История вмешивается в сюжет: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 8 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
Протагонист и опционально его команда в произведении следуют сюжету, превозмогают, действуют, драматизируют — но в самый ответственный момент в сюжет вмешивается сама История. Оказывается, во время действия рассказа произошло некое историческое событие, и персонажи не могут ничего противопоставить этому непреодолимому обстоятельству. Особенно если герой или [[напарник]] реальный исторический деятель, который должен умереть/сгинуть/сесть в тюрьму, или остаться ни с чем, или неожиданно прийти к успеху благодаря не менее реальному [[вот это поворот|вотэтоповороту]], причём вне зависимости от того, насколько герой крут.
Протагонист и опционально его команда в произведении следуют сюжету, превозмогают, действуют, драматизируют — но в самый ответственный момент в сюжет вмешивается сама История. Оказывается, во время действия рассказа произошло некое историческое событие, и персонажи не могут ничего противопоставить этому непреодолимому обстоятельству. Особенно если герой или [[напарник]] — реальный исторический деятель, который должен умереть/сгинуть/сесть в тюрьму, или остаться ни с чем, или неожиданно прийти к успеху благодаря не менее реальному [[вот это поворот|вотэтоповороту]], причём вне зависимости от того, насколько герой крут.


Следует отметить следующее:
Следует отметить следующее:
* '''Это не совсем о [[попаданец|попаданцах]]'''. Троп применим для них только в деконструкциях и в режимах «закольцевания времени», то есть когда историческое событие произошло именно из-за них или наоборот — они ничего не смогли изменить.
* '''Это не совсем о [[попаданец|попаданцах]]'''. Троп применим для них только в деконструкциях и в режимах «закольцевания времени», то есть когда историческое событие произошло именно из-за них или наоборот — они ничего не смогли изменить.
* '''Историческое событие произойдёт даже в случае смены реалистического сеттинга''' на [[фантастика|фантастику]] ([[Пуническая война|Карфаген]] разрушат всё равно, даже если его будет охранять отделение двудульных танков «Газдрубал», а [[Императоры и гладиаторы|Марк Антоний]] верхом на паровом шагоходе всё равно уступит Октавиану Августу).
* '''Историческое событие произойдёт даже в случае смены реалистического сеттинга''' на [[фантастика|фантастику]] ([[Пуническая война|Карфаген]] разрушат всё равно, даже если его будет охранять отделение двудульных танков «Газдрубал», а [[Императоры и гладиаторы|Марк Антоний]] верхом на паровом шагоходе всё равно уступит Октавиану Августу).
* '''Историческое событие [[Закон Годвина для путешествий во времени|нежелательно отменять или исправлять]]'''. Да, автор может спасти Пушкина после его дуэли с Дантесом, но тогда Пушкин у него «[[Он уполз|уползёт]]», до конца дней скитаясь под другим именем… Например, Александром Дюма. Под любое чудесное спасение должен быть придуман [[обоснуй]], чтобы по логике получилась реальность. Понятное дело, что в книгах или фильмах можно прибегнуть к [[Альтернативная история|альтистории]], а в играх это приведёт к [[Альтернативный таймлайн|альтернативным таймлайнам]] или «а что если», но в хороших играх про Историю, как правило, игроку могут не дать всё поменять.
* '''Историческое событие [[Закон Годвина для путешествий во времени|нежелательно отменять или исправлять]]'''. Да, автор может спасти Пушкина после его дуэли с Дантесом, но тогда Пушкин у него «[[Он уполз|уползёт]]», до конца дней скитаясь под другим именем… Например, Александром Дюма. Под любое чудесное спасение должен быть придуман [[обоснуй]], чтобы по логике получилась реальность. Понятное дело, что в книгах или фильмах можно прибегнуть к [[Альтернативная история|альтистории]], а в играх это приведёт к [[Альтернативный таймлайн|альтернативным таймлайнам]] или «а что если», но в хороших играх про Историю, как правило, игроку могут не дать всё поменять.
* '''Авторы часто прибегают к варианту «пропущенное или нерассказанное событие»''', например, приписав известному маньяку ещё 200 жертв, о которых он просто не рассказал, или дописав Суворову победу или поражение, о котором в истории решили умолчать или «утратили», нахватав намёков (или натянув на глобус через СПГС) на эти события из реальных источников. Может дойти до смешного — [[маньяк]] перебил полгорода и не попасться фантастическим образом, а Суворов — ПОЧТИ победил [[Наполеоновские войны|Наполеона]] или побывал в плену после поражения, но автор придумает обоснуй, порой дурацкий, почему «от нас это скрыли».
* '''Авторы часто прибегают к варианту «пропущенное или нерассказанное событие»''', например, приписав известному маньяку ещё 200 жертв, о которых он просто не рассказал, или дописав Суворову победу или поражение, о котором в истории решили умолчать или «утратили», нахватав намёков (или натянув на глобус через СПГС) на эти события из реальных источников. Может дойти до смешного — [[маньяк]] перебил полгорода и сумел не попасться фантастическим образом, а Суворов — ПОЧТИ победил [[Наполеоновские войны|Наполеона]] или побывал в плену после поражения, но автор придумает обоснуй, порой дурацкий, почему «от нас это скрыли».


