Пятое колесо в телеге: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(→‎Видеоигры: вообще не троп)
 
(Новая страница: «{{Вкусовщина}} {{Q|Они не слишком идут для этой игры, но наш маркетинговый отдел решил, что в каждой игре должны быть зомби|DLC Quest, описание покупаемого за внутриигровую валюту DLC «Zombie Pack»}} Каждое произведение выполнено в каком-то определённом стиле, у него...»)
Строка 4: Строка 4:
Каждое произведение выполнено в каком-то определённом стиле, у него есть некие [[троп|художественные приёмы и особенности]], которые характеризует не только его, но и целый сеттинг. Если вселенная развивается, то таких особенностей со временем становится всё больше, либо сами особенности [[игры со штампами|усложняются]], либо и то, и другое.
Каждое произведение выполнено в каком-то определённом стиле, у него есть некие [[троп|художественные приёмы и особенности]], которые характеризует не только его, но и целый сеттинг. Если вселенная развивается, то таких особенностей со временем становится всё больше, либо сами особенности [[игры со штампами|усложняются]], либо и то, и другое.


А есть особенности, которые никак не стыкуются с этой вселенной, но некоторые особо «[[МТА|опытные]]», «[[Идиотский сюжет|умные]]» или [[Разрыв канвы копирастами|просто жадные]] люди всё равно пытаются их внедрить. В результате обычно получается '''пятое колесо в телеге''' — сюжетный элемент или эстетика, которая только портит всю атмосферу. Как результат — фанаты начинают [[Презренный Джа-Джа|люто ненавидеть пятое колесо]] и всё, что с ним связано, в том числе [[Маратель канона|автора этого «нововведения»]] и жанр, который пытаются насильно впихнуть в сеттинг (вплоть до вражды между фэндомами). В запущенных случаях [[Разрыв канвы фанатами|фанаты решат]], что [[Уже не торт|их любимая вселенная загублена лишними колёсами]] и будут только вздыхать, вспоминая, [[Раньше трава была зеленее|как было хорошо до них]]. Поэтому всем авторам (особенно любителям делать [[кроссовер]]ы) рекомендуется запомнить: котлеты — отдельно, мухи — отдельно.
А есть особенности, которые никак не стыкуются с этой вселенной, но некоторые особо «[[МТА|опытные]]», «[[Идиотский сюжет|умные]]» или [[Разрыв канвы копирастами|просто жадные]] люди всё равно пытаются их внедрить. В результате обычно получается '''пятое колесо в телеге''' сюжетный элемент или эстетика, которая только портит всю атмосферу. Как результат — фанаты начинают [[Презренный Джа-Джа|люто ненавидеть пятое колесо]] и всё, что с ним связано, в том числе [[Маратель канона|автора этого «нововведения»]] и жанр, который пытаются насильно впихнуть в сеттинг (вплоть до вражды между фэндомами). В запущенных случаях [[Разрыв канвы фанатами|фанаты решат]], что [[Уже не торт|их любимая вселенная загублена лишними колёсами]] и будут только вздыхать, вспоминая, [[Раньше трава была зеленее|как было хорошо до них]]. Поэтому всем авторам (особенно любителям делать [[кроссовер]]ы) рекомендуется запомнить: котлеты — отдельно, мухи — отдельно.


Самый зловредный вариант тропа — [[Орлангур]]: он не просто не нужен, он ещё и коренным образом меняет сам сеттинг. Родственные тропы — [[ниндзя-пират-зомби-робот]], когда пятое (шестое, седьмое… +∞) колесо приделывают к персонажу, и [[момент губастого аллигатора]], когда пятое колесо внедряют в небольшой эпизод чисто для эксперимента, и при желании его можно легко снять, не поломав сюжет.
Самый зловредный вариант тропа — [[Орлангур]]: он не просто не нужен, он ещё и коренным образом меняет сам сеттинг. Родственные тропы — [[ниндзя-пират-зомби-робот]], когда пятое (шестое, седьмое… +∞) колесо приделывают к персонажу, и [[момент губастого аллигатора]], когда пятое колесо внедряют в небольшой эпизод чисто для эксперимента, и при желании его можно легко снять, не поломав сюжет.


== Что смешивать рискованно ==
== Что смешивать рискованно ==
Проще говоря, всё. Творить вообще рискованно — могут помидорами закидать, и хорошо, если не гнилыми. Но есть ряд вещей, делать которые особенно опасно:
Проще говоря, всё. Творить вообще рискованно — могут помидорами закидать, и хорошо, если не гнилыми. Но есть ряд вещей, делать которые особенно опасно:
* Работая над [[сиквел]]ом или [[приквел]]ом к уже набравшему популярность произведению, опасно внедрять в него нечто радикально новое. Даже если вы — Джордж Лукас, решивший объяснить в своих же «[[Star Wars|Звёздных войнах]]» Силу мидихлорианами. Впрочем, не внедрять тоже опасно, так что выхода ровно два: развивать мастерство, чтобы вставка прошла успешно, или начинать нечто новое.
* Работая над [[сиквел]]ом или [[приквел]]ом к уже набравшему популярность произведению, опасно внедрять в него нечто радикально новое. Даже если вы — Джордж Лукас, решивший объяснить в своих же «[[Star Wars|Звёздных войнах]]» Силу мидихлорианами. Впрочем, не внедрять тоже опасно, так что выхода ровно два: развивать мастерство, чтобы вставка прошла успешно, или начинать нечто новое.
* Смешивать «жанры-антагонисты» вроде твёрдой научной фантастики и классической фэнтези (смежные жанры вроде приключенческой и научной фантастики или космического и классического фэнтези смешивать проще). Да, есть примеры, когда результат даже привлекал немалое число фанатов (та же серия [[Might & Magic]]), но помним об [[Систематическая ошибка выжившего|Ошибке Выжившего]].
* Смешивать «жанры-антагонисты» вроде твёрдой научной фантастики и классической фэнтези (смежные жанры вроде приключенческой и научной фантастики или космического и классического фэнтези смешивать проще). Да, есть примеры, когда результат даже привлекал немалое число фанатов (та же серия [[Might & Magic]]), но помним об [[Систематическая ошибка выжившего|Ошибке Выжившего]].
* Смешивать «стили-антагонисты»: так, рисованная мультипликация (в том числе аниме) и фотореализм дружат очень плохо. Однако у [[Who Framed Roger Rabbit|некоторых]] получается, пусть и результат довольно специфический.
* Смешивать «стили-антагонисты»: так, рисованная мультипликация (в том числе аниме) и фотореализм дружат очень плохо. Однако у [[Who Framed Roger Rabbit|некоторых]] получается, пусть и результат довольно специфический.
* Вставлять нечто по принципу «оно в тренде», особенно если имеешь смутное представление о «доноре». Т. е. если, к примеру, [[Code Geass|воткнуть в произведение мехов хочется, потому что вы матёрый фанат «Гандама»]] — хуже не будет. А если хотите сделать то же самое потому, что «аниме в тренде» — лучше перехотите.
* Вставлять нечто по принципу «оно в тренде», особенно если имеешь смутное представление о «доноре». Т. е. если, к примеру, [[Code Geass|воткнуть в произведение мехов хочется, потому что вы матёрый фанат «Гандама»]] хуже не будет. А если хотите сделать то же самое потому, что «аниме в тренде» — лучше перехотите.
* Делать «оригинальные» [[кроссовер]]ы. Можно смешать похожие по стилю и духу произведения, но вообще же в разных [[канон]]ах совершенно разные уровни реализма и серьёзности, у их персонажей может сильно различаться [[уровень силы]], и мораль. Не говоря уж о том, что некоторые фэндомы [[Враждующие фэндомы|просто не дружат]].
* Делать «оригинальные» [[кроссовер]]ы. Можно смешать похожие по стилю и духу произведения, но вообще же в разных [[канон]]ах совершенно разные уровни реализма и серьёзности, у их персонажей может сильно различаться [[уровень силы]], и мораль. Не говоря уж о том, что некоторые фэндомы [[Враждующие фэндомы|просто не дружат]].
* (не помню, чья цитата) «Если вы добавите в произведение путешествия во времени, мехов или чужеродных чудовищ, ваше произведение автоматически будет ПРО путешествия во времени, мехов или чужеродных чудовищ.»
* (не помню, чья цитата) «Если вы добавите в произведение путешествия во времени, мехов или чужеродных чудовищ, ваше произведение автоматически будет ПРО путешествия во времени, мехов или чужеродных чудовищ.»
** Некто Роберт Гэлбрейт мог бы с этим поспорить. В принципе можно отнести сюда же романтику — если добавить её в произведение, то оно будет исключительно про неё.
** Некто Роберт Гэлбрейт мог бы с этим поспорить. В принципе можно отнести сюда же романтику — если добавить её в произведение, то оно будет исключительно про неё.


