Гадский цирк: различия между версиями
м |
(Новая страница: «{{Limited}} {{Q|Я не люблю манежи и арены…|В. Высоцкий}} Дамы и господа! Ответственно заявляю, что в нашем цирке ничего страшного нет! Вы где-нибудь видите изуродованных людей и невообразимых монстров? Вы слышите какую-нибудь Зловещая органная м...») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Limited}} | {{Limited}} | ||
{{Q|Я не люблю манежи и арены…| | {{Q|Я не люблю манежи и арены…|В. Высоцкий}} | ||
Дамы и господа! Ответственно заявляю, что в нашем цирке ничего [[Цирк ужасов|страшного]] нет! Вы где-нибудь видите изуродованных людей и невообразимых монстров? Вы слышите какую-нибудь [[Зловещая органная музыка|зловещую музыку]]? Всё радужно и весело, как и подобает цирку! | |||
Дамы и господа! Ответственно заявляю, что в нашем цирке ничего [[Цирк ужасов|страшного]] нет! Вы где-нибудь видите изуродованных людей и невообразимых монстров? Вы слышите какую-нибудь [[Зловещая органная музыка|зловещую музыку]]? | |||
Наши клоуны вовсе не [[Злобный клоун|демонические убийцы]]! Они просто [[Козёл|хамы]] и [[Гнусный алкаш|алкоголики]]. Нет, убить-то они теоретически кого-нибудь могут, но только [[Антиреклама спиртного|в пьяной драке]]. Ведь вы же ещё не докатились до того, чтобы бухать с клоунами, | Наши клоуны вовсе не [[Злобный клоун|демонические убийцы]]! Они просто [[Козёл|хамы]] и [[Гнусный алкаш|алкоголики]]. Нет, убить-то они теоретически кого-нибудь могут, но только [[Антиреклама спиртного|в пьяной драке]]. Ведь вы же ещё не докатились до того, чтобы бухать с клоунами, правда? | ||
Наш иллюзионист никого не распиливает пополам по-настоящему. Во-первых, пила у него тупая, во-вторых, он не смог бы распилить и доску сарая, так как [[Мастер-ломастер|руки у него растут из известного места]], да ещё и трясутся с | Наш иллюзионист никого не распиливает пополам по-настоящему. Во-первых, пила у него тупая, во-вторых, он не смог бы распилить и доску сарая, так как [[Мастер-ломастер|руки у него растут из известного места]], да ещё и трясутся с бодунища, в-третьих… Знаете, [[Бафосное имя|Великий Мудильо]], уйдите-ка лучше с арены. А еще лучше — из профессии, фокусы — не ваша стихия. | ||
Крокодильчики наши летают без помощи всякой чёрной магии — просто мы каждый день даём им [[Мучитель животных|живительных пиз]]… пинков, в общем. | Крокодильчики наши летают без помощи всякой чёрной магии — просто мы каждый день даём им [[Мучитель животных|живительных пиз]]… пинков, в общем. | ||
Наши воздушные гимнастки и вовсе очень ласковые и добрые! | Наши воздушные гимнастки и вовсе очень ласковые и добрые! За умеренную плату они вознесут вас до небес… Только не забудьте воспользоваться презервативом во избежание различных неприятных заболеваний, да и девочек брюхатить не нужно, они потом долго не могут выступать, к тому же детские дома и так переполнены. | ||
Вам хочется чего-то более чистого и романтичного? Ну уж извините — нашу | Вам хочется чего-то более чистого и романтичного? Ну уж извините — нашу прекрасную наездницу я никому не отдам. Она [[Девочка для битья|принадлежит мне]]. [[Педофил|С тринадцати лет]]. И пусть только попробует сбежать — [[Домашний тиран|отхожу кнутом хуже, чем её клячу]]. | ||
Согласен, львы у нас несколько… поджарые. Мы держим их на диете — | Согласен, львы у нас несколько… поджарые. Мы держим их на диете — большим кошкам очень вредно толстеть, а мясо нужно самой труппе для выездов на барбекю. Правда, они норовят восполнить недостачу, сожрав укротителя, но где этим доходягам справиться с матёрым бывшим уголовником! | ||
Вообще, сказать по правде, мне страшно надоел этот долбаный цирк. | Вообще, сказать по правде, мне страшно надоел этот долбаный цирк. Поджечь его, что ли? Страховка, говорят, неплохая, за вычетом процентов, конечно… | ||