Троп весьма популярен в псевдодокументалках, просто документалках и книгах [[конспиролог]]ов, которые обоснуями укладывают исторические события в свои неуёмные фантазии. Дружит с тропами [[Так всё и было]], [[Самое главное не показали]], [[Криптоистория]].
Троп весьма популярен в псевдодокументалках, просто документалках и книгах [[конспиролог]]ов, которые обоснуями укладывают исторические события в свои неуёмные фантазии. Дружит с тропами [[Так всё и было]], [[Самое главное не показали]], [[Криптоистория]].
Строка 12: Строка 12:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* А. Дюма, «[[Три мушкетёра]]» и продолжения — [[кодификатор]]. Несмотря на все старания, ключевые события истории герои не изменят: Бэкингема убьют, Карлу Первому отрубят голову и так далее.
* А. Дюма, «[[Три мушкетёра]]» и продолжения — [[кодификатор]]. Несмотря на все старания, ключевые события истории герои не изменят: Бэкингема убьют, Карлу Первому отрубят голову и так далее.
* Александр Никонов в своих историях о религии предполагал версию о реалистичном спасении Христа, придумав «инсценировку смерти» Иисуса от римлян с политическими целями.
* Александр Никонов в своих историях о религии предполагал версию о реалистичном спасении Христа, придумав «инсценировку смерти» Иисуса от римлян с политическими целями.
* К. Еськов, «Евангелие от Афрания» — протагонист так и не смог спасти Христа от казни. С другой стороны, [[Всё так и было|он сумел поспособствовать]] тому, что [[История без мистики|люди поверили в воскресение Христа]] и укреплению христианства.
* К. Еськов, «Евангелие от Афрания» — протагонист так и не смог спасти Христа от казни. С другой стороны, [[Всё так и было|он сумел поспособствовать]] тому, что [[История без мистики|люди поверили в воскресение Христа]] и укреплению христианства.
* Борис Акунин, «Чёрный город» — ну не может [[Эраст Фандорин]] предотвратить Первую мировую войну, он в этой книге обречён на фиаско, {{spoiler|хотя бы ценой выстрела в голову}}.
* Борис Акунин, «Чёрный город» — ну не может [[Эраст Фандорин]] предотвратить Первую мировую войну, он в этой книге обречён на фиаско, {{spoiler|хотя бы ценой выстрела в голову}}.
** В романах из «беллетристических» томов «Истории Российского государства» такое чуть ли не в каждом.
** В романах из «беллетристических» томов «Истории Российского государства» такое чуть ли не в каждом.
* Ивакин, «Мы погибнем вчера» (ответ на «[[Мы из будущего]]» герои попали в прошлое и поучаствовали в ВОВ, но ничего не смогли изменить, максимально реалистично погибнув.
* Ивакин, «Мы погибнем вчера» (ответ на «[[Мы из будущего]]») — герои попали в прошлое и поучаствовали в ВОВ, но ничего не смогли изменить, максимально реалистично погибнув.
* Александр Тамоников, «Последний бой президента» — спецгруппу КГБ послали в [[Боливарианские республики и пронунсиаменто|Чили]] спасти президента Альенде с предсказуемом концом.
** А в «Мы из будущего» кто что поменял? Поучаствовали в боях и переосмыслили свою позицию в жизни.
** Возможно, Ивакин счёл нереалистичным финал, в котором все четыре главных героя «Мы из будущего» вернулись в своё время живыми, и даже смертельно раненный чудом оказался целёхонек. Также Ивакина могла покоробить сцена, в которой «Борман», то есть Серёжа Филатов, попав в плен к нацистам, «читает нотацию» германскому офицеру и давит тому на психику своими знаниями. Поменять-то Сергей в итоге, разумеется, ничего не смог (по крайней мере в близкой перспективе и в существенных вопросах) — но, судя по его увлечённой интонации, не шутя попытался, «чисто на авось, а вдруг мои речи хоть как-то да сработают». Надо видеть, как он (студент истфака!) ораторствует перед der Offizier. Об [[Эффект бабочки|эффекте бабочки]] развитой Серёжа наверняка имеет, как минимум, самое общее понятие.
* Саймон Скэрроу, «Римский орёл» и «Орёл-завоеватель» — антагонистом главных героев, замыслившим заговор против императора Клавдия, является трибун Авл Вителлий. И хотя его планы терпят крах, но сам Вителлий не только выживает, но и [[Кармический Гудини|выставляет себя героем]]. Ведь ему ещё императором становиться — поэтому не только его жизнь, но и карьера не должна пострадать.
* Александр Тамоников, «Последний бой президента» — спецгруппу КГБ послали в [[Боливарианские республики и пронунсиаменто|Чили]] спасти президента Альенде с предсказуемом концом.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* Экранизации «Мушкетёров», разумеется. Но даже в них иногда делаются [[субверсия|субверсии]] и [[аверсия|аверсии]] например, «Человек в Железной маске», где маску напялили на «плохого» Ди Каприо.
* Экранизации «Мушкетёров», разумеется. Но даже в них иногда делаются [[субверсия|субверсии]] и [[аверсия|аверсии]] — например, «Человек в Железной маске», где маску напялили на «плохого» Ди Каприо.
* «Легенда о Коловрате». Коловрат и его отряд навели шороху [[ордынское иго|в рядах Батыя]], да такого, что сценаристам пришлось в итоге напрячься, как случайно не проиграть монголов. Для этого в конце Коловрат «отупел», да и магический Медведь неожиданно покинул их ряды. В остальном же получилась история.
