Музей всякой всячины: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показано 13 промежуточных версий 9 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|MishmashMuseum|Mishmash Museum}}
{{TVTropes|MishmashMuseum|Mishmash Museum}}
{{Цитата|…глазам шейхов предстал картонный плакат с арабскими и русскими буквами: "Городской музей изящных искусств"…
{{q|pre=1|От святых и до князей,
В музее было только восемь экспонатов: зуб мамонта, подаренный молодому музею городом Ташкентом, картина маслом "Стычка с басмачами", два эмирских халата, золотая рыбка в аквариуме, витрина с засушенной саранчой, фарфоровая статуэтка фабрики Кузнецова и, наконец, макет обелиска, который город собирался поставить на главной площади. Тут же, у подножия проекта, лежал большой жестяной венок с лентами.|И. Ильф, Е. Петров, «[[Золотой телёнок]]»}}
Чем горды и чем богаты —
Всё хранит как экспонаты
Славный [[кельты в килтах|дублинский]] музей.|[[Драконь]], «Зуб и колокольчик»}}
Людям всегда было интересно знать, как жили их предки и даже кто жил до самих людей. Для этого и существуют «дома муз» — музеи. Они имеют очень широкую специализацию — тут тебе краеведческие, палеонтологические, музеи искусства, квартиры/дома-музеи, выбирай не хочу. Обычно хоть они и предоставляют посетителям возможность поглядеть на то, как жили люди в глубокой древности, но выглядят скучно и непритязательно. То ли дело музеи в кино, мультфильмах и сериалах!
Людям всегда было интересно знать, как жили их предки и даже кто жил до самих людей. Для этого и существуют «дома муз» — музеи. Они имеют очень широкую специализацию — тут тебе краеведческие, палеонтологические, музеи искусства, квартиры/дома-музеи, выбирай не хочу. Обычно хоть они и предоставляют посетителям возможность поглядеть на то, как жили люди в глубокой древности, но выглядят скучно и непритязательно. То ли дело музеи в кино, мультфильмах и сериалах!


Строка 7: Строка 9:


