Паладин

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Paladin. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« И в пустынях Палестины,
Между тем как по скалАм
Мчались в битву паладины,
Именуя громко дам…
»
— Наше Всё
« Запомни, Артес: мы — паладины. Месть не может быть частью того, что мы делаем. Позволив жажде крови затмить наш разум, мы станем такими же как орки! »
— Лорд Утер Светоносный, Warcraft 3

Паладин — это рыцарь, особо светлый. Исторически паладинами называли героев рыцарских романов о Круглом Столе, а также о Карле Великом. Из рыцарских романов слово перекочевало в реальную жизнь, в переносном смысле означая идеального рыцаря, обладающего всеми мыслимыми и немыслимыми доблестями. См. также Рыцарь в сияющих доспехах — морально безукоризненный герой, однако не обязательно имеющий отношение к, собственно, средневековому рыцарству.

В фэнтези, начиная с Dungeons & Dragons, слово «паладин» закрепилось за рыцарем, служащим силам Добра и Света. D&D-шные паладины представляли собой святых и духовных воинов, которые сражаются с силами зла и защищают слабых. До Четвёртой редакции все паладины были обязательно законопослушно-добрыми[1].

Фэнтезийный паладин обычно, помимо своих умений сражаться, обладает ещё и некой белой магией, заключающейся в умении исцелять и экзорцировать. Паладины, как правило, объединены в Орден и сражаются против зла, в каком бы виде оно ни было представлено (демоны, нежить и т. д.).

Деконструкцией тропа является храмовник, который тоже может называться паладином. Связанный с D&D фольклор породил свою её версию благодаря паладинам, которые подразумевались обычными благородными паладинами, но были сыграны недалёкими игроками, не справлявшимися с этим образом. Такой паладин — тупой и агрессивный фанатик, бросающийся с мечом наголо на всех, кто дал повод подозревать себя в отсутствии святости. Например, он может заниматься истреблением всех носителей злых мировоззрений, определяемых с помощью соответствующей классовой способности (вне зависимости от того, нужно ли это для предотвращения большего вреда, то есть карает за мыслепреступление). Образ отмечен, в частности, мемом про паладина и газебо: игрок не знал, что такое «газебо» (садовая беседка), и принял это слово за название злобного чудовища, после чего паладин попытался с этим «монстром» расправиться. Закончилось это печально: озверевшее газебо убило паладина.

Надо сказать, что представление о паладине как о туповатом бойце «на службе добра» не вполне соответствует главному источнику — механике D&D. С точки зрения игры паладин как раз весьма продвинут в умственном плане. Он обладает одновременно навыками дипломатии и проницательности, что в сочетании с высокой харизмой делает его весьма серьёзной «социальной» силой. Хотя всё-таки очень часто у него невысокий интеллект, но куда более важная для паладина мудрость. Нередко паладины выступают в роли штатного говоруна партии и вполне преуспевают. Но не позволяйте паладинам завершать квесты! Эти благородные болваны откажутся от любой награды, и придётся собирать цветочки и ржавые щиты, чтобы накопить денег хотя бы на стрелы и камни для пращи.

Если же брать несколько шире, то как таковой паладин является воинствующим последователем некого божества (причем не обязательно доброго), немного уступающий воинам в умении мордобития, но компенсирующий это разными благословениями от своего божественного патрона, доступом к магии (обычно довольно ограниченным), а также повышенными социальными навыками.

Падший паладин может стать обычным бойцом, или, если проникнется духовностью иного рода, анти-паладином. Поднакопивший опыта и утративший иллюзии молодости паладин может стать прагматичным рыцарем. «Падших паладинов» тоже надо различать, что почти никто не делает. Можно нечаянно застрелить невиновного, а можно стать последовательным злодеем-храмовником. В последних редакциях DnD и Pathfinder для падших паладинов предусмотрены отдельные варианты развития.

Наконец, если совершенные грехи не слишком велики, падший паладин может восстановиться в своем статусе путем искупления и епитимьи, а также, как правило, выполнения специального квеста — для этого в каждой церкви предусмотрены соответствующие процедуры.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

Театр[править]

  • «Мещанин во дворянстве» — игра с тропом. В рамках сложного пранка Ковьель, притворяющийся турком-полукровкой, говорит господину Журдену, что турецкий принц намерен назначить его, Журдена, своим особо доверенным дворянином. Для этого нужно-де перейти в ислам, и господин Журден впредь будет титуловаться мамамуши. Ковьель на голубом глазу поясняет: «Слово „мамамуши“ переводится как „паладин“. Паладин — это у древних было такое… одним словом, паладин». (Видно, сам Ковьель не знает точного значения.)