* «Легенда о Коловрате». Коловрат и его отряд навели шороху [[ордынское иго|в рядах Батыя]], да такого, что сценаристам пришлось в итоге напрячься, как случайно не проиграть монголов. Для этого в конце Коловрат «отупел», да и магический Медведь неожиданно покинул их ряды. В остальном же получилась история.
* «[[Гардемарины]]-3». ПОЧТИ захватили главгада… История вмешалась преступным приказом одного из генералов.
* «[[Гардемарины]]-3». ПОЧТИ захватили главгада… История вмешалась преступным приказом одного из генералов.
** На самом деле в той битве король Пруссии Фридрих II не участвовал.
** На самом деле в той битве король Пруссии Фридрих II не участвовал.
* [[Однажды в Голливуде]]: [[субверсия]]. Весь фильм идёт нагнетание — ведь подкованный зритель-то знает, что героиню Марго Робби должны убить зловещие [[хиппи]]. Ан нет, хиппи в последний момент [[А 220 не хочешь?|выбрали неправильную дверь]], из-за чего были жестоко и со смакованием убиты персонажами Питта и ДиКаприо.
* «Господа офицеры: Спасти императора» — переколбасили множество красных, но императора так и не спасли.
** Та же ситуация в [[Бесславные ублюдки|«Бесславных ублюдках»]] обстоятельства смерти Гитлера общеизвестны, и зритель напрасно ждёт, что покушение на него провалится.
* Внезапные аверсии — в своеобразном цикле фильмов Квентина Тарантино об «истории, которая пошла другим путём»:
* «Последний отсчёт» — прежде чем американцы окончательно бы запороли ход истории, «Нимиц» выкинуло назад в настоящее.
** [[Однажды в Голливуде]]. Весь фильм идёт нагнетание — ведь подкованный зритель-то знает, что героиню Марго Робби должны убить зловещие [[хиппи]]. Ан нет, хиппи в последний момент [[А 220 не хочешь?|выбрали неправильную дверь]], из-за чего были жестоко и со смакованием убиты персонажами Питта и ДиКаприо.
** Та же ситуация в «[[Бесславные ублюдки|Бесславных ублюдках]]» — обстоятельства смерти Гитлера общеизвестны, и зритель напрасно ждёт, что покушение на него провалится.
* «Последний отсчёт» — прежде чем американцы окончательно бы запороли ход истории, «Нимиц» выкинуло назад в настоящее.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «[[Горец]]» — неоднократно.
* «[[Горец]]» — неоднократно.
* «[[Зена, королева воинов]]» — [[Илиада|Трою]] не спасло её участие в сражении. И не только Трою.
* «[[Зена, королева воинов]]» — [[Илиада|Трою]] не спасло участие Зены в сражении. И не только Трою.
* «[[Доктор Кто]]» этим тропом просто живет и дышит. Сложно перечислить, скольких исторических знаменитостей встретили за время своих путешествий Доктор и его спутники.
* «[[Доктор Кто]]» этим тропом просто живет и дышит. Сложно перечислить, скольких исторических знаменитостей встретили за время своих путешествий Доктор и его спутники.
** С другой стороны, многим он как раз либо нагадил, либо подал идею.
** С другой стороны, многим он как раз либо нагадил, либо подал идею.
* «Хроники молодого [[Индиана Джонс|Индианы Джонса]]» — в бытность главного героя [[Ювелиры с браунингами|бельгийским]] шпионом молодой Джонс участвовал в сепаратных переговорах части элиты [[лоскутная империя|Австро-Венгрии]] во главе с эрцгерцогом Карлом и стран Антанты с понятным результатом.
* «Хроники молодого [[Индиана Джонс|Индианы Джонса]]» — в бытность главного героя [[Ювелиры с браунингами|бельгийским]] шпионом молодой Джонс участвовал в сепаратных переговорах части элиты [[лоскутная империя|Австро-Венгрии]] во главе с эрцгерцогом Карлом и стран Антанты с понятным результатом.
* «Квантовый скачок» — хотя Сэм и стал Ли Харви Освальдом и не хотел убивать президента, его сперва неудачно слило с оригиналом и он едва этого не сделал, а когда передумал стрелять, его перекинуло, и вернувшийся Освальд выстрелил. Хотя утверждается, что если бы не решение Сэма, то погибла бы и Жаклин Кеннеди.
* «Квантовый скачок» — хотя Сэм и стал Ли Харви Освальдом и не хотел убивать президента, его сперва неудачно слило с оригиналом и он едва этого не сделал, а когда передумал стрелять, его перекинуло, и вернувшийся Освальд выстрелил. Хотя утверждается, что если бы не решение Сэма, то погибла бы и Жаклин Кеннеди.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* «Оля, Коля и Архимед» — последнего не спасли, но и убийство не показали.
* «Оля, Коля и Архимед» — великого учёного не спасли. Но и убийство не показано в кадре (рейтинг же!).
** Прошаренные зрители прекрасно знают, [[Точку ставит смерть|что]] на самом деле случилось с Архимедом во время того самого штурма римлянами Сиракуз. Тем более что специально, с подчёркиванием показали злющего римского опциона, знакомого зрителю по предыдущим сценам (Архимедовы оборонительные устройства достали героя легиона уже неимоверно). Опцион, сжимая эфес гладиуса, рявкает: «ГДЕ ЭТОТ ПРОКЛЯТЫЙ АРХИМЕД?!». Тут явно намёк на то, что Оля ничего не добьётся своим отчаянным криком: «Товарищ Архимед, берегитесь!..» — историю не изменить. Великий геометр только и успеет, что сказать тому опциону «Не тронь мои чертежи!».