Родственный троп с качелями, каруселями и американскими горками соответствующего качества — это [[Ржавый луна-парк]]. | Родственный троп с качелями, каруселями и американскими горками соответствующего качества — это [[Ржавый луна-парк]]. | ||
Строка 24: | Строка 22: | ||
=== [[Фольклор]] === | === [[Фольклор]] === | ||
* Анекдоты про летающих крокодильчиков, говорящую лошадь, свинью, говорящую по-французски и т. д. А также анекдоты про неприятные, оскорбительные для зрителей номера, как например: | * Анекдоты про летающих крокодильчиков, говорящую лошадь, свинью, говорящую по-французски и т. д. | ||
{{q| | * А также анекдоты про неприятные, оскорбительные для зрителей номера, как например: | ||
Цирк. На сцену выходит маленький паренёк, кланяется. Конферансье объявляет: | {{q|Цирк. На сцену выходит маленький паренёк, кланяется. Конферансье объявляет:<br />— Смертельный номер! Сейчас мальчик с феноменальной памятью выпьет ведро воды!<br />Мальчику выносят ведро воды и он его залпом выпивает. Публика офигивает. А конферансье продолжает:<br />— Но это ещё не все — сейчас мальчик с феноменальной памятью выпьет ещё одно ведро воды!<br />Пацаненок в два глотка выпивает и это ведро. Зал просто в истерике.<br />Конферансье:<br />— А теперь — коронный номер! Сейчас мальчик с феноменальной памятью обоссыт всех тех, кто сидит в первых двух рядах!<br />Народ в ужасе щемится в разные стороны.<br />Конферансье:<br />— [[Неумолимый преследователь|Убегать бесполезно! У мальчика феноменальная память!]].|}} | ||
— Смертельный номер! Сейчас мальчик с феноменальной памятью выпьет ведро воды! | * И ещё один в том же духе: | ||
Мальчику выносят ведро воды и он его залпом выпивает. Публика офигивает. А конферансье продолжает: | {{q|Идёт представление в цирке. Конферансье объявляет:<br />— Друзья, а сейчас наш дрессированный слон Федя обоссыт прямо весь 18-й ряд!… Сидите-сидите, не надо вставать! Слон сам считать умеет…|.}} | ||
— Но это ещё не все — сейчас мальчик с феноменальной памятью выпьет ещё одно ведро воды! | |||
Пацаненок в два глотка выпивает и это ведро. Зал просто в истерике. | |||
Конферансье: | |||
— А теперь — коронный номер! Сейчас мальчик с феноменальной памятью обоссыт всех тех, кто сидит в первых двух рядах! | |||
Народ в ужасе щемится в разные стороны. | |||
Конферансье: | |||
— [[Неумолимый преследователь|Убегать бесполезно! У мальчика феноменальная память!]]| | |||
{{q| | |||
Идёт представление в цирке. Конферансье объявляет: | |||
— Друзья, а сейчас наш дрессированный слон Федя обоссыт прямо весь 18-й ряд! | |||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Наталья Дурова — «Гибель старого Ямбо». Хозяин цирка — тиран, акробатка пьянствует с клоуном, мальчик-протагонист, похищенный циркачами у родного деда, подвергается постоянным побоям, а его единственного друга — старого слона Ямбо — расстреливают по надуманному поводу, чтобы привлечь внимание публики. [[Основано на реальных событиях]], имевших место на печально известном Куликовом поле в Одессе. В конечном итоге мальчик сбежал из цирка, [[Нагадили посреди берлоги|искромсав на прощание ножом все цирковые костюмы]]. | * Наталья Дурова — «Гибель старого Ямбо». Хозяин цирка — тиран, акробатка пьянствует с клоуном, мальчик-протагонист, похищенный циркачами у родного деда, подвергается постоянным побоям, а его единственного друга — старого слона Ямбо — расстреливают по надуманному поводу, чтобы привлечь внимание публики. [[Основано на реальных событиях]], имевших место на печально известном Куликовом поле в Одессе. В конечном итоге мальчик сбежал из цирка, [[Нагадили посреди берлоги|искромсав на прощание ножом все цирковые костюмы]]. | ||
