Пасхальное яйцо/Литература: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
(Синхронизация подстатьи) |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
==== Поэзия ==== | ==== Поэзия ==== | ||
* [[Владимир Высоцкий]] иногда давал эпизодическим (а бывало, что и главным) персонажам своих баллад… фамилии своих друзей из реального мира. | * [[Владимир Высоцкий]] иногда давал эпизодическим (а бывало, что и главным) персонажам своих баллад… фамилии своих друзей из реального мира. | ||
** У него есть поэма-цикл «Что случилось в пятом „А“, или Ничего | ** У него есть поэма-цикл «Что случилось в пятом „А“, или Ничего плохого у Витьки Кораблёва и друга закадычного — Вани Дыховичного». Это была отчаянная попытка Высоцкого закрепиться в качестве официального советского детского поэта. Попытка, блестящая по исполнению, но зарубленная и затоптанная цензурой под абсурдным предлогом «советские дети не такие!». Так вот, один из юных героев поэмы назван в честь Ивана Дыховичного (1947—2009), актёра Театра на Таганке, а впоследствии, уже после смерти Высоцкого — кинорежиссёра, сценариста и продюсера. | ||
** В балладе «На спор» действие происходит в годы Второй мировой войны. Там упоминается «майор Кохановский», который некогда преподнёс главному герою наградной браунинг. Игорь Кохановский (род. 1937) — инженер и поэт-песенник, соученик Высоцкого, который пел на слова Кохановского песню «Бабье лето» | ** В балладе «На спор» действие происходит в годы Второй мировой войны. Там упоминается «майор Кохановский», который некогда преподнёс главному герою наградной браунинг. Игорь Кохановский (род. 1937) — инженер и поэт-песенник, соученик Высоцкого, который пел на слова Кохановского песню «Бабье лето». Высоцкий посвятил ему трилогию песен «Мой друг уехал в Магадан», «Я расскажу тебе про Магадан» и «Приехал друг из Магадана», а также одно или два стихотворения. | ||
==== Иноязычное фэнтези ==== | ==== Иноязычное фэнтези ==== | ||
* Джоан Ролинг всё грозилась вставить имя Руперта Гринта<ref>В киноцикле о Гарри Поттере — экранизации книжной эпопеи — исполнитель роли Рональда Уизли.</ref> напрямую в текст книжной версии «[[Harry Potter|Гарри Поттера]]», хотя Руперт умолял этого не делать… и однажды исполнила свою угрозу крайне необычным способом. В шестом томе («Гарри Поттер и Принц-полукровка») профессор [[ | * Джоан Ролинг всё грозилась вставить имя Руперта Гринта<ref>В киноцикле о Гарри Поттере — экранизации книжной эпопеи — исполнитель роли Рональда Уизли.</ref> напрямую в текст книжной версии «[[Harry Potter|Гарри Поттера]]», хотя Руперт умолял этого не делать… и однажды исполнила свою угрозу крайне необычным способом. В шестом томе («Гарри Поттер и Принц-полукровка») профессор [[Клёвый учитель|Гораций Слизнорт]] — рассеянный, когда дело касается тех, из кого он не может извлечь никакой выгоды — забыл имя юного Уизли и обращается к его другу Поттеру: «Э-э… тот мальчик… Как его? Руперт, что ли?» Гарри в ответ укоризненно восклицает: «Профессор, что Вы! ''Рональд'', а не Руперт!» | ||
** У той же Ролинг, в том же шестом томе — [[На тебе!|минипародия]] на «[[Сумерки]]»<ref>Шестой том «Поттера» и первый том «Сумерек» вышли в одном и том же 2005 году. Но перед тем сюжет «Сумерек» чуть ли не год обсуждался в узколитературных кругах (с подачи самой Майер), и откровенно не понравился Джоан Ролинг и [[Стивен Кинг|Стивену Кингу]].</ref>. Уморительная сцена с [[вампир]]ом по фамилии Сангвини, к которому прикреплён учёный, изучавший вампиров (ведущий себя как социальный работник), призванный отучать его от вампиризма. Сангвини тоскливым, голодным взором следит за стайкой девочек — учениц Хогвартса, и «социальный работник» кричит ему: «Эй, эй, ты помнишь, о чём мы с тобой договаривались?.. На вот, возьми пирожок!»<ref>Эту сцену хотели включить в экранизацию, и даже подобрали актёра на роль Сангвини, очень убедительного внешне. В момент «искушения Сангвини» за кадром должна была звучать ироническая музыкальная цитата — слегка аранжированная главная тема киноверсии «Сумерек»… Но продюсеры порекомендовали не раздражать <s>фанаток</s> фанатов Эдварда Каллена — и именно эта сцена стала жертвой монтажных сокращений.</ref> | ** У той же Ролинг, в том же шестом томе — [[На тебе!|минипародия]] на «[[Сумерки]]»<ref>Шестой том «Поттера» и первый том «Сумерек» вышли в одном и том же 2005 году. Но перед тем сюжет «Сумерек» чуть ли не год обсуждался в узколитературных кругах (с подачи самой Майер), и откровенно не понравился Джоан Ролинг и [[Стивен Кинг|Стивену Кингу]].</ref>. Уморительная сцена с [[вампир]]ом по фамилии Сангвини, к которому прикреплён учёный, изучавший вампиров (ведущий себя как социальный работник), призванный отучать его от вампиризма. Сангвини тоскливым, голодным взором следит за стайкой девочек — учениц Хогвартса, и «социальный работник» кричит ему: «Эй, эй, ты помнишь, о чём мы с тобой договаривались?.. На вот, возьми пирожок!»<ref>Эту сцену хотели включить в экранизацию, и даже подобрали актёра на роль Сангвини, очень убедительного внешне. В момент «искушения Сангвини» за кадром должна была звучать ироническая музыкальная цитата — слегка аранжированная главная тема киноверсии «Сумерек»… Но продюсеры порекомендовали не раздражать <s>фанаток</s> фанатов Эдварда Каллена — и именно эта сцена стала жертвой монтажных сокращений.