Музей всякой всячины

Материал из Posmotrelisu
Версия от 17:11, 6 января 2025; Valen Danoran (обсуждение | вклад) (→‎Литература)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Mishmash Museum. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

От святых и до князей,
Чем горды и чем богаты —
Всё хранит как экспонаты
Славный дублинский музей.

»
Драконь, «Зуб и колокольчик»

Людям всегда было интересно знать, как жили их предки и даже кто жил до самих людей. Для этого и существуют «дома муз» — музеи. Они имеют очень широкую специализацию — тут тебе краеведческие, палеонтологические, музеи искусства, квартиры/дома-музеи, выбирай не хочу. Обычно хоть они и предоставляют посетителям возможность поглядеть на то, как жили люди в глубокой древности, но выглядят скучно и непритязательно. То ли дело музеи в кино, мультфильмах и сериалах!

Важно: здесь упоминаются не просто свалки ненужного барахла, горделиво носящие названия музея для прикрытия, а именно о тех самых стереотипных музеях. На первый взгляд, они ничем не отличаются от обычных: есть экспонаты, охрана, сигнализация. Однако у таких музеев есть такие особенности, из-за которых обчистить их не просто, а очень просто, чем радует глаз разным бандюганам. Да-да, как и в случае казино, эти музеи существует только для того, чтобы их грабили, и никакой просветительской нагрузки не несут.

Особые признаки[править]

  • Широкий спектр экспонатов: от скелетов динозавров и саркофагов с мумиями египетских фараонов до той самой сабли, которой Чапаев рубил белогвардейцев.
    • Помимо мешанины с историческими экспонатами, здесь также присутствуют произведения искусства (картины, скульптуры) самых разных стилей и направлений. Исторические музеи отдельно, а картинные галереи отдельно? Не смешите мои музейные тапочки!
    • Обоснование: краеведческий музей, где собирается реально всё, имеющее отношение к городу/региону. Для примера — в красноярском краеведческом музее отлично соседствуют чучела современных животных, населяющих регион, скелеты стегозавра и мамонта, откопанных в нём, модель коча, на котором приплыли первопоселенцы Дубенского, пушки и сабли, которыми они были вооружены, образцы быта и искусства ископаемых культур, коренных народов Севера и просто русских сибиряков, пропагандистские плакаты Первой мировой и билеты МММ из девяностых. А в отдельном зальчике весьма уютно себя чувствует экспозиция Василия Сурикова.
  • Экскурсии почти не проводятся. А если и проводятся, то экскурсоводы как правило, представляют из себя интеллигентных бабулек с противными голосами, всё время гнусавящие: «Пасмаатрите наапраава/наалйеваа». Группа Толпа туристов, которые находятся в попечении у экскурсовода, историей не интересуются и никогда её не слушают, а всё время фоткают экспонат, у которого они остановились, и расспрашивают у неё, сколько экспонат стоит, задают нелепые вопросы, из-за их тупизны и быдлизма напичканные клюквой и с историей вообще не связанные и прочее.
  • Убогая система безопасности. Охранники всегда либо пялятся в монитор, к которому подключены камеры наблюдения, с безучастным видом, пожевывая бутерброд/пончик или попивая кофеёк, либо просто спят. Помимо лени, охранники отличаются безразмерной тупостью: бредут по залам музея с фонариком, даже не пытаясь включить свет! Сама система представляет собой сеть из лучей красного цвета, при пересечении которых срабатывает сигнализация. О датчиках движения или тепловой сигнализации руководство музея, судя по всему, не слышало.