== Особые признаки ==
== Особые признаки ==
* Широкий спектр экспонатов: от скелетов [[Динозавр|динозавров]] и [[Фараоны и пирамиды|саркофагов с мумиями египетских фараонов]] до той самой сабли, которой [[Чапаев]] рубил белогвардейцев.
* Широкий спектр экспонатов: от скелетов [[динозавр]]ов и [[Фараоны и пирамиды|саркофагов с мумиями египетских фараонов]] до той самой сабли, которой [[Чапаев]] рубил белогвардейцев.
** Помимо мешанины с историческими экспонатами, здесь также присутствуют произведения искусства (картины, скульптуры) самых разных стилей и направлений. Исторические музеи отдельно, а картинные галереи отдельно? Не смешите мои музейные тапочки!
** Помимо мешанины с историческими экспонатами, здесь также присутствуют произведения искусства (картины, скульптуры) самых разных стилей и направлений. Исторические музеи отдельно, а картинные галереи отдельно? Не смешите мои музейные тапочки!
** [[Обоснование]]: краеведческий музей, где собирается реально всё, имеющее отношение к городу/региону. Для примера — в [[царь-рыба, десять рублей и чёрное небо|красноярском]] краеведческом музее отлично соседствуют чучела современных животных, населяющих регион, скелеты [[бронированные динозавры|стегозавра]] и [[слоны и мамонты|мамонта]], откопанных в нём, модель коча, на котором приплыли первопоселенцы Дубенского, пушки и сабли, которыми они были вооружены, образцы быта и искусства [[пещерное человечество|ископаемых культур]], [[индейцы|коренных народов Севера]] и просто русских сибиряков, пропагандистские плакаты Первой мировой и билеты МММ из [[бесславные девяностые|девяностых]]. А в отдельном зальчике весьма уютно себя чувствует экспозиция Василия Сурикова.
* Экскурсии почти не проводятся. А если и проводятся, то экскурсоводы как правило, представляют из себя интеллигентных бабулек с противными голосами, всё время гнусавящие: «Пасмаатрите наапраава/наалйеваа». <s>Группа</s> Толпа туристов, которые находятся в попечении у экскурсовода, историей не интересуются и никогда её не слушают, а всё время фоткают экспонат, у которого они остановились, и расспрашивают у неё, сколько экспонат стоит, задают нелепые вопросы, из-за их тупизны и быдлизма напичканные клюквой и с историей вообще не связанные и прочее.
* Экскурсии почти не проводятся. А если и проводятся, то экскурсоводы как правило, представляют из себя интеллигентных бабулек с противными голосами, всё время гнусавящие: «Пасмаатрите наапраава/наалйеваа». <s>Группа</s> Толпа туристов, которые находятся в попечении у экскурсовода, историей не интересуются и никогда её не слушают, а всё время фоткают экспонат, у которого они остановились, и расспрашивают у неё, сколько экспонат стоит, задают нелепые вопросы, из-за их тупизны и быдлизма напичканные клюквой и с историей вообще не связанные и прочее.
** Автор правки работает в музее и подтверждает: увы, в большинстве случаев туристы на экскурсии ведут себя именно так.
* [[Во лошаки!|Убогая система безопасности.]] Охранники всегда либо пялятся в монитор, к которому подключены камеры наблюдения, с безучастным видом, пожевывая бутерброд/пончик или попивая кофеёк, либо просто спят. Помимо лени, охранники отличаются безразмерной тупостью: бредут по залам музея с фонариком, даже не пытаясь включить свет! Сама система представляет собой сеть из лучей красного цвета, при пересечении которых срабатывает сигнализация. О датчиках движения или тепловой сигнализации руководство музея, судя по всему, не слышало.
* [[Во лошаки!|Убогая система безопасности.]] Охранники всегда либо пялятся в монитор, к которому подключены камеры наблюдения, с безучастным видом, пожевывая бутерброд/пончик или попивая кофеёк, либо просто спят. Помимо лени, охранники отличаются безразмерной тупостью: бредут по залам музея с фонариком, даже не пытаясь включить свет! Сама система представляет собой сеть из лучей красного цвета, при пересечении которых срабатывает сигнализация. О датчиках движения или тепловой сигнализации руководство музея, судя по всему, не слышало.
** Мнение сотрудника службы безопасности: Всё таки большинство музеев — именно так и охраняются. Свет в ночное время включать разрешено только в случае ЧП. Причём большую часть времени охрана сидит в своей комнате наблюдения, поглядывая на монитор и делая обходы строго по плану. Ну не будут никакие охранники сутки напролёт стоять навытяжку возле каждой витрины — на это не хватит ни человеческой стойкости, ни денег учреждения.
** Мнение сотрудника службы безопасности: шутить изволите? Большинство музеев — особенно тех, где выставлены предметы попроще, чем национальные сокровища — именно так и охраняются. И да, свет в ночное время включать разрешено только в случае ЧП. И да, большую часть времени охрана сидит в своей комнате наблюдения, поглядывая на монитор и делая обходы строго по плану. Если вы считаете, что настоящие охранники должны сутки напролёт стоять навытяжку возле каждой витрины — у вас очень преувеличенное мнение о человеческой стойкости и готовности нанимателей выкладывать соответствующее вознаграждение.
*** Впрочем, всё это справедливо лишь для небольших музеев, типа городских или районных краеведческих, в небольших городах, где кроме чучел местных животный и картин местного Васи Пупкина (на худой конец копий шедевров, сделанных Пупкиным) ничего нет. Музеи, где выставляются вполне солидные экспонаты, имеют весьма совершенную систему охраны.
** Мнение инженера: пресловутые «красные лучи» — такая же киношная условность, как и [[бесконечный боезапас]], потому что при грамотно организованной системе средств безопасности объект можно разве что штурмовать или, например, найти помощника из сотрудников службы охраны. При этом кофеёк, бутерброды, кроссворды и телевизор, как правило, не мешают охраннику в случае ЧП нажать кнопку пультовой сигнализации и вызвать группу быстрого реагирования<ref>В принципе, многие не совсем верно понимают суть должности охранника (не только в музее) — как правило, это человек, выполняющий те же функции, что и сторож, то есть, наблюдающий за целостностью охраняемого поведения, и в случае чего, поднимающий тревогу. А не суровый мужик в броне и с автоматом (таких как раз полно в ГБР, но у них задача — ловить злоумышленников при вызове).</ref> (если его вмешательство вообще необходимо для этого).
** Вдогонку: мнение инженера. Пресловутые «красные лучи» — такая же киношная условность, как и [[бесконечный боезапас]]. При грамотно организованной развитой системе средств безопасности объект можно разве что штурмовать или, например, найти помощника из сотрудников службы охраны. При этом кофеёк, бутерброды, кроссворды и телевизор, как правило, не мешают охраннику в случае ЧП нажать кнопку пультовой сигнализации и вызвать группу быстрого реагирования (если его вмешательство вообще необходимо для этого).
* Предметы из музея зачастую функциональны, можно взять с витрины ружье и тут же начать из него отстреливать зомби. В реальности это далеко не так, в музеях внешний вид превалирует над функциональностью даже для не сильно древних экспонатов, древние же просто в силу возраста почти всегда непригодны для использования по прямому назначению. Так что весьма маловероятно, что пишущая машинка из музея будет печатать, швейная шить подойдёт для штопки одежды, а на токарном станке удастся что-либо выточить. Особенно маловероятно в доступном для гражданских музее встретить действующее огнестрельное оружие — даже из редчайших образцов, малосерийно-экспериментальных, зачастую существующих в единственном экземпляре, даже в музее «не для всех» при оружейном заводе, все равно в 99 % случаев варварски сделают «макеты».
* Предметы из музея зачастую функциональны, можно взять с витрины ружье и тут же начать из него отстреливать зомби. Причем патроны уже на месте, либо лежат рядом с табличкой "Патроны для ружья ХХ века". В реальности это далеко не так, в музеях внешний вид превалирует над функциональностью даже для не сильно древних экспонатов, древние же просто в силу возраста почти всегда непригодны для использования по прямому назначению. Так что весьма маловероятно, что пишущая машинка из музея будет печатать, швейная шить, а на токарном станке удастся что-либо выточить. Особенно маловероятно в доступном для гражданских музее встретить действующее огнестрельное оружие — даже из редчайших образцов, малосерийно-экспериментальных, зачастую существующих в единственном экземпляре, даже в музее «не для всех» при оружейном заводе, все равно в 99 % случаев варварски сделают «макеты».
** В крайнем случае, если экспонируется боевое огнестрельное оружие (в Волгограде в музее Сталинградской битвы например), то экспонату просверливается ствол и спиливается боек ударника. Ибо нефиг даже и мечтать.
** В крайнем случае, если экспонируется боевое огнестрельное оружие (в Волгограде в музее Сталинградской битвы например), то экспонату просверливается ствол и спиливается боек ударника. Ибо нефиг даже и мечтать.
*** Есть мнение, что это советские заморочки. В США бывает не так, были случаи.
*** Зависит от страны. Но вообще правило соблюдается. Если вам нужно именно действующее оружие, а не макет — спускайтесь в фонды, и лучше вам хотя бы приблизительно знать номер единицы хранения.
*** Доподлинно известно, что своим ходом, как правило, неспособны перемещаться экспонаты в автомобильных, авиационных и железнодорожных музеях. В порядке исключения, действующие экспонаты обычно живут в отдельном ангаре, с соответствующим уровнем обслуживания, и периодически радуют публику по особо значимым датам. Рядовые же экспонаты, как правило, если доживают до отправки в музей, то после лет пяти жизни в фазе «донор запчастей» под забором депо, и свинчено с них перед отправкой в музей будет всё — от дизеля и электрооборудования до дверных ручек.
**** Приятные исключения всё же бывают: так, в музее электротранспорта СПб большинство экспонатов ходовые, более того — некоторые восстановлены до близкого к оригинальному состояния до того прослужив пару десятков лет сараями и дачными домиками.
*** Танкам на постаментах либо демонтируют дизель, либо для дешевизны заливают бетоном машинное отделение. Ибо нефиг.
**** Таки не везде и не всегда. Бывали случаи, когда [https://www.kem.kp.ru/online/news/3899911/ танк-памятник заводили], а то и [[реальность нереалистична|пытались применять в бою]].