== Как смешивать правильно? ==
== Как смешивать правильно? ==
Самый простой вариант — писать пародию, как [[Discworld|сэр Терри]]. Естественно, для этого требуется чувство юмора и опять-таки знание «доноров» — при плохом исполнении в виде «не судите строго, я тут просто шучу» может получится даже ещё хуже. Другой вариант — создать фантасмагорию, [[антисеттинг]] а-ля [[Toriko]], который хорош именно таким и никаких объяснений вовсе не требует. Правда, и тут без должного мастерства можно получить сеттинг попросту [[Идиотский сеттинг|идиотский]].
Самый простой вариант — писать пародию, как [[Discworld|сэр Терри]]. Естественно, для этого требуется чувство юмора и опять-таки знание «доноров» — при плохом исполнении в виде «не судите строго, я тут просто шучу» может получится даже ещё хуже. Другой вариант — создать фантасмагорию, [[антисеттинг]] а-ля [[Toriko]], который хорош именно таким и никаких объяснений вовсе не требует. Правда, и тут без должного мастерства можно получить сеттинг попросту [[Идиотский сеттинг|идиотский]].


Если же хочется сохранить серьёзность — нужно сначала иметь вескую причину вводить тот или иной элемент в произведение, понимать решаемые с его помощью задачи. Следует помнить, что любое нестандартное явление требует от автора — времени на обоснование; от читателя — внимательности и памяти, чтобы учитывать влияние нового фактора. Поэтому нет смысла вводить слишком много всего и разного: произведение превратится в одну гигантскую экспозицию, а читатель начнёт забывать, что же было введено в позапрошлой главе. Допустимые условности одного жанра не будут работать в другом, и их необходимо [[Деконструкция|деконструировать]] или [[Реконструкция|реконструировать]]. Также с введением новых элементов усложняется правильное использование [[Неправильное использование науки|науки]] или [[Нестандартное использование магии|магии]]: чем больше разных вещей вы ввели в мир, тем сложнее учесть все возможные взаимодействия и последствия. Поэтому лучший способ смешать правильно — помнить о цели, смешивать только то, что на самом деле необходимо, а то, что уже есть — использовать максимально и творчески.
Если же хочется сохранить серьёзность — нужно сначала иметь вескую причину вводить тот или иной элемент в произведение, понимать решаемые с его помощью задачи. Следует помнить, что любое нестандартное явление требует от автора — времени на обоснование; от читателя — внимательности и памяти, чтобы учитывать влияние нового фактора. Поэтому нет смысла вводить слишком много всего и разного: произведение превратится в одну гигантскую экспозицию, а читатель начнёт забывать, что же было введено в позапрошлой главе. Допустимые условности одного жанра не будут работать в другом, и их необходимо [[Деконструкция|деконструировать]] или [[Реконструкция|реконструировать]]. Также с введением новых элементов усложняется правильное использование [[Неправильное использование науки|науки]] или [[Нестандартное использование магии|магии]]: чем больше разных вещей вы ввели в мир, тем сложнее учесть все возможные взаимодействия и последствия. Поэтому лучший способ смешать правильно — помнить о цели, смешивать только то, что на самом деле необходимо, а то, что уже есть — использовать максимально и творчески.


== Примеры ==
== Примеры ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* С. Лем, «Фиаско» — для исследования Титана точно нужны пилотируемые человекоподобные роботы? Ну пусть даже нужны. Вот только основной сюжет совсем не про мехов на Титане.
* С. Лем, «Фиаско» — для исследования Титана точно нужны пилотируемые человекоподобные роботы? Ну пусть даже нужны. Вот только основной сюжет совсем не про мехов на Титане.
** Его же «Мир на Земле» — дистанционно управляемые теледубли, копирующие исследователей-людей при выезде «в поле» вместо управляемых исследовательских аппаратов. Нужно ли использовать подобие человеческого тела в дистанционных исследованиях только для того, чтобы оправдать рассказ «как будто космонавт сам напрямую исследует»? Создать пульт управления было бы куда удобней, чем запускать механизмы движением языка; мелкую моторику проще переложить на микросхемы. И для чего могли бы пригодиться гигантские теледубли?
** Его же «Мир на Земле» — дистанционно управляемые теледубли, копирующие исследователей-людей при выезде «в поле» вместо управляемых исследовательских аппаратов. Нужно ли использовать подобие человеческого тела в дистанционных исследованиях только для того, чтобы оправдать рассказ «как будто космонавт сам напрямую исследует»? Создать пульт управления было бы куда удобней, чем запускать механизмы движением языка; мелкую моторику проще переложить на микросхемы. И для чего могли бы пригодиться гигантские теледубли?
* [[Вселенная Дэйла Брауна]]: тамошние мехи. Введены ради правила крутизны и эффективность объясняется [[Взрыв АЭС через Wi-Fi|способностью хакать СУО противника]]. В отличие от Баттлтеха, где под мехи подведено серьезное научно-техническое и военно-тактическое обоснование.
* [[Вселенная Дэйла Брауна]]: тамошние мехи. Введены ради правила крутизны и эффективность объясняется [[Взрыв АЭС через Wi-Fi|способностью хакать СУО противника]]. В отличие от Баттлтеха, где под мехи подведено серьезное научно-техническое и военно-тактическое обоснование.
** А еще эти мехи, фактически, тактические дредноуты из Вахи. В частности, одним из них бессменно управляет смертельно раненый бывший главгерой серии, если вынуть — умрет.
** А еще эти мехи, фактически, тактические дредноуты из Вахи. В частности, одним из них бессменно управляет смертельно раненый бывший главгерой серии, если вынуть — умрет.
* Ортодоксальные фанаты Толкина не могут простить Перумову [[Орлангур]]а.
* Ортодоксальные фанаты Толкина не могут простить Перумову [[Орлангур]]а.
** Ортодоксальные толкинисты ''вообще'' [[враждующие фэндомы|терпеть не могут]] Перумова. Орлангур — лишь одна из причин праведного гнева.
** Ортодоксальные толкинисты ''вообще'' [[враждующие фэндомы|терпеть не могут]] Перумова. Орлангур — лишь одна из причин праведного гнева.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Highlander|Горец 2]]» — крайне странная попытка добавить инопланетян в историю про бессмертных шотландцев из клана Маклаудов, дерущихся между собой, причём в лоре до этого про пришельцев не было ни слуху, ни духу.
* «[[Highlander|Горец 2]]» — крайне странная попытка добавить инопланетян в историю про бессмертных шотландцев из клана Маклаудов, дерущихся между собой, причём в лоре до этого про пришельцев не было ни слуху, ни духу.
* «47 ронинов» — классическая история про 47 самураев, мстящих за своего господина, была переработана в жанре [[фэнтези]]. В итоге получившийся сплав был принят криками «[[что за фигня, автор?]]» как в [[Развесистая сакура|Стране Восходящего солнца]], так и на Западе, и собрал в прокате 151 млн долларов при бюджете в 300.
* «47 ронинов» — классическая история про 47 самураев, мстящих за своего господина, была переработана в жанре [[фэнтези]]. В итоге получившийся сплав был принят криками «[[что за фигня, автор?]]» как в [[Развесистая сакура|Стране Восходящего солнца]], так и на Западе, и собрал в прокате 151 млн долларов при бюджете в 300.


