Девочка для битья

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Бей бабу молотом — будет баба золото. »
— Да, наши предки так и считали
« Бьёт — значит любит. »
— А женщины им в этом потакали
« — Доктор! У меня муж уже два года не работает. Пьёт, бьёт, дебоширит, из дома всё тащит-пропивает, по дому ничего не делает, гуляет, водит домой алкашей и своих «подруг»… А недавно ушёл от меня. Доктор! Как вернуть его обратно? »
— Анекдот по сабжу
Девочка.jpg

Эмансипация? Права женщин? Нет, не слышала. Фонарь под глазом? Я сама виновата, пережарила котлеты! Ну да, он сломал мне нос. Но вы поймите, он по восемь часов вкалывает на работе, чтобы содержать семью, понятно, что у него расшатаны нервы! Что, обратиться в полицию? Как можно? Он не всегда такой злой! Уйти? А он тут как без меня? А носки и трусы ему кто стирать будет?! Да и детям нужен отец… какой ни есть…

Ужасный, чудовищный случай, когда жертва домашних издевательств начинает оправдывать своего мучителя и верить, что так, как с ней обращаются — так и надо. Без серьёзной помощи психотерапевта, который бы вправил жертве мозги на место, тут не обойтись.

(link)

Наглядно

Как вариант — может бить не муж, а жестокий отец, жестокая мать, и уж тем более — злая мачеха. А в патриархальном средневековье, когда женили маленьких детей 5-6 лет, пороть которых считалось нормой — внезапно может оказаться свекровь, желающая таким образом из маленькой девочки вырастить к её совершеннолетию покорную жену.

Ещё вариант — если избивает безжалостный сутенёр или клиент, специально заплативший за то, чтобы избить.

Стоит ли удивляться, что девочка для битья редко становится главной героиней — в современном мире (точнее, в западной его части), где провозглашено равноправие полов и создано множество законов для тех, кто забыл, что на дворе XXI век, такие женские типажи не слишком популярны, в отличие от бой-девок, бой-баб, гаечек и прочих храбрых и самостоятельных спутниц героя. Отношение автора и читателя/зрителя к ним варьирует от сострадания (когда жертва просто запугана, доведена до тяжёлой психологической зависимости или по малости лет не способна защищаться) до презрения (когда мучитель жестоко обращается и с остальными членами семьи, и жертва это оправдывает).

Зигзагом — когда девочке надоедает быть боксёрской грушей, и она даёт садисту достойный отпор. Взаимный семейный мордобой под троп не попадает. Зато попадается более редкая разновидность — Бой-девка для битья.

Надтроп — Чрезвычайная пассивность. Близкий троп — Золушка. Противоположный семейный троп — мегера со скалкой. Связанный троп — ложь при разводе. А вот субверсию этого тропа очень любят поэксплуатировать, потому что она практически даром даёт приятное чувство торжества справедливости, когда гады выгребают за всё бесцельно прожитое и скалкой, и сковородкой, и уже похрен вдруг стало, на каком там глазу тюбетейка у него.

Родственный троп — Не трогайте хулигана! Он — хороший!, в ситуации, когда вместо ребёнка немаленький детина, и педаль в пол, если девочка для битья требует от неожиданного защитника не бить своего избивателя.

Примеры[править]

Литература[править]

« — Это не лучшее начало для наших отношений! »
— Беверли Марш после хорошей затрещины

Русскоязычная[править]

  • Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» — жена заглавного героя. «Она терпела оскорбления, даже побои».
  • Многие поэмы Некрасова — «Мороз Красный нос» (упоминается), «Тройка» («Будет бить тебя муж-привередник / И свекровь в три погибели гнуть»), история Матрёны Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
  • А. Островский, «Гроза» — Катерина в семье Кабановых.
  • М. Шолохов, «Тихий Дон» — Аксинья. Педаль в пол: муж Степан не мог ей простить, что её изнасиловал… собственный отец!
  • «Say „Cheese“!» Юрия Нестеренко — Лора. Бездарному художнику Тому Клиффу стоило трижды подумать, прежде чем начать бить свою жену — преуспевающего автора детективов. Он был убеждён, что она не подаст на развод, означавший для нее большие финансовые потери, и не обратится в полицию, поскольку он умел причинять боль, не оставляя следов. Поначалу Лора и впрямь терпела, но в итоге спровадила его на тот свет таким образом, что даже полицейский, в конце концов разгадавший ее план, не смог предъявить ей обвинение.
  • Наталья Алферова, рассказ «Кудеярова поляна» из сборника «Самая страшная книга-2016» — сектантка Анна. Покрывала мужа, который не только избивал её, но и перебил ноги их маленькой дочери.
  • Классика жанра:
«

Ну выпил муж, ну малость пошумел… Поговорите, сделайте внушенье… В другой бы раз он, право, не посмел… Зачем же так вот: сразу в отделенье? И я-то хороша! Сказала вдруг (на нервной почве, знать нашло затменье) Что деньги пропивает мой супруг, Что, дескать, просто кончилось терпенье… Неправда это! Уверяю вас! Страдаю памятью — провалы, неполадки… Принёс он и получку, и аванс… И оба раза более десятки… Заботливый: всё в дом несёт, всё в дом… Я роль его в семье не умаляю! Раз, помню как сейчас, принёс батон… Верните мне кормильца, умоляю! Ещё я написала сгоряча, Что он меня избил намедни спьяну, Что якобы пришлось позвать врача, И даже швы накладывать на рану… Здесь всё преувеличено вдвойне! Какая рана? ссадина, не боле! Ну приложилась я слегка к стене, Но даже не почувствовала боли! Уже не виден на скуле синяк, Снят гипс с ноги — я больше не хромаю… А зубы вставлю — это же пустяк! Верните мне супруга, умоляю!

»
— Иван Кучин.
  • «Дом, полный прошлогоднего дождя» Евгения Долматовича — мать протагониста. Терпела побои, дурную и специально испорченную репутацию, изнасилования свёкром и избиения прижитого от него сына его формальным отцом, а на какой-то отпор решилась только в самый последний момент и перед смертью.
  • Е. Коути, Е. Клемм, «Страшный дар» (он же «Жемчуг проклятых») — Мэри Хантер. Терпела насилие долгие годы, даже не пытаясь дать отпор. Но в конце, вернув свою волшебную сущность, расправилась с мужем очень жестоко.

На других языках[править]