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы]] ===
* Цикл [[сало и горилка|украинских]] научпоповских комиксов «Живчик и Архимед»: главный герой комиксов — юный [[Герои и философы|Архимед]], который для защиты родных Сиракуз от [[Императоры и гладиаторы|Рима]] строит различные [[шизотех]]нические гаджеты. Естественно, у него [[сюжетная броня]], которая его спасает от любых передряг.
* Цикл [[сало и горилка|украинских]] научпоповских комиксов «Живчик и Архимед»: главный герой комиксов — юный [[Герои и философы|Архимед]], который для защиты родных Сиракуз от [[Императоры и гладиаторы|Рима]] строит различные [[шизотех]]нические гаджеты. Естественно, у него [[сюжетная броня]] (погибнет-то он в далеко не юном возрасте!), и она его спасает от любых передряг.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[Жена по контракту]] какие бы тяжелые удары по маньчжурским захватчикам легендарная прабабка главной героини Гу Сиси [[Леди-воительница|Юнь Цзысяо]] не наносила, исход был предрешен — Китай будет захвачен маньчжурами
* [[Жена по контракту]] — какие бы тяжелые удары по маньчжурским захватчикам легендарная прабабка главной героини Гу Сиси [[Леди-воительница|Юнь Цзысяо]] не наносила, исход был предрешен — Китай будет захвачен маньчжурами


