Основано на реальных событиях

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Very Loosely Based on a True Story. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Основано на реальных событиях — вот только на насколько реальных, и насколько скрупулезно основано?
«
Виктор Савиных, космонавт, дважды герой СССР, участник космической экспедиции «Салют-7»:


— Фильм хороший, зрелищный, народу точно понравится. Особенно хочу отметить замечательное качество изображения космоса, невесомости: компьютерная грамматика (sic!) воссоздаёт размах и красоту неба. Что касается неточностей, ну да, они есть…

»
— «Новая газета» взяла «интервью» у космонавта (8 октября 2017)
« История, которую мы хотим рассказать, не опирается на факты: она настолько невероятна, что в неё просто нельзя не поверить. »
— Вступление к фильму «О бедном гусаре замолвите слово»
« По просьбе выживших все имена изменены. Из уважения к погибшим всё показано так, как было на самом деле »
— «Фарго» зло пародирует троп

Основано на реальных событиях — фраза, которой создатели фильма/книги/игры стараются привлечь внимание зрителя/читателя/игрока. Должна, в теории, означать, что авторы хорошо ознакомились с событием, которое они хотят описывать, и желают более или менее правдиво рассказать о нём или, как минимум, использовать фоном в своём Творении. На практике от упомянутого в рекламных роликах события нередко не остаётся ничего, кроме самой общей фабулы, или оно искажается до неузнаваемости. Нередко создатели заменяют эту фразу на её аналоги: «Мы просмотрели много архивных материалов…», «Всё по секретным документам», «Мы изучили вопрос со всех сторон…» и т. д.

Особенно умиляет, когда в начале фильма надпись «Основано на реальных событиях», а в конце после титров (ну правильно, кто досматривает до этого места?) — традиционное «Все события и персонажи вымышлены. Всякое сходство с реальными событиями и лицами случайно». А с другой стороны, с точки зрения некоторых литературоведческих и культурологических школ любое художественное произведение может считаться основанным на реальных событиях в той или иной степени. Да здравствует исландская правдивость!

Впрочем, порой бывает, что художественное произведение и в самом деле основано на реальных событиях. Если вы пришли на эту страницу за такими примерами, см. раздел «Исключения».

Важно! Наличие у фильма военного, исторического, физического или иного другого консультанта никоим образом не гарантирует правдоподобности изображенных событий, как и ничего не говорит о компетентности консультанта. Элементарно потому, что никто и ничего не запрещает класть на мнение консультанта предмет, состоящий из железа и по форме напоминающий болт. То, что будет показано в фильме, решает царь и б-г: режиссер. На практике при социализме добавляется художественный совет и всякие там звонки из обкома, а при капитализме — продюсер, которого парит, в первую очередь, ожидаемая доходность[1]. А что консультант — у режиссера может и принцип включиться: продюсер мне говорит, что делать, студия мне говорит, что делать, активисты в твиттере мне говорят, что делать, я еще буду слушать вот этого вот отставного полковника, которому голова нужна фуражку носить?[2]

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Недаром Ивана Лажечникова называли русским Дюма. Его «Ледяной дом» — пример из палаты мер и весов, как субъективизм может испортить даже очень хороший роман. Например:
    • Эрнст Бирон представлен там полным чудовищем, закоренелым алчным интриганом и яростным ненавистником русских, утопающим в роскоши. Реальный герцог Курляндский — компетентный управленец, де-факто любящий и верный супруг Анны Иоанновны, искавший популярности у её подданных.
      • Впрочем, попытка не увенчалась успехом. Кое-что говорит тот факт, что когда за Бироном пришёл Миних, ни единый человек — даже из его собственных слуг или стражи! — не шевельнул пальцем чтобы его защитить. Что до роскоши, современники и впрямь изумлялись безмерной роскоши аннинского двора.
    • Артемий Волынский описан автором с любовью и тщательностью как горячий патриот, рыцарь в сияющих доспехах и чуть ли не единственный нормальный человек при дворе, у которого почти нет пороков, кроме несдержанности и волокитства. В жизни это был заговорщик, карьерист и проныра. И да, он ненавидел Бирона на самом деле, но не стеснялся заискивать перед ним. Кто-то утверждал даже, что если бы тот оказал Волынскому ценную услугу, он и с ним подружился бы.
    • Императрице Анне в лажечниковской трактовке сложно не посочувствовать: больная пожилая женщина, доверчивая и добрая, при этом почти лишённая банальных человеческих радостей и находящая утешение в обществе своей любимой гоф-девицы, княжны Мариорицы Лелемико. Вот как он изобразил благоразумную и властную правительницу, пусть не имевшую блестящего образования, зато действительно заботившуюся о стране, при этом вполне жесткую и практичную.
  • А вот Александр «Сан Саныч» Бушков, хоть и любит себя сравнивать с Дюма, к реальным фактам относится (несколько) получше. В Санта-Кроче из «Возвращения Пираньи» легко узнаётся Парагвай (пусть слово Божие и говорит, что это некая обобщённая латиноамериканская банановая республика), а в Бангале из «Чёрного Солнца» — Ангола. Да и «Озорные призраки» имеют под собой реальную подоплёку — неудачную попытку захвата власти на Сейшелах наёмником Майком Хоаром.
  • Леонид Платов, роман «Секретный фарватер» — интересная инверсия. В послесловии автор прямо сообщил читателю, что книга художественная, а ни в коем случае не документальная. Но при этом множество отдельных эпизодов романа точно списано с реальных историй, имевших место во время войны, и в 1960-е годы (когда вышла книга) эти истории ещё помнились — как следствие, многие читатели тогда воспринимали послесловие обратным намёком: дескать, на самом-то деле примерно так оно и было. Тем более что в те годы читатель был привычен искать цензуру даже там, где она ничего не прятала.
  • Г. Медведев, «Чернобыльская тетрадь» — ну о-о-о-чень такой «компетентный и бесстрашно-правдивый рассказ». Спецы ржут до упаду, читая рассуждения автора про «запас реактивности», но и обыкновенному автолюбителю придётся по вкусу описание поездок на «Ниве» ВАЗ-2121 с отключаемым передним мостом! Надо сказать, у гуманитариев Медведев неплохо подавляет недоверие. Задача книги? Обелить академиков и ЦК КПСС — реальных творцов катастрофы.[3]
  • Талантливые исторические романы Валентина Пикуля, в числе прочих «Слово и дело», «Нечистая сила» и «Крейсера», содержат много легенд вместо фактов (и цифры тоже то и дело «подлежат уточнению» — то есть откровенно баснословны). Что, однако, не умаляет литературных достоинств.
  • Художественные произведения Николая Лилина (Вержбицкого) — «Сибирское воспитание» и другие. Несмотря на все уверения сочинителя в их автобиографичности, представляют собой бредовые клюквенные россказни, рассчитанные на доверчивых иностранцев (и потому не издававшиеся в России).
    • Оказывается, в 1938 тиран Сталин сослал целую народность «урок» из Сибири (где они жили чуть ли не веками) в приднестровские Бендеры. Коварство диктатора было так велико, что он мог сослать в чужое государство (в 1938 Бендеры находились под румынским контролем и назывались Тигиной).
    • Урки описываются как некие благородные дикари, принципиально ненавидящие любую власть и закон, но чтущие сложный и запутанный кодекс чести, предписывающий им, в частности, хранить «чистое» оружие отдельно от «грешного» (с которым ходят на дело). Запятнал оружие — всё, придётся завернуть его в пелёнку от новорождённого и закопать, а сверху посадить дерево. А то пропадёт урочья удача!
    • Само собой, эти отважные робингуды быстро захватили контроль над доброй частью Бендер и до сих пор его удерживают. Незаметным для горожан способом, наверное.
    • Сам «Лилин», якобы выросший в семье «сибирских урок», уверяет в своих книгах, что дважды сидел в местной приднестровской тюрьме, потом был каким-то загадочным образом из ПМР призван в российскую армию, воевал в Чечне, а потом даже был наёмником в Израиле, Ираке и Афганистане — совершенно неясно, каким образом вся эта солдатчина сочетается с суровыми традициями урок. Это при том, что в Израиле служба наёмников не предусмотрена законом (другое дело, что в наёмники могут пойти бывшие израильские военнослужащие).
      • В Израильской армии было несколько иностранных добровольцев, но именно что несколько.
    • Разумеется, бендерчане, лично знавшие Вержбицкого, прямо называют эту военную биографию ложью и утверждают, что он никогда нигде не служил и тем более не воевал.
  • Книги судмедэксперта Андрея Ломачинского. Что у него является действительно правдой, а что всего-навсего городскими легендами, выданными за ту самую правду — вопрос очень хороший.
  • И. Л. Бунич, «Таллинский переход» — автор, получивший в 90-е годы доступ в архивы ВМФ, набрал реальной информации по косякам Балтфлота первых месяцев войны (а их, как и перекладывания вины друг на друга с последующими наказаниями и награждениями кого попало хватало), приправил их отсебятиной, местами перепутав даты, события и ТТХ кораблей, добавил модного в те времена пафосно-разоблачительного антисоветизма и все это издал на бумаге.
  • Андрей Вознесенский — поэма «Ров» основана на реальном уголовном деле. Мародеры вскрыли расстрельный ров в Симферополе и вытаскивали золотые зубы из черепов.
  • «Республика ШКиД» же! Школа реально существовала и под слегка изменёнными именами там представлены вполне реальные люди. Другое дело, что Белых и Пантелеев явно «сгладили» события, убрав практически всю чернуху. Ровно наоборот получилось в «Последней гимназии» П. Ольховского (Панька Ельховский, он же Саша Пыльников) и К. Евстафьева — фактически продолжении и полемизирующем произведении с «Республикой…»: светлых моментов там немного, зато чернухи — хоть отбавляй. Видимо, поэтому повесть была издана всего однажды, и сейчас о ней мало кто знает.