* | * Г. В. Григорович — «Гуттаперчевый мальчик»: Петя, восьмилетний [[сирота]], вынужден выполнять акробатические номера на трапеции под куполом цирка. Его наставник, акробат-немец Бэккер, нещадно избивает его, а однажды даже убил его щенка. Кончается все трагедией — Петя срывается с трапеции и гибнет. | ||
* А. Куприн — «Allez!» | * А. Куприн — «Allez!». Примерно то же, что в примере выше, только ГГ — девушка-акробатка, влюбившаяся в престарелого козла, который её «поматросил и бросил». | ||
* «Цирк приехал!» Александра Аронова — гнусный директор цирка Глеб Андреевич из жадности сгубил силача, заставив его выйти на арену с больным сердцем. В итоге сам огрёб [[Кармическая справедливость|кармической справедливости]] — был задушен удавом. | * «Цирк приехал!» Александра Аронова — гнусный директор цирка Глеб Андреевич из жадности сгубил силача, заставив его выйти на арену с больным сердцем. В итоге сам огрёб [[Кармическая справедливость|кармической справедливости]] — был задушен удавом. | ||
* «[[Великая депрессия|Воды слонам!]]» Сары Груэн: директор цирка Август — [[садист]], [[мучитель животных]] и [[домашний тиран]], лимонад в торговых палатках делается на воде из лошадиных поилок, процеженной через панталоны клоунов, зверей кормят тухлятиной, у льва вырваны клыки, а в бассейне бегемота вместо воды формальдегид, так как бегемот давно сдох. | |||
* «[[Алмазный меч, деревянный меч]]» — цирк господ Онфима и Онфима. Тот самый случай, когда хозяин цирка — тиран (а ещё он эмиссар Красного Арка — ну, [[Армия воров и шлюх|не берут]] в Арк нормальных людей), да и среди артистов существует иерархия, в которой лидеры издеваются над париями. Цирк мы наблюдаем глазами парии — рабыни-дану Агаты, так что эпизоды с ним крайне [[Навозные века|навозновековые]]. | * «[[Алмазный меч, деревянный меч]]» — цирк господ Онфима и Онфима. Тот самый случай, когда хозяин цирка — тиран (а ещё он эмиссар Красного Арка — ну, [[Армия воров и шлюх|не берут]] в Арк нормальных людей), да и среди артистов существует иерархия, в которой лидеры издеваются над париями. Цирк мы наблюдаем глазами парии — рабыни-дану Агаты, так что эпизоды с ним крайне [[Навозные века|навозновековые]]. | ||
* Этель Лилиан Войнич, «[[Овод]]» и «Прерванная дружба» — бродячий цирк, в котором некоторое время после своей травмы выступал Риварес. После этого он не мог адекватно воспринимать такие представления. | |||
* «Майкл, брат Джерри» Джека Лондона — немало внимания уделено садистским методам дрессировки цирковых животных. | |||
* «Наследство» Бентли Литтла — [[Протагонист-злодей|протагониста-злодея]] во снах частенько посещает [[Злобный клоун|зловещий клоун]]. Оказывается, причиной стал [[Детская травма|случай из детства]], когда к нему на карнавале пристал гнусный клоун-[[педофил]]. В конечном итоге герой находит мерзавца и [[Зло воздающее|присоединяет к списку своих жертв]]. | |||
* «Загадка старого клоуна» В. Нестайко — цирк времён Российской империи под руководством некоего Анема. Нормальные только клоун Пьер и его подруга-акробатка Тереза. Остальные… Судите сами: другой клоун, Август, во время Второй Мировой был полицаем, да и до этого много грешков за ним числилось, а хозяин цирка Анем чуть не убил Терезу в угоду богачу — «меценату»… | |||
* «Смерть Тарзана» Йозефа Несвадбы — цирк Кнолля. Лев старый и облезлый, вместо дрессированных шакалов — волкособы, а несчастный немецкий барон Вольфганг, которого угораздило в детстве повторить судьбу Тарзана, этого Тарзана изображает сидя в клетке. Что до циркового директора Кнолля, то он недалеко ушёл от Августа из «Воды слонам!»… | |||
