Справочник автора/Аналоговая фотография: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
(Добавил раздел с тропами) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
==Тропы и штампы о фототехнике== | ==Тропы и штампы о фототехнике== | ||
Список не полный. Кто знает больше тропов и примеров — смело пишите их сюда. | Список не полный. Кто знает больше тропов и примеров — смело пишите их сюда. | ||
Строка 274: | Строка 7: | ||
*[[Версия для бедных|Фотоплёнка для бедных]] — чёрно-белые фотоматериалы по сравнению с цветными. Наиболее ярко проявлялось в СССР, где производство адекватных цветных плёнок для широкого потребления наладить так и не смогли. Что касается самих же фотоплёнок, и там троп отыгрывался значительное количество раз: | *[[Версия для бедных|Фотоплёнка для бедных]] — чёрно-белые фотоматериалы по сравнению с цветными. Наиболее ярко проявлялось в СССР, где производство адекватных цветных плёнок для широкого потребления наладить так и не смогли. Что касается самих же фотоплёнок, и там троп отыгрывался значительное количество раз: | ||
** В начале XX века рулонные среднеформатные плёнки были единственной дешёвой альтернативой фотопластинкам и первым же фотоматериалом, доступным новичкам. Затем на смену ей пришла 35-мм узкая плёнка, являясь самой доступной из фотоплёнок до нашего времени. | ** В начале XX века рулонные среднеформатные плёнки были единственной дешёвой альтернативой фотопластинкам и первым же фотоматериалом, доступным новичкам. Затем на смену ей пришла 35-мм узкая плёнка, являясь самой доступной из фотоплёнок до нашего времени. | ||
** Отечественные фотоплёнки против зарубежных<ref>Отечественные, конечно, дешевле. На данный момент обусловлено в том числе и разницей в оплате труда.</ref>. Результат выходит | ** Отечественные фотоплёнки против зарубежных<ref>Отечественные, конечно, дешевле. На данный момент обусловлено в том числе и разницей в оплате труда.</ref>. Результат выходит закономерным… | ||
*[[Дилетант широкого профиля]] — эта участь постигла огромное количество любительских компактных камер. Плохонький, зачастую мыльный несменный объектив с примерно никакой светосилой, неудовлетворительно работающая автоматика определения и установки экспозиции, единственный — автоматический — режим съёмки, простейший центральный затвор, и вовсе не компактные размеры. Снимки | *[[Дилетант широкого профиля]] — эта участь постигла огромное количество любительских компактных камер. Плохонький, зачастую мыльный несменный объектив с примерно никакой светосилой, неудовлетворительно работающая автоматика определения и установки экспозиции, единственный — автоматический — режим съёмки, простейший центральный затвор, и вовсе не компактные размеры. Снимки получались… соответствующие. | ||
*[[Искусственный гений]] — автоматика электронных камер профи-уровня с начала 1980-х годов. Работает быстрее, точнее и лучше человека, потому и широко применяется фотографами — как в студии, так и особенно при репортажной съёмке. | *[[Искусственный гений]] — автоматика электронных камер профи-уровня с начала 1980-х годов. Работает быстрее, точнее и лучше человека, потому и широко применяется фотографами — как в студии, так и особенно при репортажной съёмке. | ||
*[[Искусственный идиот]] — автоматика ранних электронных камер. Технологии были, мягко говоря, неспособны решить такую задачку хотя бы на уровне человека, прослушавшего первые пару лекций фотокружка. Или взявшего в руки банальную | *[[Искусственный идиот]] — автоматика ранних электронных камер. Технологии были, мягко говоря, неспособны решить такую задачку хотя бы на уровне человека, прослушавшего первые пару лекций фотокружка. Или взявшего в руки банальную «Смену-8М». | ||
*[[Крепкий середнячок]] — целый набор различных моделей фотоаппаратов из среднелюбительского сегмента. Разумеется, по своим характеристикам они не дотягивают и близко до топовых моделей, однако более чем способны выдать приличную картинку за приемлемую для обывателя цену. Из фотоплёнок под троп полностью попадает 35-мм узкая в катушках. | *[[Крепкий середнячок]] — целый набор различных моделей фотоаппаратов из среднелюбительского сегмента. Разумеется, по своим характеристикам они не дотягивают и близко до топовых моделей, однако более чем способны выдать приличную картинку за приемлемую для обывателя цену. Из фотоплёнок под троп полностью попадает 35-мм узкая в катушках. | ||