</ref> | ||
* Джордж Мартин оформил в [[A Song of Ice and Fire| | * Джордж Мартин оформил в «[[A Song of Ice and Fire|Танце с драконами]]» пасхалку, проиграв спор канадскому читателю Патрику Сен-Дени. Спорили они, к слову, о результате матча между любимыми футбольными командами — и команда Мартина проиграла (он болеет за аутсайдеров лиги из родного штата, они почти всегда проигрывают). По условиям спора, Мартин должен был вставить в книгу персонажа по имени сир Патрек с Королевской горы и убить его ужасной смертью. Мартин не подвёл: оказавшийся ужасно бестолковым, сир Патрик всю книгу комично пытался организовать себе выгодный брак, пока не доигрался. Джон Сноу предложил ему попросить руки и сердца у [[Крутая принцесса|Вель, свояченицы «Короля-за-Стеной» Манса-Налётчика]]. Но сначала, по законам Одичалых, похитить её из круглой башни, ночью. Желание войти в королевскую семью (пусть речь и идёт о короле Одичалых) настолько вскружило женишку голову, что он пренебрёг всеми мерами предосторожности и нарвался на охранявшего башню великана и неудачно пырнул его мечом. Итог закономерен — [[Несовместимая с жизнью тупость|смерть от потери черепа и правой руки]]. | ||
** Фанаты серии установили массу аллюзий. Так, Королевская гора — это Монреаль, откуда родом Сен-Дени. Его герб, синяя звезда — символ команды, за которую он болел. А убийство именно великаном (гигантом) — намёк на название команды Мартина. | ** Фанаты серии установили массу аллюзий. Так, Королевская гора — это Монреаль, откуда родом Сен-Дени. Его герб, синяя звезда — символ команды, за которую он болел. А убийство именно великаном (гигантом) — намёк на название команды Мартина. | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
==== Русскоязычное фэнтези ==== | ==== Русскоязычное фэнтези ==== | ||
* Л. Лагин, «Старик Хоттабыч»: заклинание «[[w:Леха доди|лехододиликраскало]]» — это отрывок из еврейского литургического гимна, приветствующего наступление шаббата. В поздней редакции, написанной после борьбы с космополитизмом, его уже нет. | |||
* В книге Михаила Бабкина «Слимперия» герой натыкается на книгу «Социальный уклад, быт и нравы вампирьей общины», сочинение некой адептки 8-го курса Вольхи Редной — привет Ольге Громыко и её героине из [[Белорский цикл|Белорского цикла]]. | |||
** Ольга Громыко ответила, сделав персонажем одного из своих рассказов вора Менеса, укравшего магический медальон (героя «Слимперии» зовут Семён, и магический амулет всегда с ним) | |||
** В другой книге, «Ахтимаг», упоминается город Вольхо-Лёнск. Лён — ещё один знаковый персонаж из книг Громыко. | |||
** А в «Хитнике» герой проходит мимо ресторанов «Верные враги» (ещё одна книга Ольги Громыко), «Филумана» (книга Валентина Шагирова), «[[Хроники странного королевства|Шеллар и мистралиец]]», «Слимп» (а это уже книга самого Бабкина)… | |||
* Еще одна отсылка к книгам Громыко — в «[[Путь Демона|Пути демона]]» Глушановского. В третьем томе мельком упоминается, что помимо близко знакомых герою вампиров-нежити в [[Дофига миров|одном из миров]] обитает разумная раса вампиров. В описании с легкостью узнаются вампиры из Белорского цикла Громыко, что окончательно подтверждается названием мира. | |||
* Сама Громыко в своих «[[Космоолухи|Космоолухах]]» делает отсылку к «[[Геном]]у» Лукьяненко: неприятный навигатор из второй книги Алексей очень спешит на концерт группы с таким названием, а в конце главные герои случайно попадают на импровизированный концерт этого коллектива, чьи участники подозрительно похожи на героев «Генома». | * Сама Громыко в своих «[[Космоолухи|Космоолухах]]» делает отсылку к «[[Геном]]у» Лукьяненко: неприятный навигатор из второй книги Алексей очень спешит на концерт группы с таким названием, а в конце главные герои случайно попадают на импровизированный концерт этого коллектива, чьи участники подозрительно похожи на героев «Генома». | ||
** Да и вообще в «Космоолухах», особенно в первой книге, пасхалкам несть числа. | ** Да и вообще в «Космоолухах», особенно в первой книге, пасхалкам несть числа. | ||
** А Лукьяненко, в свою очередь, в том же «Геноме» делает отсылки к «[[Сага о Форкосиганах|Саге о Форкосиганах]]» Л. М. Буджолд: сначала в отделе регистрации браков в очереди перед главным героем оказывается статный красавец Айвен, ведущий за собой на цепи карлика по имени Майлз, а потом среди книг оказываются популярные сочинения про некоего «Горбатого», спецагента Имперской Безопасности, по профессии — бухгалтера (Майлз в оригинальной саге носил звание аудитора). | ** А Лукьяненко, в свою очередь, в том же «Геноме» делает отсылки к «[[Сага о Форкосиганах|Саге о Форкосиганах]]» Л. М. Буджолд: сначала в отделе регистрации браков в очереди перед главным героем оказывается статный красавец Айвен, ведущий за собой на цепи карлика по имени Майлз, а потом среди книг оказываются популярные сочинения про некоего «Горбатого», спецагента Имперской Безопасности, по профессии — бухгалтера (Майлз в оригинальной саге носил звание аудитора). | ||
** Там же, в «Геноме», главному герою предлагают посмотреть порносимуляцию, в которой угадывается сюжет фильма «Служебный роман». | ** Там же, в «Геноме», главному герою предлагают посмотреть порносимуляцию, в которой угадывается сюжет фильма «Служебный роман». | ||
* В общем романе Перумова и Лукьяненко «Не время для драконов» вскользь упоминаются персонажи из книги Лукьяненко «Мальчик и Тьма» — Лэн и Данька. Интересно, что «Мальчик и Тьма» имеет открытый финал, в котором Лэн и Данька уходят через некую междумирную дверь. Предполагается, что так они должны вернуться в родной мир Даньки. Сам автор, очевидно, такого шанса им не оставил, но читателей решил не расстраивать. | |||