=== Интернет ===
=== Интернет ===
Строка 50: Строка 56:


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Warsaw — в этом хорошем клоне Darkest Dungeon игрок может, освоив местную боевую и экономическую систему, построить из героев супер-отряд, дающий фашистам и их дружкам на орехи практически вчистую, уверенно удерживая и помогая всем районам, но увы, История сильнее — Варшавское восстание будет остановлено, а герои по отдельности в концовках получат разные судьбы, порой тяжёлые и даже чернушные.
* Warsaw — в этом хорошем клоне Darkest Dungeon игрок может, освоив местную боевую и экономическую систему, построить из героев супер-отряд, дающий фашистам и их дружкам на орехи практически вчистую, уверенно удерживая и помогая всем районам, но увы, История сильнее — Варшавское восстание будет остановлено, а герои по отдельности в концовках получат разные судьбы, порой тяжёлые и даже чернушные.
* Jeanne D’Ark на PSP — попытка решить с хитростью, но История всё равно пострадала: в один из моментов игры Жанна срывается со скалы и пропадает из сюжета, и сестре приходится её подменять. Внешне Леанна соответствует Жанне исторической по внешности — её в итоге и сжигают на костре.
* Jeanne D’Ark на PSP — попытка решить с хитростью, но История всё равно пострадала: в один из моментов игры Жанна срывается со скалы и пропадает из сюжета, и сестре приходится её подменять. Внешне Леанна соответствует Жанне исторической по внешности — её в итоге и сжигают на костре.
* [[Sniper Elite]]: есть попытка обойти реальность в миссии с убийством Гитлера, но с обоснуями и подсветкой от героя — «История со мной не согласится, но что было, то было»
* [[Sniper Elite]]: есть попытка обойти реальность в миссии с убийством Гитлера, но с обоснуями и подсветкой от героя — «История со мной не согласится, но что было, то было»
* «Блицкриг»'', если автор не путает с «В тылу врага»'' игроки поучаствуют в ВОВ, но история соблюдается: после миссий за Ось игра сюжетно идёт за союзников.
* «Блицкриг»'', если автор не путает с «В тылу врага»'' — игроки поучаствуют в ВОВ, но история соблюдается: после миссий за Ось игра сюжетно идёт за союзников.
**Игра - однозначно троп. Выиграть за Германию войну - невозможно. Ускорить Победу, играя за СССР или союзников - тоже. Цель исторических миссий во второй половине игры за Германию и первой половине игры за СССР или союзников - спрямить линию фронта, отойти на новый рубеж, сохранив силы, не попасть в окружение и т.д. А общий ход событий передается кат-сценами и брифингами.
** Игра — однозначно троп. Выиграть за Германию войну — невозможно. Ускорить Победу, играя за СССР или союзников — тоже. Цель исторических миссий во второй половине игры за Германию и первой половине игры за СССР или союзников — спрямить линию фронта, отойти на новый рубеж, сохранив силы, не попасть в окружение и т. д. А общий ход событий передается кат-сценами и брифингами.
* «[[Партизан (игра)|Партизан]]» — герой взрывает лабораторию нацистов с уберзольдатен и погибает сам. Страна лишилась супергероя, враг — лаборатории, и История пошла своим чередом.
* «[[Партизан (игра)|Партизан]]» — герой взрывает лабораторию нацистов с уберзольдатен и погибает сам. Страна лишилась супергероя, враг — лаборатории, и История пошла своим чередом.
* Да, собственно, почти любая игра в историческом сеттинге (если речь не идёт про глобальную стратегию или же создатели не предусмотрели заранее, что действия игрока могут изменить ход событий). В результате в каком-нибудь [[Симулятор|«Aces Over Pacific»]] вы можете потопить все американские авианосцы в ходе битвы при Мидуэе, но [[Предпрописанное поражение|Япония эту битву всё равно проиграет]].
* Да, собственно, почти любая игра в историческом сеттинге (если речь не идёт про глобальную стратегию или же создатели не предусмотрели заранее, что действия игрока могут изменить ход событий). В результате в каком-нибудь «[[Симулятор|Aces Over Pacific]]» вы можете потопить все американские авианосцы в ходе битвы при Мидуэе, но [[Предпрописанное поражение|Япония эту битву всё равно проиграет]].


