Детская травма

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Нет, далеко не обязательно у этого персонажа было тяжелое детство с прибитыми к потолку деревянными игрушками и адским папашей со скверной мамочкой в довесок (или, как вариант, родителями-кукушками). Скорее всего, детство его было светлым и беззаботным. Тем ужаснее стал нарушивший его инцидент…

Он может быть каким угодно — ребёнок может стать свидетелем или жертвой жестокости, пережить сексуальное насилие, растление, неожиданную потерю домашнего питомца, близкого человека или всей семьи, наконец, крах идеалов и разрушение мировосприятия. Важно то, что это событие навсегда врежется ему в душу и будет оказывать влияние на всю дальнейшую жизнь. В особо тяжелых случаях детская травма может привести к повороту налево, в лучшем случае будет похоронена на задворках памяти, изредка напоминая о себе пугающими отголосками. Нередко именно детская травма заставляет персонажа встать на путь борца со злом и несправедливостью.

В очень редких случаях детская травма играет однозначно положительную роль в судьбе персонажа, становясь своего рода оздоровительной поркой для маленького гадёныша и не давая ему превратиться в большого гада.

Сугубо положительный противотроп — знаменательное событие из детства.

Важно! Физическая травма, даже серьёзная, не обязательно приведёт к тропу. Здесь подразумевается именно психологическая травма.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Стивен Кинг любит этот троп:
    • «Библиотечная полиция» — когда герой был мальчиком, его в кустах возле библиотеки изнасиловал педофил. Герою удалось затереть в памяти это страшное и унизительное событие, но страх библиотек остался в его душе на всю жизнь.
    • «Игра Джеральда» — героине не даёт покоя воспоминание из детства, когда любящий папочка неожиданно совершил с ней развратные действия.
    • «Противостояние» — Мусорного Бака сверстники травили и презирали за проблемы с психикой и низкие социальные навыки, от чего его нелюбовь к людям и пиромания только прогрессировали. Там же с прикрученным фитильком — Гарольд Лаудер, проникшийся нелюбовью к сверстникам и нашедший выход в BDSM-фантазиях на фоне травли из-за лишнего веса.
    • «Темная башня» — у Флэгга и так-то детство было не сахар, но именно изнасилование каким-то бродягой стало последней каплей, толкнувшей его на путь зла.
    • А вот одной из героинь романа «Под куполом» избиение и унижение, учиненные одноклассницами, как раз пошли на пользу.
  • «Наследство» Бентли Литтла — протагониста-злодея во снах частенько посещает зловещий клоун. Оказывается, причиной стал случай из детства, когда к нему на карнавале пристал гнусный клоун-педофил. В конечном итоге герой находит мерзавца и присоединяет к списку своих жертв.
  • Герой рассказа Клайва Баркера «Страх» в детстве пережил травму в самом буквально смысле слова — его сбила машина, и он на время оглох. Однако пережитый из-за глухоты ужас оказал на него куда большее воздействие — когда спустя много лет жестокий философ ради эксперимента на время сделал его глухим, парень слетел с катушек.
  • «Пятиозёрье» Виктора Точинова — старшая вожатая стала лесбиянкой и растлительницей мальчиков[1] из-за изнасилования, которое произошло с ней в детстве.
  • Рассказ Михаила Парфёнова «Благословенная тишина» — герой в детстве стал свидетелем гибели грудного ребёнка в коляске под колёсами грузовика. Эти впечатления спустя много лет сделали его маньяком, расправившимся с собственной семьёй.
  • Рэй Брэдбери, «Вино из одуванчиков» — «великолепное лето» с забавными приключениями (в числе которых побег из тюрьмы маньяка и его гибель от жертвы, смерть многих людей вокруг, в том числе близких, и даже немного мистики) в итоге привело протагониста именно к тропу, аукнувшемуся уже в продолжении — «Лето, прощай!»
  • Грэм Грин, «Наемный убийца» — наемный убийца Ворон в детстве стал свидетелем того, как его отец убил его мать, за что его потом повесили.