== Примеры ==
== Примеры ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* [[Властелин Колец]] — ''Мусомный'' амбар в Шире содержит в себе всё, что хоббитам выкинуть жалко, а использовать некуда (обычно это сувениры, передариваемые по сто раз на любом празднике).
* [[Herbert Wells|Герберт Уэллс]], «Машина времени». Протагонист обнаруживает заброшенное здание, чем-то напоминающее Музей Естественной истории в Лондоне (ну или закрытый — по состоянию на 2018 год — на реконструкцию Политехнический в Москве). В одной из витрин находятся серные спички. Странно, что за много сотен лет они не сгнили и ещё зажигаются. Кроме спичек — ничего полезного, что ещё страннее. Отчего же аркебузы не нашлось?
* [[Властелин Колец]] — Мусомный (sic!) Амбар в Шире содержит в себе всё, что хоббитам выкинуть жалко, а использовать некуда. По этой же причине вещь, которая хоббиту вдруг понадобилась, оттуда можно без проблем забрать — Бильбо так сначала сдал, а потом забрал мифрильную кольчугу.
* Цикл «Умирающая Земля», а именно «Гайял из Сферы» aka «Гвил из Сферы» — Музей Человека, где есть один старенький куратор, один страшный демон из параллельного мира и тыщи неисчислимые разнообразнейших экспонатов.
* Цикл «Умирающая Земля», а именно «Гайял из Сферы» aka «Гвил из Сферы» — Музей Человека, где есть один старенький куратор, один страшный демон из параллельного мира и тыщи неисчислимые разнообразнейших экспонатов.
* Ф. Стоктон, «Музей королевы»: чтобы сделать музей интереснее для людей, герои опрашивают всех жителей города, что их интересует и наполняют музей этим всем. Работает великолепно. А до этого в музее демонстрировались {{spoiler|исключительно петельки для одежды}}, и люди не могли заставить себя ходить в этот музей даже под угрозой тюрьмы.
* Ф. Стоктон, «Музей королевы»: чтобы сделать музей интереснее для людей, герои опрашивают всех жителей города, что их интересует и наполняют музей этим всем. Работает великолепно. А до этого в музее демонстрировались {{spoiler|исключительно петельки для одежды}}, и люди не могли заставить себя ходить в этот музей даже под угрозой тюрьмы.
* Евгений Замятин, «Мы».
* Оноре де Бальзак - "Шагреневая кожа" - именно в такой культурно-исторической барахолке находит злополучный заглавный артефакт. А ведь пришёл просто посмотреть на картины кисти Рафаэля!
* М. и С. Дяченко, «У зла нет власти» — «Музей того, что следует помнить».
* Олесь Бердник, «Стріла Часу» — педаль в пол: Храм Великої Революції (памятник фундаментальным изменениям, на которые пошла раса мира Рожденных небом) заодно и музей их истории.
* Кристель Дабо, «Сквозь зеркала» — музей, в котором Офелия работает на Аниме, хранит все, что имеет отношение к миру до Раскола, и Офелия в нем — единственный сотрудник. Впоследствии коллекцию музея сильно подчистили, убрав все, что имеет отношение к войне.
* Предположительно, музей всякой всячины появляется в «Альянсе мусорщиков» Джанет Эдвардс: сначала Тэд ищет (и находит!) в давно заброшенном музее единственную в своем роде рабочую деталь портала, потом Изверг прихватывает из того же музея винтовку и боезапас, чтобы стрелять в сопротивленцев.
* Евгений Гаглоев, «Королевский Зодиак». Автор настолько не в ладах с матчастью, что становится смешно. С первых страниц мы оказываемся в провинциальном краеведческом музее, куда никто обычно не заходит, кроме редких студентов «археологических факультетов» (видимо, имеется в виду кафедра археологии местного истфака). При этом воры в музей не суются не потому, что брать нечего, а потому что там суперсовременная система безопасности, и даже если повезет ее обойти — экспонаты такого масштаба тяжело сбыть с рук (автор, вы уж определитесь — там нечего смотреть или в каждом зале по Моне Лизе висит?). Но это ладно. Охранник остается ночью в музее один, потому что двух его коллег директор музея, просто позвонив, отправил встречать поезд с новыми экспонатами. Автор явно [[Не в ладах с бюрократией|не представляет]], какое количество бюрократических процедур сопровождает прибытие музейных ценностей и сколько в целом сложностей с такой транспортировкой (вкратце — это не то же самое, что передать посылку с проводником). К счастью, подростки, на которых это чтиво рассчитано, масштаб катастрофы не представляют тоже. Но если вы взрослый и продрались через эту ахинею, то на следующей странице вас добьет этикетка одной из витрин, где написано «Сервиз Ивана Грозного». Да-да, именно так предметы в музеях и атрибутируют.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Night at the Museum|Ночь в музее]]» — эталон из палаты мер и весов, а по ночам эта всякая всячина ещё и оживает…
* «Ночь в музее» — эталон из палаты мер и весов, а по ночам эта всякая всячина ещё и оживает…
** Самое интересное, что музей в Нью-Йорке именно так и организован: от картин и скульптур до археологических находок, всё вместе по «темам». Та же ситуация и с музеями в отечественной культуре: их, как правило, списывают с Эрмитажа.
** Самое интересное, что музей в Нью-Йорке именно так и организован: от картин и скульптур до археологических находок, всё вместе по «темам». Та же ситуация и с музеями в отечественной культуре: их, как правило, списывают с Эрмитажа.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* [[Ну, погоди!]] — в 12-м выпуске герои попадают именно в такой музей.
* [[Ну, погоди!]] — в 12-м выпуске герои попадают именно в такой музей.
* Тутенштейн: главный герой, Тутанхансетамун, буквально живёт в музее, если можно, конечно, назвать это жизнью (скорее не-жизнь, потому что Тутен уже давно — [[мумия]]).