  • Цао Сюэцинь, «Сон в красном тереме» — Инчунь.
  • «Жюстина, или Несчастная судьба добродетели» маркиза де Сада — заглавная героиня. Учитывая личность автора, он ещё и намеренно вдавливает педаль в асфальт, рассказывая о всех тех несчастьях, которые выпали на судьбу Жюстины. Впрочем, для нашей статьи важны не несчастья, а реакция на них несчастной сиротки. Антиподом девочке для битья служит «История Жюльетты, или Успехи порока» того же маркиза. Жюльетта, сестра Жюстины, тоже подвергается всеразличным издевательствам со стороны отмороженных распутников, только от большинства она ловит кайф.
  • Эмиль Золя, «Западня» — Лали и её мать.
  • А. Конан Дойл, Шерлок Холмс:
  • Джек Лондон, «Алая чума» — после гибели цивилизации Веста Ван Уорден, женщина из самого высшего общества, стала рабыней бывшего шофера, который наслаждается своим положением. «И к узде приучена, и к седлу. Иногда артачится, шалит, знаете ли. Но разок двинешь ей в морду, и снова, как ягненок».
  • Оливера Кервуд, «Бродяги Севера» — Нанетта. К счастью для женщины, от жестокого мужа её спас пёс, а потом она вышла замуж за его хозяина.
  • Арчибальд Кронин, «Замок Броуди» — все виды девочек: «убеждённая терпила» (мать), «жертва» (младшая дочь Несси), «бунтовщица» (старшая дочь Мэри). Впрочем, весь «бунт» последней — отказалась вымаливать у озверевшего папаши пощады, когда он обнаружил, что она беременна. В результате он жестоко избил её ногами и вышвырнул из дома в страшную бурю.
  • Стивен Кинг — многие романы: «Кэрри» (главная героиня), «Цикл оборотня» (жена библиотекаря Милта Штурмфуллера) «Роза Марена» (Рози Дэниельс), «Оно» (Беверли Марш). Последние две в конце концов скидывают мужнино иго. «Сияние» — маменька Джека Торренса. А эта покорно терпела издевательства над собой и детьми, да ещё и мужа покрывала.
  • «Гарри Поттер» — Меропа Гонт (Мракс), будущая мать Волдеморта, подвергалась издевательствам со стороны папаши и брата, чистокровных волшебников в 100500-ом поколении, из-за чего не могла нормально колдовать. Это, в свою очередь, ещё сильнее бесило Марволо, считавшего дочь сквибом. Но как только «дорогую» родню арестовали, магический потенциал девушки проявился во всей красе. Другое дело, что в итоге и это не принесло бедной Меропе счастья…
    • Фанаты полагают, что и Эйлин Принц (мать Северуса Снейпа) тоже была для мужа девочкой для битья. Казалось бы: она волшебница, он — магл, ей ничего не стоило поставить распоясавшегося муженька на место. Ненавистники Тобиаса Снейпа предполагают тропы Забыл про сверхспособности и Униженный теряет силу, другие же считают, что ссоры в семье Снейпов ограничивались криком (заметим, что маленькому Северусу от этого не то чтобы сильно легче).
  • «ПЛиО» и её экранизация
    • Дейенерис Таргариен регулярно терпела побои от своего братца, пока благодаря личностному росту не нашла в себе силы дать ему отпор.
    • Королю Джоффри его мама прямо запретила бить будущую королеву, поэтому, когда он хочет её побить, то приказывает сделать это своим людям.
    • В книжной версии — чего только не вытворял Рамси Болтон со своей юной женой Джейни Пуль «якобы Арьей Старк»! Он её и пытал, и «насиловал насухо», и приковывал к кровати с последующим на неё (жену) испражнением, и пугал, что стопы ей отрежет…