=== [[Мультфильмы]] и [[мультсериалы]] ===
=== [[Мультфильмы]] и [[мультсериалы]] ===
* «Хранитель-лев» по «[[The Lion King|Королю-льву]]» — ну вот зачем эти дешёвые сказочные элементы типа Рыка Предков? Ну, да, какая-то доля магии в «Короле-льве» всегда присутствовала, но во-первых, за неё там отвечал исключительно мандрил-шаман Рафики, которому по должности положено, а в остальном мир довольно реалистичный, если не считать, что все герои — разумные животные; во-вторых, она там была подана довольно ненавязчиво, даже может проходить по тропу «[[Может, магия, а может, реальность]]». Даже явление Симбе духа отца в принципе можно интерпретировать метафорически — а в сериале подобное превратили в некое подобие Скайпа: Муфаса является своему внучку по первому зову и даёт советы. Погодите, хотите сказать, так можно было?! Как же тогда бедный Симба всю жизнь страдал виной за смерть отца — и тот ни разу не явился утешить его? (На эту тему есть песня «Endless Night» из бродвейского мюзикла по мотивам).
* «Хранитель-лев» по «[[The Lion King|Королю-льву]]» — ну вот зачем эти дешёвые сказочные элементы типа Рыка Предков? Ну, да, какая-то доля магии в «Короле-льве» всегда присутствовала, но во-первых, за неё там отвечал исключительно мандрил-шаман Рафики, которому по должности положено, а в остальном мир довольно реалистичный, если не считать, что все герои — разумные животные; во-вторых, она там была подана довольно ненавязчиво, даже может проходить по тропу «[[Может, магия, а может, реальность]]». Даже явление Симбе духа отца в принципе можно интерпретировать метафорически — а в сериале подобное превратили в некое подобие Скайпа: Муфаса является своему внучку по первому зову и даёт советы. Погодите, хотите сказать, так можно было?! Как же тогда бедный Симба всю жизнь страдал виной за смерть отца — и тот ни разу не явился утешить его? (На эту тему есть песня «Endless Night» из бродвейского мюзикла по мотивам).


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[Gundam|Гандам]] Зета-Два. В принципе неплохой стеб над мехой в целом и гандамами в частности, но это блин сиквел военной драмы, окончившейся для главного героя [[Участь хуже смерти|участью хуже смерти]] и триквел основополагающего произведения жанра реал-меха. Просто представьте что «Возвращение Джедая» снята как комедия. Реакция фанатов была весьма неоднозначной, что вылилось даже в реткон Зеты, отменявший события спорного сериала.
* [[Gundam|Гандам]] Зета-Два. В принципе неплохой стеб над мехой в целом и гандамами в частности, но это блин сиквел военной драмы, окончившейся для главного героя [[Участь хуже смерти|участью хуже смерти]] и триквел основополагающего произведения жанра реал-меха. Просто представьте что «Возвращение Джедая» снята как комедия. Реакция фанатов была весьма неоднозначной, что вылилось даже в реткон Зеты, отменявший события спорного сериала.
* [[Code Geass]] — [[инверсия]]. Изначально Танигути создал далеко не фантастическую историю про партизанскую войну против захватчиков, в которую втянули британского принца. Студия потребовала переписать сценарий и впихнуть в него меху, сдобренную мистикой и мифологическими сюжетами. На выходе получили эпичный сериал, в котором альтернативная история, магия и продвинутые технологии друг друга отлично дополняют. Как высказался один видеоблоггер, «Код Гиасс снискал популярности не благодаря тому, что он был меха-сериалом, а вопреки этому».
* [[Code Geass]] [[инверсия]]. Изначально Танигути создал далеко не фантастическую историю про партизанскую войну против захватчиков, в которую втянули британского принца. Студия потребовала переписать сценарий и впихнуть в него меху, сдобренную мистикой и мифологическими сюжетами. На выходе получили эпичный сериал, в котором альтернативная история, магия и продвинутые технологии друг друга отлично дополняют. Как высказался один видеоблоггер, «Код Гиасс снискал популярности не благодаря тому, что он был меха-сериалом, а вопреки этому».
** Если имелось в виду [https://youtu.be/9OthAQENn5s это видео], то в нем говорилось о том, что Код Гиасс сумел впечатлить и тех, кто фанатом мехи на момент просмотра не был, а не о том, что мехи в нем не нужны.
** Если имелось в виду [https://youtu.be/9OthAQENn5s это видео], то в нем говорилось о том, что Код Гиасс сумел впечатлить и тех, кто фанатом мехи на момент просмотра не был, а не о том, что мехи в нем не нужны.
** Есть альтернативное мнение, что мехи в Гиассе реализованы «на отвали». Достаточно сравнить с любым другим творением студии Sunrise — разница налицо.
** Есть альтернативное мнение, что мехи в Гиассе реализованы «на отвали». Достаточно сравнить с любым другим творением студии Sunrise — разница налицо.
** С мистикой дела ещё печальнее: она нужна, потому что гэниальный стратэг Лелуш без абилки подчинять людей своей воле сюжет двигать не сможет, а самому гиассу, тайнам мироздания и всему такому прочему посвящена аж одна скомканная серия, в которой сливается батька Чарли и которая оставляет после себя только один вопрос: «[[Момент губастого аллигатора|что это было только что?]]»<ref>Ну, на самом деле известно, что это было — увесистый поджопник [[Neon Genesis Evangelion|Хидэаки нашему Анно]], но [[Объяснение на лестнице|КАК]] он реализован... Да в чёртовом [[Kill la Kill]], аналогично пинающем Анно и Евангелион, он выглядит лучше! Притом возникают смутные сомнения, что Анно этот поджопник хотя бы заметил, но зато сюжет "Кода Гэ" смачно получил своей же ногой по затылку.</ref> Зато общажным будням Лелуша мы будем посвящать где-то треть каждой серии, [[Налить воды|ведь это же намного интереснее]]!
** С мистикой дела ещё печальнее: она нужна, потому что гэниальный стратэг Лелуш без абилки подчинять людей своей воле сюжет двигать не сможет, а самому гиассу, тайнам мироздания и всему такому прочему посвящена аж одна скомканная серия, в которой сливается батька Чарли и которая оставляет после себя только один вопрос: «[[Момент губастого аллигатора|что это было только что?]]»<ref>Ну, на самом деле известно, что это было — увесистый поджопник [[Neon Genesis Evangelion|Хидэаки нашему Анно]], но [[Объяснение на лестнице|КАК]] он реализован... Да в чёртовом [[Kill la Kill]], аналогично пинающем Анно и Евангелион, он выглядит лучше! Притом возникают смутные сомнения, что Анно этот поджопник хотя бы заметил, но зато сюжет "Кода Гэ" смачно получил своей же ногой по затылку.</ref> Зато общажным будням Лелуша мы будем посвящать где-то треть каждой серии, [[Налить воды|ведь это же намного интереснее]]!
** В полнометражках — ещё хуже. Ладно, убрать линию Мао – хотя бы здесь ты не прикопаешься к Лелушу, который ляпнул Юфи про убийство всех японцев, ибо про развитие гиассов со временем не слышал, а носителей с неограниченными силами и подавно не видел. Но убрать из сюжета линию Ширли, пощадив её ради... отправки в автобус, вместо отличного драматического решения с её амнезией, а потом – предсмертным прозрением, которое и смотивировало Лелуша на решительные действия против V.V.? Могём, умеем. Наконец, забить на ту самую [[Бюджет пишет сюжет|наглую «склейку» в китайской арке]], ради которой Танигути пришлось впихнуть «твитеррную революцию», но наоборот, нарезать не слишком влияющих на сюжет клипов (вроде прогулки той же Ширли в гетто) — это просто финиш. Как было сказано про аналогичные полнометражные выпуски «[[TTGL|Гуррен-Лаганна]]», «не сломалось – не чини», и единственная ценность полнометражных ремейков лишь в том, что они подготовили почву для [[Code Geass: Fukkatsu no Lelouch|продолжения]].
** В полнометражках — ещё хуже. Ладно, убрать линию Мао – хотя бы здесь ты не прикопаешься к Лелушу, который ляпнул Юфи про убийство всех японцев, ибо про развитие гиассов со временем не слышал, а носителей с неограниченными силами и подавно не видел. Но убрать из сюжета линию Ширли, пощадив её ради... отправки в автобус, вместо отличного драматического решения с её амнезией, а потом – предсмертным прозрением, которое и смотивировало Лелуша на решительные действия против V.V.? Могём, умеем. Наконец, забить на ту самую [[Бюджет пишет сюжет|наглую «склейку» в китайской арке]], ради которой Танигути пришлось впихнуть «твитеррную революцию», но наоборот, нарезать не слишком влияющих на сюжет клипов (вроде прогулки той же Ширли в гетто) — это просто финиш. Как было сказано про аналогичные полнометражные выпуски «[[TTGL|Гуррен-Лаганна]]», «не сломалось – не чини», и единственная ценность полнометражных ремейков лишь в том, что они подготовили почву для [[Code Geass: Fukkatsu no Lelouch|продолжения]].
* [[Gantz]]: большинство читателей сошлись во мнении, что вампиры в манге про тайную войну с пришельцами не нужны от слова «совсем».
* [[Gantz]]: большинство читателей сошлись во мнении, что вампиры в манге про тайную войну с пришельцами не нужны от слова «совсем».
** А что ещё меньше нужно этому произведению, так это [[Презренный Джа-Джа|Коджима Таэ]], девка в беде, которая способна заставлять людей совершать абсолютно нелогичные поступки, а также выживать в самых безнадёжных ситуациях, когда остальные умирали от куда менее уважительных причин.
** А что ещё меньше нужно этому произведению, так это [[Презренный Джа-Джа|Коджима Таэ]], девка в беде, которая способна заставлять людей совершать абсолютно нелогичные поступки, а также выживать в самых безнадёжных ситуациях, когда остальные умирали от куда менее уважительных причин.
* Terror Infinity (манга) — каноничный пример того, как, благодаря [[сарказм|особо хорошему исполнению]], можно перенести в произведение почти все внешние элементы ужаса… и получить не ужас, а пятое колесо. И это не только ужасов касается…
* Terror Infinity (манга) каноничный пример того, как, благодаря [[сарказм|особо хорошему исполнению]], можно перенести в произведение почти все внешние элементы ужаса… и получить не ужас, а пятое колесо. И это не только ужасов касается…
* [[Tengen Toppa Gurren Lagann]]: полнометражные рекапы. Авторы явно забыли про принцип «не сломалось — не чини» и испортили многие вещи, которые в ТВ-сериале работали как надо. Спасают положение разве что «гига-дрель-матрёшка» и песня из финальных титров.
* [[Tengen Toppa Gurren Lagann]]: полнометражные рекапы. Авторы явно забыли про принцип «не сломалось — не чини» и испортили многие вещи, которые в ТВ-сериале работали как надо. Спасают положение разве что «гига-дрель-матрёшка» и песня из финальных титров.
* [[Neon Genesis Evangelion]] - если в чём фанаты единодушны, так это в ненависти к [[Да кто вы такие? Откуда взялись?|Мари из ребилдов]].
* [[Neon Genesis Evangelion]] - если в чём фанаты единодушны, так это в ненависти к [[Да кто вы такие? Откуда взялись?|Мари из ребилдов]].