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Одна из локаций в квестах. Экскурсоводов и посетителей там нет, зато обмануть сигнализацию не так-то просто!
* Одна из локаций в квестах. Экскурсоводов и посетителей там нет, зато обмануть сигнализацию не так-то просто!
* [[The Elder Scrolls IV: Shivering Isles]] — музей диковинок в Крусибле. В музее всего лишь одна тетенька-экскурсовод(она же директор). Украсть что-то из музея не легко, а очень легко(ценного там особо ничего нет, но вот кольцо хождения по воде автору правки очень пригодилось).
* [[The Elder Scrolls IV: Shivering Isles]] — музей диковинок в Крусибле. В музее всего лишь одна тетенька-экскурсовод(она же директор). Украсть что-то из музея не легко, а очень легко(ценного там особо ничего нет, но вот кольцо хождения по воде автору правки очень пригодилось).
** В [[The Elder Scrolls III: Tribunal|Tribunal]] также есть музей артефактов (герой может поставлять их за вознаграждение), а в [[Skyrim]] есть три частных музея — редкостей (Каликсто), Мифического Рассвета (Сила Весула) и двемеров (Консельмо). Два последних вполне тематичны, но мало-мальски охраняется только третий.
** В [[The Elder Scrolls III: Tribunal|Tribunal]] также есть музей артефактов (герой может поставлять их за вознаграждение)
* [[The Elder Scrolls V: Skyrim]] — здесь музеев аж три штуки:
** Музей двемеров в Маркарте. Экспозиция оформлена как положено, а вот через хранилище придётся идти по основному сюжету Гильдии Воров, чтобы найти перевод зашифрованного дневника бывшего главы гильдии, причём это единственный квест Гильдии Воров, где убийств охранников накладывают на игрока штраф во владении. [[А что, так можно было?|Почему нельзя было просто уговорить Колсельмо перевести дневник — загадка]].
** Музей редкостей Калликсто, включает множество довольно странных или вовсе бестолковых экспонатов, один из которых стал меметичным — суповая ложка Исграмора, которая на самом деле вилка. {{spoiler|Ах да, хозяин музея - маньяк, охотящийся за молодыми девушками, чтобы заполучить их кости для какого-то некромантского ритуала.}}
** Музей Мифического Рассвета в доме Сила Весула в Данстаре. Даже музеем его назвать сложно, это просто хижина, левая половина которой отведена под довольно скудную экспозицию, но небольшую экскурсию хозяин музея вам проведёт, а заодно попросит найти фрагменты Бритвы Мерунеса, начав соответствующий даэдрический квест.
* В городском музее проходит финальная миссия [[Mafia]] (там выставлены живопись и скульптура, очень красивы и сами интерьеры).
* В городском музее проходит финальная миссия [[Mafia]] (там выставлены живопись и скульптура, очень красивы и сами интерьеры).
** А во второй части финальная миссия проходит в обсерватории, которая также включает музей.
** А во второй части финальная миссия проходит в обсерватории, которая также включает музей.
Строка 54: Строка 48:
* Fallout 3. Museum of Technology — музей полуразрушен и заброшен, но многие экспонаты сохранились. Museum of History — уцелел и там теперь живут, потому экспозиций не осталось, но можно посетить запасники в подвале. Также главарь одного из поселков, Дэйв, устроил музей имени себя — там выставлена всякая всячина, якобы имеющая отношения к подвигам этого Дэйва, во многом вымышленным.
* Fallout 3. Museum of Technology — музей полуразрушен и заброшен, но многие экспонаты сохранились. Museum of History — уцелел и там теперь живут, потому экспозиций не осталось, но можно посетить запасники в подвале. Также главарь одного из поселков, Дэйв, устроил музей имени себя — там выставлена всякая всячина, якобы имеющая отношения к подвигам этого Дэйва, во многом вымышленным.
* Baldur’s Gate — Hall of Wonders. Музей вполне серьезного вида, который предлагается немного ограбить.
* Baldur’s Gate — Hall of Wonders. Музей вполне серьезного вида, который предлагается немного ограбить.
* [[PAYDAY 2]] — музей им. МакКендрика, в котором хранится легендарный Бриллиант. Афинские вазы соседствуют с римскими щитами, монгольские доспехи стоят в одном зале с южноамериканскими артефактами. Впрочем, охраняется неплохо.
* Задолго до всех вышеперечисленных игр — Museum Madness. Целиком и полностью про сабж.