    • В сериальной версии тот же самый Рамси женат не на фальшивой Арье Старк, а на самой настоящей Сансе Старк, уже упомянутой выше. И судя по косвенным признакам, даже немного зауважал Сансу — насколько он вообще способен. Да ему и отец строго-настрого приказал эту ценную заложницу не избивать и серьёзным пыткам не подвергать. Ну, добряк Рамси в таком разе ограничился тем, что лишил её невинности «с размаху», явно испуганную и неготовую; а впоследствии только надрезы на её теле делал, да немножко ремешком драл, да регулярно исщипывал и искусывал ей руки до плеч (а без всего этого у него — проблемы с тем, чтобы возбудиться? Очень похоже на то). Правда, потом Санса показала ему, что она, несмотря на рыжие волосы Талли, всё же настоящая Старк и обид не забывает. Псы в тот день наелись досыта…
    • В «Мире льда и огня» показано ограничение. Королева Рейнис, сестрожена Эйгона I Завоевателя, установила «правило шести ударов». Суть такова: муж вправе побить провинившуюся жену, но может нанести ей не более шести ударов (по одному за каждого из богов, не считая Неведомого) за одну провинность (причем толщина палки не должна превышать толщину большого пальца мужа, см. «Реальная жизнь»). Все удары, начиная с седьмого, незаконны и должны быть возвращены мужу. Для первого мужа, который подвергся действию этого закона, оно оказалось фатальным.
  • Ричард Лаймон:
    • «Укус» — Кэт.
    • «Подвал» — Донна (сдала мужа в полицию только после того, как он изнасиловал дочь).
  • Джон Норман, американский фантаст и его сериал «Гор» (фэнтези в трусах в стиле Конана или Барсумской серии Берроуза). Основная идея 30-томного сериала — женщины есть прирожденные рабыни, которые счастливы от унижений и избиений. Автор подробно описывает, как правильно обращаться с рабынями — как бить, как связывать и прочий БДСМ. Запрещённая в РФ организация одобряэ. Канонический иллюстратор — Борис Вальехо.
  • Джек Кетчам, «Девушка напротив» — сестры Мэг и Сьюзен Лафлин. Мэг — далеко не такая терпила, как её прототип Сильвия Лайкенс, но активных действий против озверевшей тётки и её выводка не предпринимала. А жаль.
  • Мейв Бинчи, «Дом на Тара-роуд» — Герти. Умудрилась даже на похоронах мужа убедить себя и малознакомых с ним людей, что он действительно был образцовым семьянином и достойным человеком.
  • Хосе Рисаль, «Не прикасайся ко мне» — Сиса. «Она жила ради своих сыновей, а ее муж только и знал, что шатался по городу да целыми днями пропадал на петушиных боях. Они виделись редко, но встречи их всегда кончались плохо. Мало-помалу он отнял у нее все ее скромные украшения, проиграл или пропил их, и когда у кроткой Сисы уже не осталось ничего, чем бы ублажить мужа, он стал измываться над ней. Сиса была слабовольна, в ней больше говорило сердце, нежели разум, она умела лишь любить и плакать. Мужа она считала богом, а сыновей — ангелами. Он же, зная, что она его любит и в то же время боится, вел себя так, как ведут себя все мнимые божества: с каждым днем становился все более жестоким и требовательным».
  • Деннис Лихейн, цикл о Патрике Кензи и Энджи Дженнаро, «Глоток перед битвой» — Энджи. Бывший некогда нормальным парнем, муженек Энджи спился и стал избивать ее с заметной регулярностью (так, что ей, частному детективу, приходилось ходить на работу в темных очках, дабы скрыть синяки). Та терпела его до конца книги, но в финале истории уделала до потери сознания (все-таки детективом работала и драться очень даже умела), а потом подала на развод.