* Борис Акунин, «Детская книга» — с прикрученным фитильком. В целом цирк не особенно ужасен, Ластику там нравится, но вот маэстро Дьяболо Дьяболини не гнушался воспитывать своего прежнего ассистента при помощи таких подручных средств, как слоновий хлыст. | * Борис Акунин, «Детская книга» — с прикрученным фитильком. В целом цирк не особенно ужасен, Ластику там нравится, но вот маэстро Дьяболо Дьяболини не гнушался воспитывать своего прежнего ассистента при помощи таких подручных средств, как слоновий хлыст. | ||
** Да и вообще, сам [[Устрашающее имечко|Дьяболо]] [[Сатана|Дьяболини]] | ** Да и вообще, сам [[Устрашающее имечко|Дьяболо]] [[Сатана|Дьяболини]] цирк держит для прикрытия, а сам занимается грабежами домов по наводке. Хуже того, он и [[Не щадить детей|Ластика чуть не убил]] в итоге. Это уже не говоря о том, что драгоценный камень, который он хочет спереть, на деле весьма зловещий артефакт, и попытка его как-то механически повредить неизменно приводит к масштабным бедствиям (пытались распилить на глазах Ластика — тем же днём [[Первая Мировая война|в Сараево подстрелили Франца-Фердинанда]]). А фокусник-домушник об этом не знает (или прикидывается, что не знает?!), но зато осознаёт, что такой крупный камень можно продать лишь по частям. Так что цирк-то сравнительно нормальный — это во главе его стоит не то сам дьявол во плоти, не то просто корыстолюбивый мерзавец, не знающий, с какими силами связался. | ||
* «Господин Элефант» Анатолия Уманского — молодой | * «Господин Элефант» Анатолия Уманского — молодой террорист устраивается в цирк-шапито, чтобы во время представления убить губернатора. Но от тамошних порядков глаза на лоб лезут даже у него. | ||
=== | === [[Комиксы]] === | ||
* [[Crossed]] — именно такой цирк показали в арке «Бесплодные земли». Примечателен разговор укротителя тигров и директора цирка во время нападения зараженных. '''Укротитель:''' «Мадам Зара предсказала нам смерть в этом месте, но ты все равно решил приехать сюда!» '''Директор:''' «Мадам Зара мошенница и блядь, придурок!» | |||
* | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 74: | Строка 54: | ||
* Советский «Цирк» 1936 года — нет, наш отечественный цирк там, конечно, показан в самых светлых тонах, но вот труппа [[Шовинизм|шовиниста]] [[Зловещий иностранец|Кнейшица]], который третирует [[Девочка для битья|Марион Диксон]] и своего безответного клоуна… | * Советский «Цирк» 1936 года — нет, наш отечественный цирк там, конечно, показан в самых светлых тонах, но вот труппа [[Шовинизм|шовиниста]] [[Зловещий иностранец|Кнейшица]], который третирует [[Девочка для битья|Марион Диксон]] и своего безответного клоуна… | ||
* «Печальная баллада для трубы» — начинался как сабж, но соперничество влюблённых в приму клоунов быстро превратило его в [[Цирк ужасов|соседний троп]]. | * «Печальная баллада для трубы» — начинался как сабж, но соперничество влюблённых в приму клоунов быстро превратило его в [[Цирк ужасов|соседний троп]]. | ||
* «Человек-слон» | * «Человек-слон». В сюжете фильма хозяин лондонского цирка Том Норман — жестокий тиран. В реальной жизни они с «человеком-слоном» Джозефом Мерриком были друзьями. | ||
* «Виктор Франкенштейн» — именно в таком цирке начинал главный герой, будучи одним из двух нормальных людей там. | * «Виктор Франкенштейн» — именно в таком цирке начинал главный герой, будучи одним из двух нормальных людей там. | ||
* [[Фантастические твари: Преступления Гриндевальда]] — Арканус. | * [[Фантастические твари: Преступления Гриндевальда]] — Арканус. | ||
Строка 82: | Строка 62: | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* | * «Дамбо»: второстепенные персонажи, клоуны и слонихи — мерзкие и отвратительные типы, издевающиеся над бедным [[слоны и мамонты|слонёнком]] Дамбо из-за его больших ушей. Директор, заодно выполняющий обязанности шпрехшталмейстера, тоже хороший поц… | ||
