Канон

Материал из Posmotrelisu
Версия от 12:42, 25 марта 2021; common>Ivan
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Canon. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Ролинг как-то писала, что сидела на ГП-форуме, у нее в интервью спросили: «Вас там не обижали?». Она: «Ну… как вам сказать. В обсуждении мне сказали, что я не знаю канон». »
Bash.im №435354

Канон — это совокупность всей информации о вымышленной вселенной, которую авторы или владельцы прав считают верной. Обычно всё, содержащееся в книгах, фильмах, комиксах и прочих произведениях, вышедших с одобрения авторов, считается каноном. Но есть исключения — канон со временем может меняться под влиянием обстоятельств, например, при перезапуске вселенной, когда требуется приведение её в соответствие с современными требованиями.

Противоположностью канона является фанон — набор фактов, которые большинством фанатов считаются истинными, но не обязательно являются таковыми с точки зрения авторов. Иногда часть фанона со временем может войти в канон, если авторы прислушаются к мнению фанатов; например, так произошло с книгами по «Звёздным войнам», сюжеты некоторых из которых сильно опирались на фанон. В свою очередь, элементы книжного канона ЗВ (неполноценного по отношению к кинематографическому) просочились в кинематографический канон высшей пробы — G-канон (в первую очередь речь идёт, конечно, о планете Корусант и ее названии).

Фундаментальная разница между каноном и фаноном следующая: канон — это то, с чем фанаты спорить не могут, неизменные факты о вселенной. Фанон же — это попытки залатать дыры в сюжете или спекуляции на тему неясных моментов и вопросов, которые автор часто специально оставил открытыми, чтобы иметь задел для создания следующих произведений серии, или просто для того, чтобы потроллить своих поклонников.

Влияние фанатского сообщества достаточно велико, так что иногда в угоду ему некоторые неудачные произведения вообще исключают из канона, делая это во многом ради сохранения целостности вымышленной вселенной.

Не всегда отдельные элементы канона равнозначны. Иногда происходит так, что они начинают друг другу противоречить. Во избежание двойных трактовок вводится иерархия канонической силы источников и, в случае противоречия, истинным считается тот, чья каноническая сила больше.

При экранизации (особенно в том случае, если она единственная) иногда появляется ещё и кинон — неканон для того, что экранизируют, и канон для киноверсии. Типичный пример кинона — фраза в знаменитом мультфильме про Алису Селезнёву «Птица говорун отличается умом и сообразительностью». В книге-первоисточнике этой фразы не только нет, там сказано обратное: «говоруны не очень умные птицы».

Близкое, но не тождественное понятие — лор (анг. lore), он же бэкграунд или просто бэк. Лором называется весь объём канонических знаний за исключением, собственно, центрального сюжета произведения: фундаментальные законы вселенной произведения, местная история, география, экономика, культура, общественное устройство в окружении персонажей, их предыстория, взаимоотношения с окружающими — то есть тот самый фон, на котором разворачивается сюжет. Как несложно заметить, сюжет одного произведения может стать частью лора для другого (сиквела или спин-оффа). Грамотно прописанный и последовательный лор очень способствует подавлению недоверия и закрытию сюжетных дыр, которые кажутся очевидными слабо знакомым с ним неофитам. «Почему они не полетели на орлах?» — да потому что вы лора не знаете, вот почему! орлы бы их не повезли, они решать проблемы смертных не подряжались, читайте здесь и здесь. Как и в реальном мире, в лоре незыблемы разве что фундаментальные законы (и то не всегда): хорошо подкованный апологет полёта на орлах может привести несколько примеров, когда те всерьёз вмешивались в дела смертных, и резюмировать, что шансы их подбить на такой полёт как минимум ненулевые. Многие творцы и вовсе забивают на свой лор, из-за чего произведение становится нелогичным и самопротиворечащим. Не делайте так.