Оригинальная литература и фанфики[править]

  • Собственно, рыцарские романы и прочая тематическая литература.
  • «Скрут» (М. и С. Дяченко): рыцари-истребители чудовищ — одни из немногих, от которых вынужден бежать даже скрут.
  • Метавселенная Рудазова:
    • Цикл «Архимаг» — Серебряные Рыцари, паладины Инанны. Почитают протагониста за святого. Паладины самые настоящие, прямо классические: благородные (не по рождению, хотя и такое не редкость, а по воспитанию и обучению), безупречно честные и порядочные воины, посвятившие себя борьбе со злом. На Каабаре их уважают и любят все, от императоров и королей до простонародья, и не без оснований: все знают, что если твой зов о помощи услышал паладин — ты будешь спасён. Придя на Серую Землю, Серебряные Рыцари весьма споро зарабатывают аналогичную репутацию. А разгадка одна: новобранцев в Орден принимает лично их богиня, которая ошибается редко, так что случайных проходимцев и откровенных храмовников там почти не бывает, а когда всё-таки попадаются — Серебряные Рыцари сами первые их вычищают.
    • «Паргоронские байки»:
      • Соларионы, рыцари богини солнца и лета Солары. Отбор у них не такой жёсткий, геополитического влияния куда меньше, и к магам они более терпимы, чем дорарийские Серебряные Рыцари, но в остальном отличаются от них только цветом металла. С одним их отрядом Лахджа по случайности поцапалась, но потом помирилась.
      • Моргантос Оот, известный как Рыцарь Парифат — паладин безрелигиозный, но не менее фанатичный. Двести лет кряду воевал Бельзедора и в итоге так задолбал этим мартышкиным трудом даже ближайших соратников, что в итоге… неизвестно, то ли убил себя апстену сам, то ли позволил убить этим же соратникам, то ли самому Бельзедору (который очень внимательно отслеживает облико морале своих врагов и недостаточно героическим личностям не поддаётся).
    • А вообще, учитывая, что на Парифате только в главенствующем пантеоне двадцать шесть богов, а есть и другие, духовно-рыцарских орденов там не менее туева хуча — и, разумеется, среди их членов попадаются истинные паладины как по статусу, так и по духу.
  • «Властелин Колец» — у хоббитов есть имя Паладин. На момент Войны Кольца так зовут ширского Тана, а его сын Перегрин (Пиппин) участвует в Братстве.
  • Досье Дрездена — Рыцари Креста. Главная черта, которая позволяет человеку быть Рыцарем — это моральная чистота. А верить он может во что угодно (на выбор: христианин Майкл Карпентер, синтоист (номинально — баптист, крещён случайно) Сиро Ёсима, бывший Денарец и атеист (несмотря на то, что меч ему выдал лично Архангел Михаил) советской закалки Саня, ДЖЕДАЙ Уолдо Баттерс).
  • Ричард Длинные руки — Собственно сам Ричард искренне считает себя паладином (и официально им является). А то, что он разводит лирические и философские беседы с местным Сатаной — лишь мелочи жизни.
  • «Spell, Swords, & Stealth» — паладином считается любой избранный одним из множества богов исполнять его волю на поле боя. Так, гном Тистль становится паладином Ворчуна — бога прислужников. Это даёт ему возможность исцелять товарищей при помощи молитвы, однако он становится неспособным бросить людей в беде. Будучи гномом, однако, он не является типичным паладином и не воюет мечом или молотом. Ему проще метать кинжалы. Позже ему дают заговорённые ножны, в которые возвращаются его же кинжалы при свисте, то есть ему нет необходимости ковылять за уже брошенными кинжалами. Тимускор также отчаянно хочет стать паладином, однако пока что ни один из богов не ответил на его мольбы (возможно потому, что он не является истинно-верующим). В конце концов, он решает следовать идеалам паладина даже без чьего-либо благословения. А потом и вовсе становится «истинным паладином», обладающим их способностями, но без привязанности к божеству.
