Архимаг

Материал из Posmotreli
Архимаг (серия книг)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Я вас научу, как правильно финики собирать! »
—  Протагонист возвещает о том, что его окружают бестолковые клинические идиоты

Архимаг — серия книг русского писателя-фантаста Александра Рудазова о похождениях ожившего шумерского волшебника Креола и его борьбе с Древним Злом. На данный момент насчитывает 9 романов и 11 книг (ибо один из романов в двух томах, а ещё есть сборник рассказов). Имеет спин-офф «Яцхен» о жизни демона-полукровки Олега Бритвы, раскрывающий ряд подробностей, оставшихся за кадром.

Сеттинг[править]

Основная статья: Метавселенная Рудазова

Действие происходит во вселенной, общей для персонажей разных серий книг Рудазова. Эта вселенная (точнее, Метавселенная) представляет собой скопление бесчисленного количества миров, которые могут быть как похожи на наш, так и значительно от него отличаться. Эти миры находятся в другом измерении относительно друг друга на расстоянии всего несколько сантиметров, поэтому для магов проще отправиться в другой мир, чем на соседнюю планету. Общими для всех миров являются три Закона Творца: Закон сохранения материи и энергии, Закон о невозможности путешествий во времени (точнее, в будущее безвозвратно попасть можно, а вот в прошлое — облом), Закон о неуязвимости души (точнее одной из частей души — Ядра). Миры делятся (если говорить о очень упрощённой классификации) на обычные, Темные и Светлые. Первые — как наша с вами Земля — обиталище смертных или не совсем смертных рас, Темные — родной дом демонов и Темных богов, Светлые — Светлых богов и небожителей. В течение десяти книг главные герои посещают несколько миров, таких как Земля (отправная точка), Лэнг, Девять Небес, Каабар, Рари, Плонет.

Магия во вселенной основана на мане, энергии, впитываемой волшебниками из окружающего мира (уже классика). Каждый объект (неважно, материальный или нематериальный) способен накапливать ману из эфира (такой же физический параметр, как материя или энергия, только эфир). Мана каждого типа наиболее эффективна для определенного типа заклинаний, но можно использовать диаметрально противоположные типы магии, просто менее эффективно. Например, колдун Горран Ледяной Меч пользовался только огненной маной, хотя его коронная фишка — ледяные заклятия. Что до техники и науки, то из-за разницы в законах физики приборы, естественные для одного мира могу стать невозможными в другом. И дело касается не только техники, но и законов природы. Например, в мире Плонет спутники оказывают такое влияние на свои планеты, что на них не может образоваться жизнь — и потому плонетские ученые искренне недоумевают, когда героиня рассказывает, что у её родной планеты спутник есть.

Сюжет[править]

Главный герой — архимаг Креол из империи Шумер — восстает из мертвых после 5000-летнего заточения в магическом гробу. Нет, он не проклят, как Имхотеп из «Мумии», все по плану. Дело в том, что 5000 лет назад Креол составил амбициозный план по становлению богом, ключевой частью которого является уничтожение мира Лэнг, населенного демонами. Немаловажную роль в выборе даты воскрешения сыграл тот факт, что во времена буйной молодости (50 с гаком лет для мага такого уровня — не возраст) Креол заложил свою душу тем самым демонам Лэнга на те самые 5000 лет (то есть формально он был мертв, душу можно забирать, а то что гроб с заточенной там душой недосягаем для демонов — это их проблемы). Просыпается Креол не на дне реки в уютной гробнице, как рассчитывал, а в Сан-Франциско, куда его притащили ушлые археологи. Освоиться в новом мире ему помогает Ванесса Ли — молодая девушка-полицейский, которая становится его ученицей, а последствии — женой. Дальнейшие книги посвящены сбору Креолом армии для войны с демонами и войне с колдунами Серой Земли, жаждущими выпустить демонов Лэнга на свободу и тем самым нарушить планы Креола. Предпоследняя на данный момент книга кончается началом вторжения собранной армии в Лэнг, а последняя книга посвящена былинному противостоянию, заключительной фазе многотысячелетних гамбитов и вообще раскрытию целой кучи сюжетных тайн.

Список книг[править]