* | * «Мадагаскар 3»: Намеренно в цирке никто никого не тиранит, просто хозяева — бездари, поэтому дела в упадке, а у зверей-актёров — апатия и депра. Но наши герои живенько доводят заведение до ума, и выходит конфетка. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[Hell Girl]] — 16 серия 1 сезона. Для выполнения сложных фокусов директор бродячего цирка | * [[Hell Girl]] — 16 серия 1 сезона. Для выполнения сложных фокусов директор бродячего цирка выдаёт сестёр-близняшек за одну девочку. Вот только одну из них он холит и лелеет, а вторую держит взаперти в сарае и стегает кнутом за малейшую провинность. Но однажды вторая девочка всё-таки отомстила… {{spoiler|нет, не директору, а родной сестре, которая, желая стать любимицей, регулярно подставляла её}}. | ||
* | * Космический рыцарь и звёздные шерифы — цирк то нормальный, а вот его хозяин-торговец оружием и шпион инопланетян-аутрайдеров. И сам кстати аутрайдер (замаскированный). И ещё его приспешник-клоун. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* «Ленинград», клип «Кольщик». | * Группа «Бивни» — песня под характерным названием «Ё***ный клоун» (впрочем, в описываемом там цирке и остальные не лучше). | ||
* «Ленинград», клип «Кольщик». Директор — взяточник, осветитель — раздолбай, меры безопасности отсутствуют в принципе… результат — цирк сгорел, клоунов не осталось. | |||
** В свете трагедии в Кемерово, где причиной пожара и массовой гибели людей стало разгильдяйство во всех сферах, касающихся безопасности, этот клип воспринимается ныне прямо-таки как [[нечаянное пророчество]]. | ** В свете трагедии в Кемерово, где причиной пожара и массовой гибели людей стало разгильдяйство во всех сферах, касающихся безопасности, этот клип воспринимается ныне прямо-таки как [[нечаянное пророчество]]. | ||
* [[Mylene Farmer]] — клип на песню «Optimistique-Moi». Милен изображает юную дочь фокусника, подвергающуюся издевательствам со стороны остальной труппы. В конечном итоге она сбегает оттуда во время фокуса, проводимого её отцом. | |||
* [[Mylene Farmer]] | |||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Увы — очень часто. Особенно — в частных разъездных труппах, которые никем не контролируются. Нередко они кончают тем, что директор пускается в бега, прихватив всю выручку, актёры ударяются в запой, а брошенные животные остаются погибать в клетках, если их не спасут сердобольные жители. | * Увы — очень часто. Особенно — в частных разъездных труппах, которые никем не контролируются. Нередко они кончают тем, что директор пускается в бега, прихватив всю выручку, актёры ударяются в запой, а брошенные животные остаются погибать в клетках, если их не спасут сердобольные жители. | ||
* Мэри Энн Вебстер (в | * Мэри Энн Вебстер (в замужестве — Беван) заболела акромегалией и стала уродливой, а потом овдовела. Пытаясь заработать и прокормить детей, она часто сталкивалась с насмешками, но сумела [[невероятно клёвое проклятие|извлечь выгоду из беды]]. [https://www.adme.ru/svoboda-kultura/istoriya-zhenschiny-kotoraya-radi-detej-ne-poboyalas-stat-posmeshischem-2070365 История женщины, которая ради детей не побоялась стать посмешищем] | ||
* Юрий Никулин в своей автобиографической книге «Почти серьёзно» иногда упоминает такие цирки, в которых ему приходилось бывать. В частности описанный им балаган в Кемерово — практически кодификатор тропа. | * Юрий Никулин в своей автобиографической книге «Почти серьёзно» иногда упоминает такие цирки, в которых ему приходилось бывать. В частности описанный им балаган в Кемерово — практически кодификатор тропа. | ||
{{Nav/Сеттинг}} | {{Nav/Сеттинг}} |
Версия 16:15, 31 марта 2022
« | Я не люблю манежи и арены… | » |
— В. Высоцкий |
Дамы и господа! Ответственно заявляю, что в нашем цирке ничего страшного нет! Вы где-нибудь видите изуродованных людей и невообразимых монстров? Вы слышите какую-нибудь зловещую музыку? Всё радужно и весело, как и подобает цирку!
