
* [[Верный слуга]] — Фирс для Раневских.
* [[Верный слуга]] — Фирс для Раневских.
* [[Вечный оптимист]] — Симеонов-Пищик в долгах как в шелках, однако никогда не унывает, надеясь на удачу.
* [[Вечный оптимист]] — Симеонов-Пищик в долгах как в шелках, однако никогда не унывает, надеясь на удачу.
* [[Дойти до самоубийства]] — истинная причина, почему Раневские вернулись в Россию.
** ''Откуда взялось самоубийство? В пьесе его нет''.
* [[Единственный нормальный человек]] — в семье Раневских таковым выступает Варя.
* [[Единственный нормальный человек]] — в семье Раневских таковым выступает Варя.
* [[Житель страны эльфов]] — Гаев. Чего только стоит монолог, посвящённый книжному шкафу.
* [[Житель страны эльфов]] — Гаев. Чего только стоит монолог, посвящённый книжному шкафу.
Строка 37: Строка 35:
* [[Откровение у холодильника]] — скорее всего, Трофимова отчисляли из-за его политических взглядов.
* [[Откровение у холодильника]] — скорее всего, Трофимова отчисляли из-за его политических взглядов.
* [[Парвеню]] — Лопахин. Его отец и дед были крепостными крестьянами, а сам Лопахин ныне — богатый купец.
* [[Парвеню]] — Лопахин. Его отец и дед были крепостными крестьянами, а сам Лопахин ныне — богатый купец.
* [[Пейсы, кашрут и день субботний]] — упоминаемый в пьесе еврейский оркестр.
* [[Потому что вы были добры ко мне]] — Лопахин, как может, помогает Раневской спасти имение. Потому что в юности она, важная барыня, была добра к нему, сыну разбогатевшего мужика-крестьянина.
* [[Потому что вы были добры ко мне]] — Лопахин, как может, помогает Раневской спасти имение. Потому что в юности она, важная барыня, была добра к нему, сыну разбогатевшего мужика-крестьянина.
* [[Промотавшийся аристократ]] — Любовь Андреевна Раневская. Но особенно выделяется Гаев, «проевший на леденцах всё своё состояние».
* [[Промотавшийся аристократ]] — Любовь Андреевна Раневская. Но особенно выделяется Гаев, «проевший на леденцах всё своё состояние».

Версия 09:16, 17 мая 2025

«Вишнёвый сад» — пьеса в четырёх действиях за авторством Антона Павловича Чехова. Хотя пьеса изначально заявлена автором как комедия, смеяться здесь, по большому счёту, не над чем.

Известно, что Чехов писал эту пьесу при тяжелейшем обострении туберкулёза, что и является причиной слабой связности текста.

Сюжет

37-летняя помещица Любовь Андреевна Раневская возвращается в родное имение из Парижа после пяти лет жизни за границей. У Раневской большие долги, из-за которых банк выставил всю её недвижимость на аукцион. Раневской предлагает помощь богатый купец Лопахин: он предлагает Раневской вырубить вишнёвый сад; тогда можно будет выдавать участки в аренду дачникам. Раневская и её брат, Леонид Гаев, отказываются: воспоминания о саде для них слишком дороги. Лопахин продолжает настаивать на своём проекте как на единственно верном пути.

Раневские продолжают вести праздный образ жизни и жить на широкую ногу. Тем не менее, проблема вскоре даёт о себе знать: на аукционе имение продаётся Лопахину, который теперь намеревается вырубить вишнёвый сад под корень и воплотить свой план в жизнь. Все уезжают: Раневская снова уезжает в Париж, Лопахин уезжает в Харьков по неотложным делам. В доме остаётся только старый лакей Фирс, прекрасно помнящий эпоху крепостного права (а его отмену он называет «несчастьем»).

И, пожалуй, очевидно, что Фирс вскорости умрёт, и сам прекрасно это понимает. Финальная сцена пьесы, в которой старик ложится «отдохнуть» — одна из самых трогательных (и философских?) в мировой драматургии.

Персонажи

  • Ермолай Алексеевич Лопахин — богатый купец, выходец из простых мужиков. На протяжении всей пьесы пытается помочь Раневской спасти своё имение от продажи. В финале выкупает имение.
  • Любовь Андреевна Раневская — помещица, крупно задолжавшая банку. От всех предложений Лопахина по спасению имения отказывается: её не отпускает ностальгия по прошлому.
    • IRL Фаина Фельдман (1896—1984) взяла сценическую фамилию «Раневская» именно в честь этого персонажа. Под этим псевдонимом и прославилась.
  • Леонид Андреевич Гаев — брат Любови Раневской. Так же, как и Раневская, Гаев живёт прошлым и не умеет решать проблемы. Видимо, немного не при своих (слишком много выпил шампанского в своей жизни?): время от времени вворачивает в речь термины из бильярда («Жёлтого в угол! Дуплет в середину!», и т. п.); также иногда совершенно не в тему произносит: «Кого?».
  • Аня Раневская — молодая девушка, дочь Любови Андреевной. Наивная идеалистка.
  • Варя Раневская — приёмная дочь Раневских, ведущая хозяйство.
  • Борис Борисович Симеонов-Пищик — разорившийся дворянин, отчаянно ищущий возможность расплатиться с долгами (из-за чего регулярно берёт новые займы). Несмотря ни на что, Симеонов-Пищик — вечный оптимист, надеющийся на удачу. Любит танцы; на балу ведёт себя как самозваный танцмейстер.
  • Семён Пантелеевич Епиходов — конторщик, «обиженный судьбой». Неуклюжий и неловкий, постоянно влипает во всевозможные передряги, и за это его дразнят Тридцать Три Несчастья. Но это не единственная и даже не главная причина, почему над ним смеются. Дело в том, что скромность — не для него, и с чувством меры у него тоже проблемы: он постоянно и трагикомически пытается «произвести впечатление», бравирует тем, что читал модных авторов, позёрствует (причём самому ему кажется, что это «романтично»).
  • Фирс — престарелый лакей Раневских, преданный им. Ему 87 лет.
  • Яша — молодой лакей. Козёл, каких надо поискать: груб, циничен и нагл.
  • Петя Трофимов — представитель интеллигенции. «Вечный студент» (не может окончить курс в институте; дважды был отчислен).
  • Шарлотта — старая (в других постановках — всего лишь не юная) гувернантка Раневских. Фокусница и чревовещательница. Её прошлое — одна большая загадка: у неё нет паспорта, она не знает, сколько ей лет.

Что тут есть?

«

Фирс: Перед несчастьем тоже было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.
Гаев: Перед каким несчастьем?
Фирс: Перед волей [т. е. отменой крепостного права в 1861 году].

»
— А. П. Чехов, «Вишнёвый сад»