  1. «Архимаг» — пробуждение Креола и процесс его освоения в новом мире.
  2. «Рыцари Пречистой Девы» — Время собирать камни в чистом виде. ГГ и соратники ищут части заклинания для запечатывания древнего бога Близнеца. Взамен Креол получает свой первый отряд в армию — орден паладинов в полторы с лишним тысячи ярко начищенных шлемов.
  3. «Самое лучшее оружие» — другой мир, другие артефакты, но по сути то же, что и во второй книге. Креол сотоварищи собирают Сердца Султанов, чтобы выковать эпическое мега-оружие — Крест Стихий. В этой книге впервые появляются серые колдуны — антагонисты следующих трех книг.
  4. «Серая чума» — серые колдуны начинают план по завоеванию мира и вторгаются в королевства Лария и Рокуш. Лария сметена за месяц, Рокуш безуспешно (пока что) сопротивляется. В Ларии тысячи порабощенных людей строят огромный храм-зиккурат, затмевающий саму Вавилонскую башню, который станет вратами, через который демоны придут в мир Рари. Креол выдвигается на помощь Рокушу попутно собирая союзников для отражения атаки серых.
  5. «Война колдунов» (в двух томах — «Вторжение» и «Штурм цитадели») — Креол улетает за паладинами на Каабар, остальные остаются защищать Владеку, столицу Рокуша. В финале штурма главной гороской крепости, появляются подкрепления в виде паладинов и двух архимагов. Армия колдунов разбита (не вся и даже не половина. На Владеку шли только 60000 шинелей из 800000). Для продолжения войны с колдунами Креол поднимает из могилы непобедимого маршала Хобокена и его неуязвимых к магии гренадеров, которые помогают рокушской армии разбить вторую групировку серых. Пока Хобокен и армия Рокуша продолжают вести бои с серыми, Креол и Ванесса отправляются на поиски Стальных Солдат — древних магических боевых роботов. Найдя их, они возвращаются к армии Рокуша, где одерживают очередную победу над силами серых. Финальная часть книги — штурм столицы Ларии, занятой серыми и гибель последних лидеров серых, а также одного из архидемонов Лэнга — Лалассу. Параллельно начинается атака объединенных сил союзников на Серую Землю, которая оканчивается успешно благодаря предателю среди колдунов.
  6. «Дети Судного Часа» — Теперь Креол — правитель Серой Земли, у него есть и армия и ресурсы. Нет технологий, ибо с демонами мушкетами не повоюешь. Поэтому Креол отправляется в мир Плонет, который сто лет назад уже воевал с Лэнгом и даже свел в условную ничью. Условную — потому что мир в процессе войны оказался загажен донельзя, все материки, кроме одного, уничтожены, а цивилизация скатилась в пост-апокалипсис. Ключевая особенность Плонета — почти полное отсутствие маны, накопление которой занимает дни и недели вместо часов.
  7. «Совет Двенадцати» — Креол возвращается на Рари и принимается за подготовку к войне и паралельно к свадьбе, попутно проводя реформы и борясь с недобитыми демонопоклонниками. В финале битва с Нъярлатхотепом.
  8. «Шумерские ночи» — приквел, посвященный молодости Креола и его первым годам в роли мага.
  9. «Битва полчищ» — из-за предательства демоны все-таки вырываются на свободу и наносят поражение армии Креола, но ГГ оправляются от удара и устраивают контрнаступление. Чуть ли не массовые смерти ключевых положительных персонажей.
  10. «Заря над бездной» — гранд-финал. Содержит эпические битвы, стреляющие ружья, пробуждение Ктулху, повороты кругом и множество других замечательных вещей, а также завершение всех остававшихся незакрытыми сюжетных линий.

Кроме того, наличествует вышеупомянутый спин-офф «Яцхен» из четырёх книг: «Три глаза и шесть рук», «Шестирукий резидент», «Демоны в Ватикане» и «Сын архидемона». Читать это дело лучше всего параллельно с «Архимагом», в порядке написания и публикации книг — это позволит составить более полное впечатление о происходящем.

Центральные герои обоих вышеупомянутых циклов появляются во взаимных камео (Олег Бритва лично засветился в «Рыцарях Пречистой Девы» и «Самом лучшем оружии», а Креол — в «Сыне архидемона»), а количество просто упоминаний зашкаливает. Не говоря уж о многочисленных самоотсылках и пасхалках на другие циклы, одиночные романы и даже рассказы. Метавселенная-то одна!

Персонажи[править]