** В «Осенних визитах» один из персонажей — писатель, автор романа для подростков «Солнечный котёнок», в разговоре с мальчиком Кириллом рассказывает, что солнечный котёнок погиб в бою, Лэн остепенился и осел в одном из миров, а Данька так и продолжает странствовать в поисках своего мира, но никогда его не найдёт, потому что уже забыл, как этот мир выглядит. Впрочем, поскольку персонаж в этот момент в довольно депрессивном настроении — [[Ненадёжный рассказчик|мог и соврать]]. | |||
** [[Слово Божие]] прямо говорит, что этот же Данька — персонаж «[[Лорд с планеты Земля|Лорда с планеты Земля]]». В повести «Мальчик и Тьма» упоминается его сон — купание в озере, над которым светят несколько лун — это сцена из «Планеты, которой нет». Поскольку дальше говорится, что взрослый Данька стал известным художником, видимо, на Землю он всё же вернулся. Ещё раз. | |||
* В первой книге цикла «[[Отблески Этерны]]» Веры Камши — «Красное на Красном» — один из солдат рассказывает сказку о некоем воре Гаррэте, «наполненную древними тайнами, жуткими тварями и немыслимыми приключениями». Это является отсылкой к серии игр [[Thief]], где главным героем является вор Гаррет(т), либо к циклу Алексея Пехова «Хроники Сиалы» (вдохновлённому Thief), где главным героем является вор Гаррет, либо и к тому, и к другому одновременно. | |||
** Пехов не остался в долгу, добавив отсылку к «Отблескам» во вторую книгу своей тетралогии «Ветер и искры»: | |||
{{q|Наконец я остановил свой выбор на книге в красном переплёте, повествующей об интригах и войнах. Написал её явно какой-то сказочник, но было весело. Всё вертелось вокруг парня по имени Ворон, который без устали лакал вино, почему-то обозванное «чёрным», спал с кем ни попадя (включая местную королеву) и начинал каждое утро с того, что убивал на дуэли с десяток отъявленных лгунов и негодяев. Любимыми развлечениями этого странного субъекта было: повоевать, поиграть в азартные игры и перевернуть всё с ног на голову.|А. Пехов, «Ветер и искры. Книга 2я. Ветер полыни»}} | |||
* [[Метавселенная Рудазова|Рудазов]] вообще нередко вставляет пасхалки, но в «[[Криабал]]е» автор представил целую россыпь в виде подарков на день рождения Тёмного Властелина: | * [[Метавселенная Рудазова|Рудазов]] вообще нередко вставляет пасхалки, но в «[[Криабал]]е» автор представил целую россыпь в виде подарков на день рождения Тёмного Властелина: | ||
** Сокол Смерти, [https://acomics.ru/~Oglaf/47 испепеляющий взглядом] (в комплекте со специальным колпачком). | ** Сокол Смерти, [https://acomics.ru/~Oglaf/47 испепеляющий взглядом] (в комплекте со специальным колпачком). | ||
Строка 26: | Строка 38: | ||
** Графин бесконечной воды, встречающийся в [[Planescape: Torment|небезызвестной игре]]. | ** Графин бесконечной воды, встречающийся в [[Planescape: Torment|небезызвестной игре]]. | ||
** Идол Великого Мумрика из книг о суперсыщике Калле Блумквисте авторства [[Астрид Линдгрен]]. | ** Идол Великого Мумрика из книг о суперсыщике Калле Блумквисте авторства [[Астрид Линдгрен]]. | ||
==== Прочая русскоязычная фантастика ==== | ==== Прочая русскоязычная фантастика ==== | ||
* В цикле о Великом Гусляре Кира Булычёва есть персонаж-[[Магистр всяческих наук|учёный]], Лев Христофорович Минц. | |||
* Актёр [[Актёр Семецкий|Юра Семецкий]], вечный покойник. В одной из первых книг Лукьяненко был эпизодический персонаж по фамилии Семецкий (на самом деле даже Семенецкий), которого застрелили в подъезде собственного дома. Каково же было удивление автора, когда однажды к нему подошел реальный человек с такой фамилией и сказал, что совсем не сердится на свою смерть, и наоборот, был бы рад, если бы его однофамильцы и дальше гибли в каждой книге. С тех пор это и стало [[Постоянная шутка|постоянной]] «шуткой для людей своего круга» среди российских писателей. | * Актёр [[Актёр Семецкий|Юра Семецкий]], вечный покойник. В одной из первых книг Лукьяненко был эпизодический персонаж по фамилии Семецкий (на самом деле даже Семенецкий), которого застрелили в подъезде собственного дома. Каково же было удивление автора, когда однажды к нему подошел реальный человек с такой фамилией и сказал, что совсем не сердится на свою смерть, и наоборот, был бы рад, если бы его однофамильцы и дальше гибли в каждой книге. С тех пор это и стало [[Постоянная шутка|постоянной]] «шуткой для людей своего круга» среди российских писателей. | ||
** [[Педаль в асфальт]] вдавил Андрей Белянин, который создал бессмертного персонажа Семецкого, которого убивали много раз. | ** [[Педаль в асфальт]] вдавил Андрей Белянин, который создал бессмертного персонажа Семецкого, которого убивали много раз. | ||
** В некоторых модах к [[S.T.A.L.K.E.R.]] присутствуют ежедневные сообщения о смерти некоего Юрика Семецкого. Также этого персонажа можно встретить как призрака Зоны в «Тайных тропах», где он даёт протагонисты наводку на артефакт, позволяющий ему противостоять Хозяевам Зоны, а в финале мода Ф. О. Т. О. Г. Р. А. Ф. мы узнаем, что нашего протагониста, собственно Фотографа, зовут Юрий Семецкий… И, собственно, узнаем, как он связался с Хозяевами и вообще дошел до жизни такой (Фотограф и «Тайные тропы» — единая сюжетная линия). | ** В некоторых модах к [[S.T.A.L.K.E.R.]] присутствуют ежедневные сообщения о смерти некоего Юрика Семецкого. Также этого персонажа можно встретить как призрака Зоны