Кино[править]

  • Советский «Цирк» 1936 г. — Мэрион Диксон.
  • «Морозко»: Настенька — каноничнейшая девочка для битья. Даже на комментарий Ивана «Ох и злющая у тебя мачеха!» (после того, как он узнал, что мачеха заставляет её поливать сухой пень, «пока на нём цветы не вырастут»), Настенька кротко отвечает: «Обыкновенная…»
  • «Сломанные побеги» Дэвида Уорка Гриффита — одно из первых обращений к теме жестокости к женщинам и детям в мировом кино.
  • «Буян! Буян!» (1977) — отважный водила-каратист Джей Ди Доус (Ч. Норрис) прибыл в беззаконный городишко Тексас-Сити и лупит там местных (есть за что). Когда он хрястнул одного из них — молодая жена хрястнутого стоит на пороге и смотрит на это без малейшего возмущения Доусом, без малейшей жалости к мужу… В общем, режиссёр фильма — гений, и актриса-эпизодница — гений: по почти отсутствующей мимике неназванной женщины, по выражению её лица совершенно очевидно, что она сабж статьи, то есть муж этот годами бил её (может быть, даже смертным боем), унижал словесно, и теперь она почти хладнокровно смотрит, как чистят морду её домашнему тирану: настала его очередь получать люлей. При этом у женщины нет никакого «примитивного жестокого злорадства»: она гораздо лучше владеет собой, приучена.
  • «С меня хватит!» 2002 года (не путать с картиной 1993 года, в которой Майкл Дуглас). Именно то, что написано на упаковке — терпение «девочки» лопнуло. За субверсию не засчитывается — само название говорит, что никто не будет прикидываться, что троп играется напрямую.
  • «Люди под лестницей» Уэса Крейвена — Элис.
  • Его же «Смертельный друг» — Саманта.
  • «В постели с врагом» 1991 года. Лора все же нашла сил сбежать от мужа-садиста, а в итоге вообще прикончила его (типа при самообороне).
  • «Мемуары гейши» — детство героини в домике гейш до того, как она достигла «товарного» возраста.
  • «12 лет рабства»: в зависимости от настроения, злобный хозяин то избивает рабыню, то насилует её. Хозяйка же иногда вымещает на ней свою ревность.
  • «Список Шиндлера» — Хелен Хирш, горничная коменданта лагеря Амона Гёта, которую тот избивает, страдая от запретной любви к ней. Тут уже никому не придёт в голову на полном серьёзе цитировать второй эпиграф к этой статье.
  • «Зита и Гита» — Зита.
  • «Шестое чувство» — призрак женщины, которая вскрыла себе вены, не вынеся побоев мужа.
  • «Газовый свет», фильм 1944 с Ингрид Бергман (третий фильм по этому сюжету, но именно он стал знаменитым, а первые два малоизвестны). Муж пытается довести до сумасшествия жену, наследницу состояния, при помощи манипуляций со светом. Название фильма стало кодификатором для психологического термина «газлайтинг» (психологического насилия в виде внушения сомнений в реальности и вменяемости жертвы).
    • Распространённое заблуждение: муж героини Ингрид Бергман в самом начале не пытался целенаправленно свести её с ума. Он не мог искать сокровища на чердаке днём, боясь, что его кто-нибудь заметит, и потому делал это ночью при свете газовых светильников, от чего в квартире газовый свет становился слабее. На это начала обращать внимание главная героиня — и вот тогда он и решил воспользоваться побочным эффектом своих поисков, чтобы выставить её сумасшедшей и надёжно убрать из дома, получив возможность искать драгоценные камни круглые сутки.
  • «Разрыв» (1998) — от побоев мужа героиня оглохла, но ленивые копы замяли дело. А потом он сбросил ее с лестницы и, решив что убил, инсценировал собственную гибель, дабы избежать ответственности. И его «смерть» повесили на очнувшуюся жену!
  • «Маленький магазинчик ужасов» 1986 г. — Одри. Покорно терпит измывательства, тумаки, синяки и переломы от своего садиста-бойфренда, зубного врача Орина Скривелло, а на предложение бросить его либо отвечает, что он в сущности не такой уж плохой, либо говорит, что если он так обращается с нею при всей симпатии — что же сделает когда разозлится?
  • «Осатаневшая». Подруга главной героини, которая живёт на уединённом острове, терпит издевательства от родственников мужа. А представители мужского пола используют её ещё как секс-рабыню. Выхода у неё нет — сбежать с острова ей не позволяют. Но однажды у неё заканчивается терпение…
  • «Догвилль». Грейс, просто Грейс. Фитилёк закручен практически до угасания.
  • «Новая Франция» — муж избивает Мари-Лу. Она, хоть и совсем не кисейная барышня, терпит, но когда под угрозой оказывается ее дочь, все меняется.
  • «Техасская резня бензопилой 4: Новое поколение» — даже без вырезанных сцен очевидно, что именно такова главная героиня, Джекки. Но в противостоянии с семейкой маньяков ей, пусть и не слишком успешно, приходится переквалифицироваться в соседний троп.

Телесериалы[править]

  • Buffy the Vampire Slayer — эпизод Beauty and the Beasts (сезон 3). Старшеклассник Пит состряпал какое-то алхимическое зелье, чтобы сделать себя покрепче и помужественнее, вот только теперь он подвержен приступам ярости, от которых превращается в сверхсильного монстра и иногда даже убивает. А ещё в этом облике он поколачивает свою подружку Дебби. Но Дебби уверена, что это потому что он не в себе, а на самом деле он не такой. Она исправно врёт, что синяки у неё от того, что неловко упала, и даже мешает Баффи, когда та пытается остановить Пита-монстра. Заканчивается всё грустно — становится понятно, что Пит, даже в облике монстра, прекрасно понимает, что делает; взревновав на пустом месте, он убивает Дебби, прежде чем Ангел успевает его прикончить.
  • Целестия (кажется так) из «Большой маленькой лжи». Николь Кидман определённо любит этот троп.