  • «Хроники странного королевства» — возврат к исходному значению термина. Корпус паладинов — исключительно светская организация, личная гвардия ортанского короля (который традиционно носит звание первого паладина, но Шеллар передал эту должность кузену). Набираются по боевому мастерству, невзирая на происхождение. Род войск — сверхтяжелая кавалерия (доспехи выдерживают весьма развитый огнестрел), но достойно показали себя и при штурме/обороне королевского дворца. Паладинами в фэнтезийном смысле могли бы стать мультиклассовые воины/мистики, но на Дельте так не принято — после крайне неудачной попытки одного средневекового переселенца-фанатика собрать воинствующий христианский орден, для мистиков считается хорошим тоном держаться подальше от войны и политики.
  • Иар Эльтеррус, «Элианская империя» — тут паладины служат тоталитарной теократии Карвена (антагонистичного Элианской империи государства) и ведут себя соответственно. При этом одни из немногих, кто может хоть что-то противопоставить имперским горным мастерам. Малочисленны, поэтому используются как спецназ, диверсанты и элитные ударные части (когда потребовалось срочно взять город, отряд паладинов перелез через стену, перебил защитников и открыл ворота изнутри). Вышеупомянутый Ричард среди них бы отлично смотрелся.
  • «На крыльях феникса» Дмитрия Каминского — главный герой состоит в ордене паладинов, борющихся с нечистой силой.
  • Александр Дюма, «45» — герцог Анжуйский насмешливо назвал паладинами 500 воинов, которых Граф де Сент-Эньян собрал для атаки на фламандцев, когда армия уже бежала, в результате они бесславно утонули, когда враги открыли дамбы.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Legend of the Sun Knight — собственно весь орден Священных Рыцарей Церкви Бога Света можно считать паладинами, с той или иной степенью натяжки. Больше всего (как минимум внешне и по умениям) под троп подходят Рыцарь Солнце и его взвод Священных Рыцарей, которые наиболее продвинуты в магии света.
  • Goblin Slayer — Паладином (по крайней мере в аниме) является девушка со щитом и мечом, одна из опытных приключенцев. При этом она довольно азартна и говорит что в пари ей помогают боги, за что её подкалывает ее товарищ. В манге и аниме по пятому тому ранобе появится гоблин-паладин в качестве главного противника
  • Hellsing — падре Александр Андерсон. Вместо щита и меча — Библия и горы освящённых штыков, вместо сияющих лат — серая ряса, а так — самый настоящий паладин, ревностный католик и безжалостный истребитель нежити.
  • Bichgwa geulimja: «Золотой век» — инверсия, священно-рыцарский орден изначально занимался защитой пилигримов и церквей потом просто банда под эгидой церкви.
  • Saihate no Paladin — здесь уже по самому названию понятно, что протагонист является именно сабжем, причём именно в фэнтезийной ипостаси: воин, последователь богини света и перерождения Грейсфил, что даёт ему доступ к её божественной магии и чьей задачей является нести её благословление миру.
    • При этом де-юре в мире паладинов нет. Формально протагонист является жрецом богини, просто до посвящения он учился воинскому ремеслу, магии и торговле. И поскольку в сеттинге молитвы — пища богов, то он иногда обращается и к другим богам. Например, чтобы получить краюху хлеба. Если натягивать сову на глобус, то ГГ это мультикласс воина, мага и жреца.
  • Насуверс — Астольфо. Его прототипом послужил персонаж из произведений о Роланде. Обладает необычным для паладина хаотично-добрым мировоззрением и чрезмерно женской внешностью.