в «Тайных тропах», где он даёт протагонисты наводку на артефакт, позволяющий ему противостоять Хозяевам Зоны, а в финале мода Ф. О. Т. О. Г. Р. А. Ф. мы узнаем, что нашего протагониста, собственно Фотографа, зовут Юрий Семецкий… И, собственно, узнаем, как он связался с Хозяевами и вообще дошел до жизни такой (Фотограф и «Тайные тропы» — единая сюжетная линия). | ||
*** В сопутствующую книжную серию его ввёл Василий Орехов в первом же романе, а вслед за ним и все подтянувшиеся авторы. Когда в серию уломали написать Михаила Успенского, мощный старик не мог не постебаться: | *** В сопутствующую книжную серию его ввёл Василий Орехов в первом же романе, а вслед за ним и все подтянувшиеся авторы. Когда в серию уломали написать [[Михаил Успенский|Михаила Успенского]], мощный старик не мог не постебаться: | ||
{{q|pre=1|Даже тотализатор в Зоне появился! Всегда можно было | {{q|pre=1|Даже тотализатор в Зоне появился! Всегда можно было помазать — где, когда и при каких обстоятельствах погибнет Семецкий, ибо данная тема была воистину неисчерпаемой. Это называлось «Семецкого страховать», и перешло в фольклор: «Что ты мне тут Семецкого страхуешь!», «Не страхуй Семецкого» и т. п. | ||
… | … | ||
Другой достопримечательностью бара «Хардчо» была статуя Семецкого перед | Другой достопримечательностью бара «Хардчо» была статуя Семецкого перед входом — так некогда гипсовый или бронзовый Ильич охранял райкомы и обкомы покойной КПСС. Толстосумы Предзонья дивились расточительности Большого, потому что выписал он московского скульптора, хотя и на месте хватало умельцев — тот же Мастдай. Но статую босс заказал не простую. Уж не из гипса, не из мрамора — а вообще из ничего. | ||
Пьедестал был настоящим, гранитным, а вот сама | Пьедестал был настоящим, гранитным, а вот сама статуя — голографическим изображением. | ||
Смотреть на это диво лучше было вечером, без лишнего света. | Смотреть на это диво лучше было вечером, без лишнего света. | ||
Легендарный сталкер, как живой, в домашнем халате и в тапочках покоился в совершенно мещанском кресле и держал на коленях кошку. | Легендарный сталкер, как живой, в домашнем халате и в тапочках покоился в совершенно мещанском кресле и держал на коленях кошку. | ||
Иногда изображение исчезало, чтобы так же внезапно возникнуть ровно через две с половиной минуты. Таким образом художник хотел подчеркнуть дуалистическую природу Семецкого: вот он есть, а вот его уже нет. | Иногда изображение исчезало, чтобы так же внезапно возникнуть ровно через две с половиной минуты. Таким образом художник хотел подчеркнуть дуалистическую природу Семецкого: вот он есть, а вот его уже нет. | ||
А кошка на коленях служила намёком для самых неграмотных, потому что всякому неучу понятно, что | А кошка на коленях служила намёком для самых неграмотных, потому что всякому неучу понятно, что это — знаменитая кошка Шрёдингера, которая то ли живая, а то ли наоборот. Фифти-фифти. | ||
И никакой это был не аттракцион, а напоминание всем сталкерам о том, сколько разнообразнейших смертей поджидает их во время вылазок… | И никакой это был не аттракцион, а напоминание всем сталкерам о том, сколько разнообразнейших смертей поджидает их во время вылазок… | ||
| | |«Остальное — судьба»}} | ||
:* В романе «Спектр» всё того же Лукьяненко, «на посошок» перед своей смертью (не первой и явно не последней в этом сеттинге) у него заказывает «смешать что-нибудь покрепче» Семецкий. Бармен смешивает ему «Ватерлинию». Откуда известно, что это именно Семецкий? Фамилия зашифрована акропрозой. До того присутствует эпизод, в котором бармен, сетуя ГГ на вопиющую невзыскательность местной публики, [[Перекличка|перечисляет]] (под видом названий алкогольных коктейлей) литературные произведения: | :* В романе «Спектр» всё того же Лукьяненко, «на посошок» перед своей смертью (не первой и явно не последней в этом сеттинге) у него заказывает «смешать что-нибудь покрепче» Семецкий. Бармен смешивает ему «Ватерлинию». Откуда известно, что это именно Семецкий? Фамилия зашифрована акропрозой. До того присутствует эпизод, в котором бармен, сетуя ГГ на вопиющую невзыскательность местной публики, [[Перекличка|перечисляет]] (под видом названий алкогольных коктейлей) литературные произведения: | ||
{{Q|noanon=1|pre=1| | {{Q|noanon=1|pre=1| | ||
— Я люблю своих клиентов, — объяснил бармен. — Я люблю свою работу. Верите? | — Я люблю своих клиентов, — объяснил бармен. — Я люблю свою работу. Верите? | ||
Мартин кивнул. | Мартин кивнул. | ||
— И посмотрите, что я должен предлагать посетителям? — скорбно воскликнул бармен. — Местное пиво! Ячменный виски, который таки совсем не виски, а очень даже самогон! У меня есть два ящика напитков с Земли, но кто может позволить себе их купить? Кто попросит смешать коктейль? Кто здесь пьёт «[[Мир Полудня|Попытку к бегству]]» или | — И посмотрите, что я должен предлагать посетителям? — скорбно воскликнул бармен. — Местное пиво! Ячменный виски, который таки совсем не виски, а очень даже самогон! У меня есть два ящика напитков с Земли, но кто может позволить себе их купить? Кто попросит смешать коктейль? Кто здесь пьёт «[[Мир Полудня|Попытку к бегству]]» или «[[Олег Дивов|Выбраковку]]», кто закажет «[[Кольцо тьмы]]» или «Волчью натуру» [Владимир Николаевич («Воха») Васильев]? Даже банальный джин-тоник, даже «[[Лорд с планеты Земля|Стеклянное море]]» — немыслимая роскошь для Прерии. Это ужасно, молодой человек! На той неделе один поц заказал «Линию грёз» — как я радовался, что у меня нашелся и белый «Бюссо», и гренадин, и граппа… Так он же потом всё залакировал самогоном!}} | ||