Основная статья: Архимаг (серия книг)/Персонажи

  • Архимаг Креол, сын Креола из Ура, Верховный маг Шумера — протагонист, антигерой, козел (или козел с золотым сердцем, тут вопрос спорный). Садист, воинствующий гомофоб, столь же воинствующий антисемит, при всём при этом — редкостный профессионал. Быстро усваивает новую информацию и вообще быстро учится, если предмет изучения его интересует.
  • Ванесса Ли. Простая американская девушка, наполовину китаянка, бывшая полицейская. В конце первой книги уволилась ради изучения магии. Пока что находится на уровне ученицы, но благодаря артефактам Креола, меткой стрельбе и хорошим навыкам рукопашного боя является вполне опасной боевой единицей. На конец седьмой книги вышла замуж за Креола. Версия, что на момент действия последней книги беременна, подтвердилась.
    • Автор рассказывал, что имя героиня получила в честь скрипачки Ванессы Мэй, музыку которой он слушал при написании книги.
  • Хубаксис. Джинн. Пять тысяч лет назад совершил ужасное, немыслимое, чудовищное преступление испортил воздух в присутствии самого Великого Хана всех джиннов и ифритов и с тех пор отсиживается в рабстве у Креола — по законам джиннов, раб себе не принадлежит и казнить его нельзя. По меркам своего народа — подросток, способен лишь на мелкие фокусы. Вуайерист. Впоследствии перелинял, заматерел, обучился новым трюкам и пристрастился к человечине (что, впрочем, успешно вылечили шоковой терапией).
  • Бат-Криллах-Меццкои-Некхре-Тайллин-Мо. Имя его переводится как Тот, Кто Открывает Дверь Ногой. Хотя ног у Бат-Криллаха таки нет: это четырёхрукий демон из Квеццоль-Иина, смахивающий на жуткую макаку. Для демона довольно интеллектуален и вежлив. Триста лет просидел в плену на чердаке дома Катценъяммера, пока Креол не освободил его и не взял на службу. Был убит лодом Каббасом в Горе Близнеца.
  • Хуберт, брауни дома Катценъяммера. Поступил на службу Креолу и Ванессе, когда они купили этот жуткий особняк. Именно Хуберт обеспечивал своим хозяевам комфорт и удобство, пока Шамшуддин не раздолбал коцебу об Хастура. Разрушение дома для домового - всё равно что инфаркт для человека, и этого Хуберт не пережил.
  • Шамшуддин, бывший соученик Креола и его побратим. Именно ему Креол обязан тем, что не стал законченным козлом и приобрёл кое-какие понятия о чести и благородстве. Давно умер, но Креол сумел воскресить друга в виде маргула — гибрида призрака и человека. Здоровенный безволосый мулат, обожает кофе. Мощнейший телекинетик, но ни во что больше не может. Тем не менее, архимаг и могучий боец. Вторично и уже навсегда погиб в «Битве полчищ».
  • Логмир Двурукий. Великий герой Закатона, мастер-мечник. Тощий краснокожий тип. Искупался в крови зверобога и научился очень быстро бегать. Бабник, бард, хам, нахал — в общем, редкостно обаятельная личность. Его лучшие друзья — его клинки Рарог и Флейм. Мечтает стать султаном или королём — и таки стал, женившись на принцессе Гвениоле. Геройски погиб в бою с Астрамарием Целебором Крашем, но даже после смерти изрядно потрепал демонов.
  • Лод Гвэйдеон — паладин, рыцарь Пречистой Девы Инанны. Настоящий благородный рыцарь, могучий воин и герой. Ему уже шестьдесят лет, но он по-прежнему отличный боец. Похож на Шона Коннери. Погиб в "Заре над бездной", предварительно с божьей помощью эпически потрепав Ктулху и повторно усыпив.
    • Имя автор взял из Библии — Гидеон означает «отважный воин», который с небольшим отрядом в 300 воинов разбил большую вражескую армию.
  • Трой, сын Гишбара — дальний родственник и заклятый враг Креола. Маньяк, садист и гедонист, при этом — могучий маг. Убит в конце «Рыцарей Пречистой Девы». Выкарабкался с того света в одном теле с покойным Тёмным Богом Иак Саккакхом, заработав оригинальное раздвоение личности, был доставлен Олегом Бритвой на Девять Небес, но таинственным образом оттуда сбежал. Ванесса, будь осторожна!
  • Инанна, светлая богиня. Она же Иштар, Афродита и Венера. Союзница и вдохновительница Креола: именно с её подачи он и затеял весь поход на Лэнг. Сама старается рук не пачкать: выдаёт ЦеУ и ждёт результата. Талантливая интриганка и мастерица загребать жар чужими руками, прикрываясь маской слабой женщины. Сама же вовсе не слаба и не просто так имеет аспект богини войны, если её реально прижать то может выдать эпические 220 киловольт любому архидемону.
  • Олег Бритва — бывший лейтенант ВМФ, полудемон, сын архидемона Лаларту, герой собственной серии «Яцхен», появляется эпизодически. Убил собственного отца (за дело, впрочем) и заменил его в Лэнге, шпионя в пользу Инанны и Креола. Для этого после смерти подвергся радикальной биологической модификации в сверхсекретной шарашке, став точной копией папаши: крылатой шестирукой трёхглазой чудой-юдой, похожей на помесь скорпиона, птеродактиля и Чужого. На самом деле, шпион из него был никудышный; все создание и внедрение Олега было просто провокацией со стороны небожителей, чтобы получить повод для войны. После этого трепыхался ещё две книги и в конце концов пал в борьбе с демонической частью своей личности. Битву таки выиграл и после смерти был принят в чертоги Инанны, получил бессмертие и стал небожителем
  • Азаг-Тот, персонаж незаглавный, но весьма важный. Десятки тысяч лет назад ещё до прихода первых людей из Эйкра на Землю был крайне могущественным магом (намного более могущественным и знающим, чем сам Креол). Сумел стать правителем огромной Империи и был известен как Король в Жёлтом. Потом достиг божественности, но скатился из светлых богов в тёмные. А затем растерял последователей и чтобы избежать падения уже в зверобоги ему пришлось заключить союз с Лэнгом и стать самым первым Азаг-Тотом (точнее должность была названа его именем). Но был обманут Йог-Сотхотхом со С’ньяком и стал всего-навсего источником сил для них и находясь у самой границы утраты разума и души, он потерял божественность и физическое тело, но благодаря помощи Инанны сумел заново себя осознать и ушёл из Азаг-Тотов в простые архидемоны на должность жреца культа Древних. Теперь его имя — Носящий Жёлтую Маску. Крайне хитёр, проницателен, обладает стратегическим мышлением. Стоит отметить, что его первый и последний преемник на посту Короля в Жёлтом практически полностью повторил его путь в Ад, и стал демоном-зверобогом. Его звали Хастур, в отличии от Азаг-Тота он принадлежал к неизвестной нечеловеческой гуманоидной расе