*[[Круто и практично]] — великое множество фотокамер за более чем полуторавековую историю фотографии. Профессиональные зеркальные аппараты под 35-мм плёнку, двухобъективки Rolleiflex, большеформатные Graflex, среднеформатные Hasselblad, компакт-камеры наподобие Olympus | *[[Круто и практично]] — великое множество фотокамер за более чем полуторавековую историю фотографии. Профессиональные зеркальные аппараты под 35-мм плёнку, двухобъективки Rolleiflex, большеформатные Graflex, среднеформатные Hasselblad, компакт-камеры наподобие Olympus MJU… Все они использовались и используются тысячами и сотнями тысяч фотографов по всему миру. | ||
*[[Круто, но непрактично]] — и таких фотоаппаратов история знала предостаточно. Взять тот же круто выглядящий, но никакой в эргономике и технике Киев 6С, | *[[Круто, но непрактично]] — и таких фотоаппаратов история знала предостаточно. Взять тот же круто выглядящий, но никакой в эргономике и технике Киев 6С, «шпионские» фотоаппараты под 16-мм сверхузкие плёнки, поздние камеры Leica, форматы плёнки наподобие дисковой(!)… | ||
** «Зенит-Д». Первый фотоаппарат с автоматикой приоритета диафрагмы, но для советской элементной базы шестидесятых это оказалось попыткой прыгнуть выше головы — получилось слишком дорого и слишком ненадёжно. | |||
*[[Круто, но трудно|Круто, но трудно (фотоаппараты)]] — в фототехнике это механические фотокамеры начала XX века. В особенности при реконструкции фотографа того времени. В особенности, если эта фотокамера пластиночная. Даже профессиональным фотографам, привыкшим к современным электронным аппаратам придётся заново переучиваться и многое запоминать. Однако взгляды окружающих (неважно где — от синайских гор и до новгородских болот) и проявляемый ими неподдельный интерес того стоят, поверьте. | *[[Круто, но трудно|Круто, но трудно (фотоаппараты)]] — в фототехнике это механические фотокамеры начала XX века. В особенности при реконструкции фотографа того времени. В особенности, если эта фотокамера пластиночная. Даже профессиональным фотографам, привыкшим к современным электронным аппаратам придётся заново переучиваться и многое запоминать. Однако взгляды окружающих (неважно где — от синайских гор и до новгородских болот) и проявляемый ими неподдельный интерес того стоят, поверьте. | ||
*[[Круто, но трудно|Круто, но трудно (фотодело)]] — в самом фотоделе это любой фотографический процесс, отличный от проявки 35-мм чёрно-белой плёнки, исполненный своими руками. Съёмка на бумажный негатив, по рецептам 1850-х с приготовлением собственных эмульсий и реактивов, домашняя проявка советских просроченных | *[[Круто, но трудно|Круто, но трудно (фотодело)]] — в самом фотоделе это любой фотографический процесс, отличный от проявки 35-мм чёрно-белой плёнки, исполненный своими руками. Съёмка на бумажный негатив, по рецептам 1850-х с приготовлением собственных эмульсий и реактивов, домашняя проявка советских просроченных плёнок… Получится скорее всего далеко не с первого раза, но зато каков соблазн почувствовать себя (и пройти путём) Дагера или Ньепса… | ||
*[[Круто, но жалко тратить]] — дорогие цветные или слайдовые плёнки, равно как и картриджи/листовая плёнка. Особенно с нынешними ценами и доступностью этих самых плёнок. | *[[Круто, но жалко тратить]] — дорогие цветные или слайдовые плёнки, равно как и картриджи/листовая плёнка. Особенно с нынешними ценами и доступностью этих самых плёнок. | ||
*[[Не баг, а фича]] — пополам с [[так плохо, что уже хорошо|соседним тропом]] безоговорочную победу в этом сомнительном соревновании одерживает ЛОМО-Компакт Автомат. Целый жанр фотографии названный в честь | *[[Не баг, а фича]] — пополам с [[так плохо, что уже хорошо|соседним тропом]] безоговорочную победу в этом сомнительном соревновании одерживает ЛОМО-Компакт Автомат. Целый жанр фотографии названный в честь него… это вам не то! | ||
*[[Неладно скроен, но крепко сшит]] — пожалуй, следует отметить всю продукцию завода ЛОМО, начиная с первых Фотокоров. | *[[Неладно скроен, но крепко сшит]] — пожалуй, следует отметить всю продукцию завода ЛОМО, начиная с первых Фотокоров. | ||
*[[Нубская труба]] — любительские автоматические или полуавтоматические камеры после 1970-х сюда идут (почти) целиком. И прощающие весьма значительные ошибки пл экспозиции любительские плёнки тоже. | *[[Нубская труба]] — любительские автоматические или полуавтоматические камеры после 1970-х сюда идут (почти) целиком. И прощающие весьма значительные ошибки пл экспозиции любительские плёнки тоже. | ||