=== Интернет-проекты ===
=== Интернет-проекты ===
* [[SCP]][http://scpfoundation.net/scp-9999-ru-j -9999-RU-J — Музей Славы и Всякой Всячины].
* [[SCP]][http://scpfoundation.net/scp-9999-ru-j -9999-RU-J — Музей Славы и Всякой Всячины]. Да, покойный автор придумал его как {{spoiler|пародию на Луркоморье}}.


=== Реальная жизнь ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Различные кунсткамеры или вундеркамеры, в которых главное, чтобы экспонаты были диковинными: например, в итальянском Theatrum Mundi в одном зале преспокойно стоят рядом скелет динозавра, рыцарский доспех и античные скульптуры.
* На возникновение этого тропа сильно повлияла американская идея музея как завлекалочки для туристов. Такие появлялись практически на ровном месте, и какое-то время были едва ли не лицом провинциальной Америки: музей, видовая площадка, ларёк с хот-догами, мотель и заправка — всё, что нужно, чтобы проезжающий мимо турист остановился и потратил немного денег именно здесь, а не на следующей по дороге заправке, а соседский фермер от скуки собрался заехать на выходной с детьми. Подобные частные музеи обычно имели какую-то специализацию, однако владельцы стаскивали туда любые мало-мальски интересные вещи, попавшие им в руки, даже если они и не слишком подходили под тематику. Сейчас они понемногу разрушаются, их содержимое идёт с молотка, но у поколения шестидесятых-восьмидесятых такие музеи надёжно вызывают тоску по юности.
* На возникновение этого тропа сильно повлияла американская идея музея как завлекалочки для туристов. Такие появлялись практически на ровном месте, и какое-то время были едва ли не лицом провинциальной Америки: музей, видовая площадка, ларёк с хот-догами, мотель и заправка — всё, что нужно, чтобы проезжающий мимо турист остановился и потратил немного денег именно здесь, а не на следующей по дороге заправке, а соседский фермер от скуки собрался заехать на выходной с детьми. Подобные частные музеи обычно имели какую-то специализацию, однако владельцы стаскивали туда любые мало-мальски интересные вещи, попавшие им в руки, даже если они и не слишком подходили под тематику. Сейчас они понемногу разрушаются, их содержимое идёт с молотка, но у поколения шестидесятых-восьмидесятых такие музеи надёжно вызывают тоску по юности.
** Та же самая история произошла в Японии, только под патронажем местных властей и с упором на прославление своего городка\провинции — бум 1980-90-ых и угасание в 2000—2010-е.
* Любой краеведческий музей.
* [[С прикрученным фитильком]], но любой краеведческий музей. Пестрота тематики связана с задачей — дать ''всестороннюю'' информацию о данном регионе. А самые ценные экспонаты вроде золотых скифских ожерелий обычно выставляются ненадолго, а в остальное время находятся в запасниках под надежной охраной. Либо на постоянной основе выставлены копии ценных экспонатов.
** На самом деле [[с фитильком]]. Пестрота тематики связана с задачей — дать ''всестороннюю'' информацию о данном регионе (правда, вот тут может возникнуть курьёз вроде "В каждом музее есть свой скелет Петра I", когда к историческому персонажу примазывается каждый город в котором он побывал, и каждый музей пытается выставить что-то, что без натяжек можно объявить этому персонажу принадлежавшим). А самые ценные экспонаты вроде золотых скифских ожерелий обычно выставляются ненадолго, а в остальное время находятся в запасниках под надежной охраной (или ездят с выставками по стране).  
* Многие частные музеи (например, музей Сергея Жарова в Тарусе).
* Многие частные музеи (например, музей Сергея Жарова в Тарусе).
* Кремль в Измайлово - вершина псевдорусского стиля, в 2000-е особенно радовавшая как предместье необъятного Черкизона. Внутри находятся музей водки, музей хлеба, проводятся выставки-продажи и на регулярной основе обитает блошиный рынок
* Волжский город Мышкин — это один сплошной музей всякой всячины. С фитильком — в одном здании, как правило, выставлены предметы какой-то одной тематики, но в целом…
* Волжский город Мышкин — это один сплошной музей всякой всячины. [[С прикрученным фитильком]] — в одном здании, как правило, выставлены предметы какой-то одной тематики, но в целом…
* Подмосковная Коломна — относительно недалеко друг от друга расположены сразу два музея пастилы и музей калача, а также музей органической культуры.
* Собрания реликвий при храмах. В Японии храмы обладают внушительными коллекциями как собственно священных предметов, так и даров прихожан. До революции в России использовались древлехранилища для отслуживших икон и утвари.
* Собрания реликвий при храмах. В Японии храмы обладают внушительными коллекциями как собственно священных предметов, так и даров прихожан. До революции в России использовались древлехранилища для отслуживших икон и утвари.
** В главный храм Вооружённых сил РФ свезли немало трофеев Великой Отечественной. Замминистра обороны генерал армии Тимур Иванов как-то [[оговорка по Фрейду|словил Зигмунда]], назвав хранящиеся там костюм и фуражку Гитлера не «трофеями» или «экспонатами», а «реликвиями».
* Именно такими были самые первые музеи, развившиеся из частных коллекций феодалов, купцов и королей и называвшиеся «кабинетами редкостей». Конкретный пример — петербургская Кунсткамера.
* Именно такими были самые первые музеи, развившиеся из частных коллекций феодалов, купцов и королей и называвшиеся «кабинетами редкостей». Конкретный пример — петербургская Кунсткамера.
* Музей «Поля чудес».
* Музеи истории некоторых крупных организаций. Там могут храниться трудносочетаемые экспонаты. Главное, что они имеют какое-то отношение к этой организации. Часть экспонатов — подарки от других дружественных организаций. То есть рядом могут находиться картина маслом, макет вертолета, бюст известного человека, перьевая ручка, ультрасовременные часы и старинный фотоаппарат.
* Музей искусства Оцука (Наруто, Япония) — десятки тысяч '''копий''' шедевров мирового искусства, от офортов до фресок Сикстинской капеллы.
 