    • Мнение сотрудника службы безопасности: шутить изволите? Большинство музеев — особенно тех, где выставлены предметы попроще, чем национальные сокровища — именно так и охраняются. И да, свет в ночное время включать разрешено только в случае ЧП. И да, большую часть времени охрана сидит в своей комнате наблюдения, поглядывая на монитор и делая обходы строго по плану. Если вы считаете, что настоящие охранники должны сутки напролёт стоять навытяжку возле каждой витрины — у вас очень преувеличенное мнение о человеческой стойкости и готовности нанимателей выкладывать соответствующее вознаграждение.
    • Мнение инженера: пресловутые «красные лучи» — такая же киношная условность, как и бесконечный боезапас, потому что при грамотно организованной системе средств безопасности объект можно разве что штурмовать или, например, найти помощника из сотрудников службы охраны. При этом кофеёк, бутерброды, кроссворды и телевизор, как правило, не мешают охраннику в случае ЧП нажать кнопку пультовой сигнализации и вызвать группу быстрого реагирования[1] (если его вмешательство вообще необходимо для этого).
  • Предметы из музея зачастую функциональны, можно взять с витрины ружье и тут же начать из него отстреливать зомби. В реальности это далеко не так, в музеях внешний вид превалирует над функциональностью даже для не сильно древних экспонатов, древние же просто в силу возраста почти всегда непригодны для использования по прямому назначению. Так что весьма маловероятно, что пишущая машинка из музея будет печатать, швейная шить подойдёт для штопки одежды, а на токарном станке удастся что-либо выточить. Особенно маловероятно в доступном для гражданских музее встретить действующее огнестрельное оружие — даже из редчайших образцов, малосерийно-экспериментальных, зачастую существующих в единственном экземпляре, даже в музее «не для всех» при оружейном заводе, все равно в 99 % случаев варварски сделают «макеты».
    • В крайнем случае, если экспонируется боевое огнестрельное оружие (в Волгограде в музее Сталинградской битвы например), то экспонату просверливается ствол и спиливается боек ударника. Ибо нефиг даже и мечтать.
      • Зависит от страны. Но вообще правило соблюдается. Если вам нужно именно действующее оружие, а не макет — спускайтесь в фонды, и лучше вам хотя бы приблизительно знать номер единицы хранения.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Герберт Уэллс, «Машина времени». Протагонист обнаруживает заброшенное здание, чем-то напоминающее Музей Естественной истории в Лондоне (ну или закрытый — по состоянию на 2018 год — на реконструкцию Политехнический в Москве). В одной из витрин находятся серные спички. Странно, что за много сотен лет они не сгнили и ещё зажигаются. Кроме спичек — ничего полезного, что ещё страннее. Отчего же аркебузы не нашлось?
  • Властелин Колец — Мусомный (sic!) Амбар в Шире содержит в себе всё, что хоббитам выкинуть жалко, а использовать некуда. По этой же причине вещь, которая хоббиту вдруг понадобилась, оттуда можно без проблем забрать — Бильбо так сначала сдал, а потом забрал мифрильную кольчугу.
  • Цикл «Умирающая Земля», а именно «Гайял из Сферы» aka «Гвил из Сферы» — Музей Человека, где есть один старенький куратор, один страшный демон из параллельного мира и тыщи неисчислимые разнообразнейших экспонатов.
  • Ф. Стоктон, «Музей королевы»: чтобы сделать музей интереснее для людей, герои опрашивают всех жителей города, что их интересует и наполняют музей этим всем. Работает великолепно. А до этого в музее демонстрировались исключительно петельки для одежды, и люди не могли заставить себя ходить в этот музей даже под угрозой тюрьмы.