Строка 56: Строка 56:
* Субверсия со старыми [[Heroes of Might and Magic]]. «Ролевая» серия изначально была НФ, замаскированной под фэнтези, но вот в стратегической, несмотря на общий мир, об НФ-бэке сказать забыли. В результате попытка внедрения в третьих Героев киберпанковского замка провалилась, а позже серия свернула в чистое фэнтези.
* Субверсия со старыми [[Heroes of Might and Magic]]. «Ролевая» серия изначально была НФ, замаскированной под фэнтези, но вот в стратегической, несмотря на общий мир, об НФ-бэке сказать забыли. В результате попытка внедрения в третьих Героев киберпанковского замка провалилась, а позже серия свернула в чистое фэнтези.
** Новые «Герои» тоже прославились на этой почве: фракция наг «Святилище» с [[СФК]] Японии, языколомными для всех, кроме анимешников, названиями юнитов и [[имба|способностью спокойно ходить по воде]], были встречены, мягко говоря, прохладно. В следующей части наг убрали от греха подальше, однако в Might and Magic X: Legacy они присутствуют, правда, в малом количестве, без юнитов с самыми непроизносимыми названиями и без особого влияния на сюжет.
** Новые «Герои» тоже прославились на этой почве: фракция наг «Святилище» с [[СФК]] Японии, языколомными для всех, кроме анимешников, названиями юнитов и [[имба|способностью спокойно ходить по воде]], были встречены, мягко говоря, прохладно. В следующей части наг убрали от греха подальше, однако в Might and Magic X: Legacy они присутствуют, правда, в малом количестве, без юнитов с самыми непроизносимыми названиями и без особого влияния на сюжет.
*** Насколько знает автор правки, как на западе, так и у нас наги были приняты вполне хорошо. И никто никуда их не убирал, скорее наоборот — в карточной Duel of Champions они были первой добавленной расой, а в Legacy они присутствовали, ''вопреки'' тому, что действие игры происходит далеко от их родины. Более того, по словам Жульена Перу, в неслучившейся Might&Magic XI они были бы игровой расой; и они же были бы добавлены во втором аддоне для седьмых героев, если бы игра не провалилась.
*** Насколько знает автор правки, как на западе, так и у нас наги были приняты вполне хорошо. И никто никуда их не убирал, скорее наоборот — в карточной Duel of Champions они были первой добавленной расой, а в Legacy они присутствовали, ''вопреки'' тому, что действие игры происходит далеко от их родины. Более того, по словам Жульена Перу, в неслучившейся Might&Magic XI они были бы игровой расой; и они же были бы добавлены во втором аддоне для седьмых героев, если бы игра не провалилась.
**** Если уж какая раса новых героев и прославилась прохладной встречей, так это гномы. Появившиеся в первом дополнении к пятой части, они были встречены насмешками и недоумением. Кому-то не нравился дизайн («Годзилла и шесть гномов? Да ещё живущие в огромной огненной дыре??»), кто-то считал, что целая фракция гномов — очередной знак окончательного превращения героев в «стандартное фентези» («герои — не Властелин Колец; гном — юнит, а не раса»), кому-то конкретно изображение их фракции казалось несуразным («гномы как ОГНЕННАЯ РАСА?!» Да ещё называющиеся Fortress (замок болотных рептилий из третьей части)?!). Наконец, многие просто ожидали орков/действительно новую расу, и были крайне разочарованы. В [[презренный Джа-Джа|Джа-Джа]] они не превратились, и отношение к ним со временем улучшилось, тем не менее, они стабильно оставались наименее популярной расой как в пятёрке, так и в сеттинге в целом.
**** Если уж какая раса новых героев и прославилась прохладной встречей, так это гномы. Появившиеся в первом дополнении к пятой части, они были встречены насмешками и недоумением. Кому-то не нравился дизайн («Годзилла и шесть гномов? Да ещё живущие в огромной огненной дыре??»), кто-то считал, что целая фракция гномов — очередной знак окончательного превращения героев в «стандартное фентези» («герои — не Властелин Колец; гном — юнит, а не раса»), кому-то конкретно изображение их фракции казалось несуразным («гномы как ОГНЕННАЯ РАСА?!» Да ещё называющиеся Fortress (замок болотных рептилий из третьей части)?!). Наконец, многие просто ожидали орков/действительно новую расу, и были крайне разочарованы. В [[презренный Джа-Джа|Джа-Джа]] они не превратились, и отношение к ним со временем улучшилось, тем не менее, они стабильно оставались наименее популярной расой как в пятёрке, так и в сеттинге в целом.
*** По мнению по крайней мере части разработчиков, высказанному уже после закрытия серии, в сеттинге Асхана пятым колесом были лесные эльфы/Sylvan, существующие просто потому, что «в героях должен быть лесной замок». Нетрудно заметить, что их лор действительно куда беднее других рас, а роль в сюжете всегда минимальна. Кроме того, они являются единственной из изначальных (герои 1) четырех фракций, полностью отсутствующей в одной из поздних частей; ещё Nival выкинул их на мороз в шестой части, сменившие их BlackHole полностью согласились с этим решением, а в семёрку они попали благодаря фанатскому голосованию, и в тамошней кампании выглядят именно что пятым колесом.
*** По мнению по крайней мере части разработчиков, высказанному уже после закрытия серии, в сеттинге Асхана пятым колесом были лесные эльфы/Sylvan, существующие просто потому, что «в героях должен быть лесной замок». Нетрудно заметить, что их лор действительно куда беднее других рас, а роль в сюжете всегда минимальна. Кроме того, они являются единственной из изначальных (герои 1) четырех фракций, полностью отсутствующей в одной из поздних частей; ещё Nival выкинул их на мороз в шестой части, сменившие их BlackHole полностью согласились с этим решением, а в семёрку они попали благодаря фанатскому голосованию, и в тамошней кампании выглядят именно что пятым колесом.
* [[Silent Storm]]: внезапное появление м''е''хов-панцеркляйнов, ломающих и стиль, и сеттинг, и игровую механику. Игра задумывалась как условно-реалистичная, но продюсерам вдруг захотелось дизельпанка. На пользу игре панцеркляйны не пошли, но выпилены были лишь в триквеле.
* [[Silent Storm]]: внезапное появление м''е''хов-панцеркляйнов, ломающих и стиль, и сеттинг, и игровую механику. Игра задумывалась как условно-реалистичная, но продюсерам вдруг захотелось дизельпанка. На пользу игре панцеркляйны не пошли, но выпилены были лишь в триквеле.
Строка 67: Строка 67:
* [[Metal Gear]] Survive. Почти случай из эпиграфа. Зомби-выживалка во вселенной Metal Gear. Что дальше, Metal Gear Battle Royale?
* [[Metal Gear]] Survive. Почти случай из эпиграфа. Зомби-выживалка во вселенной Metal Gear. Что дальше, Metal Gear Battle Royale?
* Неонацистский шутер ZOG’s Nightmare: конечно, с игры про отстрел убого анимированных жидов и нигеров спрос небольшой, но финальный уровень в лаборатории доктора <s>Альберта Эйнштейна</s> Авраама Жиденштейна, которую охраняют оживлённые им вооружённые '''живые скелеты'''… и возможность найти лазерный бластер… Авторы, вы там совсем уже баварским пивом ужрались?
* Неонацистский шутер ZOG’s Nightmare: конечно, с игры про отстрел убого анимированных жидов и нигеров спрос небольшой, но финальный уровень в лаборатории доктора <s>Альберта Эйнштейна</s> Авраама Жиденштейна, которую охраняют оживлённые им вооружённые '''живые скелеты'''… и возможность найти лазерный бластер… Авторы, вы там совсем уже баварским пивом ужрались?
* Second Wind, рельсовый рогалик, пародирующий фэнтезийные данжнкролеры — [[шутки ради]]. На втором этапе можно находить дроны и [[Star Wars|повстанцев]], которые будут платить вам за их уничтожение.
* Second Wind, рельсовый рогалик, пародирующий фэнтезийные данжнкролеры — [[шутки ради]]. На втором этапе можно находить дроны и [[Star Wars|повстанцев]], которые будут платить вам за их уничтожение.
* [[Need for Speed]] — Underground 2: внедорожники.
* [[Need for Speed]] Underground 2: внедорожники.
* [[Fallout 3]] — аддон Mothership Zeta, всё действие которого происходит на инопланетном корабле. Не сказать, что не имеет никакой связи со вселенной игры — Чужие появлялись и в классике, но только в качестве пасхалок. А тут погружают игрока в эту тематику с головой! Хорошо хоть, что ретрофутуризму и обыгрыванию штампов 50-х годов не изменили.
* [[Fallout 3]] аддон Mothership Zeta, всё действие которого происходит на инопланетном корабле. Не сказать, что не имеет никакой связи со вселенной игры — Чужие появлялись и в классике, но только в качестве пасхалок. А тут погружают игрока в эту тематику с головой! Хорошо хоть, что ретрофутуризму и обыгрыванию штампов 50-х годов не изменили.