Кино[править]

  • Триллер «Гляди в оба» 1980 года — мальчик стал свидетелем того, как его мама занимается сексом с мужчиной в костюме Санта-Клауса. Паренька конкретно переклинило, и впоследствии он превратился в маньяка-убийцу, орудующего в образе Санты.
  • «Мне бы его проблемы!» — мог бы сказать герой другого «дедморозовского» ужастика — «Тихая ночь, смертельная ночь». Сперва его до смерти напугал полоумный дедуля, рассказавший страшилку о том, что Санта на самом деле очень злой и убивает непослушных детей, а потом его родителей жестоко убил на его глазах бандит в костюме Санты. Сперва парень шарахался от рождественских дедов, как от огня, а когда его заставили работать одним из них — окончательно спятил и взялся за топор.
  • Дилогия «Гремлины» — у Кэт есть пунктик на тему Рождества и Авраама Линкольна. В первом фильме она вспоминает, как под Рождество её отец погиб, пытаясь спуститься по дымоходу в костюме Санта-Клауса, и долго разлагался в трубе, пока жена и дочь гадали, куда пропал папа и откуда запашок; во втором — о столкновении с педофилом в образе Линкольна… Страшно представить, какие воспоминания она могла бы озвучить в продолжениях, если бы их сняли.
  • «Топор для новобрачной» — мама вышла замуж, мальчику это не понравилось, и он зарубил её вместе с новоявленным отчимом в постели. Спустя много лет он сделался владельцем свадебного салона… и серийным убийцей, специализирующимся на девушках в подвенечных платьях.
  • Фильмы про Бэтмена, конечно же.

Телесериалы[править]

  • «Декстер» — маму главного героя распилили бензопилой прямо у него на глазах, после чего малыш Декстер ещё несколько дней провёл в грузовом контейнере, сидя в крови и ошмётках плоти.
  • «Твин Пикс» — Лора пошла по кривой дорожке и стала видеть БОБа после того, как её растлил родной отец. Пополам с тяжелым детством, так как в дальнейшем злоупотребление иногда повторялось.
  • «Великолепный век: Кёсем» — детская травма (на фоне отнюдь не безоблачного детства) во все поля наблюдается у Мурада, а Ибрагим свою травму заработал, будучи ещё в колыбели, когда к нему и братьям пришли палачи. Шехзаде Касым и Баязид последствия травмы проявляют менее явно.
  • «Что сказал покойник» — пародийная версия: поломка игрушечного паровозика! Хотя, во-первых, не понятно, поехал персонаж кукухой именно из-за неё или позже по другой причине (и связано ли это как-то с изуродованной ногой), во-вторых, паровозик для него явно был больше, чем просто игрушкой.
  • «Остаться в живых» — проблемы многих персонажей растут из детства. Но в первую очередь на ум приходит Сойер, буквально на глазах у которого отец сначала убил мать, а потом и застрелился сам.

Мультсериалы[править]

  • Финес и Ферб – выстебано в полнометражке про параллельное измерение, где власть захватил Фуфелшмерц. Почему он тут озлобился на весь мир и пришёл к успеху? А у него в детстве отобрали игрушечный паровозик!

Комиксы[править]

  • Бэтмен же! Именно убийство родителей на глазах маленького Брюса Уэйна и породило готемовского борца с преступностью.
  • Капитан Америка был уверен, что если промыть дочери Красного Черепа мозги, заставив ее поверить, что она не выросшая в нечеловеческих условиях Синтия Шмидт, а самая обыкновенная сирота из некогда благополучной семьи Эрика Гольштайн, то она сможет стать самой обычной американской девочкой. Но оказалось, что можно отобрать дочь у Красного Черепа, но после воспитания по его системе, которая предполагала, что девочка не будет чувствовать боли только потому, что кроме боли в детстве она ничего и не знала, Красного Черепа из нее вытащить уже не получится.

Аниме и манга[править]

  • Code Geass — не будь Карл таким циничным дарвинистом, прямым текстом выражающим свое показное безразличие к смерти матери юного Лелуша, шар земной возможно бы и не увидел революционера Зеро и не скатился бы в мировую войну.

Видеоигры[править]

  • Hyperdimension Neptunia Victory (ReBirth-3) — мягкий вариант: сцена избиения Арфор Ирисовым Сердцем оставила след в психике малолетней АйЭф из Ультра-Измерения. Отныне она называет Плутию «Леди Плутия» и панически боится ее божественной формы.

Реальная жизнь[править]

  • Вообще в биографии многих серийных убийц, росших в, казалось бы, вполне нормальных условиях, можно найти такие «триггеры».
  • Владислав Крапивин вспоминал, как в детстве стал свидетелем жестокого наказания одного из своих товарищей — это нанесло ему сильную травму, и теперь почти в каждой своей книге он гневно осуждает жестокое обращение с детьми. Так что результат получился скорее положительным.
  • Один из знакомых семьи автора статьи в детстве зашёл с друзьями на скотобойню… С тех пор он стал убежденным вегетарианцем.

Примечания[править]

  1. Как она это сочетала, спросите вы? Сперва доводила жертв до исступления зрелищем лесбийской любви… а потом принуждала содомировать друг друга.