Что тут есть[править]

  • Адамантиум — адамант — фиолетовый металл, получаемый из окаменевшей плоти богов, в мельчайших количествах содержится и в телах полубогов, металл очень редок и кроме как на месте гибели богов его никак нельзя получить. Оружие из него самозатачивается до абсолюта и способно убивать даже богов. Возможно сделать алхимический аналог адамантий — который столь же остёр и почти так же прочен. Но богов не убивает.
  • Аллюзия — без них Метавселенная просто не стоит.
    • «Архимаг, а зачем нам кузнец? Не нужен нам кузнец.» Про лошадь, правда, Витааль добавлять воздержался — лод Гвэйдеон, сражающийся верхом, не понял бы.
    • Форма застёжки, которой в Серой Земле скрепляют колдовские плащи — «не то взрыв, не то осьминог» (на самом деле именно осьминог) — признанная автором пасхалка на «Меч без имени».
    • Колдун-адмирал Асанте Шторм ходит на личном корабле по имени «Капитан Кровь» — или, если перевести на английский, Captain Blood. В ранних версиях текста сохранялся реликт форумного конкурса, на котором был придуман этот персонаж — упоминание, что с лица он натуральный близнец Леонида Ярмольника. Который, как мы помним, в экранизации приключений упомянутого капитана сыграл Левассёра.
      • В эпилоге адмирал отправляется открывать южный полюс Рари на кораблике под скромным именем «Лоцман». По-английски лоцман — pilot. «Пайлот» назывался первый в мире ледокольный пароход, работавший в Маркизовой луже между Кронштадтом и Ораниенбаумом.
    • Колдун-полководец Тибалорд Каменная Стена носит то же прозвище, что и прославленный конфедератский генерал. Что по этому поводу думала Ванесса, неизвестно.
  • Апокалиптический маньяк — Тахем Тьма. Больше всего в мире мечтает выпустить демонов из Лэнга.
  • Армия из одного человека — главный герой. Олег Бритва тоже попадает под этот троп.
  • Бездонный мешок — есть у Креола. Вес предмета, впрочем не изменяется, только объем.
  • Богоубийца — Креол за цикл вынес столько богов и архидемонов, что тянет на премию имени Кратоса.
  • Был никем, стал кошмаром — быть бы Трою Йолангскому ничем не примечательным колдунцом выше среднего, если бы не ответ дядюшки Креола на убийство любимой (в прямом смысле!) рабыни…
    • Да что там Трой, среди архидемонов Лэнга таковых как минимум двое. Сам Йог-Сотхотх — изначально уродец-гибрид, выращенный в пробирке и ставший могущественным тёмным богом, а также Ктулху — некогда рядовой демон, которого пустили на эксперименты по созданию богов, в результате чего на свет появился Владыка Миров и сильнейший архидемон Лэнга после С’ньяка.
  • Геройская караульная служба — на Каабаре — орден Рыцарей Пречистой Девы.
  • Гримуар — есть у каждого мага, они обязаны его начать писать ещё будучи нубами в магии. Бесполезен в любых руках кроме хозяйских, а у черных магов гримуары гадят даже после смерти хозяина.
  • Гадский ансамбль — архидемоны Лэнга, а именно Йог-Сотхотх (Главный Гад), Носящий Желтую Маску (Дракон и Злой гений в одном флаконе), Ньярлатхотеп и Дагон (Злые гении), Шаб-Ниггурат, На-Хаг и Ктулху (Громилы), прочие архидемоны (Тупые приспешники) и высшие демоны (кордебалет).
    • Среди Совета Двенадцати — Бестельглосуд Хаос (Главгад), Руарха Карга, Яджун Испепелитель и Астарон Ледяной (с прикрученным фитильком, Драконы), Тахем Тьма, Мурок Вивисектор и Руорк Машинист (Злые гении), Асанте Шторм, Ригеллион Одноглазый, Квиллион Дубль (Громилы), Турсея Росомаха и Асмодея Грозная (Девчонки), Йоганц Изменяющий (Тупой приспешник), маги в красных плащах, привратники Бестельглосуда и Бол-малыш (кордебалет).
  • Гамбит Танатоса — его разыграл учитель Креола — Халай Джи Беш. Он отлично осознавал, что его как жестокого и злобного чёрного мага ждёт долгая и мучительная предсмертная агония и огромный шанс вместо смерти стать нежитью. А после смерти - очень плохое посмертие, а на самоубийство он не мог пойти как и из-за трусости так и из-за ещё худшего посмертия для самоубийц. Он специально затянул ученичество Креола и распалял его ненависть к себе, чтобы… тот вызвал его на смертную дуэль на следующий же день после выхода из учеников. В итоге Халай был убит на дуэли, но... он этого и добивался - в местном загробном мире Кур смерть в бою весьма почетна