=== [[Визуальные романы]] ===
=== [[Визуальные романы]] ===
* [[Little Busters!]] — попытка сделать из игры эроге в дополнении Ecstasy большинством фанатов была воспринята именно так, прям до [[Разрыв канвы фанатами|игнора]] этих самых [[хентай]]ных сцен. Ведь эти сцены часто идут [[OOC|вне характера]] персонажей, а сцена с Комари так вообще выглядит нездоровой, учитывая сомнительное согласие героини на интим ({{spoiler|она тогда была в [[ГЭС]]}}). Даже в официальное английское издание откровенные сцены решили не включать. Впрочем, похоже, разработчики поняли, что у них что-то не ладится с хентаем, поэтому объявили, что [[Rewrite]] уже не получит релиз +18.
* [[Little Busters!]] попытка сделать из игры эроге в дополнении Ecstasy большинством фанатов была воспринята именно так, прям до [[Разрыв канвы фанатами|игнора]] этих самых [[хентай]]ных сцен. Ведь эти сцены часто идут [[OOC|вне характера]] персонажей, а сцена с Комари так вообще выглядит нездоровой, учитывая сомнительное согласие героини на интим ({{spoiler|она тогда была в [[ГЭС]]}}). Даже в официальное английское издание откровенные сцены решили не включать. Впрочем, похоже, разработчики поняли, что у них что-то не ладится с хентаем, поэтому объявили, что [[Rewrite]] уже не получит релиз +18.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
Строка 79: Строка 79:
*** Впрочем, если сравнивать с ''«двушкой»'' (которая сама по себе тот ещё цирк шапито), то вписываются и очень даже органично, тем более что правила ''«восьмёрки»'' игромеханически во многом вторую редакцию повторяют. Вот только большинство поклонников настолького вархаммера [[Вас_здесь_не_стояло!|пришло]] с [[Кризис_третьего_сезона|''«трёшки»'']], где рукоять [[бафос]]а решили выкрутить ещё дальше и нечаянно провернули её… снова до [[пафос]]а… [[Закон_По|через полоборота]]…
*** Впрочем, если сравнивать с ''«двушкой»'' (которая сама по себе тот ещё цирк шапито), то вписываются и очень даже органично, тем более что правила ''«восьмёрки»'' игромеханически во многом вторую редакцию повторяют. Вот только большинство поклонников настолького вархаммера [[Вас_здесь_не_стояло!|пришло]] с [[Кризис_третьего_сезона|''«трёшки»'']], где рукоять [[бафос]]а решили выкрутить ещё дальше и нечаянно провернули её… снова до [[пафос]]а… [[Закон_По|через полоборота]]…
** Но всё это меркнет и бледнеет рядом с Warhammer Adventures! Ваха… для младшего школьного возраста?! Seriously?!!!
** Но всё это меркнет и бледнеет рядом с Warhammer Adventures! Ваха… для младшего школьного возраста?! Seriously?!!!
*** Многие не понимают шока. Ещё в ЛОРе прописано, что гримдарк творится не в 100 % мира, а всего-то в 80-90 % оного. Да и противники местных героев тоже не самые гримдарковые фракции: те же Тау вполне понимают суть «гуманности», как части «высшего блага».
*** Многие не понимают шока. Ещё в ЛОРе прописано, что гримдарк творится не в 100 % мира, а всего-то в 80-90 % оного. Да и противники местных героев тоже не самые гримдарковые фракции: те же Тау вполне понимают суть «гуманности», как части «высшего блага».
**** У тех же Тау [[Тоталитарный_миротворец|добро с ого-го какими кулачищами]], так что и они по-хорошему тоже не идеальный пример — общество-то у них довольно жёстко структурировано. Но так в общем и целом космическое фентези с элементами антиутопии как таковое не является чем-то совсем исключающим возможность создания детских произведений по нему. Самые изощренные пытки тёмных эльдар просто за кадром оставить, и сойдёт.
**** У тех же Тау [[Тоталитарный_миротворец|добро с ого-го какими кулачищами]], так что и они по-хорошему тоже не идеальный пример — общество-то у них довольно жёстко структурировано. Но так в общем и целом космическое фентези с элементами антиутопии как таковое не является чем-то совсем исключающим возможность создания детских произведений по нему. Самые изощренные пытки тёмных эльдар просто за кадром оставить, и сойдёт.
* Стоит напомнить, что вышеупомянутые мультяшные Тау сами по себе долго считались примером тропа. И вызывали бешенство у [[Сарказм|истинных фанатов]].
* Стоит напомнить, что вышеупомянутые мультяшные Тау сами по себе долго считались примером тропа. И вызывали бешенство у [[Сарказм|истинных фанатов]].