*[[Но если уметь им пользоваться…]] — большеформатные фотокамеры. Очень специфический и сложный в освоении — только для получения кадра надо сделать '''девять''' операций<ref>1. Открыть затвор. 2. Навестись на резкость. 3. Закрыть (и взвести при возможности) затвор. 4. Определить и выставить пару "выдержка-диафрагма". 5. Заменить матовое стекло на кассету. 6. Вытащить шибер. 7. Отработать определённую в п.4 экспопару. 8. Задвинуть шибер. 9. Сменить кассету обратно на матовое стекло.</ref> инструмент, в руках профессионала позволяющий получить уникальную фотографию ''очень'' высокого качества. А уж какие на них выходят | *[[Но если уметь им пользоваться…]] — большеформатные фотокамеры. Очень специфический и сложный в освоении — только для получения кадра надо сделать '''девять''' операций<ref>1. Открыть затвор. 2. Навестись на резкость. 3. Закрыть (и взвести при возможности) затвор. 4. Определить и выставить пару "выдержка-диафрагма". 5. Заменить матовое стекло на кассету. 6. Вытащить шибер. 7. Отработать определённую в п.4 экспопару. 8. Задвинуть шибер. 9. Сменить кассету обратно на матовое стекло.</ref> инструмент, в руках профессионала позволяющий получить уникальную фотографию ''очень'' высокого качества. А уж какие на них выходят портреты… | ||
*[[Проверенное временем]] — семейство фотоаппаратов | *[[Проверенное временем]] — семейство фотоаппаратов «Смена» как таковое. По сути, менялся только дизайн — на протяжении 40 лет механика оставалась прежней, а оптика только незначительно дорабатывалась. В отличие от продукции КМЗ (ёжики кололись…), получалось хорошо и даже очень. А если ещё вспомнить, что сменовский затвор основан на затворе Комсомольца-Любителя, который в свою очередь основан на затворе довоенного Voigtlander… | ||
*[[Садистский выбор]] — съёмка в неблагоприятных световых условиях на далеко не лучшие плёнки. Открыть диафрагму побольше, пожертвовав глубиной резкости или закрыться до получения приемлемой ГРИП и стараться удержать камеру ровно на длинной выдержке? Решать фотографу. | *[[Садистский выбор]] — съёмка в неблагоприятных световых условиях на далеко не лучшие плёнки. Открыть диафрагму побольше, пожертвовав глубиной резкости или закрыться до получения приемлемой ГРИП и стараться удержать камеру ровно на длинной выдержке? Решать фотографу. | ||
*[[Сверхбыстрое моральное устаревание]] — вся отечественная фототехника (в особенности ФЭД/Зенит) после 1960-х годов. На внутреннем рынке она продавалась до самого развала Нерушимого и даже чуть позже, но вот по другую сторону железного занавеса (и по эту после 1991) троп с приходом электроники в фотокамеры был отыгран на полную катушку. | *[[Сверхбыстрое моральное устаревание]] — вся отечественная фототехника (в особенности ФЭД/Зенит) после 1960-х годов. На внутреннем рынке она продавалась до самого развала Нерушимого и даже чуть позже, но вот по другую сторону железного занавеса (и по эту после 1991) троп с приходом электроники в фотокамеры был отыгран на полную катушку. | ||
*[[Тени былого величия]] — Kodak. Просто Kodak как фирма таковая, ещё двадцать лет назад заправлявшая почти всей мировой фотографией. Тасма, Fuji, Fomapan плетутся где-то следом — но там и величия было | *[[Тени былого величия]] — Kodak. Просто Kodak как фирма таковая, ещё двадцать лет назад заправлявшая почти всей мировой фотографией. Тасма, Fuji, Fomapan плетутся где-то следом — но там и величия было поменьше… | ||
*[[Уныло, но практично]] — хорошая компактная или базовая зеркальная камера под 35-мм плёнку. Большего любителю с собой в отпуск и не надо. | *[[Уныло, но практично]] — хорошая компактная или базовая зеркальная камера под 35-мм плёнку. Большего любителю с собой в отпуск и не надо. | ||
*[[Упростили и опошлили]] — ''modus operandi'' отечественного фотоаппаратостроения. Сначала — в отношении копируемой иностранной фототехники (технологию производства надо было упрощать), а потом — в отношении [[педаль в пол|этих самых копий]]. | *[[Упростили и опошлили]] — ''modus operandi'' отечественного фотоаппаратостроения. Сначала — в отношении копируемой иностранной фототехники (технологию производства надо было упрощать), а потом — в отношении [[педаль в пол|этих самых копий]]. | ||
Версия 18:09, 26 мая 2022
Тропы и штампы о фототехнике
Список не полный. Кто знает больше тропов и примеров — смело пишите их сюда.