: | ::* Кстати, в описании убийц Семецкого можно узнать писателей, «убивавших» его в своих книгах (в частности, самого Лукьяненко и Перумова). | ||
: | ::* А три посёлка старателей на Авалоне носят названия песен панк-группы «Беломорс», две из которых мелькают также в «Сумеречном дозоре» (с камео лидера группы Ласа, позже ставшим постоянным персонажем цикла), а третья — в «Лике Чёрной Пальмиры» Васильева. А ещё упоминаются братья Бушуевы, тёзки которых ещё подростками положили начало сайту «[[Гостья из будущего|Миелофон]]», редактировавшемуся тем же Ласом. И это даже далеко не половина всех пасхалок «Спектра», если что… | ||
:* Вышеупомянутый Рудазов пасхалку замутил двухуровневую: [[Мудрецы (дилогия)|умничка Светочка Колобкова]] прихватила с собой в круиз два сборника фантастических рассказов: [https://libking.ru/books/sf-/sf/112352-sergey-lukyanenko-eurocon-2008-ubit-chuzhogo.html «Убить Семецкого»] и [https://libking.ru/books/sf-/sf/174849-sergey-lukyanenko-eurocon-2008-spasti-chuzhogo.html «Спасти Семецкого»]. | :* Вышеупомянутый Рудазов пасхалку замутил двухуровневую: [[Мудрецы (дилогия)|умничка Светочка Колобкова]] прихватила с собой в круиз два сборника фантастических рассказов: [https://libking.ru/books/sf-/sf/112352-sergey-lukyanenko-eurocon-2008-ubit-chuzhogo.html «Убить Семецкого»] и [https://libking.ru/books/sf-/sf/174849-sergey-lukyanenko-eurocon-2008-spasti-chuzhogo.html «Спасти Семецкого»]. | ||
* | * [[Олди]] с Валентиновым в «Нам здесь жить» прикопали в одном из эпизодов криминального авторитета Сергея Лукьяненко. Лукьяненко Валентинова также пару раз пропесочил. | ||
* Пародийный роман Юлия Буркина и Сергея Лукьяненко «Остров Русь» сплошь насыщен — и даже перенасыщен — разнообразными «поклонами друзьям и коллегам». | |||
* Владимир Свержин в своей серии романов про Институт Экспериментальной Истории вывел под именем «одного из оперативников Института, Мишеля Дюнуара, он же шляхтич [[Перевод имени|Михал Чарновский]]» своего друга из реальной жизни, старожила тусовки [[Толкинистское движение России|толкинистов]], [[Полевая ролевая игра|ролевиков]] и исторических реконструкторов — Михаила Черняховского, специалиста по историческому фехтованию, но прославившегося почему-то своим орудованием совсем не фехтовальным оружием — дубиной<ref>До сих пор кое-где в правилах полевых ролевых игр можно встретить упоминания «дубины Черняховского», а в 1990-е они были сплошь и рядом, дубина и Черняховский были как Ленин и партия — едины.</ref>. | |||
** В некоторых из этих романов главные герои, переместившись во времени в средневековую Европу, встречают немецкого дворянина Росселина фон Шамберга, которого называют кратко — Росс. Это отсылка к еще одному легендарному деятелю той же «тусовки из Нескучного сада» — Руслану Слепову, известному под ником «Росс». | |||
* «Второго шанса не будет» Сурена Цормудяна — одна из надписей на стене дома в Москве: «Дмитрий! Ты был прав, но в одном ошибся. В метро никто не спасся. Артём». Без сомнений, это отсылка к «Метро 2033» Дмитрия Глуховского. | * «Второго шанса не будет» Сурена Цормудяна — одна из надписей на стене дома в Москве: «Дмитрий! Ты был прав, но в одном ошибся. В метро никто не спасся. Артём». Без сомнений, это отсылка к «Метро 2033» Дмитрия Глуховского. | ||
** В «Резервации 2051» того же автора один из учеников монаха Серафима — свободомыслящий отрок по фамилии Крест. Это уже отсылка к одному из главных героев цикла «ВШНБ». | ** В «Резервации 2051» того же автора один из учеников монаха Серафима — свободомыслящий отрок по фамилии Крест. Это уже отсылка к одному из главных героев цикла «ВШНБ». | ||
Строка 68: | Строка 72: | ||
** Педаль в пол — Щербатый, персонаж повести «Последние пассажиры» из цикла «ВШНБ» читает… «ВШНБ»! Причём остаётся невысокого мнения о книге и её авторе. | ** Педаль в пол — Щербатый, персонаж повести «Последние пассажиры» из цикла «ВШНБ» читает… «ВШНБ»! Причём остаётся невысокого мнения о книге и её авторе. | ||
** Там же, другой персонаж находит постапокалиптический роман некоего Бермек? Кербам? Беркем? — и хочет отнести его в подарок Щербатому. Ещё один персонаж советует выкинуть это дерьмо на хрен. | ** Там же, другой персонаж находит постапокалиптический роман некоего Бермек? Кербам? Беркем? — и хочет отнести его в подарок Щербатому. Ещё один персонаж советует выкинуть это дерьмо на хрен. | ||
* Всё у того же Цормудяна многие положительные персонажи носят фамилии известных (и уважаемых!) исторических личностей — причём автор подсвечивает, что это неслучайно. Но вот «мудозвон Сердюков», дом которого не жалко разнести гранатой — наверное, всё-таки совпадение. | |||
* Владимир Васильев, «Чёрная эстафета» — «Отдай мою посадочную ногу» (рассказ Евгения и Любови Лукиных) упоминается одной из героинь, как некий «русский шлягер». В интервью Васильев подтвердил, что упоминание является не случайным. | * Владимир Васильев, «Чёрная эстафета» — «Отдай мою посадочную ногу» (рассказ Евгения и Любови Лукиных) упоминается одной из героинь, как некий «русский шлягер». В интервью Васильев подтвердил, что упоминание является не случайным. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{Примечания}} |
Текущая версия на 10:05, 22 января 2024
Это подстатья к статье Пасхальное яйцо. Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.