Кино[править]

  • «Ночь в музее» — эталон из палаты мер и весов, а по ночам эта всякая всячина ещё и оживает…
    • Самое интересное, что музей в Нью-Йорке именно так и организован: от картин и скульптур до археологических находок, всё вместе по «темам». Та же ситуация и с музеями в отечественной культуре: их, как правило, списывают с Эрмитажа.

Мультфильмы[править]

  • Ну, погоди! — в 12-м выпуске герои попадают именно в такой музей.

Видеоигры[править]

  • Одна из локаций в квестах. Экскурсоводов и посетителей там нет, зато обмануть сигнализацию не так-то просто!
  • The Elder Scrolls IV: Shivering Isles — музей диковинок в Крусибле. В музее всего лишь одна тетенька-экскурсовод(она же директор). Украсть что-то из музея не легко, а очень легко(ценного там особо ничего нет, но вот кольцо хождения по воде автору правки очень пригодилось).
    • В Tribunal также есть музей артефактов (герой может поставлять их за вознаграждение)
  • The Elder Scrolls V: Skyrim — здесь музеев аж три штуки:
    • Музей двемеров в Маркарте. Экспозиция оформлена как положено, а вот через хранилище придётся идти по основному сюжету Гильдии Воров, чтобы найти перевод зашифрованного дневника бывшего главы гильдии, причём это единственный квест Гильдии Воров, где убийств охранников накладывают на игрока штраф во владении. Почему нельзя было просто уговорить Колсельмо перевести дневник — загадка.
    • Музей редкостей Калликсто, включает множество довольно странных или вовсе бестолковых экспонатов, один из которых стал меметичным — суповая ложка Исграмора, которая на самом деле вилка. Ах да, хозяин музея - маньяк, охотящийся за молодыми девушками, чтобы заполучить их кости для какого-то некромантского ритуала.
    • Музей Мифического Рассвета в доме Сила Весула в Данстаре. Даже музеем его назвать сложно, это просто хижина, левая половина которой отведена под довольно скудную экспозицию, но небольшую экскурсию хозяин музея вам проведёт, а заодно попросит найти фрагменты Бритвы Мерунеса, начав соответствующий даэдрический квест.
  • В городском музее проходит финальная миссия Mafia (там выставлены живопись и скульптура, очень красивы и сами интерьеры).
    • А во второй части финальная миссия проходит в обсерватории, которая также включает музей.
  • В Vampire: The Masquerade — Bloodlines герой также побывает ночью в музее.
  • Fallout 3. Museum of Technology — музей полуразрушен и заброшен, но многие экспонаты сохранились. Museum of History — уцелел и там теперь живут, потому экспозиций не осталось, но можно посетить запасники в подвале. Также главарь одного из поселков, Дэйв, устроил музей имени себя — там выставлена всякая всячина, якобы имеющая отношения к подвигам этого Дэйва, во многом вымышленным.
  • Baldur’s Gate — Hall of Wonders. Музей вполне серьезного вида, который предлагается немного ограбить.

Интернет-проекты[править]

Реальная жизнь[править]

  • На возникновение этого тропа сильно повлияла американская идея музея как завлекалочки для туристов. Такие появлялись практически на ровном месте, и какое-то время были едва ли не лицом провинциальной Америки: музей, видовая площадка, ларёк с хот-догами, мотель и заправка — всё, что нужно, чтобы проезжающий мимо турист остановился и потратил немного денег именно здесь, а не на следующей по дороге заправке, а соседский фермер от скуки собрался заехать на выходной с детьми. Подобные частные музеи обычно имели какую-то специализацию, однако владельцы стаскивали туда любые мало-мальски интересные вещи, попавшие им в руки, даже если они и не слишком подходили под тематику. Сейчас они понемногу разрушаются, их содержимое идёт с молотка, но у поколения шестидесятых-восьмидесятых такие музеи надёжно вызывают тоску по юности.
  • Любой краеведческий музей.
    • На самом деле с фитильком. Пестрота тематики связана с задачей — дать всестороннюю информацию о данном регионе. А самые ценные экспонаты вроде золотых скифских ожерелий обычно выставляются ненадолго, а в остальное время находятся в запасниках под надежной охраной.
  • Многие частные музеи (например, музей Сергея Жарова в Тарусе).
  • Волжский город Мышкин — это один сплошной музей всякой всячины. С фитильком — в одном здании, как правило, выставлены предметы какой-то одной тематики, но в целом…
  • Собрания реликвий при храмах. В Японии храмы обладают внушительными коллекциями как собственно священных предметов, так и даров прихожан. До революции в России использовались древлехранилища для отслуживших икон и утвари.
    • В главный храм Вооружённых сил РФ свезли немало трофеев Великой Отечественной. Замминистра обороны генерал армии Тимур Иванов как-то словил Зигмунда, назвав хранящиеся там костюм и фуражку Гитлера не «трофеями» или «экспонатами», а «реликвиями».
  • Именно такими были самые первые музеи, развившиеся из частных коллекций феодалов, купцов и королей и называвшиеся «кабинетами редкостей». Конкретный пример — петербургская Кунсткамера.
  • Музеи истории некоторых крупных организаций. Там могут храниться трудносочетаемые экспонаты. Главное, что они имеют какое-то отношение к этой организации. Часть экспонатов — подарки от других дружественных организаций. То есть рядом могут находиться картина маслом, макет вертолета, бюст известного человека, перьевая ручка, ультрасовременные часы и старинный фотоаппарат.
  1. В принципе, многие не совсем верно понимают суть должности охранника (не только в музее) — как правило, это человек, выполняющий те же функции, что и сторож, то есть, наблюдающий за целостностью охраняемого поведения, и в случае чего, поднимающий тревогу. А не суровый мужик в броне и с автоматом (таких как раз полно в ГБР, но у них задача — ловить злоумышленников при вызове).