    • С прикрученным фитильком — весь план Йог-Сотота и НЖМ. Сделать так, чтоб Креол (как впрочем и предыдущие семь Азаг-Тотов) разгромил Лэнг и уничтожил в нём почти всех, но сам стал новым Азаг-Тотом и возродил Лэнг сильнее чем когда-либо. И то же самое с Йог-Сототом, который возродится из тела Креола. Не вышло.
  • Говорящее имя — полудемон Олег Бритва, обладатель шикарного комплекта когтей (42 мономолекулярных лезвия, и это не считая когтей на ногах и ядовитого жала на хвосте!). Субверсия — это имя у него было еще до превращения в демона.
    • Там же дивизия «Мёртвая голова», состоящая из эйнхериев — нежити высшего уровня. Так она названа была ещё при их жизни, что интересно — королём в насмешку (на их знамени был череп с огромными седыми усами), так как она состояла из пожилых ветеранов-гренадёр, отказавшихся уходить в отставку из армии.
  • Закадровый момент крутости — Дайлариана Агония и её битва с Акхкхару в последней книге.
  • Изменившаяся мораль — Креол. В Древнем Шумере убийства и пытки собственных рабов вовсе не были преступлениями, да и за ущерб чужим полагался только штраф — даже добрейшая богиня Инанна не видит ничего дурного в том, чтобы казнить сотни рабов строивших гробницу Креола, чтобы сохранить в тайне её местоположение. Убийство архимагом прохожего чтобы проверить на нём заклинание считалось деянием неодобряемым, но терпимым.
  • Изнасилование — не худшее из зол. Когда Ванессу предупреждают не попасться живой Трою, она думает, что тот изнасилует ее, и отмечает, что никогда не понимала жертв, считающих, что после этого жизнь кончена. Но ей тут же поясняют, что Трой — садист и мастер пыток, и «старый добрый сунь-вынь» — ДАЛЕКО не самое страшное, что ждет попавшую в его руки женщину.
  • Клингонское повышение — имеет место быть в:
    • Серая Земля в Совете Двенадцати, нападение с последующим успешным убийством вышестоящего члена Совета с целью занять его место явление совершенно нормальное, даже если убийца чужеземец и воевал против самой Серой Земли.
    • Разумеется у демонов Лэнга, его полководец и предводитель Двурогих — архидемон Шаб-Ниггурат получил своё место после убийства и пожирания своего же отца.
  • Клирик — маг шумерской школы магии в значительной мере им и являлся. Не только благодаря собственно волшбе — многие заклинания фактически являются призывом части божественной силы (Инанны, Эрешгакиль и особенно Мардука), поэтому магам прочих школ совершенно недоступных. По статусу каждый маг являлся жрецом Мардука с правом и обязанностью совершения жертвоприношений и свершения торжественных церемоний — как минимум свадьбы. Верховный маг Шумера одновременно был и его верховным жрецом.
  • Копиркин — Бокаверде Хобокен и генерал Лигорден — Суворов и Кутузов соответственно. Вплоть до того, что Лигорден — одноглазый, а Хобокен написал трактат по тактике «Победы секреты».
  • Лавкрафтианские ужасы — главные антагонисты серии. Хотя вообще это скорее Лавкрафт-лайт, ибо космическим размахом и ощущением запредельного ужаса пронизаны лишь очень немногие моменты. Стоит заметить, впрочем, что с точки зрения верующих ктулхуистов размах их богов и повелителей поистине грандиозен. Хотя Ньярлотхотеп признал их религиозные принципы бредом.
    • Произведения Лавкрафта в данном сеттинге основаны на, так сказать, «реальных событиях» — Лавкрафт действительно читал часть Некрономикона. И стоит заметить, что демоны Лэнга многократно уступают своим тёзкам из его произведений. Например «оригинальный» (в этом сеттинге) Азаг-Тот — достаточно обычный (даже не сильнейший в своём мире) темный бог, а не всесильная и непознаваемая слабоумная хрень, которой описания не подберёшь.
  • «Лирой Дженкинс» — Обоснование. Шаб-Ниггурат, полководец армии Лэнга, придерживается именно такой тактики — побежать на врага и задавить числом и силой. Но это логично, учитывая то, что он командует демонами, и поэтому: 1) Армия демонов ужасно сильная. Настолько, что почти не встречала ничего что может ей противостоять. 2) Демонов совершенно не интересуют потери. Пусть даже все солдаты подохли, лишь бы убили и врагов. Вместе с первым пунктом, из-за которого это всегда удавалось… 3) Роль командира армии демонов не столько в придумывании тактики, сколько в том чтоб вообще заставить демонов идти в бой под угрозой страшной смерти. И как раз это у Шаб-Ниггурата получается отлично.