Поэзия[править]
- Владимир Высоцкий иногда давал эпизодическим (а бывало, что и главным) персонажам своих баллад… фамилии своих друзей из реального мира.
- У него есть поэма-цикл «Что случилось в пятом „А“, или Ничего плохого у Витьки Кораблёва и друга закадычного — Вани Дыховичного». Это была отчаянная попытка Высоцкого закрепиться в качестве официального советского детского поэта. Попытка, блестящая по исполнению, но зарубленная и затоптанная цензурой под абсурдным предлогом «советские дети не такие!». Так вот, один из юных героев поэмы назван в честь Ивана Дыховичного (1947—2009), актёра Театра на Таганке, а впоследствии, уже после смерти Высоцкого — кинорежиссёра, сценариста и продюсера.
- В балладе «На спор» действие происходит в годы Второй мировой войны. Там упоминается «майор Кохановский», который некогда преподнёс главному герою наградной браунинг. Игорь Кохановский (род. 1937) — инженер и поэт-песенник, соученик Высоцкого, который пел на слова Кохановского песню «Бабье лето». Высоцкий посвятил ему трилогию песен «Мой друг уехал в Магадан», «Я расскажу тебе про Магадан» и «Приехал друг из Магадана», а также одно или два стихотворения.
Иноязычное фэнтези[править]
- Джоан Ролинг всё грозилась вставить имя Руперта Гринта[1] напрямую в текст книжной версии «Гарри Поттера», хотя Руперт умолял этого не делать… и однажды исполнила свою угрозу крайне необычным способом. В шестом томе («Гарри Поттер и Принц-полукровка») профессор Гораций Слизнорт — рассеянный, когда дело касается тех, из кого он не может извлечь никакой выгоды — забыл имя юного Уизли и обращается к его другу Поттеру: «Э-э… тот мальчик… Как его? Руперт, что ли?» Гарри в ответ укоризненно восклицает: «Профессор, что Вы! Рональд, а не Руперт!»
- У той же Ролинг, в том же шестом томе — минипародия на «Сумерки»[2]. Уморительная сцена с вампиром по фамилии Сангвини, к которому прикреплён учёный, изучавший вампиров (ведущий себя как социальный работник), призванный отучать его от вампиризма. Сангвини тоскливым, голодным взором следит за стайкой девочек — учениц Хогвартса, и «социальный работник» кричит ему: «Эй, эй, ты помнишь, о чём мы с тобой договаривались?.. На вот, возьми пирожок!»[3]
- Джордж Мартин оформил в «Танце с драконами» пасхалку, проиграв спор канадскому читателю Патрику Сен-Дени. Спорили они, к слову, о результате матча между любимыми футбольными командами — и команда Мартина проиграла (он болеет за аутсайдеров лиги из родного штата, они почти всегда проигрывают). По условиям спора, Мартин должен был вставить в книгу персонажа по имени сир Патрек с Королевской горы и убить его ужасной смертью. Мартин не подвёл: оказавшийся ужасно бестолковым, сир Патрик всю книгу комично пытался организовать себе выгодный брак, пока не доигрался. Джон Сноу предложил ему попросить руки и сердца у Вель, свояченицы «Короля-за-Стеной» Манса-Налётчика. Но сначала, по законам Одичалых, похитить её из круглой башни, ночью. Желание войти в королевскую семью (пусть речь и идёт о короле Одичалых) настолько вскружило женишку голову, что он пренебрёг всеми мерами предосторожности и нарвался на охранявшего башню великана и неудачно пырнул его мечом. Итог закономерен — смерть от потери черепа и правой руки.
- Фанаты серии установили массу аллюзий. Так, Королевская гора — это Монреаль, откуда родом Сен-Дени. Его герб, синяя звезда — символ команды, за которую он болел. А убийство именно великаном (гигантом) — намёк на название команды Мартина.
Прочая иноязычная фантастика[править]
- «Танцор Января» Майкла Флинна: весь экипаж корабля «Нью-Анжелес» (кроме, собственно, капитана Амоса Января) перекочевал туда прямиком из старинной ирландской песни «The Irish Rover». Хотя некоторым пришлось сменить пол.
Русскоязычное фэнтези[править]
- Л. Лагин, «Старик Хоттабыч»: заклинание «лехододиликраскало» — это отрывок из еврейского литургического гимна, приветствующего наступление шаббата. В поздней редакции, написанной после борьбы с космополитизмом, его уже нет.
- В книге Михаила Бабкина «Слимперия» герой натыкается на книгу «Социальный уклад, быт и нравы вампирьей общины», сочинение некой адептки 8-го курса Вольхи Редной — привет Ольге Громыко и её героине из Белорского цикла.
- Ольга Громыко ответила, сделав персонажем одного из своих рассказов вора Менеса, укравшего магический медальон (героя «Слимперии» зовут Семён, и магический амулет всегда с ним)
- В другой книге, «Ахтимаг», упоминается город Вольхо-Лёнск. Лён — ещё один знаковый персонаж из книг Громыко.