Наши клоуны вовсе не демонические убийцы! Они просто хамы и алкоголики. Нет, убить-то они теоретически кого-нибудь могут, но только в пьяной драке. Ведь вы же ещё не докатились до того, чтобы бухать с клоунами, правда?
Наш иллюзионист никого не распиливает пополам по-настоящему. Во-первых, пила у него тупая, во-вторых, он не смог бы распилить и доску сарая, так как руки у него растут из известного места, да ещё и трясутся с бодунища, в-третьих… Знаете, Великий Мудильо, уйдите-ка лучше с арены. А еще лучше — из профессии, фокусы — не ваша стихия.
Крокодильчики наши летают без помощи всякой чёрной магии — просто мы каждый день даём им живительных пиз… пинков, в общем.
Наши воздушные гимнастки и вовсе очень ласковые и добрые! За умеренную плату они вознесут вас до небес… Только не забудьте воспользоваться презервативом во избежание различных неприятных заболеваний, да и девочек брюхатить не нужно, они потом долго не могут выступать, к тому же детские дома и так переполнены.
Вам хочется чего-то более чистого и романтичного? Ну уж извините — нашу прекрасную наездницу я никому не отдам. Она принадлежит мне. С тринадцати лет. И пусть только попробует сбежать — отхожу кнутом хуже, чем её клячу.
Согласен, львы у нас несколько… поджарые. Мы держим их на диете — большим кошкам очень вредно толстеть, а мясо нужно самой труппе для выездов на барбекю. Правда, они норовят восполнить недостачу, сожрав укротителя, но где этим доходягам справиться с матёрым бывшим уголовником!
Вообще, сказать по правде, мне страшно надоел этот долбаный цирк. Поджечь его, что ли? Страховка, говорят, неплохая, за вычетом процентов, конечно…
Родственный троп с качелями, каруселями и американскими горками соответствующего качества — это Ржавый луна-парк.
Примеры
Фольклор
- Анекдоты про летающих крокодильчиков, говорящую лошадь, свинью, говорящую по-французски и т. д.
- А также анекдоты про неприятные, оскорбительные для зрителей номера, как например:
« | Цирк. На сцену выходит маленький паренёк, кланяется. Конферансье объявляет: — Смертельный номер! Сейчас мальчик с феноменальной памятью выпьет ведро воды! Мальчику выносят ведро воды и он его залпом выпивает. Публика офигивает. А конферансье продолжает: — Но это ещё не все — сейчас мальчик с феноменальной памятью выпьет ещё одно ведро воды! Пацаненок в два глотка выпивает и это ведро. Зал просто в истерике. Конферансье: — А теперь — коронный номер! Сейчас мальчик с феноменальной памятью обоссыт всех тех, кто сидит в первых двух рядах! Народ в ужасе щемится в разные стороны. Конферансье: — Убегать бесполезно! У мальчика феноменальная память!. |
» |
- И ещё один в том же духе:
« | Идёт представление в цирке. Конферансье объявляет: — Друзья, а сейчас наш дрессированный слон Федя обоссыт прямо весь 18-й ряд!… Сидите-сидите, не надо вставать! Слон сам считать умеет… |
» |
— . |
Литература
- Наталья Дурова — «Гибель старого Ямбо». Хозяин цирка — тиран, акробатка пьянствует с клоуном, мальчик-протагонист, похищенный циркачами у родного деда, подвергается постоянным побоям, а его единственного друга — старого слона Ямбо — расстреливают по надуманному поводу, чтобы привлечь внимание публики. Основано на реальных событиях, имевших место на печально известном Куликовом поле в Одессе. В конечном итоге мальчик сбежал из цирка, искромсав на прощание ножом все цирковые костюмы.
- Г. В. Григорович — «Гуттаперчевый мальчик»: Петя, восьмилетний сирота, вынужден выполнять акробатические номера на трапеции под куполом цирка. Его наставник, акробат-немец Бэккер, нещадно избивает его, а однажды даже убил его щенка. Кончается все трагедией — Петя срывается с трапеции и гибнет.