Зарубежная[править]

  • История Робинзона Крузо имеет реальную основу — 4 года (1704-08) на острове Мас-а-Тьерра (по иронии, ныне переименованного в Робинзон-Крузо!) в одиночестве прожил Александр Селькирк. Правда, причиной стало не кораблекрушение, а несносный характер самого Селькирка.
  • Исторические романы Александра Дюма весьма вольно обращаются с историческими фактами:
    • Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян, действительно был королевским мушкетёром, добившимся серьёзных карьерных успехов. Но он служил не Людовику XIII, а Людовику XIV, и вовсе не боролся с коварными замыслами кардинала Ришельё — напротив, он начал своё восхождение как личный агент преемника Ришельё, кардинала Мазарини.
      • Вообще редкий случай — чем ближе к концу трилогии о мушкетерах, тем точнее описываются исторические события. Обычно бывает наоборот.
    • «Дуэль миньонов» действительно произошла в описанные в «Графине де Монсоро» времена, каша заварилась действительно из-за конфликта графа де Келюса (миньона короля) с бароном д’Антрагом, и в числе дуэлянтов были барон де Ливаро и Жорж де Шомбер. По каким-то неведомым причинам противники миньонов, в реальности бывшие людьми влиятельного главы католической партии (и де-факто претендента на власть в стране) герцога Генриха «Меченого» де Гиза, в книге Дюма перешли на службу к брату короля, герцогу Анжуйскому. А Ливаро с Шомбером, видимо, в темноте не разобрались, кто где стоит, и оба сменили сторону конфликта. А вполне реальный де Бюсси к этой заварушке и вовсе не имел никакого отношения. Хотя он действительно был убит графом де Монсоро, когда явился в его замок по письму графини, за которой, мягко говоря, ухаживал (и которую это настолько достало, что она намеренно вызвала Бюсси, чтобы тот встретился с ее мужем). Графу Монсоро было на тот момент около тридцати и он прожил в счастливом браке еще много десятилетий.
    • И неожиданная субверсия в «Виконте де Бражелоне». Узник, который всю жизнь проводит в заточении, потому что на самом деле он законный наследник престола, а честолюбивые заговорщики хотят его вызволить и на трон посадить… Бред? Реальная история, только произошла она в России с Иваном VI.
    • История графа Монте-Кристо была взята автором из полицейских документов по делу некоего сапожника Франсуа Пико. В реальности, правда, мстителю не удалось расправиться со всеми недругами, выйдя из воды полностью сухим.
  • Симона Вилар обращается с историческими фактами еще свободнее Дюма. Тот хотя бы крупным историческим персонам типа монархов и министров возраст не менял, Вилар же на голубом глазу обвиняет будущего Ричарда III в гибели старшего брата Эдмунда. При том, что Ричарду на тот момент было всего-то восемь лет и на очередную заварушку в войне Роз его, разумеется, не взяли.
  • Гастон Леру, «Призрак Оперы» — в предисловии (а также в эпилоге и время от времени в основном повествовании) месье Леру уверяет читателей, что все изложенная им история действительно имела место в реальности и у него даже имеются неопровержимые доказательства этого, в том числе — скелет бедного Эрика.
  • Капитан Блад — персонаж, конечно, выдуманный, но Рафаэль Сабатини писал его со вполне реальных пиратов. И Генри Морган был далеко не единственным прототипом!
    • Чтобы всех запутать, в книге Морган упомянут отдельно от Блада.
  • Артур Хейли, «Аэропорт» — одна из сюжетных линий романа (взрыв самолёта с целью получения страховки) основана на двух реальных авиакатастрофах начала 1960-х.
  • Форсайт, «Псы войны» — книга написана по опыту работы в Биафре военным корреспондентом. Все наемники имеют реальные прототипы, а Зангаро «срисовано» с Экваториальной Гвинеи.
    • Страна, откуда герои эвакуируются в начале книги, по косвенным признакам, сильно напоминает Биафру.
  • «Сёгун» Джеймса Клавелла (и одноименный сериал). От истории остался сам факт, что английский моряк стал доверенным лицом будущего сёгуна. Остальное — отсебятина.
    • Ну как отсебятина, в образе возлюбленной главного героя выведена японская христианка Хосокава Грация, дочь Акэти Мицухидэ. Только в реальности она едва ли вообще встречалась с Адамсом
  • Скандально известная «Лолита» Набокова во многом пересекается с историей реальной Салли Хорнер.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «9 рота». Рота действительно была, и даже вела бой с душманами на высоте. На этом реальные события заканчиваются: вместо снега — жара (а то малограмотные зрители скажут — брехня, в Афганистане всегда и везде жарко!); вместо потери шести (из 36!) человек погибают все, кроме одного; ни подкреплений, ни артподдержки почему-то нет, хотя в реальности всё это было.
  • «Утомлённые солнцем 2». Режиссёр долго и многословно распинался перед премьерой о том, сколько перечитано архивов и какой правдивый фильм он снял, — после чего показал летающие задницы, парусные танки, дырявые ложки, противотанковые раскладушки, паучков и комаров, побеждающих немцев лучше, чем РККА, и шоколадно-раздаточную дивизию вермахта.
  • «АдмиралЪ». Задача: взять за основу биографию человека, военные преступления и зверства которого осудили все влиятельные страны, и снять фильм, в котором этот же человек будет уже героем. Решение: реальные события почти полностью опустить, а вместо них в фильм ввести свои, более подходящие. А то что в фильме опустили его реальные заслуги (он был крутым исследователем-полярником, и как учёный он был куда круче, чем как военный) — вызывает недоумение.
  • «Сволочи»: автор повести, по которой снят фильм, утверждал, что лично работал в лагере подготовки подростков-диверсантов. Его слова были документально опровергнуты.
  • «Груз 200»: желая попедалировать и без того жуткие события на экране, автор влепил сабж перед началом фильма. Что именно за реальные события и насколько «на основе» — не пояснялось, но главное сделано: продемонстрированы оборотни в погонах, жестокие нравы, всё плохо, мы все умрём и т. д. и т. п.
    • Злые языки утверждают, что изрядная часть показанных в фильме событий ранее имела место… в повести американского писателя и нобелевского лауреата Уильяма Фолкнера.
    • Вроде бы где-то пояснялось, что под реальными событиями подразумевается история маньяка Спесивцева, но из общего там — только то, что преступления совершались в квартире при попустительстве матери маньяка. При этом дело было не при Черненко, а в лихие девяностые и никаким милиционером Спесивцев не был.