- А в «Хитнике» герой проходит мимо ресторанов «Верные враги» (ещё одна книга Ольги Громыко), «Филумана» (книга Валентина Шагирова), «Шеллар и мистралиец», «Слимп» (а это уже книга самого Бабкина)…
- Еще одна отсылка к книгам Громыко — в «Пути демона» Глушановского. В третьем томе мельком упоминается, что помимо близко знакомых герою вампиров-нежити в одном из миров обитает разумная раса вампиров. В описании с легкостью узнаются вампиры из Белорского цикла Громыко, что окончательно подтверждается названием мира.
- Сама Громыко в своих «Космоолухах» делает отсылку к «Геному» Лукьяненко: неприятный навигатор из второй книги Алексей очень спешит на концерт группы с таким названием, а в конце главные герои случайно попадают на импровизированный концерт этого коллектива, чьи участники подозрительно похожи на героев «Генома».
- Да и вообще в «Космоолухах», особенно в первой книге, пасхалкам несть числа.
- А Лукьяненко, в свою очередь, в том же «Геноме» делает отсылки к «Саге о Форкосиганах» Л. М. Буджолд: сначала в отделе регистрации браков в очереди перед главным героем оказывается статный красавец Айвен, ведущий за собой на цепи карлика по имени Майлз, а потом среди книг оказываются популярные сочинения про некоего «Горбатого», спецагента Имперской Безопасности, по профессии — бухгалтера (Майлз в оригинальной саге носил звание аудитора).
- Там же, в «Геноме», главному герою предлагают посмотреть порносимуляцию, в которой угадывается сюжет фильма «Служебный роман».
- В общем романе Перумова и Лукьяненко «Не время для драконов» вскользь упоминаются персонажи из книги Лукьяненко «Мальчик и Тьма» — Лэн и Данька. Интересно, что «Мальчик и Тьма» имеет открытый финал, в котором Лэн и Данька уходят через некую междумирную дверь. Предполагается, что так они должны вернуться в родной мир Даньки. Сам автор, очевидно, такого шанса им не оставил, но читателей решил не расстраивать.
- В «Осенних визитах» один из персонажей — писатель, автор романа для подростков «Солнечный котёнок», в разговоре с мальчиком Кириллом рассказывает, что солнечный котёнок погиб в бою, Лэн остепенился и осел в одном из миров, а Данька так и продолжает странствовать в поисках своего мира, но никогда его не найдёт, потому что уже забыл, как этот мир выглядит. Впрочем, поскольку персонаж в этот момент в довольно депрессивном настроении — мог и соврать.
- Слово Божие прямо говорит, что этот же Данька — персонаж «Лорда с планеты Земля». В повести «Мальчик и Тьма» упоминается его сон — купание в озере, над которым светят несколько лун — это сцена из «Планеты, которой нет». Поскольку дальше говорится, что взрослый Данька стал известным художником, видимо, на Землю он всё же вернулся. Ещё раз.
- В первой книге цикла «Отблески Этерны» Веры Камши — «Красное на Красном» — один из солдат рассказывает сказку о некоем воре Гаррэте, «наполненную древними тайнами, жуткими тварями и немыслимыми приключениями». Это является отсылкой к серии игр Thief, где главным героем является вор Гаррет(т), либо к циклу Алексея Пехова «Хроники Сиалы» (вдохновлённому Thief), где главным героем является вор Гаррет, либо и к тому, и к другому одновременно.
- Пехов не остался в долгу, добавив отсылку к «Отблескам» во вторую книгу своей тетралогии «Ветер и искры»:
« | Наконец я остановил свой выбор на книге в красном переплёте, повествующей об интригах и войнах. Написал её явно какой-то сказочник, но было весело. Всё вертелось вокруг парня по имени Ворон, который без устали лакал вино, почему-то обозванное «чёрным», спал с кем ни попадя (включая местную королеву) и начинал каждое утро с того, что убивал на дуэли с десяток отъявленных лгунов и негодяев. Любимыми развлечениями этого странного субъекта было: повоевать, поиграть в азартные игры и перевернуть всё с ног на голову. | » |
— А. Пехов, «Ветер и искры. Книга 2я. Ветер полыни» |
- Рудазов вообще нередко вставляет пасхалки, но в «Криабале» автор представил целую россыпь в виде подарков на день рождения Тёмного Властелина:
- Сокол Смерти, испепеляющий взглядом (в комплекте со специальным колпачком).
- Стул Всевластья, который несли Властелину пешком через весь континент.
- Портянка Эркухера, сына Ромуальда.
- Графин бесконечной воды, встречающийся в небезызвестной игре.
- Идол Великого Мумрика из книг о суперсыщике Калле Блумквисте авторства Астрид Линдгрен.
Прочая русскоязычная фантастика[править]
- В цикле о Великом Гусляре Кира Булычёва есть персонаж-учёный, Лев Христофорович Минц.
- Актёр Юра Семецкий, вечный покойник. В одной из первых книг Лукьяненко был эпизодический персонаж по фамилии Семецкий (на самом деле даже Семенецкий), которого застрелили в подъезде собственного дома. Каково же было удивление автора, когда однажды к нему подошел реальный человек с такой фамилией и сказал, что совсем не сердится на свою смерть, и наоборот, был бы рад, если бы его однофамильцы и дальше гибли в каждой книге. С тех пор это и стало постоянной «шуткой для людей своего круга» среди российских писателей.
- Педаль в асфальт вдавил Андрей Белянин, который создал бессмертного персонажа Семецкого, которого убивали много раз.
- В некоторых модах к S.T.A.L.K.E.R. присутствуют ежедневные сообщения о смерти некоего Юрика Семецкого. Также этого персонажа можно встретить как призрака Зоны в «Тайных тропах», где он даёт протагонисты наводку на артефакт, позволяющий ему противостоять Хозяевам Зоны, а в финале мода Ф. О. Т. О. Г. Р. А. Ф. мы узнаем, что нашего протагониста, собственно Фотографа, зовут Юрий Семецкий… И, собственно, узнаем, как он связался с Хозяевами и вообще дошел до жизни такой (Фотограф и «Тайные тропы» — единая сюжетная линия).