  • Магократия — Серая Земля.
  • Метеоритное железо — из него сделан первый комплект мечей Логмира. Хотя по факту это не железо — уж очень мало весили… но из метеорита!
  • Магический посох — у Креола, заменивший жезл. Да и вообще у многих магов, но у Креола самый крутой — из Черного Обсидиана, с адамантовым наконечиком, способный вместить больше душ, чем кольцо царя Соломона.
  • Термоматерная бомба — персонажи-русские: Олег Бритва и эпизодический мафиози в первой части.
  • Милый злодей и одновременно Злодей по должности  — Архидемоны-вампиры Гелал и Акхкхару. Гелал — самый человечный архидемон, довольно весёлая и положительная личность, живёт в роскоши с гаремом, воевать ни с кем не хочет. Его отец Акхкхару — старичок, который — была бы его воля — до скончания времён гулял бы по своему саду и спал. Но делать нечего, пришлось (обоим) идти на войну против врагов Лэнга. Оба предлагали Дайлариане, дочери первого и внучке второго, а Гелал ещё и Тораю перейти к ним на тёмную сторону. Правда, с прикрученным фитильком, потому что они демоны-вампиры, которые питаются людьми. Но для них это совершенно нормально.
    • В Серой Земле — колдуны Корун Гаррата и Мурок Вивисектор. Первому нелюбимое начальство велело найти Стальных Солдат, найдя их у Ванессы, предложил отдать их, возможно даже за вознаграждение. А Мурок… вообще бешеный зигзаг, объеденяющий жуткого доктора и друга всему живому.
      • Ну и с прикрученным фитильком — Бол Малыш. Он вообще умственно отсталый, вся его злодейская мотивация: «Видишь дядю? Он плохой. Убей его, и я дам тебе конфету!»
      • А просто Милый Злодей — Жрец в Жёлтой Маске он производит впечатление очень адекватного и вменяемого ч̶е̶л̶о̶в̶е̶к̶а̶ демона, но по факту он многократно страшнее и хуже обычного архидемона.
  • Мироходец — главные герои.
  • Нелицо — Астрамарий Целебор Краш. При жизни был королём объединившим 12 королевств Серой Земли в единое государство. Но стал одержимым своим демоническим мечом и к концу жизни внушал людям такую ненависть, ужас и страх, что его имя было вымарано из истории и было забыто.
  • Несовместимая с жизнью тупость — Клевентин. Он прекрасно видел что такое Лэнг и последствия его призыва в этот мир, но тем не менее пошёл на его призыв в свой мир Рари и обращение 1,5 миллионов своих предполагаемых подданных в зомбяков для получения армии (на что уж предыдущий Совет Двенадцати был сборищем мразей и то они предпочли делать это на другом материке!). Этот путь привёл его к позорной смерти и в Ад.
  • Несовместимая с жизнью жадность — Клевентин же. Он прекрасно знал, что через пару-тройку лет герои уедут воевать в Лэнг — а там либо все перемрут, либо завоюют Лэнг и оставят Серую Землю позади. Но нет, надо довериться демонам и устроить локальный зомби-апокалипсис, который изрядно опустошит страну, которой он собирался править — и, разумеется, так и не получить взамен ничего, что демоны пообещали.
  • Несовместимая с жизнью самоуверенность — Астрамарий Целебор Краш. Понадеялся на волшебные доспехи и меч и почти не взял с собой охраны. Толпа действительно не смогла пробится сквозь броню, поэтому полководца просто подняли и выбросили в море, где он благополучно захлебнулся.
    • Креол — он и по природе своей отличался самомнением до небес, а тут ещё демоны Лэнга много лет скармливали ему классные ништяки за смешную плату (ему казалось из-за страха перед ним) и он в своём азарте дошёл до того что заложил им свою душу после смерти на 5000 лет! В итоге ему пришлось банально умереть, чтобы через пять тысяч лет воскреснуть.
  • Кающийся грешник — Креол. В припадке ярости утопил малолетнего сына Троя в золоте, о чем потом сильно сожалел. С тех пор детей не трогает.
  • На фига родня такая, лучше буду сиротой — Дайлариана Агония. На смерть матери отреагировала наплевательски, отца же (он же дед с материнской стороны, архидемон Гелал) собственноручно порешила. С дедом, он же прадед, поступила так же.
  • Не в ладах с историей — Шумер хорош тем, что о нем мало кто что-нибудь знает… Но уж в какой стране использовали амфоры[1]!