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
<references />
{{Nav/Производное творчество}}
{{Nav/Производное творчество}}
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}

Версия 19:10, 27 марта 2022

Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
« Они не слишком идут для этой игры, но наш маркетинговый отдел решил, что в каждой игре должны быть зомби »
— DLC Quest, описание покупаемого за внутриигровую валюту DLC «Zombie Pack»

Каждое произведение выполнено в каком-то определённом стиле, у него есть некие художественные приёмы и особенности, которые характеризует не только его, но и целый сеттинг. Если вселенная развивается, то таких особенностей со временем становится всё больше, либо сами особенности усложняются, либо и то, и другое.

А есть особенности, которые никак не стыкуются с этой вселенной, но некоторые особо «опытные», «умные» или просто жадные люди всё равно пытаются их внедрить. В результате обычно получается пятое колесо в телеге — сюжетный элемент или эстетика, которая только портит всю атмосферу. Как результат — фанаты начинают люто ненавидеть пятое колесо и всё, что с ним связано, в том числе автора этого «нововведения» и жанр, который пытаются насильно впихнуть в сеттинг (вплоть до вражды между фэндомами). В запущенных случаях фанаты решат, что их любимая вселенная загублена лишними колёсами и будут только вздыхать, вспоминая, как было хорошо до них. Поэтому всем авторам (особенно любителям делать кроссоверы) рекомендуется запомнить: котлеты — отдельно, мухи — отдельно.

Самый зловредный вариант тропа — Орлангур: он не просто не нужен, он ещё и коренным образом меняет сам сеттинг. Родственные тропы — ниндзя-пират-зомби-робот, когда пятое (шестое, седьмое… +∞) колесо приделывают к персонажу, и момент губастого аллигатора, когда пятое колесо внедряют в небольшой эпизод чисто для эксперимента, и при желании его можно легко снять, не поломав сюжет.

Что смешивать рискованно

Проще говоря, всё. Творить вообще рискованно — могут помидорами закидать, и хорошо, если не гнилыми. Но есть ряд вещей, делать которые особенно опасно:

  • Работая над сиквелом или приквелом к уже набравшему популярность произведению, опасно внедрять в него нечто радикально новое. Даже если вы — Джордж Лукас, решивший объяснить в своих же «Звёздных войнах» Силу мидихлорианами. Впрочем, не внедрять тоже опасно, так что выхода ровно два: развивать мастерство, чтобы вставка прошла успешно, или начинать нечто новое.
  • Смешивать «жанры-антагонисты» вроде твёрдой научной фантастики и классической фэнтези (смежные жанры вроде приключенческой и научной фантастики или космического и классического фэнтези смешивать проще). Да, есть примеры, когда результат даже привлекал немалое число фанатов (та же серия Might & Magic), но помним об Ошибке Выжившего.
  • Смешивать «стили-антагонисты»: так, рисованная мультипликация (в том числе аниме) и фотореализм дружат очень плохо. Однако у некоторых получается, пусть и результат довольно специфический.
  • Вставлять нечто по принципу «оно в тренде», особенно если имеешь смутное представление о «доноре». Т. е. если, к примеру, воткнуть в произведение мехов хочется, потому что вы матёрый фанат «Гандама» — хуже не будет. А если хотите сделать то же самое потому, что «аниме в тренде» — лучше перехотите.
  • Делать «оригинальные» кроссоверы. Можно смешать похожие по стилю и духу произведения, но вообще же в разных канонах совершенно разные уровни реализма и серьёзности, у их персонажей может сильно различаться уровень силы, и мораль. Не говоря уж о том, что некоторые фэндомы просто не дружат.
  • (не помню, чья цитата) «Если вы добавите в произведение путешествия во времени, мехов или чужеродных чудовищ, ваше произведение автоматически будет ПРО путешествия во времени, мехов или чужеродных чудовищ.»
    • Некто Роберт Гэлбрейт мог бы с этим поспорить. В принципе можно отнести сюда же романтику — если добавить её в произведение, то оно будет исключительно про неё.

Как смешивать правильно?

Самый простой вариант — писать пародию, как сэр Терри. Естественно, для этого требуется чувство юмора и опять-таки знание «доноров» — при плохом исполнении в виде «не судите строго, я тут просто шучу» может получится даже ещё хуже. Другой вариант — создать фантасмагорию, антисеттинг а-ля Toriko, который хорош именно таким и никаких объяснений вовсе не требует. Правда, и тут без должного мастерства можно получить сеттинг попросту идиотский.