- Фотоаппарат для бедных — практически вся советская фототехника на данный момент является именно этим. Нет денег на среднеформатный Hasselblad? Возьмите «Киев». Нужна дальномерная камера, а почку ради Лейки продавать не хочется? Весь ассортимент «Зорких» и «ФЭДов» в наличии. А зеркальные «Зениты» так вообще давят педаль в асфальт — фотоаппарат хоть и примитивен до невозможности, однако наклёпано их было много, стоят они сейчас крайне дёшево, а штатный объектив имеет весьма приличные f/2 на 50 мм и без особых проблем ставится на тот же Canon.
- Да и в старые времена экспортные «Зениты» под разными названиями брали своё прочностью и невысокой ценой.
- Мыльница или простейшая «коробочка» — фотокамера для бедных как есть.
- Фотоплёнка для бедных — чёрно-белые фотоматериалы по сравнению с цветными. Наиболее ярко проявлялось в СССР, где производство адекватных цветных плёнок для широкого потребления наладить так и не смогли. Что касается самих же фотоплёнок, и там троп отыгрывался значительное количество раз:
- В начале XX века рулонные среднеформатные плёнки были единственной дешёвой альтернативой фотопластинкам и первым же фотоматериалом, доступным новичкам. Затем на смену ей пришла 35-мм узкая плёнка, являясь самой доступной из фотоплёнок до нашего времени.
- Отечественные фотоплёнки против зарубежных[1]. Результат выходит закономерным…
- Дилетант широкого профиля — эта участь постигла огромное количество любительских компактных камер. Плохонький, зачастую мыльный несменный объектив с примерно никакой светосилой, неудовлетворительно работающая автоматика определения и установки экспозиции, единственный — автоматический — режим съёмки, простейший центральный затвор, и вовсе не компактные размеры. Снимки получались… соответствующие.
- Искусственный гений — автоматика электронных камер профи-уровня с начала 1980-х годов. Работает быстрее, точнее и лучше человека, потому и широко применяется фотографами — как в студии, так и особенно при репортажной съёмке.
- Искусственный идиот — автоматика ранних электронных камер. Технологии были, мягко говоря, неспособны решить такую задачку хотя бы на уровне человека, прослушавшего первые пару лекций фотокружка. Или взявшего в руки банальную «Смену-8М».
- Крепкий середнячок — целый набор различных моделей фотоаппаратов из среднелюбительского сегмента. Разумеется, по своим характеристикам они не дотягивают и близко до топовых моделей, однако более чем способны выдать приличную картинку за приемлемую для обывателя цену. Из фотоплёнок под троп полностью попадает 35-мм узкая в катушках.
- Круто и практично — великое множество фотокамер за более чем полуторавековую историю фотографии. Профессиональные зеркальные аппараты под 35-мм плёнку, двухобъективки Rolleiflex, большеформатные Graflex, среднеформатные Hasselblad, компакт-камеры наподобие Olympus MJU… Все они использовались и используются тысячами и сотнями тысяч фотографов по всему миру.
- Круто, но непрактично — и таких фотоаппаратов история знала предостаточно. Взять тот же круто выглядящий, но никакой в эргономике и технике Киев 6С, «шпионские» фотоаппараты под 16-мм сверхузкие плёнки, поздние камеры Leica, форматы плёнки наподобие дисковой(!)…
- «Зенит-Д». Первый фотоаппарат с автоматикой приоритета диафрагмы, но для советской элементной базы шестидесятых это оказалось попыткой прыгнуть выше головы — получилось слишком дорого и слишком ненадёжно.