Видеоигры[править]

  • В WoW паладины одно время были настолько неубиваемы, что это привело к написанию этой песни.
    • Может, ради этого Джорад и клеился все время к дракону?
    • В World of Warcraft количество действительно известных паладинов не особо впечатляет — Артас, Тирион, Утер. То есть, имеющие отношения к мировым событиям. Но если копать глубже их внезапно может оказаться с пару десятков. Зато обыграно много ситуаций от «тупого паладина» до «павшего». На любой вкус и цвет. И да, Лирой Дженкинс — паладин.

Перепевка песенки про "Пал Палыча" от Fun Mode

  • В Master of Magic 1.0 человеческие паладины очень крутые, потому что обладали полной неуязвимостью к магическим атакам. В более поздних версиях паладин взамен получил сопротивляемость, но все равно остался сильным юнитом, который может в одиночку забодать дракона.
  • В Might and Magic паладин скорее обычный боец. Гибрид клерика и воина, ориентированный на рукопашный бой. Однако в 6-7 и 9 части для получения статуса (в 9 класса) паладина необходимо было убить чудовище или злодея и совершить доброе дело.
  • Heroes of Might and Magic — паладинов целый список, хотя многие из них себя таковыми не считают: например, Фрида и Годрик из 5 части. Фрида так и вовсе не просто поклоняется Свету, но и считается Избранной местным воплощением света — драконом Эльратом. А ещё паладинами в той же пятой части называются улучшенные рыцари, которые существа 6 уровня — паладинство выражается в умении лечить наложением рук.
  • В Warlords Battlecry III Раса рыцарей — аллюзия на рыцарей круглого стола. Паладином может стать главный герой и водить за собой целую армию рыцарей. Такой персонаж способен исцелять и владеет особыми приемами против зла как магическими, так и оружейными.
  • Начиная со 2-й части, в Quest for Glory паладин появляется как престиж-класс главгероя, для которого имеются отдельные квесты. Особенно любит героя-паладина 4-я часть, где многие достаточно важные квесты просто нельзя завершить иным классом. А в 5-й части только за паладина или мага согласится выйти замуж великая светлая волшебница Эрана (если её воскресить).
  • В сеттинге Gothic паладины изначально были младшими жрецами-воинами Инноса. Во второй части с точки зрения игровой механики были чем-то средним между магами и охотниками на драконов — крепко дрались в ближнем бою и владели уникальной для них магией, мощной, но узкоспециализированной (после выхода пустившего баланс под хвост мракорису аддона The Night of Raven — просто узкоспециализированной). После того, как Ксардас уничтожил рунную магию, а крепость Гота пала, утратили свои силы и частью погибли, частью влились в ряды миртанийских повстанцев.
  • Pillars of Eternity — паладин не привязан к мировоззрению по причине отсутствия такового или вере в богов (Паледжина, например, их кроет каждый день, в особенности Хайлию), а привязан к репутации и может в зависимости от репутации получать бонусы и штрафы.
  • Child of Light — выбора класса тут нет. Это JRPG. Нигде прямо не говорится про классы героев, однако, кем, по вашему, является девочка с большим мечом, обострённым чувством справедливости и атакующая солнечным светом, да ещё и благородного происхождения? Ясное дело, что паладином. После взросления диссонанс между возрастом и классовой принадлежностью исчезает.
  • Dragon Age: Inquisition — Кассандра. Хотя слова «паладин» в сеттинге нет, по факту она именно это — высокодуховный религиозный рыцарь, непоколебимо верящий в идеалы добра и немножко владеющий светлой магией.
  • AFK Arena — Люций (тот самый «Рыцарь Света», чья миссия — охранять и защищать Эсперию от тьмы) и Белинда (она скорее светлый маг, нежели воин. Однако от Клирика её отличает направленность заклинаний на атаку, нежели на исцеление. А вот по убеждениям — точное попадание в образ).
  • Majesty — здесь паладины все без исключения женщины, поклоняются богу Дауросу, но нанимаются не в храме Дауроса (хотя он необходимое условие для их найма), а в Гильдии Воинов. Быстрые и крепкие воительницы, которые еще и усиливающей магией владеют. Единственная их проблема — девушки-целительницы из храма Агрелы, проходя мимо, конечно, подлечат раненую паладинку, но ходить за ней следом и лечить не будут — просто угнаться не могут.
  • Life is Strange — Уоррен в шутку называет себя Белым Рыцарем, а в четвертом эпизоде Макс называет его так уже серьезно.
  • Dragon Nest — Паладин вместе со Жрецом — субклассы основного класса Клирик, обладающие светлой божественной магией. Падший паладин имеет имеет свой субкласс-Еретик, и пользуется в основном черной магией.

Настольные игры[править]