      • Автор правки слышал, что речь шла не только о Спесивцеве, а и о маньяках Михасевиче и Сергейчике, второй из которых как раз служил милиционером и в 2007 году был казнен по приговору суда. Учитывая время выхода фильма, вполне вероятно, что отсылка подразумевалась.
  • Фраза «основано на реальных событиях» проскакивает в начале фильма «Салют-7». Далее начинается очередная кинематографическая вампука. Отличная компьютерная графика при полном отрицании программёрами элементарной физики и сопромата (превед, «Трансформеры»); метеоритная атака (в реале на станции просто закоротило передатчик); кувалды, сигареты и алкоголь в космосе; совершенно не к месту вписанный пожар, летающие по ЦУПу табуретки (кто бросил сапогом в пульт?), фантазии конспирологов о том, что американцы хотели угнать нашу станцию… К счастью, сценаристам не позволили использовать в этой «правдивой истории» имена реальных героев-космонавтов Джанибекова и Савиных. Если бы и станцию переименовали, скажем, в «Альтаир-12», получилась бы смотрибельная дурилка картонная в стиле «Гравитации» с Сандрой Буллок или «Живого». Но к чему тогда «основано на реальных событиях» в начале? Когда стало ясно, что Алексей Самолётов, Алексей Чупов и Олег Маловичко навампучили, последовала безграмотная атака на мозги ничего не подозревающих зрителей (см. эпиграф). Утверждалось даже, что «и в „Аполлоне-13“ астронавты обнаружили море ошибок, а Джим Ловелл заявил, что его персонаж „неправдоподобен“». Ага, нашли серьёзные ошибки, вот три самых главных: (1) Первая ступень «Сатурна-V» неверно покрашена. Такие полосы были у более поздних запусков. (2) Зажигание (те самые искорки под соплами) в фильме включили, когда диктор произносит «zero». На самом деле это происходит на «ten» или «nine». (3) У Ловелла никогда не было красного «Корвета». Он вообще красные автомашины не любил, а его «Корвет» был синий. Сравните сами с метеоритами, кувалдами, сигаретами, выпивкой и прочим бездарным креативом.
  • «Викинг». До премьеры лично Эрнстом назывался «подлинной историей», а создатели уверяли, что строго следовали историческим источникам. Получившийся результат историки-медиевисты не могли видеть без тонн ругани, да и просто знающие тему люди понимали, что там показали не Средневековье совсем.
  • «Легенда о Коловрате» (2017). Аверсия — на этот раз создатели не делают вид, что это «исторический фильм», а честно называют его фэнтези в духе «300 спартанцев». При том, что чисто формально — Евпатий Коловрат действительно существовал, и какие-то отдалённо похожие события с ним происходили.
  • «Ледокол» (2016): ну да, действительно, в 1985 году корабль «Михаил Сомов» застрял в антарктических льдах и дрейфовал около пяти месяцев, но…
    • Показанный в фильме корабль «Михаил Громов» — ледокол, тогда как в реальности застрял дизель-электроход усиленного ледового класса, то есть способный двигаться в сплошном льду толщиной до 70 см (для аналогичного по водоизмещению ледокола и метр льда не предел). Это, собственно, убивает сюжет наповал, поскольку корабль из фильма просто не застрял бы в таких условиях.
    • А ледоколы в Антарктику вообще не ходят: когда в Антарктиде полярное лето и производится завоз оборудования, топлива и продовольствия на полярные станции, в северном полушарии полярная зима, и ледоколы (а крупных ледоколов вообще немного — двенадцать дизельных и четыре атомных на 1985 год в СССР) используются по прямому назначению. Соответственно, когда в северном полушарии лето, в Антарктику с её «ревущими сороковыми», циркумполярными течениями и айсбергами никто по доброй воле не суётся (ну, за исключением ситуации, когда надо срочно спасать флагман исследовательского флота, да).
      • Ледоколы вообще от льда в нормальной ситуации далеко не уходят. Форма корпуса ледокола приспособлена для продавливания льда, а в условиях открытой воды (и возможного шторма, которого во льдах не бывает) ледокол будет испытывать существенно более сильную качку, чем обычное судно аналогичного размера. Поэтому даже для крупного ледокола переход через приэкваториальную зону с ее штормами, тайфунами и т.п. - громадный риск, оправданный только в экстремальной ситуации. Собственно, именно поэтому станции в Антарктике снабжаются судами ледового класса, но не настоящими ледоколами.
    • Экстренной смены капитана в связи с затиранием судна не было, соответственно, не было и конфликта двух капитанов с битьём морд.
    • После месяца дрейфа всех полярников и часть команды вывезли с судна вертолётами, оставив на корабле только добровольцев.
    • На помощь на ледоколе послали не злобного КГБ-шника с требованием немедленно признать вину за аварию, а Артура Чилингарова.
    • Ну и так, по мелочи: жертв не было, разбившегося вертолёта не было, врача с неоперабельной опухолью желудка тоже не было…
  • «Танки» (2018 г.) — Кошкин действительно совершил этот пробег на танках до Москвы, но сделал это зимой (от чего, кстати, подхватил воспаление лёгких и помер), и никакие немецкие диверсанты и тем более казаки-разбойники на танки не нападали. Посвящённый этому событию советский фильм 1980 г. «Главный конструктор» был снят в жанре производственная драма с героическим превозмоганием зимнего бездорожья. Российский фильм — приключенческий, смахивает на истерн.
  • Фильм Авдотьи Смирновой «История одного назначения» рассказывает о том, как Лев Толстой лично защищал в суде солдата, обвинённого в военном преступлении. И использована его подлинная речь.
  • «Калашников» — по официальному заявлению создателей, «сценарий писали на основании мемуаров конструктора, документов и воспоминаний знавших его людей, однако жанр художественного фильма оставил место определённым допущениям и собирательным образам». Угу, допущения настолько определённые, что в фильме нет ни одной исторически достоверной сцены (это не преувеличение: желающие могут сами поискать). Такое ощущение, что либо сценаристы вообще ни разу не открывали мемуары Михаила Тимофеевича и книги причастных к испытаниям (А. А. Малимона, например), либо поставили себе целью не допустить хотя бы малейшего соответствия. Для людей, хотя бы поверхностно знакомых с историей оружия, вышла лютейшая пытка увеболлом; остальным вроде бы даже нравится (но почему? почему?).