- Круто, но трудно (фотоаппараты) — в фототехнике это механические фотокамеры начала XX века. В особенности при реконструкции фотографа того времени. В особенности, если эта фотокамера пластиночная. Даже профессиональным фотографам, привыкшим к современным электронным аппаратам придётся заново переучиваться и многое запоминать. Однако взгляды окружающих (неважно где — от синайских гор и до новгородских болот) и проявляемый ими неподдельный интерес того стоят, поверьте.
- Круто, но трудно (фотодело) — в самом фотоделе это любой фотографический процесс, отличный от проявки 35-мм чёрно-белой плёнки, исполненный своими руками. Съёмка на бумажный негатив, по рецептам 1850-х с приготовлением собственных эмульсий и реактивов, домашняя проявка советских просроченных плёнок… Получится скорее всего далеко не с первого раза, но зато каков соблазн почувствовать себя (и пройти путём) Дагера или Ньепса…
- Круто, но жалко тратить — дорогие цветные или слайдовые плёнки, равно как и картриджи/листовая плёнка. Особенно с нынешними ценами и доступностью этих самых плёнок.
- Не баг, а фича — пополам с соседним тропом безоговорочную победу в этом сомнительном соревновании одерживает ЛОМО-Компакт Автомат. Целый жанр фотографии названный в честь него… это вам не то!
- Неладно скроен, но крепко сшит — пожалуй, следует отметить всю продукцию завода ЛОМО, начиная с первых Фотокоров.
- Нубская труба — любительские автоматические или полуавтоматические камеры после 1970-х сюда идут (почти) целиком. И прощающие весьма значительные ошибки пл экспозиции любительские плёнки тоже.
- Но если уметь им пользоваться… — большеформатные фотокамеры. Очень специфический и сложный в освоении — только для получения кадра надо сделать девять операций[2] инструмент, в руках профессионала позволяющий получить уникальную фотографию очень высокого качества. А уж какие на них выходят портреты…
- Проверенное временем — семейство фотоаппаратов «Смена» как таковое. По сути, менялся только дизайн — на протяжении 40 лет механика оставалась прежней, а оптика только незначительно дорабатывалась. В отличие от продукции КМЗ (ёжики кололись…), получалось хорошо и даже очень. А если ещё вспомнить, что сменовский затвор основан на затворе Комсомольца-Любителя, который в свою очередь основан на затворе довоенного Voigtlander…
- Садистский выбор — съёмка в неблагоприятных световых условиях на далеко не лучшие плёнки. Открыть диафрагму побольше, пожертвовав глубиной резкости или закрыться до получения приемлемой ГРИП и стараться удержать камеру ровно на длинной выдержке? Решать фотографу.
- Сверхбыстрое моральное устаревание — вся отечественная фототехника (в особенности ФЭД/Зенит) после 1960-х годов. На внутреннем рынке она продавалась до самого развала Нерушимого и даже чуть позже, но вот по другую сторону железного занавеса (и по эту после 1991) троп с приходом электроники в фотокамеры был отыгран на полную катушку.
- Тени былого величия — Kodak. Просто Kodak как фирма таковая, ещё двадцать лет назад заправлявшая почти всей мировой фотографией. Тасма, Fuji, Fomapan плетутся где-то следом — но там и величия было поменьше…
- Уныло, но практично — хорошая компактная или базовая зеркальная камера под 35-мм плёнку. Большего любителю с собой в отпуск и не надо.
- Упростили и опошлили — modus operandi отечественного фотоаппаратостроения. Сначала — в отношении копируемой иностранной фототехники (технологию производства надо было упрощать), а потом — в отношении этих самых копий.
- ↑ Отечественные, конечно, дешевле. На данный момент обусловлено в том числе и разницей в оплате труда.
- ↑ 1. Открыть затвор. 2. Навестись на резкость. 3. Закрыть (и взвести при возможности) затвор. 4. Определить и выставить пару "выдержка-диафрагма". 5. Заменить матовое стекло на кассету. 6. Вытащить шибер. 7. Отработать определённую в п.4 экспопару. 8. Задвинуть шибер. 9. Сменить кассету обратно на матовое стекло.