  • WarHammer 40,000 — среди примархов под образ паладина идеально подходил Лоргар Аврелиан. Религиозность? Зашкаливает. Законопослушно-доброе мировоззрение, преданность своим идеалам? В наличии. Могучий воитель, при том, что несколько слабее своих «классово-чистых» собратьев в бою, но при этом намного мощнее против сверхъестественных существ вроде демонов? Ещё как — побить Ангратта Неудержимого не всякий сможет. Владеет магией? Да. Талантливый дипломат и харизматичный оратор? Да. Освящённая броня и тяжёлая булава в качестве оружия? Есть.
  • Собственно в D&D паладин — один из стандартных классов. Файтер, у которого несколько ниже навыки владения оружием, но это компенсируется способностью кастовать клериковскую магию, а также весомыми бонусами против злых существ. Всегда Lawful good. Если совершает поступок, идущий совсем вразрез с элайнментом, теряет магические способности — навсегда или до того, как искупит вину.
    • Именно D&D породила стереотип про тупых паладинов. Причина? Паладин — это в первую очередь боец, поэтому у него должно быть всё в порядке с силой и телосложением, да и немного ловкости на некоторые фиты тоже нужно. Далее, паладин владеет ещё и своей особой магией, которая требует хорошо развитого обаяния и приличного количества мудрости. А как же интеллект? А на интеллект очков не хватило. Вот и получается у нас физически крепкий, по-житейски опытный и душевный человек/дворф (самый распространенный выбор), всё образование которого ограничено прочтением пары священных книг (хорошо, что в D&D все персонажи с интеллектом больше 5 способны читать и писать на родном языке, иначе паладины были бы поголовно неграмотными). Помножьте это на обязательный Lawful Good элаймент, который крайне трудно отыграть, не скатываясь в тупой пафос, и получите десятки и сотни тысяч исполненных как под копирку глупых паладинов.
      • Однако благодаря высокой харизме и, часто, мудрости (без нее не получится кастовать), а также навыкам Diplomacy и Sense motive паладин вполне способен играть социальные роли, торговаться, разоблачать ложь и т. д.
    • Исключением можно назвать Келдорна из второго Baldur’s Gate — прописанный персонаж со вполне реальной харизмой, мозгами и чувством юмора, а также редчайший случай адекватно отыгранного Lawful Good. Немудрено, что в игровом мире он является крайне уважаемой личностью.
    • Интересен тот факт, что Wizards of the Coast идут в ногу со временем, и паладины пятой редакции могут быть мало похожи на классический архетип. А если точнее, то паладин выбирает одну из трех клятв: Клятва Преданности, Клятва Древних и Клятва Мести. В первом случае получается обычный паладин, во втором — защитник природной красоты и искусства (с большим простором для отыгрыша экотеррориста), а в третьем мы имеем самого что ни на есть фэнтезийного инквизитора, для которого главное — наказать виновных, а не защитить невинных.
      • А ещё в четвёртой редакции паладинам убрали ограничение по мировоззрению — теперь оно лишь должно совпадать с мировоззрением божества, которому паладин служит. Так что паладины злых богов вполне могут быть.
    • Стоит также отметить, что границы дозволенного для паладина сильно отличаются в зависимости от божества, которому тот служит (И, само собой, от восприятия этого класса мастером игры). И если Бахамут, бог справедливости, требует от своих слуг быть безупречными моральными ориентирами, то какой-нибудь бог бюрократии будет следить лишь за точностью формулировок, что позволяет натурально отыгрывать паладина-буквалиста, который на голубом глазу обещает отпустить врага живым, если тот сдастся, и отпускает. С крыши дворца на мостовую вниз головой.
    • А ещё там любят дабл-класс чародей+паладин. У него, правда, есть (по крайней мере, в 3 редакции) одна большая проблема: класс паладина (как и монаха) — это та река, в которую нельзя войти дважды. Как только ты взял при левелапе уровень любого другого класса, имея хотя бы один паладинский — все, дальнейшее развитие как паладина для тебя закрыто. Так что приходится либо сначала накапливать хороший уровень колдуна, а потом уже развиваться исключительно в паладина, либо находить мастера, который не знает или игнорирует это ограничение.
    • А в «Pathfinder» — паладин колдует от харизмы, так что тут персонажам этого класса нужна только одна ментальная характеристика.

Музыка[править]

  • Упомянутая выше «песня про паладина», вышедшая за пределы варкрафтовского фэндома.

Примечания[править]

  1. Что не мешало появлению в дополнительных материалах престиж-классов типа Blackguard (злой паладин) или вариант-классов типа Paladin of Freedom (хаотично-добрый паладин, этакий Робин Гуд)
  2. До середины цикла, потом таки вполне себе. Акколаду над ним совершила лично её величество Мэва Лирийская и Ривийская — за подвиг великий. Правда, тут же лишён титула за то, что сбежал обратно искать Цири, а не просиживать свой афедрон на службе королеве как настоящий рыцарь, но спустя десяток лет в Туссенте его право на титул никто не оспаривает.
  3. У Владимира Аренева в фанфике «Весёлый, простодушный, бессердечный» — таки появился. Так и называется — Кодекс Белоголового, и уважаем даже несмотря на то, что в мире началась своя эпоха Великих географических открытий.