- А. Куприн — «Allez!». Примерно то же, что в примере выше, только ГГ — девушка-акробатка, влюбившаяся в престарелого козла, который её «поматросил и бросил».
- «Цирк приехал!» Александра Аронова — гнусный директор цирка Глеб Андреевич из жадности сгубил силача, заставив его выйти на арену с больным сердцем. В итоге сам огрёб кармической справедливости — был задушен удавом.
- «Воды слонам!» Сары Груэн: директор цирка Август — садист, мучитель животных и домашний тиран, лимонад в торговых палатках делается на воде из лошадиных поилок, процеженной через панталоны клоунов, зверей кормят тухлятиной, у льва вырваны клыки, а в бассейне бегемота вместо воды формальдегид, так как бегемот давно сдох.
- «Алмазный меч, деревянный меч» — цирк господ Онфима и Онфима. Тот самый случай, когда хозяин цирка — тиран (а ещё он эмиссар Красного Арка — ну, не берут в Арк нормальных людей), да и среди артистов существует иерархия, в которой лидеры издеваются над париями. Цирк мы наблюдаем глазами парии — рабыни-дану Агаты, так что эпизоды с ним крайне навозновековые.
- Этель Лилиан Войнич, «Овод» и «Прерванная дружба» — бродячий цирк, в котором некоторое время после своей травмы выступал Риварес. После этого он не мог адекватно воспринимать такие представления.
- «Майкл, брат Джерри» Джека Лондона — немало внимания уделено садистским методам дрессировки цирковых животных.
- «Наследство» Бентли Литтла — протагониста-злодея во снах частенько посещает зловещий клоун. Оказывается, причиной стал случай из детства, когда к нему на карнавале пристал гнусный клоун-педофил. В конечном итоге герой находит мерзавца и присоединяет к списку своих жертв.
- «Загадка старого клоуна» В. Нестайко — цирк времён Российской империи под руководством некоего Анема. Нормальные только клоун Пьер и его подруга-акробатка Тереза. Остальные… Судите сами: другой клоун, Август, во время Второй Мировой был полицаем, да и до этого много грешков за ним числилось, а хозяин цирка Анем чуть не убил Терезу в угоду богачу — «меценату»…
- «Смерть Тарзана» Йозефа Несвадбы — цирк Кнолля. Лев старый и облезлый, вместо дрессированных шакалов — волкособы, а несчастный немецкий барон Вольфганг, которого угораздило в детстве повторить судьбу Тарзана, этого Тарзана изображает сидя в клетке. Что до циркового директора Кнолля, то он недалеко ушёл от Августа из «Воды слонам!»…
- Борис Акунин, «Детская книга» — с прикрученным фитильком. В целом цирк не особенно ужасен, Ластику там нравится, но вот маэстро Дьяболо Дьяболини не гнушался воспитывать своего прежнего ассистента при помощи таких подручных средств, как слоновий хлыст.
- Да и вообще, сам Дьяболо Дьяболини цирк держит для прикрытия, а сам занимается грабежами домов по наводке. Хуже того, он и Ластика чуть не убил в итоге. Это уже не говоря о том, что драгоценный камень, который он хочет спереть, на деле весьма зловещий артефакт, и попытка его как-то механически повредить неизменно приводит к масштабным бедствиям (пытались распилить на глазах Ластика — тем же днём в Сараево подстрелили Франца-Фердинанда). А фокусник-домушник об этом не знает (или прикидывается, что не знает?!), но зато осознаёт, что такой крупный камень можно продать лишь по частям. Так что цирк-то сравнительно нормальный — это во главе его стоит не то сам дьявол во плоти, не то просто корыстолюбивый мерзавец, не знающий, с какими силами связался.
- «Господин Элефант» Анатолия Уманского — молодой террорист устраивается в цирк-шапито, чтобы во время представления убить губернатора. Но от тамошних порядков глаза на лоб лезут даже у него.
Комиксы
- Crossed — именно такой цирк показали в арке «Бесплодные земли». Примечателен разговор укротителя тигров и директора цирка во время нападения зараженных. Укротитель: «Мадам Зара предсказала нам смерть в этом месте, но ты все равно решил приехать сюда!» Директор: «Мадам Зара мошенница и блядь, придурок!»