Если же хочется сохранить серьёзность — нужно сначала иметь вескую причину вводить тот или иной элемент в произведение, понимать решаемые с его помощью задачи. Следует помнить, что любое нестандартное явление требует от автора — времени на обоснование; от читателя — внимательности и памяти, чтобы учитывать влияние нового фактора. Поэтому нет смысла вводить слишком много всего и разного: произведение превратится в одну гигантскую экспозицию, а читатель начнёт забывать, что же было введено в позапрошлой главе. Допустимые условности одного жанра не будут работать в другом, и их необходимо деконструировать или реконструировать. Также с введением новых элементов усложняется правильное использование науки или магии: чем больше разных вещей вы ввели в мир, тем сложнее учесть все возможные взаимодействия и последствия. Поэтому лучший способ смешать правильно — помнить о цели, смешивать только то, что на самом деле необходимо, а то, что уже есть — использовать максимально и творчески.

Примеры

Литература

  • С. Лем, «Фиаско» — для исследования Титана точно нужны пилотируемые человекоподобные роботы? Ну пусть даже нужны. Вот только основной сюжет совсем не про мехов на Титане.
    • Его же «Мир на Земле» — дистанционно управляемые теледубли, копирующие исследователей-людей при выезде «в поле» вместо управляемых исследовательских аппаратов. Нужно ли использовать подобие человеческого тела в дистанционных исследованиях только для того, чтобы оправдать рассказ «как будто космонавт сам напрямую исследует»? Создать пульт управления было бы куда удобней, чем запускать механизмы движением языка; мелкую моторику проще переложить на микросхемы. И для чего могли бы пригодиться гигантские теледубли?
  • Вселенная Дэйла Брауна: тамошние мехи. Введены ради правила крутизны и эффективность объясняется способностью хакать СУО противника. В отличие от Баттлтеха, где под мехи подведено серьезное научно-техническое и военно-тактическое обоснование.
    • А еще эти мехи, фактически, тактические дредноуты из Вахи. В частности, одним из них бессменно управляет смертельно раненый бывший главгерой серии, если вынуть — умрет.
  • Ортодоксальные фанаты Толкина не могут простить Перумову Орлангура.
    • Ортодоксальные толкинисты вообще терпеть не могут Перумова. Орлангур — лишь одна из причин праведного гнева.

Кино

  • «Горец 2» — крайне странная попытка добавить инопланетян в историю про бессмертных шотландцев из клана Маклаудов, дерущихся между собой, причём в лоре до этого про пришельцев не было ни слуху, ни духу.
  • «47 ронинов» — классическая история про 47 самураев, мстящих за своего господина, была переработана в жанре фэнтези. В итоге получившийся сплав был принят криками «что за фигня, автор?» как в Стране Восходящего солнца, так и на Западе, и собрал в прокате 151 млн долларов при бюджете в 300.

Мультфильмы и мультсериалы

  • «Хранитель-лев» по «Королю-льву» — ну вот зачем эти дешёвые сказочные элементы типа Рыка Предков? Ну, да, какая-то доля магии в «Короле-льве» всегда присутствовала, но во-первых, за неё там отвечал исключительно мандрил-шаман Рафики, которому по должности положено, а в остальном мир довольно реалистичный, если не считать, что все герои — разумные животные; во-вторых, она там была подана довольно ненавязчиво, даже может проходить по тропу «Может, магия, а может, реальность». Даже явление Симбе духа отца в принципе можно интерпретировать метафорически — а в сериале подобное превратили в некое подобие Скайпа: Муфаса является своему внучку по первому зову и даёт советы. Погодите, хотите сказать, так можно было?! Как же тогда бедный Симба всю жизнь страдал виной за смерть отца — и тот ни разу не явился утешить его? (На эту тему есть песня «Endless Night» из бродвейского мюзикла по мотивам).

Аниме и манга

  • Гандам Зета-Два. В принципе неплохой стеб над мехой в целом и гандамами в частности, но это блин сиквел военной драмы, окончившейся для главного героя участью хуже смерти и триквел основополагающего произведения жанра реал-меха. Просто представьте что «Возвращение Джедая» снята как комедия. Реакция фанатов была весьма неоднозначной, что вылилось даже в реткон Зеты, отменявший события спорного сериала.
  • Code Geassинверсия. Изначально Танигути создал далеко не фантастическую историю про партизанскую войну против захватчиков, в которую втянули британского принца. Студия потребовала переписать сценарий и впихнуть в него меху, сдобренную мистикой и мифологическими сюжетами. На выходе получили эпичный сериал, в котором альтернативная история, магия и продвинутые технологии друг друга отлично дополняют. Как высказался один видеоблоггер, «Код Гиасс снискал популярности не благодаря тому, что он был меха-сериалом, а вопреки этому».
    • Если имелось в виду это видео, то в нем говорилось о том, что Код Гиасс сумел впечатлить и тех, кто фанатом мехи на момент просмотра не был, а не о том, что мехи в нем не нужны.
    • Есть альтернативное мнение, что мехи в Гиассе реализованы «на отвали». Достаточно сравнить с любым другим творением студии Sunrise — разница налицо.
    • С мистикой дела ещё печальнее: она нужна, потому что гэниальный стратэг Лелуш без абилки подчинять людей своей воле сюжет двигать не сможет, а самому гиассу, тайнам мироздания и всему такому прочему посвящена аж одна скомканная серия, в которой сливается батька Чарли и которая оставляет после себя только один вопрос: «что это было только что?»[1] Зато общажным будням Лелуша мы будем посвящать где-то треть каждой серии, ведь это же намного интереснее!
    • В полнометражках — ещё хуже. Ладно, убрать линию Мао – хотя бы здесь ты не прикопаешься к Лелушу, который ляпнул Юфи про убийство всех японцев, ибо про развитие гиассов со временем не слышал, а носителей с неограниченными силами и подавно не видел. Но убрать из сюжета линию Ширли, пощадив её ради... отправки в автобус, вместо отличного драматического решения с её амнезией, а потом – предсмертным прозрением, которое и смотивировало Лелуша на решительные действия против V.V.? Могём, умеем. Наконец, забить на ту самую наглую «склейку» в китайской арке, ради которой Танигути пришлось впихнуть «твитеррную революцию», но наоборот, нарезать не слишком влияющих на сюжет клипов (вроде прогулки той же Ширли в гетто) — это просто финиш. Как было сказано про аналогичные полнометражные выпуски «Гуррен-Лаганна», «не сломалось – не чини», и единственная ценность полнометражных ремейков лишь в том, что они подготовили почву для продолжения.
  • Gantz: большинство читателей сошлись во мнении, что вампиры в манге про тайную войну с пришельцами не нужны от слова «совсем».
    • А что ещё меньше нужно этому произведению, так это Коджима Таэ, девка в беде, которая способна заставлять людей совершать абсолютно нелогичные поступки, а также выживать в самых безнадёжных ситуациях, когда остальные умирали от куда менее уважительных причин.
  • Terror Infinity (манга) — каноничный пример того, как, благодаря особо хорошему исполнению, можно перенести в произведение почти все внешние элементы ужаса… и получить не ужас, а пятое колесо. И это не только ужасов касается…
  • Tengen Toppa Gurren Lagann: полнометражные рекапы. Авторы явно забыли про принцип «не сломалось — не чини» и испортили многие вещи, которые в ТВ-сериале работали как надо. Спасают положение разве что «гига-дрель-матрёшка» и песня из финальных титров.
  • Neon Genesis Evangelion - если в чём фанаты единодушны, так это в ненависти к Мари из ребилдов.