{{Nav/Basic}}
{{Nav/Basic}}

Текущая версия на 16:28, 21 декабря 2024

Протагонист и опционально его команда в произведении следуют сюжету, превозмогают, действуют, драматизируют — но в самый ответственный момент в сюжет вмешивается сама История. Оказывается, во время действия рассказа произошло некое историческое событие, и персонажи не могут ничего противопоставить этому непреодолимому обстоятельству. Особенно если герой или напарник — реальный исторический деятель, который должен умереть/сгинуть/сесть в тюрьму, или остаться ни с чем, или неожиданно прийти к успеху благодаря не менее реальному вотэтоповороту, причём вне зависимости от того, насколько герой крут.

Следует отметить следующее:

  • Это не совсем о попаданцах. Троп применим для них только в деконструкциях и в режимах «закольцевания времени», то есть когда историческое событие произошло именно из-за них или наоборот — они ничего не смогли изменить.
  • Историческое событие произойдёт даже в случае смены реалистического сеттинга на фантастику (Карфаген разрушат всё равно, даже если его будет охранять отделение двудульных танков «Газдрубал», а Марк Антоний верхом на паровом шагоходе всё равно уступит Октавиану Августу).
  • Историческое событие нежелательно отменять или исправлять. Да, автор может спасти Пушкина после его дуэли с Дантесом, но тогда Пушкин у него «уползёт», до конца дней скитаясь под другим именем… Например, Александром Дюма. Под любое чудесное спасение должен быть придуман обоснуй, чтобы по логике получилась реальность. Понятное дело, что в книгах или фильмах можно прибегнуть к альтистории, а в играх это приведёт к альтернативным таймлайнам или «а что если», но в хороших играх про Историю, как правило, игроку могут не дать всё поменять.
  • Авторы часто прибегают к варианту «пропущенное или нерассказанное событие», например, приписав известному маньяку ещё 200 жертв, о которых он просто не рассказал, или дописав Суворову победу или поражение, о котором в истории решили умолчать или «утратили», нахватав намёков (или натянув на глобус через СПГС) на эти события из реальных источников. Может дойти до смешного — маньяк перебил полгорода и сумел не попасться фантастическим образом, а Суворов — ПОЧТИ победил Наполеона или побывал в плену после поражения, но автор придумает обоснуй, порой дурацкий, почему «от нас это скрыли».