Зарубежные фильмы[править]

  • «Ужас Амитивилля». Реальность очень проста: психически нестабильный наркоман перестрелял своих домочадцев на почве обострения неприязненных отношений. На суде он, как и легионы его «коллег», по совету адвоката плёл сказки про голоса, одержимость и злых духов, чтобы соскочить по невменяемости. Потом тот же самый адвокат пристроил дом, где жили убийца и убитые, своим давним друзьям Латцам, которые через месяц устроили балаган с жалобами на призраков, полтергейстов и одержимость, после чего сбежали в ужасе. Ужас был до того неподдельным, что Латцы немедленно зарегистрировали соответствующие торговые марки, после чего стали впаривать лицензию на Амитивилльских призраков кинопродюсерам и издательствам.
    • Разумеется, ныне домик абсолютно никаких признаков одержимости не подаёт, в нём спокойно живут люди.
  • Целая серия фильмов про Эда и Лоррейн Уорренов, знаменитых жуликов и шарлатанов демонологов и исследователей паранормального:
    • «Заклятие»: фильм вслед за самими Уорренами утверждает, будто семью Перрон терроризировал дух ведьмы Батшебы Шерман, принёсшей свою новорождённую дочь в жертву диаволу, а после удавившейся на суку, между делом прокляв дом и землю. Это враньё чистой воды, поскольку миссис Шерман в реальности дожила до преклонных лет, никаких младенцев в печах не сжигала, и был у неё сын Герберт, вполне нормально выросший и живший своей жизнью. Все остальные сказки про якобы убийства в доме тоже ничем не подтверждаются, а нынешние обитатели дома (который в реальности выглядит вовсе не таким старым и зловещим) прекрасно себя чувствуют.
    • «Заклятие 2»: согласно фильму, семью из Энфилда преследуют аж два полтергейста, которых Уоррены героически с риском для жизни изгоняют. В реальности весь «Энфилдский полтергейст» заключался в том, что малолетние дети семьи Ходжсон фотографировали друг друга во время прыжков на кровати («Это одержимость и левитация!»), а также говорили старушечьим голосом какую-то околесину про могилу, ад и погибель. В реальности Уоррены действительно там присутствовали, но очень недолго, и главную роль в развитии шумихи вокруг детских проказ играл другой сумасшедший охотник за привидениями.
    • Спин-офф про Аннабель похож на правду примерно так же, как изготовленная для фильма жуткая кукла — на реальную Аннабель.
  • «Четвёртый вид» (таким образом неизвестный надмозг перевел Fourth Kind, то есть «Контакт четвёртого рода») утверждает, что персонаж Милы Йовович основан на реальном враче с Аляски, опрашивавшей похищенных инопланетянами людей, и в итоге даже пострадавшей от инопланетных похитителей лично. Для убедительности параллельно с фильмом периодически пускают псевдодокументальные кадры с якобы реальной «Абигейл Тайлер». Разумеется, такого врача в городе Ном никогда не было, а все исчезновения в реальности сводились к тому, что местная пьянь зимой замёрзла в лесу.
  • «300 спартанцев» — аверсия. Никто, особенно режиссёр, даже не скрывал, что это вовсе не документальный фильм, а полуфэнтезийный боевик-эпос.
  • «Гладиатор». Если бы римский император на полном серьёзе планировал восстановить республику, его бы сочли сумасшедшим: с точки зрения римлян периода принципата, республику никто и не отменял.
  • Дилогия (пока что) фильмов ужасов «Волчья яма». Основана на истории убийств серийного маньяка Айвана Миллата.
  • «Фарго» — пародия на троп. Весь сюжет вымышлен от и до, но фильм начинается со слов: «Это настоящая история. События, взятые за основу этого фильма, произошли в штате Миннесота в 1987 году. По требованию выживших все имена были изменены. Из уважения к мёртвым всё остальное было показано так, как и происходило». В данном случае троп был использован в качестве художественного приёма, и также был применён в одноимённых сериалах.
  • Гонконгско-американский (sic!) фильм «Глубоководный горизонт» (2016), про сгоревшую в Мексиканском заливе буровую установку. Махровое враньё начинается с приземления вертолёта на платформу и заканчивается на последних титрах. Последовательно лягнули компании «Шлюмберже», «Бритиш Петролеум» и «Трансоушен». Ну виноваты они, конечно. Но основной виновник — поставившая трёхкилометрового «козла» цементажная бригада «Халибёртон» — вежливо осталась за кадром. Оно и понятно: фильм снимался на денежки… а сможете угадать с трёх раз?[4] В русском переводе специалистам смотреть фильм можно как комедию, потому что стремительные домкраты проскальзывают в каждой второй фразе персонажей.
  • «Эверест». С мемуарами участников тех событий местами расходится очень заметно. Куда, например, дели гонконгскую экспедицию, которая в составе аж дюжины альпинистов шла вместе с героями фильма? А ведь Бэк Уизерс был не единственным и не первым, кого эвакуировали вертолётом: первым был отсутствующий в фильме гонконгский альпинист Макалу Го[5]. И как насчёт упомянуть о том, что пролежавший ночь на морозе Уизерс не просто так встал и пошёл в лагерь? Его обнаружили некоторое время до того, потормошили, вкололи стимулятор и… оставили лежать дальше, потому что не поняли, жив ли он вообще. Видимо, стимулятор-таки подействовал. Впрочем, тут киношников можно понять: зритель бы не оценил того выбора, который заставила делать героев жестокая гора — оставить обречённых, чтобы спасти тех, кого можно спасти. Туда же история с Фишером: первым его нашёл не Букреев, а шерпы (и не спасли, решив, что он обречён). Как погибли Харрис и Хансен, в фильме показано, но в реальности неизвестно (их даже не нашли до сих пор). А ещё Букреев не умел играть на баяне.
    • Примерно то же можно сказать и о первом фильме об этой катастрофе, «Смерть в горах». Опять же, показано, что Хансен и Харрис упали в пропасть на глазах у Холла, хотя тот в реальности вовсе не знал, куда делся Харрис (в творившемся бардаке альпинисты вообще сначала думали, что он добрался до лагеря, и лишь потом обнаружили его отсутствие). Кроме того, тайванец Чен Ю Нань в начале фильма погибает мгновенно после падения с 25-метровой высоты, в реальности же его вытащили из пропасти живым и с виду даже не раненым, он решил остановить подъём и отдохнуть, и в итоге его обнаружили уже умирающим — очевидно, при падении получил травмы. Ну и Букреев (как и в мемуарах Кракауэра, по которым снят фильм) показан совсем уж безответственным, хотя вообще-то он там троих спас, за что получил медаль Дэвида Соулса.
      • Кракауэр в своих мемуарах настолько явно выгораживает себя, любимого, что это видно даже в тексте невооружённым глазом. Бардак на склонах в те годы стоял эталонный, и в большой мере за него отвечал сам Кракауэр, распропагандировавший восхождения на Эверест настолько, что туда поползли даже откровенные инвалиды. Вот он и валил всё на Букреева, даром что тот далеко не имел той репутации, да и вообще вскоре погиб во время одного из восхождений.
  • «Охотники на гангстеров». Хорошо, что Микки Коэн давно умер, а то он бы мог не понять такого вольного обращения со своей биографией: никакие копы-вигиланты, благословленные набожным шефом полиции Биллом Паркером (который всю жизнь был алкоголиком), его не кошмарили, никакой перестрелки в отеле «Парк Плаза» не было, эпического кулачного поединка у фонтана тоже не было, да и Джека Драгну никто не убивал, тот сам помер. В реальности к Микки просто пришли домой, показали ордер и забрали, посадив за неуплату налогов, а не за убийство, после чего он вышел и продолжил жить припеваючи вплоть до второго ареста по тому же обвинению через десять лет. Единственное, что могло бы польстить Коэну в этом фильме — десять сантиметров роста, которые ему накинули благодаря Шону Пенну, исполнителю роли.
  • Фильмы «Широко шагая». Не самый худший, но тоже весьма спорный случай: если первая часть ещё похожа на заявленный сабж (у персонажа Скалы действительно много общего с прототипом), то другие части ушли в совсем другую сторону непонятно куда и непонятно зачем.
    • Вообще-то, данный фильм является ремейком одноимённого старого фильма, и не единственным — в СССР были сняты ремейки «Стоянка три часа» и «Я объявляю вам войну».
      • Вообще-то, о том и речь, что сиквелы не дотягивают до первого фильма ни по задумке, ни по художественной ценности.
  • Дилогия China O’Brien.
  • «12 смелых», он же «Кавалерия» — весьма достоверный фильм о группе армейской разведки заброшенной в Афганистан накануне вторжения.
  • Фильм «Опасные разумы». Лу-Энн Джонсон — бывшая офицер элитного спецназа КМП США, ставшая после воинской службы замечательным педагогом, а точнее, преподавателем английского языка, в классе для (мягко говоря) трудных подростков — не вымышленный человек. Она жива и поныне, а интересующиеся её жизнью до службы, во время службы и работой педагогом после КМП США должны прочитать автобиографическую книгу мисс Джонсон «Мой отряд не делает домашнее задание».
  • «Супервулкан» (фильм-катастрофа про последствия извержения Йеллоустонского вулкана) — игра с тропом. Теглайн фильма: «Это правдивая история глобальной катастрофы… Просто она ещё не произошла Комментарий: A true story of global disaster… …It just hasn’t happened yet».
  • Фильмы серии «Очень страшное кино» — фееричный стёб на тему тропа. Фильмы действительно основаны на реальных событиях, происходивших в других фильмах.
  • «Der Untergang» о последних днях Гитлера и компании. Некоторые смерти (а их тут хватает) показаны неточно. Детей Геббельсов перед тем, как отравить, не напоили снотворным, а сделали инъекции морфина. Геббельс с женой тоже отравились, в фильме же он стреляет в неё и в себя (к тому же, это происходит днём, а не ночью). Генерал Кребс выстрелил себе в сердце, а не в голову.
  • «В Ад и обратно» — экранизация автобиографии Оди Мерфи с ним же в главной роли.