Манга и аниме[править]

  • «Двенадцатицарствие» — Судзу. Выросла в бедной семье в Японии эры Мэйдзи, нафф сэид. Родные папа-мама собирались продать её в бордель за долги, но тут налетел волшебный вихрь. Когда Судзу попала в Двенадцатицарствие, пришла в отчаяние, потому что не могла освоить язык (его волшебным образом понимают только те, кто занесен в реестр волшебников). Прибилась к свите жрицы с горы Хоу только потому, что та понимала японский (жрицы и чиновники высоких рангов занесены в реестр), сто лет терпела издевательства этой подлой женщины. Под конец всё-таки отрастила немного хребта и сбежала в царство Кей, где после ряда перипетий стала придворной дамой Йоко.
  • Манга Суэхиро Маруо «Шоу уродов господина Араси» — Мидори Цубаки. После смерти матери её обманом заманили в цирк уродов, где остальные участники труппы (не только физические, но и моральные уроды) заставляют её выполнять самую грязную работу и вообще издеваются настолько жестоко, что бедная девочка даже подумывает о суициде. В частности, один из циркачей убил щенков, которых тайно подкармливала Мидори, и приготовил из них суп, а второй и вовсе изнасиловал героиню. Когда в труппу приходит карлик-маг Масамицу, положение Мидори потихоньку улучшается, она влюбляется в защищающего её кудесника, выходит за него замуж и даже покидает вместе с ним цирк. Но суровая концовка манги ясно даёт понять, что сбежать из ада невозможно…
    • С Масамицу тоже всё не так однозначно: на первых порах добрый и заботливый муж на поверку оказывается таким же абьюзером и манипулятором. Когда Мидори предлагают стать актрисой, он разрывает визитку и прогоняет агента, а после и вовсе избивает жену, узнав, что она всё же собиралась связаться с режиссёром («Я твоя настоящая семья!»).
  • «Mahou Shoujo Site» — главная героиня аниме поначалу была таковой для одноклассников и старшего брата.

Видеоигры[править]

  • Max Payne — Лиза Пунчинелло, жена дона итальянской мафии. Её сестра-близнец Мона пыталась спасти свою сестру от её мужа, но в итоге покушение проваливается, сестрице Лизы пришлось бежать, попутно расправившись с некоторыми из людей негодяя, а сама Лиза была забита до смерти самим негодяем. Но кармическая справедливость не дремлет.
  • Sengoku Rance — Силл. Достаточно сказать, что она рабыня сексуально-озабоченного главного героя, не пропускающего мимо себя ни одной юбки.
  • Silent Hill 2 — Анжела Ороско.
  • LISA — Лиза Армстронг давит педаль в сингулярность. Девочку всю жизнь держал взаперти и насиловал опустившийся после смерти матери отец-алкаш Марти. Старший брат Брэд и парень Бернард ничем ей помочь не могли, даром что последний вообще был младше её. От такой жизни у Лизы развились неслабые манипуляторские и садистские наклонности, которые она вымещала на Бернарде, а тот готов был принять от возлюбленной всё что угодно, да ещё и "спасибо" за это сказать. Когда отец однажды накачал наркотиками Брэда и заставил его изнасиловать сестру, Лиза не выдержала и покончила с собой. Как результат: папаша сбежал на пустынный остров (к чести Марти - он искренне раскаялся и заботился о своей приёмной внучке Бадди даже лучше, чем его сын), брат постепенно превратился в опустившегося наркомана со множеством тараканов в голове, а Бернард, чтобы отомстить Брэду (по факту, заглушить собственное чувство вины) помог местному гаду-кукловоду устроить апокалипсис, с которого и началась основная история. И да, Слово Божие гласит, что Лиза - худший персонаж во всей трилогии, так-то!