* Музей индустриальной культуры в Москве — самый большой в мире дедушкин сарай, чердак и гараж, где завалялись практически все дары промышленной революции, окружавшие человека в последние сто лет дома, на улице и на работе, от часов до узкоколейного паровоза. Все можно потрогать и подержать в руках, часть экспонатов даже работает. Пополняется зачастую самими посетителями. Культовое и очень интересное место.
* Различные музеи подарков, которые когда-то дарились авторитарным и не очень вождям. Каноничный пример — Музей подарков в Северной Корее, официальное название которого — Международная выставка дружбы. Здесь собраны самые разные подарки, которые когда-либо получал Ким Ир Сен — от обычных пылесборников, до лимузинов и самолётов.
** В 1949-1953 гг. под выставку даров И.В.Сталину целиком выделили Пушкинский музей. [[Педаль в пол]]: параллельно в ГМИИ свезли горы картин и скульптур из расформированного музея нового западного искусства, а также свернутую в рулон Бородинскую панораму, а еще и без того остро испытывавший нехватку людей музей лишился 29 сотрудников как неблагонадежных. В итоге аж 225 шедевров-трофеев из Дрезеденской галереи разместили всего в 2 залах (доступ только по спецприглашениям), три зала пришлось отвести под хранение панорамы, музейная мебель и утварь использовалась в обиходе работников и чиновников, дары Сталину активно подъедались влажностью, жарой от калориферов и (в части съедобных) насекомыми.
{{Nav/Не знает матчасти}}
{{Nav/Не знает матчасти}}
{{Nav/Сеттинг}}
{{Nav/Место действия}}

Текущая версия на 02:33, 21 июня 2025

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Mishmash Museum. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

От святых и до князей,
Чем горды и чем богаты —
Всё хранит как экспонаты
Славный дублинский музей.

»
Драконь, «Зуб и колокольчик»

Людям всегда было интересно знать, как жили их предки и даже кто жил до самих людей. Для этого и существуют «дома муз» — музеи. Они имеют очень широкую специализацию — тут тебе краеведческие, палеонтологические, музеи искусства, квартиры/дома-музеи, выбирай не хочу. Обычно хоть они и предоставляют посетителям возможность поглядеть на то, как жили люди в глубокой древности, но выглядят скучно и непритязательно. То ли дело музеи в кино, мультфильмах и сериалах!

Важно: здесь упоминаются не просто свалки ненужного барахла, горделиво носящие названия музея для прикрытия, а именно о тех самых стереотипных музеях. На первый взгляд, они ничем не отличаются от обычных: есть экспонаты, охрана, сигнализация. Однако у таких музеев есть такие особенности, из-за которых обчистить их не просто, а очень просто, чем радует глаз разным бандюганам. Да-да, как и в случае казино, эти музеи существует только для того, чтобы их грабили, и никакой просветительской нагрузки не несут.

Особые признаки[править]