  • Фильмы Мартина Скорсезе «Славные парни» и «Казино» сняты по сценарию Николаса Пиледжи — криминального репортёра, описывавшего реальную деятельность итальянской мафии. Например, прототип Сэма Ротштейна из «Казино» — Фрэнк Розенталь и события в фильме во многом повторяют его биографию. Более того, скорее всего, изменения фильме были сделаны сознательно — во избежание судебных исков.
  • «American Outlaws» («Американские герои») — история Джесси Джеймса бессовестно приукрашена. В конце войны Джесси был тяжело ранен при попытке сдаться, а вовсе не геройски громил северян, и отлеживался дома; никакой злой железнодорожный магнат не сжигал его дом (трансконтинентальная дорога строилась далеко к северо-западу от тех мест) и не убивал его мать, в чем нетрудно убедиться, поехав и посмотрев как на дом, так и на надгробие Джеймса, установленное пережившей его матерью; первое открытое ограбление банка банда совершила под руководством Арчи Клемента, и не факт, что братья Джеймс вообще в нем участвовали; никакой Алан Пинкертон не ловил Джеймса лично и в глаза его не видал (хотя его агенты, включая сына Пинкертона, позднее и охотились за бандой); его не захватывали и не освобождали с применением пушки(!), и он не жил долго и счастливо в Теннесси, а был застрелен очередным подельником.
  • «Дело храбрых» (Only the Brave) — о команде пожарных под названием, участвовавших в борьбе с лесными пожарами в Аризоне летом 2013 г.
    • Реальные события, да. Только очень приукрашенные ради красивой графики и преувеличенные. В общем-то, для фильма это нормально.
  • «Мюнхен» Спилберга — смешанный случай. Фильм был снят по книге Джорджа Джонаса «Возмездие», в которой драматизма ради автор намешал правду с собственными фантазиями:
    • Правда — теракт «Черного Сентября» на Олимпиаде в Мюнхене действительно был совершен, все заложники погибли, и на его организаторов была открыта охота; Абдульваиль Зуайтер был застрелен двумя неизвестными в подъезде, Махмуд аль-Хамшари был взорван сразу после получения телефонного звонка, Хусейна Абд аш-Шира взорвали в постели на Кипре, Абу Юсифа расстреляли в Бейруте спецназовцы (и Эхуд Барак действительно переодевался в женщину), а Зайада Мухаси взорвали в Афинах гранатой.
    • Фантазии — Голда Меир не ставила во главе операции страдающего мальчика-зайчика, это был опытный агент «Шабак» и «Моссада» Михаэль Харари; никаких бумажек об увольнении из «Моссада» никто не подписывал (просто некоторые из задействованных агентов официально нигде не служили); в операции было задействовано не пятеро малоопытных боевиков, а, по разным данным, от 15 до 40 человек; информацию о местонахождении целей группа добывала через целый ряд источников, проделывая сложную детективную работу, а не покупала у волшебного французского бандита; в Афинах их не направили на ту же явку, что и палестинских боевиков; никакая голландская киллерша не убивала члена группы, и нет данных, что кто-либо из них вообще был убит в ходе операции; наконец, из фильма куда-то делся инцидент в норвежском Лиллехаммере, где группа во главе с Харари по ошибке убила безобидного официанта, заподозрив в нем главаря «Черного Сентября», Али Хасана Саламиха.
  • «Кровавый спорт» (да, тот самый, первая часть, с Ван Даммом в роли Фрэнка Дюкса). В финальных титрах всячески педалируется, что «весь сюжет фильма основан на реальных событиях из жизни Фрэнка Дюкса». На деле же реальное событие тут только одно — «Дюкс участвовал в секретном турнире-кумитэ». Всё остальное основано на завлекательных байках Дюкса (род. 1956), который имеет странную склонность брехать о своих мнимых свершениях и приключениях как сивый мерин что твой барон Мюнхгаузен или Тормунд Трепач (притом что отнюдь не является ни слабым, ни неумелым).
    • Скорее всего, не участвовал, поскольку был комиссован из армии из-за проблем с психикой и постоянное враньё. К тому же, в большом спорте он никак не отличился.
  • «Побег из Претории» — на основе реальной истории про побег белых политзаключённых угодивших в тюрьму за поддержку АНК.
  • «Титаник» Джеймса Камерона — у главной героини, дотянувшей до весьма преклонных лет (со времени кораблекрушения прошло больше 80 лет!) оказывается был реальный прототип. Американская художница Беатрис Вуд (1893—1998) на злосчастный корабль не садилась, но была ровесником той эпохи и довольно вольнолюбивой особой, её биографию Камерон активно использовал при создании фильма. Сцена с гончарном кругом Роуз в самом начале — прямая отсылка к Вуд, весьма любившей это дело.
  • «Враг у ворот» — как метко выразилась вдова Василия Зайцева, в фильме есть один правдивый эпизод — когда дед Васю еще мальчишкой учит охотиться на волков. И то сомнительно, чтобы в качестве приманки использовалась бы весьма дорогая для простого крестьянина лошадь.
    • Маститый историк Энтони Бивор подверг критике героиню Рэйчел Вайс: оказывается… Готовы? В Красной Армии не было женщин-снайперов!
  • «Зулусы» и его приквел «Рассвет Зулусов» — про оборону Роркс-Дрифт и битву при Изандлване соответственно.
  • «Отель Мумбаи: Противостояние» — про героические действия персонала отеля «Тадж-Махал-палас» во время атаки террористов из Пакистана.
  • «Мидуэй» (2019) — эпическое сражение в перемешку с могучим незнанием военной и оружейной матчасти и кривовато[6] нарисованными самолетами.
  • «Незнакомцы» (2008) — показанные события полностью вымышленные, вопреки объявлениям в начале фильма, однако известно, что сюжет частично вдохновлён бандой Чарльза Мэнсона, убийствами в Кедди, а также личным опытом из детства режиссёра-сценариста фильма.
  • «Американский гангстер» — сам Фрэнк Лукас был очень доволен игрой Дензела Вашингтона, но добавил, что в фильме очень много голливудщины. Ричард Робертс был, напротив, недоволен тем, что его зачем-то изобразили нерадивым отцом, судившимся с женой за сына, при том, что он вообще не имеет детей, а также изображением Лукаса в качестве благородного и утонченного бандита, хотя тот всегда был малограмотным, жестоким и довольно примитивным наркоторговцем из Гарлема. Россказни о поставке героина в гробах американских солдат, судя по всему, тоже пустая брехня. Управление по борьбе с наркотиками вообще подало иск о клевете, доказывая, что никаких массовых арестов его сотрудников из-за показаний Лукаса не было, но ничего не добилось, так как в фильме продажные полицейские благоразумно записаны в вымышленный «специальный отдел расследований».
  • «Джонни Д.» (Public Enemies) — как ни странно, фильм более-менее соответствует основной канве событий. Неточности внесены в целях пущего драматизма и экономии времени:
    • Побег из тюрьмы штата Индиана обошелся без особой стрельбы, а Диллинджер в это время сам досиживал срок в Огайо и участвовал опосредованно только в организации доставки оружия;
    • Побег из Краун Пойнт в реальности был еще более фееричным — Диллинджер с помощью деревянного муляжа пистолета взял на испуг целых 17 полицейских, но это было сочтено уж слишком неправдоподобным;
    • Красавчика Флойда застрелили уже после гибели Диллинджера, и не в яблоневом саду, а на кукурузном поле, к тому же невозможно сказать, лично ли Милтон Первис в него попал, или кто-то из его подчиненных;
    • Так же после Диллинджера застрелили и Малыша Нельсона (вооруженного не Томпсоном, а автоматической винтовкой Браунинга) — вернее, смертельно ранили, его труп нашли на следующий день в канаве;
    • Милтон Первис не разговаривал с Диллинджером в тюрьме Краун Пойнт и не передавал Билли Фрешетт никаких предсмертных приветов от него, так как умирающий Джонни ничего членораздельного сказать не сумел.
  • «К-19: Оставляющая вдов» — фильм примечателен, в первую очередь, статьей "В эпицентре голливудской «Хиросимы», рассказывающей как раз о взаимоотношениях консультанта-подводника и режиссера, и о том, что в подлодках больше разбирается. «Если я за час натаскал массовку изобразить учебную тревогу, вы полагаете, что матросы так бы не смогли? — Мне нужна паника и беспорядочная беготня!»
    • И режиссершу можно понять: если никто не идиот, то почему случилось то, что случилось? Потому что новая и во многом неиспытанная техника? Потому что в 1950-е многие проблемы по старой памяти действительно еще пробовали решать по принципу «стержень в реактор не лезет, что делать? Забейте кувалдой!». Слишком сложно для зрителя. Плюс русские же, а в кратком справочнике стереотипов западной культуры английским по белому написано, что они если не сломают, так уронят (свои же косяки проходят по принципу «поломалось-починили, мы молодцы»). Плюс «Курск» на слуху, да и вообще, приходится признаться, на момент съемок обстановка с советско-российским подводным флотом не слишком говорила об обратном (катастрофы К-219 в 1986, К-278 в 1989, К-141 в 2001). А что в 1992 году ВМС США безвременно покинула АПЛ «Батон-Руж» типа «Лос-Анжелес», а АПЛ К-276 СФ обзавелась звездой с белым кругом и цифрой «1» вообще знают только те, кому эта тема интересна. Это ж не тупые Ваньки пролюбили подлодку!
  • «5 дней в августе» — О-ОЧЕНЬ правдоподобный фильм, основанный на событиях Войны в Грузии 08.08.08.
    • Подробнее: фильм основан на американских репортажах о войне. В которых всё перевёрнуто: якобы напала Россия, а не Грузия; зверства наших солдат; «реальные» причины присутствия американцев и т. д. Всё это потом было опровергнуто международным расследованием, и подлог признан самими журналистами США (однако никто не понёс ответственность)… но в фильме об этом ни слова.
  • «Северная стена» — в целом фильм относительно достоверно показывает реальную трагедию, но не обошлось и без серьезных серьезных отклонений и откровенного вымысла в угоду драматичности (так, выдумана вся линия Луизы Фелльнер)
  • «По соображениям совести» — реальный прототип ГГ действительно вынес с поля боя на горе пару десятков раненых, до этого притворившись мёртвым. А в фильме он вынес, ЕМНИП, около сотни.
  • «Министерство неджентльменских дел» — нет, операция «Почтмейстер» не была таким балаганом и нет немцы не были слепоглухонемыми.