Троп весьма популярен в псевдодокументалках, просто документалках и книгах конспирологов, которые обоснуями укладывают исторические события в свои неуёмные фантазии. Дружит с тропами Так всё и было, Самое главное не показали, Криптоистория.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • А. Дюма, «Три мушкетёра» и продолжения — кодификатор. Несмотря на все старания, ключевые события истории герои не изменят: Бэкингема убьют, Карлу Первому отрубят голову и так далее.
  • Александр Никонов в своих историях о религии предполагал версию о реалистичном спасении Христа, придумав «инсценировку смерти» Иисуса от римлян с политическими целями.
  • К. Еськов, «Евангелие от Афрания» — протагонист так и не смог спасти Христа от казни. С другой стороны, он сумел поспособствовать тому, что люди поверили в воскресение Христа и укреплению христианства.
  • Борис Акунин, «Чёрный город» — ну не может Эраст Фандорин предотвратить Первую мировую войну, он в этой книге обречён на фиаско, хотя бы ценой выстрела в голову.
    • В романах из «беллетристических» томов «Истории Российского государства» такое чуть ли не в каждом.
  • Ивакин, «Мы погибнем вчера» (ответ на «Мы из будущего») — герои попали в прошлое и поучаствовали в ВОВ, но ничего не смогли изменить, максимально реалистично погибнув.
    • А в «Мы из будущего» кто что поменял? Поучаствовали в боях и переосмыслили свою позицию в жизни.
    • Возможно, Ивакин счёл нереалистичным финал, в котором все четыре главных героя «Мы из будущего» вернулись в своё время живыми, и даже смертельно раненный чудом оказался целёхонек. Также Ивакина могла покоробить сцена, в которой «Борман», то есть Серёжа Филатов, попав в плен к нацистам, «читает нотацию» германскому офицеру и давит тому на психику своими знаниями. Поменять-то Сергей в итоге, разумеется, ничего не смог (по крайней мере в близкой перспективе и в существенных вопросах) — но, судя по его увлечённой интонации, не шутя попытался, «чисто на авось, а вдруг мои речи хоть как-то да сработают». Надо видеть, как он (студент истфака!) ораторствует перед der Offizier. Об эффекте бабочки развитой Серёжа наверняка имеет, как минимум, самое общее понятие.
  • Саймон Скэрроу, «Римский орёл» и «Орёл-завоеватель» — антагонистом главных героев, замыслившим заговор против императора Клавдия, является трибун Авл Вителлий. И хотя его планы терпят крах, но сам Вителлий не только выживает, но и выставляет себя героем. Ведь ему ещё императором становиться — поэтому не только его жизнь, но и карьера не должна пострадать.
  • Александр Тамоников, «Последний бой президента» — спецгруппу КГБ послали в Чили спасти президента Альенде с предсказуемом концом.

Кино[править]

  • Экранизации «Мушкетёров», разумеется. Но даже в них иногда делаются субверсии и аверсии — например, «Человек в Железной маске», где маску напялили на «плохого» Ди Каприо.
  • «Легенда о Коловрате». Коловрат и его отряд навели шороху в рядах Батыя, да такого, что сценаристам пришлось в итоге напрячься, как случайно не проиграть монголов. Для этого в конце Коловрат «отупел», да и магический Медведь неожиданно покинул их ряды. В остальном же получилась история.
  • «Гардемарины-3». ПОЧТИ захватили главгада… История вмешалась преступным приказом одного из генералов.
    • На самом деле в той битве король Пруссии Фридрих II не участвовал.
  • «Господа офицеры: Спасти императора» — переколбасили множество красных, но императора так и не спасли.
  • Внезапные аверсии — в своеобразном цикле фильмов Квентина Тарантино об «истории, которая пошла другим путём»:
    • Однажды в Голливуде. Весь фильм идёт нагнетание — ведь подкованный зритель-то знает, что героиню Марго Робби должны убить зловещие хиппи. Ан нет, хиппи в последний момент выбрали неправильную дверь, из-за чего были жестоко и со смакованием убиты персонажами Питта и ДиКаприо.
    • Та же ситуация в «Бесславных ублюдках» — обстоятельства смерти Гитлера общеизвестны, и зритель напрасно ждёт, что покушение на него провалится.
  • «Последний отсчёт» — прежде чем американцы окончательно бы запороли ход истории, «Нимиц» выкинуло назад в настоящее.

Телесериалы[править]

  • «Горец» — неоднократно.
  • «Зена, королева воинов» — Трою не спасло участие Зены в сражении. И не только Трою.
  • «Доктор Кто» этим тропом просто живет и дышит. Сложно перечислить, скольких исторических знаменитостей встретили за время своих путешествий Доктор и его спутники.
    • С другой стороны, многим он как раз либо нагадил, либо подал идею.
  • «Хроники молодого Индианы Джонса» — в бытность главного героя бельгийским шпионом молодой Джонс участвовал в сепаратных переговорах части элиты Австро-Венгрии во главе с эрцгерцогом Карлом и стран Антанты с понятным результатом.
  • «Квантовый скачок» — хотя Сэм и стал Ли Харви Освальдом и не хотел убивать президента, его сперва неудачно слило с оригиналом и он едва этого не сделал, а когда передумал стрелять, его перекинуло, и вернувшийся Освальд выстрелил. Хотя утверждается, что если бы не решение Сэма, то погибла бы и Жаклин Кеннеди.