  • Широкий спектр экспонатов: от скелетов динозавров и саркофагов с мумиями египетских фараонов до той самой сабли, которой Чапаев рубил белогвардейцев.
    • Помимо мешанины с историческими экспонатами, здесь также присутствуют произведения искусства (картины, скульптуры) самых разных стилей и направлений. Исторические музеи отдельно, а картинные галереи отдельно? Не смешите мои музейные тапочки!
    • Обоснование: краеведческий музей, где собирается реально всё, имеющее отношение к городу/региону. Для примера — в красноярском краеведческом музее отлично соседствуют чучела современных животных, населяющих регион, скелеты стегозавра и мамонта, откопанных в нём, модель коча, на котором приплыли первопоселенцы Дубенского, пушки и сабли, которыми они были вооружены, образцы быта и искусства ископаемых культур, коренных народов Севера и просто русских сибиряков, пропагандистские плакаты Первой мировой и билеты МММ из девяностых. А в отдельном зальчике весьма уютно себя чувствует экспозиция Василия Сурикова.
  • Экскурсии почти не проводятся. А если и проводятся, то экскурсоводы как правило, представляют из себя интеллигентных бабулек с противными голосами, всё время гнусавящие: «Пасмаатрите наапраава/наалйеваа». Группа Толпа туристов, которые находятся в попечении у экскурсовода, историей не интересуются и никогда её не слушают, а всё время фоткают экспонат, у которого они остановились, и расспрашивают у неё, сколько экспонат стоит, задают нелепые вопросы, из-за их тупизны и быдлизма напичканные клюквой и с историей вообще не связанные и прочее.
  • Убогая система безопасности. Охранники всегда либо пялятся в монитор, к которому подключены камеры наблюдения, с безучастным видом, пожевывая бутерброд/пончик или попивая кофеёк, либо просто спят. Помимо лени, охранники отличаются безразмерной тупостью: бредут по залам музея с фонариком, даже не пытаясь включить свет! Сама система представляет собой сеть из лучей красного цвета, при пересечении которых срабатывает сигнализация. О датчиках движения или тепловой сигнализации руководство музея, судя по всему, не слышало.
    • Мнение сотрудника службы безопасности: шутить изволите? Большинство музеев — особенно тех, где выставлены предметы попроще, чем национальные сокровища — именно так и охраняются. И да, свет в ночное время включать разрешено только в случае ЧП. И да, большую часть времени охрана сидит в своей комнате наблюдения, поглядывая на монитор и делая обходы строго по плану. Если вы считаете, что настоящие охранники должны сутки напролёт стоять навытяжку возле каждой витрины — у вас очень преувеличенное мнение о человеческой стойкости и готовности нанимателей выкладывать соответствующее вознаграждение.
    • Мнение инженера: пресловутые «красные лучи» — такая же киношная условность, как и бесконечный боезапас, потому что при грамотно организованной системе средств безопасности объект можно разве что штурмовать или, например, найти помощника из сотрудников службы охраны. При этом кофеёк, бутерброды, кроссворды и телевизор, как правило, не мешают охраннику в случае ЧП нажать кнопку пультовой сигнализации и вызвать группу быстрого реагирования[1] (если его вмешательство вообще необходимо для этого).
  • Предметы из музея зачастую функциональны, можно взять с витрины ружье и тут же начать из него отстреливать зомби. В реальности это далеко не так, в музеях внешний вид превалирует над функциональностью даже для не сильно древних экспонатов, древние же просто в силу возраста почти всегда непригодны для использования по прямому назначению. Так что весьма маловероятно, что пишущая машинка из музея будет печатать, швейная шить подойдёт для штопки одежды, а на токарном станке удастся что-либо выточить. Особенно маловероятно в доступном для гражданских музее встретить действующее огнестрельное оружие — даже из редчайших образцов, малосерийно-экспериментальных, зачастую существующих в единственном экземпляре, даже в музее «не для всех» при оружейном заводе, все равно в 99 % случаев варварски сделают «макеты».
    • В крайнем случае, если экспонируется боевое огнестрельное оружие (в Волгограде в музее Сталинградской битвы например), то экспонату просверливается ствол и спиливается боек ударника. Ибо нефиг даже и мечтать.
      • Зависит от страны. Но вообще правило соблюдается. Если вам нужно именно действующее оружие, а не макет — спускайтесь в фонды, и лучше вам хотя бы приблизительно знать номер единицы хранения.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Герберт Уэллс, «Машина времени». Протагонист обнаруживает заброшенное здание, чем-то напоминающее Музей Естественной истории в Лондоне (ну или закрытый — по состоянию на 2018 год — на реконструкцию Политехнический в Москве). В одной из витрин находятся серные спички. Странно, что за много сотен лет они не сгнили и ещё зажигаются. Кроме спичек — ничего полезного, что ещё страннее. Отчего же аркебузы не нашлось?
  • Властелин Колец — Мусомный (sic!) Амбар в Шире содержит в себе всё, что хоббитам выкинуть жалко, а использовать некуда. По этой же причине вещь, которая хоббиту вдруг понадобилась, оттуда можно без проблем забрать — Бильбо так сначала сдал, а потом забрал мифрильную кольчугу.
  • Цикл «Умирающая Земля», а именно «Гайял из Сферы» aka «Гвил из Сферы» — Музей Человека, где есть один старенький куратор, один страшный демон из параллельного мира и тыщи неисчислимые разнообразнейших экспонатов.
  • Ф. Стоктон, «Музей королевы»: чтобы сделать музей интереснее для людей, герои опрашивают всех жителей города, что их интересует и наполняют музей этим всем. Работает великолепно. А до этого в музее демонстрировались исключительно петельки для одежды, и люди не могли заставить себя ходить в этот музей даже под угрозой тюрьмы.

Кино[править]

  • «Ночь в музее» — эталон из палаты мер и весов, а по ночам эта всякая всячина ещё и оживает…
    • Самое интересное, что музей в Нью-Йорке именно так и организован: от картин и скульптур до археологических находок, всё вместе по «темам». Та же ситуация и с музеями в отечественной культуре: их, как правило, списывают с Эрмитажа.

Мультфильмы[править]

  • Ну, погоди! — в 12-м выпуске герои попадают именно в такой музей.