Телесериалы[править]

  • «Секретные материалы» — в заставке первых серий даже писали, что сериал основан на реальных фактах. На самом деле это было всего лишь рекламным ходом, хотя режиссёр признавался, что часть сюжетов брал из жёлтых газет, посвящённых паранормальщине.
    • Надпись «Основано на реальных событиях» была ровно в одном эпизоде — нулевом (s1e0 Pilot).
      • Который посвящен похищениям людей пришельцами. В реальности действительно существует много людей, которые уверены, что их похищали.
  • В гораздо большей степени — «Пси-фактор». Все серии с участием Экройда подавались как снятые не просто по следам реальных событий, а фактически как документальный сериал про работу реальной организации, расследующей паранормальные и кажущиеся таковыми явления!
  • Эпизод «Вне игры» в «Убойной силе».
  • «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» — якобы по мемуарам самого Вольфа Мессинга (в действительности — по роману кинодраматурга Эдуарда Володарского).
  • Narcos — с фитильком, поскольку в основных чертах история Пабло Эскобара передана верно, а агенты Мерфи и Пенья (и множество других персонажей) действительно существовали в реальности. Но всё же многое приукрашено в угоду большей драматичности и остросюжетности.
    • Хавьер Пенья вовсе не был таким… любителем женщин, каким показан.
    • Командир Поискового Отряда полковник Каррильо является собирательным образом нескольких реальных офицеров. Причина этого вполне понятна — Поисковый Отряд многократно обвиняли в похищениях, пытках и убийствах, и в сериале Каррильо как раз этим и занимается. Такой способ и свирепого мента показать, и иск о клевете от реального человека не получить.
    • Чепе Сантакруз погиб в перестрелке с полицией, а не был убит братьями Кастаньо.
  • «Золотая орда» — аверсия. Создатели сериала (видимо, наученные горьким опытом авторов «Викинга») открыто заявили, что это «фантазия на историческую тему», и очень правильно сделали — по первоначальному плану, после смерти Александра Невского в Киев прибывал племянник хана Берке, Менгу-Тимур, дабы «набрать 40 тысяч воинов для похода на Персию». Очень трудно понять, на какую Персию вдруг собрался после смерти Александра Невского Менгу-Тимур, если Персию и Ирак уже давно завоевали без него, на их месте стояла держава хана Хулагу, внука Чингизхана. Окончательная редакция выглядит так — некий «великий русский князь Ярослав», насквозь вымышленный, сидит в теремке с двумя сараями и тяжко думает, как бы ему свергнуть ненавистное иго, но подлый брат Борис и гнусный сын Владимир портят ему всю малину. Из Орды приезжает какой-то Тенгри-Темир, тоже неизвестный исторической науке, чтобы собрать дани многие, и предлагает сделку — если ему отдадут прекрасную княгиню Устинью в сексуальное рабство, сумма дани уполовинится (после чего любострастного монгола, видимо, дома закатают в войлок за фактическое хищение в особо крупных размерах).
  • «Демон революции», aka «Меморандум Парвуса» (2017) по мнению создателей (и в соответствии с титрами) «основан на мемуарах офицера царской контрразведки Алексея Мезенцева». Ну, начать с того, что прозвище «Демон Революции»™ история закрепила не за Парвусом, а за Львом Троцким, которого как раз в сериале нету. Всё остальное имеет к реальным событиям отношение столь же отдалённое. Надо ли говорить, что мемуаров контрразведчика по имени Алексей Мезенцев в природе не было, как, скорее всего, и самого оного контрразведчика?
  • «Чернобыль» от НВО — действительно, очень многое из показанного происходило в реальности. А очень многое нет, начиная, например, со слежки КГБ за академиком Легасовым, который изображен правдорубом, хотя на самом деле он поддерживал официальную версию о катастрофе. Степень вымысла прямо зависит от возможности нагнать в действие драматичности и западных стереотипов об СССР.
    • Но главное, консультант заметила и вовремя исправила самое страшное: кота в заглавной сцене нужно было кормить не сухим кормом, его тогда не было!
  • Подпольная империя достаточно вольно трактует события «ревущих двадцатых» в Атлантик-Сити. Например реальный прототип Наки Томпсона, Енох Джонсон благополучно дожил до старости и умер почти через полвека после описываемых событий. К тому же он не был бандитом-бутлегером в прямом смысле, а представлял собой так называемого «политического босса», то есть человека, способного мобилизовать электорат населенного пункта или городского района и таким образом влияющего на назначения местной администрации, судей, шерифа и так далее.
    • Кроме того, его личным помощником был не немецкий иммигрант, а российский еврей по фамилии Кессель.
  • «Бандитский Петербург» — Юрий «Барон» Михеев имел реального прототипа (Юрия «Горбатого» Алексеева). Как вспоминает Андрей Константинов, автор оригинальных книг и сценария к большей части сезонов, ему довелось лично побеседовать с умирающим от рака «Горбатым» в тюремной больнице. Впрочем, верить во всё рассказанное профессиональным преступником-«искусствоведом» — такое себе занятие.
  • Borgen — все партии являются вымышленными, однако дают вполне реальную картину датской политики и коалиционных переговоров. Например, Либеральная партия в сериале основана на реальной «Венстре», полное (и менее употребимое) название которой — Либеральная партия Дании.
  • Deadwood — с фитильком, так как золотая лихорадка в Дэдвуде действительно была, Буллок был шерифом, Сверинджен криминальным лидером, а Фарнум мэром. Но если первые двое изображены более-менее в соответствии с реальностью, то последнему капитально не повезло. Сериал изображает Фарнума как гнусного, раболепного, бессовестного и трусливого жулика, хотя в исторических источниках нет абсолютно никаких указаний на это — просто там о Фарнуме вообще не так уж много подробностей сообщается, а в сюжетной композиции нужен был злобный прихвостень, вот и придумали ему характер с нуля.
  • «Непобедимый воин» — российскому спецназу приписали холодным оружием баллистический нож (который, в свою очередь, вместе с половиной изложенных в серии страшилок, взяли из книги про спецназ В. Б. Резуна. Спасибо, что хотя бы без ох какой истории про необходимость голыми руками поймать и при помощи МПЛ вскрыть беременную кошку). Несмотря на наличие консультанта, бывшего ГРУ-шника литовской национальности с несколько занятным для русского уха именем. На демонстрации явно видно, что консультант немного кривляется, явно не умеет с этой штукой обращаться (да и попытаться целиться, как из НРС-2 тоже не пытается, что характерно), и ни разу не говорит об этой штуке ничего из личного опыта.
    • Он же насмехается над саперной лопатой «Зеленых беретов», хотя в «Оружиеведении» на Discovery половину программы рассказывал о том, что МПЛ для спецназовца едва ли то же самое, что световой меч для джедая.