Мультфильмы[править]

  • «Оля, Коля и Архимед» — великого учёного не спасли. Но и убийство не показано в кадре (рейтинг же!).
    • Прошаренные зрители прекрасно знают, что на самом деле случилось с Архимедом во время того самого штурма римлянами Сиракуз. Тем более что специально, с подчёркиванием показали злющего римского опциона, знакомого зрителю по предыдущим сценам (Архимедовы оборонительные устройства достали героя легиона уже неимоверно). Опцион, сжимая эфес гладиуса, рявкает: «ГДЕ ЭТОТ ПРОКЛЯТЫЙ АРХИМЕД?!». Тут явно намёк на то, что Оля ничего не добьётся своим отчаянным криком: «Товарищ Архимед, берегитесь!..» — историю не изменить. Великий геометр только и успеет, что сказать тому опциону «Не тронь мои чертежи!».

Комиксы[править]

  • Цикл украинских научпоповских комиксов «Живчик и Архимед»: главный герой комиксов — юный Архимед, который для защиты родных Сиракуз от Рима строит различные шизотехнические гаджеты. Естественно, у него сюжетная броня (погибнет-то он в далеко не юном возрасте!), и она его спасает от любых передряг.

Аниме и манга[править]

  • Жена по контракту — какие бы тяжелые удары по маньчжурским захватчикам легендарная прабабка главной героини Гу Сиси Юнь Цзысяо не наносила, исход был предрешен — Китай будет захвачен маньчжурами

Интернет[править]

  • Ещё в доютубовские времена ходила короткометражка «Терминатор спасает Христа». В итоге Христа распяли, а Терминатор понял, для чего весь замес и в Историю вмешиваться не стал.

Видеоигры[править]

  • Warsaw — в этом хорошем клоне Darkest Dungeon игрок может, освоив местную боевую и экономическую систему, построить из героев супер-отряд, дающий фашистам и их дружкам на орехи практически вчистую, уверенно удерживая и помогая всем районам, но увы, История сильнее — Варшавское восстание будет остановлено, а герои по отдельности в концовках получат разные судьбы, порой тяжёлые и даже чернушные.
  • Jeanne D’Ark на PSP — попытка решить с хитростью, но История всё равно пострадала: в один из моментов игры Жанна срывается со скалы и пропадает из сюжета, и сестре приходится её подменять. Внешне Леанна соответствует Жанне исторической по внешности — её в итоге и сжигают на костре.
  • Sniper Elite: есть попытка обойти реальность в миссии с убийством Гитлера, но с обоснуями и подсветкой от героя — «История со мной не согласится, но что было, то было»
  • «Блицкриг», если автор не путает с «В тылу врага» — игроки поучаствуют в ВОВ, но история соблюдается: после миссий за Ось игра сюжетно идёт за союзников.
    • Игра — однозначно троп. Выиграть за Германию войну — невозможно. Ускорить Победу, играя за СССР или союзников — тоже. Цель исторических миссий во второй половине игры за Германию и первой половине игры за СССР или союзников — спрямить линию фронта, отойти на новый рубеж, сохранив силы, не попасть в окружение и т. д. А общий ход событий передается кат-сценами и брифингами.
  • «Партизан» — герой взрывает лабораторию нацистов с уберзольдатен и погибает сам. Страна лишилась супергероя, враг — лаборатории, и История пошла своим чередом.
  • Да, собственно, почти любая игра в историческом сеттинге (если речь не идёт про глобальную стратегию или же создатели не предусмотрели заранее, что действия игрока могут изменить ход событий). В результате в каком-нибудь «Aces Over Pacific» вы можете потопить все американские авианосцы в ходе битвы при Мидуэе, но Япония эту битву всё равно проиграет.