- В сопутствующую книжную серию его ввёл Василий Орехов в первом же романе, а вслед за ним и все подтянувшиеся авторы. Когда в серию уломали написать Михаила Успенского, мощный старик не мог не постебаться:
« | Даже тотализатор в Зоне появился! Всегда можно было помазать — где, когда и при каких обстоятельствах погибнет Семецкий, ибо данная тема была воистину неисчерпаемой. Это называлось «Семецкого страховать», и перешло в фольклор: «Что ты мне тут Семецкого страхуешь!», «Не страхуй Семецкого» и т. п. |
» |
— «Остальное — судьба» |
- В романе «Спектр» всё того же Лукьяненко, «на посошок» перед своей смертью (не первой и явно не последней в этом сеттинге) у него заказывает «смешать что-нибудь покрепче» Семецкий. Бармен смешивает ему «Ватерлинию». Откуда известно, что это именно Семецкий? Фамилия зашифрована акропрозой. До того присутствует эпизод, в котором бармен, сетуя ГГ на вопиющую невзыскательность местной публики, перечисляет (под видом названий алкогольных коктейлей) литературные произведения:
« | — Я люблю своих клиентов, — объяснил бармен. — Я люблю свою работу. Верите? |
» |
- Кстати, в описании убийц Семецкого можно узнать писателей, «убивавших» его в своих книгах (в частности, самого Лукьяненко и Перумова).
- А три посёлка старателей на Авалоне носят названия песен панк-группы «Беломорс», две из которых мелькают также в «Сумеречном дозоре» (с камео лидера группы Ласа, позже ставшим постоянным персонажем цикла), а третья — в «Лике Чёрной Пальмиры» Васильева. А ещё упоминаются братья Бушуевы, тёзки которых ещё подростками положили начало сайту «Миелофон», редактировавшемуся тем же Ласом. И это даже далеко не половина всех пасхалок «Спектра», если что…
- Вышеупомянутый Рудазов пасхалку замутил двухуровневую: умничка Светочка Колобкова прихватила с собой в круиз два сборника фантастических рассказов: «Убить Семецкого» и «Спасти Семецкого».
- Олди с Валентиновым в «Нам здесь жить» прикопали в одном из эпизодов криминального авторитета Сергея Лукьяненко. Лукьяненко Валентинова также пару раз пропесочил.
- Пародийный роман Юлия Буркина и Сергея Лукьяненко «Остров Русь» сплошь насыщен — и даже перенасыщен — разнообразными «поклонами друзьям и коллегам».
- Владимир Свержин в своей серии романов про Институт Экспериментальной Истории вывел под именем «одного из оперативников Института, Мишеля Дюнуара, он же шляхтич Михал Чарновский» своего друга из реальной жизни, старожила тусовки толкинистов, ролевиков и исторических реконструкторов — Михаила Черняховского, специалиста по историческому фехтованию, но прославившегося почему-то своим орудованием совсем не фехтовальным оружием — дубиной[4].
- В некоторых из этих романов главные герои, переместившись во времени в средневековую Европу, встречают немецкого дворянина Росселина фон Шамберга, которого называют кратко — Росс. Это отсылка к еще одному легендарному деятелю той же «тусовки из Нескучного сада» — Руслану Слепову, известному под ником «Росс».
- «Второго шанса не будет» Сурена Цормудяна — одна из надписей на стене дома в Москве: «Дмитрий! Ты был прав, но в одном ошибся. В метро никто не спасся. Артём». Без сомнений, это отсылка к «Метро 2033» Дмитрия Глуховского.
- В «Резервации 2051» того же автора один из учеников монаха Серафима — свободомыслящий отрок по фамилии Крест. Это уже отсылка к одному из главных героев цикла «ВШНБ».
- Во втором томе «Резервации» Егор Ветров читает некую потрёпанную книгу вслух. По отрывку можно понять, что книга — «Отражение во мгле», третий том цикла «ВШНБ».
- Педаль в пол — Щербатый, персонаж повести «Последние пассажиры» из цикла «ВШНБ» читает… «ВШНБ»! Причём остаётся невысокого мнения о книге и её авторе.
- Там же, другой персонаж находит постапокалиптический роман некоего Бермек? Кербам? Беркем? — и хочет отнести его в подарок Щербатому. Ещё один персонаж советует выкинуть это дерьмо на хрен.
- Всё у того же Цормудяна многие положительные персонажи носят фамилии известных (и уважаемых!) исторических личностей — причём автор подсвечивает, что это неслучайно. Но вот «мудозвон Сердюков», дом которого не жалко разнести гранатой — наверное, всё-таки совпадение.
- Владимир Васильев, «Чёрная эстафета» — «Отдай мою посадочную ногу» (рассказ Евгения и Любови Лукиных) упоминается одной из героинь, как некий «русский шлягер». В интервью Васильев подтвердил, что упоминание является не случайным.
Примечания[править]
- ↑ В киноцикле о Гарри Поттере — экранизации книжной эпопеи — исполнитель роли Рональда Уизли.
- ↑ Шестой том «Поттера» и первый том «Сумерек» вышли в одном и том же 2005 году. Но перед тем сюжет «Сумерек» чуть ли не год обсуждался в узколитературных кругах (с подачи самой Майер), и откровенно не понравился Джоан Ролинг и Стивену Кингу.
- ↑ Эту сцену хотели включить в экранизацию, и даже подобрали актёра на роль Сангвини, очень убедительного внешне. В момент «искушения Сангвини» за кадром должна была звучать ироническая музыкальная цитата — слегка аранжированная главная тема киноверсии «Сумерек»… Но продюсеры порекомендовали не раздражать
фанатокфанатов Эдварда Каллена — и именно эта сцена стала жертвой монтажных сокращений. - ↑ До сих пор кое-где в правилах полевых ролевых игр можно встретить упоминания «дубины Черняховского», а в 1990-е они были сплошь и рядом, дубина и Черняховский были как Ленин и партия — едины.