Визуальные романы[править]

  • Danganronpa ― Анджи Ёнага, оказавшись запертой в Академии и с ужасом осознавая то, что она, бывшая на родном острове в статусе чуть ли не богиней, внезапно смертна, выходит из положения, находя предмет статьи в лице депрессивной и сломленной Химико Юмено, и пользуясь безграничным доверием которой хоть и не бьёт, но всячески подавляет психологически, с неизменной жизнерадостной улыбкой на лице.
  • Fate/Stay Night — Мато Сакура выступает девочкой для битья (и не только) для своего брата Синдзи. В третьем сценарии видеоигры её терпение лопается, с фатальными для него последствиями.
  • Rance 01: The Quest for Hikari — рабыня главного героя Силь в режиме педаль в асфальт. Безгранично предана своему хозяину, который переодически бьет её и пользует в сексуальном плане.

Музыка[править]

(link)

Within Temptation, «Frozen»
  • Within Temptation, клип на песню «Frozen». Главную героиню регулярно оскорбляет и избивает неадекватный муж. Но когда этот урод «переключился» на дочь (причём намекается, что избиением дело не ограничилось), терпение женщины лопнуло
  • Тарья Турунен, клип на песню «Innocence».
  • Песня и клип группы Knorkator «Komm wieder her» — поётся от лица домашнего тирана, оставшегося без долго терпевшей его выходки супруги, который теперь в недоумении, кто же будет исполнять его прихоти и вести его хозяйство. Особенно показателен момент, когда доведённая до истерики женщина разбивает тарелку, и «любящий муж» с улыбкой протягивает ей швабру.

(link)

Вернись!

Реальная жизнь[править]

  • Домострой — инверсия. Неграмотные люди, ни разу в жизни не открывавшие сию книгу, считают, что она про то, как надо бить жену. Однако студенты, изучавшие в колледже «Домострой», знают, что в книге про это не сказано ни единого слова. По «Домострою» женщина как домохозяйка наказывала нерадивых слуг: «За всем тем и за всем порядком жена бы следила да наставляла слуг и добром и лихом: не понимает слова — поколотить». Да, там про то, что надо бить слуг, но не жену.
  • Да и вообще на Руси с отношением к женщинам и близко не было того кошмара, что творился на Западе. Один из советов, которые даются в книге «Государь», звучит следующим образом: «Фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен КОЛОТИТЬ ЕЕ И ПИНАТЬ». А Макиавелли при всем своем цинизме был не такой человек, чтобы опрометчиво приводить совершенно оторванные от повседневной жизни его современников и соотечественников аналогии.
  • Как ни печально, сама автор упомянутого выше «Гарри Поттера» Джоан Роулинг в первом своём браке успела побывать «девочкой для битья».
  • ИГИЛ (также «ИГ» или «ДАИШ», запрещённая в России международная исламская террористическая организация) выпустило инструкцию о том, куда можно бить рабыню, а куда нельзя. В частности, запрещено бить по лицу — по причине вероятности порчи товарного вида рабыни.
  • Во многих европейских городах вплоть до конца XIX века встречались законы, запрещавшие бить жену ночью, цитата: «Дабы вопли избиваемой не мешали отдыху рабочего люда».
  • Существует легенда, что английская идиома «правило большого пальца» (означающая оценку на глазок) восходит к судебному решению сэра Фрэнсиса Буллера, британского судьи. В 1782 году он якобы постановил, что муж имеет право бить жену палкой, если эта палка не толще его большого пальца. На самом деле это не так: идиома существенно старше (первый известный случай её применения — в книге 1685 года), а такого закона в Англии никогда не существовало. Принятие закона о палке приписывается сэру Фрэнсису в сатире — серии карикатур «Судья Большой палец», вышедших как раз в 1782 году. Интересно, что хотя закона и не существовало, но в народную память из сатиры он-таки вошёл: например, в двух американских штатах в девятнадцатом веке некоторые судебные решения упоминают его (обозначая как «старинная доктрина» или «древний закон») и отвергают.

Примечания[править]