Кино
- Экранизация «Гуттаперчевого мальчика».
- Экранизация «Воды слонам».
- «Цирк приехал» по повести Александра Аронова — снято в стиле «светлее и мягче», но директор цирка — по-прежнему скупердяй, ворюга и проходимец, едва не погубивший силача и поджегший цирк ради страховки.
- «Цирк» 1928 года с Чарли Чаплином — директор тоже знатный самодур, тиранит падчерицу, по любому поводу бьёт и не даёт есть.
- Советский «Цирк» 1936 года — нет, наш отечественный цирк там, конечно, показан в самых светлых тонах, но вот труппа шовиниста Кнейшица, который третирует Марион Диксон и своего безответного клоуна…
- «Печальная баллада для трубы» — начинался как сабж, но соперничество влюблённых в приму клоунов быстро превратило его в соседний троп.
- «Человек-слон». В сюжете фильма хозяин лондонского цирка Том Норман — жестокий тиран. В реальной жизни они с «человеком-слоном» Джозефом Мерриком были друзьями.
- «Виктор Франкенштейн» — именно в таком цирке начинал главный герой, будучи одним из двух нормальных людей там.
- Фантастические твари: Преступления Гриндевальда — Арканус.
Телесериалы
- Gotham — примерно в таком цирке вырос Джером.
Мультфильмы
- «Дамбо»: второстепенные персонажи, клоуны и слонихи — мерзкие и отвратительные типы, издевающиеся над бедным слонёнком Дамбо из-за его больших ушей. Директор, заодно выполняющий обязанности шпрехшталмейстера, тоже хороший поц…
- «Мадагаскар 3»: Намеренно в цирке никто никого не тиранит, просто хозяева — бездари, поэтому дела в упадке, а у зверей-актёров — апатия и депра. Но наши герои живенько доводят заведение до ума, и выходит конфетка.
Аниме и манга
- Hell Girl — 16 серия 1 сезона. Для выполнения сложных фокусов директор бродячего цирка выдаёт сестёр-близняшек за одну девочку. Вот только одну из них он холит и лелеет, а вторую держит взаперти в сарае и стегает кнутом за малейшую провинность. Но однажды вторая девочка всё-таки отомстила… нет, не директору, а родной сестре, которая, желая стать любимицей, регулярно подставляла её.
- Космический рыцарь и звёздные шерифы — цирк то нормальный, а вот его хозяин-торговец оружием и шпион инопланетян-аутрайдеров. И сам кстати аутрайдер (замаскированный). И ещё его приспешник-клоун.
Музыка
- Группа «Бивни» — песня под характерным названием «Ё***ный клоун» (впрочем, в описываемом там цирке и остальные не лучше).
- «Ленинград», клип «Кольщик». Директор — взяточник, осветитель — раздолбай, меры безопасности отсутствуют в принципе… результат — цирк сгорел, клоунов не осталось.
- В свете трагедии в Кемерово, где причиной пожара и массовой гибели людей стало разгильдяйство во всех сферах, касающихся безопасности, этот клип воспринимается ныне прямо-таки как нечаянное пророчество.
- Mylene Farmer — клип на песню «Optimistique-Moi». Милен изображает юную дочь фокусника, подвергающуюся издевательствам со стороны остальной труппы. В конечном итоге она сбегает оттуда во время фокуса, проводимого её отцом.
Реальная жизнь
- Увы — очень часто. Особенно — в частных разъездных труппах, которые никем не контролируются. Нередко они кончают тем, что директор пускается в бега, прихватив всю выручку, актёры ударяются в запой, а брошенные животные остаются погибать в клетках, если их не спасут сердобольные жители.
- Мэри Энн Вебстер (в замужестве — Беван) заболела акромегалией и стала уродливой, а потом овдовела. Пытаясь заработать и прокормить детей, она часто сталкивалась с насмешками, но сумела извлечь выгоду из беды. История женщины, которая ради детей не побоялась стать посмешищем
- Юрий Никулин в своей автобиографической книге «Почти серьёзно» иногда упоминает такие цирки, в которых ему приходилось бывать. В частности описанный им балаган в Кемерово — практически кодификатор тропа.