Мультфильмы[править]

  • «Балто» — реальный Балто, во-первых, не был беспородным селф-мейд псом. Во-вторых, он был кастрированным, так что любовь-морковь его не интересовала. И в-главных — не вёз упряжку на протяжении всего пути, а только на последнем этапе. Вся слава досталась не тому: настоящим героем был пёс Того, тащивший её в разы дольше.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Ветер крепчает — общая фабула вполне биографична… если не забывать, что в своего протагониста маэстро Миядзаки вложил биографии двух людей: собственно Дзиро Хорикоси и писателя Тацуо Хори. Собственно вся сюжетная линия Наоко Сатоми, взята как раз из биографии Хори, а точнее из его автобиографической книги «Ветер крепчает».

Видеоигры[править]

  • Во многих многопользовательских играх пытаются сделать воссоздание исторических событий. Только вот выходит все не очень, то моделей таких нет, то игроки делают non-RP, то игроков мало, то какая-нибудь случайность создаёт альтернативный вариант развития событий…
  • Средний шутер про Вторую Мировую. Названия боевых операций — подлинные. А вот местность и прочее — полная отсебятина.
  • Ставшая мемом презентация игры Genji: Days of the Blade: продюсер заявляет, что игра основана на реальных событиях из японской истории, на битвах, которые действительно имели место в древней Японии. Спустя пару минут было продемонстрировано видео битвы с боссом, коим оказался… гигантский вражеский краб!
  • «Medal of Honor» 2010-го года основана на реальной операции «Анаконда» проведенной силами Альянса против Талибана в 2002-м году.
  • GTA: San Andreas, при всём своём гротеске, завязана на реальные события начала 1990-х в Лос-Анджелесе. Борьбой с уличными бандами тогда действительно занимался специальный отдел C.R.A.S.H (существовал с 1979 по 2000 год и был расформирован из-за напрочь испорченной репутации), а массовые беспорядки 1992 года были вызваны оправдательным приговором для четверых оборотней в погонах (правда, не в пример игре, они все были белыми и беспорядки носили во многом расовый характер).
  • L. A. Noire использует в сюжете мотивы многих знаковых преступлений той поры (вроде дела Черной Орхидеи), в том числе и деяния Микки Коэна. Но реальный Микки был низеньким и мордастым.
  • Серия игр «Brothers in Arms». С одной стороны — действительно основывается на реальных событиях. С другой камерность, величина карт и масштаб боевых действий сюжету отнюдь не соответствует. Пример — карта «Карентан» из 1 части, где 7 десантников противостоят 3 танкам и 20-30 пехотинцам. В реальности битва за Карентан шла 4 дня и была весьма кровопролитна — город держал стратегическую дорогу с мостами и был ключом к глубоководному порту Шербур.
  • Серия «Company of Heroes». Действительно основана на реальных событиях. В тех местах, в то время действительно шли бои. На этом историчность заканчивается.
  • Из свежих примеров - пока не вышедшая Assassin's Creed про Японию рассказывает, в том числе, про Ясукэ, чернокожего слугу Нобунаги. Про Ясукэ достоверно известно только то, что он существовал в реальности, но игра живописует его самураем и правой рукой Нобунаги. Разработчики уже успели извиниться перед японцами, но что-то менять в игре отказываются.

Музыка[править]

Встречается очень часто, так как песни нередко создаются по следам событий, с учетом авторской интерпретации. Сюда вносятся случаи, когда песня намеренно искажает события, а не просто упоминает их.

  • Песня «Кейси Джонс» за авторством Джо Хилла. От реальности осталось только имя машиниста и тот факт, что он погиб в аварии.

Исключения[править]

Случается, что произведение действительно основано на реальных событиях и представляет собой весьма правдивую реконструкцию событий.

Литература[править]

  • Скандинавские саги: скальды слагали песни о тех походах, в которых лично участвовали.
    • С фитильком, живые мертвецы скорей всего на героев саг не нападали.
  • Лев Кассиль, повесть «Ранний восход» — о действительно жившем ребёнке-художнике. Написано честно по настоящим воспоминаниям свидетелей.
  • А. Фадеев, «Молодая гвардия».
  • «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева тоже сюда подходят, несмотря на всю мнимую неправдоподобность. Только в реальности у командира было семь бойцов-мужчин, а не пять милых девушек.
    • Эти бойцы были из частей ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь). В части ВНОС брали уже после сорока, особого здоровья от призывников не требовалось, были эти части изрядной инвалидной командой.
  • Серия романов Бернарда Корнуэлла о королевском стрелке Ричарде Шарпе описывает реальные сражения Наполеоновской эпохи весьма точно — в той части, которая не касается участия Шарпа, конечно. И в послесловии Корнуэлл всегда пишет, чьи подвиги он приписал Шарпу на этот раз. Телесериал, правда, должен относиться к подразделу «правила»: из-за бюджетных ограничений привязка к реальности там весьма слаба.
  • Кристофер Николь «Рыцарь золотого веера». В отличие от клайвеловского «Сёгуна» — куда ближе к истории, а все отличия можно списать на художественные допущения.

Кино[править]

  • «Возвращение святого Луки» — кинофильм о реальном расследовании похищения в 1965 году из Пушкинского музея картины «Святой Лука» фламандского живописца Франса Халса и её возвращении в музей. При этом информация о том, что фильм основан на реальных событиях, в титрах отсутствует.
    • Это и есть все, что взято из реальных событий — конкретная украденная картина. Собственно обстоятельства кражи и ее раскрытия были совершенно иными. Зато существует версия, что съемки фильма послужили своеобразной намеренной «маскировкой» реальной кражи: слухи о ней начали расползаться по стране, но официально факт не признавался и фильм оказался отличным подставным «источником слухов».
  • «Император и убийцы»: сцена покушения на Ин Чжэна (будущего Цинь Шихуана) наёмным убийцей Цзин Кэ напрямую взята из китайских хроник.
  • «Слава» Эдварда Цвика, рассказывающая о 54-м Массачусетском добровольческом полку. Первом полку северян, который был сформирован из темнокожих.
  • «Служебный роман». Эльдар Рязанов заявляет в своих мемуарах, что история с видным советским чиновником, который не знал, как избавиться от назойливого внимания влюбившейся в него замужней женщины, и вынес её письма на суд общественности (отнёс их председателю месткома) — не выдумана кинодраматургами, а взята из жизни.
  • Фильм «Эксперимент „Повиновение“». Тем, кто не знакомился с источниками, зачастую очень трудно поверить, что даже мелкие детали некоторых финальных эпизодов точно воспроизводят реально произошедший в Кентукки случай.
    • Вот только сейчас всплывают новости, о том, что участники эксперимента с самого начала играли свои роли.
      • Какого эксперимента? Понятно, если все подумали сразу про эксперимент Милгрэма или Стэнфорда, но к сюжету фильма он не имеет никакого отношения. «Эксперимент „Повиновение“» — это просто надмозговский перевод названия, а сам фильм вообще не о научных экспериментах, а о телефонном шантаже и издевательствах над некоей официанткой.
  • Отлично облетели Луну и спаслись астронавты «Аполлона-13», как в книге Джима Лоувелла и Джеффри Клугера «Потерянная Луна», так и в фильме Рона Ховарда 1995 года. О последнем инженеры программы «Аполлон» даже спрашивали: «А откуда у вас эта хроника? Там вроде кинокамеры не стояло». В фильме использовали смесь компьютерной графики и реальной хроники в соотношении примерно 9:1. В русском синхронном переводе фильм сильно потерял. Кстати, по следам фильма создан телесериал (с актёрами) «С Земли на Луну», и тоже очень близко к документальности — каждую серию визировали ещё живые участники событий.
  • «Невозможное» (The Impossible, 2012) — фильм о выживании целой семьи во время катастрофического цунами 2004 года.
  • «Подмена» Клинта Иствуда по сценарию Дж. Майкла Стражинского: сцены в суде — экранизация настоящих судебных протоколов, речи и статьи преподобного Бриглеба — настоящие тексты и речи исторического Бриглеба.
  • «Флаги наших отцов» того же Иствуда. Показано как знаменитое поднятие флага над Сурибати, так и последовавший за этим срач на тему: «Кто же на самом деле изображен на фото?!».
  • «Поезд на Париж» — опять Иствуд, и на этот раз он выжимает педаль в земное ядро: Спенсера Стоуна, Энтони Сэдлера и Алека Скарлатоса, обезвредивших террориста в поезде, играют соответственно Спенсер Стоун, Энтони Сэдлер и Алек Скарлатос.
  • «Лавинг» — экранизация подлинной истории Ричарда и Милдред Лавингов, межрасовой пары (он — белый, она — темнокожая смешанной афро-индейской крови). Молодые люди вступили в брак, запрещённый (в те годы) законами штата Вирджиния. Показано в фильме, и как по доносу их сажали в тюрьму, и как изгоняли из штата, и как они долгие годы боролись за то, чтобы легализовать свой брак (спойлер — получилось). И даже актёров подобрали, очень похожих на свои прототипы.