Видеоигры

  • Субверсия со старыми Heroes of Might and Magic. «Ролевая» серия изначально была НФ, замаскированной под фэнтези, но вот в стратегической, несмотря на общий мир, об НФ-бэке сказать забыли. В результате попытка внедрения в третьих Героев киберпанковского замка провалилась, а позже серия свернула в чистое фэнтези.
    • Новые «Герои» тоже прославились на этой почве: фракция наг «Святилище» с СФК Японии, языколомными для всех, кроме анимешников, названиями юнитов и способностью спокойно ходить по воде, были встречены, мягко говоря, прохладно. В следующей части наг убрали от греха подальше, однако в Might and Magic X: Legacy они присутствуют, правда, в малом количестве, без юнитов с самыми непроизносимыми названиями и без особого влияния на сюжет.
      • Насколько знает автор правки, как на западе, так и у нас наги были приняты вполне хорошо. И никто никуда их не убирал, скорее наоборот — в карточной Duel of Champions они были первой добавленной расой, а в Legacy они присутствовали, вопреки тому, что действие игры происходит далеко от их родины. Более того, по словам Жульена Перу, в неслучившейся Might&Magic XI они были бы игровой расой; и они же были бы добавлены во втором аддоне для седьмых героев, если бы игра не провалилась.
        • Если уж какая раса новых героев и прославилась прохладной встречей, так это гномы. Появившиеся в первом дополнении к пятой части, они были встречены насмешками и недоумением. Кому-то не нравился дизайн («Годзилла и шесть гномов? Да ещё живущие в огромной огненной дыре??»), кто-то считал, что целая фракция гномов — очередной знак окончательного превращения героев в «стандартное фентези» («герои — не Властелин Колец; гном — юнит, а не раса»), кому-то конкретно изображение их фракции казалось несуразным («гномы как ОГНЕННАЯ РАСА?!» Да ещё называющиеся Fortress (замок болотных рептилий из третьей части)?!). Наконец, многие просто ожидали орков/действительно новую расу, и были крайне разочарованы. В Джа-Джа они не превратились, и отношение к ним со временем улучшилось, тем не менее, они стабильно оставались наименее популярной расой как в пятёрке, так и в сеттинге в целом.
      • По мнению по крайней мере части разработчиков, высказанному уже после закрытия серии, в сеттинге Асхана пятым колесом были лесные эльфы/Sylvan, существующие просто потому, что «в героях должен быть лесной замок». Нетрудно заметить, что их лор действительно куда беднее других рас, а роль в сюжете всегда минимальна. Кроме того, они являются единственной из изначальных (герои 1) четырех фракций, полностью отсутствующей в одной из поздних частей; ещё Nival выкинул их на мороз в шестой части, сменившие их BlackHole полностью согласились с этим решением, а в семёрку они попали благодаря фанатскому голосованию, и в тамошней кампании выглядят именно что пятым колесом.
  • Silent Storm: внезапное появление мехов-панцеркляйнов, ломающих и стиль, и сеттинг, и игровую механику. Игра задумывалась как условно-реалистичная, но продюсерам вдруг захотелось дизельпанка. На пользу игре панцеркляйны не пошли, но выпилены были лишь в триквеле.
    • Просто сделать танки не позволял движок, вот и сделали их заменитель.
  • Castlevania Lords of Shadow 2. Как вы думаете, чего не хватает слешеру про вампира? Правильно, стелс-миссий, в которых какие-то голгофианские стражи моментально гачимучат протагониста. Ну и что, что опаснейший вампир и единственный, кто может победить Сатану? Сказали, идти по стелсу, значит иди по стелсу!
  • Sonic & Sega All Star Racing/All Star Racing Transformed, Team Sonic Racing и другие гоночные игры, в которых ёжик Соник и его друзья ездят на автомобилях. Зачем самому быстрому ёжику в мире автомобиль? Ховерборды из серии Sonic Riders ещё ладно, они крутые.
  • Metal Gear Survive. Почти случай из эпиграфа. Зомби-выживалка во вселенной Metal Gear. Что дальше, Metal Gear Battle Royale?
  • Неонацистский шутер ZOG’s Nightmare: конечно, с игры про отстрел убого анимированных жидов и нигеров спрос небольшой, но финальный уровень в лаборатории доктора Альберта Эйнштейна Авраама Жиденштейна, которую охраняют оживлённые им вооружённые живые скелеты… и возможность найти лазерный бластер… Авторы, вы там совсем уже баварским пивом ужрались?
  • Second Wind, рельсовый рогалик, пародирующий фэнтезийные данжнкролеры — шутки ради. На втором этапе можно находить дроны и повстанцев, которые будут платить вам за их уничтожение.
  • Need for Speed — Underground 2: внедорожники.
  • Fallout 3 — аддон Mothership Zeta, всё действие которого происходит на инопланетном корабле. Не сказать, что не имеет никакой связи со вселенной игры — Чужие появлялись и в классике, но только в качестве пасхалок. А тут погружают игрока в эту тематику с головой! Хорошо хоть, что ретрофутуризму и обыгрыванию штампов 50-х годов не изменили.

Визуальные романы

  • Little Busters! — попытка сделать из игры эроге в дополнении Ecstasy большинством фанатов была воспринята именно так, прям до игнора этих самых хентайных сцен. Ведь эти сцены часто идут вне характера персонажей, а сцена с Комари так вообще выглядит нездоровой, учитывая сомнительное согласие героини на интим (она тогда была в ГЭС). Даже в официальное английское издание откровенные сцены решили не включать. Впрочем, похоже, разработчики поняли, что у них что-то не ладится с хентаем, поэтому объявили, что Rewrite уже не получит релиз +18.

Настольные игры

  • Warhammer 40000: пробуждение Жиллимана и всплытие целых легионов космодесантников-примарис, которые самим фактом своего существования сделали нормальных космодесантников устаревшим барахлом.
    • Ортодоксальные фанаты (в том числе и автор правки) вообще считают, что слишком многие новые модели для настолки выглядят не гримдарково, не готично и не эпично. Не вписываются в эстетику, проще говоря. Чего стоят Dreadknight’ы Серых Рыцарей, б-гомерзкие Taurox’ы с темпестусами, носящие кирасы а-ля Варкрафт, или недавние риверы с черепом как у Гоуста из Call of Duty и подворотами на силовой броне.
      • Впрочем, если сравнивать с «двушкой» (которая сама по себе тот ещё цирк шапито), то вписываются и очень даже органично, тем более что правила «восьмёрки» игромеханически во многом вторую редакцию повторяют. Вот только большинство поклонников настолького вархаммера пришло с «трёшки», где рукоять бафоса решили выкрутить ещё дальше и нечаянно провернули её… снова до пафосачерез полоборота
    • Но всё это меркнет и бледнеет рядом с Warhammer Adventures! Ваха… для младшего школьного возраста?! Seriously?!!!
      • Многие не понимают шока. Ещё в ЛОРе прописано, что гримдарк творится не в 100 % мира, а всего-то в 80-90 % оного. Да и противники местных героев тоже не самые гримдарковые фракции: те же Тау вполне понимают суть «гуманности», как части «высшего блага».
        • У тех же Тау добро с ого-го какими кулачищами, так что и они по-хорошему тоже не идеальный пример — общество-то у них довольно жёстко структурировано. Но так в общем и целом космическое фентези с элементами антиутопии как таковое не является чем-то совсем исключающим возможность создания детских произведений по нему. Самые изощренные пытки тёмных эльдар просто за кадром оставить, и сойдёт.
  • Стоит напомнить, что вышеупомянутые мультяшные Тау сами по себе долго считались примером тропа. И вызывали бешенство у истинных фанатов.

Примечания

  1. Ну, на самом деле известно, что это было — увесистый поджопник Хидэаки нашему Анно, но КАК он реализован... Да в чёртовом Kill la Kill, аналогично пинающем Анно и Евангелион, он выглядит лучше! Притом возникают смутные сомнения, что Анно этот поджопник хотя бы заметил, но зато сюжет "Кода Гэ" смачно получил своей же ногой по затылку.