Видеоигры[править]

  • Одна из локаций в квестах. Экскурсоводов и посетителей там нет, зато обмануть сигнализацию не так-то просто!
  • The Elder Scrolls IV: Shivering Isles — музей диковинок в Крусибле. В музее всего лишь одна тетенька-экскурсовод(она же директор). Украсть что-то из музея не легко, а очень легко(ценного там особо ничего нет, но вот кольцо хождения по воде автору правки очень пригодилось).
    • В Tribunal также есть музей артефактов (герой может поставлять их за вознаграждение)
  • The Elder Scrolls V: Skyrim — здесь музеев аж три штуки:
    • Музей двемеров в Маркарте. Экспозиция оформлена как положено, а вот через хранилище придётся идти по основному сюжету Гильдии Воров, чтобы найти перевод зашифрованного дневника бывшего главы гильдии, причём это единственный квест Гильдии Воров, где убийств охранников накладывают на игрока штраф во владении. Почему нельзя было просто уговорить Колсельмо перевести дневник — загадка.
    • Музей редкостей Калликсто, включает множество довольно странных или вовсе бестолковых экспонатов, один из которых стал меметичным — суповая ложка Исграмора, которая на самом деле вилка. Ах да, хозяин музея - маньяк, охотящийся за молодыми девушками, чтобы заполучить их кости для какого-то некромантского ритуала.
    • Музей Мифического Рассвета в доме Сила Весула в Данстаре. Даже музеем его назвать сложно, это просто хижина, левая половина которой отведена под довольно скудную экспозицию, но небольшую экскурсию хозяин музея вам проведёт, а заодно попросит найти фрагменты Бритвы Мерунеса, начав соответствующий даэдрический квест.
  • В городском музее проходит финальная миссия Mafia (там выставлены живопись и скульптура, очень красивы и сами интерьеры).
    • А во второй части финальная миссия проходит в обсерватории, которая также включает музей.
  • В Vampire: The Masquerade — Bloodlines герой также побывает ночью в музее.
  • Fallout 3. Museum of Technology — музей полуразрушен и заброшен, но многие экспонаты сохранились. Museum of History — уцелел и там теперь живут, потому экспозиций не осталось, но можно посетить запасники в подвале. Также главарь одного из поселков, Дэйв, устроил музей имени себя — там выставлена всякая всячина, якобы имеющая отношения к подвигам этого Дэйва, во многом вымышленным.
  • Baldur’s Gate — Hall of Wonders. Музей вполне серьезного вида, который предлагается немного ограбить.

Интернет-проекты[править]

Реальная жизнь[править]

  • На возникновение этого тропа сильно повлияла американская идея музея как завлекалочки для туристов. Такие появлялись практически на ровном месте, и какое-то время были едва ли не лицом провинциальной Америки: музей, видовая площадка, ларёк с хот-догами, мотель и заправка — всё, что нужно, чтобы проезжающий мимо турист остановился и потратил немного денег именно здесь, а не на следующей по дороге заправке, а соседский фермер от скуки собрался заехать на выходной с детьми. Подобные частные музеи обычно имели какую-то специализацию, однако владельцы стаскивали туда любые мало-мальски интересные вещи, попавшие им в руки, даже если они и не слишком подходили под тематику. Сейчас они понемногу разрушаются, их содержимое идёт с молотка, но у поколения шестидесятых-восьмидесятых такие музеи надёжно вызывают тоску по юности.
  • Любой краеведческий музей.
    • На самом деле с фитильком. Пестрота тематики связана с задачей — дать всестороннюю информацию о данном регионе (правда, вот тут может возникнуть курьёз вроде "В каждом музее есть свой скелет Петра I", когда к историческому персонажу примазывается каждый город в котором он побывал, и каждый музей пытается выставить что-то, что без натяжек можно объявить этому персонажу принадлежавшим). А самые ценные экспонаты вроде золотых скифских ожерелий обычно выставляются ненадолго, а в остальное время находятся в запасниках под надежной охраной (или ездят с выставками по стране).
  • Многие частные музеи (например, музей Сергея Жарова в Тарусе).
  • Волжский город Мышкин — это один сплошной музей всякой всячины. С фитильком — в одном здании, как правило, выставлены предметы какой-то одной тематики, но в целом…
  • Собрания реликвий при храмах. В Японии храмы обладают внушительными коллекциями как собственно священных предметов, так и даров прихожан. До революции в России использовались древлехранилища для отслуживших икон и утвари.
    • В главный храм Вооружённых сил РФ свезли немало трофеев Великой Отечественной. Замминистра обороны генерал армии Тимур Иванов как-то словил Зигмунда, назвав хранящиеся там костюм и фуражку Гитлера не «трофеями» или «экспонатами», а «реликвиями».
  • Именно такими были самые первые музеи, развившиеся из частных коллекций феодалов, купцов и королей и называвшиеся «кабинетами редкостей». Конкретный пример — петербургская Кунсткамера.
  • Музеи истории некоторых крупных организаций. Там могут храниться трудносочетаемые экспонаты. Главное, что они имеют какое-то отношение к этой организации. Часть экспонатов — подарки от других дружественных организаций. То есть рядом могут находиться картина маслом, макет вертолета, бюст известного человека, перьевая ручка, ультрасовременные часы и старинный фотоаппарат.
  1. В принципе, многие не совсем верно понимают суть должности охранника (не только в музее) — как правило, это человек, выполняющий те же функции, что и сторож, то есть, наблюдающий за целостностью охраняемого поведения, и в случае чего, поднимающий тревогу. А не суровый мужик в броне и с автоматом (таких как раз полно в ГБР, но у них задача — ловить злоумышленников при вызове).