  • Обнять и плакать — биография первой жизни Креола, фактически круглый сирота (мать умерла при родах, отцу же он был безразличен от слова совсем). В четырнадцать лет был отдан в ученики законченному моральному уроду и садисту на пятнадцать лет. Вся его жизнь была отдана магии и становлению Архимагом. В 45 лет единственная женщина, которую он любил была зверски убита с его нерожденным сыном. К 90 годам он пережил абсолютно всех своих друзей (умерших зачастую насильственно), нажил батальон могучих врагов, был абсолютно одинок и даже в своей Гильдии не осталось ни одного друга, заложил свою душу демонам.
  • Одушевленное оружие — Рука Казнящая, меч Астрамария Целебора Краша. Способен разрубить любой доспех и наделяет хозяина недурными фехтовальными навыками, взамен прививая ему желание отрубать головы, особенно королевской крови.
  • Он просто идиот — Логмир.
    • Тут в какой-то мере зигзаг. В первой книге, в которой он появляется, Логмир зачастую выступает как мистер Экспозиция, показывает неплохие познания об окружающем мире и особо не тупит. В последующих книгах нужда в этой роли для него отпадает, и Логмир все чаще ловит идиотский мяч.
  • Оживший доспех — Астрамарий Целебор Краш.
  • Офигенно большая пушка — Колосс Стузиана, установленный в главном Рокушском бастионе Рокат-Каста. Каждый выстрел требует отдельного королевского указа.
    • Там же: Шпага Калторанов — фамильная гаубица королевского рода Рокуша. А вы что, думали что фамильное оружие — это только мечи?
  • Педагог-садист — Халай Джи Беш, учитель магии Креола. Избиение учеников до полусмерти и даже хуже у него было нормой. Но при этом он был действительно квалифицированным учителем магии.
  • Пастырь недобрый, он же и мраккультист — Тахем Тьма.
  • Появление кавалерии — трижды в дилогии «Война колдунов». Первый раз это паладины во главе с Креолом. Во второй — те же паладины и свежевоскрешенные эйнхерии совершили марш-бросок на помощь армии генерала Лигордена. В третий — армия кентавров.
  • Последний выживший — таковых немало:
    • Лазорито Лигорден, единственный выживший из дивизии «Мёртвая голова» после битвы в Дорилловом ущелье.
    • Бестельглосуд Хаос — возможно, единственный выживший в той же битве из армии Серой Земли.
    • Архидемоны Лаларту и Лалассу — последние представители расы хигиджайя, остальные погибли насильственно…
    • Логмир — единственный из отряда героев, переживший битву с Султаном Огня.
    • Инанна — в очень глубокой древности была царевной народа амазонок и одним из предводителей войска одного из будущих Азаг-Тотов. Единственная из войска сумела пережить провалившееся вторжение и не попасть под волну демонизации...
    • С’ньяк и Иак Саккакх — последние представители расы Древних.
  • Правило 63 — егрущщик из рассказа «Маг на выданье».
  • Повышение до бога — к этой к цели стремился Креол. Обломился, стать богом специально нельзя. Потребны альтруизм и величайшее самопожертвование, отыгрывая же козла, нельзя стать даже Тёмным Богом.
  • Поднял уровень крутизны — персонажи у Рудазова обычно изначально довольно круты. Однако это не мешает им еще более прокачиваться по сюжету.
    • Креол утверждает, что маг становится могущественнее каждый раз, когда совершает какое-то магическое деяние. При этом, чем сильнее маг, тем больше сил ему нужно приложить, что бы левел-апнуться. Поэтому какой-нибудь задошлый колдунишка может стать немного сильнее, если, например, магически выведет блох; а вот ему, Креолу, при его силе приходится искать и решать глобальные задачи — например, спасти королевство от засухи или прекратить эпидемию. Вроде рисуется картина стандартной CRPG-прокачки… ан нет, сподвижник Креола Шамшуддин потом рассказывает, что это просто такая псевдонаучная теория, в которую никто из серьезных магов не верит, а Креол просто пользуется ей, что бы скрыть факт, что он — козёл с золотым сердцем. Тем не менее, на протяжении цикла Креол действительно растет над собой, изучает новые заклинания, и изготавливает могущественные артефакты, которыми многократно усиливает свою силу (в частности, получает доступ к неограниченной мане).
