Справочник автора/Хатха-йога/Сурьябхеда: различия между версиями

Материал из Posmotreli
< Справочник автора‎ | Хатха-йогаСправочник автора/Хатха-йога/Сурьябхеда
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «Представлено только в Гхеранда самхита {{q|pre=1|5.58. Гхеранда сказал: Сахита Кумбхака тебе объясне­на. Теперь слушай о Сурьябхеда. Вдохни внешний воз­дух через правую ноздрю. 5.59. С большим напряжением задержи дыхание шест­надцатью Джаландхара-мудрами<ref>В...»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
Представлено только в Гхеранда самхита
 
{{q|pre=1|5.58. Гхеранда сказал: Сахита Кумбхака тебе объясне­на. Теперь слушай о Сурьябхеда. Вдохни внешний воз­дух через правую ноздрю.
{{q|pre=1|5.58. Гхеранда сказал: Сахита Кумбхака тебе объясне­на. Теперь слушай о Сурьябхеда. Вдохни внешний воз­дух через правую ноздрю.
5.59. С большим напряжением задержи дыхание шест­надцатью Джаландхара-мудрами<ref>Возможно очередной косяк перевода</ref> ([[Справочник_автора/Хатха-йога/Джаландхара-бандха|см. 3:12—13]]) и про­должай задержку дыхания, пока пот не выступит из-под ногтей и из корней волос.
5.59. С большим напряжением задержи дыхание шест­надцатью Джаландхара-мудрами<ref>Возможно очередной косяк перевода</ref> ([[Справочник_автора/Хатха-йога/Джаландхара-бандха|см. 3:12—13]]) и про­должай задержку дыхания, пока пот не выступит из-под ногтей и из корней волос.
Строка 10: Строка 10:
5.66. Свяжи все эти Вайю со вдохом через правую ноздрю и подними их от корня пупа, а потом выдохни через левую ноздрю с постоянным устойчивым усилием.
5.66. Свяжи все эти Вайю со вдохом через правую ноздрю и подними их от корня пупа, а потом выдохни через левую ноздрю с постоянным устойчивым усилием.
5.67. Снова вдохни через правую ноздрю, задержи дыхание, как предписано и выдохни тем же способом еще и еще раз.
5.67. Снова вдохни через правую ноздрю, задержи дыхание, как предписано и выдохни тем же способом еще и еще раз.
5.68. Задержка дыхания в Сурьябхеде предотвращает старение и смерть, пробуждает Кундалини-шакти и разжигает огонь тела. Итак, о Чанда, тебе сообщено о великой Сурьябхеда.}}
5.68. Задержка дыхания в Сурьябхеде предотвращает старение и смерть, пробуждает Кундалини-шакти и разжигает огонь тела. Итак, о Чанда, тебе сообщено о великой Сурьябхеда.|Гхеранда самхита}}
 
{{q|pre=1|2.44. Вот эти восемь Кумбхак: Сурья Бхеда, Уджайи, Ситкари, Ситали, Бхастрика, Бхрамари, Мурчха, Плавини.
2.45. В конце вдоха делай Джаландхара-Бандху, в конце задержки и в начале выдоха делай Уддияна-Бандху.
2.46. Джаландхара Бандха. Сожми горло и анус. Прана идет через Брахманади (Сушумну).
2.47. Иогин, направивший Прану вниз и Апану вверх, становится подобным 16-летнему юноше, даже если он был стариком.
2.48. Сев удобно, йогин принимает легкую для него Асану и медленно вдыхает через правую ноздрю.
2.49. Он задерживает дыхание, пока воздух не наполнит все его тело от кончиков пальцев до затылка. Затем он медленно делает выдох.
2.50. Снова и снова должна выполняться эта Сурья бхеда, очищающая мозг, уничтожающая глистов в кишечнике и устраняющая болезни, происходящие от действия газов.|Хатха йога прадипика}}


== Примечания ==
== Примечания ==

Текущая версия на 18:19, 5 января 2023

« 5.58. Гхеранда сказал: Сахита Кумбхака тебе объясне­на. Теперь слушай о Сурьябхеда. Вдохни внешний воз­дух через правую ноздрю.

5.59. С большим напряжением задержи дыхание шест­надцатью Джаландхара-мудрами[1] (см. 3:12—13) и про­должай задержку дыхания, пока пот не выступит из-под ногтей и из корней волос. 5.60. Есть 10 Вайю («ветров»): Прана, Апана, Самана, Удана, Вьяна, а также Нага, Курма, Крикара, Девадат-та, Дхананджайя. 5.61. Прана движется постоянно в сердце, Апана — в об­ласти Ануса, Самана — в области пупа, Удана — в шее, Вьяна — проникает через все тело. 5.62. Эти (5 Вайю), начиная с Праны — главные Вайю, называемые Пранади. Они относятся к внутреннему телу. Те же Вайю, которые начинаются с Нага — 5 дру­гих Вайю. 5.63. Сообщаю тебе области действия этих (других) Вайю: Нага действует в пробуждении, Курма — в от­крывании глаз, 5.64. Крикара — в (чувстве) голода, Девадатта — при зевании, Дхананджайя проникает через все тело и не оставляет его даже после смерти. 5.65. Нага-вайю вызывает пробуждение сознания, Курма-вайю — вызывает зрение, Крикара вызывает голод и жажду, Девадатта — зевание, Дхананджайя порождает речь. Эти 5 Вайю никогда не покидают тело. 5.66. Свяжи все эти Вайю со вдохом через правую ноздрю и подними их от корня пупа, а потом выдохни через левую ноздрю с постоянным устойчивым усилием. 5.67. Снова вдохни через правую ноздрю, задержи дыхание, как предписано и выдохни тем же способом еще и еще раз. 5.68. Задержка дыхания в Сурьябхеде предотвращает старение и смерть, пробуждает Кундалини-шакти и разжигает огонь тела. Итак, о Чанда, тебе сообщено о великой Сурьябхеда.

»
— Гхеранда самхита
« 2.44. Вот эти восемь Кумбхак: Сурья Бхеда, Уджайи, Ситкари, Ситали, Бхастрика, Бхрамари, Мурчха, Плавини.

2.45. В конце вдоха делай Джаландхара-Бандху, в конце задержки и в начале выдоха делай Уддияна-Бандху. 2.46. Джаландхара Бандха. Сожми горло и анус. Прана идет через Брахманади (Сушумну). 2.47. Иогин, направивший Прану вниз и Апану вверх, становится подобным 16-летнему юноше, даже если он был стариком. 2.48. Сев удобно, йогин принимает легкую для него Асану и медленно вдыхает через правую ноздрю. 2.49. Он задерживает дыхание, пока воздух не наполнит все его тело от кончиков пальцев до затылка. Затем он медленно делает выдох. 2.50. Снова и снова должна выполняться эта Сурья бхеда, очищающая мозг, уничтожающая глистов в кишечнике и устраняющая болезни, происходящие от действия газов.

»
— Хатха йога прадипика

Примечания[править]

  1. Возможно очередной косяк перевода