Телесериалы[править]

  • «Американская история преступлений» — снято буквально покадрово с записей суда. Актёров постарались нарядить и сделать причёски как у реальных людей, участвовавших в процессе.
  • «Лесник». Абсолютно все истории во всех четырёх сезонах не выдуманы, а взяты из полицейских архивов разных городов. Вот только авторы поместили все эти криминальные случаи в биографию одного и того же человека — вымышленного экс-спецназовца Леонида Зубова, проживающего на Брянщине (в большинстве случаев Леонид Матвеевич карает злодеев, но иногда, в рамках хитрого плана, крутит с бандитами какие-то дела). Неприкрытую условность такого хода отмечают даже поклонники сериала: «Да если бы было реально столько убийств, то просто никто бы уже там в этом районе, селе, посёлке… не жил бы. Постоянно кого-то убивают, стреляют, режут, насилуют. Жесть какая-то! И лесник, который тут „и опер и следователь и ФСБ и МЧС“, универсальный солдат. Я только не пойму, когда он природу-то охраняет!» (с). На самом деле протагонист успевает иногда и за природу вступиться — изрядная часть криминальных историй (тоже подлинных) связана с брянским государственным лесным массивом, от которого разные негодяи всё время норовят «урвать».
  • «Ментовские войны» — реальные преступники Денис Евсюков и Евгения Васильева стали прототипами местных злодеев Сергея Бодрунова (5 сезон) и Анны Волчанской (9-10 сезоны).
    • С фитильком — «Глухарь», эпизод третьего сезона «Точка» — расстрел Карповым гражданских вдохновлен «подвигом» Евсюкова.
  • Сериал «Наполеон».

Мультсериалы[править]

  • Серия видеокомиксов о коте Саймона — штаны Арагорна, конечно, так как речь идет о личной жизни автора, но, по рассказам котовладельцев, четыре кошки (прототипами являются четыре кошки автора) могут учудить и не такое.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Tatoeba Konna Koi no Hanashi — автор с самого начала подчёркивает, что описывает реальную историю начала и развития отношений двух людей — гея и натурала. Более того, в дополнительных материалах она выложила большое интервью с прототипом одного из главных героев, в котором тот подробно рассказывает о себе, своей жизни, принятии своей ориентации и отношениях со своим парнем. И помимо прочего там имеются вопросы/ответы, подтверждающие ключевые моменты самой манги.
  • Boku ga Otto ni Deau made — манга по автобиографии японского активиста Нанасаки Рёске. Причём сюжет для манги он адаптировал лично.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий, песня «Операция, или Случай в Антарктиде» («Пока вы здесь в ванночке с кафелем…») — о том, как реальный врач сам себе делал аппендэктомию.
  • András Kállay-Saunders — песня и клип «Running». Прототипом главной героини, живущей с жестоким отцом и бездействующей матерью, стала давняя подруга певца.
  • Serebro — песня и клип «Сломана». За основу была взята история, которую Ольге Серябкиной рассказала поклонница.
  • Израильская военная песня «Арсенальная горка» на стихи Йорама Тахарлева и музыку Яира Розенблюма — фактически хроника соответствующего эпизода Шестидневной войны.
  • Тейлор Свифт The Last Great American Dynasty. Рассказ об Ребекке Харкнесс, одной из самых богатых женщин США и прошлой владелицы дома самой Тейлор в Род-Айленде
  • Sabaton же! Парни просто додумались, что для жанра power-metal учебник истории подходит не хуже какого-нибудь «Властелина Колец».
  • Крестовый туз — На спецэтапе.

Видеоигры[править]

  • «Правда о 9-й роте» — в отличие от фильма скурпулёзно следует события боя на высоте 3234, давая возможость поиграть за разных героев.
  • «Альфа-Антитеррор» — создатели провели большую работу и честно постарались воссоздать реальные операции спецподразделения «Альфа».

Примечания[править]

  1. Да и, например, если в центре фильма будут летчики, летающие на F-35, и компания «Локхид-Мартин» даст на это дело денег и консультантов — конструктора и заводского испытателя — сами понимаете, про что они в первую очередь будут консультировать. Явно не про проблемы с кислородной системой
  2. Интересующимся рекомендуется статья "В эпицентре голливудской «Хиросимы», как раз про то, кто в подводных лодках больше понимает
  3. С подачи того же Медведева оболваненные уже уверовали в некое «выключение защиты реактора». На самом деле именно неграмотно спроектированная система защиты — временное увеличение реактивности при сбросе стержней кнопкой «АЗ» — и убила реактор. Аналогичное Чернобылю происшествие с частичным разрушением активной зоны (к счастью, не вызвавшее заражения местности) в 1975 году на Ленинградской АЭС было засекречено, а возражавших разработчикам «Средмаша» инженеров шельмовали. Кто-то утвеждает, что «если не нарушили бы все возможные предписания, активировать АЗ бы просто не потребовалось». Во-первых, Регламент РБМК по состоянию на момент катастрофы опубликован. Персонал действовал строго по инструкции, а то, что операторы в апреле не работали по новому Регламенту (от августа 1986 г), так машину времени до сих пор не изобрели, извиняйте. Во-вторых, РБМК штатно глушится именно ключом АЗ-5. Кроме АЗ-5, есть АЗ-1 и АЗ-2, но ручных кнопок у них нет — эти защиты полностью автоматические, и реактор они не глушат, а только снижают мощность. После 1987 года на всех РБМК добавли ключ БАЗ — быстрой аварийной защиты, но это к делу не относится.
  4. Комментарий бывшего работника Halliburton — столь чудовищно некачественный цементаж заказали сами BP, мол проканало не раз и сейчас сойдёт — а на наши предупреждения забили болт. В принципе, так и было бы в самом худшем случае (серьёзные убытки из-за неудачного бурения)… если бы превенторы сработали как надо. А получили катастрофу вместо аварии.
  5. Это, кстати, псевдоним в честь восхождения на гору Макалу, а вообще он Гао Минхэ.
  6. По «Девастейтору», крупным планом тащившему торпеду и две бомбы, хотя это устаревшее чудо фирмы «Дуглас» в реале с трудом тащило одну торпеду, не прошелся только ленивый, как и по орде двухмоторных горизонтальных бомбардировщиков B-26, массово гибнущих под зенитным огнем японцев (ИРЛ работали много B-17, без потерь и результата отбомбившихся с высоты, и четыре торпедоносца B-26, разделивших судьбу остальных торпедоносцев)