    • Протагонист другого цикла, Олег Бритва, в первой же книге обнаруживает, что его превратили в совершенное биологическое оружие — яцхена, сверхбыстрого, сверхсильного, практически неуязвимого, регенерирующего, летающего и плюющегося кислотой. Казалось бы, куда уж круче? Однако в четвертой книге — зигзаг. Сначала Бритва на короткое время линейно увеличивает уровень крутизны, получив силу архидемона, позволяющую изменять реальность силой мысли; но с ней он не может совладать. Однако потом он становится снова обычным человеком, без каких-либо сверхсил — зато в таком состоянии он побеждает своего злого двойника-яцхена, обладающего всеми вышеназванными свойствами! Ну а потом становится небожителем.
  • Постапокалипсис — Плонет после войны с Лэнгом.
  • Разрыв канвы — в первой книге Ванесса была невысокой девушкой, увлекающейся китайским рукомаханием и балетом. В дальнейших — её рост 175 см и про балет уже упоминаний нету.
  • Религиозный фанатик — Тахем Тьма.
    • А ещё Лод Гвэйдеон. Он хоть и добрый, но всё равно фанатик.
  • Ружьё не для стрельбы — шрам Логмира. Как появился — непонятно, магией не лечится, что намекает на ранение адамантом, сам Логмир при попытке разузнать становится неестественно серьезным… а потом Логмир просто умирает, не раскрыв секрета. В последней книге, уже после смерти Логмира, секрет таки мимоходом раскрывается — свой шрам он получил, когда нанявшая его волшебница-недоучка решила призвать бога мёртвых Нергала. Причём Нергал даже не собирался с ним драться — так, рукой махнул неосторожно, а потом просто ушёл, никого не тронув — настроение хорошее было. Для Логмира это было сильным ударом по самомнению.
  • Рыбка-переводчик — Вавилонские рыбки, позволяющие моментально изучить другой язык (только устная речь).
  • Ряженые под Рейх — Серая Земля.
  • Самое главное не показали — во втором томе «Шумерских ночей» практически за кадром осталось зарождение взаимных чувств Креола и Тхари.
  • Самоуверенный мерзавчик — Трой. Поначалу производит приятное впечатление, но потом многие мечтают начистить ему рыло.
  • Серый кардинал — Ванесса, которая тонко и по-женски манипулирует Креолом, выдавая приказы за очень настойчивые просьбы.
  • Стремящийся в бессмертные — очень многие, обычно удачно, так как Биологическое бессмертие в этом сеттинге задача вполне выполнимая. Собственно, первая книга НАЧИНАЕТСЯ с обретения одной из его форм (Ме вечной молодости) Креолом.
  • Толпа с вилами — именно они убили Его Величество Астрамария I.
  • Убийца магов — гренадеры дивизии «Мертвая голова», защищенные от магии магическими татуировками. Паладины тоже подходят.
  • Умер с честью — очень многие, но выделяется маршал Хобокен. В бою он получил смертельное ранение, но, зная что без него дух армии упадет и она будет разбита, проткнул сам себя насквозь пикой, которую использовал как опору для тела и даже после смерти продолжал стоять вдохновляя своих бойцов.
    • Вся дивизия «Мертвая голова» — битву пережил только один человек из четырёх тысяч, но они полностью уничтожили 80-тысячную армию Серых. Как подчёркивает Креол — в качестве эйнхериев можно поднять только воинов, геройски погибших в бою.
  • Умер с позором — Бестельглосуд Хаос. Его убило не сквозное ранение в грудь от Креола. И даже не крюк Хобокена в горле. Уже захлебываясь собственной кровью колдун успел обмочиться и умереть от страха.
  • Холодное железо — в серии представлено как определенный сорт стали, нейтрализующий магические способности.
  • Хроническое спиннокинжальное расстройство — Клевентин Предатель, а кто же ещё! Правда, говорящее прозвище? Правда, изначально он был Придурковатым.
    • А вообще свойственно многим демонам как таковым — просто потому, что Тьма подразумевает беспредельный эгоизм. Встречаются, конечно, законопослушно-злые… но хаотично-злые — чаще.
  • Чёрно-серая мораль — протагониста ну никак нельзя назвать положительным героем, он порядочный козёл. Его враги же — настоящие демоны со всеми вытекающими радостями.

Примечания[править]

  1. Да, собственно от Греции и до Индии в архаике и доархаике их использовали, чуть менее, чем все живущие там народы. Так что тут скорее указание на тип сосуда, чем на этнокультурный признак. Амфора — это, по сути, просто большой глиняный кувшин с двумя ручками: ἀμφορεύς = ἀμ- + -φορ- + -ε- + -ύς — из ἀμ- + -φορ- + -ε- + -ύς из *ἀμφω-φορεύς; где ἀμφω- тот же корень, что русское оба и латинское ambi-, -φορ- — корень тот же что в русском «брать», но значит «нести». Оба-нош-(е)-в-(о), при буквальном и поэлементном переводе на русский